Научная статья на тему 'Модель формирования организационной культуры студенческого строительного отряда'

Модель формирования организационной культуры студенческого строительного отряда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЕ / КОМПОНЕНТ МОДЕЛИ / ЛИДЕР / ORGANIZATIONAL CULTURE / MODEL DEVELOPING / FORMATION / MODEL COMPONENT / LEADER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилова Иолита Алексеевна, Митин Сергей Николаевич

Представлена модель целенаправленного формирования организационной культуры партисипативного типа в студенческом строительном отряде

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF ORGANIZATIONAL CULTURE FORMATION IN STUDENTS BUILDING GROUP

The model of purposeful organizational culture formation of participative type in students building group is described.

Текст научной работы на тему «Модель формирования организационной культуры студенческого строительного отряда»

УДК 378.183:69

И.А. ГАВРИЛОВА, С.Н. МИТИН

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬНОГО ОТРЯДА

Ключевые слова: организационная культура, разработка модели формирование,

компонент модели, лидер.

Представлена модель целенаправленного формирования организационной культуры партисипативного типа в студенческом строительном отряде

I.A. GAVRILOVA, S.N. MITIN MODEL OF ORGANIZATIONAL CULTURE FORMATION IN STUDENTS BUILDING GROUP

Key words: organizational culture, model developing, formation, model component, leader.

The model of purposeful organizational culture formation of participative type in students

building group is described.

Одним из видов мысленной модели является процессуальная модель, представляющая собой совокупность представлений о реальном и прогнозируемом состоянии объекта деятельности, а также о целях и способах реализации этой деятельности системе [2].

При разработке модели можно опираться на основы теории педагогических систем, сформулированные В.П. Беспалько, Ф.Ф. Королевым, Н.В. Кузьминой, В.П. Симоновым и др.

Модель формирования партисипативной организационной культуры студенческого строительного отряда понимается как взаимосвязанный и взаимообусловленный комплекс, объединяющий несколько компонентов: целевой, содержательный, процессуальный и контрольно-диагностический, обеспечивающих готовность студентов к позитивным взаимоотношениям внутри студенческого строительного отряда, базирующимся на фундаменте партисипа-тивной организационной культуры.

Целевой компонент модели. Данный этап заключается в конкретизации и структурировании целей и задач формирования партисипативной организационной культуры студенческого строительного отряда.

Всякая цель - это мысленное предвосхищение человеком результата будущих действий. Такое предвосхищение может иметь различную психологическую форму: наглядного образа будущего результата, схематического его описания, определения требований, которым должен удовлетворять планируемый результат [3]. Однако во всех случаях идет речь о создании человеком «идеальных» представлений о результатах действий еще до их осуществления.

Данная цель конкретизируется через следующие блоки задач:

- изменение отношения к работе (формирование атмосферы, где все бойцы ССО следуют и разделяют общую цель, воспринимают ее как свою личную, имеют набор определенных задач для ее достижения и несут взаимную ответственность за достигнутые результаты);

- модификация поведения (формирование готовности к совместной деятельности бойцов отряда, по реализации цели и решению общих задач для ее достижения);

- стимулирование устойчивости к изменениям (формирование культуры командной работы, закрепленной в стандартах поведения).

Изменение организационной культуры студенческого строительного отряда в сторону формирования в нем партисипативной организационной культуры опирается на следующие принципы:

- ясность конечной цели. Когда планируются изменения в организации, нужно четко представлять, ради чего их проводят;

- разбиение на этапы. В случае, если руководитель уверен в необходимости изменений, процесс внедрения разбивается на этапы;

- предстартовое напряжение. На старте перед введением изменений необходимо создать некоторый уровень напряженности;

- распределение ответственности и перевод общей задачи в личную, специфическую;

- теоретическая база. Специально организованное обучение дает понимание обоснованности изменений.

- мотивация - это энергия изменений. Преодолевая сопротивление, необходимо задавать новые ориентиры, которые человек может воспринять как мотивирующие к новым действиям. Работа над изменениями в организации -это работа с мотивацией сотрудников. Новый подход должны сначала принять сами лидеры, чтобы влиять и мотивировать остальных. Они должны выражать единую точку зрения и подавать пример правильного поведения. На каждом уровне выявленные и подготовленные лидеры должны стать союзниками видения будущего компании, он должны быть снабжены инструментарием, необходимым для выполнения их миссии, и мотивированы на удачное завершение перемен [1].

Содержательный компонент модели. Говоря о содержательной стороне описываемой нами модели формирования партисипативной организационной культуры студенческого строительного отряда, нам необходимо затронуть характерологические особенности данного типа организационной культуры.

Организационная культура может формироваться как стихийно, так и целенаправленно. Данный процесс будет происходить целенаправленно, именно поэтому разбивается содержательная сторона формируемой организационной культуры на три блока:

1. Управленческий блок:

- формирование готовности к установлению и поддержанию доброжелательной спокойной рабочей атмосферы в отряде, к созданию атмосферы доверия;

- формирование готовности ценить идеи, выдвигаемые другими, вовлекать коллектив в активную работу, не замыкая все задачи на себе;

- постоянное получение достаточных подтверждений того, что бойцы отряда правильно поняли задание и прониклись необходимой ответственностью его качественного выполнения в срок;

- формирование у бойцов отряда стремления к самостоятельной работе в среде доброжелательного взаимодействия с другими и без постоянного обращения к командиру по вопросам, которые могут быть решены самостоятельно;

- наличие разнообразия стилей и подходов к работе бойцов отряда, умение анализировать совместную деятельность;

- организация профессионального роста бойцов отряда;

- формирование у бойцов повышенной активности и ответственности при возникновении непредвиденных обстоятельств, грозящих срывом работ.

- руководство основывается на содействии контактам и сотрудничеству и действует как катализатор группового взаимодействия и сотрудничества.

2. Производственный блок:

- готовность к самостоятельному регулированию интенсификации труда: для бойцов отряда не существует нормированного рабочего дня; отряд самостоятельно нормирует свой рабочий день в зависимости от сроков достижения намеченной цели;

- стремление к сокращению потерь рабочего времени путем достижения высокой степени организации труда внутри отряда: взаимозаменяемость, активная личная инициатива, конструктивная коммуникация, рациональное распределение ролей, работа на опережение;

- эффективность деятельности отряда определяется индивидуальной успешностью в сочетании с возможностью объединить личные цели бойцов со стратегическими целями отряда;

- наличие четкой цели, принятой и одобренной всеми бойцами отряда;

- согласованность взаимоприемлемых способов взаимодействия; согласованность миссии (ценностей и идеалов) совместной деятельности;

- готовность бойцов отряда к самоконтролю, самокоррекции и саморазвитию;

- высокая степень взаимовыручки и взаимоподдержки, готовность бойцов отряда к нестандартным проблемным ситуациям;

- открытость всех бойцов отряда к согласовательным процессам;

- открытость нововведениям;

- отсутствие формализации отношений в отряде;

- активное участие каждого бойца отряда в обсуждениях и дискуссиях;

- использование каждым бойцом отряда навыков активного слушания;

- умение правильно выражать несогласие для направления его в конструктивное русло;

- совместное принятие решений, которое подразумевает открытое обсуждение, а не формальное голосование;

- открытую коммуникацию, при которой каждый боец отряда свободно может выразить свое отношение к заданиям и работе в целом;

- четкое распределение ролей и обязанностей;

- разделенное лидерство, при котором функции лидера могут временно делегироваться другим бойцам отряда в зависимости от обстоятельств, потребностей отряда и навыков его бойцов.

3. Коммуникативный блок:

- формирование готовности к открытому обсуждению проблем, хорошая циркуляция информации;

- разработка приемлемых моделей и установок совместной деятельности партнеров по общению с учетом устойчивых качеств личности и их желания;

- формирование толерантных стратегий активного диалога позволяющих использовать универсальные схемы корректного убеждения и возражения;

- контроль и самоконтроль общения, в том числе через регулирование эмоциональных состояний;

- регулирование и коррекция своего поведения в общении в зависимости от понимания поведения партнера по общению путем получения информации о таких характеристиках общения, как перцепция и атрибуция, возможность увидеть, как функционируют они на практике в процессе коммуникативных процессов;

- преодоление индивидуально-личностных барьеров в общении благодаря получению информации о различных аспектах культуры общения: культура речи, эстетика одежды, культура ситуаций, что предоставляет возможность чувствовать себя уверенно в различных ситуациях как делового, так и межличностного общения.

Процессуальный компонент модели. Для того чтобы внедрять изменения и управлять ими, необходимо целостное и системное видение организации. В данном исследовании можно опираться на междисциплинарный подход, который точно отражает организацию в процессе изменений - «организационное развитие».

Организационное развитие - это мероприятия в области менеджмента, направленные на осуществление крупных изменений в организациях, т.е. в студенческом строительном отряде.

Организация (ССО) представляет собой открытую систему и подчиняется всем законам и принципам, характерным для других открытых систем.

Организация (ССО) - развивающаяся социальная система, и к ней применимы все законы и принципы групповой динамики.

В организации (ССО) всегда существуют и реализуются два вида активности: деятельность, направленная на решение базовой задачи, и активность по развитию отношений, возникающих между людьми.

Студенческий строительный отряд имеет некую локализацию в пространстве и времени, предполагает наличие определенных пространственно-временных границ. Все, что находится за пределами этих границ, предстает для него как среда существования. Но, являясь открытой системой, он находится в постоянном взаимодействии со средой. Каждая организация находится в постоянном процессе изменений: развитие есть атрибут любой организации. Среда существования организации также изменяется: меняются политическая и социальная ситуации, налоговая политика, законодательство, конъюнктура на рынке, времена года, погодные условия и т.д. Следовательно, организация может существовать и реализовывать стоящие перед ней цели, только если ее изменения адекватны изменениям и требованиям среды.

В данном исследовании под изменением организационной культуры студенческого строительного отряда понимается целенаправленная последовательность действий, нацеленных на перестройку и перевод отряда на новый, качественно более высокий уровень взаимодействия - партисипативный, с помощью оптимальных педагогических условий, способов, средств и действий.

Чтобы управлять процессом изменений, необходимо иметь ясные цели изменений, представлять себе этапы внедрения изменений, продумывать специальные «мотивирующие» мероприятия. Самая большая трудность фундаментальной трансформации заключается не в построении правильной концепции, не в реорганизации основных процессов и даже не в том, насколько глубоко постигли искусство управления командиры отряда. Ключевая задача состоит в изменении навыков и поведения среди рядовых бойцов.

Контрольно-диагностический компонент модели предполагает описание пути диагностического контроля качественных изменений организационной культуры студенческого строительного отряда, а также компонентов развития отряда как малой группы, косвенно подтверждающих наличие или отсутствие элементов, характерных для партисипативной организационной культуры в целом.

Наличие или отсутствие элементов, характерных для партисипативной организационной культуры в целом, как и ее самой, будет свидетельствовать о эффективности или неэффективности организации экспериментальной деятельности по формированию партисипативной организационной культуры студенческого строительного отряда.

В данном исследовании в качестве диагностических показателей отслеживается динамика изменения:

- типа организационной культуры;

- уровня межгруппового взаимодействия;

- уровня групповой сплоченности (экспертная оценка);

- степени ценностно-ориентационного единства группы;

- стиля управления студенческим строительным отрядом.

Данные показатели имеют количественное выражение, а также различные уровни сформированости и развития, подразумевающие комплексную диагностику. Таким образом контрольно-диагностический компонент позволяет осуществлять как комплексный, так и поэлементный контроль за процессом формирования партисипативной организационной культуры студенческого строительного отряда, что дает возможность коррекции и упорядочения процесса.

При проведении формирующего эксперимента в соответствии с разработанной моделью учитывается влияние человеческого фактора. Человек - саморегулирующаяся система, и его психологический настрой, в частности мотивация, как правило, вносит значительные коррективы в ход эксперимента,

что делает особенно важным создание благоприятного психологического климата в процессе формирования партисипативной организационной культуры студенческого строительного отряда.

Литература

1. Иванова Е.В. Тренинг управления изменениями в организации. СПб.: Речь, 2007, 292 с.

2. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. М.: Большая российская энциклопедия, 1993-1999. Т. 2. С. 107.

3. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Рогачева Н.А. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы. Архангельск: Изд-во Поморского пед. ун-та, 1995. 162 с.

ГАВРИЛОВА ИОЛИТА АЛЕКСЕЕВНА - аспирант кафедры педагогики, Ульяновский государственный университет, Россия, Ульяновск (Buinc@mail.ru).

GAVRILOVA IOLITA ALEKSEYEVNA - post-graduate student of Pedagogy Chair, Ulyanovsk State University, Russia, Ulyanovsk.

МИТИН СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ - доктор педагогических наук, профессор, Ульяновский государственный университет, Россия, Ульяновск.

MITIN SERGEY NIKOLAEVICH - doctor of pedagogical sciences, professor, Ulyanovsk State University, Russia, Ulyanovsk.

УДК 378.14

В.И. ГОРБУНОВ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ СТОРОН ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА НОВЫЕ СТАНДАРТЫ

Ключевые слова: новые образовательные стандарты, индивидуальные учебные планы студентов, самостоятельная и исследовательская работа, рейтинговая система организации учебного процесса, использование статистических норм распределения оценок по дисциплине, информационные технологии.

Рассмотрены вопросы психолого-педагогического сопровождения нововведений, обусловленных переходом на образовательные стандарты третьего поколения. Представлены результаты исследований, которые могут быть полезны при решении организационно-методических проблем совершенствования учебновоспитательного процесса как на технических, так и на иных специальностях высших учебных заведений.

V.I. GORBUNOV THE IMPROVEMENT OF PROCESSIONAL WAYS OF HIGHER TECHNICAL EDUCATION IN TRANSITION TO NEW STANDARDS

Key words: new educational standards, individual learning plans for students, independent research, a rating system for organization of the educational process, using of statistical standards of distribution estimates for the discipline, informatical technologies.

We consider the problems of psychological and pedagogical support of innovations, caused by transition to the educational standards of the third generation. The results of researches which can be useful in solving organizational and methodological problems of improving teaching and educational process both on the technical as well as on other colleges' specialities are presented.

Ключевыми элементами нововведений, обусловленных переходом на государственные образовательные стандарты третьего поколения (ГОС 3), являются индивидуализация обучения посредством увеличения доли дисциплин по выбору и использования зачетных единиц; повышение роли самостоятельной и исследовательской работы студентов и качества управления ею; максимальная «прозрачность» учебного процесса благодаря детальной проработке преподавателями методического сопровождения по дисциплинам и его открытости для всех заинтересованных лиц, балльно-рейтинговому оцениванию результатов учебной деятельности; использование информационно-компьютерных техноло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.