УДК 82-21+793
Биккулова И.А., кандидат филологических наук, профессор кафедры русской, зарубежной литературы и массовых коммуникаций, Брянский государственный университет имени И.Г. Петровского (Россия)
СЦЕНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ТРАГЕДИИ А.К. ТОЛСТОГО «ЦАРЬ ФЕДОР ИОАННОВИЧ» В Х1Х-ХХ1 ВВ. В РОССИИ*
Исследуется вопрос о сценической истории трагедии А.К.Толстого «Царь Федор Иоаннович». Изучены материалы архива музея МХАТа, материалы по постановкам пьесы в театрах Москвы и Петербурга с 1889 по настоящее время. Особое внимание уделено заглавному герою в трагедии Толстого, интерпретациям образа царя Федора на отечественной сцене. Речь идет не только об историческом значении пьесы, но и о необыкновенной современности трагедии А.К. Толстого.
Ключевые слова: драматическое произведение, историческая пьеса, персонаж, трагедия, цензура, театр.
Статья выполнена при поддержке РГНФ в рамках гранта № 16-14-32001
Сценическая история трагедии А.К.Толстого «Царь Федор Иоаннович» впечатляет своим разнообразием режиссерских трактовок. Это обусловлено в том числе и тем, что сам автор стремился к созданию неоднозначно решаемого образа русского царя Федора Иоанновича.
А.К.Толстой активно начал работать над трагедией в пяти действиях «Царь Федор Иоаннович» в 1864 году. Писатель менял сюжетные линии, уничтожал какие-то сцены, если они мешали общему замыслу, раздумывал о количестве вымышленных лиц в исторической пьесе. Тема царской власти серьезно увлекла поэта, «я весь в нее ушел...», - писал Толстой в 1865 году А.О.Смирновой [1, с.371]. Впервые текст пьесы был опубликован в 1868 году в журнале «Вестник Европы» (№ 5).
Но сразу увидеть эту трагедию на сцене театра оказалось делом несбыточным. Случится это уже не при жизни автора-драматурга.
Еще в 1868 году Главное управление по делам печати посвятит целый день 4 апреля разбору пьесы А.К.Толстого. Писателю будет предложено сделать поправки к трагедии, но и после проведенной автором работы, «Царя Федора Иоанновича» не рекомендуют к постановке на сцене.
30 лет «Царь Федор Иоаннович» будет находиться под запретом цензуры, и, чтобы поставить политически «неблагонадежную пьесу» [2], потребуется вмешательство не одного влиятельного лица в русском искусстве. В 1895 году П.П.Гнедич безуспешно пытался получить разрешение на постановку пьесы в Петербурге. Выдающийся отечественный актер и режиссер А.П.Ленский в 1896 году тоже стремился добиться права поставить пьесу в Малом театре. В своем прошении он писал управляющему московской конторой императорских театров П.М.Пчельникову: «Я почел бы себя счастливым, получив возможность поставить в свой бенефис это образцовое произведение одного из лучших отечественных поэтов, благодаря которому наша публика ознакомилась бы с трогательно-кротким обликом некогда царствовавшего на Руси царя» [3, с.142]. Но и
для прославленного Малого театра не сделали снисхождения.
Образ Федора страшит цензурный комитет. Еще в 1868 году профессор Санкт-Петербургского университета, историк литературы и цензор А.В.Никитенко писал в своем знаменитом дневнике: «Автор сумел создать из совершенно нравственного и политического ничтожества, каков Федор, замечательную психологическую фигуру» [9, с.54]. Но даже тонкий психологизм писателя и мастерски сделанная в трагедии историческая фабула ситуацию не спасали.
Удивительно то, что вопросы, связанные с театральным разрешением толстовских пьес, будут «проталкивать» в цензурных комитетах члены царской семьи. Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна вмешаются в историю с постановкой «Царя Федора Иоанновича». Трагедию
А.К.Толстого «Смерть Иоанна Грозного» пропустит на столичные сцены лично Александр II. Видимо, в отличие от строгих цензоров, царскую семью не будут пугать на сцене ни мягкий царь Федор, ни сам Иван Грозный.
О въедливой цензорской работе над трагедиями «Царь Федор Иоаннович» и «Смерть Иоанна Грозного» мы уже неоднократно писали [4; 5]. В архиве Музея МХАТ хранится ценнейший документ 1898 года - подлинный цензорский экземпляр пьесы [6]. Даже спустя 30 лет после написания трагедии, цензоры позволяли себе не только вычеркнуть слова и даже целые предложения, но и просто переписать некоторые толстовские фразы. Это была значительная работа русских цензоров, которые, не считаясь с идейно-художественным замыслом не последнего писателя в России, пытались не пропустить на сцену царя сомневающегося, царя ошибающегося, царя чего-то боящегося. Все то, что могло показать Федора как слабохарактерного, «нецарственного царя», было вычеркнуто. До сих пор цензурная расправа над трагедией А.К.Толстого -поучительный образец вмешательства в художественное произведение.
Забегая вперед, скажем, что почти до сих пор трагедию А.К.Толстого «Царь
Федор Иоаннович» не играют в полном объеме текста. Какие-то сокращения присутствуют всегда (иногда не только сюжетной линии, но и толстовской мысли). Особенно это интересно проследить на примере дореволюционных и советских постановок во МХАТе. Толстовский вариант (11 картин) никогда не видел сцены, в силу различных исторических причин цензуру всегда что-то напрягало. Думается, что вопрос о кризисе высшей власти, образ царя-миротворца, столь успешно созданный А.К.Толстым, всегда будут не только актуальными, но и всегда чем-то не угождать определенной политической ситуации.
Впервые «Царь Федор Иоаннович» был одновременно поставлен в Москве в Художественно-Общедоступном театре (будущий МХАТ) и в Петербурге в Литературно-артистическом кружке (театр А.С.Суворина). Произойдет это только в 1898 году.
Именно с постановки трагедии А.К.Толстого начнется история Московского Художественного театра. Молодые режиссеры К.С.Станиславский и А.А.Санин создавали театральную канву пьесы, художник В.А.Симов продумывал костюмы и декорации XVI века. На премьере 14 октября 1898 года первых зрителей поразит сначала именно картинка: настоящие костюмы, низкие, душные палаты, княжеский сад, покои в царском тереме, берег Яузы с толпящимся людом разных сословий. Так и предполагалось: «ошеломить публику почти музейными костюмами, замечательными вышивками... яркой народной толпой и смелыми мизансценами» [7, с.135].
Критик С.С.Голоушев под
псевдонимом «Глаголь» 15 октября 1898 года в «Курьере» писал о том, что «...все время перед зрителями.старая Русь». «Костюмы точно сняты с плеч всех этих Шуйских и Мстиславских, хранились в сундуках и теперь снова перед вами. Об умении носить их я уже не говорю» [8, с.27].
Самый большой успех выпал на долю молодого артиста и будущей звезды отечественной сцены - Ивана Москвина. «Федор поднимался тут на недосягаемую
для обыкновенного смертного высоту», -общая реакция рецензентов. [11, с.37].
Его добрый, великодушный царь Федор будет поражать не только русского зрителя. На гастролях в Германии все газеты напишут об особых интонациях, жестах, слезах Москвина в роли Федора Иоанновича. В знаменитом «Проекте постановки на сцену трагедии «Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстой писал, раздумывая над образом главного героя: «Из такого чистого источника, какова любящая душа Федора, истекает страшное событие, разразившееся над Россией долгим рядом бедствий и зол» [10, с.480]. Добрый царь повинен в страшных бедах в России - этот нерешаемый конфликт безграничной и одновременно ограниченной власти сумел передать на сцене молодой актер. Сегодня понятен этот конфликт - он вневременной, а в театре Станиславского он лишь «прикрыт» определенным
историческим моментом XVI века.
Спектакль «Царь Федор Иоаннович» на сцене Художественно-Общедоступного театра в 1898 году стал культурным событием конца XIX века в России и совершенной легендой русской сцены. Много десятилетий «Царь Федор Иоаннович» будет открывать сезоны МХАТа. Именно с «Царя Федора Иоанновича» заговорят не только о том, что театр «популяризировал» пьесу
А.К.Толстого, но о созданном новаторском театральном коллективе, а потом и о «системе» Станиславского.
В октябре 2017 года в московском доме-музее К.С.Станиславского открылась уникальная выставка, приуроченная к 200-летию со дня рождения А.К.Толстого. Посетители увидели подлинные костюмы, реквизит и фотографии 1898 года из архива музея МХАТа. То, что впечатляло на сцене в конце Х1Х века, поразит и современного поклонника исторической пьесы.
Как мы уже отмечали, в 1898 году «Царь Федор Иоаннович» был поставлен и в петербургском Литературно-артистическом кружке (театр А.С.Суворина). Трагедию поставил П.Гнедич, а заглавную роль играл знаменитый Павел Орленев. Этот спектакль, всего лишь несколькими днями разделенный с премьерой в Москве, тоже ожидал
серьезный успех. Царь Федор Орленева отличался от образа, созданного в Москве Иваном Москвиным. Нервный, но не блаженный, подкупающий своей
искренностью царь Орленева был высоко оценен критикой. Спустя несколько лет в Петербурге Федора будут играть Борис Глаголин и даже Михаил Чехов, но прежнего успеха не будет. В провинции же актеры будут просто играть Федора «как Орленев».
Но спустя век, становится ясным, что все же главное событие, связанное с постановкой первой толстовской трагедии, произошло не в Петербурге, а в Москве. И именно москвинский Федор станет в каком-то смысле для последующих постановок основой для подражания. Современный критик и литературовед М.Строева пишет про работу Москвина: «Его „царек-мужичок" потряс зрительный зал какой-то исступлённой, звенящей, до суетливости деятельной жаждой добра и справедливости, в которой словно слились вековечные чаяния людей. Театр утверждал „высшую правоту" и стойкость сердечной веры царя Фёдора и тут же останавливался в трагическом недоумении перед бессилием добра — пусть самого деятельного. „Добро не годится, — как бы говорил он, — но да здравствует добро!" [12, с.30].
История «Царя Федора Иоанновича» в Московском Художественном театре продолжится и в ХХ веке. Его будут играть до 1949 года. При сохранении общего рисунка первого спектакля, заглавную роль после Ивана Москвина будут играть Василий Качалов, Николай Хмелев, Борис Добронравов. В прославленном
фотоальбоме музея МХАТ можно увидеть актеров в толстовской трагедии в спектаклях разных лет.
Во время турне по Европе и Америке «1 -й группы МХАТ» во главе со К.С.Станиславским в 1922-1924 годах спектакль играли на английском языке с необыкновенным успехом. Триумф выпадет на долю Василия Качалова.
Борис Добронравов, последний исполнитель роли Федора (с 1940 года), в 1949 году в день 51-й годовщины спектакля «Царь Федор Иоаннович» умрет на сцене, так и не доиграв финальным монолог.
Инна Соловьева, известнейший исследователь истории МХАТа, рассуждает о том, что в истории царя Федора в разные года в спектаклях театра будут «прорастать» мотивы, которые вдруг исторически становятся самыми важными: народное буйное гуляние или гамлетовские мотивы в рисунке Федора, которые усилились в 1930 годах (как пишет Соловьева: «вывихнувший сустав век — и мука того, кто волею судьбы призван этот вывих вправить» [13, с.16].)
Но «Царя Федора Иоанновича» в ХХ веке ставили не только во МХАТе. Этот спектакль много лет играл Малый театр в Москве. Ряд выдающихся мастеров открыли в сложнейшей роли царя Федора иные содержательные философские и нравственные глубины, заложенные в образ А.К.Толстым.
29 мая 1973 года в Малом театре состоялась премьера спектакля «Царь Фёдор Иоаннович». Режиссер - Борис Иванович Равенских. Музыку к спектаклю напишет Георгий Свиридов. В заглавной роли выступит Иннокентий Смоктуновский. У этого спектакля тоже долгая история: он будет любим зрителями более 30 лет (последний раз спектакль сыграют 5 марта 2004 года). Отметим, что после успеха «Царя Федора Иоанновича», Малый театр, как и МХАТ, осуществит постановку и «Смерти Ивана Грозного» и «Царя Бориса» А.К.Толстого.
Иннокентий Смоктуновский в «Царе Федоре» играл трагедию бессильной доброты на перекрестке русской истории. Он был одинок и несколько «отделен» от общих сцен. «Чужеродность» Федора в некоторых исследованиях даже будет обыгрываться: Смоктуновский
«существовал как бы отдельно от эстетики Малого театра» и скоро уйдет во МХАТ в 1976 году [14, с.36].
Интересно, что в своих актерских тетрадях Смоктуновский писал, что он не хотел бы равняться на Ивана Москвина и будет играть другого Федора.
В Федоре Смоктуновского не было ничего блаженного и слабоумного. Это был царь с тонкой душевной организацией, в нем чувствовалась царская кровь (причем, кровь Ивана Грозного!), а временами его лицо
казалось ликом с древнерусской иконы. В какой-то момент актер играл царя, которому выгодно притворяться не очень умным. «... его Фёдор, с редкой естественностью сочетавший в себе простодушие и исключительность, больше походил на человека, трагически опередившего свой век, и воспринимался скорее как философская личность» [14, с.36].
В своих знаменитых «Актерских тетрадях» Смоктуновский не раз подчеркивает высокий и сильный дух, который побеждает у его Федора телесную немощь. Тем страшнее для царя будет крушение власти. В финале спектакля царь Федор Смоктуновского терял физическую силу, превращался в разбитого параличом больного старика с вывернутыми руками и ногами, и не только уходил от жизни, а осознавал полный крах государственной власти. «По мысли драматурга, Федор отстранялся от царских дел, по Смоктуновскому — уходил от жизни. В нелепой позе у ног Ирины затихал царь Федор. Хор пел молитву о Страшном суде, написанную Свиридовым по мелодиям старинных крюковых распевов: «Горе тебе, убогая душа.» [16].
Интересно, что при переходе из Малого театра во МХАТ, Смоктуновский обговаривал в качестве своего главного условия новую постановку «Царя Федора Иоанновича». Это совпадало с давним желанием мхатовца Владлена Давыдова восстановить спектакль 1898 года по режиссурским партитурам Станиславского (по сей день хранимых в архиве музея МХАТ). К сожалению, замысел не удался.
На Федора Смоктуновского в Малый театр «ходили» специально, до сих пор пишут даже о паломничестве зрителя на этот спектакль. Но с 1976 года в Малом театре начнут играть другие мастера и появится новый царь Федор. Мягкий и беззащитный царь Эдуарда Марцевича, он искренен со всеми и потому беззащитен перед злом.
Затем роль царя Федора перешла к Юрию Соломину. К 30-тилетию спектакля в Малом театре писали: «Ю.М.Соломин играет удивительно органично.
Добродушная веселость, мягкость,
нерешительность во всем, что не касается самого важного — человеческой жизни. Эмоции, и слова, и слезы — все истинное — идет из глубины души — он крайне сопереживает своему герою и вызывает у зрителей и печаль, и радость, а главное — глубочайшее уважение к великому мастерству Актера. Но Фёдор Иоаннович, в силу судьбы, в первую очередь, — государь Российский. Ему тяжело от этой мысли, власть не опьяняет его, а напротив
— подавляет своим тяжёлым прессом. «Царь Фёдор Иоаннович» очень любим зрителями, в первую очередь, наверное, потому что пронизан каким-то необыкновенным душевным теплом, несмотря на всю трагедию происходящего, которая раскрывается с каждым новым событием. Этот спектакль заставляет задуматься над человеческими судьбами, взаимоотношениями, над историей России
— жестокой, но великой» [15].
В 1972 году, как когда-то в конце Х1Х века, почти одновременно с московским Малым театром, «Царя Федора» поставят в северной столице. Рубен Агамирзян на сцене Ленинградского театра им. В. Ф. Комиссаржевской осуществил
постановку трагедии А.К.Толстого с Владимиром Особиком в заглавной роли. За исполнение Царя Федора Иоанновича Всероссийское театральное общество присудило Особику премию за лучшую роль года, на Всесоюзном смотре творческой молодежи в 1973 году ему были присуждены первая премия и звание Лауреата. Это был новый образ царя, который в очередной раз прочитали по-другому.
Спектакль с Особиком - сегодня тоже легенда. Иван Краско, исполнявший роль Шуйского, вспоминал: «И все мы находились под гипнозом его чувств и страстей. И когда в финале он бился об стену - этот хрупкий человек - он с такой яростью и мощью пытался разбить эту стену непонимания: "Аринушка! Иди ко мне! Я правду от неправды не отличу!". Мы все в этот момент чувствовали, как рвется его аорта. У меня все леденело внутри - как будто я увидел кусок его личной жизни, даже, если хотите, кусок интимной жизни... А его отношение к роли и было отношением
к профессии и к театру в целом. Можно сказать об этом одним словом - оно было Всепоглощающим... Володя - человек философского, можно сказать, религиозного склада ума и мышления» [17].
Спектакль в Ленинградском театре им. В. Ф. Комиссаржевской будет идти 18 лет. К сожалению, он не был снят на пленку и только на фотографиях Нины Аловерт можно увидеть лицо хрупкого, незащищенного и трагического Федора Владимира Особика. Как точно сказано про него: «Когда надвигается мощная государственная машина, нравственность, такая хрупкая вещь, - разбивается неизбежно и неумолимо. Противостоять этой машине почти невозможно - разве что подставить себя и принести в жертву собственное тело...» [17].
На переломе ХХ и XXI веков театры вновь обратились к трагедии А.К.Толстого. 12 мая 1997 года Московский Театр Русской Драмы представил премьеру в постановке Михаила Щепенко Спектакль является лауреатом премии Москвы в области литературы и искусства 1998 года. В 2003 г. за роль царя Фёдора М. Щепенко получил звание лауреата в номинации «Лучшая мужская роль» на международном фестивале «Славянские театральные встречи» в городе Гомеле. 5 июля 2010 года спектакль был показан, в частности, на открытии Храмового комплекса Спаса Нерукотворного в селе Усово_ на Рублево-Успенском шоссе. «Я вот почему люблю этот спектакль, - писал критик А.Свободин. - Потому что он людям даже не сведущим, даже далеким от политики как бы на пальцах разъясняет, что происходит, где сила, где право, где закон, где религия, где христианский идеал и где бесправие, и варварство, и насилие, где предательство и т.д. .Мука царя Федора Иоанновича в исполнении Михаила Щепенко, мука заключалась не в том только, что совесть и сила несовместимы, что совесть, нравственность и власть несовместимы, а в том, что власть - это одно, а совесть - это другое» [18].
3 апреля 2013 года Московский театр Российской Армии приглашал на премьеру спектакля «Царь Федор Иоаннович».
Режиссер спектакля - Борис Морозов, в заглавной роли - заслуженный артист России Николай Лазарев. Этот спектакль в октябре 2017 года был привезен в Брянск в рамках празднования на родине А.К.Толстого 200-летия со дня рождения классика.
Борис Морозов известен своими новаторскими постановками с присутствием явно современного акцента и неожиданно решенными образами ( достаточно вспомнить его «золотомасочный» спектакль «На дне»). Как отмечено рецензентами, действие разворачивается на объемной сцене театра (кстати, самой большой сцене в Европе на сегодняшний день), которая подавляет и одновременно притягивает зрителя своим пустым пространством, где существуют персонажи в костюмах, приближенные к историческим и одновременно напоминающие элегантные одежды с модельного подиума.
«В каком-то очень серьезном смысле история, повторявшаяся на протяжении нескольких веков в нашей стране, обернулась к нам, живущим в начале второго десятилетия ХХ1 века, необходимостью осознания и ответа. Вероятно, именно потому и получился у Морозова спектакль такой яростный, страстный, пронизанный личным чувством не только режиссера, но и буквально каждого из многочисленных персонажей трагедии.» [19]. Царь Федор Иоаннович предстает не юродивым, не «царем-мужичком», не трогательным и беззащитным и даже не святым мучеником. Николай Лазарев играет сына Иоанна Грозного, в его жилах течет отцовская кровь. Это истинный царь. Он не безвольный и стремится к объединению всех в стране. Он - созидатель и стремится к гармонии. Слабоумным Федора назвать в этом спектакле невозможно.
Есть сцены, где Федор гневен и в ярости поистине страшны. Он может резко прервать старика Богдана Курюкова, быть неделикатным даже с Борисом Годуновым. Прекрасна сцена, где Федор вонзает в пол посох и гневно вопрошает: «Я царь или не царь?» «Он отнюдь не кроток, этот Федор, он, по словам Шуйского, бесхитростен и
прост: «Простота твоя от Бога...» Но и в самой что ни на есть простоте скрываются порой бездны, неведомые человеку. И Федор знает эти бездны» [19].
В современном царе Федоре, по мысли режиссера, сокрыто соединились добро и жажда власти, жестокость, борьба за порядок в государстве, ловко прикрытая борьбой за свои интересы. Возможно, толстовская пьеса, спустя века, снова рисует властителя, который не может изменить мир и переменить человеческую природу. Даже осовремененный, конфликт остался трагическим. «Шапка Мономаха» по-прежнему тяжела. «И потому в финале спектакля медленно, искушающе, из самой глубины сцены движется на нас пустой трон - символ власти...» [19].
Трагедия А.К.Толстого - одна из вершин мировой драматургии и одна из самых сложнейших пьес. Она эмоциональна и одновременно ставит серьезные философские и даже этические вопросы. Пьеса А.К.Толстого имеет богатейшую сценическую историю. И почти всегда постановки и созданный царь Федор вызывали споры. Возможно, сегодня эта трагедия звучит как никогда остро. Как в современном мире можно думать о совести, чести, искренности, милосердии? И нужно ли вообще об этом думать? Так ли уж необходимо властителю учитывать эти нравственные категории? Думается, именно эти вопросы побуждают режиссеров обращаться к «Царю Федору Иоанновичу» А.К.Толстого.
В завершение хотелось бы вновь обратиться к истории спектакля. Слишком символичен этот пример. В 1906 году Художественный театр повез «Царя Федора Иоанновича» на гастроли в Германию. Дело не в том, что был сплошной аншлаг на представлении (хотя он и был), а в том, что критика, говорящая о спектакле, писала о царе как о трогательном, но очень мудром властителе. И о том, что это очередная «русская идея», чисто русский подход к управлению государством. Кстати, император Вильгельм смотрел спектакль в русской военной форме. Случай уникальный! И последняя
многозначительная цитата из газеты 1906
года: «Шапки долой перед вами, москвичи! Вы выросли на почве современности и на почве исторического прошлого, но есть в вас нечто, что принадлежит завтрашнему и послезавтрашнему дню, что принадлежит грядущему!» [7, с.226].
Список литературы
1. Толстой А.К. Письмо А.О. Смирновой, 5 января 1865 г., Красный Рог // Собр. соч.: в 4 т. М.: Правда, 1980. Т.4. С.371-372.
2. Ростоцкий Б., Чушкин Н. «Царь Федор Иоаннович» на сцене МХАТ / Серия «Монографии о спектаклях»/ Под ред. Ю. Юзовского. Вып. II. М.-Л.: издание ВТО, 1940. 231 с.
3. Ленский А.П. Статьи. Письма. Записки. М., 2002. 408 с.
4. Биккулова И.А. К истории постановки трагедии А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» в Художественно-Общедоступном театре (1898 год) /Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. 2016. № 3/52. С. 97-107.
5. Биккулова И.А. Трагедия А.К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного» на сцене Московского Художественного театра (1899) (по материалам архива МХАТ). / Материалы научно-практических конференций, посвященных 200-летию А.К. Толстого: «О Родине песни и думы его» (17 мая 2017 г.), «А.К. Толстой в мировой культуре» (31 августа - 1 сентября 2017 г.). Брянск: 2017. С.200-210.
6. Толстой А.К. «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис», «Смерть Иоанна Грозного» / Цензорский экземпляр пьесы, 17-19 августа 1898 - 22 мая 1899. СПб.: типография М.М. Стасюлевича, 1898 // Музей МХАТ. ф.1 оп.113, № 59 (страницы не обозначены).
7. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра. Воспоминания, статьи, заметки, письма. М.: Правда, 1989. 576 с.
8. Глаголь (Голоушев, С.С.) «Открытие Художественного Общедоступного театра» / «Курьер», М., 1898, 15 октября. - С.25-28. // Московский Художественный театр в русской театральной критике. 1898-1905. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2005. 639 с.
9. Никитенко А.В. Записки и дневник. В 3 т. М.: Захаров, 2005. Т.3. 592 с.
10. Толстой А.К. Проект постановки на сцену трагедии «Царь Федор Иоаннович» // Собр. соч.: в 4 т. М.: Правда, 1980. Т.3. С. 479-509.
11. Васильев С. /С.В. Флеров/ Театральная хроника. Художественно-Общедоступный театр. «Царь Федор Иоаннович», трагедия в 5 действиях и 10 картинах, гр .А.К. Толстого / Московские ведомости, 1898, 19 октября. С.38-41 // Московский Художественный театр в русской театральной критике. 1898-1905. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2005. 639 с.
12. Строева М. Режиссёрские искания Станиславского: 1898-1917. М.: Наука, 1973. 375 с.
13. Соловьева И. Художественный театр: Жизнь и приключения идеи / Ред. А. М. Смелянский. М.: Московский Художественный театр, 2007. 671 с.
14. Велехова Н. О спектакле «Царь Федор Иоаннович» в Малом театре. / Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли. М.: АСТ-Пресс книга, 2002. 400 с.
15. Сорокина Н. 30-летию спектакля «Царь Фёдор Иоаннович» посвящается. [Электронный ресурс]. URL: http://www.maly.ru/news/140_(дата обращения: 21.11.2017).
16. Актерские тетради Иннокентия Смоктуновского. [Электронный ресурс]. URL: http://www.k2x2.info/kulturologija/akterskie_tetradi_innokentija_smoktunovskogo/p5 (дата обращения: 21.11.2017).
17. Кравчук З. Владимир Особик. Судьба и сцена. [Электронный ресурс]. URL: http://publications-theatre.ru/osobikbook/1os.htm (дата обращения: 21.11.2017).
18. А. Свободин о спектакле «Царь Федор Иоаннович». [Электронный ресурс]. URL: http://www.rus-drama.ru/publications/106-2001-07-18.html (дата обращения: 21.11.2017).
19. Старосельская Н. Трагедия познания. «Царь Федор Иоаннович». [Электронный ресурс]. URL: ttp://www.strast10.ru/node/2807 (дата обращения: 21.11.2017).
THEATRICAL HISTORY OF A.K. TOLSTOY'S TRAGEDY "TSAR FYODOR IOANNOVICH" IN XIX-XXI CENTURIES IN RUSSIA
The problem of the theatrical history of A.K. Tolstoy's tragedy "Tsar Fyodor Ioannovich" is analyzed in the article.
There were studied the files from the museum archive of Mkhat (Moscow Academic Art Theatre), documents about staging the play in the theatres of Moscow and St. Petersburg from 1889 up to present moment. Special attention is paid to the main character in Tolstoy's tragedy, interpretation of tsar Fyodor's ima ge on the home stage. The matter concerns not only the historic and artistic meaning of the play but also phenomenal modernity of A.K. Tolstoy's tragedy.
Keywords: dramatical piece, historical play, personage, tragedy, censorship, theater.
References
1. Tolstoj, A.K. (1980). Pis'mo A.O.Smirnovoj, 5 janvarja 1865 g., Krasnyj Rog [Letter to A. O. Smirnova, January 5, 1865, Red horn]. M.: Pravda.
2. Rostockij, B., Chushkin, N. (1940). «Car' Fedor Ioannovich» na scene MHAT / Serija «Monografii o spektakljah» ["Tsar Fyodor Ivanovich" at the stage of the Moscow art theatre / the Series of "Monographs on performances"]. Vyp. II. M.-L.: izdanie VTO.
3. Lenskij, A.P. (2002). Stat'i. Pis'ma. Zapiski [Article. Letters. Notes]. M.
4. Bikkulova, I.A. (2016). «Concerning the history of the theatre production of A.K. Tolstoy's tragedy "Tsar Fyodor Ioannovich" in Art-Public theatre (1898)» [The history of the production of the tragedy by A.K. Tolstoy "Tsar Fyodor Ioannovich" in the art-Public theatre (1898)]. Vestnik of Ryazan state University [Herald of Ryazan state University], 3/52, 97-107.
5. Bikkulova, I.A. (2017). A.K. Tolstoy's tragedy "Tsar Fyodor Ioannovich" on the stage of the Moscow Academic Art Theatre (1899) (on the materials of Mkhat's archive) [The tragedy by A. K. Tolstoy "Death of Ivan the terrible" on the stage of Moscow Art theatre (1899) (on materials of archive of the Moscow art theatre)]. Materials of scientific-practical conference devoted to 200-anniversary of A.K. Tolstoy: "About Motherland songs and thoughts of his own" (May, 17, 2017), "A.K. Tolstoy in the world culture" (August, 31 - September, 1 2017). Bryansk: 2017.
6. Tolstoj, A.K. «Car' Fedor Ioannovich», «Car' Boris», «Smert' Ioanna Groznogo» / Cenzorskij jekzempljar p'esy, 17-19 avgusta 1898 - 22 maja 1899 ["Tsar Fyodor Ioannovich", "Tsar Boris," "the Death of Ivan the terrible" / Censorship copy of the play, from 17 to 19 August 1898 - 22 may 1899]. SPb.: tipografija MM. Stasjulevicha, 1898 // Muzej MHAT. f.1 op.113, № 59 (stranicy ne oboznacheny).
7. Nemirovich-Danchenko, V.I. (1989). Rozhdenie teatra. Vospominanija, stat'i, zametki, pis'ma [The birth of theatre. Memoirs, articles, notes, letters]. M.: Pravda.
8. Glagol (Goloushev, S.S.) (2005). Otkrytie Hudozhestvennogo Obshhedostupnogo teatra / «Kur'er», M., 1898, 15 oktjabrja. S.25-28. [The opening of the Art Public theatre"Courier" M., 1898, October 15. - P. 25-28] // Moskovskij Hudozhestvennyj teatr v russkoj teatral'noj kritike [The Moscow Art theatre in the Russian theatrical criticism]. 1898-1905. M.: Artist. Rezhisser. Teatr.
9. Nikitenko, A.V. (2005). Zapiski i dnevnik [Notes and diary]. V 3 t. T.3. M.: Zaharov.
10. Tolstoj, A.K. (1980). Proekt postanovki na scenu tragedii «Car' Fedor Ioannovich» [The project of setting the scene of the tragedy "Tsar Fyodor Ivanovich"]. M.: Pravda, T.3, 479509.
11. Vasil'ev, S. (Flerov, S.V.) (2005). Teatral'naja hronika. Hudozhestvenno-Obshhedostupnyj teatr. «Car' Fedor Ioannovich», tragedija v 5 dejstvijah i 10 kartinah, gr. A.K. Tolstogo / Moskovskie vedomosti, 1898, 19 oktjabrja. S.38-41 // Moskovskij Hudozhestvennyj teatr v russkoj teatral'noj kritike. 1898-1905. [Theatrical chronicle. Art-Public theatre. "Tsar Fyodor Ivanovich", a tragedy in 5 acts and 10 scenes, gr ..To. Thick / Moskovskie Vedomosti, 1898, October 19. C. 38-41 // the Moscow Art theatre in the Russian theatrical criticism. 18981905.]. M.: Artist. Rezhisser. Teatr.
12. Stroyeva, M. (1973). Stage manager's search of Stanislavsky: 1898-1917 [The Director's quest Stanislavsky: 1898-1917]. M.: Nauka.
13. Solov'eva, I. (2007). The Art Theatre: Life and adventures of the idea [Theatre: the Life and adventures of ideas]. M.: Moscow Academic Art Theatre.
14. Velekhova, N.O. (2002). About the performance "Tsar Fyodor Ioannovich" in the Maly
theatre. / Innokenty Smoktonuvsky. Life and roles [About the play "Tsar Fyodor Ivanovich" at the Maly theater. / Innocent Smoktunovskij. Life and role.]. M.: AST-Press kniga.
15. Sorokina, N. 30-letiyu spektaklya «Car' Fyodor Ioannovich» posvyashchaetsya [To the 30th anniversary of the performance "Tsar Fyodor Ioannovich" is devoted]. Retrieved 21 November, 2017 from http://www.maly.ru.
16. Actor's notebook innocent Smoktunovsky [The actor's notebooks by Innokenty Smoktunovsky]. Retrieved 21 November, 2017 from http://www.k2x2.info.
17. Kravchuk, Z. Vladimir Osobik. Sud'ba i scena [Vladimir Osobik. Destiny and stage]. Retrieved 21 November, 2017 from http://publications-theatre.ru.
18. A. Svobodin o spektakle «Car' Fedor Ioannovich» [A. Svobodin about the performance "Tsar Fyodor Ioannovich"]. Retrieved 21 November, 2017 from http://www.rus-drama.ru.
19. Staroselskaya, N. Tragediya poznaniya. «Car' Fedor Ioannovich» [Tragedy of perception. "Tsar Fyodor Ioannovich"]. Retrieved 21 November, 2017 from http://www.strast10.ru.
Об авторе
Биккулова Ирина Анатольевна - кандидат филологических наук, профессор кафедры русской, зарубежной литературы и массовых коммуникаций, Брянский государственный университет имени И.Г. Петровского (Россия), E-mail: super.bikkulova@yandex.ru
Bikkulova Irina Anatolyevna - Candidate of Philology, Professor of department of the Russian, foreign literature and mass communications, Bryansk State Academician I.G. Petrovsky University (Russia), E-mail: super.bikkulova@yandex.ru