УДК 159.95
Чуганская Анфиса Анваровна,
кандидат психологических наук, научный сотрудник Института проблем искусственного интеллекта Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук (ИПИИ ФИЦ ИУ РАН), г. Москва. E-mail: anfisa.makh@gmail.com
СЦЕНАРИЙ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ЕГО МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВАНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ СЕТЕВОГО ДИСКУРСА ПО ТЕМАТИКЕ КОРОНАВИРУСНОЙ
ИНФЕКЦИИ)
В статье рассматриваются рекомендации в ситуации пандемии коронавирусной инфекции как сценарий профилактического поведения. При этом выделяются два вида канала формирования такого сценария в сетевом контенте: общественный в виде правил от социальных организаций, который носит побудительный и мотивационный характер, но имеющий не простроенный план операционно-действенной стороны такой деятельности для конкретного субъекта, и индивидуальный на уровне обсуждений на форумах, где люди делятся информацией и представлениями о конкретных и частых случаях профилактики и могут действовать с разной мотивационно-целевой установкой (самопрезентации и социальной поддержки, сохранения здоровья, решения конкретного вопроса в ходе болезни). Сценарий профилактики возможно представить в форме последовательности шагов, которые характеризуют явление и дают некоторый план действий. Подобная схематизация и типизация шагов на основе сетевого контента позволяет ставить вопрос о построении алгоритмов ассистирующих технологий для помощи человеку в реализации сценария профилактического поведения.
Ключевые слова: сценарий, профилактика, коронавирусная инфекция, сетевой дискурс, знаковая картина мира, мотивация.
Работа выполнена при частичной поддержке гранта РФФИ 18-29-22027. Chuganskaya Anfisa Anvarovna
Ph.D. in psychology, researcher in Federal Research Center "Computer Science and Control", Institute of artificial intelligence problems of Russian Academy of Sciences (IAIP RAS), Moscow. E-mail: anfisa.makh@gmail.com
DISEASE PREVENTION SCENARIO AND ITS MOTIVATION BASIS (BASED ON NETWORK DISCOURSE ON CORONAVIRUS INFECTION)
The article considers recommendations in the situation of a pandemic of coronavirus infection as a scenario of preventive behavior. In this case, two types of channel for generating such a scenario in network content are distinguished: public in the form of rules from social organizations, which is promptive and motivational in nature, but has not a built-in plan of the operational side of such activities for a particular subject, and individual at the level of discussions in forums where people share information and ideas about specific and frequent cases of prevention and can act with different motivational and target setting (self-presentation and social support, preservation of health, solving a specific issue during the course of illness). It is possible to present the prevention scenario in the form of a sequence of steps that characterize the phenomenon and give some plan of action. Such schematization and typing of steps based on network content makes it possible to raise the question of building algorithms of assisting technologies to help a person implement a scenario of preventive behavior.
Keywords: scenario, prevention, coronavirus infection, online discourse, a landmark map of the world.
The study was done with partial grant support RFBR 18-29-22027.
Проблема здоровьесберегающего поведения стала особенно актуальной в условиях изменений, связанных с распространением коронавирусные инфекции и развитием пандемии. Профилактические меры связанные с предотвращением распространения в обществе нового инфекционного заболевания коснулись больших групп людей практически во всех странах мира. Карантинные меры в период пандемии включали как правило три основных компонента: ношение средств защиты (масок и перчаток), соблюдение правил гигиены и соблюдение социальной дистанции, ограничение участия в массовых социальных мероприятиях.
Профилактика заболеваемости covid-19 и соблюдение рекомендации по снижению риска заболеваемости любыми респираторными болезнями стали неотъемлемой частью образа жизни за последний год. Ответ на вопрос о том, что я делаю для того, чтобы не заболеть новой коронавирусной инфекции, как я могу уберечь себя и своих близких - стали пунктами здоровьясбережения в нынешних условиях пандемии. Этот пункт сохранение здоровья стал одним из
значимых наравне отказом от вредных привычек, соблюдения правил здорового питания, должном уровне физической активности.
В течение 2020 года были выработаны рекомендации по профилактике коронавирусной инфекции. Одной из основ для их формирования было понимание и обозначение Всемирной организацией здравоохранения ситуации как пандемии [8]. Это заложило основу дальнейших действий и построения сценарной стратегии решения проблемы. Если бы ситуация была обозначена как «эпидемия», то масштаб действий и рекомендации были бы иными, а также отличалась и строгость их выполнения. Словесное обозначение («означивание» ситуации в парадигме культурно-исторической психологии [1]) самой ситуации дают возможность построения действий и некоторых уже готовых схем поведения и плана действий. Если бы ситуация с COVID-19 была бы названа как «катастрофа», то сценарий построения действий был бы направлен, прежде всего, на более быстрое спасение и оказание помощи пострадавшим. При этом сам характер события ориентирован на краткосрочную помощь и при этом сильное, более кардинальное влияние на жизнь людей. Понятие «пандемии» в сложившейся ситуации сразу изменяет срок самого события - неопределенный и со значительной вероятностью длительный.
В новой ситуации пандемии короновирусной инфекции возникла необходимость формирования сценария поведения в новых условиях. Как отмечают Росс и Нисбет при рассмотрении понятия «сценарий», «данный термин был введен с целью отразить факт осознания нами того, каким образом люди, попадая во множество знакомых ситуаций, играют строго определенные роли, осуществляя выбор из установленного набора вариантов поведения (например, ресторанный сценарий, сценарий дня рождения, сценарий университетской лекции и т.д.)» [9, С. 145]. Однако в новой ситуации поставило необходимость выработки на основе имеющихся схем нового сценария и большую роль профилактических мер. Таким образом, на примере нового
явления мы можем увидеть процесс формирования сценария профилактики COVID-19.
Одним из способов формирования компонента здорового образа жизни в пандемию стала разработка в течение года различных рекомендаций по профилактике коронавирусной инфекции. Их можно выделить 2 вида. Во-первых, это рекомендации, которые даются различными социальными институтами и уполномоченными организациями. Это Всемирная организация здравоохранения, различные рекомендации Министерств, Роспотребнадзора, профессиональных сообществ, врачей и экспертов [7, 8, 11]. Такие рекомендации как правило носят характер инструктивных текстов [3]. В них представлены общие формулировки, которые отвечает задаче сохранения здоровья, в том или ином обществе. Такие тексты представлены в виде перечня, или набора тезисов. Как правило в них присутствуют короткие побудительные предложения («Используйте одноразовую медицинскую маску», «Пользуйтесь только индивидуальными предметами личной гигиены», «Ограничить приветственные рукопожатия, поцелуи и объятия» и др.). Однако многие из них не учитывают индивидуальные особенности того или иного человека [2]. Подобные рекомендации ставят целью побудить человека на соблюдение каких-то правил для предотвращения заболевания, однако не отвечают на более конкретные вопросы в рамках жизнедеятельности человека о конкретных действиях и операциях, которые реализуют побуждаемое поведение [13]. Такая рекомендация, как «регулярно мыть руки» дает нацеленность на действие, но не поясняет то, что такое «регулярно» для каждого конкретного субъекта (это 1-2 раза в сутки, после каждого выхода на улицу, при соприкосновении с грязными поверхностями и т.п.).
В рекомендациях социальных институтов разделы профилактических мер могут касаться отдельных сфер жизни, например, организации питания [11], наличии двигательной активности, способов получения помощи в трудной ситуации и других. Как правило в подобных рекомендациях высокий уровень
обобщений и ориентированность на развитие мотива субъекта на деятельность [5] по сохранению своего здоровья или здоровья окружающих.
Во-вторых, еще одним источником построения деятельности по здоровьесбережению в период пандемии оказываются различные обсуждения в сетевых дискуссиях. Пользователи обмениваются информацией о трудностях выполнения рекомендаций, о тех способах, которые помогли справиться с болезнью, восстановиться после перенесённого коронавирусного заболевания, помогли уберечь близких от заражения инфекцией, а также значительная часть эмоционально насыщенного общения о недовольстве карантинными мерами, их невыполнении, неэффективности. При этом мотивационная составляющая субъектов общения в сети достаточно различается. Здесь важным будет разделение по характеру цели: выразить свои эмоции и получить социальную поддержку (мотив самовыражения - «Что надо сделать для профилактики короновируса в городе, где ежедневный прирост больных около 6000?!? Правильно! Увеличить промежуток между поездами в метро»), сохранения своего здоровья и здоровья окружающих (мотив сохранения здоровья - «Теперь и в нашем городе начали активно бороться с короновирусом») или найти решение конкретной проблемы (лечения, поиска лекарств или врача, диагностики - «Товарищи переболевшие, скажите, пожалуйста, а имунноподавляющие прекращали пить на время болезни?»). Возможны и варианты, когда мотивы выступают в конфликте, тогда регулирующую роль занимают ценности. Например, отказ от отношения масок аргументируется вредным воздействием реальной среды и недостатком кислорода. Это может быть реализация цели за счет конфликта двух мотивов: мотив сохранении своего здоровья и соблюдение социальных общественных норм.
В целом, представление сценария профилактики на основе анализа текстов о коронавирусной инфекции [12], состоит из нескольких основных шагов: - информирование о явлении. Это подробное или очень краткое описание заболевания.
- первичные диагностические признаки явления. В данном шаге дается описание признаков, которые доступны для наблюдения пациенту или диагностические показатели анализов для врача, которые специфически определяют данный вид заболевания и разграничивают от других.
- каналы передачи и факторы возникновения заболевания, группы риска. На данном этапе как правило дается описание механизма заражения человека, а также способы и скорость распространения, при каких факторах распространение будет быстрее, для каких групп людей заболевание более опасно. На основе именно понимания этих механизмов строятся сценарии профилактических мер.
- профилактика. На этом шаге описывается группа мер, которые предупреждают развитие болезни или уменьшают риск тяжелого течения. В целом, для инфекционных заболеваний это следующие меры:
1. Соблюдение правил гигиены (личной и общественной).
2. Разная степень изоляции (в том числе соблюдение социальной дистанции и социального разобщения). Данный способ противодействию инфекционных заболеваний в медицинскую практику был внесен еще в Средние века и остался одним из основных.
3. Использование средств защиты согласно каналу передачи возбудителя (масок, перчаток, комбинезонов, пунктов приема воды и т.п. для разных болезней). Профилактика до контакта с потенциальным больным.
4. Формирование иммунитета, использование вакцин.
5. Использование лекарственных препаратов, помогающих противостоять встрече с возбудителем (витамины, иммуностимуляторы, противовирусные или антибактериальные средства). Профилактика после контакта с потенциальным больным.
- список действий в случае заболевания (питание, активность, стиль жизни).
- лекарства. Это описание конкретных препаратов, которые используются врачами при лечении пациентов с данным заболеванием, а также большой класс
народных средств с использованием лекарственных трав и физиотерапевтических процедур.
Таким образом, рассмотрение рекомендаций в ситуации пандемии коронавирусной инфекции возможно как сценария профилактического поведения. При этом выделяются два вида канала формирования такого сценария в сетевом контенте: общественный в виде правил от социальных организаций, который носит побудительный и мотивационный характер, но имеющий часто обобщенный вид и не простроенный план операционно-действенной стороны такой деятельности для конкретного субъекта, и индивидуальный на уровне обсуждений на форумах, где люди делятся информацией и представлениями о конкретных и частых случаях профилактики и могут действовать с разной мотивационно-целевой установкой (самопрезентации и социальной поддержки, сохранения здоровья, решения конкретного вопроса в ходе болезни). Важно отметить, что сценарий профилактики возможно на основе описаний представить в форме последовательности шагов, которые характеризуют явление и дают некоторый план действий [6]. Подобная схематизация и типизация шагов на основе сетевого контента позволяет ставить вопрос о построении алгоритмов ассистирующих технологий [4], например, в форме когнитивного ассистента [10], для помощи человеку в реализации сценария профилактического поведения.
Список литературы
1. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко. - СПб.: Изд-во «Прайм-Еврознак», 2004. - 672 с.
2. Гонина О.О. Психология: краткий курс лекций для бакалавров. 2014. М.: ООО «Издательство Спутник+». - 141 с.
3. Календр А.А. Рекомендация как жанр популярно-медицинского дискурса // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 8 (103). С. 142-147.
4. Кобринский Б.А., Кадыков А.С., Полтавская М.Г., Благосклонов Н.А., Ковелькова М.Н. Принципы функционирования интеллектуальной системы динамического контроля факторов риска и формирования рекомендаций по здоровьесбережению // Профилактическая медицина. 2019. Т. 22. № 5. С. 7884. DOI: 10.17116/profmed20192205178
5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2001. - 511 с.
6. Осипов Г.С., Панов А.И., Чудова Н.В., Кузнецова Ю.М. Знаковая картина мира субъекта поведения. М., 2017.
7. Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции. Министерство здравоохранения РФ. https://static-1 .rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/050/143/original/COVID-19-V6.pdf?1588331460 (дата обращения 12.12.2020).
8. Рекомендации для населения в отношении инфекции, вызванной новым коронавирусом (COVID-19). Всемирная организация здравоохранения. https://www.who .int/ru/emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019/advice-for-public (дата обращения 12.12.2020).
9. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии / Пер. с англ. В.В.Румынского под ред. Е.Н.Емельяновой, В.С.Магуна. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 429 с.
10.Смирнов, И. В., А.И. Панов, А.А. Скрынник, Е.В. Чистова Персональный когнитивный ассистент: концепция и принципы работы // Информатика и её применения. - 2019. Т. 13. - №. 3. - С. 105-113.
11. Специализированный рацион питания для детей и взрослых, находящихся в режиме самоизоляции или карантина в домашних условиях в связи с COVID-19. Методические рекомендации. Роспотребнадзор.
https://www.rospotrebnadzor.ru/files/news/KORONOVIRUS/MR Pitanie doma v sviazi s COVID-19.PDF (дата обращения 12.12.2020).
12.Суворова, М. И., М.В. Кобозева, С.Ю. Толдова, Е.Г. Соколова Извлечение сценарной информации из текстов. Ч.1. Постановка задачи и обзор методов //Искусственный интеллект и принятие решений. - 2020. №. 1. - С. 17-26.
13.Makhmutova E.N., Kovtun N.V., Kostikova L.P., Revkova E.A. International students: flexibility and adaptation issues // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. Edited by: Prof. Valeria Chemyavskaya and Prof. Holger KuBe. 2018. С. 198-204.
References
1. Bol'shoj psihologicheskij slovar. Sost. I obshch. Red. B.Meshcheryakov, V.Zinchenko. - SPb.: Izd-vo «Prajm-Evroznak», 2004. - 672 p.
2. Gonina O.O. Psihologiya: kratkij kurs lekcij dlya bakalavrov. 2014. M.: OOO «Izdatelstvo Sputnik+». - 141 p.
3. Leont'ev A.N. Lekcii po obshchej psihologii. M.: Smysl, 2001. - 511 p.
4. Osipov G.S., Panov A.I., CHudova N.V., Kuznecova YU.M. Znakovaya kartina mira suekta povedeniya. M., 2017.
5. Ross L., Nisbett R. CHelovek i situaciya. Uroki socialnoj psihologii. Per. s angl. V.V.Rumynskogo pod red. E.N.Emel'yanovoj, V.S.Maguna. - M.: Aspekt Press, 2000. - 429 p.
6. Kalendr A.A. Rekomendaciya kak zhanr populyarno-medicinskogo diskursa. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2015. № 8 (103). S. 142-147.
7. Kobrinskij B.A., Kadykov A.S., Poltavskaya M.G., Blagosklonov N.A., Kovelkova M.N. Principy funkcionirovaniya intellektual'noj sistemy dinamicheskogo kontrolya faktorov riska i formirovaniya rekomendacij po zdorov'esberezheniyu // Profilakticheskaya medicina. 2019. T. 22. № 5. P. 78-84. DOI: 10.17116/profmed20192205178
8. Profilaktika, diagnostika i lechenie novoj koronavirusnoj infekcii. Ministerstvo zdravoohraneniya RF. https://static-1.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/050/143/original/COVID-19-V6.pdf?1588331460 (data obrashcheniya 12.12.2020).
9. Rekomendacii dlya naseleniya v otnoshenii infekcii, vyzvannoj novym koronavirusom (COVID-19). Vsemirnaya organizaciya zdravoohraneniya. https://www.who .int/ru/emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019/advice-for-public (data obrashcheniya 12.12.2020).
10.Smirnov, I. V., A.I. Panov, A.A. Skrynnik, E.V. (2019) CHistova Personal'nyj kognitivnyj assistent: koncepciya i principy raboty. Informatika i eyo primeneniya. - T. 13. - №. 3. - P. 105-113.
11.Specializirovannyj racion pitaniya dlya detej i vzroslyh, nahodyashchihsya v rezhime samoizolyacii ili karantina v domashnih usloviyah v svyazi s COVID-19. Metodicheskie rekomendacii. Rospotrebnadzor.
https://www.rospotrebnadzor.ru/files/news/KORONOVIRUS/MR Pitanie doma v sviazi s COVID-19.PDF (data obrashcheniya 12.12.2020).
12.Suvorova, M. I., M.V. Kobozeva, S.YU. Toldova, E.G. Sokolova (2020) Izvlechenie scenarnoj informacii iz tekstov. CH.1. Postanovka zadachi i obzor metodov. Iskusstvennyj intellekt i prinyatie reshenij. - №. 1. - P. 17-26.
13.Makhmutova E.N., Kovtun N.V., Kostikova L.P., Revkova E.A. International students: flexibility and adaptation issues. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. Edited by: Prof. Valeria Chernyavskaya and Prof. Holger KuBe. 2018. P. 198-204.