Научная статья на тему 'Сценарий отказа от решения проблемы как предмет сетевых обсуждений'

Сценарий отказа от решения проблемы как предмет сетевых обсуждений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
107
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
анализ текста / сценарный анализ / проблеморазрешающее поведение / профессиональный кризис / профессиональная апатия. / text analysis / scenario analysis / problem-solving behavior / professional crisis / professional apathy.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Ю. М., Пенкина М. Ю.

В работе с позиций сценарного анализа текста рассматриваются особенности отказа от решения проблемы как варианта реакции на трудную жизненную ситуацию. На материале текстов сетевых дискуссий, посвященных переживанию профессионального кризиса, выделены параметры сценария, соответствующего состоянию «профессиональной апатии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCENARIO OF FAILURE TO SOLVE A PROBLEM IN NETWORK DISCUSSIONS

The work is devoted to scenario analysis of failure to solve a problem as a variant of reaction to a difficult life situation. Based on the texts of network discussions of the professional crisis, the parameters of the scenario representing the state of «professional apathy» are described.

Текст научной работы на тему «Сценарий отказа от решения проблемы как предмет сетевых обсуждений»

документами, которые многие педагоги считают помехой в выполнении своих главных задач - работу непосредственно с учениками.

4. Большой объем негативно воспринимаемой отчетной работы и отсутствие уверенности в своих профессиональных возможностях можно интерпретировать как потенциальные предикторы выгорания у молодых педагогов.

Список литературы

1. Абдуллаева М.М. Особенности психосемантического описания функциональных состояний // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14: Психология. 2019. № 1. С. 34-50.

2. Кузнецова А.С., Бурая И.А., Гизатуллина Ю.Ф., Широкая М.Ю. Инновационные изменения как фактор риска развития выгорания учителей средних школ (по материалам исследования преподавателей России и Узбекистана // Выгорание и профессионализация / Под ред. В.В. Лукьянова и др. - Курск: Курский государственный университет. 2013. С. 61-87.

3. Кузнецова А.С., ЗаварцеваМ.М. Культура труда и здоровье работающего человека // Человек Работающий. Междисциплинарный подход в психологии здоровья / под ред. К.А. Бочавера и А.Б. Данилова. М.: Издательство «Перо», 2018. С. 88-153.

4. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004. - 320 с.

5. Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Эмоциональное выгорание и личностные деформации в психолого-педагогической деятельности // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 2014. № 4. С. 33-43.

6. Титова М.А. Саморегуляция функциональных состояний и профессиональная успешность преподавателей колледжа // Среднее профессиональное образование. № 6. 2012. С. 48-50.

7. Friedman I.A. Self-efficacy and burnout in teaching: the importance of interpersonal-relations efficacy // Social Psychology of Education. Netherlands: Kluwer Academic Publishers. 2003. V 6. P. 191-215.

8. Maslach Ch., Leiter M.P. Early predictors of job burnout and engagement // Journal of Applied Psychology. 2008. Vol. 93 (3). P. 498-512.

УДК 159.99, 316.77

СЦЕНАРИЙ ОТКАЗА ОТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КАК ПРЕДМЕТ СЕТЕВЫХ

ОБСУЖДЕНИЙ29 Кузнецова Ю.М.,* Пенкина М.Ю.**

*ФИЦ «Информатика и управление» РАН е-mail: kuzjum@yandex.ru

** ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»

е-mail: mpenkina@mail.ru

Аннотация. В работе с позиций сценарного анализа текста рассматриваются особенности отказа от решения проблемы как варианта реакции на трудную жизненную ситуацию. На материале текстов сетевых дискуссий, посвященных переживанию профессионального кризиса, выделены параметры сценария, соответствующего состоянию «профессиональной апатии».

Ключевые слова: анализ текста, сценарный анализ, проблеморазрешающее поведение, профессиональный кризис, профессиональная апатия.

SCENARIO OF FAILURE TO SOLVE A PROBLEM IN NETWORK DISCUSSIONS

Kuznetsova Yu.M.*, Penkina M.Yu.**

29 Исследование частично выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта РФФИ 17-29-07051 офи_м и 19-29-07163 мк.

*Federal Research Center «Computer Science and Control» of Russian Academy of Sciences

е-mail: kuzjum@yandex.ru **Moscow State University of Psychology and Education е-mail: mpenkina@mail.ru

Abstract. The work is devoted to scenario analysis of failure to solve a problem as a variant of reaction to a difficult life situation. Based on the texts of network discussions of the professional crisis, the parameters of the scenario representing the state of «professional apathy» are described.

Keywords: text analysis, scenario analysis, problem-solving behavior, professional crisis, professional apathy.

Сценарный подход к анализу текста информации представляет собой способ извлечения информации о схемах поведения в определенной жизненной ситуации. Под сценарием предлагается понимать вербализованное представление знаний об участниках, ключевых признаках, условиях, целях, способах и этапах их достижения как компонентах типичной ситуации взаимодействия субъекта с реальностью. К общим характеристикам поведенческого сценария относятся: культурное происхождение и связь с языковой картиной мира; функция социального контроля и регуляции поведения; обязательное наличие темпоральных, акцио-нальных и ролевых компонентов; иерархичность структуры, в которой вышележащие компоненты отражают стабильные признаки типовой ситуации, а нижележащие заполняются в зависимости от конкретных условий реализации сценария [3]. Благодаря применению метода реляционно-ситуационного анализа и созданного на его основе инструмента автоматического анализа текста (машины РСА) [4] компоненты сценария в виде предикативно-синтаксемных структур, выражающих состав акторов и действий, а также условия совершения этих действий в определенной ситуации, могут быть идентифицированы в речевой продукции, в том числе, в текстах сетевой коммуникации.

С точки зрения экологии сетевого пространства поведенческие сценарии представляют интерес как предмет специфического сценарного обмена, обеспечивающего эффективную трансмиссию норм поведения и стоящих за ними ценностей. В сетевом общении объективируется процесс взаимного перехода двух форм поведенческих сценариев - социальных и индивидуальных. Если социальная форма сценария - это компонент культурного (или когнитивного) пространства, представление, присущее всем членам общества [6], то индивидуальный сценарий является ментальным образованием, сформировавшимся в ходе социализации человека путем присвоения им социальных сценариев или обобщения и схематизации его собственного опыта. Транслируя собственный сценарий поведения, человек решает задачу осознания, объективации и обобщения своего опыта и введения его в сферу социально значимых знаний; у него возникает возможность участвовать в конкуренции сценарных моделей, получить обратную связь и, в случае одобрения, легитимизировать свой сценарий. В работе [2] были описаны некоторые стратегии «сценаризации» личного опыта, к которым прибегают участники сетевого общения: Я так делал и это привело к успеху, Так делал(и) зна-чимый(ые) для меня /успешный(е) человек (люди) или Все так делают. Благодаря применению этих и подобных стратегий, имеющих определенные текстовые признаки на лексическом, синтаксическом и параграфическом уровнях, описанию конкретной жизненной ситуации придаются свойства всеобщности и общезначимости, задается некоторый потенциал влияния предлагаемого сценария на поведенческий выбор реципиента в сходной ситуации. При этом важно, что транслируемые и усваиваемые в ходе сценарного обмена схемы поведения совсем не обязательно являются наиболее продуктивными с точки зрения решения конкретных проблем, поскольку распространение и влиятельность в определенной среде определенного сценария обуславливается не столько рациональными соображениями, сколько причинами внерационального характера.

Обсуждение выбора той или иной линии поведения возникает в сетевом, как и в обычном, общении в тех случаях, когда у инициатора дискуссии нет готовых способов ре-

шения проблемы, и чаще всего - в так называемых «трудных», или стрессовых ситуациях, способы совладания с которыми и становятся предметом активного сценарного обмена в ходе разворачивающейся сетевой дискуссии.

В настоящей работе мы анализируем материал обсуждений с тематикой профессионального кризиса как одной из форм трудной жизненной ситуации. Вследствие общего повышения экономической и социальной мобильности кризисы трудовой деятельности становятся существенным компонентом карьеры практически каждого работающего, а их переживание и конструктивное преодоление - важной задачей не только профессионального, но и личностного развития современного человека.

В общем виде ситуация профессионального кризиса, вызываемого обстоятельствами как объективного (увольнение, изменение жизненной ситуации, состояния здоровья, места жительства и т.п.), так и субъективного (изменение отношения к профессии, к себе как к профессионалу, к окружению и пр.) сводится к невозможности реализации человеком его собственного профессионального плана. Конструктивный исход профессионального кризиса подразумевает способность человека занять новую профессиональную позицию, а для этого ему необходимо соотнести свои потребности, интересы, мечты с собственными возможностями: подготовленностью, способностями, эмоционально-волевыми качествами, состоянием здоровья, а возможности, в свою очередь, - с требованиями профессионального учебного заведения, профессии, специальности, конкретной трудовой функции. Деструктивные варианты проживания профессионального кризиса сопровождаются чувством неуверенности в своих силах, несогласием с самим собой, осознанием необходимости переоценки себя, появлением неясности жизненных целей, непониманием как жить дальше, ощущением потери чувства нового и отставания от жизни и т.д. [5]. Как следствие, может возникать состояние профессиональной апатии и пассивности, выражаемое в формулировке «впереди ничего не светит». Такой обращенный в будущее «кризис бесперспективности» может сопровождаться «кризисом нереализованности», при котором негативные переживания связываются с обесцениванием своего профессионального прошлого: «не удалась», «не повезло» [1].

Современного человека такого рода сильные негативные переживания в типичном случае побуждают обратиться за эмоциональной и информационной поддержкой к сетевому сообществу, что и становится отправным пунктом для обсуждения, в ходе которого возникает описанный выше сценарный обмен. Как показывает собранный нами материал, транслируемые сценарии переживания профессионального кризиса распадаются на две группы: сценарии, подразумевающие активные действия по разрешению кризисной ситуации, и сценарии отказа от решения возникшей проблемы. Вторая группа, отражающая состояние профессиональной апатии, представляет, на наш взгляд, большой интерес с точки зрения тех негативных последствий, которые имеет усвоение транслируемого пассивного отношения к переживаемому кризису. Именно индивидуальные сценарии отказа от решения проблем, связанных с профессиональным кризисом, и стали предметом настоящего исследования.

Для анализа были использованы тексты пяти развернутых (от 32 до 835 комментариев) дискуссий на тему профессионального кризиса с портала pikabu.ru. Среди всех текстов были выделены те, которые, согласно экспертной оценке, отражают позицию профессиональной апатии. Показательным примером является следующее развернутое описание: Хорошо там, где нас нет. У кого высокая зарплата, мечтает зато о другом месте, у кого вахта, мечтает быть чаще дома и с семьёй, пятидневные рабочие недели люди бы сменили на сменный график, можно продолжать бесконечно. Я бросил Бауманку, женился, работаю в сфере оптики на одном месте больше 4 лет, прошел здесь три должности, и что дальше? Буду продолжать здесь работать, получать больше и больше обязанностей за такую же зп. Конечно, сейчас найдутся герои, которые всегда посылают начальство и требуют повысить оклад, но я уверен, что 95 процентов из них сидят молча и жуют сопли. Пример свернутого, но ясного выражения отчуждения от собственной проблемы: А как в офис (на офисную работу) попасть? меня не пускают... Для сравнения приведем пример описания активной позиции по отношению к наличной ситуации профессионального кризиса: Я так

же несколько лет сидела на нелюбимой работе за копейки и депрессовала. ... Этой весной меня ВНЕЗАПНО осенило, что наверное пора что-то менять-.D ...пошла на языковые курсы, поступила в магистратуру, еще и в спортзал стала ходить. Работаю все там же, но активно хожу на собеседования - ищу что-то по душе и за нормальные деньги.

В сценариях, которыми делятся авторы, находящиеся в состоянии профессиональной апатии, могут быть выделены такие компоненты реакции отказа от решения проблемы, как

• переживания, характеризующие состояние апатии (А мне 24. Понял что я принципе уже ничего не хочу и работа лишь для выживания. Так бы лежал на диване и ничего не делал, образно говоря; У меня из-за этой х*ни сейчас депрессия, через пару месяцев стукнет уже 27, а я сижу в офисе занимаясь не пойми чем, и получаю за это 3 копейки. Как выбраться из всего этого дерьма понятия не имею);

• рефлексируемые автором причины профессионального кризиса: неудовлетворительная оплата труда (Уродливо низкие зарплаты даже в крупных городах), условия труда (фигачить от темна до темна в горячем и грязном цеху), нереализованность первоначальных планов (я хотел водить поезда, а стал врачом-урологом :\), проблемы во взаимоотношениях (Но оч бесит общение с людьми. Реально сильно давит психологически) и др.;

• атрибуция ответственности неуспеха в профессиональном самоопределении, например: виноваты родители (Мечтала быть филологом (да и сейчас мечтаю), но родители отправили на биофак. Пошла, чтобы родителей порадовать. И я думала, что смогу биологию полюбить. Не смогла), школа (Современная система школьного образования банально не дает ребенку возможности походить и посмотреть на разные специальности, чтобы выбрать что-либо, подходящее тебе), время (Время было такое. Главной целью было просто выжить. И это одна из основных причин, почему я пошел по той стезе, по которой пошел) и т. д.

Закономерным образом в сценариях отказа от решения отсутствуют компоненты, свойственные сценариям активного проблеморазрешающего поведения, а именно, указания на типовые цели и способы их достижения (ср.: Можно проходить онлайн-курсы в свободное время. По тому же программированию. Тренироваться дома. Начальную работу можно и без диплома найти). Вместо этого авторы приводят разнообразные обоснования своей пассивности:

• отсутствие специального образования: а в эту тему можно вкатиться без вышки? И кто возьмет хоть макакой-обучающей на 20 тку?

• отсутствие представлений о том, как можно получить новую профессию: Мечтал стать врачом, а поступил на хим фак. В итоге после универа устроился на гос службу. Это тот самый п*ц, о котором нигде не рассказывают. Сейчас огромное желание работать в digital/it, но с чего начать и есть ли в этом смысл не понятно;

• сложности, связанные с получением новой профессии: Курсы стоят каких-то бешеных денег и я сомневаюсь в их эффективности. А одной книжки, очевидно, будет недостаточно;

• финансовые проблемы при смене профессии: открыть своё дело - нужно довольно много денег, и первое время оно почти не будет приносить дохода, а кушать тем временем хочется;

• привлекательные условия нелюбимой работы: Тоже депрессую иногда, работа тяжкая, и не сказать что по душе, не этим бы занимался, но сука платят а*нно, что поделать;

• отсутствие стойкой мотивации: А я вот так и не определился. Потому что мне интересно все, но до первого результата. К примеру, начал изучать 3d моделирование, собрал полностью комнату квартиры в 3d максе, отрендерил, получил результат, и остыл. Решил заняться фермерством, взял у сестры дачный участок, вспахал, засеял, снял урожай и снова охладел ) Поэтому сейчас уж думаю не прыгать...;

• неспособность изменить отношение: Ну, некоторые ещё говорят «надо просто изменить отношение». ПРОСТО. Будто это просто. Взял так и посмотрел с другой стороны, и все збс стало. Черт, да если бы можно было у себя в мозгу наступать такой выключатель, тумблер с надписью «взглянуть на работу иначе и полюбить», то я бы, блин, за все эти годы давно бы его нащупал и переключил! С радостью!

• собственные неблагоприятные особенности: дело осложняется некоторыми психическими проблемами, из-за которых я могу спать только утром/днём, что сильно ограничивает выбор возможных занятий;

• страх реализации своих планов: ...люди часто имеют неверное представление о других профессиях. И им кажется, что там, в другом месте, всё весело и интересно. А по сути - везде хватает скучной рутины, дибильных поручений, гнилых начальников и коллег-крыс;

• страх изменений: Но скорее всего дело даже не в деньгах а в страхе перемен и др.

Итак, проведенный анализ показал, что в структурном и содержательном отношении к

специфическим характеристикам сценария отказа от решения проблемы можно отнести наличие текстовых проявлений фиксации на проблеме (в терминологии С. Розенцвейга) и сопровождающих ее эмоциональных состояний депрессивного и частично агрессивного круга, а также включение указаний на причины сложившейся ситуации и невозможности ее изменить. В коммуникативно-прагматическом плане тексты с семантикой апатии отличает активное использование приемов «сценаризации», например: Мы все такие. Смирись. Я вот в магазине автозапчастей торчу по 12 часов 5-7 дней в неделю при том, что терпеть не могу автослесарей и вообще эту тематику. Либо все бросать и надеяться на авось, либо идти проторённой дорогой. На авось не хочется чего-то. Вот и получится, что ещё лет 25-30 проторчу там же, потихоньку сходя с ума и депрессуя. Выражаемое участниками дискуссии принятие легитимизирует сценарии отказа от решения проблемы на групповом уровне, что усиливает их позиции в дальнейшем сценарном обмене.

Список литературы

1. Горелова Г.Г., Степанов В.А. Личностные проявления профессионального кризиса у работников госбюджетной сферы // Социум и власть. 2011. № 2(30). С. 5-9.

2. Кузнецова Ю.М. Социальные сценарии поведения как предмет сетевых обсуждений // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: Материалы 7-й всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием. 20-21 июня 2019 г. / Отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2019. С. 177183.

3. КузнецоваЮ.М. Сценарный подход к анализу текстов // Труды ИСА РАН. 2018. Т. 68. Вып. 1. С. 31-41.

4. Кузнецова Ю.М., Осипов Г.С., Смирнов И.В., Чудова Н.В. Текст сетевой дискуссии как источник сценарной информации // Речевые технологии. 2019. № 1. С. 30-44.

5. Садовникова Н.О. Конфликт профессионального самоопределения и профессиональный кризис личности как психологические барьеры профессионального развития // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 10(66). С. 115-125.

6. Сопина А.Л. Когнитивные основания интертекстуальности // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. Т. 16. № 2. С. 113-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.