Научная статья на тему 'Сценарий речевого поведения в условиях сближения коммуникантов (на материале реалити-шоу)'

Сценарий речевого поведения в условиях сближения коммуникантов (на материале реалити-шоу) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
219
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / SPEECH BEHAVIOR / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ИНТЕНЦИИ / INTENTIONS / РЕЧЕВЫЕ ТАКТИКИ / VERBAL TACTICS / УСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ORAL COMMUNICATION / ПОВСЕДНЕВНОЕ ОБЩЕНИЕ / EVERYDAY COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Глушак В.М., Мороз Н.Ю.

В настоящей статье рассматривается тип речевого поведения, направленный на сближение коммуникантов. Данный тип речевого поведения может иметь три сценария развития: поддержание интенции сближения, усиление интенции сближения, противодействие интенции сближения. Авторами определены речевые тактики, с помощью которых реализуются сценарии речевого поведения, направленного на сближение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scenarios of speech behavior aimed at the rapprochement of the communicants (a study of a reality show)

The present article considers scenarios of speech behavior aimed at the rapprochement of communicants. This type of speech behavior can have three scenarios: maintenance of rapprochement intention, reinforcement of rapprochement intention, counteraction of rapprochement intention. The focus is put on the speech tactics which serve to actualize the scenarios of speech behavior aimed at rapprochement.

Текст научной работы на тему «Сценарий речевого поведения в условиях сближения коммуникантов (на материале реалити-шоу)»

УДК 81'27:316.772.2

В. М. Глушак, Н. Ю. Мороз

Глушак В. М., доктор филологических наук, профессор кафедры немецкого языка МГИМО МИД РФ; e-mail: glushakvm@mail.ru

Мороз Н. Ю., кандидат филологических наук, заведующая кафедрой лингвистики и профессиональной коммуникации в области медиатехнологий ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: nataschamaroz@yandex.ru

СЦЕНАРИЙ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СБЛИЖЕНИЯ КОММУНИКАНТОВ (на материале реалити-шоу)

В настоящей статье рассматривается тип речевого поведения, направленный на сближение коммуникантов. Данный тип речевого поведения может иметь три сценария развития: поддержание интенции сближения, усиление интенции сближения, противодействие интенции сближения. Авторами определены речевые тактики, с помощью которых реализуются сценарии речевого поведения, направленного на сближение.

Ключевые слова: речевое поведение; коммуникация; интенции; речевые тактики; устная коммуникация; повседневное общение.

Glushak V. M.

Doctor of Philology, Professor at the Department of German, MGIMO MFA of Russia; e-mail: glushakvm@mail.ru

Moroz N. J.

Ph. D., Head of the Department of Professional Communication in the Field of Media Technology, MSLU; e-mail: nataschamoroz@yandex.ru

SCENARIOS OF SPEECH BEHAVIOR AIMED AT THE RAPPROCHEMENT OF THE COMMUNICANTS (a study of a reality show)

The present article considers scenarios of speech behavior aimed at the rapprochement of communicants. This type of speech behavior can have three scenarios: maintenance of rapprochement intention, reinforcement of rapprochement intention, counteraction of rapprochement intention. The focus is put on the speech tactics which serve to actualize the scenarios of speech behavior aimed at rapprochement.

Key words: speech behavior; communication; intentions; verbal tactics; oral communication; everyday communication.

Речевое поведение представляет собой совокупность речевых действий, направленных на решение общего коммуникативного намерения интерактантов. Каждый тип речевого поведения характеризуется

определенным набором речевых тактик и конкретных речевых ходов, реализация совокупной последовательности которых призвана обеспечить достижение коммуникативной цели речевого общения в зависимости от конкретной интеракции [4].

На разных этапах взаимодействия коммуникантов партнеры по коммуникации корректируют свои речевые действия в зависимости от количества целей или их приоритетности. Это становится возможным в силу того, что каждый тип речевого поведения характеризуется набором определенных тактик. В работах лингвопрагматической направленности последних лет различие типов речевого поведения базируется на интенциях адресанта и модифицируется в зависимости от характера реакции адресата [1; 3; 5; 6]. В соответствии с разработанной нами типологией, речевые действия инициатора акта коммуникации определяются одной из следующих интенций:

- поддержание адресатом интенции сближения адресанта;

- усиление адресатом интенции сближения адресанта;

- противодействие адресата интенции адресанта1 [6].

Рассмотрим подробнее основные сценарии речевого поведения

в русском устном дискурсе, направленного на сближение. При этом сценарий речевого поведения коммуникантов определяется реакцией адресата на речевые действия адресанта. Материалом для исследования послужило реалити-шоу «Дом-2» (выпуски за 2004 год) на телеканале ТНТ.

Сценарий поддержания адресатом интенций адресанта на сближение

Данный сценарий речевого поведения может быть реализован с помощью тактик совета, запроса утешения, утешения, тактики эмоциональной поддержки, сочувствия и др. Для поддержания интенции сближения коммуникантов, находящихся в фамильярных отношениях, может служить тактика совета ('я рекомендую тебе, как поступить'). Рассмотрим следующую ситуацию, где три девушки обсуждают отношения одной из них с молодым человеком и дают ей совет, как правильно себя вести:

1 Под речевым сближением коммуникантов мы будем понимать такие вербальные действия, интенция которых направлена на создание или соблюдение позитивного имиджа собеседника.

Айгюн: Ты понимаешь/ он не идет на уступки// Ни он ни ты// Вообще никак//

Алена: Ты высказываешь ему свою позицию/ но ты не говоришь/ а вообще кричишь на него// И он кричит//

Виктория: Но я же кричу не оскорбляя/ высказываю свою позицию/ а он правда просто кричит//

Айгюн: Да/ он кричит// Но ты лучше просто с ним разговаривай// Не кричи//

Алена: Знаешь как сделай/ не давай ему повода ругаться// Надо хитрее быть/ понимаешь?

Виктория: Да/ понимаю// Так и буду делать//1

В данной ситуации девушка соглашается с подругами, поддерживая тем самым интенцию сближения адресанта в рамках фамильярных отношений. Девушки советуют подруге, как поступить, потому что желают ей добра. Характерными для тактики совета являются лексические маркеры 'знаешь как сделай, я советую тебе, лучше поступи так'.

В рамках фамильярных отношений возможно применение тактики запроса утешения ('я прошу, чтобы меня пожалели'), тактики утешения ('я утешаю тебя') и тактики эмоциональной поддержки ('я поддерживаю тебя, сочувствую тебе'). Использование одной из девушек высказывания 'мне все время плакать хочется' косвенно призывает коммуникативного партнера к применению тактики утешения и эмоциональной поддержки, что в конечном итоге и происходит. Тактика эмоциональной поддержки выражается с помощью лексических маркеров 'я тебя понимаю, я сочувствую тебе'. Кроме того, для тактики утешения характерно явное или косвенное побуждение, призывающее коммуникативного партнера не переживать, и аргумента-тивное сообщение, обосновывающее это побуждение [7]:

Кристина: Ну а ты тут с кем?

Инга: Ой/ я щас не в состоянии удерживать в памяти все// Мне все время плакать хочется//

Кристина: Почему? Из-за того что Дима ушел/ да?

Инга: Угу//

1 Условные обозначения: / - короткая пауза // - долгая пауза

[ОБНИМАЕТ] - описание невербальных действий.

Кристина: Да/ я понимаю/ я вчера ему звонила/ он говорит/ я в гости

приду// Инга: Да он шутит //

Кристина: Ну чего ты плачешь/ вот уйдешь с проекта/ встретишь кого-

нибудь// Вообще не переживай так сильно// Инга: Угу // [УЛЫБАЕТСЯ]

Проанализируем еще одну ситуацию, типичную для варианта поддержания интенции сближения. Участники данной коммуникации -две девушки, состоящие в дружеских фамильярных отношениях:

Ольга: А тебе не обидно/ что Женька уезжает отдыхать? Рита: Ну и пускай/ я его отпустила/ мне уже все равно// Ольга: Я просто поняла/ только пусть это останется между нами/ я просто в такой ситуации нахожусь/ я просто поняла/ что всегда нужно рассчитывать только на себя// Рита: Это точно// Ольга: Вообще// [ПЛАЧЕТ]

Рита: Оль/ ну ты че? [ОБНИМАЕТ] Всё будет хорошо//

Ольга: Я сейчас в такой ситуации/ что я просто осталась одна/ мне

сейчас никто не помогает// [ПЛАЧЕТ] Рита: Оль/ ты не одна// Ты можешь на меня рассчитывать// Ольга: Ох/ ну у меня сейчас такая ситуация/ мне негде жить// [ПЛАЧЕТ]

Рита: Правда? Оль/ ну не плачь// Поживи у меня// [ОБНИМАЕТ]

В рассматриваемом примере коммуникант Оля использует тактику откровенности ('я говорю это только тебе'). Тактика откровенности демонстрирует то, что коммуниканты на самом деле находятся в дружеских, доверительных отношениях. Как правило, выбор темы связан с личной жизнью человека. Лексическими маркерами тактики откровенности являются 'честно говоря, пусть это останется между нами'. Тактика выражения эмоционального состояния ('я выражаю то, что чувствую') может передаваться с помощью восклицательных предложения, междометий, повторов, проявления чувств. Тактика сочувствия ('мне тебя очень жаль') является реакцией на негативные для человека ситуации. Коммуникант использует средства, которые призваны отвлечь внимание адресата от негативной ситуации и настроить его на позитивный лад, например: 'не переживай, не плачь, все будет хорошо', а также на физический контакт - объятия, поглаживания и т. п.

Сценарий усиления адресатом интенций адресанта на сближение

Усиление интенции сближения может быть использовано адресатом в том случае, если он готов пойти на сокращение коммуникативной и физической дистанции, перейти в ситуацию интимизации. Причиной такого речевого поведения может стать возникшая симпатия между участниками коммуникации или желание коммуникантов, находящихся в фамильярных отношениях, перейти к более интимным. Данный вариант речевого поведения, направленного на сближение, может быть реализован с помощью таких тактик, как комплимент, флирт, выражение симпатии, так называемых «ласковых обзываний» и т. п.

Основной функцией тактики комплимента является установление и поддержание контакта. Задача адресанта состоит в том, чтобы вызвать симпатию, расположить к себе адресата. В связи с этим отличительной чертой этой тактики следует считать явную демонстрацию интенции говорящего, его желание сказать нечто приятное собеседнику. Комплименты могут быть прямые и косвенные. Прямой комплимент характеризуется утверждением о наличии у адресата какого-либо положительного признака, либо признанием адресанта в том, что он положительно оценивает этот признак [4]. Так, в следующем примере юноша, испытывающий симпатию к девушке, приглашает ее на свидание. Девушка принимает приглашение, и они встречаются в условленном месте:

Виктория: Ты рад?

Сергей: Очень // [СМОТРИТ НА ДЕВУШКУ]

Сергей: Сейчас ты спросишь/ почему я так на тебя смотрю?

Виктория: Ты угадал мои мысли//

Сергей: Я смотрю на тебя/ потому что ты очень красивая// Я не могу насладиться твоей красотой//

Виктория: Ты еще долго сможешь наслаждаться// Все наше общение//

Сергей: Я буду стараться продлить эти отношения/ может быть навсегда//

Виктория: Спасибо// [УЛЫБАЕТСЯ]

Основной перлокутивный эффект, который адресант ожидает от адресата в ответ на комплимент, это - принятие комплимента. Факт принятия комплимента может быть выражен как вербально, так и невербально. Наш пример демонстрирует обе эти реакции - девушка благодарит молодого человека и улыбается.

Косвенный комплимент может иметь форму вопроса, побуждения, сравнения, как в следующем примере:

Сергей: Виктория/ у меня для тебя есть подарок//

Виктория: Какой?

Сергей: Ну/ это такое// Знаешь/ оно такое стильное как ты//

Виктория: Вау // [СМЕЕТСЯ]

Тактика «ласковых обзываний» ('я веду себя с тобой, как с близким человеком') используется для сокращения коммуникативной и физической дистанции. Тактика «ласковых обзываний» может выражаться с помощью сюсюканья, употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сокращения физической дистанции (объятия, поглаживания, поцелуи). В качестве примера можно привести отрывок из диалога юноши и девушки, находящихся в близких фамильярных отношениях:

Ольга: Ой/ как прикольно// котенок/ ты где спрятался?

Роман: Я здесь//

Ольга: А/ вот ты где// ты мой котенок/ а я твой суслик// [ОБНИМАЮТСЯ И ЦЕЛУЮТСЯ]

Применение тактики «ласковых обзываний» помогает коммуникантам перейти из фамильярных отношений в более интимные, т. е. усилить интенцию сближения.

Сценарий противодействия адресатом интенциям адресанта на сближение

Противодействие в сторону дистанцирования может быть использовано адресатом в случае, когда он готов идти на ухудшение отношений со своим собеседником. Причиной такого варианта речевого поведения является нежелание адресата поддержать интенцию сближения. Коммуникация развивается таким образом, что адресант использует фамильярное речевое поведение, а адресат - агрессивное речевое поведение. Продемонстрируем реализацию противодействия адресата интенции сближения адресанта на следующем диалоге:

Антон: Алена/ давай поговорим / я буду в домике//

Алена: Я и здесь могу с тобой поговорить//

Антон: Я не хотел бы при всех разговаривать//

Алена: [ДЕЛАЕТ ВИД, ЧТО НЕ СЛЫШАЛА]

Антон: Я не хочу при всех разговаривать// Я там тебя жду//

Алена: Я не буду/ Антон/ за тобой бегать// [КРИЧИТ] И разговаривать с тобой я не буду// [УХОДИТ]

Данный вариант речевого поведения реализуется с помощью различных тактик, направленных как на сближение, так и на дистанцирование коммуникантов. Собеседники находятся в ссоре, и один из коммуникантов с помощью тактики призыва к совместному действию ('я предлагаю тебе сделать что-то вместе') демонстрирует готовность к сближению. Эта тактика может выражаться с помощью употребления формообразующей частицы давай. Адресат, в свою очередь, использует тактику игнорирования ('я игнорирую тебя') и тактику разрыва контакта ('я не хочу общаться с тобой'), характерных для типа речевого поведения, направленного на дистанцирование. Тактика игнорирования может выражаться молчанием; тактика разрыва контакта ведет к прекращению коммуникации: коммуникант уходит или собирается уходить, заявляет о нежелании продолжать общение и т. п.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы. Тип речевого поведения, направленный на сближение, может иметь три сценария: поддержание адресатом интенции сближения адресанта, усиление адресатом интенции сближения адресанта, противодействие адресата интенции сближения адресанта. Первый вариант речевого поведения осуществляется с помощью тактик совета, запроса утешения, утешения, сочувствия, эмоциональной поддержки партнера. Второй вариант - усиление адресатом интенции сближения адресанта (интимизация) - может быть реализован тактиками, как комплимент и ласковые обзывания. Для воплощения третьего варианта - противодействия адресата интенции сближения адресанта - могут служить тактики, направленные как на сближение коммуникантов, так и на их дистанцирование.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глушак В. М. Дискурсивная парадигма речевого поведения. - Сургут : Изд-во СурГУ, 2006. - 166 с.

2. Глушак В. М. Лингвопрагматический аспект речевого поведения коммуникантов в ситуациях повседневного общения (на материале немецкого языка): дис. ... д-ра филол. наук. - М. : МГЛУ, 2010. - 430 с.

3. Земская Е. А. Категория вежливости в контексте речевых действий // Логический анализ языка: язык речевых действий. - М. : Наука, 1994. -С. 131-136.

4. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. - М. : URSS, 2006. - 284 с.

5. Ларина Т. В. Категория вежливости в аспекте межкультурной коммуникации (на материале английской и русской коммуникативных культур): дис. ... д-ра филол. наук. - М. : РУДН, 2003. - 495 с.

6. Соловьева И. В. Репрезентация категории вежливости в современном немецком языке: дис. ... канд. филол. наук. - М. : МГЛУ, 2000. - 196 с.

7. Федосюк М. Ю. Исследование средств речевого воздействия и теории жанров речи // Жанры речи: сб. науч. статей. - Саратов : Саратовск. гос. ун-т., 1997. - С. 66-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.