Научная статья на тему 'Молодежные творческие коллективы как основа научно-исследовательской, проектно-конструкторской и изобретательской работы студентов'

Молодежные творческие коллективы как основа научно-исследовательской, проектно-конструкторской и изобретательской работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черкасов B. Д., Пахомов С. И.

Одной из форм научно-исследовательской работы студентов в российских вузах являются студенческие конструкторские бюро. Авторами анализируется опыт работы подобных структур в период до 1990 г., даются рекомендации по повышению ее эффективности в современных рыночных условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth Creative Groups as the Basis of Scientific-Research, Design and Inventive Work of Students

One type of scientific and research work of students in Russian higher institutions is students design groups. The authors analyze the experience of the societies of this type during the period prior to 1990, and give recommendations regarding the increase of their effectiveness under the conditions of contemporary market.

Текст научной работы на тему «Молодежные творческие коллективы как основа научно-исследовательской, проектно-конструкторской и изобретательской работы студентов»

МОЛОДЕЖНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ КАК ОСНОВА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ПРОЕКГНО-КОНСГРУКТОРСКОЙ И ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В. Д. Черкасов, проректор по научной работе МГУ им. Н. 77. Огарева, профессор, член-корреспондент РААСН,

С. И. Пахомов, консультант Министерства образования и науки РФ,

доцент

Одной из форм научно-исследовательской работы студентов в российских вузах являются студенческие конструкторские бюро. Авторами анализируется опыт работы подобных структур в период до 1990 к, даются рекомендации по повышению ее эффективности в современных рыночных условиях.

В целях сохранения и приумножения научного и производственного потенциала страны необходимы дальнейшее совершенствование системы образования, постоянное развитие фундаментальных и прикладных наук, обеспечение развития творческого потенциала личности на качественно новой основе с учетом рыночных реалий и результатов поиска адекватных рынку методов. Центром развития творческого потенциала молодежи являются вузы. Российская высшая школа сформировала свои научные традиции, методы и приемы обучения, получившие мировое признание. Среди таких традиций следует назвать участие студентов и молодых ученых в научно-исследовательской работе, в частности в рамках деятельности студенческих конструкторских бюро (СКБ).

Появление первых СКБ приходится на конец 1940-х — начало 1950-х гг. После утверждения Минвузом СССР в 1968 г. Типового положения о студенческих исследовательских, конструкторских, проектных, технологических и экономических бюро началась планомерная деятельность СКБ как структурных подразделений вузов. Многолетний опыт их работы показал, что они служили одной из плодотворных форм коллективного творчества студентов.

В период бурного проникновения научно-технической революции во все сферы народного хозяйства высшая школа делала все возможное, чтобы обеспечить массовую подготовку специалистов

для самых современных отраслей науки и техники. Организация СКБ стала первым шагом высшей школы по пути развития коллективного студенческого научно-технического творчества, а сами СКБ были подлинными кузницами кадров конструкторов-проектировщиков.

Порядок работы СКБ регламентировался положением, которое самостоятельно разрабатывалось в каждом вузе с учетом его специфики, уровня научно-технического потенциала и сложившихся традиций. Работы в СКБ проводились во внеучебное время добровольно на общественных началах или с оплатой за счет хозяйственных договоров с различными организациями, по внутривузов-ским заказам и тематическим планам вузовских научных исследований.

Студенты-исполнители участвовали в решении не только поставленной перед ними научной или технической задачи, но и связанных с ней организационных проблем — планирования,обеспечения материалами и приборами. Члены СКБ на практике знакомились со всеми этапами выполнения работы — от обсуждения задачи, поставленной заказчиком, до внедрения ее результатов и опубликования их в печати. Сознательная деятельность в коллективе, проектирующем реальный объект, была прекрасной школой для будущего специалиста, большим мобилизующим и воспитательным фактором.

СКБ являлись многофункциональными организациями. В них, с одной стороны, воспитывались творческие и практи-

© В. Д. Черкасов, С. И. Пахомов, 2006

69

ческие навыки при решении конкретных задач, а с другой — создавались условия для более совершенной подготовки студентов в вузе, ускорения процесса их адаптации на производстве.

Учебная деятельность и научная работа студента в СКБ были тесно переплетены и взаимосвязаны. Реальные курсовые и дипломные проекты являлись естественным выходом практической работы студентов, которая существенно улучшала усвоение знаний, получаемых в вузе.

Успехи студенческих творческих коллективов были значительны в тех случаях, когда исследования и разработки проводились по крупным комплексным темам. В таких СКБ создавались условия для длительной работы студентов над большой темой в рамках учебного процесса и во внеучебное время, возникала возможность объединить усилия не только отдельных кафедр, но и ряда учебных заведений над решением определенных научно-производственных задач.

Большую помощь оказывали СКБ в оснащении учебного процесса, создавая различное оборудование.

Организация СКБ выглядела следующим образом. Возглавлял бюро руководитель, кандидатура которого утверждалась приказом ректора. Общее научное руководство этим объединением осуществляли преподаватели, составляющие его научный совет. В технический совет входили штатные работники бюро и студенты — руководители групп.

Эффективность деятельности студенческих бюро, большое количество и высокий уровень разработок обусловливались квалифицированным научным руководством со стороны профессорско-преподавательских коллективов вузов.

Деятельность большинства СКБ координировалась профилирующими кафедрами вузов. Именно кафедра как главное структурное звено вуза обеспечивала тесную и непрерывную связь работы в СКБ с учебным процессом, благодаря которой достигалась стабильность количественного контингента сту-

дентов. Кафедра осуществляла выбор такой тематики, которая предусматривала завершение работы реальным внедрением ее результатов с участием самих студентов. При таком подходе СКБ представляли собой, по существу, практическую реализацию научных идей и методов, разработанных кафедрами.

Отдельные СКБ в пределах вуза организовывались в объединение, которое было подразделением научно-иссле-довательской части (НИЧ) вуза. Структурными единицами объединения являлись кафедральные и факультетские бюро, которые входили на правах сектора или группы в научные отделы кафедр или на правах отдела в научно-исследо-вательские отделения факультетов. Общее научно-методическое руководство работой объединения осуществлял его совет, предусмотренный структурой НИЧ. В связи с этим работа СКБ, входящих в состав объединения, направлялась и контролировалась администрацией отделов при кафедрах и отделений при факультетах, а также центральным аппаратом НИЧ.

Руководителем объединения и председателем его совета, как правило, являлся проректор вуза по научно-исследо-вательской работе. Административное и научно-техническое руководство отдельными СКБ осуществляли заведующие соответствующими кафедрами.

При такой организации объединение СКБ как подразделение НИЧ пользовалось услугами всех общевузовских служб, имело отдельные лимиты по объему НИР, заработной плате и численности.

До середины 1980-х гг. в СССР, РСФСР и большинстве союзных республик функционировала достаточно стройная, организационно оформленная, методически оснащенная система организации научно-исследовательской работы студентов и учащихся, действующая под патронажем Гособразования СССР, Минвуза РСФСР, органов управления образованием союзных республик. Последовавшие затем политические события

ухудшили ситуацию в организации научно-исследовательской работы студентов, что в конечном счете привело к ее упадку.

К числу основных причин упадка системы организации научно-исследовательской работы студентов в СССР и России можно отнести следующие:

— ошибочность принятия политического решения о создании в стране Единой общественно-государственной системы научно-технического творчества молодежи (ЕОГС НТТМ) без учета многолетнего опыта организации такой работы, накопленного высшим профессиональным образованием;

— возложение функций по организационному и финансово-экономическому обеспечению системы НТТМ на структуры ВЛКСМ, которые оказались не приспособленными к решению прежде всего методических и организационно-мето-дических задач;

— ущербность системы экономической поддержки научного и технического творчества молодежи, не позволившая создать организационную цепь: молодежь — учебное заведение — район (город) — область (республика в составе РСФСР, край, автономная область) — зональный сектор — РСФСР — СССР;

— устранение органов управления образованием от участия в системе НТТМ;

— несовершенство нормативно-правовой основы функционирования как системы НТТМ в целом, так и ее центров;

— общий неблагоприятный фон перестройки политических и экономических основ государства, повлекший наряду с распадом СССР реорганизацию, ликвидацию государственных органов управления, включая органы управления образованием.

После распада ЕОГС НТТМ деятельность в рассматриваемом направлении, осуществлявшаяся в РСФСР Всероссийским межведомственным советом НТТМ высших и средних специальных учебных заведений, практически прекратилась. Завершающим аккордом

стала реализация Комплексной программы развития научно-технического творчества студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений РСФСР на XII пятилетку.

С января 1990 г. до середины 1992 г. никаких систематических мероприятий в сфере научно-исследовательской работы студентов не проводилось. Первые попытки восстановить работы в этой сфере были предприняты Комитетом по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ при участии Фонда научно-технической, инновационной и творческой деятельности молодежи России в 1992 г.

Начиная с 1999 г. Минобразованием РФ был организован ряд научных мероприятий в указанном направлении. В основном это были предметные олимпиады, конкурсы научных работ, конференции, семинары, форумы, школы, проводимые подведомственными учебными заведениями.

В настоящее время говорить о восстановлении прежней структуры научного творчества студенческой молодежи с ее административными и другими ресурсами не представляется возможным в связи с существенными изменениями в законодательстве.

Студенческие конструкторские бюро, организованные в 1960—1970-е гг., были хозрасчетными подразделениями НИЧ. Они выполняли работы по хоздоговорам, госбюджету и договорам о научно-техническом содружестве. Годовые объемы некоторых СКБ достигали 1 млн руб.

Сегодня в вузах России функционируют более 130 молодежных творческих коллективов. Анализ показал, что многие из них не имеют постоянной работы и формируются в виде временных творческих бригад для реализации определенного задания. Для обеспечения эффективной работы подобных коллективов необходимо сформировать федеральную программу поддержки научно-технической и инновационной деятельности молодежи.

В вузах Российской Федерации в последние годы активно развивается инфраструктура инновационной деятельности: центры трансфера технологий, технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры. С учетом этого студенческие конструкторские бюро целесообразнее организационно размещать в подразделениях инфраструктуры инновационной деятельности, например в центрах трансфера технологий. Данная мера позволит создавать многопрофильные молодежные творческие коллективы в виде конструкторских бюро, проектно-сметных бюро, маркетинговой, рекламной группы и др. В результате повысится качество подготовки специалистов, так как работа в этом случае будет направлена на реализацию научной идеи до конечного продукта. Кроме того, при выполнении конкретной работы формируются навыки взаимодействия специалистов различного профиля, продвижения продукции на рынок, изучения рынка и др.

В Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева успешно работают следующие молодежные творческие коллективы: студенческое

проектно-сметное бюро, студенческое технологическое бюро по программированию, студенческое бюро электронных образовательных ресурсов. Для продвижения на рынок научно-технической продукции, разработанной в молодежных творческих коллективах, при центре трансфера технологий создана молодежная творческая группа «Стратег» из студентов экономического факультета, которая выполняет функции молодежного центра трансфера технологий. Совместно с патентной службой «Стратег» занимается прежде всего защитой интеллектуальной собственности,затем подготовкой проектов для получения инвестиций на создание научно-технической продукции.

Получен первый положительный опыт коммерциализации программного продукта, разработанного в студенческом технологическом бюро по программированию.

Первый опыт такой организации молодежных творческих коллективов показывает ее эффективность. Эта схема ориентирует учащуюся молодежь на создание конечного конкурентоспособного продукта.

.Поступила 05.09.06.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.