Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА ДЕФИЦИТОВ КОМПЕТЕНЦИЙ АКТЕРА КИНО КАК СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В ТЕАТРАЛЬНОМ ВУЗЕ'

ДИАГНОСТИКА ДЕФИЦИТОВ КОМПЕТЕНЦИЙ АКТЕРА КИНО КАК СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В ТЕАТРАЛЬНОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ АКТЕРА / КИНОПЛОЩАДКА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АКТЕРА / ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО КИНОПРОИЗВОДСТВА / ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ АКТЕРА / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЯМ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ / ДЕФИЦИТЫ КОМПЕТЕНЦИЙ / ГЛУБИННОЕ ИНТЕРВЬЮ / МЕТОДЫ КАЧЕСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дарин Кирилл Андреевич, Жадько Наталья Викторовна

В статье описывается структура, содержание и результаты полевого качественного исследования дефицитов компетенций актеров кино, анализируется специфика деятельности актера на киноплощадке в условиях современных требований киноиндустрии. Выделяются технические, профессиональные, информационные дефициты компетенций актера кино в качестве содержания обучения, повышения квалификации, профессиональной переподготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF THE SHORTCOMINGS OF THE FILM ACTOR’S COMPETENCIES AS THE CONTENT OF EDUCATION IN A THEATER INSTITUTE

The article describes the structure, content and results of a qualitative field study of the competence deficits of film actors, analyzes the specifics of the actor’s activity on the film set in the conditions of modern requirements of the film industry. The technical, professional, and informational deficiencies of the film actor’s competencies are highlighted as the content of training, advanced training, and professional retraining.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА ДЕФИЦИТОВ КОМПЕТЕНЦИЙ АКТЕРА КИНО КАК СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В ТЕАТРАЛЬНОМ ВУЗЕ»

ТРИ «М»: МЕТОД - МЕТОДИКА - МЕТОДОЛОГИЯ

К. А. Дарин

Ценности и смыслы. 2022. № 3 (79). С.86-95 Values and Meanings/Tsennosti I Smysly. 2022. No 3 (79). P. 86-95.(In Rus)

Научная статья УДК 378; 7.071.1

hhttps://doi.org/10.24412/2071-6427-2022-3 -86-95

Диагностика дефицитов компетенций актера кино как содержания обучения в театральном вузе

К. В. Жадько

Кирилл Андреевич Дарин1, Наталья Викторовна Жадько2 1 ФГБОУ ВО «Театральный институт имени Бориса Щукина», Москва, Россия

2ГАОУ ВО "Московский городской педагогический университет" (МГПУ), ФГБОУ ВО «Театральный институт имени Бориса Щукина», Москва, Россия 1Е-ша11: kirill-darin@yandex.ru 2Е-таШ njadko@gmai1.com https://orcid.org/0000-0003-2425-6708

Аннотация: В статье описывается структура, содержание и результаты полевого качественного исследования дефицитов компетенций актеров кино, анализируется специфика деятельности актера на киноплощадке в условиях современных требований киноиндустрии. Выделяются технические, профессиональные, информационные дефициты компетенций актера кино в качестве содержания обучения, повышения квалификации, профессиональной переподготовки.

Ключевые слова: компетенции актера, киноплощадка, деятельность актера, особенности современного кинопроизводства, требования к подготовке актера, содержание обучения, ком-петентностный подход к обучению, дефициты компетенций, глубинное интервью, методы качественного исследования, повышение квалификации, профессиональная переподготовка.

© Дарин К.А., Жадько Н.В., 2022 86

Для цитирования: Дарин К. А., Жадько Н. В. Диагностика дефицитов компетенций актера кино как содержания обучения в театральном вузе // Ценности и смыслы. 2022. № 3 (79). С.86-95 https://doi.org/10.24412/2071-6427-2022-3 -86-95

Original article

DIAGNOSTICS OF THE SHORTCOMINGS OF THE FILM ACTOR'S COMPETENCIES AS THE CONTENT OF EDUCATION IN A THEATER INSTITUTE

Kirill A. Darin1- Natalia V. Zhadko2

1Boris Shchukin Theatre Institute, Мoscow, Russia

2State Autonomous Educational Institution of Higher Education of the City of Moscow "Moscow City Pedagogical University", Boris Shchukin Theatre Institute, Мoscow, Russia

Abstract: The article describes the structure, content and results of a qualitative field study of the competence deficits of film actors, analyzes the specifics of the actor's activity on the film set in the conditions of modern requirements of the film industry. The technical, professional, and informational deficiencies of the film actor's competencies are highlighted as the content of training, advanced training, and professional retraining.Keywords: actor's competencies, film site, actor's activity, features of modern film production, requirements for actor training, content of training, competence approach to training, competence deficits, in-depth interview, methods of qualitative research, advanced training, professional retraining.

For citation: Darin K. A., Zhadko N. V. Diagnostics of the shortcomings of the film actor's competencies as the content of education in a theater institute // Values and Meanings/Tsennosti I Smysly. 2022. No 3(79). P.86-95 (In Rus). https://doi.org/10.24412/2071-6427-2022-3 -86-95

Многолетняя успешная практика деятельности Вахтанговской школы в подготовке актеров подтверждена высокой востребованностью ее выпускников в театре и в кино. Однако начинающие актеры — выпускники театрального института имени Бориса Щукина, хорошо подготовленные к работе на театральной сцене, менее успешны на съемочной площадке. Во многом это обусловлено тем, что обучение актера в театральной школе сконцентрировано на подготовке актера театра и не всегда учитывает специфику кино. В тех случаях, когда в учебном процессе затрагивается специфика актерской работы в кино, студентов учат только базовым навыкам работы перед камерой, говорить в микрофон и оставаться в кадре/ или не выходить из кадра. В то время как компетенции актера кино значительно шире, чем только работа перед камерой или перед микрофоном.

В последние годы успешно развивается кинопроизводство. Его специфика диктует профессиональные компетенции актера на съемочной площадке, среди которых специалисты отмечают следующие: 1) непрямой контакт со зрителем, 2) возможность менять точку обзора, 3) фрагментарное существование, 4) типажное соответствие, 5) строгая выверенность мизансцены и необходимость точного повтора порядка действий, 6) съемка в хромокейных студиях, в беспредметном пространстве и с воображаемым реквизитом, 7) специфические навыки актерского существования в кадре [1, 8, 9, 10, 11].

Однако вопрос о том, каковы дефициты компетенций молодых актеров и чему их необходимо учить для работы в кино, по-прежнему остается открытым. Под дефицитами компетенций мы понимаем отсутствие компетенций (мотивированной последовательности действий в заданном контексте), необходимых для выполнения определенной профессиональной деятельности [4, 5].

В марте-апреле 2022 года в Театральном институте имени Бориса Щукина было проведено пилотное качественное исследование, целью которого стало определение дефицитов компетенций актеров кино как содержание обучения в театральном институте.

Дизайн исследования включал в себя:

1. Определение цели и задач, методологии исследования.

2. Определение критериев и выбора экспертов/респондентов.

3. Разработка инструмента исследования.

4. Проведение интервью.

5. Обработка и анализ полученного массива данных.

Задачи исследования представляли собой: 1) формирование концептуальной модели компетенций актера кино и разработка на ее основе инструмента исследования (топик-гайда глубинного интервью экспертов), 2) организация и проведение глубинного интервью, 3) анализ полученных результатов исследования и разработка предложений по содержанию обучения актеров для работы в киноиндустрии. Гипотезой исследования стало предположение о том, что проведение диагностики дефицитов компетенций актеров кино позволит определить содержание обучения деятельности актеров в условиях киноиндустрии.

Методология исследования

Проведение исследования дефицитов компетенций актера кино опиралось на методологию системного, деятельностного и компетентностного подходов. Системный подход определил рассмотрение компетенций актера кино в качестве системы — набора компонентов и связи между ними. Деятельностный подход определил отношение к дефицитам компетенций актера кино в качестве содержания обучения актерской деятельности. Компетенции актера кино рассматриваются как единицы содержания деятельности — мотивированные последовательности действий в заданном контексте (предлагаемых обстоятельствах киноиндустрии) [4,5].

Для проведения исследования применялся метод глубинного интервью. Это качественный метод получения необходимой информации посредством взаимодействия, структурного диалога интервьюера с респондентом [6]. Выбор метода был обусловлен его характеристиками: 1) возможностью глубокого погружения в тему на основе неформальной личной беседы между интервьюером и респондентом, 2) возможностью переформулировать или уточнить вопросы в процессе интервью для получения более детального и проработанного ответа (что невозможно при анкетировании или проведении фокус групп), 3) проведение интервью один на один помогает исключить в полученной информации влияние на мнение данного респондента высказывания других людей.

Эксперты

В качестве состава экспертной группы были приглашены пять режиссеров кино и телесериалов:

Сергей У.— российский кинорежиссёр, сценарист и продюсер; лауреат Государственной премии России (2016 г.).

Валерий Т.— российский кинорежиссер, сценарист, продюсер.

Владимир У— российский актер, кинорежиссер.

Илья У.— российский кинорежиссер, сценарист, продюсер.

Екатерина Д.— режиссер, кастинг-директор.

Выбор экспертов был определен разницей их профессионального опыта. Среди экспертов были: опытный успешный режиссер, представитель, так называемого, «среднего поколения», активно практикующий режиссер, начинающий режиссер, имеющий в своем портфолио несколько проектов. Предполагалось, что общность мнений разных специалистов разных поколений, опыта и гендерной принадлежности

позволит выявить действительно проблемные места в подготовке актеров кино, которые можно решить при помощи процесса обучения в театральном институте.

Инструмент исследования

Для проведения глубинного интервью с экспертами был разработан топик-гайд диагностики дефицита компетенций актеров на киноплощадке [6]. Документ включал в себя преамбулу, объясняющую цель, задачи, процедуры исследования, короткий блок социологических вопросов (пол, возраст, опыт работы) и вопросы, направленные на выявление дефицитов компетенций и возможностей их преодоления, по мнению экспертов. Содержательные вопросы представлены ниже:

— назовите основные дефициты компетенций актеров, которые впервые оказались на киноплощадке;

— каким образом адаптируются молодые актеры без опыта к постоянной смене видов деятельности на киноплощадке;

— что могло бы помочь их быстрой адаптации, на ваш взгляд;

— с какими техническими трудностями обычно сталкиваются актеры без опыта (три основные проблемы), что могло бы помочь им с этим справиться;

— с какими проблемами работы крупным планом сталкиваются актеры без опыта, что могло бы помочь им с этим справиться;

— с какими трудностями работы без репетиций на киноплощадке сталкиваются молодые актеры; что могло бы помочь им с этим справиться;

— с какими трудностями работы без партнера на киноплощадке сталкиваются молодые актеры, что могло бы помочь им с этим справиться;

— какие компетенции стоит развивать в театральном вузе для работы актеров на киноплощадке;

— можно ли проблемы необходимых компетенций решить при помощи спецкурса/специальной подготовки в театральном вузе?

Анализ полученных результатов

В течение марта-апреля 2022 года было проведено глубинное интервью экспертов. Среднее время интервью составляло 40 минут. Полученные ответы экспертов были записаны на аудионоситель и затем расшифрованы в виде текстового файла. Анализ полученных данных осуществлялся в два этапа. На первом этапе применялся метод контент-анализа [англ. content

analysis, content — содержание, суть + analysis — разложение] — метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации. На больших массивах текстов, чаще с помощью машинной обработки, определяется частота употребления какого-либо понятия или тенденция развития темы на протяжении значительного времени [7].

Единицей контент-анализа ответов экспертов в исследовании дефицитов компетенций актеров кино стали глагольные конструкции (глагол — действие, существительной — предмет действия), концептуально отражающие деятельность и компетенции как единицы деятельности. Потому в процессе контент-анализа из общего массива полученного текста ответов респондентов были исключены все части речи, не относящиеся к видам деятельности на съемочной площадке (например, прилагательные, местоимения, союзы и т.д.). Были оставлены глаголы (отражающие деятельность, действия) и относящиеся к ним существительные (объекты действия), были промаркированы выделением и цветом [3].

На втором этапе анализа редуцированные до глагольных конструкций ответы экспертов были дополнительно проанализированы при помощи облака тегов. Облако тегов или облако слов — это инструмент визуализации при частотном, количественном анализе текста. В результате такого анализа был получен список слов, наиболее часто встречающихся в текстовом массиве в виде графического отображения, где размер шрифта и цвет демонстрируют частоту появления слов в тексте. Рассмотрим процедуру анализа данных глубинного интервью на примере вопроса № 1 (Назовите 3 проблемы, с которыми сталкиваются все актеры, впервые оказавшись на киноплощадке?)

Вопрос № 1

Назовите 3 проблемы, с которыми сталкиваются все актеры, впервые оказавшись на киноплощадке?

Д Щ£ХВ И Я ™

Понимать-

текстом устроен

Как видно из ответов на вопрос, все режиссеры обращают внимание на такие дефициты компетенций актеров кино, как «понимать», «выходить», «повторять», «работать», «разбирать», «попадать», а предметами приложения усилий актеров являются и «план(ах)», «точка(и, у)», « крупность (-ях)», «объектив (-ов)», «свет», «действия» «текст(ом)». Сравнение контекста глаголов и существительных позволило сделать вывод: несмотря на то, что описанные экспертами действия выглядят как разные, но в целом описывается дефицит одной компетенции. Например, формулировки «выходить на точку» или «попадать в свет» можно рассматривать в целом как компетенцию «уметь занимать точное положение актера в пространстве в зависимости от освещенности». Или «работать на разных крупностях» напрямую зависит от «понимания разницы объективов», поэтому неумение актера работать на разных крупностях и понимать, как работать на разных объективах имеют отношение к одной компетенции. Среди наиболее частых ответов экспертов прозвучали такие дефицитные компетенции актеров, как «выходить в заданную точку (метку, в свет)», «повторять действия(себя)», «понимать специфику работы на разных планах, «разбирать(работать) с текстом», «работать с микрофоном».

Анализ ответов на другие вопросы топик-гайда осуществлялся аналогично по представленному выше алгоритму: сначала проводился контент анализ ключевых действий (компетенций), после чего все ответы респондентов анализировались дополнительно при помощи облака тегов для выявления частотности (повторяемости) мнений всех экспертов. Анализ ответов респондентов позволил выделить три условные группы дефицитов компетенций начинающих актеров, выпускников театрального института: технические, профессиональные, информационные.

К дефицитам технических компетенций актеров были отнесены: умение работать с техническими средствами на съемочной площадке (работа с камерой, осветительными приборами, микрофонами, выход на точку, повтор физических действий, понимание границ и глубины кадра, крупности, разницы объективов). Все эксперты отметили необходимость понимания актером технических особенностей съемки и умения органично встраивать в эти условия навыки перевоплощения и выстраивания линию действий своего персонажа. К дефицитным у начинающих актеров техническим компетенциям эксперты также отнесли умение работать с текстом, работать без репетиций по команде

режиссера в условиях фрагментарного способа съемки. Кроме того, эксперты обратили внимание на дефициты компетенций саморегуляции, в т.ч. неумение актеров распределять свои усилия в процессе съемки, концентрироваться на работе в конкретном эпизоде, переключать свое внимание, отдыхать. Отметим также, что технические компетенции составили самый объемный блок дефицитов в подготовке актеров.

К так называемой группе дефицитных профессиональных компетенций эксперты отнесли непосредственно репертуар выразительных средств актера в условиях кинопроизводства: актерское существование в кадре, актерское существование в разных планах и, что важно, работа на крупном плане, которая требует умения использовать мимику лица, мельчайшие движения тела для создания образа персонажа перед камерой.

К группе информационных дефицитов эксперты отнесли не только необходимость знать объемную профессиональную терминологию процесса кинопроизводства, но также применять свои знания в процессе работы на съемочной площадке.

Таким образом, анализ результатов глубинного интервью экспертов не только подтвердил наличие лакун в подготовке актера театра и кино в условиях кинопроизводства, но также позволил выделить основное содержание дефицитов компетенций в деятельности молодых актеров — выпускников театральных институтов на киноплощадке. Определение содержания трех групп дефицитов компетенций (технические, профессиональные, информационные) актера кино может лечь в основу содержания специальных дисциплин, курсов переподготовки и повышения квалификации актеров кино в рамках Театрального института имени Бориса Щукина.

Литература

1. Биали Ш. Кинопробы. Альпина нон-фикшн, 2012. 245с.

2. Вахтанговская театральная школа. Воспитание драматического актера в Театральном институте имени Бориса Щукина: Учебно-методическое пособие / Сост., общ. ред. П. Е. Любимцев.СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки»,2019. 292 с.

3. Весманов С. В., Жадько Н. В., Весманов Д. С. и др. Глаголы и дополнения как модель описания содержания метапредметных компетенций в ожиданиях и представлениях участников рынка труда//Обучение иностранным языкам. 2021. Т. 48. № 1. С. 32-42.

4. ЖадькоН. В. Обучение компетенциям возможно. Какие выбрать алгоритмы? // Вестник Московского Городского педагогического университета. Серия: Экономика. 2017. № 1 (11).С. 86-94.

5. ЖадькоН. В. Компетентностный подход в содержании и методике обучения //В сборнике: тенденции развития образования: вчера, сегодня, завтра. Материалы XII международной научно-практической конференции, 2016.с.93-98.

6. Добренькое В. И. Методы социологического исследования: Учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. М.: Альфа-Пресс, 2013. 768 с.

7. Комлев. Н. Г. Словарь иностранных слов: [более 4500 слов и выражений] / Н. Г. Комлев. Москва: Эксмо, 2006. 669с.

8. Станиславский К. С. Собрание сочинений: в 8 томах. Т. 2. Работа актера над собой.: Ч. 1. Работа над собой творческом процессе переживания / К. С. Станиславский; ред. кол. М. Н. Кедров [и др.]; ред. тома Вл. Н. Прокофьев. Москва: Гос. изд-во ИСКУССТВО, 1954. 424 с., ил.

9. Уорд П. Композииия кадра в кино и на телевидении: Пер. с англ. А. М. Аемуровой, Ю. В. Волковой под ред. С. И. Ждановой. М.: ГИТР, 2005. 196с.

10. Уэстон Дж. Режиссер и Актеры. Как снимать хорошее кино, работая вместе / Джудит Уэстон; пер. С англ. Е. Пучковой [науч. ред. М. Захаров]. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. 368 с.

11. ЧаббакИ. Мастерство актера: Техника Чаббак / Иванна Чаббак; [пер. с англ. И. Э. Лиска, Н. А. Ершова]. М.: Эксмо, 2013. 416 с.

References

• Biali SH. Kinoproby. Al'pina non-fikshn, 2012. 245s. [In Rus].

• Vahtangovskaya teatral'naya shkola. Vospitanie dramaticheskogo aktera v Teatral'nom institute imeni Borisa SHCHukina: Uchebno-metodicheskoe posobie / Sost., obshch. red. P. E. Lyubimcev.— SPb.: Izdatel'stvo «Lan'»; Izdatel'stvo «PLANETA MUZYKI»,2019. 292 s.[In Rus].

• Vesmanov S. V., Zhadko N. V., Vesmanov D. S. i dr., Glagoly i dopolneniya kak model' opisaniya soderzhaniya metapred-metnyh kompetencij v ozhidaniyah i predstavleniyah uchastnikov ryn-ka truda//Obuchenie inostrannym yazykam. 2021. T. 48. № 1. S. 32-42. [In Rus].

• Zhadko N. V. Obuchenie kompetenciyam vozmozhno. Kakie vybrat' algo-ritmy?// Vestnik Moskovskogo Gorodskogo pedagogicheskogo univer-siteta. Seriya: Ekonomika. 2017. № 1 (11). S. 86-94. [In Rus].

• Zhadko N. V. Kompetentnostnyj podhod v soderzhanii i metodike obucheniya //V sborn-ike: tendencii razvitiya obrazovaniya: vchera, sego-dnya, zavtra. Materialy XII mezhdun-arodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2016.s.93-98. [In Rus].

• Dobren'kov V.I. Metody sociologicheskogo issledovaniya: Uchebnik / V. I. Dobren'kov, A. I. Kravchenko. M.: Al'fa-Press, 2013. 768 s. [In Rus].

• Komlev. N. G. Slovar' inostrannyh slov: [bolee 4500 slov i vyra-zhenij] / N. G. Komlev. Moskva: Eksmo, 2006. 669s. [In Rus].

• Stanislavskij K. S. Sobranie sochinenij: v 8 tomah. T. 2. Rabota ak-tera nad soboj.: CH. 1. Rabota nad soboj tvorcheskom processe perezhi-vaniya / K. S. Stanislavskij; red. kol. M. N. Kedrov [i dr.]; red. toma Vl. N. Prokof'ev — Moskva: Gos. izd-vo ISKUSSTVO, 1954. 424 s., il. [In Rus].

• Uord P Kompoziiiya kadra v kino i na televidenii: Per. s angl. A. M. Aemurovoj, YU. V. Volkovoj pod red. S. I. Zhdanovoj. M.: GITR, 2005. 196s.

• Ueston D. Rezhisser i Aktery. Kak snimat' horoshee kino, rabotaya vmeste / Dzhudit Ueston; per. S angl. E. Puchkovoj [nauch. red. M. Zaharov]. M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2021. 368 s. [In Rus].

• Chabbak I. Masterstvo aktera: Tekhnika CHabbak / Ivanna CHabbak; [per. s angl. I. E. Liska, N. A. Ershova]. M.: Eksmo, 2013. 416 s. [In Rus].

Информация об авторах

К. А. Дарин — старший преподаватель кафедры мастерства актера Театрального института имени Бориса Щукина.

Н.В.Жадько —доктор педагогических наук, руководитель Центра научных проектов и методологии Театрального института имени Бориса Щукина, профессор Школы проектирования и образовательного предпринимательства Московского городского педагогического университета.

Information about the authors

Kirill A. Darin — Assistant Professor of the Acting Department Boris Shchukin Theatre Institute.

Natalia V. Zhadko - Dr.Sc. (Pedagogical Sciences), Professor of the School of Design and Educational Entrepreneurship State Autonomous Educational Institution of Higher Education of the City of Moscow "Moscow City Pedagogical University", Head of the Center for Scientific Projects and Methodology Boris Shchukin Theatre Institute.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 12.05.2022; одобрена после рецензирования 10.06.2022; принята к публикации 15.06.2022.

The article was submitted 12.05.2022; approved after reviewing 10.06.2022; accepted for publication 15.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.