Научная статья на тему 'Сценарный подход к перспективному планированию содержания занятий с аспирантами в процессе освоения учебных дисциплин'

Сценарный подход к перспективному планированию содержания занятий с аспирантами в процессе освоения учебных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЦЕНАРНЫЙ ПОДХОД / ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ / АСПИРАНТЫ / SCENARIO APPROACH / PERSPECTIVE PLANNING / CONTENT OF CLASSES / GRADUATE STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьев В.В., Морозова А.Н.

В статье представлен анализ исследований, демонстрирующих целесообразность сценарного подхода к перспективному планированию содержания учебных занятий с аспирантами в процессе освоения ими курса«Методы и методология научного исследования» в контексте педагогического феномена повышения качества подготовки научно-педагогических кадров. Целью исследования является обоснование использования сценарного подхода в процессе подготовки аспирантов к научно-исследовательской и преподавательской деятельности наряду с используемыми подходами и доказательство преимуществ сценарного подхода по сравнению с традиционными подходами в системе высшего образования. Методология исследования включает теоретический анализ зарубежной и отечественной научной литературы по обозначенной проблематике, анализ различных подходов к перспективному планированию содержания учебных занятий с аспирантами, анкетирование, обобщение и интерпретация эмпирических данных. Обобщаются основные положения методологии сценарного подхода и обозначаются перспективы использования сценарного подхода для разработки содержания занятий с аспирантами в процессе освоения учебных дисциплин. Выполненный анализ позволил сделать вывод, что одним из значимых педагогических подходов к перспективному планированию содержания занятий с аспирантами может стать сценарный подход в ряду используемых современных подходов. Обоснована идея реализации сценарного подхода и экстраполяция методологии сценарного подхода на педагогическую проблематику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афанасьев В.В., Морозова А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCENARIO APPROACH TO THE PERSPECTIVE PLANNING OF THE CONTENT OF STUDIES WITH GRADUATE STUDENTS IN THE PROCESS OF MASTERING THE ACADEMIC DISCIPLINES

The article presents an analysis of studies demonstrating the advisability of a scenario approach to the prospective content planning of the training sessions with graduate students mastering the «Methods and methodology of scientific research» course within the framework of the pedagogical phenomenon improving the training quality of scientific and pedagogical personnel. The aim of the study is to substantiate the use of the scenario approach in the process of preparing graduate students for research and teaching activities along with the approaches used and to prove the advantages of the scenario approach in comparison with traditional approaches in the higher education system. The methodology of the research includes theoretical analysis of foreign and domestic scientific literature on the indicated problems, analysis of various approaches to the prospective planning of the training sessions’ content with postgraduate students, questionnaires, generalization and interpretation of empirical data. The article generalizes main ideas of the scenario approach methodology and outlines the opportunities for using the scenario approach for developing the content of studies with graduate students in the process of mastering the academic disciplines.The analysis made it possible to conclude that within the range of the currently used approaches the scenario approach might become one of the most significant pedagogical approaches to the perspective content planning of studies with graduate students. The ideas of the scenario approach implementation and the extrapolation of its methodology to pedagogical problems are grounded.

Текст научной работы на тему «Сценарный подход к перспективному планированию содержания занятий с аспирантами в процессе освоения учебных дисциплин»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2019. №1

сценарный подход к перспективному планированию содержания занятий с аспирантами в процессе освоения учебных дисциплин

В. В. Афанасьев, А. Н. Морозова

(департамент педагогики Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета; e-mail: vvafv@yandex.ru)

В статье представлен анализ исследований, демонстрирующих целесообразность сценарного подхода к перспективному планированию содержания учебных занятий с аспирантами в процессе освоения ими курса «Методы и методология научного исследования» в контексте педагогического феномена - повышения качества подготовки научно-педагогических кадров. Целью исследования является обоснование использования сценарного подхода в процессе подготовки аспирантов к научно-исследовательской и преподавательской деятельности наряду с используемыми подходами и доказательство преимуществ сценарного подхода по сравнению с традиционными подходами в системе высшего образования. Методология исследования включает теоретический анализ зарубежной и отечественной научной литературы по обозначенной проблематике, анализ различных подходов к перспективному планированию содержания учебных занятий с аспирантами, анкетирование, обобщение и интерпретация эмпирических данных. Обобщаются основные положения методологии сценарного подхода и обозначаются перспективы использования сценарного подхода для разработки содержания занятий с аспирантами в процессе освоения учебных дисциплин. Выполненный анализ позволил сделать вывод, что одним из значимых педагогических подходов к перспективному планированию содержания занятий с аспирантами может стать сценарный подход в ряду используемых современных подходов. Обоснована идея реализации сценарного подхода и экстраполяция методологии сценарного подхода на педагогическую проблематику.

Ключевые слова: сценарный подход, перспективное планирование, содержание занятий, аспиранты.

Проблема и цели. Интеграция образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем российском образовании, согласно ст. 72 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2013), обозначила одну из значимых проблем преподавателей высшей школы - качественную подготовку кадров высшей квалификации - аспирантов, как третьего уровня профессионального образования (гл . 2, ст . 10 закона «Об образовании в РФ»). Целями такой интеграции в высшем образовании являются «кадровое обеспечение научных исследований, повышение качества подготовки обучающихся по образовательным программам высшего образования, привлечение

обучающихся к проведению научных исследований под руководством научных работников, использование новых знаний и достижений науки и техники в образовательной деятельности» [3]. Среди обозначенных целей для выполнения научных исследований, для развития новых научных направлений, новых наук в настоящее время приоритетной является цель - повышение качества подготовки обучающихся - аспирантов . Одно из направлений осуществления этой цели соотносимо с переходом к перспективному планированию содержания занятий в процессе аспирантского обучения

Методология и методы. Перспективное планирование содержания занятий с аспирантами разных специальностей, по результатам проведенного среди аспирантов анкетирования, в результате которого более 80% аспирантов считают целесообразным совершенствование процесса обучения, предполагает: вариативность содержания занятий; уход преподавателя от однообразия использования форм организации, методов, приемов в процессе реализации учебных дисциплин в образовательных программах; учет специфики той или иной специальности; организацию индивидуальной и групповой аудиторной и внеаудиторной учебно-исследовательской самостоятельной работы аспирантов; постоянное расширение числа известных и использование новых подходов к их реализации в связи с подготовкой аспирантов как исследователей и как специалистов высокой квалификации . Наряду с такими общеизвестными подходами, как системный, комплексный, вариативный, интегра-тивный и рядом других, одним из начинающих широко использоваться в педагогике становится сценарный подход, реализация которого изначально уходит корнями в менеджмент и предпринимательство [4; 5; 10; 13; 14]. При этом ряд современных исследователей (Ю . В . Громыко, Н . Б . Ковалева, Ю . В . Попков, Е . А . Тюгашев, А . В . Федоров и др .) подчеркивают, что «эффективность обновления содержания образования в ответ на вызовы XXI в . во многом определяется тем, насколько педагогами освоен сценарный подход к обучению» [11; 1]. Как свидетельствует анализ научной литературы, сценарный подход - это «метод решения вопросов перспективного планирования в концептуальном плане» [6], что позволяет основные понятия в этом определении и в последующих рассматриваемых определениях соотнести с ключевыми положениями общей педагогики и использовать этот подход в контексте поля педагогического знания Сценарный подход, как правило, может дать хорошие результаты в условиях высокой неопределенности, там, где традиционные методы планирования содержания занятий и прогноза их реализации дают ошибки вследствие различий в оценке первоначальных данных (уже приобретенных, имеющихся знаний у аспирантов) в связи с влиянием личностного фактора на результаты планирования и прогноза . Методически сценарный подход должен

базироваться на «методиках прогнозирования перспектив развития; методиках анализа полученных знаний» [6] в результате выполненного вариативного планирования содержания занятий с аспирантами . Таким образом, сценарный подход, определяемый как подход, «противопоставляемый подходу единственно вероятного (единственно верного) перспективного решения проблемы» [6], например, такой, как планирование содержания занятий с аспирантами, предполагает рассмотрение сценарного планирования содержания занятий с ними в рамках данного подхода . И если изначально, по определению исследователей, сценарное планирование как вид деятельности - это тестирование бизнес-стратегий по серии вариантов будущего развития, то в педагогике сценарное планирование - это, например, перспективное планирование содержания занятий с аспирантами, как один из видов такой деятельности . Метод был предложен в 1940-е гг . Германом Каном, известным футурологом, работавшим в Rand Corporation и Гудзоновском институте (Hudson Institute) . Термин «сценарий» - подробный план сюжета будущего фильма - позаимствовал из голливудского лексикона друг Кана, сценарист и писатель Лео Ростен [6]. В настоящее время сценарное планирование все чаще становится предметом рассмотрения и использования в образовании и как наиболее приемлемое в высшем образовании

Результаты исследования. В качестве наиболее общего определения сценария в широком смысле этого понятия в менеджменте примем следующее: сценарий - это последовательное описание альтернативных гипотетически возможных вариантов развития событий в будущем, которое отражает различные точки зрения на прошлое, настоящее и будущее, а также которое может служить базисом для планирования действий» [10; 14], в педагогике «сценарий» - конкретизация проекта с точки зрения его возможной реализации вплоть до проживания конкретной ситуации» в ходе выполнения целого ряда исследовательских, проектных учебных действий и задач [2, с . 7]. Суть этого определения соотносится с идеями Н . С . Михайловой в пособии «Основы самообразовательной деятельности» в параграфе «Сценарный подход в педагогике», где автор отмечает, что в процессе обучения «способ сценирова-ния связываем с реализацией задачно-целевой стратегии обучения, где в сценарии фактически излагается проект проведения занятия, а ситуация обучаемого связывается с пониманием и принятием обучающимся предлагаемой преподавателем задачи» [8]. Исследователь Н . Б . Ковалева, цитируя А . В . Федорова, считает, что «искусство сценирования занятий с включением фрагментов исследовательской, конструкторской и проектной деятельности позволяет продуктивно включиться в образовательное пространство столицы и решать, в частности, задачи медиаобразования» [11] Основные шаги формирования сценария

в менеджменте [7] и в педагогике в сравнительном аспекте представим в таблице 1:

таблица 1. шаги формирования сценария в менеджменте и в пе-

дагогике и их соотнесение

Менеджмент Педагогика

Шаг 1 . Определение проблем, которые нужно решить в рамках сценарного подхода Определение проблем, связанных с перспективным планированием содержания занятий с аспирантами

Шаг 2 . Определение позиций сторон, заинтересованных в решении данной проблемы . Заинтересованными сторонами считаются участники производственного процесса, собственники средств производства, акционеры и участки товариществ и сообществ, наемные сотрудники, также покупатели конечной продукции Выявление путем анкетирования аспирантов, заинтересованных в получении актуальных знаний, объема необходимых им знаний для формирования профессиональных компетенций, которые необходимо преподавателю включить в тот или иной сценарий проводимых занятий

Шаг 3 . Определение степени влияния интересов на процесс . Возведение диаграммы взаимосвязи финансовых интересов участников Определение роли каждого участника процесса Определение преподавателем степени влияния интересов аспирантов на образовательный процесс при определении роли каждого аспиранта в группе

Шаг 4. Выявление ключевой неопределенности, которая затрагивает интересы сектора экономики, сценарий развития которой составляется Выявление ключевых неопределенностей, препятствующих перспективному планированию содержания занятий с аспирантами

Шаг 5 . Составление двух в высшей степени противоположных сценариев развития, методом применения всех негативных вариантов неопределенности в одном из сценариев, а всех полезных в другом Составление нескольких сценариев занятий с использованием предложенных аспирантам перечней разработанных преподавателем практических заданий, способствующих более качественному усвоению теоретического материала

Шаг 6 . Оценка слабых и мощных сторон двух сценариев, их внутренней непоследовательности и противоречий Оценка слабых и значимых сторон созданных сценариев содержания занятий с аспирантами

Шаг 7 . Устранение комбинаций влияющих причин, которые невозможны либо неправдоподобны или же не отвечают сложившемуся характеру производственных взаимоотношений в сообществе устранение негативных комбинаций причин, влияющих на качественное проведение занятий с аспирантами

Шаг 8 . Составление реального сценария развития отрасли Составление оптимального сценария содержания того или иного занятия с аспиратами по образовательной программе в учебном плане

Выполненное соотнесение позволяет с достаточной определенностью использовать сценарное планирование в педагогике высшей

школы Тем более, что исходя из анализа учебных планов аспирантуры, убеждаемся в том, что большее количество учебных часов выделено для самостоятельной работы аспирантов, предполагающей вариативность, многообразие и избирательность форм и методов обучения в аудиторное и внеаудиторное время [9], которое должно находить отражение в сценариях занятий Такой вектор развития планирования содержания занятий с аспирантами предполагает разработку сценариев занятий, соотносимых с индивидуальными траекториями развития и обучения аспирантов Стратегия разработки содержания занятий в контексте реализации различных сценариев позволяет выявлять слабые места в процессе планирования и создания (разработки) содержания занятий и недостатки с целью его дальнейшего совершенствования .

Сценарии содержания занятий с аспирантами - это ряд многомерных, вариативных моделей, конструктивно содержащих комплементарные теоретическую и практическую составляющие сценария Теоретическая составляющая всегда вариативна в связи с учетом непрерывного дополнения, расширения, изменения, динамики теоретических педагогических знаний, в связи с созданием и появлением новых педагогических теорий, нормативно-правовых документов, зарубежных исследований в области педагогики, что как раз и вызывает необходимость планирования целого ряда сценариев Практическая составляющая, как основа осуществления учебно-исследовательской самостоятельной работы аспирантов на занятиях, также характеризуется тенденциями совершенствования [9] Так, например, несомненный интерес представляет набор (комплект) микросценариев аудиторных самостоятельных практических учебно-исследовательских и проектных работ аспирантов, разрабатываемых авторами статьи, соотносимых с той или иной изучаемой темой учебной дисциплины «Методы и методология научного исследования»: «Словарная работа», «Блиц-игра «Я - исследователь»», «Блиц-игра «Я - докладчик»», «Конструирование научного текста», «Критерии оценки научного текста», «Технологическая карта диссертации», «Дискуссия», «Деловая игра» и ряд др .

В теории реализации сценарного подхода существуют разные методы ведения процесса создания сценариев Так, в одном из известных в теории вариантов создания сценариев модель является трехсоставной и включает экспертную, партисипативную и организационную модели [6; 12] . Простейшей из них является экспертная модель, когда работа выполняется одним человеком или небольшой группой сотрудников В партисипатив-ной модели эксперт выступает в качестве лидера проекта и работает вместе с группой сотрудников организации . В этом случае результат принадлежит группе В качестве эксперта-разработчика может выступать сотрудник организации, либо приглашенный со стороны специалист Во многих случаях желательно на некоторых этапах процесса разработки сценариев

приглашать внешних координаторов или даже членов рабочей группы, чтобы внести в этот процесс независимое мнение [6] .

таблица 2. три модели составления сценария

Характеристика Модель

экспертная партисипативная организационная

Разработчик действует Один преподаватель С группой в составе организации - в рамках образовательного модуля Обучает, или проводит инструктажи сотрудников организации - руководитель образовательной программы

Контроль Разработчик контролирует процесс Разработчик участвует в процессе и возглавляет его Разработчик остается за рамками процесса

Результат Представляется разработчиком Принадлежит группе и представляется ею Принадлежит организации

Отношения Разработчик выполняет задания Разработчик поддерживает связь с группой Разработчик передает ответственность группе

В организационной модели эксперт обучает группу сотрудников компании, которые потом выполняют работу В этом случае результат целиком принадлежит организации или той ее группе, которая осуществила проект . Одна из форм партисипативной модели, включающая программу семинаров и диалогов с ключевыми фигурами, часто оказывается наиболее предпочтительной [6], что достаточно качественно реализуется в том или ином планируемом сценарии занятий с аспирантами

выводы. Таким образом, перспективное планирование сценариев содержания занятий с аспирантами - это ряд многомерных моделей, создаваемых преподавателем или группой преподавателей в связи с обязательностью качественной реализации образовательных программ аспирантуры, творческой образовательной средой университета и каждого института в нем, тенденциями поступательной динамики совершенствования процесса подготовки аспирантов, высоким уровнем технологизации, информатизации и цифрации вузовского образовательного процесса . Изложенное выше позволяет говорить о том, что одним из значимых направлений совершенствования подготовки научных кадров в высшем образовании может стать перспективное вариативное планирование содержания занятий, проводимых с аспирантами, обеспечивая формирование у них информационной, исследовательской, проектной, социально-коммуникативной и профессиональной компетенций

Список литературы

1. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика . / Ю . В . Громыко . -Минск: Технопринт, 2000. - 376 с.

2 . Громыко Ю. В. Сценарная паноплия . Сценарий для России: русский путь . Новая повестка дня для президента . - М . , 2004. - 400 с .

3 . Закон «Об образовании в РФ» . - М. 2012. - 140 с.

4. Линдгрен М, Бандхольд Х. Сценарное планирование . Связь между будущим и стратегией. М . : Олимп-Бизнес, 2009. - 256 с.

5 . Мескон М, Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента . - М . : Дело, 2004. - 800 с.

6. Метод сценарного планирования. (URL: https://allbest. ru/ o-2c0b65635b2bc68b5d53a88421216d26 . html 18 . 12. 2018)

7 Методология проведения сценарного подхода (URL: https:// revolution, allbest. ru/management/00350989_0. html 18. 12. 2018)

8 . Михайлова Н. С. Основы самообразовательной деятельности . - Гродно: ИПК и ПК ГрГУ, 2011. - 230 с.

9 . Морозова Н. А. Системно-уровневый подход к организации самостоятельной работы обучающихся в среднем общем и высшем образовании // Образование личности, № 1 . 2018. - С. 100-106.

10 . Переверза Е.В. Сценарный подход в задачах анализа сложных социальных систем // Системные достижения и информационные технологии, 2011, № 1 . С. 133-143.

11 . Сценарный подход в обновлении содержания образования . (URL: pandia . ru>text/79/428/19956. php 18. 12. 2018)

12. Сущность сценарного метода . (URL: studFilles. net>preview/5809345/ 18 12 2018)

13 Уваров В. В., Лаптев А. А., Стратегический менеджмент: из прошлого в будущее М : Дело и сервис, 2008 - с 72

14 . Van Notten Ph. Scenario development; a typology of approaches // Think Scenario. - Rethink Education. - OECD, 2006. С. 251-280.

Сведения об авторах

Афанасьев Владимир Васильевич - доктор педагогических наук, профессор, профессор департамента педагогики института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета. E-mail vvafv@yandex.ru

Морозова Нонна Антоновна - доктор педагогических наук, профессор, профессор департамента педагогики института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета. Email n.moro@bk.ru.

scenario approach to the perspective planning of the content of studies with graduate students in the process of mastering the academic disciplines

Afanasiev V. V.,

Doctor of Pedagogic sciences, Professor of the Department of Pedagogy of the Institution of Pedagogy and Psychology of Education of the Moscow City University, Moscow, Russian Federation. E-mail: vvafv@yandex.ru

Morozova A. N.,

Doctor of Pedagogic sciences, Professor of the Department of Pedagogy of the Institution of Pedagogy and Psychology of Education of the Moscow City University, Moscow, Russian Federation. E-mail: n.moro@bk.ru

The article presents an analysis of studies demonstrating the advisability of a scenario approach to the prospective content planning of the training sessions with graduate students mastering the «Methods and methodology of scientific research» course within the framework of the pedagogical phenomenon - improving the training quality of scientific and pedagogical personnel. The aim of the study is to substantiate the use of the scenario approach in the process of preparing graduate students for research and teaching activities along with the approaches used and to prove the advantages of the scenario approach in comparison with traditional approaches in the higher education system. The methodology of the research includes theoretical analysis of foreign and domestic scientific literature on the indicated problems, analysis of various approaches to the prospective planning of the training sessions' content with postgraduate students, questionnaires, generalization and interpretation of empirical data. The article generalizes main ideas of the scenario approach methodology and outlines the opportunities for using the scenario approach for developing the content of studies with graduate students in the process of mastering the academic disciplines.

The analysis made it possible to conclude that within the range of the currently used approaches the scenario approach might become one of the most significant pedagogical approaches to the perspective content planning of studies with graduate students. The ideas of the scenario approach implementation and the extrapolation of its methodology to pedagogical problems are grounded.

Key words: scenario approach, perspective planning, content of classes, graduate students.

References

1 . GromykoJu.V. Mysledejatel'nostnaja pedagogika [Thinking pedagogy] / Ju. V. Gromyko. - Minsk: Tehnoprint, 2000. - 376 p.

2. Gromyko Ju.V. Scenarnaja panoplija [Scenic panoplia], Scenarij dlja Rossii: russkij put'. Novaja povestka dnja dlja prezidenta . - Moscow. , 2004. - 400 p .

3 . Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» № 273-FZ ot 29 dekabrja 2012 goda [Federal Law «On Education in the Russian Federation» No . 273-FZ of December 29, 2012]. - Garant . 2018. - 140p .

4 . Lindgren M., Bandhol'd H. Scenarnoe planirovanie. Svjaz' mezhdu budushhim i strategiej [Scenario planning . The relationship between the future and strategy], Moscow: Olimp-Biznes, 2009. - 256 p .

5 . Meskon M., Albert M., Hedouri F. Osnovy menedzhmenta [Fundamentals of Management], - Moscow: Delo, 2004. - 800p .

6 . Nikolaeva E. D. Metod scenarnogo planirovanija [Scenario planning method], Kazanskij nacional'nyj issledovatel'skij tehnologicheskij universitet . 2017. - 29p. (URL: revolution, allbest. ru. 18 . 12. 2018)

7 . Miheeva N. A. Metodologija provedenija scenarnogo podhoda [Methodology for the scenario approach], Saratovskij gosudarstvennyj social'no-jekonomicheskij universitet . 2016 . - 31p . (URL: studwood. ru>2077640/menedzhment...podhoda . 18 12 2018)

8 . Mihajlova N. S. Osnovy samoobrazovatel'noj dejatel'nosti [Basics of self-education activities], - Grodno, 2011. (URL: http://ebooks. grsu. by/book_ mihailova/soderzhanie html 12 12 2018)

9 . Morozova N. A. Sistemno-urovnevyj podhod k organizacii samostojatel'noj raboty obuchajushhihsja v srednem obshhem i vysshem obrazovanii [System-level approach to the organization of independent work of students in secondary and higher education], Obrazovanie lichnosti, № 1 . 2018 . - P . 100-106.

10 . Pereverza E. V. Scenarnyj podhod v zadachah analiza slozhnyh social'nyh system [Scenario approach in the analysis of complex social systems], Sistemnye dostizhenija i informacionnye tehnologii, 2011, № 1 . - P. 133-143.

11. Kopylova-Igoshkina A. Scenarnyj podhod v obnovlenii soderzhanija obrazovanija [Scenario approach in updating the content of education], MPGU. 2013 . - 5p. (URL:: pandia. ru>text/79/428/19956. php 18. 12. 2018)

12. Reznik K. G. Sushhnost' scenarnogo metoda [The essence of the scenario method], Vostochno-Sibirskij Gosudarstvennyj Universitet Tehnologij i Upravlenija. 2015. - PP. 12-42. (URL: studFilles. net>preview/5809345/ 18. 12.2018)

13 . Uvarov V. V., Laptev A. A. Strategicheskij menedzhment: iz proshlogo v budushhee [Strategic management: from past to future], Moscow: Delo i servis, 2008 - 72p

14. Van Notten Ph. Scenario development; a typology of approaches . Think Scenario . - Rethink Education . - OECD, 2006. - P . 251-280. (URL: http://www. oecd . org/site/schoolingfortomorrowknowledgebase/futuresthinking/ scenarios/37246431. pdf 18. 12. 2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.