Научная статья на тему 'Сценарное моделирование инновационного развития гостиничных организаций'

Сценарное моделирование инновационного развития гостиничных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / СЦЕНАРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / СЦЕНАРИЙ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / ГОСТИНИЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / STRATEGIZING / INNOVATION STRATEGY / INNOVATION ACTIVITY / SCENARIO MODELING / INNOVATION DEVELOPMENT SCENARIO / HOTEL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левченко Татьяна Павловна, Ткачева Яна Сергеевна, Вареников Вячеслав Александрович

В настоящее время стратегическое управление в научной литературе рассматривается через такое понятие, как «стратегирование». Особое внимание учеными-исследователями уделяется стратегированию в рамках осуществления инновационной деятельности. В статье уточнено сущностное содержание понятий «инновационная стратегия», представлена технология выбора сценариев инновационного развития нескольких организаций туристско-рекреационной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Левченко Татьяна Павловна, Ткачева Яна Сергеевна, Вареников Вячеслав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scenario modeling of innovative development of hotel organizations

At present strategic management in the scientific literature is considered as “strategizing”. Particular attention is paid to strategizing in the implementation of innovation activity. The article clarifies the essential content of the concepts of “innovation strategy”, presents the technology for selecting scenarios for the innovative development of several organizations in the tourism and recreation sector.

Текст научной работы на тему «Сценарное моделирование инновационного развития гостиничных организаций»

УДК 640.41:338.2 ББК 65.433 Л-38

Левченко Татьяна Павловна, профессор, доктор экономических наук, профессор кафедры «Гостиничного и ресторанного бизнеса» ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет»; 354055, г. Сочи, ул. Пластунская 94; e-mail: lekonst@mail.ru;

Ткачева Яна Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры организации и управления транспортными процессами ФГОБУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»; 385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, д. 191; e-mail: tkachev4@mail.ru;

Вареников Вячеслав Александрович, аспирант кафедры «Экономики и менеджмента» ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет»; 354055, г. Сочи, ул. Пластунская 94; e-mail: www.vyacheslove@mail.ru

СЦЕНАРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

(рецензирована)

В настоящее время стратегическое управление в научной литературе рассматривается через такое понятие, как «стратегирование». Особое внимание учеными-исследователями уделяется стратегированию в рамках осуществления инновационной деятельности. В статье уточнено сущностное содержание понятий «инновационная стратегия», представлена технология выбора сценариев инновационного развития нескольких организаций туристско-рекреационной сферы.

Ключевые слова: стратегирование, инновационная стратегия, инновационная активность, сценарное моделирование, сценарий инновационного развития, гостиничная организация.

Levchenko Tatyana Pavlovna, professor, Doctor of Economics, professor of the Department of Hotel and Restaurant Business of FSBEI HE "Sochi State University"; 354055, Sochi, 94 Plastunskaya str.; e-mail: lekonst@mail.ru;

Tkacheva Yana Sergeevna, Candidate of Economics, an associate professor of the Department of Organization and Management of Transport Processes of FSBEI HE "Maikop State Technological University"; 385000, the Republic of Adygea, Maikop, 191 Pervomayskaya str.; e-mail: tkachev4@mail.ru;

Varenikov Vyacheslav Alexandrovich, a post graduate student of the Department of Economics and Management of FSBEI of HE "Sochi State University"; 354055, Sochi, 94 Plastunskaya str.; e-mail: www.vyacheslove@mail.ru

SCENARIO MODELING OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF HOTEL ORGANIZATIONS

(reviewed)

At present strategic management in the scientific literature is considered as "strategizing". Particular attention is paid to strategizing in the implementation of innovation activity.

The article clarifies the essential content of the concepts of "innovation strategy", presents the technology for selecting scenarios for the innovative development of several organizations in the tourism and recreation sector.

Keywords: strategizing, innovation strategy, innovation activity, scenario modeling, innovation development scenario, hotel organization.

Стратегический инновационный менеджмент методически обеспечивается разнообразными системными инструментами. Сценарное моделирование рассматривается многими учеными-экономистами как один из наиболее эффективных [1; 2]. Сценарное моделирование подразумевает построение ряда моделей, которые отражают прошлое, настоящее или будущее и объединяются общим сценарием [3]. Модели связаны друг с другом и иллюстрируют последовательное развитие начальной ситуации.

С нашей точки зрения, инновационные сценарии характеризуются осознанными взаимосвязанными действиями, правилами и принципами, в соответствии с которыми разрабатываются перспективные направления организационного развития. Реализация данных направлений предполагает осуществление инновационной деятельности, обеспечивает лидерские позиции и конкурентные рыночные преимущества.

Сценарное моделирование применяется в самых различных сферах человеческой деятельности. Туристско-рекреационная сфера, и гостиничный бизнес в частности, не является исключением. Из-за высокой степени неопределенности внешней среды, постоянного возникновения проблемных ситуаций разной сложности, необходимости предотвращения неоправданных рисков и дорогостоящих ошибок вопрос тщательного выбора инновационного сценария приобретает особую актуальность.

Формирование сценариев инновационного развития гостиничных организаций может быть обеспечено построением матрицы выбора на основе уровня элементов инновационной активности [5].

В зависимости от величины элементов инновационной активности гостиничной организации, могут быть применен и реализован ряд сценариев:

- радикальный;

- активный; стабилизационный.

Рассмотрим выбранные нами сценарии:

1. В рамках радикального сценария инновационного развития гостиничной организации предполагается реализация мер по кардинальному изменению хозяйственной деятельности, смене или внедрению новых производственных технологий, изменению существующих или внедрению новых видов гостиничных услуг, повышению квалификации сотрудников. Радикальные преобразования в гостиничной организации могут быть обеспечены изменениями в системе управления, в первую очередь по линии вертикальных отношений, сменой административно-управленчес-кого или линейного персонала, а также созданием новых видов гостиничных услуг;

2. Активный сценарий инновационного развития основывается в первую очередь на мероприятиях по повышению уровня инновационного потенциала гостиничной организации, нацеленных на развитие и совершенствование технологий производства и качества оказываемых услуг, интенсификацию экономического роста;

3. Стабилизационный сценарий инновационного развития делает упор на удержании текущих конкурентных позиций на рынке путем покупки инновационных технологий, заимствования и имитации потребительских свойств инновационных услуг, оказываемых организациями-конкурентами.

В качестве объектов практического применения рассмотрим три гостиничных организаций г. Сочи. В таблице 1 представлены исходные данные уровня инновационной активности и ее элементов. Названия организаций не разглашаются в целях сохранения конфиденциальной информации.

На основе данных в таблице 1 можно сделать вывод: каждое из рассматриваемых гостиничных организаций обладает различным начальным уровнем инновационных возможностей. На текущем этапе выбор подходящего сценария проблематичен. Нами были построены матрицы выбора сценария инновационного развития гостиничных организаций на основе уровня элементов инновационной активности (рисунки 1, 2 и 3).

Таблица 1. Интегральные показатели элементов инновационной активности гостиничных организаций г. Сочи

Гостиничные организации Гостиничная организация 1 Гостиничная организация 2 Гостиничная организация 3

Инновационный потенциал 0,40 0,52 0,37

Инновационная устойчивость 0,46 0,20 0,24

Интенсивность инновационной деятельности 0,43 0,56 0,40

Интегральный показатель интенсивности инновационной деятельности 0,43 0,39 0,33

1

0,9

л

§ 0,8 еа

■г 0,7 за

? 0,6

о

^

£3 0,5

X

§ 0,4

Я

я 0 3 и °,3 о

я 0,2 К

0,1 0

0

0,2

Радикальная

Активная ■ инновационная

инновационная . стратегия

стратегия 1 1 1 1 ^ууу^

1 щ Стабилизационная

инновационная

1 1 стратегия

0,8

1

0,4 0,6

Инновационный потенциал

Рис. 1.

Матрица выбора сценария инновационного развития гостиничных организаций на основе соотношения показателей инновационной устойчивости и

инновационного потенциала

Результаты проведенного анализа позволяют охарактеризовать первую гостиничную организацию как инновационно-активную. Рассчитанный уровень элементов инновационной активности свидетельствует о наличии необходимых условий для разработки новых или усовершенствования существующих гостиничных услуг. Активный сценарий инновационного развития будет целесообразным выбором для данной организации. Как показывает практика [4; 6], в процессе разработки и коммерциализации инноваций осваиваются новые виды услуг, укрепляется конкурентоспособность, обеспечивается рост объема продаж, создаются предпосылки для снижения себестоимости и повышения качества гостиничных услуг.

о X X о к я й и о X X X л н о о X ю X о X <и н X

к

1

0,9 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0

Активная инновационная стратегия

Радикальная инновационная стратегия

Стабилизационная инновационная стратегия

0,2 0,4 0,6

Инновационный потенциал

0,8

Рис. 2.

Матрица выбора сценария инновационного развития гостиничных организаций на основе соотношения показателей интенсивности инновационной деятельности и инновационного потенциала

0

1

«

о X X о

Я й са О X X

Л

н о о X ю

О X <и н X

К

1

0,9 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4

8 Н О

о X Л

5

н

4 0,3 0,2 0,1 0

Активная инновационная стратегия

Радикальная инновационная стратегия

Стабилизационная инновационная стратегия

0,4 0,6

Инновационная устойчивость

0,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3.

Матрица выбора сценария инновационного развития гостиничных организаций на основе соотношения показателей интенсивности

0

1

инновационной деятельности и инновационной устойчивости

Для второй гостиничной организации характерно определённое внимание к новым и улучшающим технологиям в хозяйственном обороте. Однако в данной организации недостаточно активно решаются вопросы обеспечения инновационной устойчивости, что в дальнейшем может оказать негативное влияние на конкурентоспособность рыночной позиции.

Интегральный показатель инновационной устойчивости (0,2) свидетельствует о том, что инновационное развитие недостаточно обеспечивается в общем объеме инвестиций.

Инвестиционная деятельность в отрыве от инновационной сопряжена с высоким уровнем рисков. Второй гостиничной организации следует уделить внимание инвестиционному обеспечению новых технологий, их разработки и реализации, так как она обладает инновационным потенциалом необходимого уровня.

Выбор между радикальным и стабилизационным сценарием инновационного развития Гостиничной организации 2 может быть основан на уровне инновационного потенциала. В рамках данного методического подхода затраты на создание базисных и улучшающих инноваций рассчитываются и анализируются на предмет инновационной устойчивости организации, что позволяет оценить возможность формирования необходимых для текущей производственно-хозяйствен-ной деятельности ресурсов и готовность к реализации выбранного сценария инновационного развития. Гостиничную организацию 2 можно отнести к хозяйствующим субъектам с высокими инновационными возможностями (интегральный показатель инновационного потенциала = 0,52), следовательно, следует избрать радикальный сценарий.

Расчет интегральных показателей элементов инновационной активности Гостиничной организации 3 показал, что в настоящий момент оно обладает достаточным инновационным потенциалом для внедрения улучшающих нововведений и в то же время некоторыми ресурсами для разработки новых технологий. Коэффициенты инновационного потенциала и интенсивности инновационной деятельности свидетельствуют о способности предприятия к реализации активного сценарий. Несмотря на низкий коэффициент инновационной устойчивости, организация может избрать активный сценарий.

Таким образом, использование описанного метода на этапе разработки сценарных планов позволяет гостиничным организациям оценить свою текущую инновационную активность и учесть показатели ее элементов при принятии решений о направлении дальнейшего инновационного развития. На этапе реализации сценария инновационного развития такая оценка во многом позволит избежать нерационального использования финансово-экономических ресурсов и покажет пути наращивания инновационной сферы.

Результаты проведенного анализа представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты анализа выбора сценариев инновационного развития для гостиничных организаций г. Сочи

Показатели Инновационный потенциал Инновационная устойчивость Интенсивность инновационной деятельности Инновационна я активность

Результаты оценки инновационной активности Гостиничной организации 1

Данные 0,4 0,46 0,43 0,43

Сценарий Активный Активный Активный Активный

Результаты оценки инновационной активности Гостиничной организации 2

Данные 0,52 0,2 0,56 0,39

Сценарий Стабилизационный Радикальный Стабилизационный Радикальный

Результаты оценки инновационной активности Гостиничной организации 3

Данные 0,37 0,24 0,4 0,33

Сценарий Активный Радикальный Активный Активный

Таким образом, мы раскрыли сущность, содержание, методы оценки инновационной активности и показали пути использования данной экономической категории в теории и практике не только инновационного, но и стратегического менеджмента предприятий, а также при анализе хозяйственной деятельности и управлении предприятием в целом.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что предложенная технология сценарного моделирования инновационного развития гостиничных организаций позволяет осуществлять обоснованный выбор сценария, оптимального в текущих условиях деятельности.

Литература:

1. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Стратегический менеджмент в инновационных организациях: системный анализ и принятие решений. Москва: ИНФРА-М, 2013. 394 с.

2. Бендиков М.А., Хрусталев Е.Ю. Методологические основы исследования механизма инновационного развития в современной экономике // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. №2. С. 3-14.

3. Кузнецова Т.Е., Рудь В.А. Конкуренция, инновации и стратегия развития российских предприятий (результаты эмпирических исследований) // Вопросы экономики. 2013. №12. С. 86-108.

4. Левченко Т.П., Епанешникова О.В. Оценка инвестиционной активности индустрии гостеприимства // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела (СГУТиКД). 2012. №1(19). С. 54-60.

5. Пути обеспечения инновационной активности предприятий [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://8cent-emails.com

6. Трачук А. Инновационная стратегия компании // Проблемы теории и практики управления. 2013. №9. С. 75-83.

Literature:

1. Andreichikov A.V., Andreichikova O.N. Strategic management in innovative organizations: system analysis anddecision making. Moscow: INFRA-M, 2013. 394p.

2. Bendikov M.A., Khrustalev E.Yu. Methodological basis for the study of the mechanism of innovative development in modern economy // Management in Russia and abroad. 2007. № 2. P. 3-14.

3. Kuznetsova T.E., Rud V.A. Competition, innovation and development strategy of Russian enterprises (the results of empirical research) // Questions of economy. 2013. No. 12. P. 86-108.

4. Levchenko, T.P., Epaneshnikova, O.V. Evaluation of the investment activity of the hospitality industry // Bulletin of the Sochi State University of Tourism and Resort Business (SGUTiKD). 2012. № 1 (19). P. 54-60.

5. Ways to ensure the innovation activity of enterprises [Electronic resource]. Access Mode: http://8cent-emails.com

6. Trachuk A. Innovation strategy of a company // Problems of the theory and practice of management. 2013. No. 9. P. 75-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.