Научная статья на тему 'Сценарная технология создания опережающего контекста деятельности учителя'

Сценарная технология создания опережающего контекста деятельности учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
402
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРЕЖАЮЩИЙ КОНТЕКСТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С УЧЕНИКОМ / КЛАССОМ / РОДИТЕЛЯМИ / АДМИНИСТРАЦИЕЙ ШКОЛЫ / СЦЕНАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО КОНТЕКСТА / АЛГОРИТМ СЦЕНИРОВАНИЯ / PEDAGOGICAL ACTIVITY / ADVANCING CONTEXT OF PEDAGOGICAL ACTIVITY / ADVANCING DEVELOPMENT OF THE TEACHER / ADVANCING INTERACTION OF THE TEACHER WITH THE PUPIL / CLASS / PARENTS / SCHOOL ADMINISTRATION / SCENARIO TECHNOLOGIES OF CREATION OF AN ADVANCING CONTEXT / ALGORITHM OF STAGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазниченко Марина Александровна, Молчанюк Кристина Николаевна

В статье обоснована необходимость опережающего построения педагогической деятельности, ориентированной на прогнозирование и активное принятие будущего. Рассматриваются возможности сценарных технологий в создании опережающего контекста деятельности учителя, предложен алгоритм сценирования опережающего развития учителя, его взаимодействия с отдельным учеником, классом, родителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мазниченко Марина Александровна, Молчанюк Кристина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scenario Technology For Creating Advanced Context Activities Teacher

In the article the necessity of advancing the construction of teaching activities focused on forecasting and active acceptance of the future;discusses the possibility of the scenario of technology in creating advanced context for the activities of teachers, the proposed algorithm stsenirovaniya advanced development of teacher interaction with individual student, class, parents.

Текст научной работы на тему «Сценарная технология создания опережающего контекста деятельности учителя»

УДК 371.1

СЦЕНАРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО КОНТЕКСТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Мазниченко Марина Александровна,

доктор педагогических наук, доцент кафедры педагогического и психолого-педагогического образования Сочинского государственного университета, е-mail: maznichenkoma@mail.ru

Молчанюк Кристина Николаевна,

учитель английского языка НЧОУ «Гимназия «Школа бизнеса», аспирант Сочинского государственного университета, г. Сочи, е-шиИ: zcn711@gmail.com

В СТАТЬЕ ОБОСНОВАНА НЕОБХОДИМОСТЬ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ПОСТРОЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И АКТИВНОЕ ПРИНЯТИЕ БУДУЩЕГО. РАССМАТРИВАЮТСЯ ВОЗМОЖНОСТИ СЦЕНАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЗДАНИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО КОНТЕКСТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ, ПРЕДЛОЖЕН АЛГОРИТМ СЦЕНИРОВАНИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ, ЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОТДЕЛЬНЫМ УЧЕНИКОМ, КЛАССОМ, РОДИТЕЛЯМИ.

• педагогическая деятельность • опережающий контекст педагогической деятельности

• опережающее развитие педагога • опережающее взаимодействие педагога с учеником, классом, родителями, администрацией школы • сценарные технологии создания опережающего контекста • алгоритм сценирования

Актуальность создания опережающего контекста педагогической деятельности

Многие учителя ориентируются в педагогическом процессе на имеющуюся образовательную ситуацию, текущие условия, современные требования к своей деятельности. Этого недостаточно: необходимо прогнозировать будущее и предпринимать активные действия по совершенствованию обучения и воспитания с учётом сделанного прогноза, то есть создавать опережающий контекст педагогической деятельности. Это обусловливают следующие факторы:

1. Социальная миссия образования, которая заключается не только в выполнении социального заказа, но и в том, что образование должно стимулировать развитие общества, экономики, культуры. «Образование должно опережать общество, прокладывая путь к цивилизованному бытию» [1]; «система образования не должна выполнять социальный заказ. Она должна опере-

жать другие сферы деятельности и производства. Только тогда она станет фактором развития» [2]; «ключевым направлением изменений должен стать уход от «адаптационной» модели школы, при котором содержание образования представляет собой педагогически адаптированный опыт мировой культуры, к целенаправленному построению нового содержания и новой модели образовательной деятельности, соответствующей ожидаемому состоянию производства и социальной сферы» [3, с. 28];

2. Значительное отставание школы от жизни как в части содержания, так и в области средств обучения. «Содержание обучения оказывается самой консервативной стороной общего среднего образования. Консерватизм системы образования достигает здесь своего апогея, особенно это заметно в естественнонаучной области, где содержание, подлежащее изучению, фактически не меняется уже на протяжении столетия... Можно констатировать, что содержание курсов физики, химии, биологии устарело,

Внедрение и прпмш

современные знания представлены в них крайне ограниченно (меньше 5%), а предметная фрагментированность естественнонаучного знания не позволяет формировать у учащихся целостную научную картину мира и тем более метапредметные знания и навыки. Существующие предметные курсы, будучи заполнены устаревшим знанием (относящимся преимущественно к XVI-XIX векам) не позволяют организовать полноценную исследовательскую и проектную деятельность учащихся на занятии, отсюда низкие результаты выполнения российскими школьниками тестов PISA» [4, с. 134]. Несмотря на лавинообразный прогресс технологий, как информационно-коммуникационных (коммуникационные сервисы, социальные сети, сетевые игры, виртуальная и дополненная реальности и др.), так и других (когнитивных, социальных, нано-, био- и др.), их роль в образовательной среде неизмеримо меньше, чем в повседневной жизни ребят. «Наблюдается явное противоречие: вне школы дети живут в современном информационном обществе, а в школе — на рубеже ХХ-ХХ1 веков (уровень веб-страниц и электронной почты). Отставание на 15-20 лет налицо!» [4, с. 134]. Широкое распространение и использование социальных медиа (социальных сетей, мессенджеров) происходит на фоне игнорирования их системой образования и даже запретов. При этом интерес молодых людей к ресурсам сети Интернет невероятно высок. Согласно исследованиям, проведённым в России и за рубежом, имеют аккаунт в социальной сети 90% американских подростков, 63% европейских детей (9-16 лет) и 97% российских старшеклассников (московская выборка) [5]. В обширном исследовании использования мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе, проведённом Д.О. Королёвой, так описывается сложившаяся ситуация: «Обычный школьный класс сегодня представляет собой сообщество продвинутых пользователей Интернета, постоянно находящихся онлайн и с лёгкостью переключающихся между учёбой, общением, развлечением. Школа искусственно погружает учащихся в совершенно не свойственную им среду, лишая всех этих возможностей» [6]. Информационно-коммуникационные технологии и, в частности, третья волна информатизации школы приведены нами как одна из проблем, с которой может столкнуться учитель в своей профессиональ-

ной деятельности. Современность ставит множество других вызовов, которые требуют адекватного и своевременного ответа;

3. Специфика педагогической деятельности: высокая доля творческой, инновационной составляющей; направленность на проектирование будущего и реализацию проектов;

4. Сопротивление отдельных педагогов инновациям по причине того, что они внедряются «сверху» (администрацией школы, Министерством просвещения и т.д.), поэтому личностный смысл, необходимость их внедрения учителем не осознаются. Построение педагогической деятельности в опережающем контексте может изменить такую ситуацию;

5. Профессиональный рост, самосовершенствование педагогов — важнейшее условие эффективного воспитания подрастающих поколений. Учитель должен демонстрировать личный пример совершенствования себя, иначе его словесные призывы к ученикам о необходимости воспитывать в себе определённые личностные качества, овладевать новыми знаниями и компетенциями не сработают. Один из аспектов опережающего контекста педагогической деятельности — опережающее развитие собственной личности, профессиональный и личностный рост.

Понятие опережающего контекста педагогической деятельности. Это новый подход к организации педагогической деятельности, когда учитель на основе собственного опыта, изучения научной и философской литературы, форсайт-анализа прогнозирует будущее развитие общества, педагогической действительности, школы, ученика, класса, предвосхищает ход педагогических событий, возникновение тех или иных педагогических ситуаций, проблем, предпринимает активные действия по подготовке к будущим изменениям, ищет адекватные способы реагирования на них, формирует и воплощает образ желаемого будущего.

Опережающий контекст педагогической деятельности — это три основные составляющие:

• опережающее развитие себя как субъекта педагогической деятельности, то есть развитие в себе тех качеств, которые будут необходимы педагогу будущего;

• опережающее развитие ученика как объекта педагогической деятельности — мысленное создание учителем желаемого образа ученика, создание условий для принятия его учеником и построение педагогических воздействий исходя из этого образа; развитие в ученике качеств человека будущего;

• опережающее развитие педагогических средств — создание и использование педагогических форм, методов, технологий, средств, которые необходимы для реагирования на будущие изменения, воплощения образа желаемого будущего, стимулирования опережающего развития общества, культуры, образования.

Факторы, влияющие на создание опережающего контекста педагогической деятельности

Внутренние: личностные качества, способности, индивидуальный стиль деятельности педагога, мотивация.

Внешние: корпоративная культура и ценности школы, стратегии развития региональной и федеральной образовательной системы, ФГОС. Факторы влияют на то, в каком контексте (опережающем, актуальном или отстающем от реальности) осуществляется деятельность учителя.

Условия создания опережающего контекста педагогической деятельности

Для того чтобы создать опережающий контекст педагогической деятельности, необходим ряд условий.

1. Внешние условия: инновационная направленность деятельности школы, поддержка учителя в создании опережающего контекста со стороны администрации учебного учреждения (стимулирование инициативы и творчества; отсутствие жёсткой регламентации деятельности, необоснованных ограничений и запретов; оптимизация нагрузки; методическая помощь (консультирование, организация тренингов и мастер-классов, ведение методической базы, взаимопосещение и анализ уроков, форсайт-группы, повышение квалификации; тематические заседания методических объединений; открытые уроки; открытые

занятия МО; обобщение передового педагогического опыта; учёт профессиональных достижений при аттестации учителя, конкурсы профессионального мастерства).

2. Внутренние условия: готовность учителя к созданию опережающего контекста своей деятельности. Она включает следующие компоненты:

Мотивационный: устремлённость в будущее; стремление к самообразованию, профессиональному и личностному росту; инновационная, творческая и духовно-нравственная направленность, приоритет нравственных ценностей над ценностями потребления. В процессе создания опережающего контекста педагог берёт на себя ответственность за будущее (своё, школьников, образования, общества в целом);

Интеллектуальный: сценарное мышление; способность принимать решения в ситуациях неопределённости; проводить мысленный эксперимент; «умения предвидеть, прогнозировать возможный ход педагогических событий, процессов, ситуаций» [7];

Практический: умения социального и педагогического прогнозирования; навыки проведения форсайт-анализ; стратегирования (ценностного самоопределения); проектировочные умения; владение способами сцени-рования педагогической деятельности и педагогического взаимодействия, самообразования; умения генерировать и внедрять педагогические инновации, действовать в ситуации неопределённости; способность к интеграции различных типов знаний о педагогической действительности (научных, обыденных, художественных, религиозных и др.); рефлексивные умения;

Личностный — такие качества личности, как: креативность, инициативность, гражданская активность, развитое воображение, ответственность за последствия своих действий, социальная зрелость.

Сценарные технологии как эффективное средство создания опережающего контекста педагогической деятельности

Однозначно, линейно спрогнозировать, предвидеть будущее, как правило, невозможно. Нужен вероятностный подход. Прогнозируя,

Внедрение и нрпмш

мы выдвигаем несколько сценариев: например, оптимистичный и пессимистичный, а также сценарий, который разрабатывается в зависимости от условий. Например, сценарий, определяемый международными обстоятельствами, а именно: если политические санкции против России будут углубляться или будут отменены, то: Россия продолжит членство в Болонском процессе или выйдет из него и активизирует сотрудничество со странами Азии; государство повысит зарплату учителей или оставит на прежнем уровне; изменит или оставит прежними нормы наполняемости классов и т.д. Наиболее адекватными средствами создания опережающего контекста педагогической деятельности становятся сценарные технологии. Необходимость их применения учителем обусловлена следующими факторами:

• динамичность социальной ситуации, быстрое изменение технологий, рост объёмов информации, изменения в сознании учеников;

• постоянное реформирование образования, внедрение новых стандартов, программ, методов и технологий;

• переход от проектирования линейного образовательного процесса к вероятностному проектированию образовательной ситуации [8].

Сценарный подход пришёл в педагогику из экономики и бизнес-среды. Появившись в 60-х годах XX века, технологии сценарного моделирования активно развивались и нашли своё применение в разных сферах человеческой деятельности. Помимо экономики и стратегического менеджмента сценарный подход применяется в политике, управлении образованием: сценарное моделирование процессов управления на разных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном, на уровне образовательного учреждения), а также в проектировании педагогического взаимодействия между субъектами педагогического процесса, например, взаимодействия классного руководителя с родителями [9]. О.Л. Осадчук указывает на эффективность метода сценарного моделирования в прогнозировании процессов управления различными компонентами образовательной системы и утверждает, что «разрабатываемые специалистами сценарии позволяют предусмотреть механизмы гибкого реагирования образовательной системы на изменяющие-

ся внешние и внутренние условия и определить возможные направления её развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе» [10].

А.С. Роботова пишет о возрастающей значимости развития у педагогов умений сце-нирования в условиях усиления неопределённости в окружающей действительности. Автор рассматривает сценарное мышление как рациональный управленческий компонент в деятельности учителя и утверждает, что сценарный подход может способствовать «грамотному и экономному проектированию учебного и воспитательного процесса, созданию сценариев уроков и других занятий, расчётливому выбору той или иной технологии, прогнозированию развития индивидуальной дидактической или воспитательной системы, последствий своих педагогических решений» [7].

Л.А. Сайтбагина исследует возможности применения сценарного моделирования в исследовательской деятельности студентов вуза [11].

Ю.С. Тюнников и М.А. Мазниченко показали возможности сценирования взаимодействия классного руководителя с родителями, преподавателя вуза со студентом. Сценарную технологию авторы понимают как «коррекцию непродуктивных, закрепление продуктивных и синхронизацию сценариев взаимодействия педагога и обучающегося» [12].

Педагогический сценарий и его структура

Основатель сценарного подхода Г. Кан, экономист и военный стратег, даёт следующее определение: «Сценарий — это гипотетическая последовательность возможных событий, фокусирующая внимание на причинно-следственной связи между этими событиями и точками принятия решений, способных изменить ход и траекторию движения во времени всей рассматриваемой системы в целом или отдельных её подсистем» [13, с. 4].

Н.Е. Кузнецова рассматривает сценарий как важный компонент проектных исследований сложных систем и констатирует, что этот термин употребляется в научной литературе

в трёх основных значениях: 1) заранее подготовленный детальный план осуществления проекта в форме каких-то действий ; 2) сюжетная схема или детализированный план изменения природных влияний или человеческой деятельности, происходящих в рамках изучаемых социально-природных систем, явлений, ситуаций; 3) технологический документ проектирования выбранной системы и её изменений [12].

Л.А. Сайтбагина понимает педагогический сценарий как гибкий план действий педагога в той или иной ситуации, представляет его как своеобразную картину, при помощи которой можно предвидеть будущие результаты развития деятельности учащихся и осуществлять поиск альтернативных путей достижения цели обучения, коррекцию действий и взаимодей ствия субъектов педагогического процесса [11]. По мнению исследователя, сценарий представляет собой детальное описание:

• содержания обучения (методы и формы в определённом сочетании);

• действий педагога;

• действий учащихся (поведение, знания, умения);

• педагогического взаимодей ствия (рефлексивного соуправления).

Ю.С. Тюнников, М.А. Мазниченко в работе [12] рассматривают два типа сценариев: сценарий студента и сценарий педагога. Каждый из них может быть разной степени продуктивности (непродуктивный, средне-продуктивный, низкопродуктивный, высокопродуктивный). Сценарий преподавателя выступает как «метасценарий», в который заложен сценарий студента. Сценарий преподавателя, в зависимости от целей педагогического воздействия, может проектироваться как: контрсценарий (для нейтрализации непродуктивного сценария студента); коррекционный (педагогическая коррекция имеющегося сценария); развивающий (его развитие, актуализация позитивных аспектов; закрепляющий (закрепление имеющегося продуктивного сценария) [10].

Сценарий — это ответ на вопрос: «Как будет развиваться образовательная ситуация в зависимости от того или иного варианта будущего?», а также описание способов педагогического реагирования на различ-

ные возможные варианты будущего. Сценарий включает детальное описание последовательности действий педагога и ученика, событий их взаимодействия и строится исходя из поставленной педагогической цели и осуществлённого ценностного самоопределения педагога в отношении будущего. Сценарий может быть представлен в виде детального плана или сюжетной схемы. Последовательность действий педагога и ученика описывается через точки принятия решений и может включать несколько вариантов педагогического воздействия. Конкретный вид воздействия выбирается исходя из развития ситуации педагогического взаимодействия. Компоненты сценария включают формулировку тренда, обозначение проблемы, стратегическую цель, действия ученика, действия педагога, точки принятия решений, средства и инструменты педагогического воздействия, планируемый результат.

Типы сценариев для создания опережающего контекста педагогической деятельности

Представляется целесообразным использовать три типа сценариев.

Личностные:

• сценарий опережающего профессионального развития педагога — это мысленное моделирование педагогом того, как он должен измениться как личность, как профессионал с учётом будущих изменений в обществе и образовании. Это новый образ себя как педагога и способов его воплощения;

• сценарий опережающего развития ученика — новый желаемый учителем образ конкретного ученика, позволяющий решить имеющиеся у школьника проблемы, и способы его воплощения путём педагогического воздействия и самовоспитания ученика.

Межличностные:

• сценарий опережающего взаимодействия педагога с учащимися с целью решения текущих и будущих проблем, достижения целей воспитания и обучения человека будущего;

• сценарий опережающего взаимодействия педагога с родителями школьника — модель их взаимодействия, направленная

Внедрение и пршшш

на совместное решение текущих и вероятных будущих проблем в воспитании ученика и его взаимодействии со своей семьёй;

• сценарий опережающего взаимодействия педагога с администрацией школы представляет модель взаимодействия учителя с директором, завучами с учётом целей опережающего развития педагога и школы.

Гоупповые — при работе с группой необходимо учитывать наличие актива, формального и неформального лидеров; воздействовать на учащихся посредством актива и неформальных групп.

Виды групповых сценариев

Сценарий опережающего взаимодействия педагога с классом — модель взаимодействия педагога с классом с учётом возможных изменений в его структуре, взаимоотношениях, коллективных ценностях и традициях.

Сценарий опережающего взаимодействия педагога с родителями учеников класса. Работа с родительским коллективом имеет ряд особенностей. В отличие от классного коллектива родители полным составом встречаются с учителем 4-5 раз в год, в силу чего учитель обладает несравнимо меньшими возможностями в работе с родителями. В то же время сейчас всё больше набирают популярность новые формы общения: в мессенджерах или социальных сетях, что позволяет строить общение на более регулярной основе. Зачастую классные руководители общаются с родительским коллективом через родительский актив: учитель ведёт общение с председателем родительского комитета, а тот, в свою очередь, с родителями класса. Все эти аспекты чрезвычайно важны и играют значимую роль в процессе создания опережающего контекста педагогической деятельности посредством выстраивания сценария взаимодействия «учитель — родительский коллектив»;

Сценарий опережающего взаимодействия педагога с педагогическим коллективом школы в целях инновационного развития образовательной системы.

Алгоритм сценирования:

1. Анализ наличной ситуации: диагностика уровня профессионального развития педагога, обученности и воспитанности учеников, их видения настоящего и будущего; конкретизация имеющихся проблем;

2. Форсайт-анализ — прогнозирование будущего как ответы на вопросы: каким образом изменятся в будущем общество, технологии, взаимодействие людей, способы общения, образовательная система, цели воспитания и обучения, какие будут востребованы личностные качества, компетенции, как изменятся требования к педагогу, средства педагогической деятельности, условия её осуществления? На данном этапе формулируются тренды — наиболее вероятные тенденции будущего;

3. Ценностное самоопределение педагога в отношении будущего и стратегий подготовки к нему, его воплощению:

3.1. Варианты ценностного самоопределения учителя в отношении будущего:

• отрицание будущего, его неприятие («впереди ожидают только новые трудности, нет оснований для улучшения ситуации, новые опасности обязательно возникнут», «любые новшества вредны»;

• пассивное принятие будущего («всё от себя зависящее я сделал, и теперь будь что будет»; «мне всё равно»);

• активное отношение к будущему (стремление подготовиться к нему или изменить его, предупредить нежелательные события);

3.2. Варианты ценностного самоопределения педагога в отношении стратегий и средств подготовки к будущему: педагогу необходимо определить, какие задачи для него приоритетны. На этом этапе необходимо дифференцировать желаемое и нежелательное будущее и определить возможность влияния педагога на это будущее. Например, какие нежелательные события, на которые педагог не сможет повлиять, могут вследствие складывающихся обстоятельств произойти с учеником, (например, развод его родителей), а какие ожидаемые события могут быть скорректированы педагогом. Необходимо определиться со своим отношением к возможным предстоящим событиям, то есть к будущему.

3.3. Стратегии подготовки к будущему:

• Педагог отрицает будущее и пытается бороться с ним, противодействовать ему;

• Учитель смиряется с будущим и ничего не делает (остаётся в настоящем или даже в прошлом;

• Педагог принимает будущее и готовится к нему, что-то меняя в себе и в учениках. В этом случае педагог может значимо повлиять на будущее, создать желаемое будущее.

4. Постановка опережающих педагогических целей;

5. Выбор средств и инструментов для достижения целей;

6. Определение точек принятия решений, то есть тех обстоятельств, в которых ученик и педагог оказываются перед необходимостью постановки новой цели и выбором того или иного пути достижения желаемого результата, корректировки своих действий;

7. Построение нескольких возможных сценариев педагогического воздействия и взаимодействия «на опережение» (например, оптимистического и пессимистического);

8. Реализация того или иного сценария в зависимости от развития ситуации;

9. Рефлексия.

Форсайт-анализ: тренд будущего развития общества — глобализация. В ряде социальных практик «тон» задают, лидируют европейские страны. Для достижения значимых успехов в социальной практике необходимо включаться в международное взаимодействие с европейскими странами.

Ценностное самоопределение: активное принятие будущего и создание условий, чтобы его принял Вася Петров. Главное — не дисциплина на уроках английского языка и даже не успеваемость Петрова по английскому языку. Главное — самореализация Васи, развитие его творческого потенциала, повышение самооценки.

Постановка опережающих педагогических целей: Вася Петров станет известным в России и в Европе писателем детективного жанра.

Выбор средств и инструментов для достижения целей: заинтересовать Васю Петрова в написании детективных историй на английском языке, создании собственного сайта писателя на английском языке, размещении своих сочинений на сайте и в последующей отправке их в книжное издательство, на литературный конкурс в Британию.

Требования к сценированию:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• оценка всех наиболее вероятных вариантов развития будущего;

• принятие во внимание неопределённости будущего, вероятностного характера прогнозирования;

• оценка возможных рисков;

• наличие альтернатив (нескольких сценариев, выбора из нескольких путей развития ситуации);

• выбор эффективных педагогических средств.

Примеры личностных сценариев

Пример сценирования опережающего развития ученика.

Анализ наличной ситуации: ученик Вася Петров на уроках английского языка не слушает учителя и отвлекает одноклассников, рассказывая сочинённые им детективные истории.

Определение точек принятия решений: предложить Васе Петрову изучать английский язык по индивидуальному плану, а в качестве домашних заданий представлять переводы детективов британских писателей и собственные детективы на английском языке.

Построение нескольких возможных сценариев педагогического воздействия и взаимодействия «на опережение».

Оптимистический сценарий: Вася станет обучаться по английскому языку на «отлично», заинтересуется английским языком и литературой, примет участие в литературном конкурсе в Британии.

Пессимистический сценарий: ученик Петров воспримет предложение обучаться по индивидуальному плану как признание своей исключительности и станет «кичиться» этим перед одноклассниками, унижать их.

Внедрение и нрпмш

Реализация того или иного сценария в зависимости от развития ситуации

В интерпретации Васи Петрова: «Я пишу хорошие детективные истории, я выиграл Всероссийский конкурс юных писателей. Я хочу, чтобы как можно больше людей по всему миру узнало о моём творчестве. Что я могу для этого сделать? Кого попросить о помощи? А что будет, если я напишу свой детектив на английском? Как сделать так, чтобы о нём все узнали? Что будет, если я выложу его в Интернет? А что, если приму участие в конкурсе в Великобритании?»

Пример сценирования опережающего развития учителя.

Анализ наличной ситуации: мои ученики активно общаются в социальных сетях Фейсбук и Инстаграм; это сильно отвлекает их от учёбы, они поздно садятся за уроки, не высыпаются. А у меня там даже нет странички.

Форсайт-анализ: социальные сети в будущем будут занимать всё большую часть свободного времени учеников.

Ценностное самоопределение: активное принятие будущего и изменение себя в соответствии с ним. Ценно то, что вызывает интерес у учеников, и это надо использовать в целях обучения.

Постановка опережающих педагогических целей: изменить своё отношение к социальным сетям с позиции «это отвлекающий фактор для учеников» на позицию «социальные сети я могу эффективно использовать как средство обучения».

Выбор средств и инструментов для достижения целей: создать свою страницу и группу «Английский юмор» на Фейсбуке. Пригласить в эту группу своих учеников. Размещать там анекдоты и другие примеры английского юмора. Для этого скачать в Интернет и прочитать сборники английских анекдотов. Организовать конкурс проектов по сравнительному анализу английского и русского юмора. Самому принять в нём участие, наравне с учениками.

Определение точек принятия решений: изменить своё отношение к социальным се-

тям. Найти серьёзных людей, которые имеют странички в Фейсбуке. Предложить ученикам на одном из уроков выполнить домашнее задание в социальных сетях: найти друга из Британии и попросить его написать самый смешной анекдот.

Построение нескольких возможных сценариев педагогического воздействия и взаимодействия «на опережение»: оптимистический сценарий: мне удастся овладеть общением в социальных сетях и использовать социальные сети как средство обучения, при этом у меня не возникнет зависимости от социальных сетей. Пессимистические сценарии: я не смогу научиться активно использовать социальные сети, в том числе как средство обучения; общение в социальной сети вызовет у меня неприятие; ученики воспримут моё задание как побуждение ещё активнее общаться в социальных сетях, и реальное общение будет заменено на виртуальное. Для предупреждения этой ситуации необходимо параллельно давать задания с использованием реального общения (например, попросить своих родственников разных поколений вспомнить самые смешные анекдоты).

Пример групповых сценариев

Сценарии опережающего взаимодействия педагога с классом

Сценарий 1

Анализ наличной ситуации: в следующем году я буду работать в выпускном классе. Мои ученики, возможно, будут испытывать страх, волнение во время экзамена, и это может сказаться на результате экзамена. Я хочу помочь ребятам преодолеть их тревожность, страхи и излишнюю эмоциональность. Сейчас они с подобной ситуацией справляются плохо, а я не могу им помочь, поэтому я выбираю сценарий профессионального саморазвития.

Форсайт-анализ: предполагается, что в будущем широкое применение получат компьютерные технологии введения людей в изменённые состояния сознания, в которых исчезает чувство страха и неуверенности в себе. Это позволит более продуктивно обучаться. В образовании взрослых, возможно, эти технологии будут применены.

Но здравый смысл подсказывает, что неокрепшую психику учащихся вряд ли стоит подвергать подобным воздействиям. Изменённые состояния сознания и последствия пребывания в них недостаточно изучены, следовательно, опасно и безответственно пытаться каким-либо образом вызывать изменённые состояния сознания у школьников.

Ценностное самоопределение: активное принятие будущего и подготовка к нему — изучение применения технологий введения в изменённые состояния сознания человека и последствий этого процесса. Преимущественное внимание уделить поиску альтернативных технологий снятия стресса и тревожности у школьников, в том числе — традиционных.

Постановка опережающих педагогических целей: самому овладеть технологией вхождения в изменённое состояние сознания и научить ей своих учеников при условии научно достоверных данных о её положительном, без всяких вредных последствий, влиянии на психику, эмоциональную сферу и здоровье учащихся.

Выбор средств и инструментов для достижения целей: «пожалуй, приглашу я психолога... может памятки им раздать?.»; «в моём классе есть ребята, которые теряются в ситуации стресса, а ведь существуют приёмы, которые могут им помочь справиться с волнением и показать то, на что они способны. что выбрать? Может, психологические приёмы, техники? Что, если я освою их сама и научу ребят? Что, если я приглашу психолога?... » Возможные средства — книги по психологии, беседа со школьным психологом, веб-семинар; психологические техники, приёмы и т.д.

Определение точек принятия решений

Мои точки принятия решений — это: 1) точка выбора цели — профессиональное развитие (хочу помочь ученикам); 2) личностное саморазвитие (хочу помочь себе); 3) точка выбора средства (книги или веб-семинар; приём, техника или тренинг).

мочь ребятам справиться с волнением во время экзамена. Для этого я могу: 1) изучить необходимую литературу сама, если моих знаний будет недостаточно; 2) я могу пройти обучение на семинаре, если это не поможет; 3) я могу пригласить психолога для проведения тренинга и т.д.».

Рефлексия. «Идея пройти участие в веб-семинаре была удачной, потому что.»; «нужно взять на заметку этот сайт, а вот опыт применения советов из книги по психологии — нет, нужно было предварительно проконсультироваться со школьным психологом...»

Сценарий 2

Анализ наличной ситуации: класс пассивен, отказывается принимать участие в общешкольных мероприятиях. В частности, на прошлой неделе отказался участвовать в конкурсе «Кулинарный поединок». Мероприятие имеет соревновательный характер: на суд жюри нужно представить блюдо, костюм, презентацию. На предложения приступить к работе классный руководитель получил отказ: «Первое место нам никогда не занять», «Вам надо — Вы и делайте». Позиция класса представляет собой сознательный отказ от деятельности и характеризуется неприятием инициативы педагога: «Вам надо — Вы и делайте».

Форсайт-анализ: в будущем всё большую популярность будут иметь обучение различным практикам как развлечение. Например, кулинарные мастер-классы, проводимые для детей или взрослых в брендовых ресторанах, мастер-классы по составлению цветочных композиций, гончарному делу и т.д.

Ценностное самоопределение: активное принятие будущего и использование его в воспитательных целях. Кулинарный мастер-класс имеет не только развлекательную, но и педагогическую ценность.

Постановка опережающих педагогических целей: сменить отрицание внешкольных внеурочных занятий на интерес к внеклассной деятельности.

Построение нескольких возможных сценариев педагогического воздействия и взаимодействия «<на опережение»: «Хочу по-

Выбор средств и инструментов для достижения целей: средства — кулинарный мастер-класс на каникулах в одном из кафе;

Внедрение и прпмш

экскурсия в сад-музей «Дерево дружбы», где можно узнать много интересного о представителях разных культур.

Определение точек принятия решений: Точка выбора цели — сменить отрицание «не просите, не будем» на интерес «Мария Ивановна, а давайте.» или на нейтральное отношение «ладно, на сцену выйдем, что-нибудь расскажем». Точка выбора средства: выбор 1 — экскурсия, мастер-класс; выбор 2 — принуждение, угроза — «участвовать не будете — напишу докладную / летом в Питер не поедем», выбор 3 — манипуляция «Вы же не хотите, чтобы меня ругали. Участвовать не будете — меня накажут».

Построение нескольких возможных сценариев педагогического воздействия и взаимодействия «<на опережение»: «Кулинарный поединок» по плану воспитательной работы пройдёт в четвёртой четверти, поэтому на каникулах в первой четверти предложу ребятам отправиться на кулинарный мастер-класс в ресторан «Оливье». Если они не согласятся — отправимся в сад-музей «Дерево дружбы» на экскурсию. Если тоже не захотят — сами проведём кулинарный мастер-класс для родителей или для начальной школы.

Рефлексия. «Идея запугать последствиями не сработала, а вызвала ещё большее отрицание...».

Сценарий опережающего взаимодействия педагога с родителями учеников класса

Анализ наличной ситуации: ученики 5-го класса тяжело проходят период адаптации. Психологическая служба школы выявила высокий уровень утомляемости. Была проведена работа с учителями-предметниками — скорректирован уровень учебной нагрузки и домашних заданий, родители получили разъяснения учителя о важности соблюдения режима дня и нормированно-сти внешкольной учебной нагрузки. Выслушали, но не придали особого значения словам. Дети продолжают приходить сонные и уставшие. Родители рассуждают: «Каждый год так, лиха беда начало», «Мы не можем изменить режим, ведь у нас тренировки, дополнительные занятия, мы же не первый год занимаемся». Родители занимают пассивную позицию в организации продук-

тивного распорядка дня детей, не хотят «вникать в детали», не требуют соблюдения режима дня, многие дети предоставлены сами себе.

Форсайт-анализ: анализ трендов будущего показывает, что в условиях перегрузок и стрессов на первый план выступят технологии тайм-менеджмента — управления временем своей жизни. Важно уже сейчас обучать учеников и родителей этой технологии: осознавать значимость времени, планировать его, не допускать перегрузок, не тратить время попусту, определять приоритеты, не позволять другим людям отбирать своё личное время на пустую болтовню, жалобы и т.д. Значимым является изучение рекомендаций отечественных учёных по научной организации труда школьников и самовоспитанию

Ценностное самоопределение: активное принятие будущего и использование его в работе с родителями и учениками.

Постановка опережающих педагогических целей. Цель — донести важность соблюдения режима дня, научить родителей правильно строить распорядок дня пятиклассника, обучить их технологии тайм-менеджмента и приёмам научной организации учебного труда школьника.

Выбор средств и инструментов для достижения целей: беседы, тренинг с участием психолога, обмен опытом родителей друг с другом по организации собственного времени и времени ребёнка.

Определение точек принятия решений: Точка выбора цели «проинформировать и собрать подписи или научить составлять режим дня и донести важность». Точка выбора средства: «раздать памятки или провести беседу или организовать тренинг».

Построение нескольких возможных сценариев педагогического воздействия и взаимодействия «на опережение»: «Я могу вклеить памятки в дневники, если результата не будет, проведу беседу.»

Рефлексия: «Решение собрать статистические данные по классу и раздать результаты психологических тестов индивидуально было верным — мне удалось убедить

родителей овладевать технологией тайм-менеджмента и контролировать организацию времени детей».

Примеры межличностных сценариев

Сценарий опережающего взаимодействия педагога с учеником с целью решения текущих и будущих проблем, достижения целей воспитания и обучения человека будущего.

Анализ наличной ситуации: ученик Ваня Сидоров не проявляет интереса к английскому языку, пассивен на уроке, нерегулярно выполняет домашние задания, по остальным предметам занимается хорошо, проявляет интерес и мотивацию. Активизируется только к концу четверти, чтобы «подтянуть» оценку. В разговоре с классным руководителем сказал: «Мне этот предмет не интересен. Зачем сейчас «напрягаться», до конца четверти далеко? Отвечать не буду, если не спросят. Начну работать, только если придётся оценку исправлять». Ваня проявляет низкую мотивацию и интерес, активизирует свою деятельность под воздействием внешних угроз.

Форсайт-анализ: тренд развития технологий — цифровизация. Будущее за цифровыми технологиями. Вероятно, даже традиционные практики (например, проведение экскурсий) постепенно будут заменены цифровыми (видеоэкскурсии).

Ценностное самоопределение: активное принятие будущего и приобщение Вани Сидорова к нему.

Постановка опережающих педагогических целей: повысить мотивацию и интерес Вани к английскому языку, чтобы он не «исправлял оценку», а работал и получал хорошую отметку, потому что интересно.

Выбор средств и инструментов для достижения целей. Средство — работа над проектом по созданию видеоэкскурсии (ученик увлекается видеозаписью и монтажом); использование знаний по предмету в любимом деле.

Определение точек принятия решений: точка выбора цели (повышение мотивации или повышение отметки по предмету); точка выбора средства (создание видеоэкскурсии или участие в конкурсе чтецов и т.д.).

Построение нескольких возможных сценариев педагогического воздействия и взаимодействия «<на опережение»: «Я могу попросить ученика принять участие в проекте по созданию видеоэкскурсии. Если он согласится, я предложу заняться съемкой и монтажом видео. Если он не согласится, предложу принять участие в предметной неделе с творческим номером ...».

Рефлексия. «Идея привлечь Ваню в проект в качестве оператора дала отличный результат...».

Сценарий опережающего взаимодействия педагога с администрацией школы.

Анализ наличной ситуации: администрация гимназии предъявляет высокие требования к квалификации учителей и настаивает на том, чтобы каждый учитель имел первую или высшую аттестационную квалификацию. При этом образовательное учреждение регулярно проводит обучение сотрудников, приветствует участие в профессиональных конкурсах, предоставляет методическое сопровождение учителям, проходящим аттестацию. Гимназия проявляет высокую заинтересованность и вовлечённость в процесс повышения квалификации сотрудников, предлагает сотрудничество. Учитель Иванова аттестацию ещё не проходила. Она не против прохождения аттестации, но боится бумажной волокиты и того, что не наберёт необходимого количества баллов.

Форсайт-анализ: своё будущее учитель Иванова связывает только с этой гимназией, потому что сдружилась с коллективом. Нравится работать, неплохая зарплата.

Ценностное самоопределение: боязнь не справиться, не подготовиться к будущему. Сложно сказать, что для учителя Ивановой важнее: собственная комфортность или реализация своих жизненных планов остаться работать в гимназии.

Постановка опережающих педагогических целей: цель — получить содействие и помощь администрации в прохождении аттестации.

Выбор средств и инструментов для достижения целей: обращение за помощью к заместителю директора по методической работе.

Внедрение и прпмш

Определение точек принятия решений.

Точка выбора цели: 1) «Про аттестацию рано думать; когда скажут: «Предоставь порт-фолио» — тогда и займусь этим вопросом»; 2) «До аттестации два года, нужно подойти узнать, что можно сделать уже сейчас, о чём стоит побеспокоиться заранее»; 3) «Хочу избежать проблем как можно дольше и максимально облегчить процесс прохождения аттестации». Точка выбора средств: 1) «Поговорю с коллегой, которая недавно прошла аттестацию»; 2) «Возьму консультацию у заместителя директора по методической работе — она может не только посоветовать, но и делом помочь, включить в число выступающих на городском методическом объединении».

Построение нескольких возможных сценариев педагогического воздействия и взаимодействия «<на опережение»: «Для успешного прохождения аттестации могу получить консультацию методиста заранее либо поговорить с коллегой, а ещё могу об этом сейчас не думать, займусь этим потом.».

Рефлексия: «Решение пройти консультацию по аттестации заранее было верным.».

Выводы. Построение педагогической деятельности в опережающем контексте — насущная необходимость современной ситуации в обществе и образовании. Наиболее подходящая технология для создания такого контекста — сценирование. Создание опережающего контекста включает построение личностных, межличностных и групповых сценариев. При построении опережающего контекста педагогической деятельности следует учесть, что для ответа на вызовы будущего имеющихся научно-педагогических знаний может оказаться недостаточно. В этом случае необходимо использовать другие типы знаний о педагогической действительности (обыденные, религиозные, художественные, мифологические и др.); они должны быть научно верифицированы, осмыслены с позиций научных принципов и теорий. □

Литература

1. Бацын В.К. От «государственной мифологии» к реальному знанию [Текст] / В.К. Бацын // Народное образование. — 1995. — № 6. — С. 9-14.

2. Решетникова О. Мифы против реальности: ничья в нашу пользу (репортаж о Всероссийской научно-практической конференции «Педагогика и психология на рубеже эпох: мифы и реальность») [Текст] / О. Решетникова //Школьный психолог. Приложение к 1 сентября. — 2000. — № 23. — С. 2.

3. Бермус А.Г. Методология педагогики // Известия Южного Федерального Университета. — 2018. — № 9.

4. Долматов В.П. Мифологическое бытие педагогики как проблема внедрения новых ФГОС // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». — 2017. — № 1(21). — С. 133-146.

5. Поливанова К.Н., Королёва О.Д. Социальные сети как новая практика развития городских подростков // Вестник РГНФ. — 2016. — № 1. — С. 173-182.

6. Королёва Д.О. Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе // Вопросы образования. — 2016. — № 1. — С. 205-223.

7. Роботова А.С. Ресурсы улучшения профессиональной подготовки учителя (Статья первая) // Universum: Вестник Герценовского университета. — 2010. — № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ resursy-uluchsheniya-professionalnoy-podgotovki-uchitelya-statya-pervaya (дата обращения: 08.12.2018).

8. Бермус А.Г. Онтологические проблемы научно-педагогического познания: мо-но-графия. — Ростов-на-Дону, Издательство Южного федерального университета, 2018. — 130 с.

9. Тюнников Ю.С. Сюжетное стратегирова-ние: классный руководитель — родители [Текст] / М.А. Мазниченко, Ю.С. Тюнников // Школьные технологии. — 2003. — № 4. — с. 114-122.

10. Осадчук О.Л. Сценарное моделирование процессов управления в сфере образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2011. — № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ stsenarnoe-modelirovanie-protsessov-upravleniya-v-sfere-obrazovaniya (дата обращения: 08.12.2018).

11. Сайтбагина Л.А. Прогнозирование результатов развития исследовательской деятельности студентов вуза: сценарный подход // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2016. —

№ 3 (23). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/prognozirovanie-rezultatov-razvitiya-issledovatelskoy-deyatelnosti-studentov-vuza-stsenarnyy-podhod (дата обращения: 08.12.2018).

12. Тюнников Ю.С., Мазниченко М.А. Преподаватель и студент: сценарии взаимодействия // Высшее образование в России. — 2004. — № 12. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/prepodavatel-i-student-stsenarii-vzaimodeystviya (дата обращения: 09.12.2018).

13. Kahn H, Wiener A. The Year 2000: AFramework for Speculation on the Next Thirty-Three Years. N.Y.: The Hudson Institute, 1967. 129 p.

14. Кузнецова Н.Е. Системное моделирование и сценарный подход как методология проектной деятельности педагога и студента педагогического вуза // Наука и школа. — 2009. — № 4. URL: https:// cyberleninka. ru/article/n/sistemnoe-modelirovanie-i-stsenarnyy-podhod-kak-metodologiya-proektnoy-deyatelnosti-pedagoga-i-studenta-pedagogicheskogo-vuza (дата обращения: 09.12.2018).

References

1. Batsyn V.K. Ot «gosudarstvennoy mifolo-gii» k real'nomu znaniyu [Tekst] / V.K. Batsyn // Narodnoye obrazovaniye. — 1995. — № 6. — S. 9-14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Reshetnikova O. Mify protiv real'nosti: nich'ya v nashu pol'zu (reportazh o Vseros-siyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Pedagogika i psikhologiya na rubezhe epokh: mify i real'nost'») [Tekst] / O. Reshetnikova //Shkol'nyy psikholog. Prilozheniye k 1 sentyabrya. — 2000. — № 23. — S. 2.

3. Bermus A.G. Metodologiya pedagogiki // Izvestiya Yuzhnogo Federal'nogo Universi-teta. — 2018. — № 9.

4. Dolmatov VP. Mifologicheskoye bytiye pe-dagogiki kak problema vnedreniya novykh FGOS // Vestnik Samarskoy gumanitarnoy akademii. Seriya «Psikhologiya». — 2017. — № 1(21). — S. 133-146.

5. Polivanova K.N., Korolova O.D. Sotsial'nyye seti kak novaya praktika razvitiya gorods-kikh podrostkov // Vestnik RGNF. — 2016. — № 1. — S. 173-182.

6. Korolova D.O. Vsegda onlayn: ispol'zova-niye mobil'nykh tekhnologiy i sotsial'nykh setey sovremennymi podrostkami doma i v

shkole // Voprosy obrazovaniya. — 2016. — № 1. — S. 205-223.

7. Robotova A.S. Resursy uluchsheniya pro-fessional'noy podgotovki uchitelya (Stat'ya pervaya) // Universum: Vestnik Gertsenovs-kogo universiteta. — 2010. — № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/resursy-uluchsheniya-professionalnoy-podgotovki-uchitelya-statya-pervaya (data obrashche-niya: 08.12.2018).

8. Bermus A.G. Ontologicheskiye problemy nauchno-pedagogicheskogo poznaniya: mono-grafiya. — Rostov-na-Donu, Izda-tel'stvo Yuzhnogo federal'nogo universiteta, 2018. — 130 s.

9. Tyunnikov Yu.S. Syuzhetnoye strategirova-niye: klassnyy rukovoditel' — roditeli [Tekst] / M.A. Maznichenko, YU.S. Tyunnikov // Shkol'nyye tekhnologii. — 2003. — № 4. — S.114-122.

10. Osadchuk O.L. Stsenarnoye modelirova-niye protsessov upravleniya v sfere obrazovaniya // Professional'noye obrazovaniye v Rossii i za rubezhom. — 2011. — № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stse-narnoe-modelirovanie-protsessov-upravle-niya-v-sfere-obrazovaniya

11. Saytbagina L.A. Prognozirovaniye rezul'ta-tov razvitiya issledovatel'skoy deyatel'nosti studentov vuza: stsenarnyy podkhod // Professional'noye obrazovaniye v Rossii i za rubezhom. — 2016. — № 3 (23). URL: https ://cyberleninka.ru/article/n/prognoziro-vanie-rezultatov-razvitiya-issledovatelskoy-deyatelnosti-studentov-vuza-stsenarnyy-podhod (data obrashcheniya: 08.12.2018).

Tyunnikov Yu.S., Maznichenko M.A. Pre-podavatel' i student: stsenarii vzaimodeys-tviya // Vyssheye obrazovaniye v Rossii. — 2004. — № 12. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/prepodavatel-i-student-stsena-rii-vzaimodeystviya.

12. Kahn H, Wiener A. The Year 2000: AFramework for Speculation on the Next Thirty-Three Years. N.Y.: The Hudson Institute, 1967. 129 p.

13. Kuznetsova N.Ye. Sistemnoye modelirova-niye i stsenarnyy podkhod kak metodologiya proyektnoy deyatel'nosti pedagoga i studenta pedagogicheskogo vuza // Nauka i shkola. — 2009. — № 4. URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/sistemnoe-modeliro-vanie-i-stsenarnyy-podhod-kak-metodolo-giya-proektnoy-deyatelnosti-pedagoga-i-studenta-pedagogicheskogo-vuza

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.