УДК 332.1
О.В. Корнейко
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия
Сценарные варианты развития рыбохозяйственной деятельности Приморского края как основы национальной продовольственной безопасности
Развитие рыбохозяйственной деятельности (РХД) Приморского края должно быть взаимоувязано и подчинено единым стратегическим целям в масштабах всего государства. В статье разработаны инерционный и базовый сценарии развития РХД в Приморском крае. Результаты свидетельствуют, что в случае снижения инвестиционных затрат на развитие РХД произойдет планомерное отставание количественных и качественных показателей деятельности рыбохозяйственных предприятий Приморского края, что создаст угрозу продовольственной безопасности в стране.
Ключевые слова и словосочетания: рыбохозяйственная деятельность, Россия, Приморский край, продовольственная безопасность, базовый и инерционный сценарии развития.
O.V. Korneyko
Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia
Scenarios for the development of fisheries activities in Primorsky Region as the basis for national food security
Development of fisheries Primorsky Territory should be interconnected and subordinated to one strategic goals throughout the State shall. The article developed the inertial and basic scenarios of RHD When in Maritime Territory. The results show that in the case of reduction of investment costs for the development of fisheries will lag systematic quantitative and quality-performance-governmental fishery enterprises of Primorye, which would create a threat to food security in the country.
Keywords: fishing, food security, Russia, Primorsky Territory, food security, basic and inertial development scenario.
Предпринимательство в рыбохозяйственной деятельности (РХД) Приморского края не только выполняет функцию системообразующего элемента для экономики края, но и во многом определяет успех решения задачи национального масштаба -обеспечение продовольственной безопасности, и не только для макрорегиона Дальнего Востока, т. е. региона, где базируются основные производственные мощности,
Корнейко Ольга Валентиновна - канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры международного бизнеса и финансов; е-тай: [email protected].
имеется достаточный запас ресурсов и профессиональных кадров. В связи с тем, что приморские рыбохозяйственные предприятия формируют порядка 20% вылова и до четверти переработанной рыбной продукции, развитие РХД Приморского края должно быть подчинено единым стратегическим целям в масштабах всего государства.
Обращаясь к термину «продовольственная безопасность», отметим, что она является неотъемлемым элементом национальной безопасности государства в целом. В Российской Федерации дискуссии по вопросу определения критериев и методов обеспечения национальной безопасности в различных сферах жизнедеятельности начались в 1990-х гг. [1]. Их острота снижалась постепенно с выработкой и утверждением соответствующих актов президента Российской Федерации, которые сегодня формируют общее понимание безопасности и механизмов ее обеспечения в разных областях. В данной работе автор опирался на положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, и Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. №120.
Как записано в Доктрине, «продовольственная безопасность Российской Федерации является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения» [2].
В соответствии с положениями стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. национальные интересы государства на долгосрочную перспективу заключаются в повышении конкурентоспособности национальной экономики, превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.
На государственном уровне признается, что «стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов» [2].
Задачами обеспечения продовольственной безопасности, независимо от изменения внешних и внутренних условий, являются:
- своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет системы обеспечения граждан пищевыми продуктами, формирования стратегических запасов пищевых продуктов;
- устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны;
- достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни;
- обеспечение безопасности пищевых продуктов.
Видно, что достижение национальной безопасности в продовольственной сфере напрямую сопряжено с достижениями экономического характера (стабильное устойчивое производство, конкурентоспособность национальной экономики).
Для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения. В частности, в отношении рыбной продукции пороговое значение определено как «не менее 80%». В настоящее время никаких угроз невыполнения заданного критерия не существует, т.е. в России отсутствует импортозависимость по данному продукту. Но относительный показатель поставок отечественной и импортной рыбопродукции на российский товарный рынок не отражает действительный уровень обеспечения качественного, стабильного, бесперебойного и достаточного снабжения рыбопродукциией всего населения, проживающего на территории Российской Федерации [3]. Для предпринимательских структур Приморского края в настоящее время не освоенными можно считать рынки Поволжского, Южного и Сибирского федерального округов, Крыма и Севастополя, где наблюдается самый низкий, отстающий от среднероссийского показателя на 10-15 % уровень потребления рыбы - 10,5 кг, 10,8 кг и 12,5 кг на человека соответственно (см. табл.) [3].
Среднедушевое потребление рыбы, кг
Регион 1990 2000 2008 2015
Россия 20 10 13,9 18,1
ДВФО 35 19
Приморский край 52 24 28 28
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики. Расширение географии поставок вызвано не только необходимостью повышения уровня обеспеченности рыбопродукцией, но и потребностью решения задач импортозамещения в сложившейся внешнеполитической ситуации в России.
необходимо понять, насколько развитие приморского предпринимательства в РХД соответствует долгосрочным и среднесрочным планам развития.
В качестве документа, задающего общие направления стратегического развития РхД России и Приморского края как субъекта РФ, следует рассматривать «Стратегию развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденную приказом Росрыболовства от 30 марта 2009 г. №246 (далее - Стратегия).
В целом Стратегией рассматриваются два варианта развития - инерционный и инновационный. Если темпы развития рыбного хозяйства будут соответствовать
текущему положению, то увеличение улова к 2020 г. прогнозируется до 4,9 млн т (с 3,4 млн т в 2007 г.), т. е. в 1,4 раза. В случае же успешной реализации мер Стратегии и перехода на инновационный сценарий развития уловы в России увеличатся в 1,9 раз и составят к 2020 г. 6,6 млн т, объем производства товарной пищевой рыбной продукции возрастет к 2020 г. до 5255 тыс. т, или в 1,4 раза к 2007 г. Среднедушевое потребление рыбных товаров по итогам окончания срока реализации Стратегии достигнет 28 кг.
В качественном измерении показатели инвестиционных вложений в развитие предпринимательства в РХД планируется довести до 30-37 млрд рублей в 20152020 гг. с 6,4 млрд рублей в 2007 г. Производительность труда к 2020 г. по сравнению с 2007 г. увеличится в 1,7 раз.
При формировании сценариев развития РХД Приморского края будем исходить из следующих параметров:
- увеличение производительности труда в РХД;
- увеличение доли технологических разработок в структуре научных разработок отраслевых научных институтов и организаций;
- увеличение товарной рыбной продукции;
- увеличение показателей прибыли и рентабельности предприятий рыбного хозяйства;
- повышение доли отечественной пищевой рыбной продукции на внутреннем рынке.
Ниже предпринята попытка сформировать два сценария развития РХК - инерционный и базовый.
Инерционный сценарий основывается на прогнозе динамики экономических и социальных процессов в регионе с учетом продолжения реализации существующих документов, но в условиях бюджетных ограничений и без осуществления мер, направленных на обеспечение опережающего экономического роста.
Базовый сценарий предполагает реализацию Стратегии при наиболее благоприятном развитии региональной, внутрироссийской и международной ситуации. При этом предполагается, что в рамках данного сценария будут реализованы все инвестиционные проекты, осуществление которых признано целесообразным для достижения целей продовольственной безопасности страны и Приморского края. В этом сценарии должен проявиться весь существующий потенциал региона с учетом объективных ограничений (сроки строительства, объем запасов и т.п.), но без учета каких-либо бюджетных ограничений. Главный критерий отбора проектов - экономическая целесообразность и физическая возможность их реализации.
В рамках разработки полномасштабной региональной стратегии развития РХД в последующем может быть также разработан оптимальный сценарий, который является корректировкой базового сценария с учетом предполагаемых бюджетных ограничений, вызванных явлениями мирового финансово-экономического кризиса, но с сохранением основных мероприятий технологического перевооружения.
В случае преодоления существующих на сегодняшний день нормативных, ценовых и потребительских, инфраструктурных ограничений, а также требований
международного характера развития РХД Приморского края основными результатами базового сценария станут (рис. 1):
- увеличение доли готовой к употреблению рыбной продукции к 2020 г. до 37,8% в общем объеме товарной рыбной продукции;
- увеличение производительности труда с 28,43 до 48,3 тыс. руб. на одного занятого в отрасли.
Ш 2KB 20№ 3QIQ 2011 2012 2013 2014 2015 3316 201? 2013 20IP 20»
I^H Производительность труда, расчетная, тыс. рублей на одного занятого в отрасли » Доля готовой к употреблению продукции в общем объеме продаваемой рыбной продукции, % Динамика инвестиций
Рис. 1. Реализация базового сценария развития РХД Приморского края
Источник: рассчитано на основе комплексного сравнительного анализа параметров долгосрочных прогнозов.
Прогноз выполнен на основе принципов, применяемых при поисковом прогнозировании. Поисковый прогноз - это прогноз, показывающий, к каким состояниям придет прогнозируемый объект в заданное время при определенных начальных условиях. Заданное время (2017-2020 гг.) включается во время реализации стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации.
Начальные условия:
- объем бюджетных расходов в РХД Приморского края;
- объем инвестиций в основной капитал по РХД Приморского края;
- темпы роста ВРП Приморского края;
- темпы роста доходов населения Приморского края;
- экспертные оценки развития конъюнктуры на основных рынках сбыта рыбной продукции.
Каждая позиция влияет на развитие РХД (объем вылова, производства и реализации рыбной продукции).
Модели прогнозов построены с помощью операционных систем Microsoft Excel, были использованы функции «РОСТ» для продолжения линии экспоненциального тренда на основе имеющихся статистических данных о состоянии указанных выше показателей.
Резкий подъем показателя динамики инвестиций в развитие отрасли объясняется тем, что именно в 2010 г. произошел максимальный прирост к текущему уровню инвестирования, обусловленный началом работ по реализации сразу ряда
стратегических и программно-плановых документов российского рыбохозяйствен-ного комплекса.
Расчет прогноза по инерционному сценарию показал, что отставание по показателю «Доля готовой к употреблению рыбной продукции в общем объеме товарной продукции РКХ составит не менее 14% (рис. 2).
» базовый сценарий инерционный сценарий
Рис. 2. Сравнение показателя по сценариям «Доля готовой к употреблению продукции РХК в общем объеме продукции РХК» Источник: рассчитано на основе комплексного сравнительного анализа параметров долгосрочных прогнозов.
Прогноз производительности труда работников рыбохозяйственной деятельности строился на допущениях низкого роста выпуска технологичной продукции и замедления динамики коэффициента обновления основных фондов (рис. 3).
60
20 -
10 -
О--I-I-т-I-,-I-I-I-I-I-I-,-I-■
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
; ; инерционный сценарий é базовый сценарий
Рис. 3. Сравнение показателя «Производительность труда» Источник: рассчитано на основе комплексного сравнительного анализа параметров долгосрочных прогнозов.
Результаты сравнения свидетельствуют, что в случае снижения инвестиционных затрат на развитие РХД произойдет планомерное отставание количественных и качественных показателей деятельности рыбохозяйственных предприятий Приморского края. Краевые предприятия могут потерять существенную долю внутреннего рынка рыбной продукции. В случае если предпринимательские структуры в РХД Северо-Западного и Южного федеральных округов не смогут восполнить
недостаток рыбной продукции, поставляемой на внутренний рынок Приморским краем, целевой критерий развития РХД в контексте задачи обеспечения продовольственной безопасности может быть не достигнут и максимально составит 68,2%.
1. Латкин, А.П. Особенности государственного регулирования предпринимательства в рыбохозяйственной деятельности / А.П. Латкин, О.В. Корнейко. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2011. - 171 с.
2. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ №120 [Принят Президентом Российской Федерации 30.01.2010 г.].
3. Корнейко, О.В. Свободный порт Владивосток как инструмент инвестиционной политики в рыбной логистике региона / О.В. Корнейко // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2016. - № 9 (342). - С. 89-99.
4. Итоги работы Росрыболовства в 2015 году и задачи на 2016 год: материалы к заседанию Коллегии Федерального агентства по рыболовству [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://fish.gov.ru/ob-agentstve/kollegiya-rosrybolovstva.
5. Приказ Росрыболовства от 30.03.2009 №246 «Об утверждении Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fish.gov.ru/files/documents/otraslevaya_ deyatelnost/ekonomika_otrasli/koncepciya_razvitiya/Strategiya_prikaz_246.TIF.
© О.В. Корнейко, 2016
Для цитирования: Корнейко О.В. Сценарные варианты развития рыбохозяйственной деятельности Приморского края как основы национальной продовольственной безопасности // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2016. № 4. С. 110-116.
For citation: Korneyko O.V. Scenarios for the development of fisheries activities in Primorsky Region as the basis for national food security // The Territory Of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service. 2016. № 4. P. 110-116.
Дата поступления: 10.11.2016.