Научная статья на тему 'Студенческая олимпиада по истории экономики'

Студенческая олимпиада по истории экономики Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
83
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Студенческая олимпиада по истории экономики»

Е.В. Рощупкина

СТУДЕНЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ИСТОРИИ ЭКОНОМИКИ

В настоящее время, чтобы стать полноценным специалистом-экономистом с развитым стратегическим и оперативным мышлением, необходимо глубокое знание всемирной и отечественной истории хозяйства. Не менее важная задача — формирование экономического мышления и экономической культуры, которые необходимы для того, чтобы разобраться во всех перипетиях современной экономической жизни. Эти задачи призван решить курс «истории экономики», который является обязательным элементом высшего экономического образования.

Вместе с тем в настоящее время возникла настоятельная потребность в популяризации и в творческом применении знаний по истории экономики. С этой целью кафедра истории, экономических и политических учений Байкальского государственного университета экономики и права (БГУЭП), начиная с 2005 года, стала проводить внутривузовскую олимпиаду по истории экономики, которая представляет собой творческое состязание студентов. С точки зрения организаторов олимпиада направлена на совершенствование учебной и внеучебной работы со студентами и проводится с целью повышения престижа образовательного процесса, повышения качества подготовки специалистов, развития творческих способностей студентов.

Первая олимпиада по истории экономики состоялась в марте 2005 г. и была посвящена истории возникновения денег, как важнейшего экономического института. Организаторами олимпиады было выработано положение об олимпиаде, составлены вопросы отборочного и последующих туров, подобран список литературы. Публикуя эти материалы мы надеемся, что они окажутся учебно-методическим подспорьем для тех, кто решит двинуться по пути популяризации историко-экономического знания.

ПОЛОЖЕНИЕ О ВНУТРИВУЗОВСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ПО ИСТОРИИ ЭКОНОМИКИ

1. Общие положения

© Е.В. Рощупкина, 2006

Организатором олимпиады выступает кафедра истории, экономических и политических учений, определяющая состав Оргкомитета, состав Жюри, содержание конкурсных заданий и порядок проведения олимпиады.

Участниками олимпиады могут стать все желающие студенты первого курса очной формы обучения БГУЭП.

2. Порядок проведения студенческой олимпиады

В олимпиаде принимают участие команды, представляющие факультеты БГУЭП, в составе пяти человек (допускается выставление факультетами нескольких команд).

Для участия в олимпиаде команды не позднее, чем за месяц до проведения состязания обязаны уведомить организатора олимпиады о персональном составе команд.

Организатор информирует участников о порядке проведения состязания и условиях конкурсов, оказывает помощь в подготовке команд.

Олимпиада проводится в шесть туров, конкретное содержание которых определяется в соответствии с избранной тематикой состязания. Если число команд, зарегистрированных до олимпиады, больше пяти, то первый тур считается отборочным, и по его итогам пять команд выходят в следующий тур.

Победителем олимпиады считается команда, набравшая наибольшее количество баллов по результатам всех шести туров.

3. Жюри

В состав жюри входят преподаватели БГУЭП.

Члены жюри избирают председателя и назначают секретаря.

Жюри проверяет работы участников в соответствии с принятой методикой, оценивает результаты конкурсов, определяет победителей олимпиады (первое, второе и третье место).

4. Порядок оценки и подведение итогов

Первый (отборочный) тур проводится в форме письменных заданий, выполняемых командами, и включающих пять вопросов по теме состязания. Правильный ответ оценивается в 2 балла. Время на выполнение задания — пять минут. Быстрота выполнения задания поощряется дополнительными баллами (от 1 до 5), присуждаемыми пяти командам ранее других выполнившим задания.

Туры 2-4 проводятся в форме устных вопросов, задаваемых поочередно командам (три раунда), содержание которых определяется тематикой олимпиады. Время для подготовки ответа 1 минута. Правильный ответ — 1 балл.

Пятый тур состязания проводится в форме устных вопросов команд друг другу (один раунд). Время для подготовки ответа 1 минута. Оценка вопроса — от 1 до 3 баллов в зависимости от качества формулировки вопроса. Правильный ответ — 1 балл.

Завершающий тур проводится как конкурс капитанов команд в форме ответов на устные вопросы. Время для подготовки ответа 1 минута. Правильный ответ — 1 балл.

В перерывах между турами участие в игре принимают болельщики состязающихся команд. Их правильный ответ на поставленный вопрос оценивается 3 баллами. Баллы, набранные болельщиками, добавляются к итоговой сумме баллов, поддерживаемой ими команды.

При равенстве набранных баллов проводится дополнительный тур по олимпийской системе: команда, не ответившая на вопрос, выбывает из дальнейшей борьбы.

ПЕРВЫЙ ТУР — ТЕСТ НА ВЫБОР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА

Правильный ответ оценивается в 2 балла. Время на выполнение задания — пять минут. Быстрота выполнения задания поощряется дополнительными баллами (от 1 до 5), присуждаемыми пяти командам ранее других выполнившим задания.

1. Появление денег стало результатом

а) изобретения; в) исторического развития обмена;

б) законодательного решения; г) заимствований.

2. Какое событие мировой истории положило конец золотомонетному обращению

а) Первая мировая война;

б) мировой экономический кризис 1929-1933 гг.;

в) Вторая мировая война;

г) Великая октябрьская социалистическая революция.

3. Какая страна и в каком году первой перешла к золотому стандарту

4. Сторонником какой денежной системы был А. Смит писавший: «Общее количество бумажных денег всякого рода ... ни при каких обстоятельствах не может превышать стоимости золотой или серебряной монеты, которую они заменяют или которая . находилась бы в обращении, если бы не было бумажных денег».

а) бумажно-денежного стандарта с неразменными банкнотами;

б) бумажно-металлического стандарта, т.е. разменных бумажных денег;

в) золотого стандарта;

г) монометаллизма.

5. Моделью для стран, сделавших выбор в пользу государственного контроля за эмиссией банкнот, стала банковская система

а) Франции, после обесценения бумажных денег в период Великой французской революции;

б) Англии, после превращения Банка Англии в «единый резервный фонд»;

в) России, где кредитно-денежные институты в ХУШ-Х1Х вв. составляли фактическую монополию государства;

а) Россия (1769);

б) Англия (1816);

в) США (1945);

г) Испания (1492).

г) США, после создания там федеральной резервной системы.

ВТОРОЙ ТУР: ПРИМИТИВНЫЕ ДЕНЬГИ

Время для подготовки ответа 1 минута. Правильный ответ — 1 балл.

1. Вопрос. В Англии еще в XV-XVII вв. широко использовалась «living money» или «живая монета». Что представляли собой эти деньги?

Ответ. «Живая монета» — это богатство овцеводов, овцы.

2. Вопрос. Уже в середине 3 тыс. до н.э. в Вавилоне использовались «электронные» деньги. Что они собой представляли?

Ответ. Электрон — это природный сплав золота и серебра (белое золото), который первоначально принимался за отдельный металл. Сам сплав и изделия из него выполняли функцию денег.

3. Вопрос. По легенде, в VIII в. до н.э. правитель Аргосский Фей-дон сделал вклад в храм Геры «оболами» (дротиками — метательными снарядами). Его считают «изобретателем» денег в Греции. Какой металл выступил в качестве денег?

Ответ. Это было железо — «железные весовые деньги».

4. Вопрос. Всем хорошо известна легенда о походе Аргонавтов в Колхиду за «золотым руном». Если отбросить мифологический сюжет, то какие реальные события могли скрываться за поиском «золотого руна»?

Ответ. Поход Аргонавтов — аллегория поисков греками новых золотоносных местностей. Золото, добывавшееся в древности, было промывным — золотоносные жилы размывались водой горных ручьев, и золото выносилось в дельты рек.

5. Вопрос. Почему металлы стали играть роль денег много позже других предметов?

Ответ. Добыча металлов — дело более высокой культуры.

6. Вопрос. Количество этих денег увеличивалось без особых на то усилий владельца. Эти деньги было выгодно давать в долг, т.к. находясь у должника, деньги продолжали множиться. Что это за деньги?

Ответ. Скот. В случае предоставления ссуды скотом, приплод принадлежал кредитору.

7. Вопрос. Как вы думаете, почему в германском средневековом эпосе щедрый король обычно именуется «раздающим кольца»?

Ответ. До обретения деньгами монетной формы они чаще имели форму украшений.

8. Вопрос. Товарам, используемым для обмена, старались придать особую форму. Металлам — форму колец, ракушки — нанизывали на нить сквозь проделанное в них отверстия и т.д. В какой форме использовали в качестве средства обмена чай?

Ответ. В плиточной.

9. Вопрос. Хорошо известно о фальсификации золотых и серебряных денег, банковских билетов. А было ли целесообразно подделывать примитивные, ракушечные деньги?

Ответ. Любые деньги фальсифицировались. В XIX в. европейские мастерские изготавливали, например, ракушечные деньги из стекляруса.

10. Вопрос. Почему говорят, что все деньги — товары, но не все товары — деньги?

Ответ. Деньгами становится общепризнанный товар, выполняющий функцию всеобщего эквивалента. Но далеко не все товары могут играть такую роль.

11. Вопрос. Даже не владеющий немецким языком чловек легко истолкует три слова: «Ког^е1&», «Pfenmggeld», «Buchgeld».

Ответ. «Ког^еИ» — товарные деньги, хлеб; «Pfenniggeld» — монетные деньги, «Buchgeld» — книжные, бухгалтерские деньги.

12. Вопрос. История экономики называет бразильский город Потоси, находящийся в Высоких Андах, «странным городом», поскольку деньги в нем ничего не стоили, а жизнь была дорогой даже для богачей. Чем был этот город обязан своей славе?

Ответ. В этом городе испанской Америки находились крупнейшие серебряные рудники.

13. Вопрос. Большинство азиатских стран (например, Индию, Китай) история экономики называет странами-губками, странами-«кладбища-ми» драгоценных металлов. Почему?

Ответ. За их стремление удержать драгоценные металлы, тезаврировать их, изъять из обращения.

14. Вопрос. Объясните происхождение названия древнерусских денежных единиц «кун».

Ответ. Название денег пошло от названия шкурок куницы. Связки куньих шкурок использовались и как средство платежа, и как средство обмена.

15. Вопрос. Объясните содержание понятия «монетная цена золота».

Ответ. Это номинальная стоимость золотой монеты. Повышение рыночной цены над монетной ценой золота — признак обесценения металлических денег относительно стоимости металла, из которого они сделаны.

ТРЕТИЙ ТУР: МОНЕТНЫЕ ДЕНЬГИ

Время для подготовки ответа 1 минута. Правильный ответ — 1 балл.

1. Вопрос. Извлечение казной дохода из монетной регалии было обычной практикой ХУ1-ХУП вв. Лишь одна страна Европы выделялась в этом отношении, не только не извлекая никаких доходов, но и приняв расходы по чеканке монеты на счет казны. Это явилось залогом оздоров-

ления денежного обращения: номинальная ценность монеты и действительное содержание в ней металла совпадали. Что это за страна?

Ответ. Англия.

2. Вопрос. Происхождение названия американских денег — «долларов» указывает на роль выходцев из этой европейской страны в становлении американского государства. Они, например, основали крупнейший город США.

Ответ. Речь идет о Голландии. От голландской чеканной серебряной монеты «doalder» (талер) и происходит «доллар».

3. Вопрос. Вплоть до середины XIX в. бытовало понятие «металлический банк». Что оно могло обозначать?

Ответ. Долгое время основной функцией банка была эмиссия банкнот. Банки стали «монетными дворами», формирующими часть денежного обращения и обменивающими банкноты на металлические деньги. Отсюда — их название «металлические».

4. Вопрос. Монета долгое время чеканилась исключительно из чистого серебра без примесей других металлов. Чем это можно объяснить?

Ответ. Если было бы иначе, серебро невозможно было бы превратить обратно в какие-либо предметы. Например, украшения.

5. Вопрос. В течение долгого времени на монетах чеканились, например, изображения королей с мечом в каждой руке или с двумя копьями. Или даже два изображения лика монарха или герба. Какой цели служили такие «симметричные» изображения?

Ответ. Это объясняется сохранением обычая разламывать монету на части — пережитка от отламывания кусков металла от слитка. Этому и способствовал чекан, дававший возможность делать это без уничтожения изображения.

6. Вопрос. Хорошо известно содержание политики раннего меркантилизма, стремившейся не допустить отток из страны серебра, монеты. Среди многочисленных аргументов, выдвигавшихся государями «за» ее проведение, по крайней мере, один взывал к национальной гордости. Что это за аргумент?

Ответ. Государи усматривали в факте вывоза монеты с их изображением оскорбление величества.

7. Вопрос. В средние века купцы для устранения неопределенности в обмене прибегали к взвешиванию монеты, принимая ее не по номиналу, а по весу. Однако долгое время делать это им запрещалось монархами. Почему?

Ответ. Короли не хотели терять монетный доход от регулярной перечеканки монеты, сопровождавшейся уменьшением ее веса, и принудительного обмена подданными полновесной монеты на «дурную».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Вопрос. Всем хорошо известно выражение «perpetuum mobile» — вечный двигатель. В средние же века появилось выражение «denarius perpetuus» — вечная монета. Какой смысл вкладывался в это выражение?

Ответ. В этом выражении нашли свое отражение надежды населения на появление монеты, вес которой не будет меняться монархами несколько раз в год с целью получения монетного дохода.

9. Вопрос. Каждому из вас хорошо известны выражения типа: «нет ни гроша», «грошовый товар», «получил сущие гроши» и т.д. А что первоначально значило слово «грош»?

Ответ. На исходе XII в. появилась острая потребность в крупной серебряной монете. Таковой и стали «гроши», «грошены», от grosso, grossi, gross, т.е. крупный, массивный.

10. Вопрос. Как появилось выражение «Деньги не пахнут»?

Ответ. В I в. н.э. римский император Веспасиан ввел налог на туалеты.

11. Вопрос. Почему буквы, обозначающие ту или иную денежную единицу, обычно перечеркивают? ($ € ¥ F £)

Ответ. Еще в средние века весовая единица была принята и в качестве монетной единицы (фунт, ливр, лира). Долгое время названия весовых и денежных единиц были тождественными. Впервые для того, чтобы различать фунт весовой и денежный, последний стали перечеркивать. Позднее так стали поступать с обозначениями и других денежных единиц.

12. Вопрос. Советнику королевы Елизаветы Английской Томасу Гре-шему приписывается формулировка экономического закона, гласящего «плохие деньги вытесняют из обращения хорошие». Что определило в те годы именно такой взгляд на денежное обращение?

Ответ. Такой своей формулировкой закон обязан плачевному состоянию денежного обращения, названному историками «великой порчей». Когда содержание чистого металла в серебряных монетах не превышало У их веса, что вызвало небывалую инфляцию в 1543-1551 гг. Следовавшие одна за другой девальвации приводили к вытеснению «дурными» деньгами «хороших».

13. Вопрос. Вслушайтесь в названия этих монет: «экю», «дукат», «соверен», «реал». Что их объединяет?

Ответ. Это все — королевская монета.

14. Вопрос. Если страна перешла к золотому монометаллизму, т.е. чеканит свою монету из золота, то, что происходит с находящимися в обращении серебряными монетами.

Ответ. Они принимаются по весу.

15. Вопрос. Английский король Генрих VII получил от подданных обидное прозвище «старый медный нос». Как вы думаете, почему?

Ответ. Генрих VII выпустил в обращение монеты, основа которых, была сделана из меди, покрытая очень тонким слоем серебра. Со временем на этих монетах с выступающей части королевского профиля (носа) стал стираться тонкий слой серебра и, под ним стала выступать медная лигатура.

ЧЕТВЕРТЫЙ ТУР: СОВРЕМЕННЫЕ ДЕНЬГИ

Время для подготовки ответа 1 минута. Правильный ответ — 1 балл.

1. Вопрос. Благодаря итальянцам в обиход вошло понятие «жиро-деньги». Начиная с 1619 г. в Венеции, например, функционировал «Banco del Giro». Что это за деньги?

Ответ. «Жиро» — это перевод по книгам. Аналог немецких «книжных денег» — Buchgeld.

2. Вопрос. Английский банк часто называли «банк банков». Какой смысл вкладывался в это выражение?

Ответ. Провинциальные английские банки, стремясь завоевать доверие вкладчиков, вынуждены были держать в Английском банке свою наличность. В результате он стал институтом, куда стекались все наличные деньги, единым резервным фондом.

3. Вопрос. Почему в просторечье американские доллары называют «баксами»?

Ответ. Американцы стали называть бумажные доллары, выпущенные в обращение в 1776 г., «зелеными спинками» или «green backs» за то, что они были зеленого цвета.

4. Вопрос. Когда к эмиссии бумажных денег (ассигнаций) приступила Россия?

Ответ. В 1769 г. при Екатерине II.

5. Вопрос. Появление какого усовершенствования сделало вексель неотъемлемой частью денежного обращения?

Ответ. Появление на векселе передаточной надписи — индоссамента.

6. Вопрос. Назовите первый в истории случай гиперинфляции.

Ответ. Первым в истории случаем гиперинфляции принято считать

катастрофическое обесценивание ассигнаций — бумажных денег времен Великой французской революции.

7. Вопрос. Какая финансовая схема получила в истории название «миссисипский» проект?

Ответ. Такое название получила финансовая схема Джона Ло, реализованная во Франции в начале XVIII в. Экономические эксперименты энтузиаста бумажных денег Дж. Ло первоначально способствовали выходу хозяйства из экономического и финансового кризиса, но, в конечном счете, свелись к построению финансовой пирамиды, потерпевшей крах в 1720 г.

8. Вопрос. В 1797 г. был приостановлен обмен банкнот Банка Англии на золото. Размен не осуществлялся вплоть до 1821 г. Фактически сложилась система бумажно-денежного стандарта с неразменными банкнотами. К каким далеко идущим последствиям привел этот прецедент?

Ответ. Указанная денежная система к середине ХХ в. получила распространение во всем цивилизованном мире.

9. Вопрос. Какую банковскую функцию обычно называют нововведением Английского Банка, созданного в 1694 г., т.е. позже Амстердамского, Венецианского, Стокгольмского и др.?

Ответ. Функцию эмиссии (выпуска) банкнот, т.е. предоставление кредита в банковских билетах, чья фактическая стоимость была больше его реальных денежных запасов.

10. Вопрос. Чем объяснить, факт отделения в Английском Банке в середине XIX в кредитных операций (осуществлявшихся Banking Department) от операций по созданию денег (Issue Department)?

Ответ. Чередой денежных кризисов, разорением провинциальных банков, выпускавших банкноты. В результате чего Банк Англии стал рассматриваться в качестве государственного регулирующего кредитного и денежного института.

11. Вопрос. Во время кризисов, когда клиенты банков требовали свои вклады обратно в звонкой монете, т.е. настаивали на обмене банкнотов на золото, банкиры выплачивали их в самой мелкой монете (в 1 шиллинг или в 6 пенсов). С какой целью это делалось?

Ответ. С целью предельно затянуть по времени выдачу денег в надежде на прекращение паники.

12. Вопрос. Почему деньги долгое время называли не только «бумажными», но и «кредитными»?

Ответ. «Бумажные» деньги могут быть всего лишь знаками золота, замещающими его в обращении. Название же «кредитные» указывает на то, что деньги возникают в результате предоставления кредитов банками и исчезают в процессе возвращения полученных кредитов банкам. Наиболее ярко это проявлялось, например, при совершении операции обмена банкнот на золотые или серебряные депозиты.

13. Вопрос. О промысле этих людей в деловой части Лондона — Сити говорили в XVII в., что они еще недавно «ограничивались своей профессией и выручали хорошие барыши на изготовлении кубков и чаш, на вделывании в оправу бриллиантов для красивых женщин и на продаже пистолей и талеров путешественникам, отправлявшимся на континент Европы». Теперь же они «стали казначеями почти всего Сити. Эти ростовщики ведут опасную игру тем, что другие добыли своим прилежанием и накопили благодаря своей бережливости. В случае удачи, ловкий кассир становится альдерменом, при проигрыше же обманутый, наполняющий его кассу, оказывается банкротом». О ком идет речь?

Ответ. Речь идет о золотых дел мастерах, ювелирах, выдающих свидетельства о вкладах — банкнотах.

14. Вопрос. Период XVIII-XIX века в области денежного обращения принято называть периодом экспериментов с бумажными деньгами. Не осталась в стороне от них и Россия, которая в 1769 г. приступила к

эмиссии бумажных денег (ассигнаций). Их обесценение (в 1810 г. — до 20% нарицательной стоимости) обусловило необходимость денежной реформы. К какой денежной системе Россия перешла в результате реформы Е. Канкрина 1839 года?

Ответ. Ассигнации были заменены государственными кредитными билетами, т.е. неразменными бумажными деньгами с принудительным курсом (1 сер. рубль = 3,5 р. ассигнациями).

15. Вопрос. Когда Россия перешла к золотому стандарту?

Ответ. В ходе денежной реформы 1897 года, когда было восстановлено металлическое (золотое) обращение.

ШЕСТОЙ ТУР: КОНКУРС КАПИТАНОВ

Время для подготовки ответа 1 минута. Правильный ответ — 1 балл.

Вопрос 1. Американский писатель Эдгар По в рассказе «Король чума», повествующем о событиях эпохи правления в Англии Эдуарда III, писал: «Странствия сей достойной парочки из трактира в трактир сопровождались в тот вечер самыми невообразимыми происшествиями. В трактир "Веселый матрос" друзья явились без гроша в кармане — запасы денег, даже очень солидные, когда-нибудь да иссякают. В ту минуту, с которой, собственно, и начинается наш рассказ, Дылда и его дружок — Хью Смоленый — сидели посреди комнаты, положив локти на большой дубовый стол и подпирая ладонями щеки. Скрытые огромной бутылью от неоплаченного эля, приятели взирали на зловещие слова: "Мела нет" (что означало "..."), выведенные, к их величайшему изумлению и негодованию, над входной дверью тем самым мелом, наличие которого отрицалось». Что же означали эти слова?

Ответ. Надпись означала «В кредит не даем». Нехватка чеканной монеты в описываемую эпоху привела к появлению прообраза будущих кредитных денег — «меловых денег».

Вопрос 2. Данте Алигьери в «Божественной комедии» неоднократно упоминает французского короля Филиппа IV Красивого (царствовал 1285-1314 гг.), называя его «французским злодеем», «новейшим Пилатом». Он был помещен Данте в аду — французский король разгромил орден рыцарей-храмовников (тамплиеров), чтобы завладеть их богатствами. Суд над ними сопровождался пытками и казнями на костре и плахе. Французский же народ дал Филиппу IV прозвище — «Фальшивомонетчик». За какие «заслуги», весьма, впрочем, обычные для правителей тех лет, король удостоился своего прозвища?

Ответ: Извлечение королевской казной дохода из так называемой монетной регалии было обычной практикой эпохи средневековья. Вот и французский монарх регулярно менял ценность серебряной монеты, делая ее тоньше.

Вопрос 3. Известный английский историк Маколей так описывает состояние денежного обращения в Англии в 1690 г. «Лошадь в Тауэре по-прежнему ходила кругом, приводя в движение машину; возы, нагруженные монетой, непрерывно выезжали с монетного двора; но груз их столь же быстро исчезал, как появлялся на свет. Много новой монеты переплавлялось в слитки, много вывозилось за границу, много сохранялось в сундуках; но очень мало монет ЭТОГО рода имелось в кассе лавочника или в кожаном мешке, который вез фермер, возвращаясь со скотного рынка». О каком роде монет говорит Маколей?

Ответ. Начиная с 1663 г. в Англии монета стала производиться не с помощью молота и наковальни, а пресса, приводимого в движение силой животных или воды. Это позволяло получить круглую и одинаковую по толщине монету, выгодно отличавшуюся от «дурной монеты».

Вопрос 4. На исходе ХУП-в начале XVIII вв. в Англии была проведена успешная монетная реформа. Металлическая монета, обращавшаяся в стране, в ходе ее должна была перечеканиваться, заменяться полновесной, с тем условием, что весь убыток от неполновесной монеты понесет казна. Населению была дана возможность в течение определенного срока доставить в казначейство испорченную монету, принимавшуюся по номинальной цене, а не по весу. Некоторое время ощущался острый недостаток в монете, поскольку население стремилось как можно скорее избавиться от неполновесной монеты, а новой монеты не хватало. Только с назначением этого человека директором монетного двора ускорилась чеканка новой монеты: он учредил новые монетные дворы и население встречало появление рабочих и машин для производства монет пушечными выстрелами, иллюминацией и колокольным звоном. Как имя этого человека, «философа, у которого углубление в царство мыслей не повредило простого здравого смысла, без которого даже гений в области политики приносит вред»?

Ответ. Человеком, в течение четверти века возглавлявшим королевский монетный двор и способствовавшим успеху монетной реформы, был Исаак Ньютон.

Вопрос 5. Главному герою какого литературного произведения принадлежат столь странные слова: «... вдруг мне бросился в глаза маленький шкаф с двумя ящиками: в одном я нашел три бритвы, ножницы и около дюжины хороших вилок и ножей; в другом ящике оказались деньги; частью европейской, частью бразильской серебряной и золотой монетой. Я усмехнулся при виде этих денег. "Негодный мусор, — проговорил я, — на что ты мне теперь?.. Мне некуда тебя девать. Если бы ты лежал на полу, право, не стоило бы труда нагибаться, чтобы поднять тебя"».

Ответ. Робинзону Крузо Д. Дефо.

ЛИТЕРАТУРА

Аникин А.В. История финансовых потрясений. От Джона Ло до Сергея Кириенко. М., 2000.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, ХУ-ХУШ вв. Т. 1. М., 1986 (Глава 7 «Деньги»).

Грамм М.М. Занимательная энциклопедия мер, единиц и денег. Челябинск, 2000.

Клейсон Д.С. Самый богатый человек в Вавилоне. М., 2002.

Красневская З.Я. Деньги на любой вкус и цвет: Очерки о валютах зарубежных стран. Минск, 1997.

Крибб Дж. Деньги. М., 1999.

Маркс К. Капитал. Т.1

Мельникова А.С. Деньги в России. История русского денежного хозяйства с древнейших времен до 1917 г. М., 2000.

Перемолотов В.В. Деньги. Благородные лики валюты, или Книга о тех, чьими глазами на нас смотрят деньги. М., 2002.

Черняк В.З. Популярная история экономики и бизнеса. М., 2002.

Ястребов А.Л. Богатство и бедность: Поэзия и проза денег. М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.