Научная статья на тему 'СТУДЕНЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СТУДЕНЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / СТРУКТУРА / РАЗВИТИЕ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлов Анатолий Васильевич

Сегодня сущность процесса академической мобильности стала предметом изучения широкого круга ученых в России. Так, анализируют значимые исторические события, которые предопределяют ход глобального движения мобильного студенчества, классификацию субъектов организации студенческой мобильности национального и наднационального уровней и их деятельности в процессе формирования международного компонента национальной образовательной политики. Обосновывают взаимосвязь образовательного качества и академической мобильности. В начале ХХІ века академическая мобильность нередко рассматривается учеными как угроза стабильности развития национальных университетов в странах Восточной Европы. Сегодня ее отмечают как неизбежное явление, продиктованное мировыми интеграционными процессами. Ведь в мире все больше ценятся корректные конструктивные коммуникации, умение выстраивать диалогические, партнерские взаимоотношения, в основе которых адекватное видение другого и себя через другого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлов Анатолий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT MOBILITY AS AN ACTUAL PROBLEM OF MODERN HIGHER EDUCATION

Today, the essence of the academic mobility process has become the subject of study for a wide range of scientists in Russia. Thus, they analyze significant historical events that determine the course of the global movement of mobile students, the classification of subjects of the organization of student mobility at the national and supranational levels and their activities in the process of forming the international component of the national educational policy. Substantiate the relationship between educational quality and academic mobility. At the beginning of the XXI century, academic mobility is often considered by scientists as a threat to the stability of the development of national universities in Eastern European countries. Today it is celebrated as an inevitable phenomenon dictated by global integration processes. After all, correct constructive communications, the ability to build dialogical, partnership relationships based on an adequate vision of the other and oneself through the other are increasingly valued in the world.

Текст научной работы на тему «СТУДЕНЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Студенческая мобильность как актуальная проблема современного высшего образования

Козлов Анатолий Васильевич,

доктор педагогических наук, доцент, Тюменский индустриальный университет, филиал в г. Ноябрьске E-mail: nashdoc@yandex.ru

Сегодня сущность процесса академической мобильности стала предметом изучения широкого круга ученых в России. Так, анализируют значимые исторические события, которые предопределяют ход глобального движения мобильного студенчества, классификацию субъектов организации студенческой мобильности национального и наднационального уровней и их деятельности в процессе формирования международного компонента национальной образовательной политики. Обосновывают взаимосвязь образовательного качества и академической мобильности. В начале ХХ1 века академическая мобильность нередко рассматривается учеными как угроза стабильности развития национальных университетов в странах Восточной Европы. Сегодня ее отмечают как неизбежное явление, продиктованное мировыми интеграционными процессами. Ведь в мире все больше ценятся корректные конструктивные коммуникации, умение выстраивать диалогические, партнерские взаимоотношения, в основе которых адекватное видение другого и себя через другого.

Ключевые слова: мобильность, студенты, структура, развитие, академическая среда.

о с

CJ

см

На наш взгляд, соотношение мобильности и оседлости является оправданным при рассмотрении обозначенного понятия как процесса развития, в результате которого происходит изменение качества предмета, явления и т.д., переход от одного качественного состояния к другому, высшему, саморазвития в различных сферах жизнедеятельности (социальная, познавательная, профессиональная и др.), а «подвижный» как синоним в отношении «мобильный, динамичный, резвый, проворный, деятельный, энергичный (пе-рен.)». К тому же, термин «подвижность» (как производное от «движение» и то, что характеризует этот термин) указывает на подвижность социальных сдвигов, уровень образованности, приближенности социальных групп, профессиограмм, мобильность специалистов, которые должны приспосабливаться (адаптироваться) - [от лат^ар-tio-adapto - приспосабливаю - приспособление организмов к условиям окружающей среды)] к условиям производства, которые быстро меняются и тому подобное [6].

Такая трактовка, очевидно, подтверждает связь категории «мобильность» с другими философскими и общенаучными понятиями, в частности, «развитие», «движение», «динамика», «адаптация» и тому подобное, что диктуется, как справедливо отмечают, растущим взаимодействием человека с социальным окружением, так как в своей целостности она является «открытой системой», жизнь которой является «траекторией» движения «системы» во времени, где динамика развития и, прежде всего, саморазвитие человека как открытой системы рассматривается как процесс приобретения им качественно новых свойств из-за роста самосознания и разнообразия форм активности [7].

Обобщение материала по раскрытию этимологии мобильности позволяет сделать вывод, что существенных различий в трактовках названных справочных источников нет, а ее содержательная сущность раскрывается в ключевых признаках: «подвижность», «скорость», «действенность», где интегрирующей доминантой всех категорий «деятельность» (действие), «движение» как и феномена «мобильность» [1].

Заметим, в современной философской, социологической, психологической, педагогической литературе встречается множество прилагательных, содержательно характеризующих категорию «мобильность». В частности, это такие, как: академическая, экономическая, кредитная, ступенчатая, горизонтальная, вертикальная, культурная, профессиональная, социальная, социально-

профессиональная, педагогическая, социокультурные, структурная, трудовая, политическая и тому подобное [5]. Поскольку в качестве предмета научного исследования «мобильность» была основана в пределах социологии, вполне логично начать анализ с социальной мобильности, специфическим видом которой, по нашему мнению, является академическая мобильность.

Целью выявления мотивации студентов относительно перемещения (академической мобильности), проведено собственное исследование процесса академического обмена в России, в основном в ЦФО [2].

Для этого использовалась система взаимодействующих методов, ведущими из которых являются: беседа, опрос, анкетирование, дискуссия, наблюдения, а также некоторые методы сбора и систематизации первичной вербальной информации. Для обработки данных эксперимента использованы методы математической статистики. Комплексное применение этих методов помогло объективно выяснить интересующие нас вопросы [9].

Для выявления особенностей перемещения студентов на обучение, стажировку и т. д, нами проведен Интернет-опрос студентов, которые были за рубежом: стажировку на производстве (производственная практика), познавательные программы за рубежом, учеба, работа и тому подобное [3].

Опрос показал, что 97% студентов получили значительное влияние на собственное мировосприятие (сознание). Это объясняется тем, что они проживали в чужой стране без родительской опеки, работали в иноязычной среде и самостоятельно зарабатывали. Подтверждается тезис о том, что среди ценностей молодежи высшие позиции занимают семья. Также участники указывают на расширение мышления: по-новому воспринимаются, казалось бы, такие знакомые понятия, как дисциплинированность, благоразумие, ответственность. Путешествие в чужую страну учит ценить по-новому родные просторы. Возникают возможности расставить заново собственные приоритеты. А главное, самостоятельная жизнь за тысячи километров от дома закаляет характер и увеличивает стремление ко всему лучшему [8].

83% респондентов указали, что уровень приобретенных знаний по иностранному языку оказался недостаточным, не хватало лексического запаса, знаний грамматики, социокультурных особенностей страны-реципиента.

53% тех, кто учился за рубежом, отметили, что разница между учебными планами России и стран зарубежья существенно отличаются. То же касается и организации учебного процесса. Например, написание и защита дипломных работ происходит только под руководством научного руководителя и являются узкоспециализированными. Обычно такая работа выполняется по заказу предприятия или фирмы. То есть ученые и студенты трудятся над конкретным проектом с последующим внедре-

нием его в производство. Учебный процесс организуется таким образом, что большую часть времени студенты работают самостоятельно (2-3 дня в неделю самостоятельная работа, другие дни -с преподавателями).

92% указали на высокий уровень технологического обеспечения образовательного процесса, когда всю информацию о преподавателях, расписание, нагрузка и тому подобное, можно узнать на сайте университетов. Также каждый преподаватель имеет свой блог, где и происходит общение со студентами. Компьютеризация, определенным образом, также помогает студентам в обучении и поиске информации. Например, на ноутбуках студентов университет устанавливает специальные программы для перевода терминов. Это, очевидно, облегчает работу с учебниками [4]. Студенты отмечают, что использование новейших технологий на занятиях делает их интересными и содержательными. Например, такими были творческие задачи по специальности: студенту показывают фото, скажем, настольной лампы, а он должен исследовать и установить, что и как нужно учесть для того, чтобы максимально качественно и дешево изготовить данный прибор.

Компьютерные технологии используют и для проверки знаний изученного материала или написанной курсовой. Например, функцию проверки на плагиат выполняет специальная университетская программа «Турнитин» (университет Глин-дор). Если в работе окажется 15% плагиата, студент не имеет права подавать ее преподавателю. Даже когда студент использует литературный источник и меняет порядок слов в предложении -это тоже считается плагиатом, поскольку данная программа высчитывает все неточности. Таким образом студенты учатся самостоятельно анализировать литературу, делать выводы, творчески мыслить.

53% опрошенных указали, что возвращение домой сопровождалось депрессией, которая обуславливала тем, что, приспособившись к европейской системе обучения, проживания (высшего уровня социального обеспечения) и тем самым изменив сознание, студенты не хотели снова привыкать к реалиям росийских университетов.

Отсюда, как показало исследование, и вытекает тот факт, что 42% опрошенных студентов не рассчитывают на профессиональную и личную самореализацию в России и готовы эмигрировать за границу. Хотя большинство (56%) все же хотят вернуться на родную землю.

Основная часть констатирующего этапа эксперимента была проведена на ЦФО. Сравнительный анализ результатов опроса на базе двух высших учебных заведений ЦФО, в котором приняли участие 128 студентов, показал лишь незначительные различия в системе подготовки студентов.

Цель анкетирования - выявление потребностей и интересов студенческой молодежи ЦФО, мотивов для обучения за рубежом и положительных и отрицательных моментов, которые возникают

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

CJ

см л

в результате академической мобильности. Выбор анкетирования как метода исследования обусловлен такими его преимуществами, как массовость и возможность сплотить вопрос в определенные блоки, освещающие сущность исследуемой проблемы [10].

В качестве первоначального объекта констатации был выбран личностный аспект. Непринужденные беседы со студентами и преподавателями помогли убедиться в правильности выводов о подлинный смысл и характер знаний студентов в определенной области, которые они получают в вузе и за его пределами в свободное от занятий время. Анализ ценностных ориентаций позволяет осознать направленность их потребностей и интересов.

Для того, чтобы выявить мотивы, по которым студенты выбрали тот или иной вид деятельности, была проведена беседа. Необходимо отметить, что большинство студентов восприняли ее содержание без особого энтузиазма, считая, что в анкете они дали всю необходимую информацию. Но более глубокое исследование показало, что за этим равнодушием кроется неумение выразить чувства, передать настроение и характер восприятия. И поэтому их ответы не имели четко сформулированных мотивов превосходства того или иного вида. В качестве примера подаем такие ответы: «Хочу остаться на постоянное место жительства за границей, потому что там не надо «напрягаться».

Анкетирование показало, что чаще всего студенты выезжали в Польшу (18%), Германию (56%) и США (35%). Это зависит от выбора предлагаемых университетом программ, а также тем, что ЦФО граничит с Польшей, поэтому студенты имеют возможность посетить своих родителей чаще. Из них: находились на учебе (40%), стажировке (26,6%), на работе (16,7%) и совершили частные поездки (16,7%).

В основном время пребывания ограничивался сроком от 1 до 4 месяцев (60%), иногда 6 месяцев (18%) и более, в отдельных случаях - от 1 недели до 1 месяца (22%). Такие ответы были у студентов, которые не впервые ездили за границу на стажировку, по обмену. Мотивация поездки за границу распределилась таким образом: 45,4% студентов хотели бы получать знания в учебном заведении другой страны.

Литература

1. Антонова, Н.Л. Пространственная мобильность студенческой молодежи крупного города / Н.Л. Антонова, С.Б. Абрамова, А.В. Аники-ева // Logos et Praxis. - 2019. - Т. 18. - № 3. -С. 102-111. - DOI 10.15688/lp.jvolsu.2019.3.11. -EDN SKCEQW.

2. Гурова, Н.А. Международная студенческая мобильность в контексте традиций Европейского союза / Н.А. Гурова // Colloquium-journal. -2019. - № 21-3(45). - С. 13-14. - EDN TJIGIR.

3. Кириченко, А.Г. Формирование социокультурной мобильности студенческой молодежи в процессе волонтерской деятельности / А.Г. Кириченко // Искусство и культура. -

2019. - № 4(36). - С. 92-95. - EDN ATZBBE.

4. Ковалева, Д.А. Особенности студенческой мобильности на примере Германии и Франции / Д.А. Ковалева, К.А. Каплиева // Панорама. -

2020. - № 35. - С. 43-51. - EDN LQHLEI.

5. Першина, М.П. Студенческая мобильность в эпоху COVID-19: адаптация российских университетов к новым реалиям / М.П. Першина // Вопросы политологии. - 2020. - Т. 10. -№ 12(64). - С. 3480-3487. - DOI 10.35775/ PSI.2020.64.12.008. - EDN LNRUZK.

6. Пимонова, С.А. Международная студенческая мобильность как элемент интернационализации образования / С.А. Пимонова, Е.М. Фомина // Университетское управление: практика и анализ. - 2019. - Т. 23. - № 4. - С. 91-103. -DOI 10.15826/umpa.2019.04.031. - EDN AM-JBEG.

7. Попел, А.Е. Управление студенческой мобильностью в рамках университетского менеджмента в период распространения пандемии COVID-19 / А.Е. Попел // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2021. - Т. 29. - № S1. - С. 647-651. - DOI 10.32687/0869-866X-2021-29-S1-647-651. -EDN IXDGQR.

8. Студенческая мобильность как форма интернационализации образования: системный подход к организации / А.Е. Годенко, Г.В. Бойко, Р.Б. Гаджиев, Н.Ю. Филимонова // Высшее образование в России. - 2021. - Т. 30. - № 7. -С. 129-138. - DOI 10.31992/0869-3617-202130-7-129-138. - EDN YSRYGE.

9. Томаров, А.В. Некоторые особенности социально-экономической мобильности современной студенческой молодежи / А.В. То-маров, Ю.В. Сапрыкина // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. - 2020. - № 1(17). - С. 63-64. - EDN ALLSQJ.

10. Ширина, М.С. Образовательный потенциал международной студенческой академической мобильности / М.С. Ширина // Экономические и гуманитарные исследования регионов. -2019. - № 6. - С. 96-99. - EDN UKFIOZ.

STUDENT MOBILITY AS AN ACTUAL PROBLEM OF MODERN HIGHER EDUCATION

Kozlov A.V.

Tyumen Industrial University

Today, the essence of the academic mobility process has become the subject of study for a wide range of scientists in Russia. Thus, they analyze significant historical events that determine the course of the global movement of mobile students, the classification of subjects of the organization of student mobility at the national and supranational levels and their activities in the process of forming the international component of the national educational policy. Substantiate the relationship between educational quality and academic mo-

bility. At the beginning of the XXI century, academic mobility is often considered by scientists as a threat to the stability of the development of national universities in Eastern European countries. Today it is celebrated as an inevitable phenomenon dictated by global integration processes. After all, correct constructive communications, the ability to build dialogical, partnership relationships based on an adequate vision of the other and oneself through the other are increasingly valued in the world.

Keywords: mobility, students, structure, development, academic environment.

References

1. Antonova, N.L. Spatial mobility of students in a large city / N.L. Antonova, S.B. Abramova, A.V. Anikieva // Logos et Praxis. - 2019. - T. 18. - No. 3. - S. 102-111. - DOI 10.15688/lp. jvolsu.2019.3.11. - EDN SKCEQW.

2. Gurova, N.A. International student mobility in the context of the traditions of the European Union / N.A. Gurova // Colloquium-journal. - 2019. - No. 21-3 (45). - S. 13-14. - EDN TJIGIR.

3. Kirichenko, A.G. Formation of sociocultural mobility of student youth in the process of volunteering / A.G. Kirichenko // Art and Culture. - 2019. - No. 4 (36). - S. 92-95. - EDN ATZBBE.

4. Kovaleva, D.A. Features of student mobility on the example of Germany and France / D.A. Kovaleva, K.A. Kaplieva // Panorama. - 2020. - No. 35. - P. 43-51. - EDN LQHLEI.

5. Pershina, M.P. Student mobility in the era of COVID-19: adaptation of Russian universities to new realities / M.P. Pershina //

Questions of political science. - 2020. - T. 10. - No. 12 (64). -S. 3480-3487. - DOI 10.35775/PSI.2020.64.12.008. - EDN LN-RUZK.

6. Pimonova, S.A. International student mobility as an element of the internationalization of education / S.A. Pimonova, E.M. Fo-mina // University management: practice and analysis. - 2019. -T. 23. - No. 4. - S. 91-103. - DOI 10.15826/umpa.2019.04.031. -EDN AMJBEG.

7. Popel, A.E. Management of student mobility within the framework of university management during the spread of the COV-ID-19 pandemic / A.E. Popel // Problems of social hygiene, health care and the history of medicine. - 2021. - T. 29. - No. S1. - S. 647-651. - DOI 10.32687/0869-866X-2021-29-s1-647-651. -EDN IXDGQR.

8. Student mobility as a form of internationalization of education: a systematic approach to organization / A.E. Godenko, G.V. Boyko, R.B. Gadzhiev, N. Yu. Filimonova // Higher education in Russia. - 2021. - T. 30. - No. 7. - S. 129-138. - DOI 10.31992/0869-3617-2021-30-7-129-138. - EDN YSRYGE.

9. Tomarov, A.V. Some features of the socio-economic mobility of modern student youth / A.V. Tomarov, Yu.V. Saprykina // Traditional national-cultural and spiritual values as the foundation of Russia's innovative development. - 2020. - No. 1 (17). - S. 63-64. - EDN ALLSQJ.

10. Shirina, M.S. Educational potential of international student academic mobility / M.S. Shirina // Economic and humanitarian studies of regions. - 2019. - No. 6. - P. 96-99. - EDN UKFIOS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.