Научная статья на тему 'Педагогическая диагностика как компонент содержания подготовки будущего учителя'

Педагогическая диагностика как компонент содержания подготовки будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1053
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ / PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS / TEACHER’S PROFESSIONAL WORK / ADVANCING TRAINING AT THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гутник Ирина Юрьевна

В статье раскрыт диагностический контекст профессиональной деятельности педагога, представлены возможности диагностического контекста изучения педагогической деятельности в процессе профессиональной подготовки студентов в вузе.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the diagnostic context of the professional educator activities are revealed, the possibilities of the diagnostic study of pedagogical activity in the process of professional training of University students are presented

Текст научной работы на тему «Педагогическая диагностика как компонент содержания подготовки будущего учителя»

И. Ю. Гутник (г. Санкт-Петербург) ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS AS A COMPONENT OF THE CONTENTS OF FUTURE TEACHER TRAINING

В статье раскрыт диагностический контекст профессиональной деятельности педагога, представлены возможности диагностического контекста изучения педагогической деятельности в процессе профессиональной подготовки студентов в вузе. Ключевые слова: педагогическая диагностика, профессиональная деятельность педагога, опережающее обучение в вузе

In the article the diagnostic context of the professional educator activities are revealed, the possibilities of the diagnostic study of pedagogical activity in the process of professional training of University students are presented

Keywords: pedagogical diagnostics, teacher's professional work, advancing training at the university

Сегодня усиливается внимание к каждому ученику, обеспечению условий для достижения им учебной успешности, социализации, самоопределения. Очень важно, чтобы в любом курсе педагогики, где речь идет о педагогической деятельности, были рассмотрены возможности педагогической диагностики. Изучение педагогической деятельности в процессе освоения любой педагогической дисциплины необходимо рассматривать в контексте педагогической диагностики.

Профессиональная подготовка будущего педагога в современном вузе имеет опережающий характер, готовит будущего учителя к инновационным преобразованиям в сфере профессиональной деятельности, строится на основе всестороннего анализа проблем, состояния, перспектив развития современной школы и результатов исследований школьного образования, полученных в разных областях знания (философии, экономике, психологии, педагогике и др.] [5].

Педагогическую диагностику мы рассматриваем как познавательно-преобразующую деятельность педагога, включающую рациональную и интуитивную составляющие и имеющую своей целью сопровождение ученика, направленное на его самопознание и самоопределение. Причем рациональный компонент педагогической диагностики предполагает применение ее качественных и коли-

чественных методов, а интуитивный компонент не предполагает использования специальных методов диагностики, но подразумевает анализ и систематизацию данных, получаемых учителем в процессе постоянного взаимодействия с учениками.

Рассмотрим особенности современной профессиональной педагогической деятельности и обозначим роль педагогической диагностики.

1. Необходимо учитывать динамическую характеристику педагогической деятельности. Многие исследователи (Ю. П. Азаров, Б. П. Битинас, М. С. Каган, Ю. Н. Кулюткин, Г. И. Щукина и др.], рассматривая характеристики педагогической деятельности, обращают внимание на то, что в деятельности учителя всё находится в динамике:

- цели, которые вытекают из постоянно меняющихся запросов общества, образовательных учреждений, самих учащихся,

- ученик как субъект учения,

- сам учитель,

- условия социальной среды,

- учебная информация, учебные программы, технологии обучения.

Указанная особенность педагогической деятельности подчеркивает нацеленность педагога на постоянное отслеживание происходящих изменений с целью своевременного их учета и коррекции своей деятельности, на-

правленной на сопровождение образовательной деятельности учеников.

2. Педагогическая деятельность является творческой, импровизационной по своей сути. На современном этапе для педагога важно не столько овладеть новыми формами, средствами и приемами, сколько найти свой индивидуальный способ их применения, соединения, сочетания в каждом конкретном случае. Наличие в образовательном процессе ситуаций неоднозначности, неалгоритмизиро-ванности требует от педагога креативных способностей, то есть способностей не только использовать уже имеющиеся в опыте способы и приемы педагогической деятельности, но и готовность к постоянной импровизации.

Творческий процесс - это своего рода дерево бифуркаций, разветвленная система возможных действий [2]. Каждая минута урока и каждая минута общения с ребенком вне урока является для учителя ситуацией выбора, в которой он должен принять определенное решение. В связи с этим педагогу важны владение педагогической синтонностью (от греч. БтШша - созвучность, согласованность], умения реагировать на состояние учеников, других учителей. Импровизация в деятельности учителя обусловлена самой спецификой педагогической деятельности, условиями ее протекания.

Данная особенность педагогической деятельности определяет необходимость постоянной рефлексии учителем целесообразности осуществляемого им выбора, постоянного изучения результатов своей импровизации, ее эффективности для решения возникших проблем.

3. Целью педагогической деятельности является развитие личностных качеств ученика, в становлении и развитии которого участвует учитель во взаимодействии с учеником. Традиционно выделяется два вида результатов педагогической деятельности. Один из них относится к функциональным продуктам деятельности (уроку, занятию, методу, методике]. Другой предполагает личностные продукты деятельности («новообразования» в личности учащихся]. Основным и конечным результатом педагогической деятельности является сам учащийся, развитие его личностных характеристик [2]. Личностное развитие ученика включает в себя две взаимосвязанных составляющих: социальную адаптацию - приспособление личности к со-

циальным условиям - и индивидуализацию (обособление] - осознание ею неповторимости своей индивидуальности, возможности быть самой собой, самоопределяться.

Данная особенность педагогической деятельности определяет необходимость постоянной диагностики личностного роста учеников, сопровождения их личностного самоопределения.

4. Особенностью педагогической деятельности является ее компенсаторный характер. Один и тот же запланированный учителем результат (в основных его характеристиках] может быть получен в ходе применения самых различных технологий, средств, действий. Путь к нему может быть разным, поэтому всегда важно учитывать, с какими затратами был достигнут этот результат. Насколько эффективным и личностно выстроенным был такой путь.

Данная особенность педагогической деятельности определяет необходимость поиска условий, наиболее целесообразных для получения искомого результата, определения факторов, наиболее влияющих на его получение, осуществление которых невозможно без педагогической диагностики.

5. Важная специфическая черта педагогической деятельности заключается в том, что она является «метадеятельностью» (Ю. Н. Кулюткин], протекая на основе других дея-тельностей. Организуя деятельность учащегося, педагог как бы «надстраивается» над ней. Цели, которые он ставит перед собой, -прогноз возможного и желаемого продвижения ребенка в его развитии. Достижение учителем своих целей возможно только через организацию и достижение целей адекватной деятельности ученика. Оценка и коррекция хода педагогического процесса осуществляются на основе того, насколько успешным оказывается запланированное движение ребенка.

Данная особенность педагогической деятельности определяет необходимость отслеживания деятельности ученика. Незначительные неточности в понимании особенностей деятельности ученика способны привести к эффекту «пизанской башни» в осуществляемой учителем надстройке.

6. Рефлексивный характер деятельности педагога. Поскольку, реализуя педагогическую деятельность, педагог сам «включен» в нее, ему важно обладать умением абстрагиро-

ваться от педагогической ситуации, уметь отделять себя от нее, дистанцироваться. Для этого у него должны быть развиты стремление и способность к рефлексии как анализу, оценке себя, своих действий, отношений с людьми, своего внутреннего мира и в то же время учитель должен обладать умением видеть и понимать то, как к нему относятся другие люди, как они его воспринимают (Ю. Н. Кулюткин, А. В. Мудрик, Г. С. Сухобская, М. Г. Ермолаева].

Осуществляя рефлексию, педагог сам себе задает вопросы относительно своей деятельности и предпринимает многократные попытки ответа на них. Таким образом, происходит осознание ценностей и смыслов своей профессиональной деятельности. Степень глубины и доказательности ответов на поставленные вопросы становится ориентиром для динамики профессионального роста педагога. Чем более глубоко, содержательно и доказательно учитель отвечает на возникающие вопросы, тем на более высокую ступеньку профессионального мастерства он восходит [4].

Данная особенность педагогической деятельности определяет необходимость постоянной самодиагностики учителем своей деятельности, а также обучения учеников технологиям диагностики как источника информации для собственной рефлексии.

7. Ансамблевый характер педагогической деятельности. Педагогическая деятельность является совместной, а не индивидуальной, она практически всегда является «ансамблевой». Учащийся в процессе обучения одновременно взаимодействует не с одним педагогом, а с целой группой учителей, преподавателей. Когда деятельность педагогов оказывается согласованной, «ансамблевой», тогда их педагогическая активность становится эффективной и способствует развитию личности учащегося. Высшим критерием такой согласованности представляется не просто взаимодействие педагогов между собой, но их взаимоСОдействие, направленное на достижение конечной цели [2].

Данная особенность педагогической деятельности определяет необходимость взаимодействия всех участников образовательного процесса для сопровождения самоопределения ученика. Как показывает опыт, применение системной, комплексной педагогической диагностики, направленной на самооп-

ределение учеников, осуществляемое всем педагогическим коллективом гораздо более эффективно, чем деятельность отдельных учителей.

8. В качестве особенности педагогической деятельности можно назвать непременное ощущение, видение в этой деятельности трудностей, проблем, разрывов в информации, недостающих элементов, выдвижение гипотез относительно этих недостающих элементов, проверку и оценку этих гипотез, их проверку и перепроверку на практике, выход на результат. Выявить проблемное поле, обеспечить поиск новых средств, способов осуществления педагогической деятельности возможно только при помощи педагогической диагностики. Особенностью педагогической деятельности также является чувствительность к уникальности каждой педагогической ситуации.

Педагогическая деятельность включает необходимость осмысления педагогом значимости умения вычленять из текущих событий конкретные педагогические задачи и умение интерпретировать и решать их наиболее эффективно. В решении любой педагогической задачи есть диагностическая составляющая, которая включает в себя изучение учащихся, познание педагогической ситуации, получение обратной связи в отношении осуществленных мер коррекции. Именно диагностическая составляющая решения педагогической задачи есть в позитивной реконструкции любой педагогической задачи, поэтому данная особенность педагогической деятельности, безусловно, определяет необходимость включения педагогической диагностики в решение каждой педагогической задачи.

В педагогической деятельности сложно развести личностное начало и профессиональное. Любым своим действием по отношению к ученикам педагог проявляет себя как личность, отражая индивидуальный жизненный путь, который он прошел до начала своей профессиональной деятельности, и тот идеал, на который он ориентируется. При этом педагогу необходимо помнить о том, что передать ученику свои знания и опыт, свою систему ценностей невозможно. Он может лишь создать условия для того, чтобы ребенок захотел с его помощью учиться и совершенствовать себя. Его влияние на учеников обусловлено личностными качествами, жиз-

ненной концепцией, степенью осознания и принятия сущности и социальной роли педагогической деятельности, своих профессиональных функций и требований к себе как личности [1].

Данная особенность педагогической деятельности определяет необходимость осознания педагогом своей индивидуальности, ценностей и смыслов своей профессии, поиска средств педагогической диагностики, позволяющих осознать собственную индивидуальность.

Таким образом, необходимость включения в образовательный процесс педагогической диагностики обуславливается особенностями профессиональной педагогической

деятельности. Согласно данным особенностям педагогическая деятельность характеризуется как динамичная, импровизационная, интуитивная деятельность, отражающая ценности и смыслы педагога, направленная на решение и рефлексию им педагогических задач, затрагивающих вопросы помощи и поддержки ученика не только в предметном, но и личностных планах, имеющая компенсаторный и ансамблевый характер. Рассмотрев все особенности педагогической деятельности, можно сделать вывод, что педагогическая диагностика проявляется в каждой из них, следовательно, можно говорить о ее «универсальном» характере, «пронизывающем» всю педагогическую деятельность.

Литература

1. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 224 с.

2. Ермолаева М. Г. Авторская позиция учителя как предмет педагогического исследования: моногр. - СПб.: СПбАППО, 2010. - С. 149.

3. Компетентностная модель современного педагога: учебно-методическое пособие / О. В. Акулова, Е. С. Заир-Бек, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 158 с.

4. Сиденко А. С. Проблемы, особенности и процедуры освоения новых образовательных технологий в педагогических коллективах // Школьные технологии. - 2000. - № 3.

5. Тряпицына А. П. Содержание профессиональной подготовки студентов -будущих учителей к решению задач модернизации общего образования // Universum: Вестник Герценовского университета. Выпуск № 1. - 2013. - С. 50-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.