СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ В СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ
В.Д. КРЯЖЕВ, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, г. Москва;
О.С. ВАНИНА, МГТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва;
Ю.В. ТИХОНОВ, ФГБОУ ВО «ПГУ», г. Пенза, Россия;
А.В. ДОРОЦЕВ, ФГБОУ ВО «Астраханский ГМУ» Минздрава России, г. Астрахань, Россия
ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Аннотация
На основе анализа современных научных публикаций и нормативно-правовых актов, в свете Указа Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в статье рассматриваются состояние и перспективы развития студенческого спорта, выявляются его насущные проблемы, анализируется организация работы кафедр физвоспитания и студенческих спортивных клубов в современных условиях.
Ключевые слова: студенческий спорт, студенческие спортивные клубы, спортивная подготовка.
STUDENT SPORTS IN HIGHER EDUCATION: STATE, PROBLEMS AND SOLUTIONS
V.D. KRYAZHEV, VNIIFK, Moscow city;
O.S. VANINA, BMSTU, Moscow city; Yu.V. TIKHONOV, Penza State Universiy, Penza city, Russia;
A.V. DOROTSEV, FSBEI HE Astrakhan SMU MOH Russia, Astrakhan city, Russia
Abstract
Based on the analysis of modern scientific publications and legal acts, in the light of the Decree of the President of the Russian Federation "On the National Development Goals of the Russian Federation for the Period up to 2030", the article considers the prospects for the development of student sports, identifies the pressing problems of student sports, analyzes the organization of the work of physical education departments and student sports clubs in modern conditions.
Keywords: student sport clubs, students-middle distance runners.
Введение
В соответствии с Указом Президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в качестве целей развития РФ определено «сохранение населения, здоровье и благополучие людей», а также «увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов» [2]. При этом существенно возрастает роль физической культуры и спорта (ФКиС) в деле укрепления здоровья молодежи в целом и студенческой молодежи в частности.
На современном этапе развития студенческий спорт рассматривается как общественно-культурное явление в молодежной среде, в котором реализуются повыше-
ние общей, специальной физической подготовленности и сохранение здоровья студентов как эффективное средство физического, нравственного и духовного развития личности и средство формирования здорового образа жизни [7]. Студенческий спорт как часть спорта вовлекает в соревновательную деятельность обучающихся в профессиональных образовательных организациях и вузах [11]. В данной работе рассмотрены в основном проблемы развития студенческого спорта в высшей школе.
Неотъемлемыми частями студенческого спорта являются спортивная подготовка, соревновательная деятельность, популяризация физической культуры и здорового образа жизни.
е»)
Спортивная подготовка в студенческом спорте - это учебно-тренировочный процесс, предусматривающий регулярное участие студентов в спортивных соревнованиях, который реализуется на основе планирования и в котором участие в соревнованиях рассматривается как средство гармоничного развития личности [7, 11].
«Концепцией развития студенческого спорта до 2025 года» предусмотрено постоянное увеличение числа студентов, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, что ставит перед кафедрами высшей школы и студенческими спортивными клубами новые задачи, направленные на повышение эффективности учебно-тренировочного процесса и вовлечение студенческой молодежи в спортивную подготовку.
Цель исследования: анализ текущего состояния и выявление перспектив развития студенческого спорта в России.
Материалы и методы исследования
В работе проанализированы государственные нормативные акты в области ФКиС и научные публикации ведущих специалистов в данной области за последние
5 лет.
В исследовании использовались методы: изучение научных публикаций и нормативных документов, анализ протоколов соревнований, изучение передового практического опыта, анкетирование и опрос ветеранов студенческого спорта.
Результаты исследования и их обсуждение
После распада Советского Союза студенческий спорт столкнулся с проблемами, которые касались материально-технического, кадрового, научно-методического и финансового обеспечения. Возникла проблема возрождения идей патриотизма, активного и здорового образа жизни среди населения страны, которые были развиты в СССР, но практически утрачены на многие годы [5].
В результате эта перестройка отразилась на молодом поколении: почти у 60% учащихся отмечались нарушения здоровья, более 40% молодежи допризывного возраста не соответствовало требованиям призыва к армейской службе [5].
При этом часть студенческого спорта, относящаяся к сфере высших достижений, сохранила свои позиции.
06 этом свидетельствуют успешные выступления российских студентов на Универсиаде 2013 г. в Казани и Всемирных студенческих зимних играх 2019 г. в Красноярске. Однако исполнительный комитет Международной федерации университетского спорта принял решение отложить проведение Всемирных студенческих игр в 2023 г. в Екатеринбурге, а также отстранил российских студентов от участия в летней Универсиаде в Китае [5].
В связи с незаконной изоляцией российских спортсменов на международной арене в изменениях «Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ» предусмотрено существенное дальнейшее развитие массового спорта [4]. При этом наиболее важную роль в этом должен сыграть студенческий спорт, который вовлекает в регулярные занятия и спортивные соревнования значительную часть молодежи в возрасте, наиболее удобном для спортивного совершенствования и достижения высших спортивных результатов во многих видах спорта [7] .
В настоящее время наше государство проводит политику масштабного межведомственного взаимодействия в сфере ФКиС, включающую разработку нормативного обеспечения и стратегий развития студенческого спорта [1, 3, 4]. Так, в работе [7] представлена ссылка на 21 нормативно-правовой акт и 5 поручений Президента, направленных на развитие студенческого спорта за последние 5 лет.
При этом студенческий спорт рассматривается в двух аспектах: как часть спорта высших достижений, направленного на участие во всемирных Универсиадах, и как часть массового спорта, ориентированного на участие студентов в региональных соревнованиях [7].
«Концепцией и Программой развития студенческого спорта» также предусмотрено «совершенствование научно-методического обеспечения и внедрение инновационных разработок в практическую деятельность образовательных организаций (кафедр физического воспитания вузов)», где средствами спортивной подготовки решается задача «сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности» [7].
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки «49.03.01 -Физическая культура», утвержденный 19.09.2017, в соответствии с которым осуществляется работа кафедр физвоспитания, предполагает, что спортивная подготовка студентов является дополнительным образованием и поэтому должна проводится в спортивном клубе вуза в форме секционных занятий.
В то же время в некоторых ведущих университетах страны, имеющих статус НИИУ, спортивная подготовка может проводится на спортивных отделениях в группах спортивного совершенствования на кафедрах физического воспитания [9].
Анализ практической деятельности кафедры физво-спитания и спортивного клуба МГТУ им. Н.Э. Баумана подтверждает, что студенческий спорт осуществлял и осуществляет подготовку студентов для участия в соревнованиях различного уровня.
Изучение архивов спортивного клуба МВТУ имени Н.Э. Баумана, показывает, что в свое время в вузе училось около десяти чемпионов и призёров Советского Союза только по одной легкой атлетике. Среди них В. Лощилов -чемпион СССР в толкании ядра, О. Ряховский - чемпион СССР в тройном прыжке, В. Караулов - чемпион СССР в беге на 1500 м. Это были настоящие любители спорта и выдающиеся специалисты в своей профессии. В.И Лощилов и О.А. Ряховский защитили докторские диссертации и долгое время возглавляли кафедры МВТУ им. Н.Э. Баумана, не разрывая связь со спортом, работая в общественных спортивных организациях.
На всю страну славилась бауманская школа по самбо, возглавляемая Г. Шульцем. Выдающиеся боксеры-бауманцы: А. Киселев - серебряный олимпийский и европейский призер, основатель и первый президент Российского студенческого спортивного союза; Б. Зариктуев -призер чемпионата Европы. Сборные команды мастеров МВТУ по регби и волейболу играли в высшей лиге.
В 60-80 годах ХХ века на кафедре физвоспитания и в спортивном клубе МВТУ им. Н.Э. Баумана ежегодно
готовились десятки мастеров и кандидатов в мастера спорта, большое количество спортсменов первого спортивного разряда. Настало время возрождения традиций.
Спортивная работа со студенческой молодежью осуществляется Минспортом России в тесном взаимодействии с Минобрнауки России, федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, Российским спортивным студенческим союзом, Ассоциацией студенческих спортивных клубов России, общероссийскими спортивными федерациями, студенческими спортивными лигами, на кафедрах физического воспитания и в спортивных клубах вузов [7, 9, 11].
В настоящий момент к субъектам системы студенческого спорта в вузах относятся кафедра физического воспитания и студенческий спортивный клуб (ССК), созданный в качестве структурного подразделения или общественного объединения [3, 9, 11].
В соответствии с поручением Президента РФ от 22 ноября 2019 г. № Пр-2397 к 2024 г. необходимо было завершить создание студенческих спортивных клубов в вузах.
По состоянию на 9 января 2024 г. в Российском спортивном студенческом союзе зарегистрировано 1007 студенческих спортивных клубов и 17 лиг по видам спорта.
По данным мониторинга, более чем в 73% исследуемых образовательных организациях работают ССК. Из них ССК открыты в 44% вузов в виде структурных подразделений, в 48% - в виде общественных организаций [10].
Функциональные обязанности физического воспитания и спортивного клуба чётко разграничены [9]. Кафедра занимается в основном учебным процессом, воспитательной и научно-методической работой. Спортивный клуб занимается спортивной подготовкой студентов, организует внутренние соревнования, готовит сборные команды для участия в чемпионатах студенческих лиг по видам спорта [11].
Это создает противоречия, препятствующие развитию студенческого спорта. Во-первых, это противоречие между обязанностью кафедры физвоспитания участвовать в развитии студенческого спорта и ограничением ее функций.
С другой стороны, занимаясь спортивной подготовкой студентов в неучебное время, спортивный клуб не может самостоятельно разрабатывать тренировочные программы по видам спорта. Для этого необходимо использовать кадровый и научный потенциал кафедры.
В настоящее время количество юных спортсменов, занимающихся на этапах спортивной подготовки, составляет около 1,5 млн чел. В то же время поступление в вуз часто является периодом окончания занятий спортом [11]. Приходя в ВУЗ, спортсмен для получения предусмотренной Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования универсальной компетенции Ук-7 должен посещать занятия для освоения дисциплин по физической культуре и спорту в объеме 72 академчасов, а также практические занятия по одной из элективных дисциплин в объеме 328 академчасов [9]. Зачетные требования включают посещение не менее 80% этих занятий [9]. При этом студенту необходимо тренироваться в спортивном клубе не менее трех раз в неделю, где он с успехом может раз-
вивать те же компетенции. Этот вопрос требует юридического регулирования.
Разрешению этих противоречий могла бы помочь разработка, если не федерального стандарта, то по крайней мере «Положения о спортивной подготовке студентов», где были бы отражены нормативы, количество тренировочных часов, ориентировочные объёмы тренировочной нагрузки и т.д.
По мнению специалистов, существует много общих проблем, с которыми сталкиваются все без исключения студенческие спортивные клубы. К таким проблемам относятся недостаточно развитая спортивная база, недостаток финансирования и инвентаря, ограниченное количество тренеров по специальностям и другое [7, 11].
По сведениям портала «Российское образование», в стране работает 1024 вуза, в которых учатся около 4,5 млн студентов. На кафедрах физвоспитания работают 16,9 тыс. квалифицированных специалистов. Это большая база для развития студенческого спорта. Однако по сравнению с советским периодом уровень развития массового студенческого спорта в настоящее время оказался существенно ниже.
На этот факт указывает, например, опрос ветеранов студенческого спорта: в 70-80-х гг. прошлого века на первенстве вузов г. Москвы по легкой атлетике проводилось 15-20 забегов на дистанцию 800 м. В 20222023 гг. на Московских студенческих спортивных играх среди вузов по легкой атлетике было организовано только 6-8 забегов на 800 м.
Развитию студенческого спорта не способствует и отсутствие в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки «49.03.01 - Физическая культура» Положения о спортивной подготовке студентов. Элективный курс не может полноценно её заменить. В связи с отказом Российской Федерации от Болонской системы этот образовательный стандарт может быть изменен или дополнен.
Параметры тренировочного процесса, утвержденные «Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта "лёгкая атлетика"», не подходят для тренировочного процесса студентов. Так, бегуны на средней дистанции на этапе «спортивное совершенствование» в возрасте 19 лет должны тренироваться семь раз в неделю по 3 часа в день, что не подходит для студентов ввиду их большой занятости. Однако, как показано в экспериментальной работе Р.Н. Володина, проведенной на базе спортивного клуба Пензенского университета, хороших спортивных результатов в беге на средние дистанции студенты могут достигать и при значительно меньших объемах тренировочной нагрузки за счет рационализации тренировочного процесса и повышения его эффективности [6]. Это подтверждается и опытом подготовки бегунов на 400-800 м в МГТУ имени Н.Э. Баумана, где регулярно готовятся победители и призеры чемпионата Москвы и московских студенческих игр, спортсмены I спортивного разряда и кандидаты в мастера спорта.
Заключение
После спада, вызванного переходом экономики на рыночные отношения, ликвидации ДСО «Буревестник» наметился новый этап развития студенческого спорта,
Массовая физическая культура и оздоровление населения
который рассматривается как часть спорта высших достижений и спорта для всех.
Спорт высших достижений студентов поддерживает свои позиции, но его развитие сдерживается незаконной изоляцией студенческого спорта некоторыми международными спортивными организациями.
Основой дальнейшего развития массового студенческого спорта являются: • «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года»; • «Концепция развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года»; • работа Российского спортивного студенческого союза; • большое количество студентов в возрасте 19-24 лет, желающих заниматься спортом; • открытие в большинстве вузов страны студенческих
спортивных клубов; • наличие достаточно хороших спортивных баз в крупнейших университетах России, а также значительного количества дипломированных специалистов; • накопленный опыт и сохранение традиций.
Дальнейшему развитию массового студенческого спорта должны способствовать: • разработка «Положения о спортивной подготовке студентов»; • привлечение опытных тренеров к работе в студенческих спортивных клубах; • совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров; • расширение календаря массовых спортивных соренований для студентов; • повышение заинтересованности университетов в подготовке сборных команд по видам спорта и их участии в чемпионатах страны.
Литература
1. Приказ Минспорта России от 21.11.2017 № 1007 «Об утверждении концепции развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года».
2. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
3. Письмо Минобрнауки России от 05.09.2022 № МН-11/2713 «О типовой модели студенческого спортивного клуба».
4. Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года», изменения от 29 апреля 2023 года № 1118-р.
5. Аладьева Н.В. Студенческий спорт в условиях противостояния: новые стратегии развития / Физическая культура, спорт и молодежная политика в условиях глобальных вызовов: материалы Международного научного конгресса, Екатеринбург. Издательство Уральского университета, 2023. - С. 85-90.
6. Володин, Р. Содержание тренировочных нагрузок бегунов на средние дистанции спортивного клуба вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2021. - 24 с.
7. Еремина, Е.А. Методические рекомендации по развитию студенческого спорта в Российской Федерации, Российский студенческий спортивный союз. - 2023. -56 с. - https:// rosstudsport.ru/news/1873
8. Зайцев, А.А., Ольховский, Р.М. Результаты мониторинга развития студенческого спорта в РФ // Физическое воспитание и студенческий спорт. - 2023. -Т. 2. - Вып. 1. - С. 35-41.
9. Лубнина, Е.О. Методические рекомендации по организации деятельности кафедр физического воспитания, Российский студенческий спортивный союз. - 2023. -https:// rosstudsport.ru/news/1881
10. Пушкарева, Н.Н. Возможности и перспективы студенческого спорта в оценках российской молодежи / Н.Н. Пушкарева, Е.В. Гвоздева // Мир науки. Социология, филология, культурология. - 2022 - Т. 13 -№ 4 - URL: https://sfk-mn.ru/PDF/18SCSK422.pdf
11. Соколов, Н.Г., Артемьев, И.Я., Жилин, С.С. Студенческий спорт в вузе: учебное пособие / Н.Г. Соколов, И.Я. Артемьев, С.С. Жилин. - Санкт-Петербург, 2022. - 64 с.
References
1. Ministry of Sports of Russia (2017), Order of the Ministry of Sports of Russia dated 21.11.2017 No. 1007 "On approval of the concept of the development of student sports in the Russian Federation for the period up to 2025".
2. President of the Russian Federation (2020), Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 No. 474 "On the National Development Goals of the Russian Federation for the Period up to 2030".
3. Ministry of Education and Science of Russia (2022), Letter of the Ministry of Education and Science of Russia dated 05.092022 No. MN-11/2713 "On the standard model of a student sports club".
4. Government of the Russian Federation (2020), Decree of the Government of the Russian Federation of November 24, 2020 No. 3081-r. "On approval of the Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation for the period up to 2030", amended on April 29,2023 No. 1118-r.
5. Aladyeva, N.V. (2023), Student Sport in the Context of Confrontation: New Development Strategies, In: Physical Culture, Sport and Youth Policy in the Context of Global Challenges: Proceedings of the International Scientific Congress, Yekaterinburg, Ural University Press, pp. 85-90.
6. Volodin, R. (2021), Training loads of middle-distance runners in the university sports club: avtoref. diss. ... Ph.D. (Pedagogics), Moscow, 24 p.
7. Eremina, E.A. (2023), Methodological recommendations for the development of student sports in the Russian Federation, Russian Student Sports Union, 56 p., [Online] URL: https:// rosstudsport.ru/news/1873
8. Zaytsev, A.A. and Olkhovskiy, R.M. (2023), Results of monitoring the development of student sports in the Russian Federation, Fizicheskoe vospitanie i studencheskiy sport, vol. 2, iss. 1, pp. 35-41.
9. Lubnina, E.O. (2023), Methodological recommendations for the organization of the activities of physical education departments, Russian Student Sports Union, [Online] URL: https:// rosstudsport.ru/news/1881
10. Pushkareva, N.N. and Gvozdeva, E.V. (2022), Possibilities and Prospects of Student Sport in the Assessment of Russian Youth, Mir nauki. Sociologiya, Filologiya, Kul'turologiya, vol. 13, no. 4, [Online] URL: https://sfk-mn. ru/PDF/18SCSK422.pdf
11. Sokolov, N.G., Artemyev, I.Ya. and Zhilin, S.S. (2022), Student sport at the university: textbook, St. Petersburg, 64 p.