Б. Р. Чениб
СЦЕНАРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СВОБОДНЫХ СРЕДСТВ ЕКС ПО ФИНАНСОВЫМ ИНСТРУМЕНТАМ КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИИ
Аннотация
В статье предлагается разработка сценариев прогнозирования распределения средств ЕКС по финансовым инструментам в зависимости от параметров бюджетной стратегии.
Ключевые слова
Единый казначейский счет, управление ликвидностью, банковские депозиты, бюджетные кредиты, сделки РЕПО, бюджетная стратегия, программный бюджет.
B. R. Chenib
SCENARIO MODELING OF STA BALANCES DISTRIBUTION ON FINANCIAL INSTRUMENTS OF TREASURY OF RUSSIA
Annotation
Article proposes the development of scenarios forecasting the distribution of funds for financial instruments depending on parameters of budget strategy.
Keywords
Treasury single account, cash management, bank deposits, budgetary loans, REPO transactions, budget strategy, program budget.
В соответствии с нормами права, под таргетированием остатков денежных средств на едином банковском счете Казначейства России понимается обеспечение ликвидности и управление размером ежедневного сальдо на едином счете путем мониторинга денежных обязательств организаций [1]. Грамотное кассовое планирование и прогнозирование операций обеспечивают максимальную концентрацию свободных средств, вложение которых в финансовые инструменты приносит дополнительный доход.
Планирование эффективной политики управления свободными средствами бюджета включает в себя различные количественные и качественные методы. В исследовании предлагается качественное прогнозирование распределения свободных остатков ЕКС по финансовым инструментам в зависимости от ре-
альных факторов рынка и общей бюджетной стратегии развития государства.
Новизна исследования состоит в применении метода сценарного моделирования в планировании эффективного кэш менеджмента Казначейства России через призму общей государственной финансовой политики. Целью ставится определение пропорций наиболее эффективного использования свободных средств ЕКС в условиях действующей модели бюджетирования, ориентированного на результат.
В ходе исследования проводится сравнительный анализ общих показателей операций, оценка влияния на них определенных рыночных факторов, на основе комбинации которых, составляются прогнозные сценарии использования тех или иных инструментов
Под бюджетной стратегией мы понимаем анализ возможных факторов
и выделение из них целей и задач, рассчитанных на продолжительный курс бюджетной политики государства. В условиях действующей в России стратегии бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), в основных направлениях бюджетной политики на 2017 г. и плановый период 2018-2019 гг. выделяются такие установки развития операционной эффективности использования средств, как оптимизация расходования бюджетных средств и развитие бюджетного инвестирования в реальный сектор экономики [2].
В современной казначейской системе используются следующие инструменты регулирования ликвидности ЕКС.
1. Банковские депозиты средств федерального бюджета — посредством размещения части остаточных ресурсов на банковские депозиты и получения дополнительных доходов от процентов начисления по ним, Федеральное казначейство гарантирует защиту свободных средств ЕКС от инфляционного воздействия. Банковские депозиты отличаются простотой реализации и прибыльностью сделок между Казначейством и коммерческими банками. Предусматривает оплату бюджетных обязательств и строгий отбор кредитных организаций, в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ [3].
Назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть все внут-
2. Бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счетах бюджетов — использование свободных бюджетных ресурсов (текущих остатков ЕКС) для покрытия временных кассовых разрывов счетов ППО в УФК, с платой в размере, установленной по закону, процентной ставки [4]. Обеспечивают временную ликвидность счетов региональных и местных уровней, а также минимизацию и упорядочение просроченной задолженности. Доступные бюджетные кредиты позволяют заменить высокопроцентные коммерческие займы и безвозмездные трансфертные выплаты из федерального бюджета на поддержку регионов и муниципалитетов.
3. Покупка (продажа) ценных бумаг по договорам РЕПО — проводится с кредитными организациями, заключившими генеральное соглашение с Федеральным казначейством по принципу обратной продажи Федеральным казначейством ценных бумаг, приобретенных у кредитной организации через определенный срок по заранее оговоренной цене [5]. Основная причина внедрения — использование аналогичного банковским депозитам инструмента с целью диверсификации рисков.
Базовые показатели, характеризующие использование описанных инструментов в российской казначейской системе, представлены в таблице 1.
ренние и внешние факторы обеспечивающие благоприятные условия для нормального развития деятельности [7,
Таблица 1 — Средние показатели финансовых операций для обеспечения ликвидности ЕКС (рассчитаны по данным [6] на 1 октября^ 2017 г.)
Название Текущая ставка, % Срок Сумма 1 договора, млрд руб. Доля в распределении средств ЕКС, % Частота использования
Банковские депозиты 8,4 Среднесрочные: 7-182 дн. 84 8 4 раза в мес.
Сделки РЕПО 8,5 Сверхсрочные: от 1 до 14дн. 135 90 Овернайт
Бюджетные кредиты 0,1 Краткосрочные: 50 дн. 5,2 2 19 раз в мес.
с. 347]. На основе свойств и опыта применения инструментов таргетирования остатка ЕКС, в качестве прямых ключевых факторов, оказывающих влияние на тот или иной метод размещения бюджетных средств следует выделить следующие.
1. Объем свободных средств на
ЕКС.
2. Стабильность бюджетного процесса.
3. Сальдо годового кассового плана бюджета.
4. Степень развития банковского сектора и безопасности рынка депозитов.
Различные условия и комбинаторные сочетания приведенных обстоятельств финансовой системы обуславливают распределение остатков средств на ЕКС по инструментам казначейства в зависимости от их свойств. На этой основе составим таблицу 3 с тремя возможными сценариями бюджетной политики, построенными на развитии различных секторов экономики: бюджетной (консервативный сценарий), инвестиционной (рыночный сценарий), финансовой (управленческий). Каждому из них будут присущи свои черты и особенности развития,
5. Кредитоспособность бюджетов субъектов и муниципальных образований.
6. Потребность региональных и местных бюджетов в дополнительных источниках финансирования.
С учетом показателей таблицы 1, характеризующих свойства финансовых инструментов, представим их поведение и эффективность использования при дифференцированных значениях тех или иных факторов в таблице 2, где «+» — положительное влияние фактора, для использования инструмента; «-» — отрицательное влияние фактора; «0» — нейтральность фактора.
индивидуальный набор приведенных выше факторов и, как следствие, наиболее эффективная для него политика тар-гетирования остатками.
Сценарии рассчитаны на условиях комплексной реализации программы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» с другими госпрограммами [8]. Главной целью ставится поиск путей приспособления текущей системы тарге-тирования остатками к формируемой в долгосрочной перспективе бюджетной политике России.
Таблица 2 — Влияние финансовых факторов на использование операций
поддержки ликвидности ЕКС
Варианты факторов Депозиты Репо Бюджетный кредит
Крупный объем свободных остатков + + +
Средний объем свободных остатков + - +
Малый объем свободных остатков + - -
Стабильное исполнение бюджетного плана + + +
Отклонение бюджетных показателей от плановых - - +
Положительное сальдо бюджетов - - -
Отрицательное сальдо бюджетов - - +
Качественное развитие банковского сектора + + 0
Низкий уровень безопасности банковского рынка - - +
Положительная кредитоспособность бюджхтов 0 0 +
Отрицательная кредитоспособность бюджетов + - -
Потребность бюджетов в дополнительных источниках фи- +
нансирования
Отсутствие необходимости в дополнительных трансфертах + + -
Таблица 3 — Модели сценариев развития бюджетной политики России
Сценарий
Характеристика
Содержание
§ к
ее
Й «
а
а
S
о м « §
К £
S Й
8
к
л
ю
ев Н
О
2
ю
Принципы
Стабильность и сбалансированность
Присущие параметры
— крупный объем свободных остатков;
— стабильное исполнение бюджетного плана;
— небольшое положительное сальдо;
— умеренное развитие банковского сектора;
— кредитоспособность регионов;
— умеренная потребность в дополнительных финансирования
источниках
Описание
Приоритетной является адаптивная политика государства, направленная на поддержание устойчивой долговой и налоговой ситуации. Стабильное обеспечение принятых обязательств — снабжение источниками доходов, достаточными для покрытия расходов региональных и местных бюджетов.
Динамика таргетирования
Для умеренного роста и ликвидности бюджета возможно равномерное использование банковских депозитов и бюджетных кредитов на пополнение остатков средств бюджетов с целью обеспечения региональных расходов_
л а
g-e £ b ° S 8 « S о s
S fe s
<и а
i «
Принципы
Экономический рост, инвестиционная поддержка, ориентированность — impact investing
социальная
Присущие параметры
— небольшой объем свободных остатков;
— отклонение реальных бюджетных показателей от плановых;
— отрицательное сальдо;
— стабильный банковский сектор;
— слабая кредитоспособность регионов;
— высокая потребность в дополнительных источниках финансирования
Описание
Увеличение долгосрочных бюджетных вложений направленных на социально-экономические нужды страны. Развитие экономики, повышение качества жизни в стране, выполнение социальных обязательств перед гражданами. Результат — увеличение государственных расходов, направленных в реальный сектор экономики, что оказывает влияние на ликвидность казначейских операций ввиду долгосрочного инвестирования средств бюджета.
Динамика таргетирования
Доля свободных средств бюджета, направляемая в краткосрочные текущие инструменты поддержки ликвидности, заметно сокращается
о
и
о
ве ат
н
е
с
арс м
дж
О to
а и
IB
в
U й ео чв ао к с е н а
Л
в о
с
Принципы
Доминирование финансового сектора в экономической сфере
Присущие параметры
— высокие темпы оборачиваемости свободных остатков;
— стабильное исполнение бюджетного плана;
— положительное сальдо бюджета, качественное развитие банковской системы;
— качественная кредитоспособность регионов;
— умеренная потребность в дополнительных источниках финансирования
Описание
В отличие от II сценария, основным фактором эффективности исполнения бюджета здесь является не экономический рост, а качественный финансовый менеджмент. Реализация бюджетной политики ориентирована на повышение эффективности системы управления финансами и государственного и муниципального управления. В условиях снижения налогового потенциала государства, характерно усиленное управление долговыми обязательствами и качественное использование свободных финансов
Динамика таргетирования
Проводится интенсивная политика управления ликвидностью свободных средств с использованием операций РЕПО, банковских депозитов. Бюджетные кредиты применяются как наиболее ликвидный и дешевый инструмент для долговой политики_
Параметры I и III варианта являются положительными для продолжения текущего варианта кэш-менеджмента Казначейства, чего нельзя сказать о свойствах второго сценария. Тем не менее, очевидным преимуществом для качественного бюджетного развития в рамках результативной модели бюджетирования (БОР) является первостепенность организации реального сектора экономики и социальной сферы посредством разработки и запуска механизмов, гарантирующих ориентацию денежных потоков на поддержку производства [9, с. 70].
Эффективным для кэш-
менеджмента Казначейства России следует признать действующие пропорции распределения остатков, большая часть которых вкладывается в сверхсрочные сделки РЕПО, и использование третьего сценария бюджетной политики — повышение уровня государственного финансового менеджмента. Однако анализ реальных факторов, комплексно учитывающих общую долгосрочную бюджетную стратегию с таргетированием средств ЕКС, указывает на приоритетность использования более длительных механизмов, поддерживающих не только текущую финансовую ликвидность, но и реальный рыночный сектор по второму предложенному сценарию, ввиду применения модели БОР в современной России.
Примером качественного синтеза инвестиционной политики и ликвидного администрирования средств ЕКС, для поиска новых инструментов, может послужить контрольный механизм казначейского сопровождения бюджетных инвестиций и субсидий [10]. Преимущественным значением механизма является предоставление средств в сумме их фактической потребности, что уменьшает объемы дебиторской задолженности и остатков на счетах [11, с. 14]. Очевидно, что это оказывает свое косвенное влияние на управление ликвидностью ЕКС, ввиду отказа от пере-
числения авансов в коммерческие банки и сохранение денег внутри казначейской платежной системы с возможностью их эффективного вложения в финансовые операции по таргетированию остатка баланса. Эти особенности присущи II варианту сценария бюджетной политики и обеспечивают согласованность операционного использования средств бюджетов общему курсу программной модели, что дает нам основание сделать заключение о необходимости расширения применения свойств данного механизма в управлении государственными финансами России.
Библиографический список
1. Об утверждении Концепции реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 г. : [Приказ Минфина России № 227от 29.08.2013] [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://home.garant.ru/#/document/7044782 2/paragraph/70:2.
2. Основные направления бюджетной политики на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг. [Электронный ресурс] / Министерство финансов Российской Федерации. — Режим доступа : http://www.council.gov.ru/media/files/ bMJxsnBCWlrASj cUgjkHmAbXcXFF9V xC.pdf.
3. О порядке размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах : [Постановление Правительства РФ № 1121 от 24.12.2011] [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://home.garant.ru/#/document/7012002 6/paragraph/1:13.
4. Об утверждении Правил предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) : [Постановление Правительства РФ № 721 от 20.08.2013]. — Режим доступа : http://home.garant.ru/#/document/7043843 0/paragraph/1:9.
5. О порядке осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части покупки (продажи) ценных бумаг по договорам репо и открытия счетов для осуществления таких операций : [Постановление Правительства РФ № 777 от 04.09.2013]. — Режим доступа : http://home.garant.ru/#/document/7044732 0/paragraph/83:4.
6. Официальный сайт Казначейства России [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.roskazna.ru.
7. Свиридов, О. Ю., Лысоченко, А. А. Финансовый менеджмент кредитно-банковских институтов. — Ростов н/Д : Содействие — XXI век, 2013.
8. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» : [Постановление Правительства РФ № 320 от 15.04.2014]. — Режим доступа : http://home.garant.ru/#/document/7064423 4/paragraph/1:6.
9. Игонина, Л. Л. Стратегические векторы развития финансовой системы России // Экономико-правовые аспекты реализации стратегии модернизации России: поиск модели эффективного социохозяйственного развития : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. — Сочи, 2016. — С. 67-72.
10. О порядке казначейского сопровождения в 2016 г. государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения : [Постановление Правительства РФ № 70 от 04.02.2016]. — Режим доступа : http://home.garant.ru/#/document/7132279 4/paragraph/1:0.
11. Артюхин, Р. Е. Казначейство России: от проверок к управлению рисками // Финансы. — 2017. — № 6. — С. 13-16.
Bibliographic list
1. On approval of Concept of reforming the system of budgetary payments for the period until 2017 : [Order of Ministry of Finance of Russia № 227 from 29.08.2013] [Electronic resource]. — Mode of access : http://home.garant.ru/#/ document/70447822/paragraph/70:2.
2. Main directions of budgetary policy for 2017 and planning period of 2018 and 2019 [Electronic resource] / Ministry of Finance of Russian Federation. — Mode of access : http://www.council.gov.ru/media/ files/bMJxsnBCWlrASj cUgjkHmAbXcXF F9VxC.pdf.
3. About the order of placing of means of Federal budget on Bank deposits : [Decree of RF Government № 1121 from 24.12.2011]. — Mode of access : http://home.garant.ru/#/document/7012002 6/paragraph/1:13.
4. On approval of Rules of granting of budget loans to replenish balances on accounts of budgets of subjects of Russian Federation (local budgets) : [RF Government decree № 721 from 20.08.2013]. — Mode of access : http://home.garant.ru/#/ document/70438430/paragraph/1:9.
5. On the procedure of transactions on management of Fund balances on single account of Federal budget regarding purchase (sale) of securities under repurchase agreements and open accounts for such transactions : [Resolution of Government of Russian Federation № 777 from 04.09.2013]. — Mode of access : http://home.garant.ru/#/document/7044732 0/paragraph/83:4.
6. Official site of Federal Treasury [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.roskazna.ru.
7. Sviridov, O. Ju., Lysochenko, A. A. Financial management credit and banking institutions. — Rostov-on-Don : Assistance — XXI century, 2013.
8. About approval of state program of Russian Federation «Public Finance Management and regulation of financial markets» : [RF Government resolution № 320 from 15.04.2014]. — Mode of access : http://home.garant.ru/#/document/70 644234/paragraph/1:6.
9. Igonina, L. L. Strategic vectors of development of financial system of Russia // Economic and legal aspects of realization of strategy of modernization of Russia: search for models of effective socio-consalting development : materials of in-
ternational scientific-practical conf. — Sochi, 2016. — P. 67-72.
10. On the procedure for Treasury maintenance in 2016, state contracts (agreements) and contracts, agreements, agreements concluded within the framework of their performance : [Decree of Russian Federation Government № 70 from 04.02.2016]. — Mode of access : http://home.garant.ru/#/document/7132279 4/paragraph/1:0.
11. Artyukhin, E. R. Treasury of Russia: from audits to risk management // Finance. — 2017. — № 6. — P. 13-16.