Научная статья на тему 'СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФАКТОР В ВУЗЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФАКТОР В ВУЗЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенческий спорт / спартакиада / образовательный процесс / компетенция / студенты вуза физической культуры / student sports / sports and athletics / educational process / competence / students of the higher education institution of physical culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарипов Марат Фоатович, Миловидов Виктор Константинович, Селиверстова Ирина Николаевна

Представлены результаты анализа практики реализации студенческого спорта в вузе физической культуры (на примере Уральского государственного университета физической культуры) и его образовательного потенциала в контексте соответствия Федеральному государственному образовательному стандарту бакалавра физической культуры. Выявлен потенциал и организационно-педагогические условия использования студенческого спорта как образовательного ресурса в вузе физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарипов Марат Фоатович, Миловидов Виктор Константинович, Селиверстова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT SPORT AS AN EDUCATIONAL FACTOR IN THE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE

The results of the analysis of the practice of implementing student sports in the University of Physical Culture (on the example of the Ural State University of Physical Culture) and its educational potential in the context of compliance with the Federal State Educational Standard of the Bachelor of Physical Culture are presented. The potential and organizational and pedagogical conditions for the use of student sports as an educational resource in the university of physical culture are revealed.

Текст научной работы на тему «СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФАКТОР В ВУЗЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-7-117-123

СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФАКТОР В ВУЗЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

М.Ф. Шарипов, В.К. Миловидов, И.Н. Селиверстова

Представлены результаты анализа практики реализации студенческого спорта в вузе физической культуры (на примере Уральского государственного университета физической культуры) и его образовательного потенциала в контексте соответствия Федеральному государственному образовательному стандарту бакалавра физической культуры. Выявлен потенциал и организационно-педагогические условия использования студенческого спорта как образовательного ресурса в вузе физической культуры.

Ключевые слова: студенческий спорт, спартакиада, образовательный процесс, компетенция, студенты вуза физической культуры.

STUDENT SPORT AS AN EDUCATIONAL FACTOR IN THE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE

Sharipov M.F., candidate of pedagogical sciences, associate professor, girewik1987@ bk.ru, Russia, Chelyabinsk, Ural State University of Physical Culture, Milovidov V.K., professor, timgiop-chair@ uralgufk.ru, Russia, Chelyabinsk, Ural State University of Physical Culture, Seliverstova I.N., candidate of pedagogical sciences, associate professor, seliverstovme@ yandex.ru, Russia, Chelyabinsk, Ural State University of Physical Culture

The results of the analysis of the practice of implementing student sports in the University of Physical Culture (on the example of the Ural State University of Physical Culture) and its educational potential in the context of compliance with the Federal State Educational Standard of the Bachelor of Physical Culture are presented. The potential and organizational and pedagogical conditions for the use of student sports as an educational resource in the university of physical culture are revealed.

Key words: student sports, sports and athletics, educational process, competence, students of the higher education institution of physical culture.

Шарипов Марат Фоатович, канд. пед. наук, доц., girewik 1987@bk.ru, Россия, Челябинск, Уральский государственный университет физической культуры,

Миловидов Виктор Константинович, проф., timgiop-chair@uralgufk.ru, Россия, Челябинск, Уральский государственный университет физической культуры,

Селиверстова Ирина Николаевна, канд. пед. наук, доц., seliverstovme@yandex.ru, Россия, Челябинск, Уральский государственный университет физической культуры

Образовательный процесс студентов вуза физической культуры предполагает их приобщение и вовлечение в сферу физической культуры и спорта как в мотивационном, так и в компетентност-ном аспектах. Принятые в последние годы официальные документы и управленческие решения на федеральном уровне направлены на развитие студенческого спорта, создание и развитие студенческих спортивных лиг и команд на базе высших учебных заведений. В направлении развития студенческого спорта выявлен ряд публикаций в открытой печати. В частности, выявлены ра-

боты, анализирующие зарубежный опыт развития студенческого спорта [1, 2], особенности его организационно-управленческих аспектов [3, 4], а также его влияние на различные стороны студенческой жизни [5-8]. Вместе с тем, первоочередная задача вуза - реализация образовательного процесса. В связи с этим актуальным является проблема изучения образовательного потенциала студенческого спорта в

процессе подготовки бакалавров физической культуры. Анализ литера -туры не выявил исследований, раскрывающих данный потенциал. Это определило выбор темы данного исследования.

Цель исследования - выявить потенциал и организационно-педагогические условия использования студенческого спорта как образовательный ресурс в вузе физической культуры.

Задачи исследования:

1) изучить содержание студенческого спорта и его возможности использования в образовательном процессе бакалавра физической культуры;

2) изучить компетентностное содержание образовательного процесса бакалавра физической культуры и сравнить его с содержанием студенческого спорта, реализуемого в условиях вуза физической культуры;

3) сформулировать организационно-педагогические условия эффективности использования студенческого спорта в образовательном процессе бакалавра физической культуры.

Методика и организация и исследования. Исследование проведено на основе анализа содержания спортивной работы со студентами в Уральском государственном университете физической культуры и ее соответствия Федеральному государственному образовательному стандарту бакалавра физической культуры. Основными методами выступают анализ документации и практики работы, а также синтез.

Результаты исследования и их обсуждение. В настоящее время студенческий спорт в Уральском государственном университете физиче -ской культуры представлен в следующих относительно обособленных направлениях:

- занятия в спортивных секциях;

- тренировки в составе спортивных команд по видам спорта для участия в межвузовских соревнованиях;

- внутренняя вузовская спартакиада;

- организация спортивной работы внутри выпускающей кафедры.

Для полноценного применения студенческого спорта в образовательном процессе необходима широкая вовлеченность студентов (в идеале вовлеченность должна быть полная). В связи с этим из указанных направ -лений наибольший образовательный потенциал теоретически имеют внутренняя вузовская спартакиада и организация спортивной работы на кафедрах. Только в данных направлениях можно в теории привлечь все 100 % студентов, хотя на практике такого не происходит. Занятия в спортивных секциях и тренировки спортивных студенческих команд даже в теории не способны обеспечить условия для вовлечения значительной части студен -тов, обучающихся в вузе.

В связи с этим проанализируем содержание и проблемы указанных направлений студенческого спорта в контексте его использования в образовательном процессе студентов вуза физической культуры.

Вузовская спартакиада включает лично-командные соревнования по 14 видам спорта. Программа спартакиады периодически меняется, однако традиционно в нее входят соревнования по легкоатлетическому кроссу, гиревому спорту, волейболу, баскетболу, многоборью ГТО, перетягиванию каната, спортивному ориентированию, футболу, туристской полосе препятствий, лыжным гонкам, плаванию, шахматам и шашкам. Выбор данных видов спорта определяется отчасти межвузовской соревнователь -ной программой (внутренняя спартакиада не является полноценной систе -мой отбора в вузовские команды, но играет в этом процессе определенную роль), отчасти обеспечением возможности студентов участвовать в сорев -нованиях без предварительной подготовки. Большинство видов спорта в программе спартакиады либо входят в школьную программу, либо явля -ются технически не сложными и не требуют длительного обучения. В спартакиаде предусмотрены командные соревнования по итогам всей программы среди выпускающих кафедр вуза, а также личный зачет.

Спортивная работа со студентами, осуществляемая внутри выпус -кающих кафедр вуза, предполагает проведение отборочных мероприятий для комплектования команд для участия в вузовской спартакиаде. В осо -бенности это касается соревнований по игровым видам спорта и видам программы спартакиады, предполагающим ограничение по количеству участников (в последние годы ограничение на количество участников не умеет только турнир по гиревому спорту, спортивное ориентирование и (иногда) легкоатлетический кросс). Некоторые кафедры для этой цели организовывают и проводят внутреннюю кафедральную спартакиаду или систему отдельных отборочных турниров и учебно-тренировочных мероприятий.

Описанные составляющие студенческого спорта несут в себе потенциал использования различного рода педагогических средств, которые можно применять как непосредственно во внеучебной (спортивной) дея -тельности, так и на некоторых учебных дисциплинах, входящих в учебный план бакалавра физической культуры:

- изучение правил видов спорта;

- участие в работе организационных комитетов соревнований;

- судейство соревнований;

- разбор «кейсов» на примере проведения соревнований из программы спартакиад вуза и кафедры;

- разработка организационно-распорядительной документации;

- изучение материально-технического оснащения мероприятий;

- освоение техники новых для себя видов спорта;

- участие в волонтерской деятельности;

- ознакомление с видом спорта в процессе участия в мероприятии в качестве зрителя;

- изучение возможностей использования информационных технологий для оповещения и агитационно -пропагандистских мероприятий, связанных с соревнованиями.

Действующий образовательный стандарт предусматривает освоение универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетен-ций. Профессиональные компетенции определяются организацией, в то время как универсальные и общепрофессиональные зафиксированы в стандарте. Анализ его содержания позволил выявить возможности освое -ния общепрофессиональных компетенций за счет привлечения студентов к участию в вузовской и кафедральной спортивной работе. Результаты анализа представлены в таблице.

Анализ соответствия содержания спортивной работы со студентами компетентностному содержанию образовательного стандарта бакалавра физической культуры

Компетенция Средства освоения

Способен проводить занятия и физкуль-турно-спортивные мероприятия с использованием средств, методов и приемов базовых видов физкультурно-спортивной деятельности по двигательному и когнитивному обучению и физической подго -товке Участие в соревнованиях, разбор «кейсов» на учебных дисциплинах, изучение правил вида спорта при подготовке команды или участия в судействе соревнования, участие в отборочных мероприятиях, организация и проведение отборочных и учебно-тренировочных мероприятий на кафедре

Способен организовать совместную деятельность и взаимодействие участников деятельности в области физической культуры и спорта Выполнение функций капитана в команде, выполнение функций официального представителя команды, проведение отборочных и учебно-тренировочных мероприятий на кафедре, работа в оргкомитете мероприятий

Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами сферы физической культуры и спорта и нормами профессиональной этики Изучение правил вида спорта на учебных дисциплинах, отборочных и учебно-тренировочных мероприятиях, в процессе участия в соревнованиях, волонтерской деятельности и участия в роли зрителей

Способен осуществлять организацию и судейство соревнований по избранному виду спорта Непосредственное судейство соревнований, подготовка к судейству на учебных дисциплинах, участие в работе организационных комитетов, разбор «кейсов» на учебных дисциплинах, наблюдение за судейством соревнований в процессе участия в качестве спортсмена, волонтера, зрителя

Способен проводить материально-техническое оснащение занятий, соревнований, спортивно-массовых мероприятий Работа в оргкомитете соревнований, наблюдение за проведением мероприятий в процессе участия в качестве спортсмена, волонтера, зрителя, разбор «кейсов» на учебных дисциплинах

Анализ компетенций в образовательном стандарте показывает, что студенческий спорт может быть эффективным в освоении как минимум пяти из 16 общепрофессиональных компетенций. При этом характер студенческого спорта таков, что по своей сути он обеспечивает практическое освоение компетенций, то есть их компоненты «уметь» и «владеть». В комплексе с учебными дисциплинами студенческий спорт может обеспечивать полное освоение указанных компетенций.

Однако анализ практики реализации студенческого спорта в усло -виях конкретного вуза позволяет сформулировать ряд организационно -педагогических условий, при которых использование его образовательного потенциала будет эффективным:

- обеспечение возможности участия в студенческих спортивных мероприятиях в различной роли (спортсмен, волонтер, судья, зритель) 100 % студентов, обучающихся в вузе;

- построение графика проведения студенческих спортивных меро -приятий (вузовских и кафедральных) с учетом учебных планов бакалавров физической культуры;

- создание согласованной системы взаимодействия кафедральных учебно-тренировочных и отборочных мероприятий и вузовской спартакиады;

- организация учебно-тренировочных и учебных семинаров для судей и спортсменов;

- расширение программы спартакиады и соответственной материально-технической базы.

На сегодняшний день отмеченные организационно-педагогические условия реализуются с многочисленными сложностями. Однако организационно-методический поиск и практическая деятельность в данном направлении продолжаются.

Выводы. Наибольший образовательный потенциал в процессе под -готовки бакалавров физической культуры имеют такие составляющие студенческого спорта, как вузовская спартакиада и кафедральные спортивные отборочные и учебно-тренировочные мероприятия. Компетентностное содержание образовательного процесса студентов вуза физической куль -туры в значительной мере соответствует содержанию спортивной студен -ческой работы. При этом наибольшую эффективность использования студенческого спорта в образовательном процессе студента вуза физической культуры могут обеспечить организационно-педагогические условия, повышающие охват студенческой аудитории и степень согласованности мероприятий с учебным планом.

Список литературы

1. Головинова И.Ю., Николаева В.С. Финансирование студенческого спорта в США и расходы на подготовку молодых спортсменов // Наука-2020. 2020. № 5 (41). С. 147-151.

2. Таскаев Г.А. Перспективы развития студенческого спорта в России: сравнение устройства студенческого спорта в США и России // Спор -тивная наука. Инновации в образовании: сб. материалов студ. науч.-практ. конф. / под науч. ред. Л.Б. Андрющенко. М.: Изд-во РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2021. С. 537-540.

3. Пешкова Н.В., Карпова А.О. К вопросу управления развитием студенческого спорта в вузах // Теория и практика физической культуры. 2019. № 10. С. 46.

4. Шакиров В.Р., Шарипов М.Ф. Организация спортивной работы выпускающей кафедры вуза физической культуры // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях физической культуры: сб. материалов XXIX Регионал. науч.-метод. конф. Челябинск: Изд-во УралГУФК, 2019. С. 229-231.

5. Волков М.А. Проблемы совмещения учебы в вузе и студенческого спорта // Вестник научных конференций. 2018. № 5-3 (33). С. 42-43.

6. Дешевицын М.П. Значимость спорта в студенческой жизни // NovaUm.Ru. 2021. № 29. С. 126-127.

7. Жигарева О.Г. Студенческая молодежь в информационном пространстве: потребности и интересы (на примере спорта) // Вестник Российской международной академии туризма. 2021. № 2. С. 3-8.

8. Коршикова М.С., Морозова Ю.Ю. Студенческий спорт как способ социализации личности в современном обществе // Физическая куль -тура, спорт и туризм в высшем образовании: сб. науч. тр. XXIX Всерос. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов, молодых ученых. Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ «РИНХ», 2018. С. 66-69.

References

1. Golovinova I.Yu., Nikolaeva V.S. Finansirovanie studencheskogo sporta v SShA i raskhody na podgotovku molodyh sportsmenov [Financing of student sports in the USA and the costs of training young athletes] // Nauka-2020 [Science-2020]. 2020. No. 5 (41). P. 147151.

2. Taskaev G.A. Perspektivy razvitiya studencheskogo sporta v Rossii: sravnenie us-trojstva studencheskogo sporta v SShA i Rossii [Prospects for the development of student sports in Russia: comparison of student sports in the USA and Russia] // Sports Science. Innovations in education: sat. materials stud. scientific-practical. conf. / under scientific ed. L.B. Andryushchenko. M.: Publishing House of the Russian University of Economics. G.V. Plekhanova, 2021. P. 537-540.

3. Peshkova N.V., Karpova A.O. K voprosu upravleniya razvitiem studencheskogo sporta v vuzah [On the issue of managing the development of student sports in universities] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2019. No. 10. P. 46.

4. Shakirov V.R., Sharipov M.F. Organizaciya sportivnoj raboty vypuskayushchej kafedry vuza fizicheskoj kul'tury [Organization of sports work of the graduating department of the university of physical culture] // Optimization of the educational process in educational

organizations of physical culture: sat. materials XXIX Regional. scientific method. conf. Chelyabinsk: Publishing house UralGUFK, 2019. P. 229-231.

5. Volkov M.A. Problemy sovmeshcheniya ucheby v vuze i studencheskogo sporta [Problems of combining studies at the university and student sports] // Vestnik nauchnyh kon-ferencij [Bulletin of scientific conferences]. 2018. No. 5-3 (33). P. 42-43.

6. Deshevicyn M.P. Znachimost' sporta v studencheskoj zhizni [The importance of sports in student life] // NovaUm.Ru. 2021. No. 29. P. 126-127.

7. Zhigareva O.G. Studencheskaya molodezh' v informacionnom prostranstve: po-trebnosti i interesy (na primere sporta) [Student youth in the information space: needs and interests (on the example of sports)] // Vestnik Rossijskoj mezhdunarodnoj akademii turizma [Bulletin of the Russian International Academy of Tourism]. 2021. No. 2. P. 3-8.

8. Korshikova M.S., Morozova Yu.Yu. Studencheskij sport kak sposob socializacii lichnosti v sovremennom obshchestve [Student sport as a way of personality socialization in modern society] // Physical culture, sport and tourism in higher education: Sat. scientific tr. XXIX All-Russian. scientific-practical. conf. students, graduate students, young scientists. Rostov n/D: Publishing House of the Russian State Economic University "RINH", 2018. P. 66-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.