Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ'

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / СТУДЕНЧЕСКИЕ ОБМЕНЫ / ПРОГРАММЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ / ERASMUS / КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ КУРСОВ ОБУЧЕНИЯ / EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES / STUDENT EXCHANGES / ACADEMIC MOBILITY PROGRAMS / CREDIT SYSTEM OF INTERCHANGEABILITY OF TRAINING COURSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребенникова Вероника Михайловна

В статье анализируются факторы роста популярности программ академической мобильности в современном мире. Рассмотрена динамика основных показателей, характеризующих мобильность студентов, преподавателей и научных работников, таких как численность студентов, участвующих в программах академических обменов; доля иностранцев в общей численности студентов государства. Сделан вывод о том, что наибольшую активность в части реализации программ академической мобильности проявляют страны Европейского Союза и англосаксонского мира. Для англоязычных стран преимущественной моделью обучения иностранных студентов является реализация длительных образовательных программ. В ЕС была разработана концепция, в рамках которой посещение другого государства с образовательной целью может носить краткосрочный характер. Для того, чтобы такие программы были более эффективны предложена система зачетных единиц ECTS, позволяющих единообразно учитывать объем знаний, полученный в разных образовательных учреждениях. На основании анализа места России на рынке образовательных услуг обоснован тезис о необходимости развития программ академической мобильности в рамках ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN TRENDS OF ACADEMIC MOBILITY DEVELOPMENT IN THE MODERN WORLD

The article analyzes the factors of increasing popularity of academic mobility programs in the modern world. The dynamics of the main indicators that characterize the mobility of students, teachers and researchers, such as the number of students participating in academic exchange programs; the share of foreigners in the total number of students in the state. It is concluded that the countries of the European Union and the Anglo-Saxon world are most active in implementing academic mobility programs. For English-speaking countries, the preferred model for teaching foreign students is the implementation of long-term educational programs. The EU has developed a concept in which a visit to another country for educational purposes can be of a short-term nature. In order for such programs to be more effective, we have proposed a system of ECTS credits that allow for uniform consideration of the amount of knowledge obtained in different educational institutions. Based on the analysis of Russia's place in the market of educational services, the thesis about the need to develop academic mobility programs within the framework of the EEU is substantiated.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

- тестирование достижений - методики, на основе которых определяют ступени развития конкретных знаний, умений, навыков личности;

- личностные тесты - методики психодиагностики, на основе которых определяют различные черты личности и ее характеристики: вкусы, ценности, отношение к людям, эмоциональные и мотивационные признаки, типичные модели поведения;

- проективное тестирование - методики, направленные на выявление определенных психических признаков личности. Они предусматривают применение стимулов, реагируя на которые человек проявляет свои характерные черты [8].

Сегодня тесты широко используются в практической психологии. Именно в этой области были разработаны методические критерии их построения, использования, проверки и обработки. Эти критерии с определенными оговорками можно признать и в значении обязательных для педагогических тестов. Классическая теория тестов основывается на статистических методах анализа результатов тестирования.

При разработке материалов тестирования первоочередное значение приобретает проблема выбора задач равной сложности. Чтобы решить эту проблему, необходимо проводить предварительные многократные пробы тестов в специальных группах респондентов, после анализа и обработки результатов при необходимости вносить изменения. Чаще всего задание теста обнаруживает определенный признак, а все задания в целом соответствуют определенной цели: измерять только то, что нужно знать исследователю.

Однако метод тестирования имеет определенные границы использования. Существуют сложные и многоплановые характеристики и личностные образования, для диагностики развития или сформированности которых не могут применяться тестовые методики.

Выводы. Резюмируя вышеизложенное, заключим, что в рамках психолого-педагогического знания существует два основных подхода к определению сущности тестирования. Оно рассматривается в значении метода педагогического контроля, а также эмпирического метода реализации психолого-педагогических исследований.

Обобщая данные подходы, мы понимаем тестирование в образовании как метод, позволяющий оперативно и беспристрастно выявлять глубину, объем, структуру, содержание, иерархию знаний, умений и навыков, а также сформированность определенных личностных образований. Независимо от точки зрения на процесс тестирования, тесты должны обладать такими признаками, как валидность, надежность, объективность, модельность и стандартизованность. Только при наличии данных показателей тестовые задания могут использоваться в значении инструмента научного измерения.

Литература:

1. Аванесов В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. - М.: МИСиС, 1989. - 176 с.

2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия». 2005. - 152 с.

3. Кадневский В.М. Тестовая культура как феномен цивилизации // Образование: исследовано в мире. - М.: OIM.RU. - Режим доступа: http://www.oim.ru

4. Ким В.С. Тестирование учебных достижений. - [монография]. - Уссурийск: Издательство УГПИ, 2007. - 214 с.

5. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие). - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. - 66 с.

6. Попов А.В. Тестирование как метод контроля качества знаний студентов // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2013. - №. - С. 283-286.

7. Психологический словарь. / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1983. - С. 370

8. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие. -М.: Логос, 2002. - 432 с.

9. Шадриков В.Д. Психодиагностика и психопрогностика // Профессиональная ориентация и обучение. Ярославль. 1988. - С. 3-9

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, професор Гребенникова Вероника Михайловна

ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет (г. Краснодар)

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ

МИРЕ

Аннотация. В статье анализируются факторы роста популярности программ академической мобильности в современном мире. Рассмотрена динамика основных показателей, характеризующих мобильность студентов, преподавателей и научных работников, таких как численность студентов, участвующих в программах академических обменов; доля иностранцев в общей численности студентов государства. Сделан вывод о том, что наибольшую активность в части реализации программ академической мобильности проявляют страны Европейского Союза и англосаксонского мира. Для англоязычных стран преимущественной моделью обучения иностранных студентов является реализация длительных образовательных программ. В ЕС была разработана концепция, в рамках которой посещение другого государства с образовательной целью может носить краткосрочный характер. Для того, чтобы такие программы были более эффективны предложена система зачетных единиц ECTS, позволяющих единообразно учитывать объем знаний, полученный в разных образовательных учреждениях. На основании анализа места России на рынке образовательных услуг обоснован тезис о необходимости развития программ академической мобильности в рамках ЕАЭС.

Ключевые слова: экспорт образовательных услуг, студенческие обмены, программы академической мобильности, ERASMUS, кредитная система взаимозаменяемости курсов обучения.

Annotation. The article analyzes the factors of increasing popularity of academic mobility programs in the modern world. The dynamics of the main indicators that characterize the mobility of students, teachers and researchers, such as the number of students participating in academic exchange programs; the share of foreigners in the total number of students in the state. It is concluded that the countries of the European Union and the AngloSaxon world are most active in implementing academic mobility programs. For English-speaking countries, the preferred model for teaching foreign students is the implementation of long-term educational programs. The EU has developed a concept in which a visit to another country for educational purposes can be of a short-term nature. In order for such programs to be more effective, we have proposed a system of ECTS credits that allow for uniform consideration of the amount of knowledge obtained in different educational institutions. Based on the analysis of Russia's place in the market of educational services, the thesis about the need to develop academic mobility programs within the framework of the EEU is substantiated.

Keywords: export of educational services, student exchanges, academic mobility programs, ERASMUS, credit system of interchangeability of training courses.

Введение. Для представителей научных и образовательных кругов возможность взаимодействия с коллегами в других городах собственной страны или иных странах мира традиционно является одним из важнейших факторов профессионального и учебного развития. Обмен опытом, возможность прохождения стажировки или практики в крупнейших учебных и исследовательских центрах, равно как и возможность выступить в качестве базы для обучения приглашенных студентов или работы преподавателей -свидетельство конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг, его высокой вовлеченности в функционирование системы образования в целом.

Изложение основного материала статьи. Одной из причин повышения мобильности, стало собственно повышение числа людей, получающих высшее образование. По данным ЮНЕСКО в 1970 г. в мире насчитывалось всего 29 млн студентов вузов. К 2000 г. этот показатель вырос более чем в три раза и достиг 100 млн, а к 2025 г. в мире будет не менее 260 млн студентов, обучающихся в системе высшего образования (рисунок 1).

300 250 200 150 100 50 0

1970 1980 1990 2000 2010 2020 2025

Рисунок 1. Общая численность лиц, обучающихся в системе высшего образования

в мире, млн. чел.1

Конечно, в значительной степени рост числа лиц, получающих высшее образование обусловлен общим ростом численности населения планеты, однако, не менее важно и то, что доступность высшего образования во второй половине ХХ в. заметно выросла. В определенной степени рост образованности населения обусловлен требованиями рынка труда, так как растет потребность в специалистах более высокого уровня. С другой стороны, налицо стремление граждан к получению образования более высокого уровня. По мере роста интереса к образованию, его востребованности, возник и стал развиваться институт академической мобильности. Если мы проанализируем общие данные о числе студентов, проходящих обучение за рубежом, то увидим, что к 2018 г. их общее число превысило 5 млн человек (рисунок 2).

1 Официальный сайт ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.unesco.org (дата обращения: 10.04.2020)

Рисунок 2. Обще число иностранных студентов, обучающихся в системе высшего образования

в мире, чел.2

Конечно, для того, чтобы появилась сама возможность получения образования за рубежом, в качестве инициатора должно выступить государство, стремящееся привлечь студентов. Именно государство формирует соответствующую нормативно-правовую базу, а часто и разрабатывает особую программу по привлечению студентов из иностранных государств. В середине ХХ в. программы привлечения иностранных студентов стали активно реализовываться в США и в СССР. Одной из причин такой активности было стремление продвигать свои интересы в странах, входящих в зону ответственности каждой из двух ведущих держав мира. В США в 1946 г. был принят Акт 79-584, известный как акт Фулбрайта, существенно расширивший возможности по финансированию научных и культурных обменов. За период с 1946 по 2010 гг. в рамках программы Фулбрайта прошли обучение в США 300 тысяч иностранных студентов.

В СССР также росло число иностранных студентов. По данным ЮНЕСКО в 1980 г. СССР занимал третье место в мире по этому показателю, уступая только США и Франции. Вместе с тем, и программа Фулбрайта, и советская модель, и программы обучения в ведущих европейских странах нельзя охарактеризовать как программы академической мобильности. В их рамках студент получал возможность пройти полный курс обучения в зарубежном университете или институте.

В конце ХХ в. программы академической мобильности принимают более целенаправленный характер. К этому времени достаточно активно формировался Европейский Союз и в условиях экономической и политической интеграции стал актуальным вопрос о взаимном признании дипломов высшего образования в европейских странах, а также определенной адаптации образовательных программ. Достигнуть необходимого уровня позволяла организация неполного, а частичного обучения в университетах других стран ЕС, в том числе, в рамках студенческих обменов. Одной из первых общеевропейских программ в этой сфере стал проект ERASMUS, в рамках которого была апробирована кредитная система взаимозаменяемости курсов обучения - ECTS (European Credit Transfer System, кредитная система взаимозаменяемости курсов обучения), позже признанная во всем мире.

Один из показателей академической мобильности, измеряемый ОЭСР показывает какой процент иностранных студентов обучается в той или иной стране мира от общего числа студентов системы высшего образования в данной стране. По данным отчета, опубликованного в 2019 г. в среднем по Европейскому Союзу доля иностранных студентов составляет 8,8%. Наиболее высока доля иностранных студентов в Швейцарии - 17,1%, Австрии - 15,5%, Франции - 9,8%3.

Достаточно привлекательными для иностранных студентов, участвующих в программах академической мобильности, являются англоязычные страны. Так, в 2017 г. из 5,3 млн студентов, обучающихся за рубежом, почти два миллиона обучались именно в англоязычных странах: 971 тысяча студентов в США, 432 тысячи в Великобритании, 336 тысяч - в Австралии, 189 тысяч - в Канаде. Англоязычные страны являются лидерами и по показателю доли иностранцев от общего числа студентов (рисунок 3).

2 International student mobility. URL: https://data.oecd.org/students/international-student-mobility.htm (дата обращения: 10.05.2020)

3 International student mobility. URL: https://data.oecd.org/students/international-student-mobility.htm (дата обращения: 10.05.2020)

Австралия 21.478

Новая Зеландия 19.609

Великобритания 17,92

Швейцария 17.753

Канада 12,917

ЕС (средний) 8.818

США 5.18

Саудовская Аравия ^^^^^^ 4.661 ЮАР 4.285

Россия 4,081

Израиль 2.884

Корея ш 2,257 Китай ■ 0,356

0 5 10 15 20 25

Рисунок 3. Доля иностранных студентов от общего числа студентов в стране, %4

Как мы можем видеть, Россия не относится к числу лидеров данного процесса, хотя и немногим уступает такой привлекательной для иностранных студентов стране, как, например, США. Однако ее роль в международных обменах постепенно возрастает. Если в 2010 г. в стране только около 2% студентов были иностранцами, то к 2017 г. этот показатель вырос более чем в два раза (рисунок 4).

Рисунок 4. Доля иностранных студентов от общего числа студентов в Российской Федерации, %5

По данным министерства образования Российской Федерации в 2019/2020 гг. общее число иностранных студентов в России превысило 250 тысяч человек (рисунок 5).

4 Education at a Glance 2019. OECD Indicators. 10 Sep 2019. 520 р.

5 International student mobility. URL: https://data.oecd.org/students/intemational-student-mobility.htm (дата обращения: 10.05.2020)

Рисунок 5. Число иностранных студентов, обучающихся в Российской Федерации, %

Чаще всего в Россию приезжают студенты из государств постсоветского пространства, постепенно возрастает число обучающихся из КНР. В течение последних 10 лет число китайских студентов выросло более чем в два раза. Растет и число приезжающих в Россию студентов из стран дальнего зарубежья, при этом наиболее привлекательные направления для европейцев - социально-гуманитарные, для представителей стран Ближнего Востока и Африки - медицина и инженерно-технические специальности, Азии - IT, управление, экономика.

В соответствии с проектом «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» (протокол заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 мая 2017 г. № 6 планируется, что количество иностранных студентов, обучающихся по очной форме в российских вузах, к 2025 г. достигнет 710 тыс. человекб.

Россия не только стремится принимать большое количество студентов на обучение, но и стимулирует участие российских студентов в программах академической мобильности. После подписания в 1999 г. Болонского соглашения, национальная система образования была реформирована, а принцип мобильности включен в число базовых основ образовательного процесса. Особенно активно развивается сотрудничество РФ с европейскими странами, однако быстрыми темпами наращивается объем образовательных взаимодействий и с азиатскими государствами, такими, как Китай, Япония, Сингапур, Индия и др.

В последние годы рост мобильности студентов в мире несколько замедлился, однако вряд ли можно прогнозировать сильное сокращение академической мобильности. Форс-мажорные обстоятельства, вызванные карантином или иными аналогичными событиями скорее всего будут носить кратковременный характер, хотя и могут повлиять на популярность тех или иных центров притяжения.

Согласно прогнозам Британского Совета по международной студенческой мобильности лидерами по входящей мобильности в ближайшие годы останутся США, Великобритания, Австралия, а также Германия и Канада. Будет расти и привлекательности новых образовательных центров в Китае и Индии.

В России программа исходящей академической мобильности Министерства Образования и Науки Российской Федерации является базовой программой федерального уровня. Одновременно с этим активно поддерживаются и входящие потоки, в том числе путем заключения двусторонних договоров.

По информации Института статистики ЮНЕСКО, в 2018 году Россия вошла в ТОП-10 в рейтинге наиболее привлекательных для иностранных студентов стран, разделив четвёртое-шестое место с Германией и Францией. На долю этих стран пришлось по 5 % студенческой мобильности.

Представляет интерес анализ опыта реализации программ академической мобильности в зарубежных странах. Так, европейский проект Erasmus был начат в 1987 г. За время своего существования программа стала аккумулировать большую часть академических обменов в Европе. Сегодня в задачи Erasmus входит создание нового качества сотрудничества, включая: использование, распространение и развитие ранее достигнутых результатов, продвижение новых идей и привлечение новых участников, создание и развитие новых форм сотрудничества. Программа интегрировала ряд ранее действовавших проектов, таких как «The LifeLong learning Programme», «The Youth in Action programme», «The Erasmus Mundus Programme», «Alfa», «Edulink», «Tempus» и другие.

В рамках сотрудничества в сфере высшего образования в Erasmus+ выделены несколько основных направлений, схематически представленных на рисунке 6. На этой же схеме дается краткое описание географии проекта. Общий объем финансирования программы в 2014-2020 гг. составил 14,7 млрд евро. Субсидии предоставлялись не только на обучение студентов и преподавание, но и для проведения таких мероприятий, как, например, предоставление студентам возможности трудоустройства за рубежом и др. Все проекты программы условно можно разделить на формальное и неформальное образование. Очевидно, что формальное образование предполагает прохождение определенных учебных курсов, с получением соответствующих документов. Неформальный блок охватывает иные мероприятия, косвенно связанные с вопросами образовательной деятельности.

6 Современное состояние законодательно-правового обеспечения процессов внутренней и внешней академической мобильности студентов, аспирантов, преподавателей в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.acur.msu.ru/ useful_basemobility.php (дата обращения: 10.05.2020)

Рисунок 6. Действующие программы и география Erasmus+

Еще более масштабные планы имеет программа на период с 2021 по 2027 гг. 30 мая 2018 года Европейская комиссия одобрила бюджет на реализацию программ академической мобильности на сумму в 30 млрд евро7. Всего же с момента создания проекта в нем приняли участие уже около 10 млн человек. Студенты, присоединившиеся к программе Erasmus, обучаются не менее 3 месяцев или проходят стажировку от двух месяцев до одного учебного года в другой европейской стране. В первом случае речь идет о студенческой мобильности для учебы (SMS), а во втором - о студенческой мобильности размещения (SMP). Все расходы по обучению оплачиваются в рамках программы. Двусторонняя мобильность позволяет студентам учиться в иностранном университете в течение 3-12 месяцев и получать кредиты, которые затем признаются в направляющем учреждении как часть их степени. Грант на мобильность профессорско-

7 Erasmus+ for higher education in Russia // European Commission. 2018. - 11 р.

преподавательского состава, административных работников и иных сотрудников образовательных учреждений предоставляется в среднем на срок от 5 до 60 дней.

Управление реализацией программы Erasmus+ осуществляет общеевропейское исполнительное Агентство по образованию, культуре и аудиовизуальным средствам (EACEA) в Брюсселе. В странах Программы координацию осуществляют уполномоченные Национальные агентства и Национальные контактные пункты.

Россия является достаточно активным участником программ Эразмус+. Всего в 2017 г. было реализован 291 проект с участием России. Важно отметить, что процент отобранных проектов из общего числа подаваемых заявок постоянно возрастает. Наиболее активно развивается сотрудничество именно по линии обмена преподавательскими кадрами и взаимных стажировок. Именно на долю этой категории приходится около 60% всех обменов.

Программа Фулбрайта (Fulbright Program), реализуемая в США предоставляет студентам, молодым специалистам и художникам возможность пройти обучение или проводить научные исследования в США в течение одного года. Также существует направление для преподавателей английского языка, которое предоставляет возможность молодым преподавателям со всего мира усовершенствовать методы обучения, повысить уровень владения английским языком и расширить свои знания о США, пройдя 9-месячный курс обучения без получения ученой степени. Помимо обучения, стипендиаты преподают свой родной язык студентам принимающих университетов8.

Помимо программы Фулбрайта в США действуют десятки других проектов по привлечению студентов, ученых, преподавателей: программа Хьюберта Хамфри (Hubert H. Humphrey Program); программа стипендий Эдмунда Маски (Edmund S. Muskie Programme); программа Летнего института им. Бенджамина Франклина (Benjamin Franklin Transatlantic Fellows Summer Institute); программа стипендий на изучение английского языка (Access 2012-2014) и др.

По данным американских дипломатических представительств, образовательное и научное направление сильнее всего представлено в странах постсоветского пространства (за исключением Казахстана и Армении), а также во Вьетнаме, с которым США развивали студенческие обмены и программы получения высшего образования в университетах США особенно активно. Очевидно, что программы академической мобильности, реализуемые США, имеют определенную политическую направленность. Они активизируются в тех странах и регионах, которые США стремятся вовлечь в орбиту своего влияния.

Европейские программы академической мобильности также часто строились исходя из «политической необходимости». В качестве примера можно привести проект «Темпус», начатый в 1990 г. Он был специально предназначен для организации взаимодействия в рамках образовательного процесса с постсоветскими странами. Первыми участниками проекта стали Польша, Венгрия, Чехословакия, Болгария, Румыния, Словения, Албания, Латвия, Литва, Эстония. Таким образом, Темпус стал одним из первых шагов на пути полной интеграции этих стран в Европейский Союз. Проект включал в себя ряд взаимосвязанных акций, охватывавших все элементы образовательного процесса в высшей школе. В полной мере его сложно отнести к программам обмена, так как главной задачей было именно вовлечение государств восточной Европы в орбиту влияния западной модели.

Интересно проанализировать и такое направление академической мобильности как научная деятельность. Сегодня ее осуществление становится все в меньшей степени «привязано» к определенному учебному или научному центру. Отчасти такая ситуация объективна, но многие исследователи отмечают и искусственное стимулирование подобной мобильности, что в итоге превращает ученых в, своего рода «номадов» (кочевников) XXI века. Сегодня исследователи работают по временным контрактам, а университеты ограничивают срок пребывания в одном месте. Также перенаправляются и потоки финансирования. Исторически так делалось для реализации отдельных, наиболее важных проектов, но сегодня соотношение финансирования постоянных преподавателей значительно ниже затрат на контрактных специалистов.

Страной с самой высокой долей иностранных ученых - 57% - является Швейцария, однако в данном случае это объяснимо скорее размерами страны. В таких государствах как США, Австралия, Канада, Великобритания доля ученых иностранцев колеблется в интервале от 30 до 50%. Как мы можем видеть в странах англосаксонского мира около половины научных исследований проводят иностранцы. И эта возможность концентрации лучших специалистов всего мира во многом обусловлена активной политикой в области академических обменов, начиная со студенческого уровня.

В Нидерландах, Германии, Дании, Бельгии и Франции доля иностранных ученых составляет от 30 до 10% исследователей, причем показатель этот растет, что также можно рассматривать как определенное отсроченное воздействие ранее реализованных студенческих программ.

Таким образом, программы академической мобильности приносят значительные выгоды странам инициаторам, обеспечивая постоянный приток лучших специалистов со всего мира. Конечно, для стран, не входящих в ЕС или англосаксонскую группу, такая практика также полезна. Так, наибольший приток студентов, обучающихся за рубежом в последние десятилетия приходился на Китай и другие азиатские страны, что во многом обеспечило повышение уровня специалистов и рост экономик этих государств.

Опыт государств - лидеров в области экспорта высшего образования следует активно использовать и в России. Так, представляется полезной и своевременной разработка проекта, аналогичного «Erasmus» на евразийском пространстве. Ускорение динамики интеграционного процесса без сомнения приведет к укреплению гуманитарных, культурных и образовательных связей, причем как в рамках действующего формата договора о ЕАЭС, так и на более широком евразийском пространстве, а это значит, что возрастет интерес к изучению русского языка и образовательных программ, предлагаемых российскими вузами.

В настоящий момент развитие сотрудничества с государствами ЕАЭС в образовательной сфере не носит системного характера. На базе МГУ имеется Евразийская ассоциация университетов, в которую входит 142 университета стран СНГ. Также на базе МГИМО имеется Европейский учебный институт, ведущий магистерскую подготовку на основе сравнения опыта ЕС и ЕАЭС. Остальные программы строятся в основном на базе двусторонних договоров.

8 The Fulbright program. URL: https://eca.state.gov/fulbright (дата обращения: 10.05.2020)

Программа развития академической мобильности на пространстве ЕАЭС может строиться по принципам, отработанным в рамках лучших мировых проектов. Главной целью программ академической мобильности в странах ЕАЭС должно выступить создание общего образовательного и научного пространства; популяризация евразийской интеграции; стимулирование проведения совместных научно-исследовательских работ.

Выводы. Резюмируя обзор основных трендов в развитии программ академической мобильности в современном мире, можно констатировать, что сегодня основной поток иностранных студентов принимают две группы стран - государства ЕС и государства англосаксонского мира (США, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия).

Во всех странах, являющихся центрами притяжения образовательных мигрантов, программы академической мобильности реализуются при широкой поддержке государства, причем расходы на эту деятельность постоянно растут. Так, финансирование программы Эразмус+ в семилетний период 2014-2020 гг. составляло 17 млрд евро, а на период 2021-2027 гг. составит 30 млрд евро. Такие затраты окупаются возможностью дальнейшего привлечения подготовленных специалистов на рынок труда стран ЕС или англосаксонских стран. За счет зарубежных специалистов закрывается значительная часть потребности в научных кадрах.

Статус центра притяжения позволяет решать политические проблемы, поэтому программы академической мобильности часто стимулируются в тех случаях, когда определенному государству необходимо усилить свое влияние. Кроме того, поскольку в рамках академической мобильности значительную часть затрат несет страна, отправляющая студентов на обучение, привлечение студентов является экономически выгодным, позволяя привлекать дополнительные доходы.

Россия становится все более активным участником программ академической мобильности. Численность иностранных студентов, обучающихся в РФ составляет около 250 тысяч человек. К 2025 г. планируется довести экспорт образовательных услуг до уровня 710 тысяч человек. Основным партнером для программ обмена выступают для России государства ЕС, однако представляется более важным укреплять сотрудничество в сфере образования на евразийском пространстве.

Литература:

1. Официальный сайт ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.unesco.org (дата обращения: 10.05.2020)

2. Современное состояние законодательно-правового обеспечения процессов внутренней и внешней академической мобильности студентов, аспирантов, преподавателей в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.acur.msu.ru/ useful_basemobility.php (дата обращения: 10.05.2020)

3. Education at a Glance 2019. OECD Indicators. 10 Sep 2019. 520 р.

4. Erasmus+ for higher education in Russia // European Commission. 2018. - 11 р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. International student mobility. URL: https://data.oecd.org/students/international-student-mobility.htm (дата обращения: 10.05.2020)

6. The Fulbright program. URL: https://eca.state.gov/fulbright (дата обращения: 10.05.2020)

7. Гребенникова В.М. Деонтологический подход к развитию профессионально-коммуникативной культуры руководителей общеобразовательных школ в системе повышения квалификации: Автореферат диссертации доктора педагогических наук: 13.00.08; [Место защиты: Рос. гос. социал. ун-т] Москва, 2012, -41 с. URL https://search.rsl.ru/ru/record/01005048090

Педагогика

УДК 371

кандидат филологическихнаук, доцент Грозян Нина Федоровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); старший преподаватель Прудникова Татьяна Ивановна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ СТУДЕНТОВ: ПУТИ, УСЛОВИЯ

Аннотация. В статты теоретически обосновано особенности подготовки преподавателя к проведению самостоятельной работы студентов; выяснено, как рассматривается организация (самоорганизация) процесса решения учебных задач в традиционном (объяснительно-иллюстративном), проблемном и развивающем обучении; раскрыты особенности организации и проведения занятий методом самостоятельной работы под руководством преподавателя.

Ключевые слова: самостоятельная учебная деятельность, самоорганизация, учебные задачи. Annоtation. The article gives a theoretical reasoning of the peculiarities of the teacher's preparation to conducting students' independent academic activities, finds out the ways the organization of self- organization of the process of dealing with the didactic tasks via traditional (explanatory-illustrative), problematic and developing studies are tacked, clears out basic features of conducting classes using a method of teacher's guidance in providing students' self-study training.

Keywords: independent academic activities, self- training, study tasks.

Введение. Обеспечение качества подготовки будущих специалистов в высшем учебном заведении возможно при условии переориентации учебных планов на широкое внедрение самостоятельной работы; перевод добросовестных студентов на индивидуальные планы обучения; привлечение одаренной молодежи к научно-исследовательской работе. Анализ теоретического наследия и результатов образовательной практики по проблеме исследования показал, что ориентация учебного процесса в высшем учебном заведении на самостоятельную работу, повышение ее эффективности предусматривает создание учебно-методической и материально-технической базы, ориентированной на самостоятельное освоение учебных дисциплин;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.