Научная статья на тему 'Опыт включения советского студенчества в решение народнохозяйственных задач'

Опыт включения советского студенчества в решение народнохозяйственных задач Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ СОВЕТСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / TRADITIONS OF SOVIET HIGHER EDUCATION / COOPERATION BETWEEN UNIVERSITIES AND PRODUCTION / ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КЛАСТЕРЫ / REGIONAL PRODUCTION CLUSTERS / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арасланова Анастасия Александровна

Цель. Статья посвящена изучению опыта включения молодежи в решение значимых народнохозяйственных задач региона, накопленного советской высшей школой. Предметом анализа выступают формы организации научно-исследовательской работы студентов, предполагающие внедрение ее результатов в производство. Метод или методология проведения работы. Основу исследования составляет анализ данных региональных архивов. Результаты. Результаты работы заключаются в том, что автором описан опыт включения советского студенчества в решения народнохозяйственных задач в условиях территориально-производственных комплексов. Описано участие студентов в выполнении хоздоговорных, госбюджетных научных работ, особенности организации студенческих конструкторских бюро, студенческих конструкторских отрядов, студенческих строительных отрядов и т.п. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены при проектировании взаимодействия высшей школы и производства в настоящее время при построении производственно-образовательных кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арасланова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF INVOVING SOVET STUDENTS IN SOLVING THE TASKS OF THE NATIONAL ECONOMY

Goal. The article looks at the experience of Soviet higher education institutions related to involving young people in solving the tasks of regional economy. The article studies how student research was organized and its results were implemented in practical production process. Methods and Methodology. The study is based on the study of regional archives. Results. As the result the author described Soviet students’ involvement in solving the tasks of the national economy at regional production complexes. There has been described the participation of students in research tasks performed under state contracts, the way student design engineering departments, student teams and student construction brigades were organized. Scope of Application. The results of the research can be applied in present-day production and educational clusters to enhance the cooperation between universities and production sector.

Текст научной работы на тему «Опыт включения советского студенчества в решение народнохозяйственных задач»

DOI: 10.12731/2218-7405-2018-1-74-89 УДК 37(091)

ОПЫТ ВКЛЮЧЕНИЯ СОВЕТСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА В РЕШЕНИЕ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗАДАЧ

Арасланова А.А.

Цель. Статья посвящена изучению опыта включения молодежи в решение значимых народнохозяйственных задач региона, накопленного советской высшей школой. Предметом анализа выступают формы организации научно-исследовательского работы студентов, предполагающие внедрение ее результатов в производство.

Метод или методология проведения работы. Основу исследования составляет анализ данных региональных архивов.

Результаты. Результаты работы заключаются в том, что автором описан опыт включения советского студенчества в решения народнохозяйственных задач в условиях территориально-производственных комплексов. Описано участие студентов в выполнении хоздоговорных, госбюджетных научных работ, особенности организации студенческих конструкторских бюро, студенческих конструкторских отрядов, студенческих строительных отрядов и т.п.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены при проектировании взаимодействия высшего школы и производства в настоящее время при построении производственно-образовательных кластеров.

Ключевые слова: традиции советского высшего школы: взаимодействие высшего школы и производства: территориально-производственные кластеры.

THE EXPERIENCE OF INVOVING SOVET STUDENTS IN SOLVING THE TASKS OF THE NATIONAL ECONOMY

Araslanova A. A.

Goal. The article looks at the experience of Soviet higher éducation institutions related to involving young people in solving the tasks of re-

gional economy. The article studies how strident research was organized and its results were implemented in practical production process.

Methods and Methodology. The study is based on the study of regional archives.

Results. As the result the author described Soviet students ' involvement in solving the tasks of the national economy at regional production complexes. There has been described the participation of students in research tasks performed under state contracts, the way student design engineering departments, student teams and student construction brigades were organized.

Scope of Application. The results of the research can be applied in present-day production and educational clusters to enhance the cooperation between universities and production sector.

Keywords: traditions of Soviet higher education: cooperation between universities and production: regional production clusters.

Построение взаимодействия профессионального образования и производственной сферы в настоящее время является актуальным при создании популярных производственно-образовательных кластеров. Однако сложившиеся отечественные традиции советской высшей школы сегодня не находят должного отражения ни в науке ни в практике. Изучение опыта включения советского студенчества в решение народнохозяйственных зацач региона позволяет не только выявить уже апробированные формы организации научно-исследовательской деятельности студентов, тем самым расширив спектр выбора данных форм сегодня, но и проанализировать причины неудач и найти возможность критически-творческого использования их в теории и практике современного профессионального образования.

Развитие взаимодействия высшей школы и производства в советское время предполагало активное включение молодежи в решение народнохозяйственных проблем. Советский специалист, будучи еще студентом становился активным деятелем, перед которым ставились вполне реальные производственные задачи. Для практического воплощения на практике данной идеи в вузах проводилась серьезная

работа по выработке единой эффективной системы организации учебно-исследовательской работы (УИР), форм её учета и стимулирования, по разработке и внедрению в учебный процесс каждой кафедрой методически обоснованной программы научного творчества студентов в основе, которой заложен принцип единства учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности [1].

Региональные партийные органы, курирующие все сферы построения взаимодействия ставили перед вузами задачу максимально приблизить тематику выпускных аттестационных работ к реальным производственным проблемам, предполагалось выполнение выпускных работ непосредственно на предприятиях, так, чтобы каждая дипломная работа имела реальное внедрение в производство. В качестве показательного примера может выступать протокол заседания бюро Иркутского областного комитета КПСС (июнь 1979 г.), в котором резкой критике подвергается деятельность вуза по организации работы над выпускными работами: «деятельность научных учреждений университета в полной мере не подчинена задачам повышения качества подготовки специалистов.... Так в университете за последние три года всего 7 процентов выпускников-математиков и около 20 процентов химиков готовили дипломы в вычислительном центре и институте нефтеуглехимического синтеза, только 25 процентов всех дипломных работ имели практическую ценность и рекомендованы к внедрению. Лишь 3,5 процента студентов участвовали в научных исследованиях по хоздоговорам.» [2]. Для привлечения студентов к научным исследованиям по госбюджетной и хоздоговорной тематике, выработке у них интереса и потребности к самостоятельному научному поиску рекомендовано: «Совместно с управлениями и объединениями обеспечить систематические выступления перед студентами и преподавательскими коллективами руководителей и ведущих специалистов предприятий и организаций, передовиков и новаторов производства. Организовать систематическую научно-техническую информацию и пропаганду передового отечественного и зарубежного производственного опыта среди студенчества» [3].

Советская пропаганда провозглашала, что научно-исследовательская работа будущих специалистов должна стать поистине массовым движением вузовской молодежи, предметом особого внимания профессорско-преподавательских коллективов, комсомольских организаций высших учебных заведений. В современных условиях она должна превратиться в неотъемлемый элемент обучения и воспитания юношей и девушек, формирования у них исследовательских навыков, умелых организаторов общественного производства, руководителей и воспитателей трудовых коллективов [4].

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) выступала значимым средством повышения качества подготовки специалистов. «В современных условиях необходимо выработать у будущего инженера творческое инженерное мышление, стремление к непрерывному обновлению знаний. Студент должен овладеть навыками научной организации умственного труда, изучить начала науковедения, теорию и практику эксперимента, основы информатики, библиотечного и патентного поиска» [5]. Перед НИРС ставились существенные задачи, связанные подготовкой и воспитанием специалистов, способных творчески применять в практической деятельности последние достижения научно-технического прогресса. Особое внимание в процессе подготовки специалистов уделялось обучению методики и средствам самостоятельного решения научных и технических задач и навыкам работы в научных коллективах, ознакомлению с методами организации их работы, содействие успешному решению актуальных научных и технических задач народного хозяйства страны. НИРС реализовывалась в вузах в двух видах: в рамках учебного процесса и во внеучебное время.

Основными формами НИРС в рамках учебного процесса, широко применяемые в вузах страны, являлись:

- НИРС, включенная в учебные планы отдельной строкой;

- НИРС в курсовых и дипломных проектах и работах;

- элементы НИРС при выполнении лабораторных работ, выполнение лабораторного практикума исследовательского типа с единым комплексным заданием;

- выполнение НИРС на практиках;

- подготовка научного реферата на заданную тему;

- учебно-научные семинары (обсуждение научных проблем, хода и итогов выполнения НИРС);

- домашние работы, задания с элементами творческого поиска.

НИРС во внеучебное время, включала в себя следующие формы:

- работа в студенческих научных кружках;

- участие в выполнении хоздоговорных, госбюджетных научных работ, договоров о творческом содружестве, с промышленными предприятиями, а также индивидуальная работа на кафедрах;

- работа в студенческих конструкторских бюро (СКБ) и студенческих конструкторских отрядах;

- лекторская работа по распространению специальных знаний в области науки, техники культуры и т.п.

- работа в качестве преподавателей физматшкол, руководителей кружков в детских клубах и т.п.

СКБ создавалось в целях подготовки специалистов, владеющими новейшими достижениями науки и техники, имеющими организационные навыки в проведении коллективной творческой работы, а также в целях привлечения студентов к разработке важнейших комплексных научно-исследовательских проблем по госбюджетной и хоздоговорной тематике института. В СКБ студенты выполняли на-учно-исследовательские и проектно-конструкторские работы на общественных началах по внутривузовским заказам и по госбюджету в соответствии с тематическим планом научных исследований института, по договорам о творческом содружестве с предприятиями, по студенческим хозяйственным договорам с различными организациями. Структура СКБ разрабатывалась научно-техническим сектором в соответствии с задачами и объемом работ и утверждалась проректором по НИР. В СКБ на правах секторов входили структурные подразделения, существовавшие при факультетах и кафедрах: центральное СКБ, студенческие научно-исследовательские лаборатории (СНИЛ), студенческие проектно-конструкторские и конструк-

торские бюро (СПКБ и СКБ), студенческие бюро экономического анализа и переводов (СБЭА и СБП). Секторы СКБ организовывались при специальных общетехнических кафедрах и имели структуру в соответствии с основными функциями: конструкторская группа, технологическая группа, группа испытаний, монтажная группа, научная группа. Финансирование СКБ производилось по сметам хоздоговоров и за счет бюджета через НИС института. Студенты -ответственные за исполнение работ - зачислялись на должности в соответствии с положением о НИС института. Работа преподавателей, привлекаемых для руководства работами СКБ, оплачивалась в порядке внутривузовского совместительства или предусматривалась в индивидуальных планах. За успешное выполнение научно-исследовательских и конструкторских работ, создание и внедрение новых научно-технических разработок осуществлялось премирование студентов и преподавателей.

Студенческие научные кружки организовывались на кафедрах для вовлечения в НИР студентов младших курсов. В рамках деятельности студенческих научных кружков осуществлялось углубленного изучения учебных дисциплин, включающее в себя изучение достижений передовой науки и техники. Студенты овладевали навыками подготовки научных докладов и рефератов, знакомились с навыками физического и математического моделирования процессов, машин, конструкций и аппаратов, а также методами планирования экспериментов и принятия оптимальных решений. Студенты выполняли учебные исследования по расширенной программе, проводились занятия со студентами по факультативным курсам, в частности по тематике научно-исследовательских работ кафедры. Номенклатура научно-исследовательских студенческих кружков разрабатывалась на кафедрах.

Студенческий конструкторский отряд (СКО) организовывался на добровольных началах для выполнения научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ на промышленных предприятиях, в НИИ, а также внутри института. Основной целью деятельности отрядов являлось внедрение научных и проектных разработок вуза

в производство. Студенты при этом работали конструкторами и технологами, одновременно вели политико-воспитательную работу на предприятиях и среди населения. Руководство деятельностью СКО на всех этапах (подготовительный, рабочий, заключительный) осуществляло бюро ВЛКСМ и СКБ института. СКО формировался по факультетскому принципу. При СКО организовывался штаб, включающий командира, комиссара отряда и руководителя производственной практикой. Состав штаба утверждался комитетом ВЛКСМ. СКО формировались из числа хорошо успевающих студентов старших курсов, активно работающих в подразделениях студенческого научного отдела. Прием в члены отряда производился штабами в индивидуальном порядке. В состав СКО могли быть включены также аспиранты, преподаватели, инженерно-технические работники института на период их трудового отпуска с согласия декана и руководителя подразделения. Работа СКО осуществлялась на основе договора предусматривающего: тематику, программу и объем исследовательских и конструкторских работ; численность отряда, штатное расписание порядок финансирования работ; порядок подчинения СКО руководителям подразделений предприятия; обязательства предприятия по жилищному и санитарно-гигиеническому обеспечению СКО; содержание отчетности СКО перед предприятием; задания по политико-воспитательной и культурно-массовой работе членов СКО. Договор с предприятием заключал командир отряда, несущий персональную ответственность за своевременность и качество выполненных работ. Командир и комиссар СКО были обязаны в недельный срок после окончания работ на предприятии сдать отчет в комитет ВЛКСМ о работе отряда. Члены СКО в установленном порядке предоставляли специальной кафедре отчеты о прохождении производственной практики [6].

Важное место в развитии, совершенствовании организации и подведении итогов НИРС занимали организационно-массовые мероприятия, такие как: конкурсы научных работ студентов, студенческие научные конференции, выставки научного и научно-технического творчества студентов, олимпиады, смотры-конкурсы на лучшую ор-

ганизацию НИРС. Первые туры подобных массовых мероприятий традиционно проходили в вузах, по результатам внутривузовских туров подавались заявки на участие студентов-победителей в республиканские (вторые) туры [7].

В условиях плановой экономики планирование НИРС в вузе осуществлялась в соответствии с Комплексной программой развития научно-технического творчества студентов высших и средних специальных учебных заведений РСФСР, которая составлялась на пятилетку. В рамках данной программы проходили: всесоюзный конкурс на лучшую НИРС, всесоюзная олимпиада «Студент и Hill», всесоюзная конференция «Студент и H ill». В отдельно взятом вузе НИРС курировалась специально создаваемыми Советами по НИРС.

Цель и содержание НИРС было четко определено в зависимости от курса обучения. На первом и втором курсах целью и содержанием всей работы было формирование у студентов в ходе общенаучной подготовки перспективных навыков, умений и приобретение простейших знаний, необходимых для выполнения научной работы, обучение основам самостоятельной работы, развитие нестандартного мышления. На третьем курсе предполагалось в ходе общетехнической и специальной подготовки выполнение небольших самостоятельных исследований и заданий творческого характера, предполагающие формирование специальных исследовательских навыков, углубление знаний методов, методик, технических средств проведения исследований и обработки результатов. Усложнялись задачи НИРС и увеличивался объем. Работы студентов приобретали всё более ярко выраженный творческий характер. На четвертом и особенно пятом курсах происходило дальнейшее формирование, закрепление и совершенствование знаний умений и навыков, развитие творческого мышления и подхода к решению конкретных задач. Значимыми становилось формирование умения самостоятельно принимать и реализовывать решения, использовать полученные знания на практике. НИРС была достаточно длительной по времени, осуществлялась по индивидуальному плану. Разработка плана по специальности велось совместно с кафедрами общественных

наук, общенаучных, общетехнических, профилирующих дисциплин и выпускающей кафедрой. Координацию индивидуальной НИРС осуществляла выпускающая кафедра, которая предварительно формулировала конкретные требования к знаниям, умениям, навыкам и качествам специалиста. Таким образом НИРС являлась продолжением учебного процесса, организовывалась на кафедрах, в на-учно-исследовательских учреждениях высших учебных заведений (НИИ, проблемных и отраслевых лабораториях, вычислительных центрах и т.д.) и в студенческих конструкторских, технологических, экономических и др. бюро.

Выполненные студентами в рамках хоздоговорных работ дипломные проекты предполагали внедрение их в производств. Архивные данные свидетельствуют о наличии многочисленных позитивных примеров. Так, в 1984 году, при выполнении госбюджетной работы «Отделка древесины» студентами БрИИ были выполнены три дипломных проекта, которые позже были рекомендованы к внедрению. Исследования, проводимые при выполнении дипломного проекта по теме «Формирование защитно-декоративных покрытий из водных дисперсий полимеров методом окунания» были продолжены при выполнении кандидатской диссертации выпускницы, направленной в аспирантуру. При выполнении хоздоговорной НИР по теме: «Разработка и внедрение модифицированных бетонов повышенной морозостойкости, коррозийной стойкости и водонепроницаемости» был также выполнен ряд курсовых проектов и дипломный проект. Результаты исследований, полученные при выполнении дипломного проекта, включены в «Рекомендации по применению комплексных добавок» [8]. В 1985 году только на кафедре экономики и организации производства по материалам исследований госбюджетных и хоздоговорных НИР защищено 20 дипломных проектов [9]. Был накоплен положительный опыт совместного научного руководства дипломными работами студентов представителями предприятий и профессорско-преподавательским составом института, что способствовало скорейшему внедрению результатов исследования. Например, разработка «Совершенствование системы материально-

технического снабжения строительного управления», выполненная в процессе дипломирования студентом гр. ЭОС-80-2 М.А. Шкирковым под научным руководством доцента кафедры ЭОП В.Н. Радина и гл. инженера УМТС В.Я. Павлова и переданная управлению материально-технического снабжения (УМТС) «Братскгэсстроя», внедрена с июля месяца 1985 г. в составе системы организации управления УМТС. Внедренная установка направлена на сокращение длительности оборота оборотных средств за счет уменьшения времени документооборота». В акте о внедрении результатов данной работы указан социальный и экономический эффект. Фактический эффект от внедрения составил 95400 рублей. Долевое участие Братского индустриального института составило 65 %. - 62010 рублей. К акту прилагается расчет фактического эффекта. Данный акт утвержден начальником управления материально-технического снабжения «Братскгэсстроя» [10]. Такие работы были достаточно многочисленными.

Руководители крупнейших предприятий региона были заинтересованы в сотрудничестве с институтом. В архиве имеются многочисленные служебные письма, в которых выражается благодарность администрации вуза и содержится просьба продолжить исследовательскую работу студентов на предприятии. «В апреле-июле 1986 года группа студентов БрИИ специальности ЭОС под руководством доцента Сторожиц-кош П.Я. провела анализ использования автотранспорта при перевозке железобетонных изделий и товарного бетона. Прошу Вас продолжить исследовательскую работу студентов в течении 1986-1987 учебного года для решения следующих зацач, направленных на повышение эффективности производственных систем....» [11].

Необходимо отметить, что показатель, характеризующий участие студентов в научно-исследовательской деятельности увеличивался из года в год, но вместе с тем оставался невысоким. Например, в 1980 г. 3,9% студентов приняли участие в НИР, в 1984-8,1% в 1985 - 12,7%, 1986 - 12,7%, 1987 - 37%. В хоздоговорной НИР принимали участие также небольшое количество студентов 1980 - 1,3% от общего числа студентов очной формы обучения, 1984 - 2,7%, 1985 - 4,2%, 1986 - 4,4%, 1987 - 2,8% [12]. В 1990 г., когда система заключения

хоздоговоров и договоров о творческом содружестве была достаточно хорошо отработана только 17% студентов дневной формы обучения принимали участие в НИР, а в хоздоговорных НИР - 2,2% [13]. Студенты по результатам выполнения бюджетных и хоздоговорных НИР вместе с представителями организаций и промышленных предприятий принимали активное участие в ежегодных научно-технических и научно-методических конференциях [14]. Специально организовывались городские выставки научно-технического творчества молодежи, на которые приглашались представители производственной сферы. Отдельно отобранные работы направлялись на областные выставки [15, 16]. По законченным НИР на предприятия и организации ТПК направлялись информационные листки. По результатам ознакомления с которыми поступили запросы на предоставление отчетов и чертежей по интересующим разработкам, а также предложения на заключение договоров [17].

Формой подлинного сотрудничества вузов и промышленности области явились популярные в 70-ые годы студенческие строительные отряды, создававшиеся при каждом вузе. Все стройотряды вузов были объединены в единый областной студенческий стройотряд. Подготовка к работе в ОССО производилась в несколько этапов. С февраля по май как вне стен вуза, так и на базе строительных факультетов осуществлялось овладение новой для студентов, строительной профессией. Так, обучение осуществлялось в профилирующих учебных комбинатах, таких как: «Главвостосибстрой», Областного производственного управления «Иркутсксельстроя», трестов «Вос-токсибтрансстроя», «Иркутсклесстроя». На базе же строительного факультета Иркутского политехнического института готовились мастера из числа студентов политехнического института. Далее со всеми бойцами студенческих отрядов проводилось обучение по 12-ти часовой программе, утвержденной Центральным штабом ВССО и Министерством высшего и среднего образования. Для лучшего закрепления правил и норм техники безопасности, полученных в учебных заведениях, на основании Постановления Бюро OK ВЛКСМ и Президиума ВЦСПС от 13 апреля 1973 года дополнительно на

местах дислокации отрядов проведилось обучение технике безопасности [18]. Показатели деятельности студенческих отрядов впечатляют. Молодые, энергичные, профессионально подготовленные студенты не только брали на себя обязательства выполнить и перевыполнить план, но и становились инициаторами нововведений, обеспечивающих экономию ресурсов. Так, идя навстречу XXV съезду партии, Иркутский Областной отряд принял на себя обязательства освоить дополнительно к плану 550 тыс. руб. капитальных вложений. Свои обязательства ОССО выполнил, освоив 1 млн. 665 тыс. руб. капитальных вложений и выполнив план освоения на 107,5%. Студенческие отряды Иркутской области трудились на трех ударных комсомольских стройках: строительстве БАМ, г. Усть-Илимска и Усть-Илимского лесопромышленного комплекса. Только в 1975 году бойцами Областного отряда были разработаны и внедрены 9 рационализаторских предложений с экономическим эффектом 41, 9 тыс руб., в 1974 году экономический эффект составил - 23,3 тыс рублей. Бойцами студенческого строительного отряда «Энергия» политехнического института Нечаевым А. и Татариновым В. внесены изменения в проект электростанции села Аляты Алэрского р-на. В результате была уменьшена протяженность ЛЭП - 10 квт., экономический эффект от этого составил 12, 28 тыс. руб. Боец студенческого отряда «Таежный десант» Амен В. На строящейся школе на 960 мест в Нижнеудинске предложил за счет конструктивных изменений сократить протяженность сетей канализации. Экономический эффект от внедрения составил 6603 руб. Отряды апробировали новый прогрессивный метод управления «Бригадный подряд», благодаря чему значительно вырос уровень производительности труда и организации производства, достигнуто сокращение нормативного времени от 3 до 17 дней, затраты на строительные объекты этими отрядами снижены на 20020 руб. Особое внимание со стороны Областного штаба было уделено сельскому строительству. Студентами сооружались 226 сельскохозяйственных объектов. Сдано в эксплуатацию и под монтаж технологического оборудования 132 объекта. Студенческие строительные отряды явились не только эф-

фективной формой участия молодежи в производственном труде, оказывающем значимое влияние на развитие региона в целом, но и прогрессивной формой подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности. Студенты вузов, прошедшие «школу стройотрядов», становились более мотивированными к обучению, представляли реальные проблемы производства и особенности будущей профессиональной деятельности.

Позитивные результаты совместной деятельности вузов и предприятий обучловили создание к концу исследуемого периода новых форм взаимодействия вузов и предприятий региона, предполагающих включение советского студенчества в решение народнохозяйственных проблем. Была запланирована работа по созданию учебно-научно-производственного комплекса ГПТУ - вуз - производство [19]. В 1990 г. в соответствии с постановлением Совмина СССР № 790 от 08.08.1990 г. «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» были учреждены малые предприятия. Примером созданных предприятий могут служить: «Композит» по разработке и внедрению малотоннажных наукоемких технологий экологически улучшенного производства добавок, входящих в состав морозостойких бетонов, совместное малое предприятие «Инлес», предусматривающее как производственную деятельность, так и научные исследования и обеспечение учебного процесса [20]. Стала практиковаться подача заявок и получение авторских свидетельств студентами на изобретение, которая имела успех [21].

В исследуемый период времени использовались разнообразные формы вовлечения советского студенчества в решение народнохозяйственных проблем. Хотя далеко не всем ожиданиям суждено было сбыться, был получен позитивный опыт и конкретные результаты внедрения НИРС в производства. Используемые в рамках учебной и внеучебной деятельности формы были разнообразны и в настоящее время в соответствии с задачами, стоящими перед современным профессиональным образованием могут получить второе рождение. Преобразования, в которые на современном этапе вовлечена система профессионального образования, связанные с необходимостью обращения вузов к социальному партнерству, с поиском путей интеграции

образования науки и производства, обуславливают необходимость обращения к описанному выше отечественному историческому опыту в сфере функционирования и системного реформирования советской высшей школы. Несмотря на то, что механизмы взаимодействия между вузами и базовыми предприятиями в условиях советских 'ГНК и современных производственно-образовательных кластеров существенно отличаются, некоторые формы могут быть использованы в новых социально-экономических условиях.

Список источников

1. Архивный отдел администрации г. Братска. Ф. Р.-190. Оп. 1. Д. 14. Л. 5.

2. Государственный архив Новейшей истории Иркутской области (ГА-НИИО). Ф. 127. Оп. 106. Д. 24. Л. 19-20.

3. ГАНИИО. Ф. 127. Оп. 106. Д. 34. Л. 80

4. Архивный отдел администрации г. Братска. Ф. Р-190. Оп. 1. Д. 427. Л. 8.

5. Архивный отдел администрации г Братска. Ф. Р -190. Оп. 1. Д. 14. Л. 4.

6. Архивный отдел администрации г. Братска. Ф. Р-190. Оп. 1. Д. 427. Л. 7-16.

7. Архивный отдел администрации г. Братска. Ф. Р-190. Оп. 1. Д. 103. Л.54.

8. Архивный отдел администрации г. Братска. Ф. Р-190. Оп. 1. Д. 235. Л. 1-16.

9. Архивный отдел администрации г. Братска. Ф. Р-190. Оп. 1. Д. 310. Л. 3. 5. 19-20.

10. Архивный отдел администрации г. Братска. Ф.Р-190. оп.1. Д. 424. Л.155-156.

11. Архивный отдел администрации г. Братска. Ф.Р-190. оп.1. Д 424. Л. 99.

12. Архивный отдел администрации г. Братска. Ф. Р-190. Оп1. Д. 310 Л. 19-20.

13. Архивный отдел администрации г. Братска. Ф. Р-190. Оп1. Д. 473. Л. 17.

14. Архивный отдел администрации г. Братска. Ф. Р-190. Оп.-1. Д.642. Л.2-7.

15. Архивный отдел администрации г. Братска. Ф. Р-190. Оп.-1. Д.235. Л.9.

16. Архивный отдел администрации г. Братска. Ф.Р-190. Оп.1. Д 473. Л.1-19.

17. Архивный отдел администрации г. Братска . Р-190. On 1. Д. 422. Л.1-12.

18.ГАНИИО. Ф 185. 0.18. Д. 128. Л.27-31.

19. Архивный отдел администрации г. Братска. Р-190. Оп.1. Д. 311. Л.36-37.

20. Архивный отдел администрации г. Братска . Р-190. On 1. Д. 642. Л. 3-4.

21. Архивный отдел администрации г. Братска . Р-190. On 1. Д. 642. Л. 6.

References

1. Arkhivnyy otdel administratsii g. Bratska [Archives department of the city of Bratsk], F.R.-190. Op. 1. D. 14. L. 5.

2. Gosudarstvennyy arkhiv Noveyshey istorii Irkutskoy oblasti (GANIO) [State Archive of the New History of the Irkutsk Region]. F. 127. Op. 106. D. 24. L. 19-20.

3. GANIO. F. 127. Op. 106. D. 34. L. 80

4. Arkhivnyy otdel administratsii g. Bratska [Archives department of the administration of Bratsk], F. P-190. Op. 1. D. 427. L. 8.

5. Arkhivnyy otdel administratsii g. Bratska [Archives department of the city of Bratsk], F. P -190. Op. 1. D. 14. L. 4.

6. Arkhivnyy otdel administratsii g. Bratska [Archives department of the city of Bratsk], F. P-190. Op. 1. D. 427. L. 7-16.

7. Arkhivnyy otdel administratsii g. Bratska [Archives department of the city of Bratsk], F. P-190. Op. 1. D. 103. L.54.

8. Arkhivnyy otdel administratsii g. Bratska [Archives department of the city of Bratsk], F. P-190. Op. 1. D. 235. L. 1-16.

9. Arkhivnyy otdel administratsii g. Bratska [Archives department of the administration of Bratsk], F. P-190. Op. 1. D. 310. L. 3. 5. 19-20.

10. Arkhivnyy otdel administratsii g. Bratska [Archives department of the city of Bratsk], F.R-190. op.l. D 424. L.155-156.

11. Arkhivnyy otdel administratsii g. Bratska [Archives department of the city of Bratsk], F.R-190. op.l. D 424. L.99.

12. Arkhivnyy otdel administratsii g. Bratska [Archives department of the administration of Bratsk], F.R-190. Opl. D. 310 L. 19-20.

13. Arkhivnyy otdel administratsii g. Bratska [Archives department of the city of Bratsk], F.R.-190. Opl. D. 473. L.17.

14. Arkhivnyy otdel administratsii g. Bratska [Archives department of the administration of Bratsk], F. P-190. Op.-l. D.642. L.2-7.

15 .Arkhivnyy otdel administratsii g. Bratska [Archives department of the

administration of Bratsk], F. P-190. Op.-l. D.235. L.9. 16. Arkhivnyy otdel administratsii g. Bratska [Archives department of the

city of Bratsk], F.R-190. Op.l. D 473. L.l-19. 17 .Arkhivnyy otdel administratsii g. Bratska [Archives department of the city of Bratsk], P-190. Op. 1. D. 422. L.l-12.

18. GANIOO. F 185. 0.18. D. 128. L.27-31.

19. Arkhivnyy otdel administratsii g. Bratska [Archives department of the city of Bratsk], P-190. Op.l. D. 311. L.36-37.

20. Arkhivnyy otdel administratsii g. Bratska [Archives department of the city of Bratsk], P-190. Op 1. D. 642. L. 3-4.

21. Arkhivnyy otdel administratsii g. Bratska [Archives department of the city of Bratsk], P-190. Op 1. D. 642. L. 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Арасланова Анастасия Александровна, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук

Сургутский государственный педагогическгш университет ул. 50 лет ВЛКСМ, 10/2, г. Сургут, Ханты-Манснистш автономный округ, 628417, Российская Федерация generol(d)mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR AraslanovaAnastasiyaAleksandrovna, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education, Candidate of Pedagogical Sciences

Surgut State Pedagogical University

10/2, 50 years of the VLKSM Str., Surgut, Khanty-Mansi Autonomous Area, 628417, Russian Federation generol(d)mail. ni

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.