Научная статья на тему 'СЦЕНИЧЕСКИЙ ЭТЮД КАК ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МАСТЕРСТВУ АКТЕРА В ТЕАТРАЛЬНОМ ИНСТИТУТЕ ИМЕНИ БОРИСА ЩУКИНА'

СЦЕНИЧЕСКИЙ ЭТЮД КАК ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МАСТЕРСТВУ АКТЕРА В ТЕАТРАЛЬНОМ ИНСТИТУТЕ ИМЕНИ БОРИСА ЩУКИНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЦЕНИЧЕСКИЙ ЭТЮД / ОБУЧЕНИЕ / ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА / СЦЕНИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / ОЦЕНКА ФАКТА / ТРУДНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕАТРАЛЬНОГО ВУЗА / АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО / АКТЕРСКАЯ ТЕХНИКА / ВАХТАНГОВСКАЯ ШКОЛА / СИСТЕМА СТАНИСЛАВСКОГО / ПОЛЕВОЕ КАЧЕСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балакирев Константин Николаевич, Жадько Наталья Викторовна

В статье представлен дизайн и результаты полевого качественного исследования применения сценического этюда как инструмента обучения студентов мастерству актера в Театральном институте имени Бориса Щукина. В качестве метода исследования использовалось глубинное интервью экспертов - преподавателей театральной школы. Рассматриваются трудности, с которыми сталкиваются студенты при обучении мастерству актера, причины их возникновения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGE SKETCH AS AN INSTRUMENT FOR TEACHING ACTING TO STUDENTS AT THE BORIS SHCHUKIN THEATER INSTITUTE

The article presents the design and results of a qualitative field study of the use of a stage sketch as an instrument for teaching “Acting” to students at The Boris Shchukin Theatre Institute. An in-depth interview of experts - teachers of the theatre school was used as a research method. The difficulties that students face when learning acting, the reasons for their occurrence are analyzed.

Текст научной работы на тему «СЦЕНИЧЕСКИЙ ЭТЮД КАК ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МАСТЕРСТВУ АКТЕРА В ТЕАТРАЛЬНОМ ИНСТИТУТЕ ИМЕНИ БОРИСА ЩУКИНА»

УДК 378 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-233-242

ББК 74.48

СЦЕНИЧЕСКИЙ ЭТЮД КАК ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МАСТЕРСТВУ АКТЕРА В ТЕАТРАЛЬНОМ ИНСТИТУТЕ ИМЕНИ БОРИСА ЩУКИНА

STAGE SKETCH AS AN INSTRUMENT FOR TEACHING ACTING TO STUDENTS AT THE BORIS SHCHUKIN THEATER INSTITUTE

Балакирев Константин Николаевич Balakirev Konstantin N.

Старший преподаватель кафедры мастерства Senior Lecturer at the Acting Department,

актера, Театральный институт им. Бориса Щукина the Boris Shchukin Theatre Institute

E-mail: baka33@mail.ru

E-mail: baka33@maiL.ru

Жадько Наталья Викторовна

Профессор Института экономики, права и управления, ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»; руководитель Центра научных и методических проектов, Театральный институт им. Бориса Щукина, доктор педагогических наук E-mail: njadko@gmail.com

Zhadko Natalya V.

Professor of the Institute of Economics, Law and Management, Moscow City University; Head of the Centre for Scientific and Methodological projects of The Boris Shchukin Theatre Institute, ScD in Education E-mail: njadko@gmail.com

Аннотация. В статье представлен дизайн и результаты полевого качественного исследования применения сценического этюда как инструмента обучения студентов мастерству актера в Театральном институте имени Бориса Щукина. В качестве метода исследования использовалось глубинное интервью экспертов - преподавателей театральной

Abstract. The article presents the design and results of a qualitative field study of the use of a stage sketch as an instrument for teaching "Acting" to students at The Boris Shchukin Theatre Institute. An in-depth interview of experts - teachers of the theatre school was used as a research method. The difficulties that students face

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Балакирев К. Н., Жадько Н. В., 2022

школы. Рассматриваются трудности, с которыми сталкиваются студенты при обучении мастерству актера, причины их возникновения.

when Learning acting, the reasons for their occurrence are analyzed.

Ключевые слова: сценический этюд, обучение, предлагаемые обстоятельства, сценическая задача, оценка факта, трудности студентов театрального вуза, актерское мастерство, актерская техника, Вахтанговская школа, система Станиславского, полевое качественное исследование.

Keywords: a stage sketch, training, given circumstances, a stage objective, the fact evaluation, difficulties of a theater school students, acting, acting technique, the Vakhtangov school, the Stanislavsky system, a qualitative field research.

Для цитирования: Балакирев К. Н., Жадько Н. В. Сценический этюд как инструмент обучения студентов мастерству актера в Театральном институте имени Бориса Щукина // Проблемы современного образования. 2022. № 5. С. 233-242. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-233-242.

Cite as: BaLakirev K. N., Zhadko N. V. Stage sketch as an instrument for teaching acting to students at the Boris Shchukin Theater Institute. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 5, pp. 233-242. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-233-242.

Введение

Концептуальной основой методики преподавания актерского мастерства в Вахтанговской театральной школе является опора на поэтапное освоение базовых элементов «Системы» Станиславского [1; 2]. Процесс обучения студентов начинается с создания условий для осознания студентами своей эмоциональной, физической и интеллектуальной природы в формате «я в предлагаемых обстоятельствах». Постепенно студентов учат понимать задачи сценического действия, взаимодействия с партнерами. Инструментами формирования навыков актера становятся различные упражнения, тренинги, а позже - студенческие этюды [3; 4; 5].

Сценический (актерский) этюд - это особый вид синтетического упражнения, сочетающего в себе различные упражнения, направленные на развитие и совершенствование основных элементов актерской техники. В структуре этюда выделяются два вида компонентов:

1. Краткая драматургическая форма - подготовленный заранее сюжет (в основе которого лежит внутренний или внешний конфликт) и продуманные заранее предлагаемые обстоятельства, в которых этюд будет осуществляться посредством выполнения сценической задачи, сформулированной так же перед выходом на сцену.

2. Импровизационный характер существования исполнителя и выбора действий, как основной способ реализации сценической задачи, обусловленной сюжетом этюда.

Таким образом, сценический этюд - это обязательно импровизированный, событийный, законченный отрезок жизни исполнителя (исполнителей) на сцене, сыгранный в сценических условиях.

Поскольку именно в сценическом этюде соединяются все накопленные в предшествующих им тренингах и упражнениях компоненты техники актера, неудивительно, что существуют и накапливаются трудности обучения студентов этюдам.

Проблема

Эти трудности могут быть обусловлены различными причинами. В качестве одной из них можно назвать преимущественно устную традицию обучения, что приводит к тому, что понятие «сценический этюд» и его компоненты могут трактоваться по-разному. В тех случаях, когда сценический этюд описан в источниках, отметим, что поскольку чаще всего эти источники середины ХХ в., то вполне закономерно возникают сложности культурного и языкового восприятия, актуальности приведенных в них примеров современному контексту [2; 3; 5; 6].

Дидактическими причинами трудностей освоения сценического этюда студентами театрального вуза могут стать пропуски и незавершенность студентами предшествующих упражнений. Кроме того, причины трудностей освоения сценического этюда могут носить методический характер: у педагогического состава кафедры актерского мастерства могут расходиться преставления о практических критериях оценки конечного результата (принципы оценки состоятельности этюда); протяженность этюда; возможность репетиций этюдов (как конфликтное противопоставление самому принципу этюдной системы); о формах итоговых отчетов пройденного раздела (в том числе принципы отбора рабочих этюдов для показа, наличие зрителя из числа студентов на показе), отсутствие регулярной практики обсуждения и описания в Вахтанговской школе новых заданий, предназначенных для обучения сценическому этюду.

В статье представлены результаты качественного полевого исследования, проведенного в апреле - июне 2022 г. в рамках подготовки магистерской диссертации К. Н. Балакирева «Сценический этюд как инструмент обучения студентов мастерству актера в Театральном институте имени Бориса Щукина» по направлению подготовки 52.04.03 Театральное искусство.

Методология и дизайн исследования

Исследование опиралось на методологию системного и деятельностного подхода: все события, явления и описывающие их понятия были рассмотрены в качестве системы, а предметом анализа стала деятельность актера, которая формирует сценический этюд и деятельность педагогов, формирующая деятельность актера.

Целью полевого исследования стало изучение мнения преподавателей кафедры мастерства актера Театрального института имени Бориса Щукина о структуре сценического этюда и трудностях, которые возникают у студентов при его освоении.

Задачами исследования стали: 1) разработка дизайна и инструментов исследования, 2) проведение исследования, сбор массива данных, 3) анализ результатов исследования трудностей студентов в освоении сценического этюда (методом глубинного

интервью преподавателей кафедры мастерства актера Театрального института имени Бориса Щукина).

Гипотеза / исследовательский вопрос (уточнить у экспертов представления о структуре сценического этюда и основные трудности или дефициты компетенций, с которыми сталкиваются студенты театрального вуза при его освоении) обусловила выбор метода полевого исследования - глубинное интервью экспертов, поскольку именно этот метод позволяет осуществлять уточнение возможных причин трудностей и ориентиров деятельности.

В основу разработки инструмента исследования - топик-гайда - были заложены представления о структуре сценического этюда и возможных трудностях обучения сце -ническому этюду в рамках Вахтанговской школы.

Экспертами глубинного интервью выступили 5 респондентов:

• Павел Евгеньевич Л., заслуженный артист РФ, заведующий кафедрой мастерства актера Театрального института имени Бориса Щукина, профессор, заслуженный деятель искусств РФ.

• Анна Леонардовна Д., заслуженная артистка РФ, заместитель заведующего кафедрой мастерства актера Театрального института имени Бориса Щукина, профессор, кандидат искусствоведения.

• Валентина Петровна Н., профессор кафедры мастерства актера Театрального института имени Бориса Щукина, заслуженный деятель искусств РФ.

• Валерий Михайлович М., доцент кафедры мастерства актера Театрального института имени Бориса Щукина.

• Валентин Валерьевич С., старший преподаватель кафедры мастерства актера Театрального института имени Бориса Щукина.

• Кирилл Андреевич Д., старший преподаватель кафедры мастерства актера Театрального института имени Бориса Щукина.

Топик-гайд

«Сценический этюд как инструмент обучения актера»

1. Сколько лет Вам исполнилось?

2. Какое у Вас базовое образование?

3. Как долго вы работаете преподавателем в Т. И. им. Б. В. Щукина?

4. Что вы сами считаете «Сценическим этюдом»? Дайте, пожалуйста, ваше определение сценического этюда? Назовите обязательные, на Ваш взгляд, компоненты сценического этюда?

5. Что для Вас означает понятие «предлагаемые обстоятельства»? Какое собственное понимание предлагаемых обстоятельств Вы вкладываете в это понятие и транслируете его студентам? Насколько быстро они понимают это определение?

6. Расскажите, каким образом Вы учите студентов формулировать и разрабатывать собственные «предлагаемые обстоятельства» к сценическому этюду?

7. Что для Вас означает понятие «сценическая задача»? Какое собственное понимание «сценической задачи» Вы вкладываете в это понятие и транслируете его студентам?

8. Как Вы добиваетесь понимания вашими студентами сценической задачи? Каким образом Вы учите студентов самостоятельно формулировать сценическую задачу к сценическому этюду? Как это лучше всего сделать?

9. Что для Вас означает понятие «оценка факта»? Какое собственное понимание оценки факта Вы вкладываете в это понятие и транслируете его студентам? Как Вы добиваетесь понимания Вашими студентами оценки факта?

10. Как, на Ваш взгляд, должна выглядеть «сюжетная структура этюда»? Как вы этому учите студентов?

11. Каким способом Вы стимулируете у студентов становление «Я-концепции» («Я в предлагаемых»), то есть подводите к пониманию и открытиям чего-то нового «про себя», посредством выполнения сценического этюда?

12. К каким сюжетам и темам студенты обращаются чаще всего, работая над сценическим этюдом? Почему так происходит, как Вы думаете?

13. Какие человеческие ценности и убеждения выбирают и демонстрируют студенты, работая над сценическим этюдом, чаще всего?

14. Что, на Ваш взгляд, можно и нужно изменить в обучении студентов театральных вузов при помощи сценических этюдов? В самом процессе обучения сценическим этюдам? Почему Вы так считаете?

Для обеспечения достоверности полученной от респондентов информации и достижения объективного обобщающего результата экспертам задавались одни и те же вопросы. Среднее время интервью составляло заявленные 35-40 мин. Полученный массив данных был записан на аудионоситель и затем расшифрован в текстовый документ, который в дальнейшем был проанализирован при помощи контент-анализа, а полученные результаты контент-анализа были визуализированы методом «облака тегов».

Процедура анализа данных осуществлялась по следующему алгоритму:

1. Все ответы респондентов были переведены в тестовые протоколы.

2. Была разработана таблица первичного анализа массива данных. К каждому вопросу топик-гайда была разработана отдельная таблица, состоящая из вопроса интервью и ответа каждого респондента на этот вопрос (табл. 1).

Таблица 1

Образец таблицы первичного анализа массива данных

Вопрос интервью Ответ респондента № 1

Ответ респондента № 2

Ответ респондента № 3

3. В таблице в ответах респондентов были сохранены только глагольные конструкции, отражающие деятельность, и целенаправленно удалены:

• знаки препинания (точки, запятые, тире);

• вводные обороты («на мой взгляд», «безусловно», «кажется», «словом»);

• предлоги, местоимения (из-за, несмотря на, что-то, это, этот, их);

• оценочные существительные и прилагательные (хороший, нужный, важный и проч.) и безличные местоимения и причастия (некая, некоторые, определенный);

• прилагательные и наречия (важный, нужно, необходимый, безусловно);

• вспомогательные глаголы (может, должно, было бы);

• повторения самого вопроса (например, в четвертом вопросе и во всем интервью -все вариации слова «этюд», в пятом вопросе - «предлагаемые обстоятельства»).

Продемонстрируем результат обработки текста на примере вопроса № 8 топик-гайда (табл. 2).

Таблица 2

Пример анализа первичного массива данных. Вопрос № 8.

Как Вы добиваетесь понимания вашими студентами сценической задачи? Учите ли Вы студентов самостоятельно формулировать сценическую задачу к сценическому этюду? Каким образом это лучше всего сделать? Эксперт 1. Предлагаю сформулировать самостоятельно исходя трех принципов «допытываю» каждого студента научились складывать три слагаемых «воедино» четкой не «размазанной» человек уметь сформулировать одним словом максимум двумя цель нести изменение прошу проговаривать вслух студент не должен выходить сцену рассчитывая «что-то да получится» должен иметь направляющую воли проверить поставленная задача волнует проходит первый этап конструкция техничное слово нравится заставляет думать конкретными точками отпускаю не спрашиваю студентов цели задачи смотрю считаю усвоили после окончания задаю вопросы что хотел сказать попробовать этюдом что хотел от партнера что хотел изменить зачем выходил действительно по-настоящему волнует всем трем пунктам цели «прохожусь» если вижу «не срослось» «не срастается» вижу абстрактное действие не направленное вялотекущее существование не наполненное ни энергией ни смыслом вынуждены возвращаться первоначалу обсуждению предлагаемых обстоятельств цели

Эксперт 2. Разговариваем необходимый элемент взаимодействии студентом говорил Эфрос артистам говорю одно и то же разными словами не знаешь какое слово сработает разбирая этюды все время останавливаюсь уточнении выявлении проработке вопросов практику через личное включение сами пытались определить сценическую задачу точно сказал задавая наводящие вопросы нашли действенные важные ответы подготавливаются пробуют сыграть разбирая работу уточняем вопросы методом определения позитивных негативных опытов внутри этюда

Эксперт 3. Не уверен делать специально уточнять разборе этюда исхожу студенты показывают получился могу вопросы оставить без обсуждения останется интуитивным есть полезный смысл не всегда требую формулировать действие при разборе возникают вопросы чего ты хочешь чего ты добиваешься способные могут выполнить не сформулируют словами этюдом формулировать словами предлагаемые обстоятельства не обязательно человек интуитивно попадает живой действенный

4. Выделенные глагольные конструкции были объединены в единый текст и помещены в генератор облаков тегов на сайте https://wordscloud.pythonanywhere.com/. В результате было получено графическое облако тегов (рис. 1).

Аналогичная работа была проделана с каждым вопросом интервью, связанных непосредственно с темой исследования (вопросы с № 4 по № 15).

дей™,;размазаннои

Рис. 1. Облако тегов № 8. Ваше понимание сценической задачи. Каким образом Вы учите студентов пониманию и формулированию сценической задачи

Обсуждение результатов

Анализ ответов экспертов позволил выделить следующие тенденции.

1. Общность позиций и единство мнений всех респондентов в отношении содержания этюда. Для всех респондентов этюд - это упражнение, которое предстоит сыграть студентам (одному или в паре с партнером), в центре которого возникает какое-то событие. Внутри этого события всегда заложен конфликт, меняющий первоначальные цели участников. К основным элементам этюда респонденты отнесли: наличие предлагаемых обстоятельств, цели, действия, события, сопровождаемого оценкой факта. Трудности понимания студентами принципов построения (структуры) сценического этюда, по мнению экспертов, продиктованы сложностью его структуры и разнообразием трактовок и формулировок его элементов.

2. Все респонденты были единодушны в своих представлениях о методах обучения студентов пониманию и построению предлагаемых обстоятельств и обратили внимание на то, что на ранних стадиях обучения студентов актерскому мастерству, до применения сценических этюдов как отдельного упражнения, действуют по принципу от частного к общему, используют специальные подготовительные упражнения по созданию предлагаемых обстоятельств. Однако на ранних этапах обучения не акцентируют внимание студентов на том, что «предлагаемые обстоятельства» - это подготовительные элементы «сценического этюда», поскольку избыточные подробности усложняют выполнение студентами поставленных в упражнениях задач.

3. Оценка выполнения сценического этюда студентами обычно осуществляется экспертами по негативному сценарию: разбор проходит по этюдам, не получившимся совсем

или получившимся, но с непроработанными элементами. Как правило, к ним относят неточные предлагаемые обстоятельства, неверные сценические действия и некорректно выраженные чувства у исполнителей. Дидактическими инструментами коррекции являются вопросы студентам по каждому из этих элементов сценического этюда.

4. Реализация сценической задачи в этюде, по мнению экспертов, возможна при соблюдении двух условий: точного целеполагания и выбора действия в соответствии с поставленной целью. Обучение студентов реализации сценической задачи осуществляется после выполнения ими этюда, в процессе рефлексии результатов. Для этого преподаватели требуют вслух (конкретными словами) проговаривать условия этюда. Если студент затрудняется сформулировать условия сценической задачи, педагоги помогают ему наводящими вопросами: чего они хотели добиться от партнера? почему выбрали такое действие? какова была их цель для выхода в это место действия? чем его волнует такая ситуация?

5. Рассматривая оценку факта как компонента сценического этюда, респонденты дали простое, но очень точное определение: «оценить факт» - выставить внутреннюю оценку событию.

6. Все респонденты отметили, что, если студентами точно определены основные структурные элементы сценического этюда - «действие», «цель», «предлагаемые обстоятельства», то конфликт и его разрешение возникнут на сцене сами (в условиях импровизационного самочувствия), а следовательно, возникнет необходимая малая драматургическая форма. Эксперты обратили внимание на выбор студентами бесконфликтной ситуации, что приводит к неверному определению «сценической цели». Происходит это в тех случаях, когда выбирается цель, которую слишком легко достигнуть (отсутствие препятствий предполагает отсутствие конфликта), либо ставится цель, которая не является необходимой для достижения любым из исполнителей сценического этюда.

7. Все эксперты обратили внимание на необходимость самостоятельного поиска студентами этюдных ситуаций «ближе к себе» в таких предлагаемых обстоятельствах, которые они могут не только себе представить, но им интересно в них существовать. Педагоги убеждены, что активизация самостоятельного поиска, анализа и рефлексии позволяют не только развивать актерские навыки, но заметно формируют личность студента.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как правило, студенты выбирают для сценического этюда ситуации, которые случаются с ними в повседневной жизни: вопросы любви и дружбы, взаимоотношения в семье, ситуации на работе. Эксперты обратили внимание на закономерность в работе студентов над сценическим этюдом: молодому человеку обычно легко понять причину и форму конфликта, но, как правило, трудно определить, какие ценности лежат в его основе. Поэтому часто именно разговор об общечеловеческих ценностях становится обязательным компонентом обучения не только и не столько сценическим этюдам, но обучения и воспитания студентов в целом.

Кроме того, ответы экспертов на вопрос о развитии методики обучения сценическим этюдам были представлены в широком диапазоне от невозможности и ненужности

что-либо менять до необходимости увеличения количества часов и возвращения к этому этапу на 3-4-м курсах, в применении новых разминочно-репетиционных форм, спо -собных помочь студентам освоить этюдную модель, в том числе в подготовке отрывков, спектаклей. Тем не менее все респонденты продемонстрировали единство взглядов на обучение этюдам в качестве важного шага в развитии актерского мастерства, поскольку, осуществляя эту деятельность, студенты учатся по-настоящему слышать, видеть, оценивать и действовать на сцене.

Выводы

Таким образом, проведенное исследование показало состояние современных представлений педагогов театрального института о структуре сценического этюда, его роли в учебном процессе развития мастерства актера, указало на инструменты и методические приемы формирования и выявило основные трудности студентов в его освоении. Причем как трудности, связанные с жизненным опытом и процессом формирования личности будущего актера, так и дидактические трудности, обусловленные самой структурой сценического этюда, вариативной профессиональной лексикой, различием в методических подходах и упражнениях, используемых разными педагогами. Планируется изучение этих вопросов и разработка методических рекомендаций по обучению сценическому этюду в современной театральной школе в продолжении исследования.

Список литературы

1. Буров А. Г. Труд актера и педагога. М.: РАТИ-ГИТИС, 2007. 364 с.

2. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера: учеб. пособие / под общ. ред. П. Е. Лю-бимцева. 11-е изд. стер. СПб.: Лань: Планета музыки, 2013. 456 с.

3. Захава Е. Б. Вахтангов и его студия. 3-е изд. М.: РА Арис-Дизайн, 2010. 304 с.

4. Любимцев П. Е. Вахтангов продолжается! Щукинская школа вчера и сегодня. М.: На-вона, 2016. 208 с.

5. Станиславский К. С. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 2: Работа актера над собой. Ч. 1: Работа над собой в творческом процессе переживания. М.: Гос. изд-во Искусство, 1954. 424 с.

6. Шихматов Л. М. Сценические этюды: учеб. пособие. 6-е изд., стер. СПб.: Лань: Планета музыки, 2014.

References

1. Burov A. G. Trud aktera i pedagoga. Moscow, RATI-GITIS, 2007, 364 p.

2. Zakhava B. E. Masterstvo aktera i rezhissera. St. Petersburg: Lan: Planeta muzyki, 2013, 456 p.

3. Zakhava E. B. Vakhtangov i ego studiya. Moscow: RA Aris-Dizayn, 2010. 304 p.

4. Liubimtsev P. E. Vakhtangov prodolzhaetsyya! Shchukinskaya shkola vchera i segodnya. Moscow: Navona, 2016. 208 p.

5. Stanislavskiy K. S. Collected works in 8 vols. Vol. 2: Rabota aktera nad soboy. Part 1: Rabota nad soboy v tvorcheskom protsesse. Moscow, Gos. izd-vo Iskusstvo, 1954. 424 p.

6. Shikhmatov L. M., Lvova V. K. Stsenicheskie etiudy. St. Petersburg: Lan: Planeta muzyki, 2014. 320 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 5

Статья поступила в редакцию 08.07.2022 The article was received on 08.07.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.