Научная статья на тему 'Сценарный подход к разработке долгосрочной стратегии развития региона (на примере Свердловской области)'

Сценарный подход к разработке долгосрочной стратегии развития региона (на примере Свердловской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЦЕНАРНЫЙ ПОДХОД / РАЗРАБОТКА ДОЛГОСРОЧНОЙ СТРАТЕГИИ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оглоблин А.А., Акбердина B.В.

Необходимость сценарного представления перспектив развития региона обусловлена неординарностью существующей социально-экономической ситуации. Это неопределенность и риск, связанные с внешнеэкономической конъюнктурой; состояние производственной базы промышленных предприятий; многовекторность перспектив развития из-за столкновения многих сил, преследующих разнонаправленные интересы и, соответственно, имеющих принципиально разные направления развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Оглоблин А.А., Акбердина B.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сценарный подход к разработке долгосрочной стратегии развития региона (на примере Свердловской области)»

29 (122) - 2009

Стратегия развития региона

СЦЕНАРНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ДОЛГОСРОЧНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

(на примере Свердловской области)

A. А. ОГЛОБЛИН,

кандидат экономических наук, заместитель министра экономики и труда Свердловской области

B. В. АКБЕРДИНА, кандидат экономических наук,доцент

директор AHO «Научно-методический центр экономики машиностроения» докторант Института экономики Уральского отделения Российской академии наук г. Екатеринбург

Представлен факторный метод разработки сценариев долгосрочного развития региона. Необходимость сценарного представления перспектив развития региона обусловлена неординарностью существующей социально-экономической ситуации. Это: неопределенность и риск, связанные с внешнеэкономической конъюнктурой; состояние производственной базы промышленных предприятий; многовекторность перспектив развития из-за столкновения многих сил, преследующих разнонаправленные интересы и, соответственно, имеющих принципиально разные направления развития. Разработка сценариев перспектив развития региона позволяет конкретизировать приоритетные и альтернативные им направления развития региональной экономики.

Ключевые слова: сценарный подход, разработка долгосрочной стратегии региона.

Различные методы представления информации об обстановке и определении ответных действий в процессе принятия решений имеют важное значение для оперирующей стороны с точки зрения оперативности и других критериев эффективности управления. Ситуационным и в то же время объектно-ориентированным методом отображения

информации об обстановке и выработке необходимых действий при изучении динамики объекта является представление последовательности состояний в виде возможных сценариев поведения. Такие сценарии могут быть использованы в качестве основных инструментов для эффективного принятия решений и координации адекватных действий, предпринимаемых системой управления.

Сценарий поведения объекта является необходимым промежуточным звеном между этапами целепо-лагания и формирования конкретных планов работ.

Методика разработки сценариев долгосрочного развития предполагает использование факторного метода, в соответствии с которым выделяются основные факторы, влияющие на развитие экономической системы, формируются уровни состояния данных факторов и в дальнейшем строятся различные комбинации воздействия факторов на систему с учетом вариантов их уровней. Сценарии разрабатываются по наиболее значимым комбинациям.

Факторный метод был использован при разработке «Стратегии социально-экономического

развития Свердловской области на период до 2020 года» (далее — Стратегия). Цель разработки Стратегии — определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния граждан Свердловской области и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (до 2020 г.), укрепления позиций Свердловской области среди субъектов Российской Федерации и в мировом сообществе.

К числу неблагоприятных факторов и ограничений для Свердловской области следует отнести:

• демографический — численность населения Свердловской области и количество занятых сокращается, существует депопуляция, расширяется миграционный поток; структура распределения занятых по воспроизводственным секторам непропорциональна: налицо недостаток профессиональных кадров в инновационно-прорывных отраслях;

• природно-экологический — увеличивается дефицит основных видов природных ресурсов, обеспеченность ими экономики снижается; усиливается загрязнение окружающей среды; возрастает число техногенных аварий и экологических катастроф;

• производственный — основные фонды быстро устаревают и медленно обновляются, высока степень их физического и морального износа; объемы инвестиций в основной капитал недостаточны, во многих отраслях эти средства практически не направляются на инновации, что не позволяет производить конкурентоспособную продукцию;

• технологический — происходит технологическая деградация экономики, в ней преобладают устаревшие поколения техники и технологические уклады, что снижает конкурентоспособность продукции, особенно обрабатывающих отраслей;

• внешнеэкономический — стремительно возрастает степень вовлеченности экономики Свердловской области в мировую торговлю товарами и услугами; структура экспорта и импорта остается неблагоприятной — преобладает экспорт металлов и импорт готовой продукции;

• цикличный — глубокие и длительные структурный и инновационно-технологический кризисы; смена фаз среднесрочных и долгосрочных (Кондратьевских) циклов происходит с запозданием; периодические кризисы мировой экономики наносят ущерб экономике России, и в том числе Свердловской области.

В то же время в прогнозном периоде существует несколько благоприятных факторов структурной и инновационной динамики, дающих Свердловской области конкурентные преимущества в глобальной экономике:

• энергосырьевой — развитие экономики обеспечивают значительные запасы минеральных и иных природных ресурсов, от продажи которых страна получает значительную сверхприбыль, мировую ренту. Эти средства могут и должны быть направлены на модернизацию и структурную перестройку экономики области, что позволит повысить ее конкурентоспособность;

• научно-технический — значительный (но быстро исчерпывающийся и устаревающий) фундаментальный задел в науке; эффективные технологии в оборонно-промышленном комплексе;

• образовательный — сравнительно высокий уровень образования и наличие квалифицированных кадров, которые можно привлечь для реализации ряда инновационных проектов;

• геостратегический — выгодное положение Свердловской области на границе Европы и Азии; возможность развивать взаимовыгодные внешнеэкономические связи и создавать международные транспортные коридоры. Для разработки долгосрочного прогноза были

проанализированы и отобраны факторы, которые окажут существенное влияние на основные макроэкономические показатели Свердловской области. К основным сценарным факторам были отнесены следующие:

• мировые цены на нефть;

• мировые цены на металлы;

• демографическая ситуация;

• инвестиционная активность;

• развитие топливно-энергетического комплекса;

• цены и тарифы естественных монополий;

• переход на новый технологический уклад. Рассмотрим более подробно первые четыре

фактора.

Одним из факторов, влияющих на макроэкономические показатели области, являются мировые цены на нефть.

Минерально-сырьевая база Свердловской области не включает в себя углеводородное сырье. Экономика области носит ярко выраженный индустриальный характер, значительную долю в ВРП занимают обрабатывающие производства (31,6 %). В этой связи мировые цены на нефть оказывают опосредованное влияние на макроэкономические

Таблица 1

Производство продукции нефтегазового машиностроения Свердловской области [5]

Номенклатура Единица измерения Год

2000 2001 2002 2003 2004

Оборудование нефтепромысловое и запасные части к нему Млнруб. 1 726,7 2 952,6 2 793,3 1 544,0 2 662,2

Установки буровые Комплект 112,0 20,0 43,0 12,0 12,0

показатели Свердловской области через производный спрос на нефтегазовое оборудование и стальные трубы.

В отношении нефтегазового оборудования необходимо отметить, что на его долю приходится не более 1 % ВРП области. Несмотря на то, что в 2003 г. конъюнктура мирового нефтяного рынка привела к росту доходов российских сырьевых компаний, объемы закупок отраслевого оборудования снизились. Кроме того, в связи с реструктуризацией машиностроительных предприятий за 2000—2004 гг. существенно упали объемы производства буровых установок, а производство нефтепромыслового оборудования и запасных частей к нему отличалось нестабильностью (табл. 1).

Вместе с тем, на предприятиях нефтегазового машиностроения отмечается низкий коэффициент использования мощностей — менее 50 %1, что можно рассматривать как внутреннюю возможность долгосрочного развития отрасли.

Однако достаточно проблематично стоит вопрос со спросом на технологическое оборудование со стороны нефтяных компаний. Чтобы обеспечить техническое перевооружение сырьевых отраслей на основе отечественной, а не импортной промышленной продукции, необходима информация о планах технического перевооружения, оперативных потребностях нефтяных компаний, а также сведения о приобретаемой по импорту продукции.

К сожалению, руководство компаний закрывает информацию под предлогом коммерческой тайны, что не позволяет производителям прогнозировать потребности сырьевых отраслей в оборудовании. Нефтегазовое оборудование является продукцией с длительным циклом изготовления. Закрытие информации о потребностях не позволяет предприятиям подготовиться к конкурсу, что приводит лишь к расширению неоправданных закупок по импорту. Открытые конкурсные процедуры нефтяными компаниями практически не используются.

В этой связи считается возможным предположить, что динамика мировых цен на нефть окажет незначительное влияние на макроэкономические

1 По данным за2005 год.

показатели области через опосредованный спрос на нефтяное оборудование.

Более существенное влияние цены на нефть окажут на ВРП через опосредованный спрос на стальные трубы.

Рост мировых цен на нефть за последние годы привел к существенному росту объемов производства стальных труб областными предприятиями, что значительно увеличило долю производства стальных труб в продукции черной металлургии.

Основной сбыт стальных труб, производимых на предприятиях области (более 75 % от общего объема производства), осуществляется в другие регионы страны. Крупнейшими потребителями труб стальных, производимых в Свердловской области, являются Тюменская область (свыше 30 % вывозимой продукции), Республика Татарстан, г. Москва и Московская область, Самарская область.

Часть стальных труб, производимых предприятиями области, реализуется на экспорт, доля экспорта составляет 10—12% от объема производства труб (табл. 2). В настоящее время предприятия Свердловской области осуществляют экспорт стальных труб в 55 стран мира. Основной объем экспорта приходится на Казахстан, Германию, Турцию. Экспорт в страны дальнего зарубежья составляет более 70 % от общего объема, около 30 % приходится на страны СНГ.

Перспективы увеличения выпуска продукции трубными предприятиями в ближайшие годы связаны со следующими направлениями роста внут-реннегорынка стальных труб'.

1. Строительство магистральных газопроводов и региональных отводов: Ямал — Европа (общая протяженность около 5тыс. км), «Голубой поток» (372км по суше и 393км по дну моря), Северо-Европейского газопровода (в Германию через акваторию Балтийского моря), газопровода Баку—Тбилиси—Эрзерум протяженностью свыше 1 000 км. Все газопроводы строятся из труб диаметром 1 420 мм, за исключением отдельных участков сухопутной части «Голубого потока», где часть труб имеет диаметр 1 220 мм.

2. Строительство магистральных и региональных нефтепроводов: Балтийской трубопроводной

Таблица 2

Распределение стальных труб, производимых в Свердловской области, % [5]

Показатель 2000 г. 2005 г.

Потребление на региональном рынке 11,5 9,9

Вывоз в другие регионы РФ 80,4 78,2

Экспорт 8,1 11,9

Справочно: использование производственных мощностей 57,6 72,9

системы общей протяженностью 2,7тыс. км, которая должна связать Тимано-Печерское месторождение с побережьем Финского залива; Каспийского трубопровода; нефтепровода в Китай с участием компаний «ЮКОС» и «Транснефть» протяженностью 2,4тыс. км; нефтепровода от Сахалинадо Японии протяженностью свыше 200 км; нефтепровода Баку—Джейханпротяженностью 1,7 тыс. км.

3. Разработка новых месторождений нефти и газа. В конце 2001 г. началась добыча на крупнейшем материковом месторождении газа — Заполярном, через 3—4 года планируется довести ее до 100 млрд м3 в год, что потребует дополнительных прокачивающих и добывающих мощностей.

Вместе с тем, текущее состояние нефтепроводов позволяет сделать вывод, что нефтяные компании будут реализовывать средне- и долгосрочные проекты вне зависимости от цен на нефть. Ожидаемое расширение внутреннего потребления стальных труб определяется необходимостью обновления нефтепроводов, более трети которых выработали свой ресурс (в настоящее время 37 % нефтепроводов имеет срок службы свыше 30 лет, в том числе почти 7 тыс. км нефтепроводов большого диаметра).

Средний износ российской «трубы» достиг 55,2%. На нефтепроводах постоянно отмечаются прорывы, которые необходимо срочно устранять. На внутрипромысловых нефтепроводах и на коллекторах по всей стране происходит около 29 200 прорывов в год. Строительные подразделения ОАО «Транснефть» ежегодно ремонтируют 1,4тыс. км магистральных нефтепроводов, то есть 2,9 % общей протяженности (47тыс. км). Сегодня ежегодные затраты на текущий ремонт трубопроводов составляют лишь 210 млн долл. США, в то время как реальная потребность в инвестициях в капитальный ремонт нефтепроводов России составляет 6,5 млрд долл.

Кроме мировых цен на нефть, на макроэкономические показатели области влияют мировые цены на металлы.

В структуре ВРП Свердловской области на долю металлургического комплекса приходится чуть более 20%. По итогам за 2007 г. доля метал-

лургического производства (включая добычу металлических руд) в доходах консолидированного бюджета Свердловской области составила 15,2%, в том числе в поступлениях налога на прибыль в консолидированный бюджет — 46,9 %.

Доля экспорта металлов и изделий из них в объеме экспорта Свердловской области составляет более 50 %и постоянно увеличивается (рис. 1).

В этой связи, динамика мировых цен на металлы оказывает достаточно сильное влияние на ВРП Свердловской области.

На рис. 2 представлены темпы роста ВРП Свердловской области и средневзвешенный индекс мировых цен на металлы. Очевидным является повторение темпами роста ВРП тенденций изменения мировых цен на металлы, хотя и в существенно меньших количественных пропорциях.

Зависимость от металлургического комплекса делает экономику Свердловской области уязвимой к резкому изменению цен на металлы и создает сложности в плане макроэкономического менеджмента, регулирования, конкурентоспособности и диверсификации.

Среди факторов, определяющих развитие области, следует выделить такой фактор, как демографическая ситуация.

Демографическая ситуация в Свердловской области в 1991—2007 гг. характеризовалась естественной убылью постоянного населения (в 1990 г. был естественный прирост). С 2006 г. наметилась положительная тенденция в динамике естественного движения населения (рис. 3)

Численность постоянного населения Свердловской области за 1990—2005 гг. сократилась на 366,1 тыс. чел., или на 7,7%, и на конец 2007г. составила 4399,7тыс. чел.

При этом численность сельского населения сокращается более быстрыми темпами по сравнению с численностью городского населения. Причинами более быстрых темпов снижения численности сельского населения являются: социальная необустроенность сельских жителей, низкие доходы в сельскохозяйственном секторе экономики, более высокий, по сравнению с городом, уровень смер-

2002

2003

2004

2005

Год

Рис. 1. Доля экспорта металлов и изделий из них в общем объеме экспорта Свердловской области [3]

ВРП Свердловской области ■Темп роста цен на металлы (средневзвешенный индекс)

Рис. 2. Темпы роста цен на металлы и ВРП Свердловской области [2;4]

Рис. 3. Естественный прирост/убыль населения Свердловской области, тыс. чел. [4]

тности и отрицательное миграционное сальдо в сельской местности, сохраняющееся с 2000 г.

В 1990-2005 гг. изменение структуры постоянного населения Свердловской области по полу характеризовалось стабильным увеличением доли женского населения и соответствующим снижением доли мужского населения. По итогам 1990 г. на

1000 мужчин приходилось 1142 женщины, по итогам 2005 г. — 1176 женщин на 1000 мужчин.

Изменение возрастной структуры в 1990-2005 гг. характеризовалось стабильным сокращением доли населения в возрасте моложе трудоспособного и увеличением доли населения трудоспособного возраста. Доля населения старше трудоспособного возраста в этот период не была подвержена значительным изменениям.

Демографическая нагрузка в Свердловской области в 1990-2005 гг. снижалась. Коэффициент демографической нагрузки (число лиц нетрудоспособного возраста, приходящихся на 1 000 чел. трудоспособного возраста) в 2005 г. составил 571,5 против 762 в 1990 г. (рис. 4).

В 1991-2007 гг. смертность постоянного населения Свердловской области превышает рождаемость (рис. 5). Данный феномен получил название «Русский крест».

В динамике показателей рождаемости в 1990—2007 гг. выделяются 3 периода:

1) 1990—1993 гг. — снижение числа родившихся;

2) 1994—1999 гг. — стабилизация чис-лародившихся;

3) в 2000 г. наметилась положительная тенденция по рождаемости, и в период 2000-2007 гг. отмечался стабильный рост числа родившихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2006—2007 гг. были отмечены максимальные значения коэффициентов рождаемости (число родившихся на 1 000 чел. населения), начиная с 1992г. В то же время уровень 1990 г. по числу родившихся пока не достигнут (рис. 6).

К 2007 г. рождаемость снизилась до уровня, немногим ниже необходимого для простого воспроизводства населения. Современные параметры рождаемости в 2 раза меньше, чем требуется для замещения поколений. По расчетам демографов, для простого воспроизводства населения на 100 женщин должно приходиться в среднем 215 рожденных ими детей, в то время как в Свердловской области этот показатель равен 185.

Общая тенденция динамики смертности населения сопряжена со «сверхсмертностью» людей

70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 -о -

■ на начало 1991 года Она начало 2006 года

63,8%

56,7% I

24,1%

15,7%

19,2% 20,5%

Население моложе Трудоспособное Население старше

трудоспособного возраста население трудоспособного возраста

Рис. 4. Возрастная структура постоянного населения Свердловской области [4]

Тыс. чел.

см см см см см см

Число родившихся

Число умерших

Рис. 5. Естественное движение населения Свердловской области, чел. («Русский крест») [4]

Количество родившихся на 1000 человек

населения 13

Рис. б. Динамика коэффициента рождаемости в Свердловской области [4]

трудоспособного возраста, среди которых около двух третей составляют мужчины. Уровень смертности среди мужчин в 4 раза выше, чем уровень смертности среди женщин, и в два-четыре раза выше аналогичного показателя в развитых странах.

Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях ожидаемой продолжительности жизни населения. При этом ожидаемая продолжительность жизни мужчин на 12 лет ниже, чем продолжительность жизни женщин.

Кроме того, изменение численности населения Свердловской области обусловлено динамикой миграционного прироста населения. Коэффициент миграционного прироста по итогам 2006 г. составил 21,6 чел. на 10000 населения.

В связи с сохранением превышения уровня смертности над уровнем рождаемости в области актуализирована задача по преодолению процесса естественной убыли населения и возможного дефицита трудовых ресурсов через миграционную политику. В 2006 г. в Свердловской области продолжилась положительная динамика миграционного сальдо, начавшаяся в 2003 г. Миграционный прирост увеличился с 263 чел. в 2003 г. до 9 508 чел. в 2006 г. (рис. 7). По итогам 2006 г. число прибывших на территорию Свердловской области превысило число выбывших на 13,7%.

В 2005 г. отмечено изменение структуры миграционного прироста: положительное значение приняло миграционное сальдо категории населения старше трудоспособного возраста.

За 2006 г. миграционное сальдо в Свердловской области увеличилось на 9,2%. В перспективе положительная динамика миграционного прироста сохранится. Тем не менее, миграционный прирост населения области в 2008—2010 гг. будет ниже его естественной убыли.

В конце 1990-хгг. в Свердловской области проявился еще один «русский

Тыс. чел.

Число прибывших (левая шкала) Число выбывших (левая шкала) Миграционный прирост (правая шкала)

2003

2004

2005

2006 Год

Рис. 7. Миграция населения Свердловской области [4]

крест» — старение населения (рис. 8). В 1998 г. впервые в области численность пенсионеров превысила численность детей и подростков до 16 лет. В 2006 г. доля пенсионеров составляет 20,8%, в то время как доля детей и подростков — только 15,5 %. По оценкам специалистов, в 2006—2015 гг. численность населения пенсионного возраста увеличится на7 %,а численность трудоспособного населения снизится примерно на 300 тыс. чел. (на 11 %).

Из изложенного вытекает следующее: в развитии Свердловской области имеются негативные явления, способные значительно ограничить возможности развития промышленного производства в области — на промышленных предприятиях доля работников пенсионного и предпенсионного возраста составляет 12—14%, в ближайшие 10 лет прогнозируется минимум притока молодых кадров при интенсивном выходе на пенсию работников старших поколений.

На современном этапе развития большое значение приобретает такой фактор, как инвестиционная активность.

В условиях весьма ограниченных возможностей привлечения в производственный процесс

%

30 25 20 15 10 5 0

24,1

19,2

15,5

1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 Год

> Доля населения моложе трудоспособного возраста, % и Доля населения старше трудоспособного возраста, %

Рис. 8. Доли населения моложе и старше трудоспособного возраста в Свердловской области («Русский крест-2») [4]

дополнительной рабочей силы основным источником роста в Свердловской области становится повышение эффективности производства. Решающим фактором, обеспечившим практически двукратное увеличение ВРП за 2000—2007 гг., был^ост производительности труда — численность занятых в экономике выросла на 7,7%, а производительность труда — на 85,3 % за период (табл. 3).

Необходимо отметить, что в данных расчетах под производительностью труда понимается выработка по добавленной стоимости на 1 занятого в экономике. Это оправданно и связано со спецификой структуры производства в Свердловской области.

Промышленный комплекс выпускает большую долю продукции с высокой материалоемкостью. В составе цены на продукцию находит отражение большая доля прошлого труда, входящая в себестоимость продукции — материальные затраты и затраты на амортизацию основных средств и нематериальных активов. Поэтому, чем более материа-лоемкую продукцию будет выпускать предприятие, тем больше будет стоимостной объем продукции, приходящийся на одного работника за период. Чтобы избежать этого, необходимо рассчитывать производительность труда на основе добавленной стоимости (стоимости объема продукции за вычетом материальных затрат и амортизации).

Основным источником повышения производительности труда является воспроизводство основного капитала. Инвестиции в основной капитал, обеспечивающие замену его морально и физически устаревшей активной части, вводят в производственный процесс новые технологии.

Сопоставление представленных в табл. 3 темпов прироста инвестиций в основной капитал и темпов прироста производительности труда в 2000—2007 гг. показывает, что при изменении инвестиций в основной капитал на 1 % прирост производительности трудасоставляет0,51 %. Коэффициент эластичности ВРП по инвестициям в основной капитал составляет 0,57 %.

Из этого следует, что важнейшим условием увеличения ВРП в условиях ограниченности трудовых ресурсов является значительный рост инвестиций в основной капитал.

Благоприятный инвестиционный климат Свердловской области способствует привлечению инвестиций в основной капитал, о чем

Таблица 3

Темпы роста важнейших макроэкономических показателей Свердловской области, 2000-2007 гг., % [4]

Показатель Накопленный темп роста Среднегодовой темп роста

ВРП 199,7 109,0

ВРП на душу населения 209,9 109,7

Численность занятых в экономике 107,7 100,9

Производительность труда по ВРП 185,3 108,0

Инвестиции в основной капитал 324,8 115,9

свидетельствует рис. 9. Темпы роста инвестиций в основной капитал в Свердловской области за 2000—2007 гг. выше среднероссийских значений — в Свердловской области за период инвестиции выросли в 3,2 раза, в среднем по России — в 2,7 раза. По показателю инвестиций на душу населения Свердловская область занимает 23-е место среди субъектов России, и этот рейтинг постоянно увеличивается (с 39-го места в 2000г. до 23-го места в 2007г.).

Инвестиции в основной капитал дают отдачу спустя определенный временной лаг. В этой связи были рассчитаны коэффициенты эластичности макроэкономических показателей (за 5 лет) по инвестициям в основной капитал (табл. 4).

Многие исследователи доказали на цифровом материале наличие неразрывной связи между нормой инвестиций в основной капитал (их долей в ВРП) и темпом экономического развития [1].

Развитые страны, увеличивающие темп роста в среднем на 2,5—3 % за год, имеют норму инвестиций, как правило, 20—21 %. При этом они систематически обновляют основные фонды, машины и оборудование, высокоэффективно используют их.

Чтобы только за счет внутренних источников (при чистом экспорте, приближенном к нулевому

131,6%

ЗИнвестиции на душу населения, тыс.руб., Российская Федерация ЭИнвестиции на душу населения, тыс.руб., Свердловская область Темп роста инвестиций, Свердловская область Темп роста инвестиций, Российская Федерация

Рис. 9. Динамика инвестиций в основной капитал в Свердловской области и России [4]

значению) развиваться на 7—9 % за год (как было представлено в расчетах выше), Свердловской области необходимо иметь норму инвестиций не менее 35 %. Это типичная норма для развивающихся стран, которые примерно таким темпом и увеличивают ВВП.

Китай развивается на 10 % в год в основном за счет собственных ресурсов, и для этого он довел норму инвестиций до 46 % ВВП за счет сдерживания доходов и потребления населения. А недавно Китай объявил новую политику «гармонизации», для чего наметил значительно сократить норму инвестиций, снизить темп экономического роста, но зато дополнительно поднять доходы и потребление населения, всю социальную сферу.

За последнее десятилетие норма инвестиций в Свердловской области колебалась в пределах 15,1-20,8%. Наименьшее значение нормы инвестиций было в 2001 г., после чего начался рост этого показателя (рис. 10).

Какая бы норма инвестиций на сегодняшний день не существовала, ее увеличение скажется на темпах развития, как правило, через 3—5 лет. Поэтому принято рассматривать норму инвестиций за определенный период. Так, за последние 5 лет норма инвестиций в Свердловской области составила 19,3%.

Для выяснения инвестиционного лага был проведен регрессионный анализ между ВРП и различными показателями, характеризующими инвестиции в основной капитал.

Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы.

Во-первых, было установлено, что уравнение регрессии абсолютного значения ВРП и абсолютного значения инвестиций имеет большую ста-

тью. руб. 80

Таблица 4

Коэффициенты эластичности макроэкономических показателей (за 5 лет) по инвестициям в основной капитал

Показатель Коэффициент эластичности, %

Прирост ВРП за 5 лет на1 % прироста инвестиций в основной капитал 3,62

Прирост производительности труда (ВРП на численность занятых) (за 5 лет) на1 % прироста инвестиций в основной капитал 3,19

Таблица 5

Основные показатели регрессионного анализа для оценки зависимости темпов роста ВРП от темпов роста инвестиций в основной капитал

ЛАГ Л-квадрат Стандартная ошибка Наблюдения Коэффициент у-пересечения Коэффициент перед переменной

Без лага 0,011361 0,025499 8 1,120567 -0,025870

1 год 0,010653 0,025508 8 1,116430 -0,022730

2 года 0,037211 0,025163 8 1,125039 -0,032140

3 года ЗД9Е-06 0,025645 8 1,090218 0,000268

4 года 0,095107 0,024395 8 1,047092 0,026621

5 лет 0,030392 0,025252 8 1,064857 0,026621

221 212019 181716 1514

1998 1999 2000

тистическую ошибку и не может быть использовано в дальнейших расчетах. Аналогичный вывод был сделан в отношении уравнения регрессии абсолютного значения ВРП и темпов роста инвестиций.

Во-вторых, существует статистически значимая зависимость между темпами роста ВРП и инвестиций в основной капитал, но в течение первых 3 лет эта корреляция отрицательная. Это говорит о том, что эффект от прироста инвестиций в основной капитал положительным образом сказывается на темпах роста ВРП через минимум 3 года (табл. 5).

Применительно к долгосрочному развитию Свердловской области на период до 2020 г. выделено три развилки сценариев:

• инвестиционная активность экономических субъектов;

• переход на новый технологический уклад (развитие высокотехнологичных отраслей2);

• изменение конъюнктуры мировых товарных рынков (в частности, рынок сырой нефти и рынки металлов).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первая сценарная развилка является трех-вариантной, две другие — двухвариантными, что

1*20,8°/ 20,4%

18,9% У19,1% > 18

17,4%

«416,4% >416,6% /

>✓15,2% >Г15,1%

1%

2001

2002 2003 2004 2005 2006 2007 Год

2 Под высокотехнологичными отраслями согласно методологии Министерства экономического развития и торговли понимаются: наука и научное обслуживание, информационно-вычислительное обслуживание, машиностроение, связь, образование и здравоохранение.

Рис. 10. Норма инвестиций в основной капитал (доля в ВРП) в Свердловской области [5]

приводит к формированию двенадцати сценариев развития Свердловской области до 2020 г. Как уже было отмечено, сценарные развилки, за исключением инвестиционной активности, строго не привязаны к временным рамкам, а носят в полной мере «знаковый» характер.

На основании типологии сценариев была разработана сценарная матрица долгосрочного развития Свердловской области — варианты сценарных факторов для двенадцати сценариев:

1) инвестиционно-инновационный прорыв в условиях благоприятной мировой конъюнктуры;

2) инвестиционно-инновационный прорыв в

условиях неблагоприятной мировой конъюнктуры;

3) инновационный прорыв в условиях благоприятной мировой конъюнктуры;

4) инновационный прорыв в условиях неблагоприятной мировой конъюнктуры;

5) инновационное развитие в условиях благоприятной мировой конъюнктуры;

6) инновационное развитие в условиях неблагоприятной мировой конъюнктуры;

7) технологическое отставание в условиях благоприятной мировой конъюнктуры;

8) технологическое отставание в условиях неблагоприятной мировой конъюнктуры;

9) догоняющее технологическое развитие в условиях благоприятной мировой конъюнктуры;

10) догоняющее технологическое развитие в условиях неблагоприятной мировой конъюнктуры;

11) технологическая отсталость в условиях благоприятной мировой конъюнктуры;

12) технологическая отсталость в условиях неблагоприятной мировой конъюнктуры.

Из многообразия вариантов долгосрочного развития Свердловской области выделены три целевых сценария, по которым производился расчет.

Инерционный сценарий — догоняющее технологическое развитие в условиях благоприятной мировой конъюнктуры.

Данный сценарий развития сформирован на основе предложений органов исполнительной власти Свердловской области и, в основном, соответствует Схеме развития и размещения производительных сил Свердловской области. Следуя ему, к 2020 г. Свердловская область выходит на уровень развития европейских стран 2007 г. В результирующих показателях развития экономики это: среднедушевое производство ВРП 30 тыс. долл. по паритету покупательной способности, объем ВРП — 2,4 трлн руб., среднегодовой темп роста ВРП 108,8 %, за период (к уровню 2007 г.) — почти в 3 раза. В логике этого сценария достаточно поддерживать сложившуюся динамику основных показателей социально-экономического развития.

Сохранятся темпы накопления инвестиций, которые будут преимущественно направляться на модернизацию и технологическое обновление традиционного сектора экономики. Однако это приведет к консервации структуры экономики и сохранению доли высокотехнологичного сектора на уровне 19 %.

Такая экономика позволит Свердловской области, при условии сохранения федеральной бюджетной и налоговой политики, сформировать бюджет на уровне 384 млрд руб. в ценах 2007 г. Но, учитывая соответствующий рост текущих расходов, этих средств хватит лишь на «латание дыр» капитальных затрат. Не может быть создана социальная инфраструктура, соответствующая требованиям завтрашнего дня.

Заработная плата к 2020 г. не поднимется выше уровня 42,3 тыс. руб. При таких условиях доля среднего класса в численности населения области составит не более 55 %.

Такой путь развития не сможет обеспечить достижения амбициозных целей сохранения роли Свердловской области в качестве локомотива развития России, преобразования ее в социально ориентированный регион устойчивого процветания, оптимально встроенный в мировое разделение труда.

Инновационный сценарий — инновационное развитие в условиях благоприятной мировой конъюнктуры.

Данный сценарий предполагает достижение в 2020 г. основных макроэкономических показателей стран «Большой семерки» уровня 2020г. по минимальному варианту прогноза их развития (по паритету покупательной способности). Это среднедушевое производство ВРП 40тыс. долл.в по паритету покупательной способности, объем ВРП — 3,2 трлн руб., среднегодовой темп роста ВРП — 111,3%, за период (к уровню 2007г.) — в4 раза.

Такой путь развития основан на резком увеличении притока инвестиций. При этом они должны быть направлены в высокотехнологичный и инфраструктурный сектора экономики региона. В этих условиях изменится структура экономики региона—к 2020 г. Свердловская область выйдет на долю высокотехнологичного сектора — 22%, долю инфраструктурного сектора — 45 %. Доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, увеличится до 50 %, доля инновационной продукции в общем объеме выпуска — до35 %.

Это позволит сформировать бюджет в размере 517,7 млрд руб. При грамотном использовании бюджетных ресурсов могут быть решены задачи создания социальной и коммунальной инфраструктуры, соответствующие минимальным стандартам:

• достижение нормативных показателей обеспеченности населения больницами, поликлиниками, учреждениями культуры, спортивными сооружениями;

• постройка необходимого количества детских садов, чтобы обеспечить местами всех детей дошкольного возраста;

• обеспечение 100% детей местами в общеобразовательных школах, оснащенных современной техникой и учебными пособиями, в первую смену и в пределах транспортной доступности;

• обеспечение природным газом всех населенных пунктов области.

Млрд руб. 4 500 п

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Инерционный

-Инновационный

-Оптимистичный

Рис. 11. Динамика ВРП по трем вариантам

Заработная плата увеличится до 54,2тыс. руб. и станет надежным источником средств, обеспечивающим достойное существование работнику и его семье. При этих условиях в 2020 г. 65—70% населения Свердловской области можно будет отнести к среднему классу.

Оптимистичный сценарий — инвестиционно-инновационный прорыв в условиях благоприятной мировой конъюнктуры.

Данный сценарий развития региона, который предполагает достижение в 2020 г. уровня развития стран «Большой семерки» также по минимальному варианту, но по обменному курсу: среднедушевое производство ВРП 51,3 тыс. долл. по паритету покупательной способности, объем ВРП — 4,1 трлн руб., среднегодовой темп роста ВРП — 113,5 %, за период (к уровню 2007 г.) — более чем в 5 раз.

Это максимальная планка, для достижения которой Свердловская область должна в разы увеличить приток инвестиций в экономику региона и, прежде всего, в высокотехнологичный сектор, доля которого к 2020 г. может составить 24 %.

Такой вариант развития обеспечит формирование регионального бюджета в размере 664,4 млрд руб., позволит выйти на мировые показатели обеспеченности социальной и коммунальной инфраструктурой.

В результате в регионе сложится новая инновационная экономика, обеспечивающая формиро-

вание устойчивого среднего класса на уровне 70 % численности населения.

Динамика валового регионального продукта по трем вариантам представ-ленанарис. И.

В заключение следует отметить — построение сценариев не ставит своей целью определение всех возможных альтернатив развития — в таком случае число вариантов быстро становится необозримым. Задачей сценарного подхода является, скорее, выделение нескольких качественно и содержательно разнородных траекторий, которые в концентрированном виде отражают весь спектр возможных направлений развития.

Таким образом, сценарный подход образуется на пересечении теоретических исследований, прогнозирования и планирования. Из этих областей сценарный подход выделяет один, присутствующий во всех трех перечисленных видах деятельности, элемент — систематическую разработку и исследование возможных вариантов развития исследуемого объекта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аганбегян А. Социально-экономическое развитие России: стратегия роста и возможности инвестиционного обеспечения. // Общество и экономика. 2008. № 1. — С. 32.

2. Данные Международного валютного фонда «World Economic Outlook». 2007.

3. Официальный сайт Министерства экономики и труда Свердловской области. — URL: http://www. econom. midural. ru.

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. — URL: http:// www gks. ru/

5. Схема развития и размещения производительных сил машиностроительного комплекса Свердловской области на период до 2015 г. (в редакции 2005 г.), Министерство экономики и труда Свердловской области. 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.