Научная статья на тему 'СЦЕНАРИЙ М. ГОРЬКОГО "ПРЕСТУПНИКИ": ИСТОРИЯ И ТЕКСТ'

СЦЕНАРИЙ М. ГОРЬКОГО "ПРЕСТУПНИКИ": ИСТОРИЯ И ТЕКСТ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
109
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М. ГОРЬКИЙ / СЦЕНАРИЙ / "ПРЕСТУПНИКИ" / Г.Г. ЯГОДА / М.С. ПОГРЕБИНСКИЙ / ДРАМАТУРГИЯ / КИНЕМАТОГРАФ / А.М. РООМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Плотникова Анастасия Геннадьевна

В статье на основе архивных документов исследуется история сценария М. Горького «Преступники». В сценарии изображается процесс перевоспитания малолетних правонарушителей в коммунах ОГПУ. В разработке сценария, кроме Горького, принимали участие Г.Г. Ягода, М.С. Погребинский и воспитанники Болшевской коммуны. Фильм не был поставлен, но сценарий является важной частью творчества М. Горького.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СЦЕНАРИЙ М. ГОРЬКОГО "ПРЕСТУПНИКИ": ИСТОРИЯ И ТЕКСТ»

bleuie des ateliers qui occupent l'autre côté de la rue, les constructions irrégulières des faubourgs» [Robbe-Grillet, 1963, p. 101] («Он смотрит в окно перед собой, на пыльные стекла с крохотными пятнышками от капель дождя, и дальше, поверх широких синеватых застекленных крыш мастерских по ту сторону улицы, на разнокалиберные пригородные постройки») [2, с. 93].

В заключении данной работы приведем полную систему пространственно-временных свойств романа:

Таблица 1

Пространство Время

открытость / закрытость одномерность

конкретность непрерывность / дискретность

расширяемость / сужаемость однородность

видимость длительность

невозможность к деформации заполненность

выразимость выразимость

конечность конечность/ бесконечность

объективность объективность

дискретность

Список литературы:

1. Николина Н.А. Филологический анализ текста. - М.: Академия, 2003. -256 с.

2. Роб-Грийе А. Собрание сочинений: романы / пер. с фр.; сост. и пре-дисл. О. Акимовой. - СПб.: «Сипозиум», 2001. - 554 с.

3. Robbe-Grillet A. Les Gommes. - P.: Les Editions de Minuit, 1963. - 314 p.

4. Robbe-Grillet A. Pour un nouveau roman. - P.: Les Editions de Minuit, 1963. - 152 p.

СЦЕНАРИЙ М. ГОРЬКОГО «ПРЕСТУПНИКИ»: ИСТОРИЯ И ТЕКСТ1

2

© Плотникова А.Г.

Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, г. Москва

В статье на основе архивных документов исследуется история сценария М. Горького «Преступники». В сценарии изображается процесс перевоспитания малолетних правонарушителей в коммунах ОГПУ. В

1 Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ № 14-04-00167а «Время Горького и проблемы истории».

2 Старший научный сотрудник Отдела изучения и издания творчества А.М. Горького, кандидат филологических наук.

разработке сценария, кроме Горького, принимали участие Г.Г. Ягода, М.С. Погребинский и воспитанники Болшевской коммуны. Фильм не был поставлен, но сценарий является важной частью творчества М. Горького.

Ключевые слова М. Горький, сценарий, «Преступники», Г.Г. Ягода, М.С. Погребинский, драматургия, кинематограф, А.М. Роом.

Сценарий «Преступники» (1931-1932) занимает особое положение среди произведений М. Горького. Интерес писателя к проблеме создания «нового человека» был велик всегда. В начале ХХ века Горький видел возможность обновления человека через культуру, искусство. В советское время эта тема получила развитие в терминах индустриализации: перековка, переделка людей. Конечно, больше всего в «переделке» нуждались преступники, люди, максимально далекие от нравственности и духовного совершенства. А наиболее восприимчивы среди преступников - дети, которые еще не успели врасти в эту среду, способные измениться. Вот почему тема детской преступности особенно волновала Горького. Материалы Архива А.М. Горького подтверждают, что он изучал отчеты о детской преступности [1], общался на эту тему с педагогами, обсуждал варианты устройства детских исправительных учреждений. В 1920 г. Горький писал Ленину: «А засим обращаю Ваше внимание на необходимость принять решительные меры по борьбе с детской преступностью. <...> я предлагаю организовать «Лигу борьбы с детской преступностью», куда мною будут приглашены все наиболее авторитетные деятели по вопросам воспитания дефективных детей и по вопросу о борьбе с преступностью детской» [2, с. 69]. Тогда идеи Горького не получили отклика, и к этому вопросу он вернулся во время своей поездки в СССР и посещения Соловецких лагерей в 1929 г. В Архиве Горького сохранились листки из блокнота «Для записей о Соловецких лагерях» [3] с репликами, позднее вошедшими в сценарий. Однако сам замысел сценария о перерождении преступников в трудовой коммуне не был исключительно детищем писателя.

Ситуацию с беспризорными детьми, которая сложилась после Гражданской войны, можно было приравнять к гуманитарной катастрофе. В 1923 г. «армия» беспризорников в России насчитывала около 7 млн. человек, и только 800 тысяч из них были помещены в детские дома и колонии. Одной из форм ликвидации беспризорности стали трудовые коммуны, которые создавались по всей стране при различных организациях и учреждениях: Наркомпросе, ВЧК (позднее ОГПУ-НКВД) и других. В отдельных трудком-мунах воспитывалось сразу несколько тысяч человек. Задачей этих учреждений было дать возможность испорченным улицей и обездоленным подросткам привыкнуть в рабочей среде к самостоятельному труду и нормальному образу жизни. Всего трудкоммун было около 60, в том числе 12 в Москве. В Московской области находилось две крупные трудкоммуны при ОГПУ-

НКВД. Популяризацию коммунарского воспитания тоже брало на себя Государственное политическое управление. Так, М.С. Погребинский, начальник Орготдела Административно-организационного управления и руководитель Болшевской трудовой коммуны, издал две книги: «Трудовая коммуна ОГПУ» (М., 1928) и «Фабрика людей» (М., 1929). Первая вышла с предисловием М. Горького. На основе этих книг Н. Экк, А. Столпер и Р. Янушкевич создали сценарий первого звукового советского фильма «Путевка в жизнь» (1931).

Судя по документам Архива А.М. Горького, идея сценария о беспризорниках принадлежит Г.Г. Ягоде. В марте 1931 г. он писал Горькому: «Вот как хотелось бы повидать Вас и мало-мало поговорить. П<етру> П<етрови>чу <Крючкову. - А.П> рассказал мои идеи, зная его, уверен, что точно все передаст» [4, с. 176]. Очевидно, Горький и Ягода летом в Москве обсуждали сценарий о беспризорниках, был написан развернутый план произведения. В ноябре того же года, по возвращении в Сорренто, Горький просил выслать ему «штук десять фотографий членов Болшевской колонии помоложе, а также фото фабрики и общежития» [4, с. 177]. А чуть позже Горький выслал фрагмент текста с просьбой «вставить в то место фильма, где поп учит грамоте» [4, с. 178]. Основное время работы над произведением - 1931-1932 годы. Горький в это время запрашивал статистические материалы о детской преступности [5], неоднократно посещал коммуну, беседовал с ребятами и с воспитателями. Предполагалось, что Горький напишет только первую часть сценария, вторую часть должен был написать М.С. Погребинский. 3 января 1932 г. он писал Горькому:

«Все же я надеюсь от Вас получить письмо <...> за прилагаемую при этом мазню.

<...> Г.Г. мне говорил, что Вы напишете до 22-го года, а я должен дать наброски - Звенигорода и Болшево».

Далее он давал пояснения к своей части сценария:

«1. «Кто они» написано для того, чтобы дать некоторые картинки жизни перед изъятием с улицы, а также за счет кого и как <.> пополнялся воровской мир:

A. Нюрка учащаяся, совращенная вором;

Б. Ленька беспризорный, обучаемый Козлом;

B. Гришка безнадзорный, жертва среды - мечтатель.

В то же время можно на этой основе мастеру разработать отдельные картинки. Все это могло бы пойти прологом или тиснуто в отдельные части фильма.

2. «Преступники», конечно, написано мной далеко не полно. И тут вся надежда на Вас.

Единственное, что я мог бы еще сделать - это рассказать режиссеру и участвовать - вернее, консультировать при съемке» [6].

В этот же день Погребинский послал письмо Крючкову с просьбой передать прилагаемый пакет Горькому [7]. Уже 23 января 1932 г. Горький обещал Крючкову прислать отредактированный сценарий «на днях» [8], т.е. через несколько дней после получения письма от Погребинского. Рукопись Погребинского не сохранилась в Архиве Горького, однако Горький писал Ягоде: «Вы видите, что последней части материала, данного Погребинским, я не касался, написал только введение к нему в форме чьей-то напутственной речи агентам» [4, с. 181]. Уверенности в литературных способностях Погребинского не было ни у Горького, ни у Ягоды, ни у него самого. Действительно, произведение, созданное людьми настолько разных литературных способностей и опыта, не могло быть написано. В Архиве Горького сохранился вариант полного сценария, написанный рукой Горького. Между частями сценария нет стилистического дисбаланса, можно с уверенностью сказать, что весь текст написан одним человеком - М. Горьким.

В конце января 1932 г. Горький отправил черновой вариант сценария Г.Г. Ягоде, и тот вносил в текст некоторые изменения: «Вот мои маленькие, скорее, технические поправки» [4, с. 183]. Горький приветствовал «коллективный» вариант работы над произведением, хотел привлечь к его созданию и кинематографистов, и самих членов колонии: «Весь материал по сбору беспризорных с улиц и затем по организации колонии мы должны раздраконить тоже совместно с Мотей <М.С. Погребинским. - А.П.> и режиссерами, один я не могу сладить с ним» [4, с. 181].

14 мая 1932 г. прошло обсуждение сценария в Болшевской коммуне [9]. Участвовали и взрослые, и юные коммунары, и педагоги, и руководители коммуны, включая М.С. Погребинского. Горький не присутствовал, но внимательно изучал стенограмму, делая на полях пометы «взять», т.е. использовать те или иные соображения участников собрания в тексте. Впоследствии он дописал несколько сцен по этим рассказам колонистов. Например, в сценарии появился эпизод с воровством яиц у рыночной торговки, эпизод с укладыванием собаки в кровать: «Мне - всё равно, как спать, а она никогда на постели не спала» [10, с. 486], и некоторые другие.

И Горький, и Ягода придавали работе над сценарием большое значение. Горький, например, отказался от предложения «написать художественную книгу о достижениях 15 лет», объясняя это в письме А.Б. Халатову своей загруженностью, в том числе, работой над сценарием [11]. Ягода писал: «... мне бы очень хотелось, чтоб этот сценарий увидел экран. Можно ли надеяться?» [4, с. 183].

13 сентября 1932 г. в газете «Кино» появилось сообщение: «Максим Горький закончил сценарий художественной звуковой фильмы «Преступники». Постановка картины поручена режиссеру А.М. Роому. В сценарии на материале трудкоммуны ОГПУ Горький по-новому освещает проблему ликвидации беспризорности» [12]. Горький встречался с режиссером и обсуж-

дал с ним фильм: В Госкиноархиве России сохранился фрагмент черно-белой пленки, на которой запечатлен Горький на своей даче летом 1932 г. [13]. Среди гостей присутствовал режиссер А.М. Роом. В РГАЛИ хранится статья А.М. Роома о сценарии Горького [14].

Однако фильм не был поставлен. Очевидно, Горький продолжал работать над текстом сценария. Свидетельством этому являются воспоминания С.М. Эйзенштейна в статье «Величайшая творческая честность»: «То было ранним летом 1934 года. В очень тесном кругу очень близких к Горькому людей Алексей Максимович делился с нами сценарным наброском для фильма о детях прошлого, детях гражданской войны и перевоспитании беспризорных» [15]. Очевидно, и в 1934 г. Горький продолжал работу над сценарием.

Сценарий М. Горького «Преступники» состоит из двух основных частей. Первая описывает жизнь беспризорников в разные периоды - конец XIX века, Первая мировая война, Гражданская война, - до 1924 г., до организации Болшевской и Николо-Угрешской коммун. Своеобразным «водоразделом» сценария становится обращение комиссии ВЦИК по улучшению жизни детей, подписанное Ф.Э. Дзержинским - исторический документ, приведенный дословно [10, с. 457-459]. Для Горького он знаменует решительный переход к обращению несовершеннолетних преступников в мир социально активных трудящихся граждан.

Вторая часть посвящена обустройству коммун ОГПУ и жизни и работе, «перевоспитанию» молодых людей в этих учреждениях. В сценарии воспроизводятся реальные события и обстановка Болшевской коммуны: обустройство ленинского уголка, художественная самодеятельность, поездка болшевских коммунаров в гости в Николо-Угрешскую колонию ОГПУ Однако образы чекистов в произведении не выразительны, у них нет имен, внешних особенностей, они все говорят одинаковым языком, где смешиваются казенные формулировки с веселыми полублатными прибауткам. В сценарии эти герои названы «чекист», «агенты», «два агента», «старший чекист» и т.д.

Вторая часть сценария выглядит не законченной. Множество эпизодов лишь намечены, но не раскрыты: «Общежитие», «Политграмота», «Усадьба бывшая Крафта. Детально показать ее заброшенность, старые здания, службы, засоренный парк и так далее» [10, с. 474]. Наиболее полный вариант сценария оканчивается фразой «Показать Николо-Угрешу в его современном виде. Затем - так же Болшево. Дать цифры производства» [10, с. 486].

Причин того, что сценарий «Преступники» так и не стал фильмом, было несколько. Во-первых, откровенную неудачу потерпел план коллективного написания произведения. Несопоставимы масштабы литературных возможностей Горького и Погребинского, и попытка эта привела лишь к тому, что вторую часть Горький полностью переписывал сам (возможно, именно эту часть назвал С. Эйзенштейн в 1934 г. «сценарным наброском»).

Во-вторых, сама ситуация в кинематографе в 1930-е годы очень изменилась. В ответ на постановление ЦК ВКП (б) о перестройке литературно-художественных организаций (24 апреля 1932 г.) была проведена масштабная реорганизация киноотрасли. Осенью 1933 г. была проведена партийная чистка киноорганизаций, начались аресты режиссеров, сценаристов, артистов. Запрещались сценарии, фильмы в процессе съемки и монтажа, уже готовые ленты не выпускались на экран. В 1933 г. в постановлении Оргбюро ЦК ВКП(б) о темах и киносценариях кинокартин было заявлено: «Союзки-но не подготовило в 1933 году почти ни одной хорошей художественной картины» [16].

В-третьих, режиссер А.М. Роом, который в конце 1920-х годов находился в центре кинематографической жизни, был одним из столпов искусства кино, состоял в нескольких профессиональных комиссиях и организациях, в 1934 г. представил к обсуждению в Доме кино сценарий фильма «Строгий юноша», с которого начались гонения на режиссера. Он был лишен всех званий и наград и даже самой возможности режиссерской работы, к которой смог вернуться только в 1954 г. Стечение всех этих обстоятельств привело к тому, что сценарий, на который было потрачено так много сил, времени и внимания, остался малоизвестным фактом литературы, а не кинематографа. Однако это произведение является неотъемлемой частью художественной системы Горького, органически связано с его прозой, публицистикой, проливает свет на некоторые особенности взаимоотношений писателя и представителей власти, а также его роль в развитии советского кинематографа.

Список литературы:

1. Архив А.М. Горького в ИМЛИ РАН. РД-Г-2-3-8. Детская колония в имении «Медное» (1920-е); РД-Г-3-2-10. Бельский П. История учреждений для морально--дефективных детей (1920).

2. Горький М. Полное собрание сочинений и писем. Письма в 24 т. -Т. 13. - М.: Наука, 2007.

3. Архив А.М. Горького в ИМЛИ РАН. Г-3-17-7.

4. Переписка М. Горького с Г.Г. Ягодой / под ред. Л.А. Спиридоновой // Неизвестный Горький. Горький и его эпоха: Материалы и исследования. -М.: Наследие, 1994. - Вып. 3. - С. 162-206.

5. Фирин С.Г. Статистические данные по лагерям ОГПУ за 1932 год (АГ. РД-Г-3-2-21); Материалы по борьбе с детской преступностью (РД-Г-3-2-2).

6. Архив А.М. Горького в ИМЛИ РАН. КГ-од-2-31-11.

7. Архив А.М. Горького в ИМЛИ РАН. КК-рл-12-30-4.

8. Архив А.М. Горького в ИМЛИ РАН. ПГ-рл-21а-1-406.

9. Архив А.М. Горького в ИМЛИ РАН. ХПГ-43-1-10.

10. Горький М. Полное собрание сочинений в 25 т. - Т. 19. - М.: Наука, 1973. - С. 417-486.

11. Архив А.М. Горького в ИМЛИ РАН. ПГ-рл-48-15-85.

12. Горький написал сценарий. Ставит А. Роом // Кино. - 13 сентября 1932. - № 42 (513).

12. РГАКФД. Уч. № 10619, произв. № 6741.

13. РГАЛИ. Ф. № 3044, оп. 1, ед. хр. № 118.

14. Эйзенштейн С.М. Величайшая творческая честность // Кино. -22 июня 1936. - № 36.

15. Летопись российского кино. 1930-1945 / отв. ред. А.С. Дерябин. -М.: Материк, 2007. - С. 241.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.