Научная статья на тему '«Хранить вечно. . . ». Трагедии А. К. Толстого на сцене Московского Художественного театра (по материалам архива музея МХАТ)'

«Хранить вечно. . . ». Трагедии А. К. Толстого на сцене Московского Художественного театра (по материалам архива музея МХАТ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
254
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР / ДРАМАТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЬЕСА / ПЕРСОНАЖ / ТРАГЕДИЯ / ЦЕНЗУРА / MOSCOW ART THEATER / DRAMATICAL PIECE / HISTORICAL PLAY / PERSONAGE / TRAGEDY / CENSORSHIP

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Биккулова И.А.

Спектакли по трагедиям А.К.Толстого «Царь Федор Иоаннович» и «Смерть Иоанна Грозного» в Московском Художественном театре в 1898-1899 годах знаменовали начало нового театра в России. Постановки стали частью основы нового театрального направления и «системы Станиславского». В работе исследованы материалы архива Музея МХАТ, связанные с данными спектаклями. Использованы фрагменты подлинных документов из архива Музея МХАТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO KEEP FOR EVER...". A.K. TOLSTOY''S TRAGEDIES ON THE STAGE OF MOSCOW ART THEATRE (BASED ON THE MATERIALS FROM MHT MUSEUM ARCHIVES)

Theatrical performances based on A.K. Tolstoy's tragedies " Tsar Fedor Ioannovich" and "The death of Ioann Grozny" staged in Moscow Art Theatre in Moscow in 18891899 adumbrated the beginning of the new theatre in Russia. The performances became the constituent part of the foundation of a new theatrical movement and the so-called "system of Stanislavsky". In this piece of work the archive materials from the museum of MHT are analyzed. The documents are related to the performances. The author of the article makes use of fragments of original records from the MAAT MHT museum archives.

Текст научной работы на тему ««Хранить вечно. . . ». Трагедии А. К. Толстого на сцене Московского Художественного театра (по материалам архива музея МХАТ)»

УДК 792.1 (09)

Биккулова И.А., кандидат филологических наук, профессор, Брянский государственный университет имени И.Г.Петровского (Россия)

«ХРАНИТЬ ВЕЧНО...». ТРАГЕДИИ А.К.ТОЛСТОГО НА СЦЕНЕ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА (по материалам архива Музея МХАТ)*

Спектакли по трагедиям А.К.Толстого «Царь Федор Иоаннович» и «Смерть Иоанна Грозного» в Московском Художественном театре в 1898-1899 годах знаменовали начало нового театра в России. Постановки стали частью основы нового театрального направления и «системы Станиславского». В работе исследованы материалы архива Музея МХАТ, связанные с данными спектаклями. Использованы фрагменты подлинных документов из архива Музея МХАТ. Ключевые слова: Московский Художественный театр, драматическое произведение, историческая пьеса, персонаж, трагедия, цензура.

DOI: 10.22281/2413-9912-2017-01-03-112-115

В архиве Музея Московского Художественного театра бережно хранятся материалы, связанные с двумя легендарными постановками.

Первая из них в 1898 году открывала новую эру в отечественном театре - это знаменитая и многократно описанная премьера спектакля «Царь Федор Иоаннович» по пьесе А.К. Толстого.

Второй спектакль «Смерть Иоанна Грозного» по тексту трагедии А.К. Толстого в 1899 году открыл второй сезон в Художественном театре. Спектакли имели широкий резонанс, вызвали немало споров и сделали пьесы А.К. Толстого популярными до сих пор.

Эти пьесы прошли серьезную цензорскую «чистку» и не сразу были разрешены к постановкам. В архиве Музея МХАТ хранятся подлинные цензорские экземпляры пьес [1], где толстовский текст изувечен красными и черными чернилами помощника правителя дел И. Красильникова и цензора Ив. Шигаева. Мы уже писали об этой «поучительной расправе» [2, с. 219] отечественной цензуры над пьесой А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» [3], которая будет поставлена на профессиональной сцене спустя 30 лет после ее написания. Цензоры позволили себе не только вычеркивать слова, целые предложения и даже строфы, но некоторые фразы они попросту переписали, совершенно не считаясь с глубиной замысла и волей А.К.Толстого. Заметим, что «Царя Федора Иоанновича» «пустили» на сцену только после вмешательства Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны под личную ответственность директора-распорядителя В.И.Немировича-Данченко. Но играли пьесу только с цензорскими сокращениями.

* Статья выполнена при поддержке РГНФ в рамках гранта № 16-14-32001

Не меньше замечаний цензоров получила и трагедия «Смерть Иоанна Грозного». Для разрешения постановки этой пьесы А.К. Толстого понадобилось личное вмешательство Александра II. Впервые трагедия увидит свет рампы 12 января 1867 года в Мариинском театре в Петербурге. И только затем к пьесе обратится Московский Художественный театр. Вернее, только в 1899 году МХТ разрешат поставить спектакль и в Москве.

Ждут своего скрупулезного исследователя подробные режиссерские описания [4; 5] хода постановок двух спектаклей на сцене тогда еще Художественно-Общедоступного театра. Эти экземпляры представляют безусловный исторический интерес. Потому что налицо кропотливая работа режиссера К.С. Станиславского, который впервые начал отходить от псевдоисторических натуралистических спектаклей, от «боярского театрального шаблона старорусских пьес» [6, с. 277]. И критики конца XIX века как один будут писать именно об исторической правде в костюмах и декорациях в спектаклях ««Царь Федор Иоаннович» и «Смерть Иоанна Грозного» [7; 8]. Будут отмечены созданный исторический колорит на сцене, отдельные мизансцены как маленькие жанровые исторические картинки. Скажем, Н.Э.Эфрос, посвятивший целый ряд разборов двум спектаклям, писал о первой постановке, что на сцене в костюмах «старина, воспроизведенная во всей полноте, точная в мельчайших деталях», вместо «узаконенной фальши» и «мишурного блеска» [9, с. 29].

Сохранилась подлинная книга-рукопись «Распределения ролей» для спектакля «Царь Федор Иоаннович» [10]. Не забываем, что этот

спектакль по пьесе А.К.Толстого открывал самый первый сезон Художественно-Общедоступного театра, и его молодым актерам только предстояло вкусить славу. Поэтому режиссер вписывал имена исполнителей ролей, вычеркивал и писал новые. Только царь Федор (как видно по рукописи) определен сразу. Начинающий актер Иван Москвин прославится в роли русского царя и познает мировую славу на гастролях с этим спектаклем. Статей о работе Москвина существует немало (тем более что играть Федора он будет не одно десятилетие), мы отметим характерную общую реакцию из статьи 1898 года: «Федор поднимался тут на недосягаемую для обыкновенного смертного высоту» [11, с. 37].

В архиве музея МХАТ хранится знаменитый Фотоальбом, подлинные фотографии из которого украшают не одно издание, посвященное истории Московского Художественного театра. Спектакль «Царь Федор Иоаннович» будут играть 40 лет, будут менять составы, но на сохраненных фото с 1898 по 1949 год костюмы всегда будут впечатлять. До 27 октября 1949 года «Царя Федора Иоанновича» сыграют 920 раз.

«Смерть Иоанна Грозного» не так надолго задержится на сцене Художественного, тем значительнее увидеть на фото К. Станиславского в роли Иоанна Грозного и В. Мейерхольда в роли Шуйского (последний раз в 1902 году).

Существует постоянная экспозиция в музее МХАТ, где можно увидеть подлинные костюмы и макеты декораций двух спектаклей. Кроме того, часть подлинных костюмов двух спектаклей сегодня можно посмотреть и в доме-музее К.С. Станиславского.

Сохранились афиши обеих премьер. Особенно впечатляет (ее называют в музее гордостью экспозиции) великолепная афиша спектакля «Смерть Иоанна Грозного» с черно-золотым флагом и фиолетовыми звездами работы выдающегося отечественного театрального художника В.А. Симова. Внизу афиши помечено (с данными сокращениями - И.Б.): «На основании высочайшего утв. 5 мая 1892 г. мнения Государственного Совета и утв. 20 августа 1892 г. правила взимания сбора с публичн. зрелищ и увеселений, со всех билетов взимается сбор, оплачиваемый марками, без коих билеты не действительны. Печ. разр. 12 октября 1899 г. И.д. Московск. Обер-полк. Трепов. Тип. Императорских Московск.театров. Т-во Скоро-печ. Левенсон. Москва».

В архиве музей МХАТ хранятся две коробки, связанные с постановками спектаклей по пьесам А.К. Толстого. Кроме перечисленных материалов, сохранилось не так много подлинников. Как сообщают работники архива, серьезно к хранению документов в МХТ стали относиться гораздо позже, уже к 1910-м годам. Но то, что бережно хранится в архиве музея, представляет безусловную историческую ценность. Особый интерес представляет хранившийся в архиве МХАТ альбом «Отзывы печати», в который вклеены отзывы газет и журналов о премьере спектакля «Смерть Иоанна Грозного» в Художественно-Общедоступном театре. Как сообщили работники архива МХАТ, кто делал этот альбом, до сих пор неизвестно. Предположим, что его сделали или сразу же после премьеры (29 сентября 1899 года) или гораздо позже, когда задумались о создании собственного театрального архива. Возможно, кто-то и хранил эти вырезки до 1923 года - года создания Музея МХАТ.

В коробках хранятся и ждут своего исследователя суфлерские экземпляры пьесы, отчеты о деятельности театра за 1-й и 2-й года, рукописи оркестровых партий для спектакля «Смерть Иоанна Грозного» (музыку писал А.Т. Гречанинов), вырезки из газет и журналов (в 2005 году систематизированные в книге [8]), памятные адреса. Например, хранится памятный адрес (кстати, с пометкой «дозволено цензурой»), поднесенный театру Московским Обществом Искусства и Литературы «по поводу сотого представления «Царя Федора Иоанно-вича». Спектакль «Царь Федор Иоаннович» 1898 года остался в памяти зрителей «гениальной трагедией», которая произвела на публику «громадное впечатление...после первого же спектакля художественностью, цельностью, правдой и красотой исполнения великого произведения артистами Художественного театра». Этот день сотого спектакля в январе 1901 года назван «славным знаменательным днем для всей театральной Москвы», а Художественный театр - «апостолом художественности драматического искусства в новом двадцатом столетии» » [12].

Безусловно, Московский Художественный театр не только популяризировал трагедии А.К. Толстого, но своими спектаклями «Царь Федор Иоаннович» в 1898 году и «Смерть Иоанна Грозного» в 1899 году открыл новую эпоху в истории мирового театра. Не случайно

эти две постановки до сих пор в сфере внимания современных историков русского театра. Поэтому все немногочисленные, но еще не до конца изученные материалы, связанные с постановками трагедий А.К. Толстого, хранимые

в архиве музея МХАТ, представляют серьезную историческую ценность в изучении истории культуры нашей страны.

С огромной благодарностью сотрудникам архива Музея МХАТ

Список литературы

1. Толстой А.К. «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис», «Смерть Иоанна Грозного» [Текст] / Цензорский экземпляр пьесы, 17-19 августа 1898 - 22 мая 1899. СПб.: типография М.М.Стасю-левича, 1898 // Музей МХАТ. ф.1 оп.113, № 59 (страницы не обозначены).

2. Ростоцкий Б., Чушкин Н. «Царь Федор Иоаннович» на сцене МХАТ [Текст]: моногр./ Серия «Монографии о спектаклях»/ Под ред. Ю.Юзовского. Вып. II. М.-Л.: издание ВТО, 1940.

3. Биккулова И.А. К истории постановки трагедии А.К.Толстого «Царь Федор Иоаннович» в Художественно-Общедоступном театре (1898 год) / Вестник Рязанского государственного университета имени С.А.Есенина. 2016. № 3/52. С. 97-107.

4. Станиславский К.С. «Смерть Грозного». Сцена Замоскворечья. / Режиссерский экземпляр. 1899, июль, 20 - август, 1, Виши. / Музей МХАТ, № 18944/2, 59 листов.

5. Материалы по работе над спектаклем «Царь Федор Иоаннович» [Выписки из различных источников, машинописные листы] // Музей МХАТ, ф.1, оп.113. № 354.

6. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. // Собр. соч.: в 9 т. М.: Искусство. 1988. Т.1. 622 с.

7. Архив Художественно-Общедоступного театра. Отзывы печати. Сезон 1899-1900 г. / Музей МХАТ. вх. № 10325.

8. Московский Художественный театр в русской театральной критике. 1898-1905. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2005. 639 с.

9. -Ф- (Эфрос Н Е.) «Царь Федор» [Текст] / «Новости дня», М., 1898, 18 октября. С.28-31// Московский Художественный театр в русской театральной критике. 1898-1905. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2005.

10. Московский Художественно-Общедоступный театр. Режиссерское управление Распределение ролей. 1898, июнь 14 - 1905, декабрь. Расписки-автографы актеров театра// Музей МХАТ, ф.1, оп.15, № 3.

11. Васильев С. (Флеров С.В.) Театральная хроника. Художественно-Общедоступный театр. «Царь Федор Иоаннович», трагедия в 5 действиях и 10 картинах, гр. А.К.Толстого [Текст]/ Московские ведомости, 1898, 19 октября. С. 37-41. Московский Художественный театр в русской театральной критике. 1898-1905. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2005.

12. Адрес Художественно-Общедоступному театру по поводу сотого представления трагедии «Царь Федор Иоаннович». 1901, январь [Памятный адрес] // Музей МХАТ, ф.1, оп.113, № 337.

"TO KEEP FOR EVER...". A.K. TOLSTOY'S TRAGEDIES ON THE STAGE OF MOSCOW ART THEATRE (based on the materials from the mht museum archives)

Theatrical performances based on A.K. Tolstoy's tragedies " Tsar Fedor Ioannovich" and "The death of Ioann Grozny" staged in Moscow Art Theatre in Moscow in 1889- 1899 adumbrated the beginning of the new theatre in Russia. The performances became the constituent part of the foundation of a new theatrical movement and the so-called "system of Stanislavsky". In this piece of work the archive materials from the museum of MHT are analyzed. The documents are related to the performances. The author of the article makes use of fragments of original records from the MAAT MHT museum archives. Keywords: Moscow Art Theater, dramatical piece, historical play, Moscow Art Theater, personage, tragedy, censorship.

References

1. Tolstoj, A.K. (1898) «Tsar' Fedor Ioannovich», «Tsar' Boris», «Smert' Ioanna Groznogo». [Tekst] / Cenzorskij jekzempljar p'esy, 17-19 avgusta 1898 - 22 maja 1899. SPb.: tipografija M.M.Stas-julevicha // Muzej MHAT. f.1 op.113, № 59 (stranicy ne oboznacheny).

2. Rostockij, B., Chushkin, N. (1940) «Car' Fedor Ioannovich» na scene MHAT [Tekst]: monogr./ Serija «Monografii o spektakljah» / Pod red. Ju. Juzovskogo. Vyp. II. M.-L.: izdanie VTO. 231 s.

3. Bikkulova, I.A. (2016) K istorii postanovki tragedii A.K.Tolstogo «Tsar' Fedor Ioannovich» v Hudozhestvenno-Obshchedostupnom teatre (1898) [«The first production of A.K. Tolstoy's tragedy "Tsar Fyodor Ioannovich" at the Moscow Art Theatre (1898)»]. Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo univer-siteta imeni S.A.Esenina [Vestnik of Ryazan State University named after S.A. Esenin], 3/52, 97-107.

4. Stanislavsky, K.S. (1899) "The death of Grozny". The Zamoskvorechnaya stage / Director's copy. 1899, July, 20 - August, 1, Vishy / MHT museum, 59 p.

5. Materialy po rabote nad spektaklem «Tsar' Fedor Ioannovich» [Vypiski iz razlichnyh istochni-kov, mashinopisnye listy ] // Muzej MHAT, f.1, op.113. № 354.

6. Stanislavskij, K.S. (1988) Moja zhizn' v iskusstve [Tekst] // Sobr. soch.: v 9 t. - M.: Iskusstvo. T.1. 622 s.

7. Archives of Art-Public theatre. Comments of the press. Season. // 1899-1900 г. / Muzej MHAT. вх. № 10325.

8. Moskovskij Hudozhestvennyj teatr v russkoj teatral'noj kritike. 1898-1905. M.: Artist. Rezhisser. Teatr, 2005. 639 s.

9. -F- (Jefros N.E.) «Tsar' Fedor» [Tekst] / «Novosti dnja», M., 1898, 20 oktjabrja. - S.35-38 // Moskovskij Hudozhestvennyj teatr v russkoj teatral'noj kritike. 1898-1905. M.: Artist. Rezhisser. Teatr, 2005. 639 s.

10. Moskovskij Hudozhestvenno-Obshhedostupnyj teatr. Rezhisserskoe upravlenie. [Kniga]. Raspredelenie rolej. 1898, ijun' 14 - 1905, dekabr'. Raspiski-avtografy akterov teatra / / Muzej MHAT, f.1, op.15, № 3.

11. Vasil'ev, S. [Flerov, S.V.] (2005) Teatral'naja hronika. Hudozhestvenno-Obshhedostupnyj teatr. «Car' Fedor Ioannovich», tragedija v 5 dejstvijah i 10 kartinah, gr.A.K.Tolstogo [Tekst] / Moskovskie vedomosti, 1898, 19 oktjabrja. - S.38-41 // Moskovskij Hudozhestvennyj teatr v russkoj teatral'noj kritike. 1898-1905. M.: Artist. Rezhisser. Teatr, 2005. 639 s.

12. Adres Hudozhestvenno-Obshhedostupnomu teatru po povodu sotogo predstavlenija tragedii «Car' Fedor Ioannovich». [Pamjatnyj adres] - janvar'. - 1901. - // Muzej MHAT, f.1, op.113, № 337.

Об авторе

Биккулова Ирина Анатольевна - кандидат филологических наук, профессор кафедры русской, зарубежной литературы и массовых коммуникаций, Брянский государственный университет имени И.Г.Петровского (Россия), E-mail: super.bikkulova@yandex.ru

Bikkulova Irina Anatolyevna - Candidate of Philology, Professor of department of the Russian, foreign literature and mass communications, Bryansk State Academician I.G. Petrovsky University (Russia), E-mail: super.bikkulova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.