Научная статья на тему 'Зарождение партнерских отношений вуза и предприятий региона в 80-е годы в СССР (на примере Братско-Усть-Илимского ТПК)'

Зарождение партнерских отношений вуза и предприятий региона в 80-е годы в СССР (на примере Братско-Усть-Илимского ТПК) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИСТОРИЯ СОВЕТСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ПРОИЗВОДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА / SOCIAL PARTNERSHIP / HISTORY OF THE SOVIET HIGHER SCHOOL / PRODUCTION AND EDUCATIONAL CLUSTER / INTEGRATION OF EDUCATION / SCIENCE AND PRODUCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арасланова Анастасия Александровна

На основе архивных данных рассмотрены формы интеграции вуза и предприятий. Территориально-производственные комплексы 80-х гг. рассматриваются как прототипы современных производственно-образовательных кластеров. Описан накопленный советской высшей школой опыт по заключению договоров о творческом содружестве, выполнению научно-исследовательских хоздоговорных и госбюджетных работ, внедрению результатов НИР в производство, который может быть экстраполирован в новые рыночные условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Based on the archival information there are considered the integration forms of higher schools and enterprises. The territorial and production complexes of the 1980s are regarded as the prototypes of the modern production and educational clusters. There is described the experience gained by the Soviet higher school in making agreements of creative community, scientific research and state budget work, implementing the results into production that may be extrapolated to the new market conditions.

Текст научной работы на тему «Зарождение партнерских отношений вуза и предприятий региона в 80-е годы в СССР (на примере Братско-Усть-Илимского ТПК)»

историко- и сравнительнопедагогические проблемы образования

А.А. АРАСЛАНОВА (Усть-Илимск)

зарождение партнерских отношений вуза и предприятий региона

в 1980-е гг. в сссР (на примере Братско-усть-илимского тпк)

На основе архивных данных рассмотрены формы интеграции вуза и предприятий. Территориальнопроизводственные комплексы 80-х гг. рассматриваются как прототипы современных производственно-образовательных кластеров. Описан накопленный советской высшей школой опыт по заключению договоров о творческом содружестве, выполнению научно-исследовательских хоздоговорных и госбюджетных работ, внедрению результатов НИР в производство, который может быть экстраполирован в новые рыночные условия.

Ключевые слова: cоциальное партнерство, история советской высшей школы, производственнообразовательный кластер, интеграция образования, науки и производства.

На современном этапе развития экономики и социальной сферы методологический поиск новых подходов в отечественной системе высшего образования ориентирован на инновации. Новые стратегические ориентиры и невозможность в одиночку разрешить сложнейший комплекс проблем обусловливают необходимость обращения вузов к социальному партнерству как важнейшей составляющей интеграционных процессов* в образовательноинформационном пространстве. Одной из популярных форм социального партнерства сегодня выступают производственнообразовательные кластеры, целью эффективного функционирования которых является системное мотивированное взаимодействие науки, образования и производства, позволяю-

* Термин «социальное партнерство» происходит от лат. “socialis” (товарищеский, общественный) и франц. “le partenaire” (партнер, компаньон). В «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» социальное партнерство определяется как фактор модернизации высшего образования в регионах.

щее решать вопросы повышения качества предоставляемых вузами образовательных услуг, укрепления материально-технической базы, реализации программ гарантированного трудоустройства выпускников, эффективного распределения новых знаний, трансферта научных открытий и изобретений, достижения наивысшей эффективности и конкурентоспособности участников кластера путем извлечения синергетического эффекта.

однако в истории отечественной советской высшей школы имеется подобный опыт интеграции науки, образования и производства в рамках территориально-производственных комплексов (далее ТПК), которые были призваны решать схожие задачи в конкретно взятом регионе. Преобразования, в которые на современном этапе вовлечена система высшего образования Российской Федерации, обусловливают необходимость обращения не только к зарубежному, но и к отечественному историческому опыту в сфере функционирования и системного реформирования советской высшей школы. Несмотря на то, что механизмы взаимодействия между вузами и базовыми предприятиями в условиях ТПК и современного производственно-образовательного кластера существенно отличаются, некоторые формы могут быть использованы и в новых социально-экономических условиях.

Данное исследование выполнено на основе анализа архивных документов на примере отдельно взятого вуза - Братского индустриального института (БрИИ) (сегодня Братского государственного университета), осуществлявшего свою деятельность в рамках Братско-Усть-Илимского ТПК, формирование которого было завершено в начале 1980-х.

Регион остро нуждался в высококвалифицированных кадрах, в это время появился первый вуз, на который возлагались огромные надежды в деле развития успехов и скорейшей ликвидации имеющихся недостатков региона и зоны БАМ. Хорошо поставленная система высшего образования, прилив высококвалифицированных кадров на предприятия, стройки и в учреждения решит многие проблемы, -значилось в качестве главной цели деятельности вуза [1]. С самого начала самостоятельное

© Арасланова А.А., 2014

учебное заведение работало в тесном взаимовыгодном сотрудничестве с предприятиями. Вуз нуждался в поддержке: материальной, социальной, кадровой; предприятиям же необходимы были высококвалифицированные специалисты и помощь в оптимизации производственного процесса через разработку и внедрение научных достижений. Формами интеграции деятельности в начале 1980-х гг. стали:

- использование баз производственных предприятий для проведения занятий;

- решение социальных проблем вуза силами предприятий (например, предприятия КБЖБ выделяли в общежитии места для студентов, ПО БЛПК ежемесячно обеспечивал их путевками в оздоровительный комплекс «Северный Артек» и др. [1];

- заключение договоров о творческом сотрудничестве;

- внедрение результатов НИР в производство;

- проведение студенческой практики на производстве;

- участие специалистов предприятий в учебном процессе вуза (чтение лекций и проведение семинаров; руководство дипломными, курсовыми работами и проектами; работа по совместительству в вузе и участие в его научных исследованиях) [2];

- совместное проведение научно-технических и научно-методических конференций (анализ программы одной из конференций, прошедшей в апреле 1980 г., показывает, что большая часть докладов посвящена тематике, связанной с развитием производства на территории Братско-Усть-Илимского ТПК [3]) .

Научно-исследовательская работа виделась как форма эффективного взаимодействия с предприятиями города и района, определяющая ресурсы вуза и развитие его материальнотехнической базы. Решение вопросов повышения эффективности научно-исследовательской работы для конкретных производств значилось приоритетным направлением. Заказчиков было много. При партбюро была создана отдельная комиссия по научной работе, проверяющая выполнение планов госбюджетных и хоздоговорных НИР [4].

для включения в годовой план научноисследовательской работы вуза научная тема должна была иметь серьезное основание -быть включенной в план вышестоящей организации: координационные планы Государственного комитета по науке и технике (ГКНТ), СО АН СССР, планы Госстроя СССР,

отраслевого министерства и т.п. Ниже приведены примеры таких оснований:

- комплексная научно-техническая программа Минвуза РСФСР «Сибирский лес», приказ Минвуза РСФСР от 15.12.1977 г. № 557;

- план совместных научных исследований Минвуза РСФСР и СО АН СССР по проблеме «Социально-экономические и культурные аспекты развития Сибири и дальнего Востока на 1981-1985 гг.» от 24.12.1981 г. № 11-34-150.

Исполнителями НИР являлись конкретные кафедры вуза. Планом определялась сметная стоимость работ. Организация их финансирования осуществлялась Минвузом РСФСР либо предприятиями согласно хоздоговору. Каждая тема имела четко сформулированное народнохозяйственное значение, конечный результат исследования, отрасль применения и ожидаемый экономический эффект. Примеры тем:

• «Экономическая оценка воспроизводства лесосырьевых ресурсов Братского и Усть-Илимского ЛПК», экономический эффект -320 тыс. руб.;

• «Исследование социально-психологических механизмов адаптации при изменении профессиональной деятельности» - предполагала разработку рекомендаций по совершенствованию методов подбора и расстановки кадров;

• «Исследование и оптимизация структуры и процесса диспетчерского управления бетоноукладочным комплексом строительства Богучанской ГЭС» - предполагала выполнение технического задания по проектированию АСдУ и отдельных задач, экономический эффект - 75 тыс. руб. [5] и др.

В архивных документах содержится немало примеров положительного опыта научноисследовательской работы вуза. Так, в координационном плане ГКНТ на 1981-1986 гг. значилась тема «Создать и ввести в действие новые и усовершенствовать существующие автоматические системы управления в строительстве на различных его уровнях с обеспечением взаимодействия систем». Один из пунктов данной проблемы: «Усовершенствовать автоматическую систему управления Братск-гэсстроя». Головным разработчиком данной темы было утверждено управление Братскгэс-строя Минэнерго СССР. Управление Братск-гэсстроя обратилось к руководству института с предложением о совместной работе над данным заданием. На основании этого в сентябре 1981 г. с управлением Братскгэсстроя был заключен хоздоговор о НИР. для выполнения

были привлечены сотрудники кафедры экономики и организации строительного производства и кафедры автомобилей и автомобильного хозяйства. Были разработаны функциональная структура и техническое задание на разработку автоматической системы диспетчерского управления (АСДУ) бетоноукладочным комплексом строительства Богучанской ГЭС. Часть полученных материалов использовалась при подготовке к защите кандидатской диссертации одного из преподавателей. Итоги исследования были рассмотрены на техсовете специального управления Братскгэсстроя и утверждены Минэнерго СССР. Задание было обеспечено финансовыми и трудовыми ресурсами [6].

К середине 1980-х гг. совместная деятельность вуза и предприятий была направлена на совершенствование планирования хоздоговорных научно-исследовательских работ с выходом на конечный результат. Поэтому уже на этапе заключения договора и разработки технико-экономического обоснования ведущие исполнители совместно с предприятиями-заказчиками составляли план мероприятий по внедрению будущей разработки. Согласно плану мероприятий, в процессе НИР заказчик вел подготовку к внедрению: переоборудование или строительство помещения, приобретение или изготовление оборудования, решал другие вопросы. Такая система позволяла существенно сократить сроки внедрения научных разработок института [7].

Расширение партнерства вуза и предприятия определило следующие направления интеграции:

- расширение тематики дипломных проектов по заданиям промышленного производства;

- создание учебно-научно-производственного комплекса «ГПТУ - вуз - производство» [8].

Согласно приказу ректора № 107 от 11.07.1986 г., на базе института с привлечением главных специалистов ведущих предприятий города приступил к работе научнотехнический совет. Основными его задачами являлись повышение актуальности, эффективности, внедрение научных исследований, укрепление творческих связей промышленных и строительных предприятий с индустриальным институтом. Совет курировал сотрудничество вуза в рамках научных исследований со всеми крупными промышленными предприятиями и организациями, входящими в Братско-Усть-Илимский ТПК [9].

Формой интеграции деятельности вуза и предприятия явились договоры о социалистическом творческом содружестве, которые к се-

редине 1980-х гг. были заключены фактически со всеми предприятиями региона. Одним из первых стал договор о социалистическом содружестве с Братской ГЭС им. 50-летия Октября. В рамках договора институт оказывал помощь приборами и приспособлениями; предприятие же знакомило сотрудников БрИИ с полевыми и камеральными материалами, разрешало производить эксперименты и публиковать результаты. В начале 1980-х работы проводились без взаимных расчетов на общественных началах [10].

Самым крупным из договоров о содружестве явился долгосрочный договор с Братским лесопромышленным комплексом, предусматривающий дальнейшее совершенствование технологических процессов и автоматизации производства. Договор предполагал рассмотрение ряда научно-технических задач, охватывающих производство фанеры и древесноволокнистых плит, например, повторное использование промышленных отходов БЛПК. В дальнейшем, по мере развития сотрудничества, договором было предусмотрено расширение круга вопросов. Анализ многочисленных договоров 1986-1988 гг. позволил выявить направления взаимодействия вуза и производства. Целью заключения договоров было:

- укрепление связей научного коллектива института с производством;

- взаимное распространение передового опыта и пропаганда достижений науки и техники;

- повышение качества исследований и разработок;

- ускорение внедрения научных разработок в практику.

Конкретное структурное подразделение вуза (кафедра) должно было:

- разрабатывать программы по выполнению работ и внедрению установок;

- разрабатывать техническую документацию в виде рабочих чертежей на изготовление средств механизации по заданиям предприятия;

- принимать участие в монтаже оборудования и его испытании.

На предприятии конкретное структурное подразделение (производственный отдел) было обязано:

- оказывать содействие в организации сбора необходимых данных;

- участвовать в разработке и создании новой техники, предназначенной для оптимизации конкретной технологии;

- содействовать публикации совместных научных материалов в открытой печати.

Начиная с 1986 г. во все договоры были внесены пункты, касающиеся компенсации заказчиками денежных затрат при проведении научных исследований. В приложении к договору о социалистическом содружестве указывался перечень конкретных тем, подлежащих разработке. Исполнители и сроки отдельных этапов работы определялись календарным планом либо планом-графиком, прилагаемым к договору. Для выполнения принятых по договору обязательств создавались творческие бригады, в состав которых включались представители вуза и предприятия. Проверка хода выполнения договора проводилась один раз в полугодие. Итоги научно-исследовательской работы подводились ежегодно на основе промежуточных отчетов. По результатам исследований, испытаний и внедрения установок институт и предприятие пользовались правом на совместные публикации, подачу заявок на изобретение и на равную долю в полученном экономическом эффекте.

Документом об окончании всех видов работ по договору о социалистическом содружестве служил двусторонний акт. В течение двух месяцев с момента подписания акта предприятие обязано было направить в институт развернутый отзыв о выполненной работе, а также сведения об экономическом эффекте, полученном от внедрения новой техники. В зависимости от результатов исследования заключался хозяйственный договор на выполнение исследований и разработок по темам, предлагаемым предприятием. В архивных документах БрИИ имеются служебные письма, в которых руководство ПО «Братский лесопромышленный комплекс» выражает благодарность сотрудникам института за оказанную практическую помощь и просит продолжать творческое сотрудничество [11].

Основанием для внедрения результатов научно-исследовательских работ являлись авторские свидетельства, научно-технические отчеты и рекомендации, разработанные в рамках заключенных ранее договоров.

Акты внедрения результатов НИР подписывались комиссией, которая проводила анализ экономической эффективности на предприятии, и комиссией от института в составе научного руководителя темы и ответственного исполнителя. В каждом акте указан период (обычно не менее календарного года), в который результаты работы применялись на конкретном производстве, для определения экономического эффекта. К каждому акту прилагался экономический расчет, показывающий

общий годовой экономический эффект от разработки и внедрения новшества. В расчетах показано полученное в результате внедрения снижение удельных затрат (на рубль товарной продукции). Иногда по результатам работы составлялась справка о социальной эффективности научно-исследовательской работы, в которой указывались полученные промежуточные результаты.

Также документами, подтверждающими использование разработок, являлись справки о применении результатов научно-исследовательской (опытно-конструкторской) работы. В данных справках указывалось, что практическое использование разработок вуза обеспечило рост производительности труда, снижение себестоимости продукции на конкретном производстве либо за счет внедрения имелся фактический и перспективный экономический и социальный эффект.

В конце 1980-х гг. в институте началась перестройка госбюджетных работ. Факультеты и кафедры были ориентированы на то, чтобы госбюджетные работы носили преимущественно фундаментальный характер и создавали научный задел для заключения хоздоговорных работ. В том числе на основе госбюджета должен был проводиться экономический анализ, подтверждающий эффективность планируемых работ. Таким образом научная общественность ориентировалась на создание в институте цепочки «госбюджет -хоздоговор - внедрение». Начался перевод научно-исследовательских работ на полный хозрасчет. К этому времени институт принимал участие в реализации научных программ Восточно-Сибирского и Якутского филиалов Сибирского отделения АН СССР, отраслевых программ, целевых научных программ Минвуза РСФСР, осуществлявшихся ведущими высшими учебными заведениями России. Научные исследования проводились на кафедрах, в лабораториях научно-исследовательского сектора, двух отраслевых лабораториях. Позже институт продолжал выполнять научные исследования в условиях полного хозрасчета и самофинансирования.

При выстраивании партнерских отношений между вузом и предприятиями региона возникали определенные трудности и проблемы, которые сегодня заслуживают внимания. Некоторые трудности, носящие частный характер, были устранены в процессе работы. Например, при отсутствии конкретно сформулированного технического задания от заказчика-предприятия порой менялись ка-

известия вгпу

лендарные планы, разделы, что тормозило выполнение всей работы. Главной же проблемой, влияющей на установление эффективных связей между наукой, образованием и производством, являлось то, что выполнение НИР было обязательным и «продиктованным сверху», иногда носило формальный характер. Вуз порой вынужден был брать на себя обязательства, которые не мог выполнить. Так, например, несмотря на оптимистичную картину в планировании всей НИР в 1982 г., серьезным разочарованием стала невозможность принять участие в программе «Сибирь» из-за отсутствия материальной базы. Но уже в анализируемый период пристальное внимание к проблемам позволило сделать следующие выводы:

- необходимо брать посильные темы, дающие практический результат для производства, добиваться этого результата;

- серьезная научная работа с ее практической реализацией требует объединения усилий различных коллективов;

- проблемы Братско-Усть-Илимкого ТПК прежде всего должны определять тематику НИР БрИИ [12].

Таким образом, анализ архивных документов позволяет утверждать, что в 1980-е гг. были созданы условия для эффективного взаимовыгодного сотрудничества вузов и предприятий региона, обеспечивающие развитие производства с использованием потенциала высшей школы, с одной стороны, и подготовку конкурентоспособных специалистов -с другой. Как показало дальнейшее развитие событий, еще не вполне устоявшиеся партнерские взаимосвязи между вузами и базовыми предприятиями в условиях рыночных преобразований 1990-х гг. были разорваны, что повлияло на возможность гарантированного трудоустройства выпускников в соответствии с полученными ими специальностями и отразилось на снижении качества профессионального высшего образования в целом.

литература

1. Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). Ф. 5826. Оп. 1. Д. 32. Л. 21-27.

2. Архивный отдел администрации г. Братска. Ф. Р-190. Оп. 1. Д. 120. Л. 17-19.

3. Архивный отдел администрации г. Братска. Ф. Р-190. Оп. 9. Д. 2. Л. 50-73.

4. ГАНИИО. Ф. 5826. Оп. 1. Д. 32. Л. 29-31.

5. Архивный отдел администрации г. Братска. Ф. Р.-190. Оп. 1. Д. 12. Л. 135-136.

6. Архивный отдел администрации г. Братска. Ф. Р-190. Оп. 1. Д. 173. Л. 9.

7. Архивный отдел администрации г. Братска. Ф. Р-190. Оп. 1. Д. 310. Л. 3, 5, 19- 20.

8. Архивный отдел администрации г. Братска. Ф. Р-190. Оп.1. Д. 311. Л. 36-37.

9. Архивный отдел администрации г. Братска. Ф. Р-190. Оп. 1. Д. 422. Л.1-12.

10. Архивный отдел администрации г. Брат-ска.Ф. Р-190. Оп. 1. Д. 174. Л. 1-2.

11. Архивный отдел администрации г. Братска. Ф. Р-190, Оп 1. Д. 423. Л. 1-51.

12. ГАНИИО. Ф. 5826. Оп. 1. Д. 38. Л. 42-44.

* * *

1. Gosudarstvennyiy arhiv noveyshey istorii Irkutskoy oblasti (GANIIO). F. 5826. Op. 1. D. 32. L. 21-27.

2. Arhivnyiy otdel administratsii g. Bratska. F. R-190. Op. 1. D. 120. L. 17-19.

3. Arhivnyiy otdel administratsii g. Bratska. F. R-190. Op. 9. D. 2. L. 50-73.

4. GANIIO. F. 5826. Op. 1. D. 32. L. 29-31.

5. Arhivnyiy otdel administratsii g. Bratska. F. R.-190. Op. 1. D. 12. L. 135-136.

6. Arhivnyiy otdel administratsii g. Bratska. F. R-190. Op. 1. D. 173. L. 9.

7. Arhivnyiy otdel administratsii g.Bratska. F. R-190. Op. 1. D. 310. L. 3, 5, 19- 20.

8. Arhivnyiy otdel administratsii g. Bratska. F. R-190. Op.1. D. 311. L. 36-37.

9. Arhivnyiy otdel administratsii g. Bratska. F. R-190. Op. 1. D. 422. L.1-12.

10. Arhivnyiy otdel administratsii g. Bratska.F. R-190. Op. 1. D. 174. L. 1-2.

11. Arhivnyiy otdel administratsii g. Bratska. F. R-190, Op 1. D. 423. L. 1-51.

12. GANIIO. F. 5826. Op. 1. D. 38. L. 42-44.

Origination of partner relations of higher

schools and regional enterprises

in the 1980s in the USSR

(by the example of the Bratsk-Ust-Ilimsk

territorial and production complex)

Based on the archival information there are considered the integration forms of higher schools and enterprises. The territorial and production complexes of the 1980s are regarded as the prototypes of the modern production and educational clusters. There is described the experience gained by the Soviet higher school in making agreements of creative community, scientific research and state budget work, implementing the results into production that may be extrapolated to the new market conditions.

Key words: social partnership, history of the Soviet higher school, production and educational cluster, integration of education, science and production.

(Статья поступила в редакцию 05.12.2013)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.