Научная статья на тему 'Сценарии развертывания аномальной коммуникации'

Сценарии развертывания аномальной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
236
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНОМАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ДИСКОМФОРТ / КОММУНИКАТИВНЫЙ КОНФЛИКТ / КОММУНИКАТИВНАЯ НЕУДАЧА / ABNORMAL COMMUNICATION / COMMUNICATIVE DISCOMFORT / COMMUNICATIVE CONFLICT / COMMUNICATIVE FAILURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мартынова Е. М.

Статья посвящена типологическому описанию сценариев развития аномальных коммуникативных ситуаций. В основу типологии положены выявленные признаки, к которым относятся наличие аберраторов и абер-ративов, маркирующих возникновение коммуникативной аномалии; деструктивные эмоции, испытываемые коммуникантами; реакция адресата ключевого участника речевого обмена, от которого в основном зависит ход дальнейшего взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABNORMAL COMMUNICATION MODELS

The article deals with the typology of abnormal communicative situations. It is based on the following characteristics: presence of aberrators and aberratives, marking the occurrence of communicative anomaly; destructive emotions, expressed by the interlocutors; reaction of a recipient a key participant of communication, whose response influences further development of communicative situation.

Текст научной работы на тему «Сценарии развертывания аномальной коммуникации»

УДК 81

МАРТЫНОВА E.M.

кандидат филологических наук, доцент, Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации E-mail: [email protected]

UDC 81

MARTYNOVA E.M.

candidate of philology, associate professor, Federal Guard Service Academy of the Russian Federation E-mail: [email protected]

СЦЕНАРИИ РАЗВЕРТЫВАНИЯ АНОМАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ABNORMAL COMMUNICATION MODELS

Статья посвящена типологическому описанию сценариев развития аномальных коммуникативных ситуаций. В основу типологии положены выявленные признаки, к которым относятся наличие аберраторов и абер-ративов, маркирующих возникновение коммуникативной аномалии; деструктивные эмоции, испытываемые коммуникантами ; реакция адресата - ключевого участника речевого обмена, от которого в основном зависит ход дальнейшего взаимодействия.

Ключевые слова: аномальная коммуникация, коммуникативный дискомфорт, коммуникативный конфликт, коммуникативная неудача.

The article deals with the typology of abnormal communicative situations. It is based on the following characteristics: presence of aberrators and aberratives, marking the occurrence of communicative anomaly; destructive emotions, expressed by the interlocutors; reaction of a recipient - a key participant of communication, whose response influences further development of communicative situation.

Keywords: abnormal communication, communicative discomfort, communicative conflict, communicative failure.

Как показывают исследования, успешной следует считать такую коммуникацию, в ходе которой коммуникантам удается достичь их коммуникативные и практические цели. Аномальная коммуникация ставит под угрозу достижение этих целей и нередко приводит диалогическое общение к нежелательному завершению -коммуникативной неудаче или даже коммуникативной катастрофе. Тем не менее в распоряжении коммуникантов есть набор определенных регулятивных средств, которые могут способствовать устранению возникшей аномалии. Однако заметим, что невозможность или нежелание исправить создавшееся положение могут превратить аномальную коммуникацию в неуспешную.

Прежде чем говорить о сценариях развертывания аномальной коммуникации необходимо отметить уникальность каждой коммуникативной ситуации, которая определяется уникальностью коммуникативных личностей, принимающих в ней участие. Следовательно, многообразие моделей развития коммуникации любого вида, успешной или неуспешной, обусловлено наличием огромного количества факторов. В основном они включают в себя все нюансы, связанные с особенностями коммуникативных индивидов. Прежде всего к ним относятся когнитивные параметры личности, а именно: концептуальный, языковой, культурологический и ситуационный тезаурусы. Не меньшую важность имеет мотивационный аспект - цели, мотивы, ожидания собеседников. Также не стоит недооценивать значимость психофизиологических свойств коммуникантов. Кроме того, на исход межличностного взаимодействия могут

повлиять факторы, не зависящие от воли участников речевого общения.

Ранее [3] мы представили научное обоснование использования нового терминологического аппарата для описания аномальной коммуникации. Так, в процессе исследования мы использовали такие термины, как аберрация («отклонение от успешной коммуникации»), аберратор («фактор, вызывающий аберрацию») и аберратив («вербальный или невербальный индикатор возникновения коммуникативной аномалии»). Будем применять эту терминологию и в дальнейшем.

Рассмотрение коммуникации в более узком контексте - в рамках аномального общения - позволило выявить некоторые закономерности развертывания речевой интеракции. В процессе анализа репрезентативного корпуса фрагментов текстов, почерпнутых из художественных произведений русских литераторов, нами была определена типология сценариев развития аномальной коммуникации |3].

Согласно первому сценарию возникшая аберрация длится короткое время, коммуникантам удается преодолеть коммуникативную аномалию с минимальными потерями и достичь свои коммуникативные и практические цели. Триггером аберрации становится вербальный и/или невербальный аберратор. Индикаторами аномальной коммуникации в основном являются аберрати-вы коммуникативного дискомфорта - одного из видов коммуникативных аномалий. В процессе исследования обнаружилось, что состояние коммуникативного дискомфорта характерно для коммуниканта/коммуникан-

© Мартынова Е. М. © Martynova E.M.

10.00.00 - ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 10.00.00 - PHILOLOGICAL SCIENCES

тов в 93 % ситуаций первого типа. В остальных случаях наблюдается феномен коммуникативного конфликта. Одним из важных признаков, позволивших отделить виды коммуникативных аномалий друг от друга, стали эмоции, испытываемые участниками общения. Так, для коммуникантов, находящихся в состоянии коммуникативного дискомфорта, свойственны эмоции смущения, стыда, неловкости и сходных с ними явлений, а коммуникантам, вовлеченным в коммуникативный конфликт, будут присущи эмоции, в той или иной степени выражающие агрессию, - гнев, недовольство, раздражение, возмущение и др. Такое распределение эмоций типично для всех видов аномальной коммуникации. Ключевым критерием, отделяющим степени аберрации друг от друга, мы считаем реакцию адресата. Аберрации первой степени свойственна положительная реакция получателя сообщения.

В примере (1) проступок адресанта не велик, простого извинения вполне достаточно для того, чтобы у странить легкий коммуникативный дискомфорт.

(1) Единственная сколько-нибудь примечательная черта этого скромнейшего господина заключалась в скверной привычке похрустывать суставами пальцев, особенно в моменты сосредоточенного размышления.

Вот и сейчас он быстро схватился правой кистью за левую и затрещал так громко, что от соседнего стола обернулись две барышни, одна даже сморщила носик.

- Пардон, - виновато улыбнулся пухлыми губами Яков Михайлович, знавший за собой дурную склонность. -Более не обеспокою-с [1, с. 185].

Теория адресата, на которой во многом строится предлагаемая типология, разработана П. А. Андерсеном [6]. Согласно этой теории для осуществления коммуникации намерение адресанта факультативно, так как отправка невербального сигнала нередко происходит неосознанно и не имеет коммуникативной цели. Тем не менее адресат принимает его и подвергает дешифровке. Если прием и декодирование сообщения состоялось, коммуникация совершилась вне зависимости от желания адресанта.

Сценарий протекания аномальной коммуникации второго типа состоит в следующем: возникшая аберрация безвозвратно изменяет ход коммуникации, заставляя партнеров модифицировать коммуникативную тактику, тем не менее коммуникативные и практические цели достигаются. Как и в предыдущем случае, причиной отклонения коммуникации от благоприятного русла становятся вербальные и/или невербальные абер-раторы, а аберративы свидетельствуют о возникновении в общении коммуникативной аномалии. Разница заключается в том, что в рамках этого сценария преобладают коммуникативно конфликтные ситуации (64 %), причем практически половину из них (49 %) составляют случаи скрытого коммуникативного конфликта, который проявляется в пассивно-агрессивных состояниях коммуникантов (злой, недовольный взгляд, сжатие зубов/челюстей, молчание несогласия и др.). Что касается реакции адресата, то для достижения своих целей он

вынужден симулировать положительную реакцию на действия собеседника. Обычно тактика коммуникативного поведения адресата отличается гибкостью, готовностью идти на компромисс.

Пример (2) иллюстрирует ситуацию, в которой адресат - благочинный - ведет себя кооперативно, несмотря на то, что его коробит смех Анастасия. Он сдерживает готовые сорваться с губ невежливые слова, но его негативная невербальная реакция на коммуникативное поведение адресанта выражается кинесическим аберративом поморщился.

(2) Слова Анастасия, его сиплый, дребезжащий смех над тем, что не смешно, подействовали на благочинного и дьякона неприятно. Благочинный хотел было сказать старику «не суйтесь», но не сказал, а только поморщился [5. с. 73].

Аберрация третьей степени вызывает катастрофический эффект, коммуниканты не в состоянии ее преодолеть, коммуникативные и практические цели остаются недостигнутыми, а коммуникация нередко прерывается. Количество ситуаций, развивающихся по третьему типу, оказалось самым значительным, практически равным суммарному количеству случаев первого и второго типа. Это свидетельствует о том, что коммуниканты чаще ведут себя некооперативно, отстаивая свои позиции. Такой подход завершается коммуникативной неудачей, причем для коммуникации в большей степени характерен коммуникативный дискомфорт. Реакция адресата в ситуациях третьего типа отрицательная.

В примере (3) описывается попытка установления контакта между потенциальными собеседниками, которая завершается коммуникативной катастрофой. Маргарита Николаевна использует невербальный сигнал (мрачный взгляд) для ответа на вербальный стимул заговорившего с ней мужчины. Испытываемый им коммуникативный дискомфорт усиливается, что заставляет его прервать только что начавшуюся коммуникацию.

(3) Люди проходили мимо Маргариты Николаевны. Какой-то мужчина покосился на хорошо одетую женщин)', привлеченный ее красотою и одиночеством. Он кашлянул и присел на кончик той же скамьи, на которой сидела Маргарита Николаевна. Набравшись духу, он заговорил:

- Определенно хорошая погода сегодня...

Но Маргарита так мрачно поглядела на него, что он поднялся и ушел [2, с. 490].

Разновидностью сценария развертывания аномальной коммуникации третьего типа являются случаи, когда с целью восстановления видимого комфорта один из коммуникантов сознательно отказывается от своей коммуникативной цели или отодвигает достижение практической цели на более отдаленную перспективу. Тем не менее в конкретной коммуникативной ситуации цели считаются недостигнутыми.

При определении основных сценариев основную сложность представляло то, что часто в аномальной коммуникации присутствуют обе коммуникативные аномалии: коммуникативный дискомфорт и комму-

никативный конфликт. Они могут сменять друг друга, становясь причиной или следствием предыдущей коммуникативной аномалии, что значительно затрудняет процесс определения типа аномальной коммуникации. Однако результат развертывания предлагаемых сценариев остается неизменным.

Не менее сложным оказалось и разделение трех коммуникативных аномалий - коммуникативного дискомфорта, коммуникативного конфликта и коммуникативной неудачи, несмотря на то, что попытки сделать это предпринимались и раньше [см. 4]. Среди основных отличий мы выделили

- различия в значении: столкновение интересов в ходе коммуникативного конфликта, неловкость в состоянии коммуникативного дискомфорта и непонимание как источник коммуникативной неудачи;

- различия в выражении: использование вербальной и/или невербальной агрессии в процессе коммуникативного конфликта, отсутствие агрессии в коммуникативно дискомфортных ситуациях.

Кроме того, мы предположили, что между этими явлениями должны быть различия и в перлокутивном эффекте: манифестируемая естественность существования конфликта в коммуникации подсказала идею о том, что вероятность завершения коммуникации дости-

жением участниками общения своих коммуникативных и практических целей ниже в условиях коммуникативного конфликта и выше в условиях коммуникативного дискомфорта. Однако проведенное исследование опровергло нашу гипотезу. Оказалось, что появление в диалогическом взаимодействии феномена коммуникативного дискомфорта имеет более разрушительные последствия и в целом встречается в коммуникации чаще (54 %), чем коммуникативный конфликт.

Установление еще одного прогнозируемого различия - в воздействии на дальнейшие коммуникативные контакты участников общения - оказалось невозможным, поскольку в данном контексте наиболее важную роль играет человеческий фактор: кто-то чувствует себя в конфликтной коммуникации, как рыба в воде, а для кого-то деструктивным оказывается легкий коммуникативный дискомфорт.

Предлагаемая совокупность вероятных моделей развития аномальной коммуникации не исчерпывается тремя вариантами. В рамках каждого сценария возможно построение разветвленной схемы путей развертывания аномального общения с учетом многочисленных факторов, влияющих на успешность коммуникативного акта.

Библиографический список

1. Акутш Б. Пелагия и красный петух: Роман в 2 т. Т. 1. М.: ООО «Издательство ACT», 2004.

2. БулгаковМ. А. Белая Гвардия; Мастер и Маргарита: Романы. Мн.: Ураджай, 1988.

3. Мартынова Е. М. Аберрации коммуникативного поведения участников диалогического взаимодействия // Язык. Культура. Коммуникация: изучение и обучение. Материалы I Международной научно-практ. конф. 13-15 октября 2016, г. Орел. Орел: ОГУ имениИ. С. Тургенева, 2016. С. 67-71.

4. Мартынова Е. М. Типология явлений коммуникативного дискомфорта в ситуациях диалога: дис... канд. филол. наук. Орел, 2000.

5. Чехов А. П. Собрание сочинений в 12-ти томах. Т. 6. М.: Изд-во «Правда», 1985.

6. Andersen P. A. When one cannot communicate: A challenge to Motley's traditional communication postulates // Communication Studies, 1991. Vol. 42. Pp. 309-325.

References

1. Akunirt B. Pelagiya and a red rooster. A novel in 2 volumes. Vol. 1. M: Publishing house "AST", 2004.

2. BulgakovM. A. White Guard; Master and Margarita. Mru Uradjai, 1988.

3. Martynova E. M. Aberrations of interlocutors' communicative behavior//Language. Culture. Communication: study and training. Proceedings of the 1st International scientific conference. Oct. 13-15, 2016. Orel: Orel State University named after I.S. Turgenev, 2016. -Pp. 67-71.

4. Martynova E. M. Typology of communicative discomfort phenomena in dialogue: a thesis ... candidate of philology. Orel, 2000.

5. CheldiovA. P. Collection of writings in 12 volumes. Vol. 6. M: Publishing house "Pravda", 1985.

6. Andersen P. A. When one cannot communicate: A challenge to Motley's traditional communication postulates // Communication Studies, 1991. Vol. 42. Pp. 309-325.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.