УДК 796
СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ Иванов В.Д.
кандидат педагогических наук, доцент,
доцент кафедры физического воспитания и спорта.
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия.
ORCID ID: 0000-0002-2952-3222 AuthorID: 229821 E-mail: [email protected]
Титов И.Е.
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия. E-mail: [email protected]
<Jjp! Аннотация. Автор рассматривает феномен студенческого спорта, набирающий популярность в настоящее время. Изучается история студенческого спорта, проблемы и перспективы его развития. Представлены направления спортивной деятельности. Изучена роль спорта в социализации студентов.
f Актуальность. Соотнесенность между физическим воспитанием, спортом, здоровьем и образованием студентов должны быть очень сильными и прогрессивными. Поэтому есть необходимость проанализировать возможности страны в организации студенческого спорта, изучить тенденции и проблемы развития студенческого спорта, выявить необходимые условия для создания возможностей для занятий спортом при вузах. Цель, задачи. Цель работы - провести обзор научных публикаций по данной теме. Обозначить слабые и сильные места в организации студенческого спорта. Выявить перечень необходимых условий для развития студенческого спорта. Ознакомиться с имеющимися проектами, в том числе за рубежом.
Материалы и методы исследования. Материалами исследования являлись научные публикации, размещённые в научной электронной библиотеке elibrary (сайт https://elibrary.ru). Методы исследования: изучение научных литературных источников, обзор публикаций, описание и анализ полученных данных.
Результаты и их обсуждение. Тема истории и перспектив студенческого спорта достаточно полно освещена в научной электронной библиотеке elibrary. Многие ученые и специалисты заинтересованы в развитии физической культуры студентов вузов.
Заключение. Страна обладает достаточными условиями для развития студенческого спорта, и данный вид рекреации хорошо развит. Определены основные тенденции в области студенческого спорта, направления спортивной деятельности и особенности мотивации студентов.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, здоровье, учащиеся, студенты, профес-"ifr сиональное развитие
f Актуальность. В настоящее время в России отмечается высокий" уровень заинтересованности общества в развитии студенческого спорта. Вместе с тем увеличивается значимость пропаганды здорового образа жизни и физической" культуры. Важнейшим моментом является так же то, что роль спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире [1]. В обществе культивировались виды спорта: автомотоспорт, бадминтон, бокс, борь-
ба вольная, борьба самбо, велошоссе, волейбол, гимнастика спортивная и художественная, городки, конькобежный спорт, легкая атлетика, лыжный спорт, общая физподготовка, плавание, охота и рыбная ловля, стрельба пулевая, теннис настольный, туризм, тяжелая атлетика, футбол, хоккей, хоккей с мячом, шахматы, шашки [3]. В условиях спортивного зала наибольшей популярностью среди юношей" пользуются занятия по спортивным играм (баскетбол, мини футбол) [20].
Студенческий спорт считается основой для формирования здорового образа жизни в молодёжной среде и основой развития российского спорта. Студенческий" спорт, с его богатым ценностным потенциалом, оказывает непосредственное влияние на общую культуру общества. Это осуществляется посредством социализации личности студента. Физическое и духовное совершенствование личности молодого человека, его полнокровная и активная жизнь, здоровье, здоровый стиль жизни, дух спортивного соперничества, уважения и сопереживания - вот те человеческие ценности, которые заложены в основе физкультурного образования и студенческого спорта [10].
Таким образом, в настоящий момент тема студенческого спорта для россиян, и в особенности для молодежи, является невероятно актуальной. Выполним обзор публикаций в научной электронной библиотеке еНЬгагу (сайт https://elibrary.ru) по данной теме.
История студенческого спорта
Физическое воспитание и спорт - одна из первостепенных и ответственных проблем развития общества, прогресса и процветания государства. Студенческий спорт в нашей стране начал зарождаться в первой половине двадцатого столетия. Первые студенческие спортивные клубы появились в Москве.
Спортивное студенческое движение развивалось поэтапно. Первый этап начался в конце двадцатых годов прошлого столетия и завершился организационным оформлением университетского спорта, созданием коллективов физкультуры в советских вузах, проведением первых студенческих всесоюзных соревнований. Второй этап развития университетского спорта начался в середине тридцатых годов прошлого века. Третий этап связан с учреждением Всесоюзного студенческого спортивного общества под названием «Буревестник» в 1957 году. Четвертый этап связан с переходом советской экономики к рыночным отношениям [17]. Перед специалистами физического воспитания высшей школы появились новые задачи, направленные не только на развитие физических
способностей студентов, но и на углубление их интересов к занятиям физической" культурой" и спортом, формирование важности здорового образа жизни, в котором двигательная активность является необходимым условием [18].
Всемирные студенческие игры - универсиады также имеют свою историю. Первый студенческий" спортивный клуб был основан в университете г. Берна в 1816 г., а первой страной, организовавшей" ассоциацию студенческого спорта в 1905 г., стали США. Подобные ассоциации появились в Австралии (1906), Польше (1908), Чехословакии (1910), Швеции и Норвегии (1913), на Мальте (1925), в Люксембурге (1938), Италии (1946) и т.д. Их основной задачей" было развитие спорта среди студентов, обучающихся в университетах. Результатом формирования студенческих спортивных структур внутри отдельных стран стало создание в 1919 г. Международной конфедерации студентов (CIE). Первая международная организация университетского спорта была провозглашена в г. Страсбурге (Франция) [12].
Так, студенческий спорт имеет давнюю историю, и его развитие происходит в наши дни.
Проблемы развития молодежного спортивного движения
С.В. Прихожева исследует проблемы организации и развития студенческого спорта. В своей работе она отмечает, что на сегодняшний день развитию молодежного спортивного движения в России препятствуют проблемы, среди которых выделяют: несовершенство законодательной" базы развития студенческого спорта; недостаток финансирования; слабый" уровень развития материально - технической" базы; слабая мотивация администрации вузов в развитии студенческого спорта, отсутствие стимула у студентов и молодежи и ряд других [1]. Несомненно, количество суще-ствуемых проблем варьируется от одного вуза к другому. Не существует общепринятых проблем, как и нет универсальных путей для их разрешения. Среди методов борьбы с недостатками спортивной системы в вузах выделяют организацию и контроль спортивно-массовой работы, под-
держание высокого уровня общего физического воспитания молодежи, формирование мотивационной составляющей занятий спортом. Чем больше людей будет привлечено к развитию студенческого спорта, тем эффективнее будет результат.
Тенденции развития студенческого спорта
Студенческий" спорт в современном мире имеет устойчивую тенденцию к постоянному развитию. Государство как никто другой заинтересовано в интеграции спорта в студенческую жизнь. В связи с этим со стороны государства предусмотрена возможность создания различных структурных подразделений, направленных на развитие студенческого спорта: подразделений, отвечающих за реализацию федеральных государственных образовательных стандартов по дисциплинам (модулям) по физической культуре и спорту (институт, факультет, кафедра физического воспитания и т. д.); спортивных клубов, в том числе студенческих спортивных клубов; органов студенческого самоуправления физкультурной, спортивной, оздоровительной, туристической, волонтёрской направленности; центров тестирования по выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) [2].
Р.Г. Шайхетдинов подчеркивает, что физкультурно-спортивная работа в вузах развивается по следующим основным направлениям: учебные занятия по дисциплине «Физическая культура»; внеурочные занятия (спортивные секции по видам спорта); участие в соревнованиях [13]. Во многих вузах начиная с первого курса предусмотрены элективные занятия, которые представляют собой свободный выбор студентами физкультурно-спортивной деятельности. Студенты выбирают род спортивных занятий, ориентируясь на спортивный опыт, а также на сферу интересов. В процессе освоения элективных курсов студентам предстоит принимать участие в спортивных соревнованиях, которые набирают все большое распространение [15].
Таким образом, перечисленные выше тенденции указывают на существующее развитие студенческого спорта в России.
Направления спортивной деятельности студентов
Ученые В.И. Столяров, С.Ю. Баринов, М.М. Орешкин выделяют два основных направления. Первое направление - организация в учебном процессе и во вне учебное время спортивной деятельности студентов с целью решения спортивно-образовательных и оздоровительно-рекреационных задач. Это направление учитывает общие образовательные и воспитательные задачи высших учебных заведений и ориентировано на большинство студентов. Второе направление - выявление спортивно одаренных студентов, повышение уровня их спортивной подготовленности, подготовка из них спортсменов высокого класса. Данное направление ориентировано на ту часть студентов, которых спорт привлекает как возможная сфера их будущей" профессиональной деятельности
[19].
Однако это лишь один из подходов к рассмотрению данного явления.
Особенности мотивации студентов к занятиям физической культурой
В настоящее время повышается уровень мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом. Исходя из этого, повышается и уровень эффективности физического воспитания. Цели могут быть разные, для кого-то это получение разряда (КМС, МС и т. д.), кто-то хочет стать чемпионом или призером соревнований различного уровня (соревнования на уровне РФ, Европы, мира, Олимпийские игры и т. д.), кто-то занимается для себя, чтобы стать сильнее, быстрее, выносливее, похудеть, набрать мышечную массу и так далее [16].
Омский государственный институт сервиса провел опрос касательно мотивации к занятиям физической" культурой" у студентов. «Из полученных результатов следует, что в блоке мотивов укрепления здоровья наиболее значимыми являются мотивы стремления к укреплению и поддержанию здоровья» [5].
Институт социологии РАН провел исследование вне учебной деятельности студентов, согласно результатам, 29 % опрошенных активно занимаются спортом [7].
Курский" государственный" университет провел опрос среди студентов с целью выявления отношения студенческой" молодежи к физической культуре и спорту (250 человек-участников) и организации физ-культурно-спортивной деятельности студентов в вузе 84 человека-участника). Как показывают результаты проведенного опроса, подавляющее большинство студентов (94,4 %) проявляют интерес к организации физкультурно-спортивной деятельности обучающихся в вузе и обычно узнают о проводимых в университете спортивных мероприятиях. Лишь 5,6 % респондентов не интересуются информацией о спортивных мероприятиях в вузе
[14]
Как показывают научные исследования, мотивация студентов неоднородна, она зависит от множества факторов: возрастных, половых, индивидуальных особенностей"
[4].
Значение физической культуры и спорта в жизни студентов
Спорт и физическая активность помогают организму сохранять и активировать защиту организма. Таким образом обеспечивается способность человека работать более эффективно. У здорового человека больше шансов для личностно-профессионального и карьерного роста [6]. Физическая культура и спорт в свободное время от занятий в вузе может стать мощным фактором укрепления здоровья, повышения успеваемости, а также отвлечения студентов от вредных привычек. Всемирно признано, что занятия физической" культурой" и спортом являются превентивным средством поддержания и укрепления здоровья и профилактики различных заболеваний (сердечно-сосудистых, ишемиче-ской болезни сердца, диабета, остеопороза, ожирения и т.д.) и вредных привычек (пьянства, табакокурения, токсикомании и т.д.). Причем, как отмечают американские специалисты, использование физической" активности и спорта в целях предупреждения заболеваемости требует незначитель-
ных дополнительных затрат государства. В связи с этим огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо процветания России, поскольку это -наименее затратный и наиболее результативный рычаг форсированного морального и физического оздоровления нации [8].
Принципы взаимодействия СМИ и организаций студенческого спорта
Спортивная коммуникация является новой" областью в рамках коммуникационных исследований. Она изучает симбиотиче-ские отношения между спортом и СМИ, а также то, как общение влияет на командную культуру, динамику развития студенческого спорта и на многие другие факторы. Д.Д. Артемьев разбирает 7 главных инструментов взаимодействия средств массовой информации с организациями студенческого спорта: новости, выступления, специальные мероприятия, письменные и аудиовизуальные материалы, digital сфера. Ученый приходит к выводам о том, что освещение локальных студенческих спортивных соревнований происходит преимущественно за счёт студенческих СМИ; взаимодействие СМИ и организаций студенческого спорта происходит по классическим канонам взаимодействия СМИ и спорта вообще [9].
Роль спорта в социализации студентов
Спорт обладает мощной социализирующей" силой. Занимаясь спортом и просто наблюдая за спортивными состязаниями, человек включается в социальные отношения, осуществляется процесс, при котором общественные ценности присваиваются индивидом, интериоризируются как личностные. Н.С. Новикова и А.Н. Галяутдинова считают, что успешная социализация студенческой молодежи возможна только путем активного ее вовлечения в занятия спортом. В современных условиях спорт является фактором социального становления молодежи, важным средством всестороннего и гармонического развития личности, мощным фактором сплочения, физического и духовного оздоровления. Спорт формирует первоначальное представление о жизни и мире,
обучает действиям в определенных жизненных ситуациях, предоставляет возможности для реализации шансов на успех, позволяет победить не только соперника, но и самого себя. Рассматривая спорт через призму его роли в процессе социализации студенческой молодежи, следует особо отметить, что он способствует усилению социальной активности личности, вовлекая в круг новых социальных связей" и отношений [11]. Выводы
1. Тема реализации и развития студенческого спорта является крайне актуальной в настоящее время.
2. Существует ряд проблем, связанных с реализацией и развитием молодежного спорта, среди которых : недостаток финансирования спортивных программ, отсут-
Литература
1.Прихожева, С. В. Бшёег^рой - главный информационный ресурс студенческого спорта в России: история развития и перспективы / С. В. Прихожева // Актуальные вопросы физического воспитания молодежи и студенческого спорта : Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции, Саратов, 30 мая 2019 года. Саратов, 2019. С. 483-488.
2. Всемирные студенческие игры: история, современность и тенденции развития : Материалы I Международной научно-практической конференции по физической культуре, спорту и туризму. В 2-х частях, Красноярск, 16-17 сентября 2022 года. Красноярск, 2022. 588 с.
3. Всемирные студенческие игры: история, современность и тенденции развития : Материалы I Международной научно-практической конференции по физической культуре, спорту и туризму. В 2-х частях, Красноярск, 16-17 сентября 2022. Красноярск, 2022. 636 с.
4. Научная школа Т.И. Шамовой: методолого-теоретические и технологические ресурсы развития образовательных систем : Сборник статей X Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Москва, 25 января 2018 года / Ответственные редакторы С.Г. Во-ровщиков, О.А. Шклярова. Том Часть 2. Москва, 2018. 527 с.
5. Молодёжь, наука, творчество - 2014: Сборник статей XII межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов: в 2-х частях, Омск, 26-29 мая 2014 года / Редакционная коллегия: Маевский Д.П., Синявец Т.Д. Омск, 2014. 255 с.
6. Личностно-профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты : Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции, Москва, 18-21 июля 2018 года / Под редакцией Л.М. Митиной. Москва, 2018. 367 с.
7. Большакова, О. А. Свободное время городской работающей молодежи / О. А. Большакова // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие : Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса: Электронный ресурс, Уфа, 23-25 октября 2012 года. Уфа, 2012. С. 5527-5534.
8. Физическая культура, спорт, наука и образование : Материалы II всероссийской научной конференции, Якутск, 30 марта 2018 года / Под редакцией С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. Якутск, 2018. 620 с.
9. Артемьев, Д. Д. Принципы взаимодействия СМИ и организаций студенческого спорта / Д. Д. Артемьев // Вестник науки и образования. 2020. № 13-3(91). С. 79-81.
10. Грицак, Н. И. Студенческий спорт и его связь с общей культурой общества / Н. И. Грицак // Фундаментальные исследования. 2008. № 1. С. 89-90.
ствие мотивации у студентов, слабая техническая база при вузах.
3. Государство активно помогает в строительстве спортивных объектов в различных регионах России, что говорит о важности развития спорта в целом и студенческого спорта в частности.
4. Мотивация студентов к занятиям спортом зависит от множества факторов: возрастных, половых, индивидуальных особенностей.
5. Студенческие спортивные СМИ дифференцируются на те же виды, что и обычные средства массовой информации.
6. Спорт становится не только заметным социальным агентом в современном мире, но и фактором, способствующим активной" социализации личности.
11. Новикова, Н. С. К вопросу о роли спорта в социализации студенческой молодежи / Н. С. Новикова, А. Н. Галяутдинова // Наука сегодня: проблемы и пути решения : материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях, Вологда, 30 марта 2016 года. Том Часть 2. Вологда, 2016. С. 92-94.
12. Лапочкин, С. В. Студенческий спорт и спортивное наследие / С. В. Лапочкин, И. Ш. Му-таева // Теория и практика физической культуры. 2009. № 11. С. 24-26.
13. Шайхетдинов, Р. Г. Состояние массового студенческого спорта в России / Р. Г. Шайхет-динов // Стратегия развития спортивно-массовой работы со студентами : Материалы Всероссийской научно-методической конференции, Тюмень, 21-23 ноября 2015 года. Тюмень, 2015. С. 137-142.
14. Беспалов, Д. В. Отношение студенческой молодежи к физической культуре и спорту в вузе / Д. В. Беспалов, Ю. М. Пасовец // Современный преподаватель - доверенное лицо государства : сборник научных трудов участников международной конференции молодых ученых светских и духовных учебных заведений в рамках Международного лагеря молодежного актива «Славянское содружество - 2016», Курск, 10-20 июня 2016 года. Курск, 2016. С. 5662.
15. Психологическая подготовка игроков командных видов спорта к студенческим соревнованиям / М. М. Иванова, О. А. Попова, И. М. Смокотнина, М. Д. Бугунов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2022. № 4. С. 73-79.
16. Тимофеев, С. В. Особенности мотивации студенческого спорта / С. В. Тимофеев // Молодой исследователь: от идеи к проекту : Материалы II студенческой научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 25 мая 2018 года. Йошкар-Ола, 2018. С. 281-283.
17. Сайфтдинова, Д. Р. Теоретико-методологические основы исследования студенческого спорта / Д. Р. Сайфтдинова, А. В. Кисиленко // Цифровая наука. 2020. № 6. С. 129-139.
18. Степыко, Д. Г. Ретроспективный анализ и перспективы развития студенческого спорта в России / Д. Г. Степыко // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов : Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Казань, 06-08 ноября 2015 года. Казань, 2015. С. 12-14.
19. Столяров, В. И. Спорт для здоровья и рекреации в системе физического воспитания студенческой молодежи / В. И. Столяров, С. Ю. Баринов, М. М. Орешкин // Педагогическое образование и наука. 2019. № 5. С. 37-43.
20. Семенов, М. А. Особенности интеграции видов спорта в учебный процесс студенческой молодёжи / М. А. Семенов // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2012. Т. 7. № 1. С. 273-274.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Иванов В.Д. Студенческий спорт: история и перспективы / В.Д. Иванов, И.Е. Титов // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. Том 4. № 1. С. 30-37.
Сведения об авторах Иванов Валентин Дмитриевич
кандидат педагогических наук, доцент,
доцент кафедры физического воспитания и спорта.
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия.
ORCID ID: 0000-0002-2952-3222 AuthorID: 229821 E-mail: [email protected]
Титов Иван Евгеньевич
Судент, факультет лингвистики и перевода,
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия.
E-mail: [email protected]
ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2023, vol. 4, no. 1, pp. 30-37.
STUDENT SPORTS: HISTORY AND PROSPECTS Ivanov V.D.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of Physical Education and Sports.
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia.
ORCID ID: 0000-0002-2952-3222 AuthorlD: 229821 E-mail: [email protected] Titov I.E.
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. The author examines the phenomenon of student sports, which is gaining popularity at the present time. The history of student sports, problems and prospects of its development are studied. The directions of sports activity are presented. The role of sports in the socialization of students is studied.
Relevance.The correlation between physical education, sports, health and education of students should be very strong and progressive. Therefore, there is a need to analyze the country's capabilities in organizing student sports, to study the trends and problems of student sports development, to identify the necessary conditions for creating opportunities for sports at universities. Purpose, tasks. The purpose of the work is to review scientific publications on this topic. Identify weaknesses and strengths in the organization of student sports. To identify the list of necessary conditions for the development of student sports. Get acquainted with existing projects, including abroad.
Materials and methods of research. The research materials were scientific publications published in the scientific electronic library elibrary (website https://elibrary.ru ). Research methods: study of scientific literature sources, review of publications, description and analysis of the data obtained. Results and their discussion. The topic of the history and prospects of student sports is sufficiently fully covered in the scientific electronic library elibrary. Many scientists and specialists are interested in the development of physical culture of university students.
Conclusion. The country has sufficient conditions for the development of student sports, and this type of recreation is well developed. The main trends in the field of student sports, directions of sports activity and features of motivation of students are determined. Keywords: physical culture, sports, health, students, students, professional development
Information about the authors Ivanov Valentin Dmitrievich
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of Physical Education and Sports.
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia.
ORCID ID: 0000-0002-2952-3222 AuthorID: 229821 E-mail: [email protected]
Titov Ivan Evgenievich
Student, Faculty of Linguistics and Translation, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 10.01.2023. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 20.01.2023.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/