СТАРЦЕВ Д. И.
СТУДЕНЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОР: ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ
Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы студенческого фольклора. Проанализированы особенности устного творчества студентов. Выявлена и обоснована необходимость классификации фольклорных текстов, созданных студенческой аудиторией. Автор предлагается выделить ряд разновидностей подобных текстов и приводит примерную классификацию, используя фактический материал.
Ключевые слова: фольклор, студенческий фольклор, анекдоты, байки, загадки.
STARTSEV D. I.
STUDENT FOLKLORE: CLASSIFICATION ASPECT
Abstract. The article considers some issues of student folklore. The author analyzes the peculiarities of oral folk art of Russian students. The study has proved the necessity to classify the folklore texts created by the student audience. In this connection, the author distinguishes between a number of varieties of such texts. Consequently, the study presents a classification of student folklore based on the data regarded.
Keywords: folklore, student folklore, jokes, yarns, riddles.
Одним из уникальных явлений фольклора, продолжающим активное развитие в современности, выступает фольклор студентов. Своими корнями он уходит в начало студенческой истории. К примеру, исследователи творчества А. С. Пушкина указывают на существование в Царскосельском лицее традиции продолжить начатый рассказ, а также создания лицейских куплетов [5, с. 56].
Появление в России студентов неизбежно привело к образованию массы устных и письменных фольклорных произведений. Средствами распространения, помимо устной формы, нередко служили и служат парты, доски, стены университетских зданий. Общая тема, объединяющая эти произведения, - студенческая жизнь со всеми ее особенностями, привлекательными и малопривлекательными сторонами. Как указывает исследователь И. Н. Райкова, не все традиционное творчество, бытующее в среде студентов, следует отнести к фольклору: «Студенческий фольклор - устойчивые устные и письменные тексты, которые создаются именно студентами и бытуют в их среде, передаваясь от одного поколения студентов к другому» [4, с. 27].
Коллективное творчество студентов насыщено юмористическим пафосом, иногда переходящим в иронический, особенно в тех случаях, когда речь идет о «мучителях» студентов - преподавателях.
Есть предположение, что первые фиксации и даже публикации студенческого фольклора в России относятся ко второй половине XIX века[ 1 ].
Фольклор студентов широко не рассматривался и не выделялся учеными в отдельный вид вплоть до конца XX века. Важной вехой на пути изучения данного феномена стали работы М. М. Красикова и И. Н. Райковой [3; 4]. Исследователи студенческого творчества описали отдельные виды студенческого фольклора, основные мотивы устного студенческого творчества и средства его распространения. Однако полной классификации студенческого фольклора до сих пор не представлено, открытыми остаются также вопросы поэтики таких произведений, а также проблема отнесения их к фольклорному творчеству в целом.
В данной работе предпринята попытка классифицировать коллективные произведения, возникшие в студенческой среде, на отдельные разновидности с описанием их характерных признаков (особенностей). Собранный среди студентов фольклорный материал мы классифицировали следующим образом:
I. Обрядовый фольклор
Особенно почитаемым среди студентов является студенческий «бог» Халява, с которым связан обряд, совершаемый в период сессии. Халява - антропоморфное существо, способное, по представлениям учащейся братии, помогать на зачетах и экзаменах. С кличем о помощи к нему обращаются в ночь перед испытанием. Для этого следует открыть зачетку на той странице, где завтра будет выставляться отчетность, и, высунувшись с документом в открытую форточку, громко прокричать: «Халява, приходи!» («Халява, явись!», «Халява, ловись!»). И тогда успех гарантирован.
Студенческие поверья запрещают до полной сдачи сессии показывать зачетку матери. Считается, что материнский глаз может повредить успешному прохождению испытаний.
Не разрешается также перед экзаменом стричь и мыть волосы, дабы не уничтожить имеющиеся знания. А для их накопления накануне сдачи отчетности рекомендуется положить под подушку учебники и конспекты лекций по изучаемой дисциплине.
К обрядовым действиям относится и ритуальное подкладывание монетки в левый ботинок утором в день экзамена. К тому же, проснувшись, вставать следует с левой ноги, с нее же заходить в аудиторию.
II. Необрядовый фольклор
1. Шуточные стишки (куплеты) - небольшие рифмованные куплеты, исполняемые в учащенном темпе на манер частушек и имеющие частушечную структуру. Они преследуют цель рассмешить собеседника посредством описания каких-либо
комических несообразностей студенческой жизни. «Вопиющей несправедливостью» является для студентов, любящих поспать и не высыпающихся по причине бессонных ночей, ранний подъем, вызывающий негативное отношение к alma mater в целом: Встану рано утром, Выпью чашку ртути И пойду подохну В этом институте.
Добрая насмешка может звучать и в адрес преподавателя, попавшего под обаяние студентки-соблазнительницы: У доцента на матфаке Запотели вдруг очки: В мини-юбочке студентка Выступала у доски.
Актуальной для шуточных стишков является тема общежитского бытия, наполненного «непреодолимыми» трудностями, одна из которых - вечный студенческий голод и пути борьбы с ним:
Мы в общаге суп варили. Есть хотелось до тоски! Для навару отварили Наши туфли и носки.
2. Песни-переделки - песни, в которых на мелодию шлягеров, а также известных народных песен, сочиняются тексты, актуальные для определенного факультета или специальности. Для подобных переделок характерны вариативность, общие места, устойчивые формулы. В большинстве случаев обыгрывается лейтмотив фольклора студентов - смерть студента от перенапряжения. Математический и почвоведческий вариант одной и той же песни со схожей концовкой приводит И. Н. Райкова:
а) Раскинулось поле по модулю пять, Вдали интегралы вставали. Студент не сумел производную взять, Ему в деканате сказали...
б) Мы входим в теплицу под номером пять, Кругом помидоры мелькают.
Студент, выгнув спину, копает опять.
Его в деканат вызывают.
Концовка: Декан свое веское слово сказал:
«Материя не исчезает. Загнется студент - на могиле его Такой же лопух вырастает».
Или, к примеру, переделка песни К. Ваншенкина и Э. Колмановского «Я люблю тебя жизнь»:
Я, ребята, студент, Что само по себе и не ново. В настоящий момент Это чуть ли не бранное слово. Век живи - век учись, Попивая чаек с маргарином. Так проходит вся жизнь, А помрешь ты дубина дубиной.
3. Стихотворные переделки - переработанные стихотворения известных авторов, почти всегда юмористические. В отличие от песен часто принимают пародийный характер, поскольку в песнях, подвергаемых переделке, интерес вызывает и мелодия, которая вызвана привлекать внимание. Наиболее распространенные мотивы - неудачи в учебе; курьезные ситуации, связанные с алкоголем; недовольство преподавателями и деканом и т.д.:
Даже если спирт замерзнет, Все равно его не брошу. Буду грызть его зубами, Потому что он хороший!
Или: Чем меньше девушек мы любим, тем больше времени на сон!
4.Студенческая эпиграфика (надписи на стенах и партах) - краткие (одна-две строки), часто рифмованные пословичные высказывания, имеющие в основе юмористическое содержание и рассказывающие о «суровых» реалиях студенческой жизни. Они могут прогнозировать студенту исход его неординарных поступков («Если хочешь стать солдатом, обругай декана матом»), наставляют на путь истинный («От знаний еще никто не умирал, но рисковать не стоит»), обогащают знанием специфики студенческого бытия («На первом курсе учиться трудно только первые несколько лет, потом будет легче»).
5. Анекдот как универсальный комический жанр, способный вместить любую актуальную тематику, отражает и события студенческой жизни. Предметом изображения
в студенческих анекдотах являются комичные ситуации, нередко имеющие под собой реальную основу: случай на лекции или экзамене, в студенческом общежитии: Студентку спрашивают на экзамене:
- Вы знаете убийцу Лермонтова?
- Конечно, но ведь он не убийца, а великий поэт!
6. Байка - устный рассказ-воспоминание, отличающийся от анекдотов установкой на достоверность и связанный в основном с профессиональной направленностью студента, родом его занятий. Пример:
В большой аудитории идет письменный экзамен. Один юноша, сидящий на галерке (аудитория построена амфитеатром), постоянно посматривает на какой-то листок. Профессор замечает и просит отдать «шпору». Студент краснеет, извиняется, но с места не двигается. После третьего замечания профессор не выдерживает и поднимается к студенту сам. Листок оказывается фотографией красивой девушки с памятной надписью: «Когда тебе будет трудно, посмотри на меня». Профессор был тронут. Когда он, очень смущенный, спускался вниз, студент вытащил настоящую «шпору» и потом уже спокойно списывал.
7. Загадка - стилизованная под студенческий лад история, которая содержит вопрос и ответ, тем или иным образом зашифрованный. В отличии от обычной загадки, студенческая чаще встречается в большем объеме и с частой иронией. Пример:
В комнате одной сидят
Человек под пятьдесят.
Приглядись, у всех дела:
Двое режутся «в козла»,
Трое чертят чертежи,
Пять смеются от души.
Шесть сошлись в «морских боях»,
Семь рисуют на столах,
Восемь булочки едят,
Ну а девять просто спят.
А один (какой-то странный!)
Целый час уже стоит
И о чем-то в полный голос
Сам с собою говорит.
(Лекция)
Данная классификация, безусловно, не является полной. Мы акцентировали внимание на самых распространенных, на наш взгляд, разновидностях студенческого фольклора, являющегося важной частью современной молодежной субкультуры. Дальнейшее изучение данного феномена позволит выяснить пути трансформации фольклорной традиции в студенческой среде, способы ее передачи и перспективы развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Башарин А. С. Песенный фольклор археологических экспедиций. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/basharin7.htm
2. Красиков М. М. Интернет как парта (студенческая эпиграфика в сети) // Интернет и фольклор : сборник статей. - М. : ГРЦРФ, 2009. - С. 170 -179.
3. Красиков М. М. «Шара, приди!» (Современная студенческая магия как феномен игровой культуры) // Славянская традиционная культура и современный мир: сборник науч. статей. - М. : ГРЦРФ, 2009. - Вып. 2: Социальные и эстетические нормативы традиционной культуры. - С. 164-199.
4. Райкова И. Н. Традиции и фольклор московских студентов // Молодежные субкультуры Москвы. - М. : ИЭА РАН, 2009. - С. 26-48.
5. Синдаловский Н. А. Пушкинский круг Легенды и мифы. - М. : ЗАО Центрполиграф, 2008. - 348 с.