Научная статья на тему 'СТУДЕНЧЕСКИЕ КОНСТРУКТОРСКИЕ БЮРО: ОТ НЕФОРМАЛЬНЫХ КРУЖКОВ К ОФИЦИАЛЬНЫМ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ ИНСТИТУЦИЯМ (1960–1980 ГГ.)'

СТУДЕНЧЕСКИЕ КОНСТРУКТОРСКИЕ БЮРО: ОТ НЕФОРМАЛЬНЫХ КРУЖКОВ К ОФИЦИАЛЬНЫМ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ ИНСТИТУЦИЯМ (1960–1980 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
130
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история науки / студенческие конструкторские бюро / студенческая наука / формальные и неформальные институции / социальная история науки / история повседневности / student design and scientific bureaus / student science / formal and informal institutions / social history of science / history of everyday life

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чагадаева Ольга Александровна

Студенческие конструкторские бюро, получившие распространение в 1960–1970-е гг. в основном в технических вузах СССР на базе существовавших неформальных кружков, оказали существенное влияние на развитие позднесоветской науки и техники. В конце 1950-х гг. правительство поставило перед руководителями вузов, комсомольскими и партийными организациями задачу пропагандировать и стимулировать научно-исследовательскую деятельность среди молодежи, подключать студентов к работе над актуальными глобальными проектами страны и ситуативными хозяйственными задачами регионов, что позволило выпускать «готовых» ученых и специалистов для ключевых отраслей экономики. В статье анализируется процесс институционализации этих «научных инкубаторов» из неформальных студенческих научных сообществ, многие из которых существовали с довоенных времен, в мощные хозрасчетные подразделения с собственным бюджетом, штатом и планированием, выполнявшие передовые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по заказам предприятий. Институционализация СКБ как принципиально нового типа организации научно-исследовательской работы студентов на всесоюзном уровне завершилась в 1968 г. публикацией Минвузом СССР типового положения «О студенческих конструкторских, исследовательских, проектных, технологических и экономических бюро высших учебных заведений».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Чагадаева Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT DESIGN AND SCIENTIFIC BUREAUS: FROM INFORMAL GROUPS TO OFFICIAL RESEARCH INSTITUTIONS (1960–1980)

In late Soviet period student design and scientific bureaus became widespread in technical universities in 1960s-1970s. These bureaus grew out of informal student scientific groups that existed in prewar times. Student design and scientific bureaus had a significant impact on the development of late Soviet science. In the late 1950s the Soviet Government obliged the heads of universities, Komsomol and party (CPSU) organizations to promote and stimulate research activities among young people, to involve students in current global soviet projects and current tasks of the regions. The main task of universities was to produce “ready-made” scientists and specialists for key sectors of the national economy. The article analyzes the process of institutionalization of these “scientific incubators” from informal student circles into powerful self-supporting units with their own budget, staff and planning, performing advanced research and development work at the request of enterprises. Student scientific groups and student scientific societies existed in every university of the USSR. By the early 1960s, the student scientific society was institutionalized and became a formal structure of the university. The institutionalization of the student design and scientific bureaus as a fundamentally new type of organization of student’s research work at the all-Union level was completed in 1968. This year, the USSR Ministry of Higher Education published a model regulation “On student design, research, design, technological and economic bureaus of higher educational institutions”.

Текст научной работы на тему «СТУДЕНЧЕСКИЕ КОНСТРУКТОРСКИЕ БЮРО: ОТ НЕФОРМАЛЬНЫХ КРУЖКОВ К ОФИЦИАЛЬНЫМ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ ИНСТИТУЦИЯМ (1960–1980 ГГ.)»

УДК 061.2(091) DOI: 10.24412/2414-9241-2022-8-213-221

СТУДЕНЧЕСКИЕ КОНСТРУКТОРСКИЕ БЮРО: ОТ НЕФОРМАЛЬНЫХ КРУЖКОВ

К ОФИЦИАЛЬНЫМ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ ИНСТИТУЦИЯМ (1960-1980 ГГ.)

Студенческие конструкторские бюро, получившие распространение в 1960-1970-е гг. в основном в технических вузах СССР на базе существовавших неформальных кружков, оказали существенное влияние на развитие позднесоветской науки и техники. В конце 1950-х гг. правительство поставило перед руководителями вузов, комсомольскими и партийными организациями задачу пропагандировать и стимулировать научно-исследовательскую деятельность среди молодежи, подключать студентов к работе над актуальными глобальными проектами страны и ситуативными хозяйственными задачами регионов, что позволило выпускать «готовых» ученых и специалистов для ключевых отраслей экономики. В статье анализируется процесс институ-ционализации этих «научных инкубаторов» из неформальных студенческих научных сообществ, многие из которых существовали с довоенных времен, в мощные хозрасчетные подразделения с собственным бюджетом, штатом и планированием, выполнявшие передовые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по заказам предприятий. Институционализация СКБ как принципиально нового типа организации научно-исследовательской работы студентов на всесоюзном уровне завершилась в 1968 г. публикацией

Ольга Александровна Чагадаева

кандидат исторических наук, ведущий эксперт

Лаборатории социальной истории и антропологии науки, доцент кафедры 52 Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Москва, Россия; e-mail: oachagadaeva@mephi.ru

Минвузом СССР типового положения «О студенческих конструкторских, исследовательских, проектных, технологических и экономических бюро высших учебных заведений».

Ключевые слова: история науки, студенческие конструкторские бюро, студенческая наука, формальные и неформальные институции, социальная история науки, история повседневности.

В последнее десятилетие в России проводится кампания по популяризации инженерно-технического образования с целью вывести науку и технологии в стране на новый уровень, поднять престиж научно-исследовательской деятельности. Особый интерес представляет возрождение в вузах исчезнувших было в 1990-е гг. студенческих конструкторских бюро.

Первые студенческие конструкторские бюро выросли из студенческих научных обществ и кружков — объединений, имевших долгую, подчас дореволюционную историю. Старейшие из советских СКБ образовались в 1930-1940-х гг. Однако именно в 1960-1970-е гг. в СССР проводилась целенаправленная политика по значительному увеличению числа студентов и их массовому привлечению к научно-исследовательской, опытно-конструкторской и внедренческой работе. В эти годы деятельность студенческих КБ стала заметна и поощряема на государственном уровне.

Организованные по распоряжению Минвуза в 1960-1970-е гг. в большинстве технических вузов СССР студенческие бюро оказали существенное влияние на развитие позднесоветской науки. Эти «научные инкубаторы» представляли собой хозрасчетные подразделения, где выполнялись передовые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Таким образом студенческие КБ стали связующим звеном между наукой и промышленностью и самостоятельной экономической единицей. Студенческие КБ были визитной карточкой вуза, своеобразной витриной его научных достижений. Студенты в бюро сами заключали договора с предприятиями, назначали сроки исполнения, распределяли и выполняли работы — то есть, говоря

современным языком, развивали и "hard", и "soft skills" будущих инженеров.

История распространения СКБ в технических вузах СССР берет начало в 1950-е гг. Тогда в рамках студенческих научных обществ, существовавших тогда, по официальным данным, в 200 вузах страны, развернулось молодежное движение «Студенты — производству». Это движение во многом изменило направление студенческой науки в сторону прикладных исследований и потому вызвало к жизни такую форму совместной работы, как студенческое конструкторское бюро. В то же время и правительство поставило перед руководителями вузов, комсомольскими и партийными организациями задачу пропагандировать и стимулировать научную деятельность среди молодежи, подключать студентов к работе над актуальными глобальными проектами страны и частными хозяйственными задачами регионов, что позволило бы выпускать «готовых» специалистов для ключевых отраслей экономики. Одним из первых документов Совета Министров СССР о развитии студенческой науки было принятое в 1956 г. постановление об организации ежегодного конкурса на лучшую научную работу студентов. Следующий закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР 1958 г. гласил: «Необходимо провести перестройку народного образования с тем, чтобы советская средняя, профессионально-техническая и высшая школы играли более активную роль во всей созидательной деятельности советского народа» (Закон об укреплении связи школы с жизнью, 1959: 6).

Наука в вузах стала считаться важной производственной силой, способной оказать позитивное влияние на развитие экономики страны. При этом ставка делалась на молодое поколение строителей коммунизма, которым, по заявлению Хрущева, при этом самом коммунизме предстояло жить.

В июне 1961 г. приказом Минвуза СССР было утверждено положение о научно-исследовательской работе студентов. В нем

отмечалось, что в проведении изысканий могли принимать участие студенты всех форм обучения, выполнявшие учебный план и проявившие склонности к творческой работе. Согласно Положению, научно-исследовательская работа студентов во вне-учебное время включалась в общий план исследований вузов, факультетов, кафедр. Студенты, которые вели исследования, объединялись в студенческие научные общества. Положение определяло права и обязанности членов общества (Высшая школа, 1965: 389-392.). Таким образом к началу 1960-х студенческое научное общество как форма молодежного научно-исследовательского объединения получило статус и правовую основу на всесоюзном уровне и становилось формальной институцией вуза.

В технических вузах из этих научных обществ и кружков, получивших отныне не только санкцию на свое существование, но и некоторое единообразие, появляются новые формы студенческих научных объединений — студенческие конструкторские бюро (СКБ).

СКБ создавались в целях подготовки специалистов, владеющих новейшими достижениями науки и техники, имеющих организационные навыки в проведении коллективной творческой работы, а также в целях привлечения студентов к разработке важнейших комплексных научно-исследовательских проблем по госбюджетной и хоздоговорной тематике института. При этом «Типовое положение о студенческих конструкторских, исследовательских, проектных, технологических и экономических бюро высших учебных заведений» было утверждено только в 1968 г., так что первое время вузы организовывали и структурировали СКБ по своему усмотрению.

Структура СКБ как правило разрабатывалась научно-техническим сектором в соответствии с задачами и объемом работ и утверждалась проректором по научно-исследовательской работе. Деятельность СКБ курировалась заместителем секретаря Комсомола по учебно-научной части. Комсомол вовлекал студентов в научную работу и проводил своеобразный отбор самых

достойных из них для участия в СКБ — политически благонадежных отличников учебы, активистов. Секторы СКБ организовывались при общетехнических кафедрах и имели структуру в соответствии с основными функциями: конструкторская группа, технологическая группа, группа испытаний, монтажная группа, научная группа и др.

В среднестатистическом студенческом конструкторском бюро работали 130-150 студентов, которые под руководством 6-8 штатных инженеров выполняли объем работ на сумму 65-80-тыс. руб. Ежегодно около 10 участников СКБ защищали дипломные и около 20 — курсовые проекты по тематике работы бюро. Абсолютное большинство по тематике на 1960-1970-е гг. составляли строительные и проектно-строительные СКБ. Порядка 65% всех СКБ было создано в инженерно-технических институтах, остальные — в университетах, педагогических, технологических и сельскохозяйственных вузах (Комсомол в вузе, 1973: 127).

Студенты, ответственные за исполнение работ, зачислялись на должности и получали зарплату. Работа преподавателей, привлекаемых для руководства работами СКБ, оплачивалась как внутреннее совместительство или предусматривалась в индивидуальных планах. За успешное выполнение научно-исследовательских и конструкторских работ, создание и внедрение новых научно-технических разработок осуществлялось премирование студентов и преподавателей. Помимо денежных выплат практиковались такие виды поощрения, как медали, грамоты министерств.

По данным Минвуза СССР в 1967 г. произошел особый скачок в распространении студенческих проектно-конструктор-ских бюро, выполнявших реальные проектно-конструкторские заказы предприятий в советских вузах — их число удвоилось и превысило 250. При этом вплоть до 1968 г. каждое СКБ разрабатывало свои положение и устав, систему учета, вводило членские билеты и др. (Высшая школа СССР за 50 лет, 1967: 257).

К 1970-м гг. различные вариации СКБ были представлены в вузах совершенно разной направленности — гуманитарных, медицинских, архитектурных. К примеру, СПКБ Львовского университета разрабатывало проекты и участвовало в постройке собственных учебных корпусов, городской школы, здания Львовского цирка и общежитий львовского, одесского, киевского институтов. А в Витебском медицинском институте технически одаренные студенты-медики объединились в СКБ, проектировавший инновационные медицинские приборы, причем весьма успешно, что подтверждают премии ЦК ВЛКСМ и дипломы всесоюзных выставок.

При этом все же наиболее массовой формой студенческих научных объединений оставались научные кружки. К работе кружков студенты привлекались с первых курсов, а в КБ, как правило, работали студенты 4-5 курсов. Но главное, пожалуй, отличие кружков от СКБ в том, что первые не требовали серьезных финансовых вложений, что было решающим фактором в их распространении. Далеко не все технические вузы обладали столь мощной материально-технической базой, как, например подведомственный в прошлом Минсредмашу МИФИ, который мог позволить себе в качестве СКБ студенческую лабораторию на базе собственного исследовательского ядерного реактора или воплощение идей студенческих групп на собственном опытном заводе «Квант».

В 1971-1980 гг., по официальным данным, различными формами научно-исследовательской работы студентов были охвачены более двух миллионов человек (Материалы XVI съезда ВЛКСМ, 1970: 12). В 1979 г. среди студенческих научных обществ насчитывалось уже 390 студенческих конструкторских бюро, бюро переводов, расчетных, экономических, технологических, проектных бюро, в которых активное участие принимали порядка 100 тыс. студентов дневных отделений вузов. Объем работ, выполненных студентами в СКБ, в денежном выражении достиг 25,4 млн руб. (Елютин, 1980: 358). В 1977 г. СКБ внедрили

в производство 3,5 тыс. работ, получили 3 000 авторских свидетельств, и осуществили 1 615 публикаций (Момот, 1978: 54)

О том, что это было целое направление в молодежной науке, свидетельствуют не только финансовые показатели, но и многочисленные съезды студенческих конструкторских бюро, на которых происходили демонстрация собственных достижений и обмен опытом. В 1966 и 1972 гг. были проведены межвузовские научно-методические конференции по организации научно-исследовательской работы студентов, а также Всесоюзный симпозиум по проблемам и перспективам развития студенческих конструкторских бюро, региональные, а также отраслевые мероприятия (Комсомол в вузе, 1973: 127).

При этом объективно доля студентов, задействованных в работе СКБ, относительно общего числа обучающихся была невелика. К примеру, в 1984 г. в самом массовом СКИБ МИФИ работали 640 студентов всех курсов — всего 9% от общего числа студентов. Такая ситуация наблюдалась в самых крупных вузах, не говоря уже о региональных вузах с небогатой материально-технической базой.

Практически два десятка лет, от момента появления до ин-ституционализации Минвузом СССР, эти сообщества существовали внутри вузов достаточно автономно, самостоятельно разрабатывали и утверждали принципы своего функционирования, выбирали поле для исследований, проводили цикл работ от заключения договора до внедрения готового продукта. Отсутствие давления «сверху» при наличии у вуза подходящей материальной базы давало широкое поле для творчества и во многом способствовало тем успехам, на которые и обратило внимание руководство страны и которые пыталось впоследствии реплицировать во всех вузах. Пропаганда и «насаждение» СКБ как наиболее перспективной формы студенческой научно-исследовательской работы в конце 1960-1970-е гг. привело к распространенным «болезням» позднего СССР: формализму, погоней за количественными показателями, припискам, стремлением вузов любой

ценой «открыть» свой СКБ и отчитаться перед вышестоящими инстанциями. Тем не менее, деятельность СКБ — интереснейшая страница в истории образования, науки и техники, которая еще ждет своего исследователя.

Список литературы

Высшая школа: Сборник основных постановлений, приказов и инструкций. М.: Высшая школа, 1965. Т. 1. 431 с.

Высшая школа СССР за 50 лет / Под ред. В.П. Елютина. М.: Высшая школа, 1967. 272 с.

Елютин В.П. Высшая школа общества развитого социализма. М.: Высшая школа, 1980. 560 с.

Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР // Вестник высшей школы. 1959. № 1. С. 6-13.

Комсомол в вузе. М.: Молодая гвардия, 1973. 285 с.

Материалы XVI съезда ВЛКСМ. М.: Молодая гвардия, 1970. 263 с.

Момот А.И. СКБ набирает темпы// Вестник высшей школы. 1978. № 1. С. 53-59.

STUDENT DESIGN AND SCIENTIFIC BUREAUS: FROM INFORMAL GROUPS TO OFFICIAL RESEARCH INSTITUTIONS (1960-1980)

Olga A. Chagadaeva

PhD in History, Leading expert,

the Laboratory of Social History and Anthropology of Science,

Associate professor,

the Department 52 of National Research Nuclear University MEPhI,

Moscow, Russia;

e-mail: oachagadaeva@mephi.ru

In late Soviet period student design and scientific bureaus became widespread in technical universities in 1960s-1970s. These bureaus grew out of informal student scientific groups that existed in prewar times. Student design and scientific bureaus had a significant impact on the development of late Soviet science. In the late 1950s the Soviet Government obliged the heads of universities, Komsomol and party (CPSU) organizations to promote and stimulate research activities among young people, to involve students in current global soviet projects and current tasks of the regions. The main task of universities was to produce "ready-made" scientists and specialists for key sectors of the national economy. The article analyzes the process of institutionalization of these "scientific incubators" from informal student circles into powerful self-supporting units with their own budget, staff and planning, performing advanced research and development work at the request of enterprises.

Student scientific groups and student scientific societies existed in every university of the USSR. By the early 1960s, the student scientific society was institutionalized and became a formal structure of the university. The institutionalization of the student design and scientific bureaus as a fundamentally new type of organization of student's research work at the all-Union level was completed in 1968. This year, the USSR Ministry of Higher Education published a model regulation "On student design, research, design, technological and economic bureaus of higher educational institutions".

Keywords: student design and scientific bureaus, student science, formal and informal institutions, social history of science, history of everyday life.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.