изменений, применять различные формы координации деятельности.
Для полноты операционной готовности будущий специалист должен обладать элементарными навыками профессиональной деятельности.
Третьей составляющей профессиональной готовности является психологическая готовность к управлению физкультурно-спортивной деятельностью, базирующаяся на наличии у студента лидерских способностей, готовности эффективно использовать имеющиеся знания и умения, нести ответственность за решения и действия (собственные и своих подопечных), а также быть мотивированным для выполнения профессионально значимых функций.
Таким образом, модель формирования готовности к управлению физкультурноспортивной деятельностью представляет собой совокупную деятельность педагога и студента с учетом воздействующих на нее внутренних и внешних факторов. При этом целью является подготовка компетентного педагога, т.е. специалиста, не только обладающего знаниями, умениями и навыками для управления физкультурно-спортивной деятельностью, но и психологически готового ее реализовывать.
литература
1. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие. Казань : Центр инновационных технологий, 2008.
2. Нестерчук О.А. Государственная политика современной России в области высшего профессионального образования : автореф. дис. ... д-ра полит. наук. М., 2009
3. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика : учеб. пособие для вузов. М. : Изд. центр «Академия», 2006.
Formation model of future teachers’ readiness for physical culture and sport activity management
There is regarded the formation model offuture teachers’ readiness for physical culture and sport activity management on the basis of the Federal state educational standard of higher professional education for a Bachelor’s degree in the sphere of "Pedagogic Education" specializing in "Physical Training Education" approved in 2009.
Key words: model, competence, physical culture and sport activity management.
Л.П. МАКАРОВА (Волгоград)
принципы работы школы по развитию профессионального достоинства педагога
Выявляются принципы работы школы по развитию профессионального достоинства педагога как стратегического образа конечного результата его профессионального становления, поскольку цель методической работы в школе - повышение уровня профессиональной культуры и педагогического мастерства учителя для сохранения стабильно положительных результатов в обучении и воспитании учеников.
Ключевые слова: принцип, гуманитарность, экологичность, демократичность.
Как доказывает в своих работах по методологии научно-педагогического исследования В.В. Краевский, педагогическое исследование не выполнит своего назначения, если не будет получено нормативное знание о требуемом характере педагогической деятельности. Нормирование педагогической деятельности, по мнению многих исследователей (Н.М. Борытко, О.С. Гребенюк, Н.С. Пряжни-ков, Н.Е. Щуркова и др.), осуществляется при помощи принципов.
Принцип (от лат. рппаршт - начало, основа) - это инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции, методическое выражение познанных законов и закономерностей, знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм практики [3]. Выявляя способы эффективной педагогической помощи в развитии профессионального достоинства педагога, мы обнаружили три типа помощи, которые
Н.М. Борытко определяет как три ведущие стратегии: руководство, поддержка или сопро-вождение[2]. Нередко наиболее эффективной стратегией педагогической помощи становится педагогическое руководство, когда завуч (или заведующий школьной кафедрой) берет на себя инициативу и ответственность в организации деятельности педагога по разрешению проблем развития его профессионального достоинства. Мы согласны с Н.М. Борыт-ко в том, что такие случаи в работе с педагога-
© Макарова Л.П., 2012
ми должны быть единичными, кратковременными и объясняться крайней опасностью неконструктивного разрешения проблемы, недопустимостью ошибки, которая может повлечь за собой необратимые деструктивные последствия. Большей частью такие ситуации связаны с задачами развития моральной составляющей профессионального достоинства педагога, приведением его профессионального поведения в соответствие с педагогически обоснованными нормами, которые рассматриваются в педагогической деонтологии.
В решении задач развития профессионального достоинства педагога необходима педагогическая поддержка, которая состоит в совместном с педагогом определении его интересов, склонностей, способностей, ценностно-целевых установок, возможностей и способов преодоления затруднений, препятствующих его саморазвитию [1, с. 391- 400]. Такая стратегия наиболее эффективна в развитии нравственной составляющей профессионального достоинства педагога - как помощь в осмыслении им своей профессиональной деятельности, в организации педагогического общения с обучаемыми/воспитанниками.
Педагогическое сопровождение понимается как создание и развитие разносторонних условий для принятия субъектом развития (педагогом) оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, взаимодействие со значимым Другим, направленное на разрешение возникающих проблем развития профессионального достоинства педагога [4, с. 123-125]. Такая стратегия наиболее эффективна в формировании духовной составляющей профессионального достоинства педагога, в его самоопределении в педагогических ценностях, реализуемых в педагогической деятельности. Так же, как и в случае педагогической поддержки, считает Н.М. Бо-рытко [2], сопровождение предполагает диагностику существа проблемы, ее причин и выбор наиболее эффективных способов ее решения. Однако на этапе решения проблемы педагогу предоставляется большая самостоятельность (а следовательно, и большая ответственность): помощь оказывается методами консультирования на этапе принятия решения и выработки плана ее преодоления и первичной помощи на этапе реализации этого плана.
Консультирование и опосредованная помощь - характерные для стратегии педагогического сопровождения методы, которые подчеркивают самостоятельность педагога в принятии решения и его ответственность за последствия. Сопровождение отличается от под-
держки своей непрерывностью, комплексным характером и опосредованностью (в некоторых случаях - даже нарочитой отстраненностью) оказываемой помощи. Поддержка же эпизодична, адресна (направлена на преодоление конкретных затруднений) и предполагает большую инициативу в оказании помощи. Обе эти стратегии педагогической деятельности (поддержка и сопровождение) характеризуются приоритетом интересов сопровождаемого, доверительностью взаимодействия административно-методической службы и педагога, оптимизмом, позитивной оценкой достижений учителя, диалогичностью общения, созданием ситуаций успеха, возвышением профессионального достоинства педагога, повышением статуса, значимости его личных «вкладов» в решение общих задач.
На закономерный вопрос «Какая стратегия лучше?» ответить можно лишь в соотношении с особенностями конкретной ситуации и характером затруднений, которые испытывает педагог, с его готовностью к решению затруднений в развитии профессионального достоинства. Педагогическая помощь в развитии профессионального достоинства учителя основывается на следующих принципах методической работы: гуманитарность, экологичность, демократичность. При этом следует иметь в виду, что полным выражением закономерности развития профессионального достоинства педагога является вся система принципов.
Принцип гу манитарности предполагает выстраивание приоритетов, стимулирующих смысловую наполненность деятельности учителя, и основан на уважении к педагогу, признании его личностного роста и профессионального достоинства. Главное назначение гуманитарности состоит в том, чтобы помочь нуждающемуся в образовании человеку стать человеком, сформировать свое ценностносмысловое ядро, служащее основой выработки жизненных целей и идеалов, мотивов выбора, смысложизненных решений. В конечном счете гуманитарность образования ориентируется на образ человека как существа, «толкующего и понимающего свое бытие».
Таким образом, методическая работа с педагогом основывается на следующих требованиях:
- уважение личного достоинства педагога, признание его прав и возможностей;
- предоставление учителю свободы выбора;
- вера в потенциальные возможности педагога;
- создание атмосферы доверия на основе взаимоуважения;
- создание обстановки, в которой педагог может проявить себя, раскрыть свои возможности;
- максимальное развитие творческих способностей, умения найти себя в коллективе;
- поощрение достижений.
Руководствуясь данным принципом, мы
предлагали педагогам написать педагогическое эссе «Актуальная педагогическая проблема», заполнить анкету, спроектировать ситуации профессиональной деятельности. Подобные упражнения способствуют обращению к рефлексии своего педагогического опыта. К выстраиванию иерархии приоритетов также побуждают ролевые игры, к которым мы переходим после анализа педагогических ситуаций. Мы предлагали разыграть только что проанализированную ситуацию, прийти к ее конструктивному разрешению, которое помогло бы в развитии ребенка, включенного в эту ситуацию или находящегося за ее рамками.
Предложение таких заданий вызвало неоднозначную реакцию: одни учителя восприняли их настороженно, как попытку вторгнуться в их внутренний мир, другие - как несерьезную, «ненаучную» работу. Эффективными в реализации принципа гуманитарно-сти такие методики стали, когда общение педагога и представителей административнометодической службы стало не столько обменом информацей, сколько процессом совместного взаимодействия, основанным на поиске конструктивного решения педагогических ситуаций с помощью завуча (его знаний, опыта, квалификации). Так, основным способом оказания педагогической помощи в реализации принципа гуманитарности стало педагогическое руководство.
Принцип гуманитарности в методической работе предполагает взаимодействие, при котором идет обмен информацией между участниками образовательного процесса. При этом каждая из сторон взаимодействия развивается, получая дополнительные возможности для развития профессионального достоинства. Вместе с тем данное развитие тормозилось чрезмерной эмоциональностью или пассивностью учителей, внутриличностным переосмыслением своей профессиональной деятельности. Опыт реализации принципа гуманитарности показал необходимость руководствоваться и другим принципом - экологичности.
Принцип экологичности предполагает признание значимости педагога участниками образовательного процесса посред-
ством гармонизации ценностей индивида и профессиональной среды. Экологичность предусматривает ориентацию на личностносообразные, ненасильственные, «экологически чистые» способы влияния на достоинство педагога, обеспечивающие принятие смысла и значения методической работы.
Требования принципа экологичности с учетом вышеизложенного выражаются в:
- глубоком изучении индивидуальноличностных особенностей педагога;
- на основе этого изучения - в индивидуализации объема, частоты и форм общения с учителем, определении степени его самостоятельности и свободы, поощрении одних и повышении требований к другим;
- оказании методической помощи в укреплении положительных свойств и качеств педагога, которыми он обладает, вселении в него уверенности;
- поощрении желательных видов поведения, т.к. опора на сильные стороны приносит больше пользы, чем бесконечный «разбор» недостатков;
-учете и коррекции временных эмоциональных состояний личности;
- определении для педагога его индивидуальных целей и рубежей их достижения.
Руководствуясь данным принципом, мы предлагали педагогам выполнить тестовые методики для определения психологических качеств личности в контексте развития профессионального достоинства. Обработка диагностических данных проводилась самими педагогами под нашим руководством. Затем эти результаты обсуждались коллективно и в индивидуальных беседах. Реакция учителей, их рассуждения по итогам тестирования и субъективная оценка этих результатов интересовали нас в большей мере, чем сами тестовые данные.
Подобное тестирование способствовало выявлению особенностей в поведении, деятельности и взаимоотношениях педагогов. К тому же такая организация диагностического эксперимента позволяла сделать его и формирующим. Результаты руководства принципом экологичности мы видим в самостоятельной деятельности педагогов на методических занятиях; педагоги учатся формулировать задачи, искать проблемы и находить способы их разрешения.
Взаимодействие со значимым Другим предполагает осознание учителем своего долга и ответственности перед обществом, а также выступает регулятором отношения к нему со стороны окружающих и общества в целом, заключая в себе требования уважения чело-
века как личности, признания его прав и т.д. Таким образом, руководство первыми двумя описанными принципами методической работы оставляет нерешенной проблему взаимодействия участников образовательного процесса, что определяет необходимость введения принципа демократичности.
Принцип демократичности является ведущим в системе принципов методической работы по развитию профессионального достоинства педагога. Реализация данного принципа основана на свободе самовыражения педагога при взаимодействии со значимым Другим. Демократичность основана на создании условий осознанного и ответственного отношения педагога к обеспечению развития своего достоинства.
Принцип демократичности отражает саму суть педагогики, ориентированной на человека, доброжелательную помощь ему в жизни, самореализации и самоутверждении.
В методической работе принцип демократичности требует рассматривать учителя не просто как педагога, а как субъекта педагогической деятельности, в которой он реализует свои потребности, мотивы, цели, переживания. Отсюда вытекает целый ряд конкретных требований:
- построение отношений не по модели «должностное лицо - подчиненные», а по модели «профессионал - профессионал», «коллега - коллега»;
- расширение отношений между субъектами взаимодействия, проявление интереса к жизни и духовному миру человека;
- учет того, что жизнь учителя не ограничивается только часами, проведенными в школе, она гораздо шире и богаче;
- создание такой обстановки в образовательном учреждении, чтобы педагог раскрывался в ней не только своими профессиональными сторонами, но и индивидуальноличностными, очень ценными для коллектива.
Для реализации принципа демократичности мы использовали анализ педагогических ситуаций, обращение к опыту лучших учителей, дискуссии «Учитель: профессия или образ жизни?», ролевые игры, имитирующие различные ситуации школьной жизни с последующим их коллективным анализом. В этом анализе мы акцентировали внимание учителей на том, что в одной и той же ситуации разные педагоги находят различные способы разрешения проблемы с учетом конкретных обстоятельств и собственных способностей. Если ты не умеешь играть на гитаре, то песня у костра не будет лучшим выходом; но, возможно, ты хороший рассказчик - тогда можно увлечь
других своим рассказом; может быть, ты и рассказывать не умеешь, но можешь внимательно и заинтересованно слушать - это тоже можно использовать. Важно находить способы самовыражения, тогда профессиональная деятельность будет успешной.
Реализация принципа демократичности предполагает не только право педагога на самостоятельное принятие решений при консультативной помощи административнометодической службы (стратегия педагогического сопровождения), но и ответственность за принятое решение. Таким образом, все выявленные принципы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, образуя систему, функционирование которой и задает логику методической работы, направленной на развитие профессиионального достоинства педагога.
Совокупность принципов гуманитарно-сти, экологичности и демократичности обеспечивает развитие креативной функции профессионального достоинства педагога, поскольку именно выстроенные ценностные отношения участников образовательного процесса усиливают взаимодействие на основе норм и правил, которые выполняются партнерами по общению.
Основу работы административно-методической службы образовательного учреждения составляет единство всех трех принципов, которое обнаруживается в устойчивой динамике результатов.
литература
1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/Д., 1999.
2. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания (личностно-социальный подход) : учеб. пособие. М. : Акамедия, 2008.
3. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха: Школа на пороге нового века. СПб., 1997.
Principles of school work in development of teachers’ professional dignity
There are revealed the principles of school work in development of teachers’ professional dignity as a strategic image of the result of his professional establishment, as long as the goal of methodological work at school is to increase the level of professional culture and pedagogic skills of a teacher for maintenance of positive results in education and training of pupils.
Key words: principle, humanity, ecological compatibility, democracy.