Научная статья на тему 'Сценарии интеграционного развития региона на основе государственного регулирования АПК'

Сценарии интеграционного развития региона на основе государственного регулирования АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сценарии интеграционного развития региона на основе государственного регулирования АПК»

СЦЕНАРИИ ИНТЕГРАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК

Балашенко В.А., к.э.н., докторант ФГБОУ ВО «Самарская государственная

сельскохозяйственная академия»

Концепция аграрной политики многих стран, включая и Россию, основывается на следующих аспектах: повышение сельскохозяйственной производительности; гарантирование высоких стандартов жизни для фермеров; стабилизация на продовольственных рынках; гарантирование свободного доступа продовольственных товаров; обеспечение взаимовыгодных цен. Российскому АПК в условиях ограниченности бюджетных ресурсов целесообразно ориентироваться на американскую систему государственного регулирования агробизнеса. Так, если в 2009 г. при возделывании пшеницы на 1 га фермы), которые рассматривались нами как сателлиты построения интегрированной экономики в пределах контрактной формы взаимоотношений с крупными бизнес-структурами [3, с. 15]. Основой развития сценария планирования послужили следующие шаги: идентификация движущих сил (это так называемые политические условия проведения реформ, развитие экономики, социальное развитие, окружающие бизнес-экосистемы, тренды, технологические изменения, спецификация активов, все эти факторы явились движущими силами в будущем Самарской области, как региона развивающего агропромышленный кластер); идентификация предпосылок (свободное владение ликвидными ресурсами на основе доступа на рынки капиталов является стратегической целью любой компании, накопление капитала происходит на основе осуществления возможности привлечения собственных и заемных ресурсов, формирование портфеля проектного инвестиционного финансирования основывается на процентной банковской ставке); идентификация критических статей проблемы по фактору наличия неопределенности; развитие графических методов в построении сценариев; консультационный бизнес и экспертиза, проверка проектов на устойчивость финансовую и инвестиционную.

Автором предлагаются формулы по эффективности проектного финансирования и соответственно матрица оценки сценариев принятых решений по инвестиционной программе региона, которая имеет прикладной и универсальный характер.

Коэффициент ставки рефинансирования

кг = кг1/кгп...Кг > 1 (1)

Коэффициент индекса рентабельности

Кр = КР1/Крп...Кр > 1 (2)

Коэффициент нормы рентабельности

Ктг = Кггг1/ Кгггп ■■■Кгтг > 1

(3)

Коэффициент показателя периода окупаемости

К = Кп /Кп..К < 1

(4)

Матрица:

Кшт = К г X Кр X К1ГГ ...К^ > 1

К, = Кя/Кп ...К, < 1

(5)

Резюмируя вышеизложенное, автор считает, что с учётом состояния АПК Российской Федерации и Самарской области в частности, важнейшим элементом государственного регулирования становится создание крупных вертикально-интегрированных структур на основе углубления интеграции сфер производства, переработки и реализации конечной продукции с возможным участием финансовых структур. Кроме того, российский АПК должен отойти от развития традиционных кооперативов и активно внедрять кооперативы новой генерации, которые более эффективны, как показывает мировой опыт, и способны привлекать инвестиционные ресурсы на модернизацию производства, переработки и системы реализации на качественно новом уровне. Также необходимо более активно развивать и внедрять контрактное сельское хозяйство во всех сферах агробизнеса, что является гибкой формой вертикальной интеграции. Эффективные формы кооперации и интеграции, безусловно, позволят повысить конкурентоспособность АПК России на мировых рынках, что так необходимо для российского потребителя, бюджета, производителя. Безусловно, будет решена проблема продовольственной безопасности России [1, с. 45, 3, с. 502].

Применение вертикального интегрирования позволяет контролировать трансакцион-

ные издержки, объединяя две и более стадии сельскохозяйственного производства, переработки и оптово-розничного сегмента в решении вопроса маркетингового обеспечение процесса воспроизводства корректной и достоверной информацией по все товарной линейке и номенклатуре. При развитии кооперативов новой генерации, ключевым моментом должно стать выбор организации-интегратора, которое несет ответственность по инвестиционной и контролирующей функции капитальных вложений. Программа развития кооперативов новой генерации в Самарской области предусматривает развитие контрактного сельского хозяйства, осуществляющего наем мелкого бизнеса агросферы. Интеграторами при вертикальной интеграции в региональном АПК могут быть индивидуальные предприниматели, союзы, компании и корпорации, кооперативы (в частности потребительские), так называемая кооперация кооперативов, фермеры, переработчики, ритейлеры и организации из первой сферы, занимающиеся поставками входящих ресурсов. В инвестиционном проекте по аграрному сектору агробизнеса Самарской области спрогнозировано до 2017г. (расчеты сделаны на 10 лет) 10% ежегодное увеличение валовой продукции и снижение валовых издержек, размер инвестиций составляет на уровне 9,7 млрд. рублей при периоде окупаемости три года. Снижение валовых издержек происходит вследствие создания кооперативов новой генерации и как результат за счет эффекта масштаба, усреднения издержек и эффекта синергии происходит уменьшение средних валовых издержек на единицу продукции. В конечном счете, производители получают экономию по валовым издержкам [7, с.12]. Прогноз по увеличению валовой продукции умеренно оптимистичный, так большое создание количества кооперативов новой генерации может привести к перепроизводству сельскохозяйственной продукции и продовольствия в стране, а, учитывая, что Россия станет полноправным членом ВТО только в течении 7-10 лет, могут возникнуть громадные риски по реализации продукции и сырья на внешних рынках, которые будут обложены заградительными пошлинами. Поэтому согласно государственному планированию и размещения государственного заказа среди сельскохозяйственных товаропроизводителей на конкурентной основе в контексте развития АПК региона, автор предлагает создание кооперативов новой генерации. Полагаем, что кооперативы новой генерации способствуют ликвидации и реорганизации неэффективных собст-

венников, а также нанимая ЛПХ и КФХ по производственным контрактам, инвестируют в финансовые ресурсы, гарантируют объемы закупок и снабжение производственного процесса ветеринарными ресурсами, кормами, семенами и прочими оборотными и основными фондами. При этом ЛПХ и КФХ будут обеспечивать трудом и землей.

Авторское определение вертикальных кооперативов - межотраслевое объединение и взаимодействие рыночных операторов под единой собственностью с целью достижения эффекта масштаба и синергии в рамках продуктовой вертикали, а также в целях обеспечения высококачественными и конкурентоспособными товарами конечного потребителя.

Между уровнем вертикального интегрирования и уровнем государственного регулирования существует обратная связь, со снижением уровня государственной поддержки и регулирования растет уровень вертикального интегрирования и, наоборот. Полагаем, что уровень вертикального интегрирования можно определить по следующим предлагаемым

, „ sales, sales2 sales формулам: y =-l +-L +... +-«.

sales sales sales

(6)

где sales - товарная конечная продукция, sales1, sales 2, salesn - товарная промежуточная продукция.

Вертикальное интегрирование имеет место в АПК, как на федеральном, так и региональном уровне, так как это способствует развитию нового технологического уклада, сбалансированному применению ресурсосберегающих и природоохранных технологий в аграрном секторе, достижению эффекта масштаба от внешних источников ресурсов и внутреннего финансирования, изменению потребительских предпочтений. Кроме того, формирование кооперативов новой генерации и контрактное сельское хозяйство способствует сглаживанию несовершенного рынка и кардинальным образом изменяет рыночную инфраструктуру, управляя рисками при ведении бизнеса в АПК.

Источники

1. Agricultural statistics. Washington DC: USDA, 1940-2014. - 990 p.

2. Alston J.M., and G.M. Scobie. Distribution of Research Gains in Multistage Production Systems: Comment. American Journal of Agricultural Economics, 2013, 65: 353-56.

3. Farm Bill 2014-2018, 2014. 7000 pp.

4. Porter M.E. Competitive Advantage. The Free Press. New York, 2013. - 553 p.

5. Rhodes V.J. The Large Agricultural Cooperative as a Competitor. American Journal of Agricultural Economics. 2012, 65:1090-95.

6. Нечаев, В. И. Государственная поддержка и регулирование региональной агроэкономики / В. И. Нечаев, Д. Х. Хатуов, И. В. Ворошилова. -Краснодар: Атри, 2010. - 160 с.

7. Мастард, А. Российское Сельское Хозяйство: на Перепутье или на Баррикадах? [речь Аллана Мастарда, Полномочного министра, советника посольства по вопросам сельского хозяйства,

Посольство США, Москва, Россия на конференции «Социально-экономическая трансформация в странах СНГ: достижения и проблемы», Академия Народного Хозяйства при Правительстве РФ, Москва, 14 сент. 2004 г.] / А. Мастард // Американский опыт развития сферы агробизнеса и экономического образования: материалы конф. участников американской программы обмена профессорско-преподавательскими составами FEP, 2004 г. - Вашингтон, 2012. - С. 4-16.

ПРОБЛЕМЫ КООПЕРАЦИИ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ Воробьева В.В., к.э.н., доц. Алтайского государственного медицинского университета

Сельское хозяйство является одной из основных отраслей экономики Алтайского края, на долю которой в 2004-2013 гг. приходилось 13,80-23,27% валового регионального продукта. Производством сельскохозяйственной продукции в 2014 г. было занято 789 сельскохозяйственных предприятия, 1924 крестьянских (фермерских) хозяйства, включая индивидуальных предпринимателей, и более 454,4 тысяч личных подсобных хозяйств населения (ЛПХ). В условиях многоукладности аграрной экономики особое значение имеют малые формы хозяйствования, в первую очередь, хозяйства населения.

На начало 2015 г. в данной категории сельскохозяйственных товаропроизводителей наблюдалась концентрация 52,5% поголовья коров (191,7 тыс. гол.), 73,6 - свиней (445,4 тыс. гол.), 77,5 - овец и коз (190,4 тыс. гол.), 93,0% численности пчелосемей (175,3 тыс. ед.), однако по сравнению с 1995 г. поголовье овец и коз снизилось в 2,19 раза, КРС - в 1,22 раза (в т.ч. коров - 1,34 раза), по свиньям и пчелосемьям, наоборот, возросло в 1,34 и 3,54 раза соответственно. При наблюдаемых тенденциях хозяйства населения в 2013-2014 гг. оставались основным производителем продукции животноводства (83,68-93,69% товарного меда, 83,80-85,65 - шерсти, 58,20-58,35 - молока, 48,73-50,43 - мяса скота и птицы, 36,87% - яиц), концентрировали производство наиболее трудоемкой продукции растениеводства (91,89-92,78 и 83,46-84,89% картофеля, овощей и бахчевых соответственно). Как отмечают многие исследователи, многие современные хозяйства населения не соответствуют предъявляемым требованиям законодательства по предназначению, размерам производства, размещению. Так, Липски С.А. отмечает, что «...в ряде регионов имеются весьма крупные ЛПХ (до 100 голов свиней, до 500 голов овец,

до 1000 голов птицы)» [1]. С учетом размещения животноводческих построек на территориях населенных пунктов данное несоответствие существенно ухудшает санитарную и экологическую обстановку в поселениях, затрудняет осуществлять мониторинг соблюдения экологических и санитарно-гигиенических требований.

Вместе с тем, нами отмечается, что перспективы развития товарного производства в хозяйствах населения в условиях членства России в ВТО и политики импортозамещения имеются и связаны они с низовыми сферами аграрной экономики: содержание гусей, уток, пчеловодство, экологическое производство продукции растениеводства и др.

По материалам Главного управления сельского хозяйства в хозяйствах населения в 2014 г. было закуплено молока и мяса за сумму около 11130,2 млн. руб., что выше уровня 2006 г. номинально в 2,20 раза, а реально всего в 1,07 раза (с учетом индекса потребительских цен).

Большая часть произведенной продукции была направлена для личного потребления, уровень товарности производства хотя и повысился в 2012-2014 гг. по сравнению с 2000 г., но остается достаточно низким: картофель и овощи - 5,8-6,7%, скот и птица (в живом весе) - 64,6-64,9, молоко - 28,8-29,1, яйца - 8,1-8,2%. Низкая товарность данной категории сельхозтоваропроизводителей сдерживает инвестиционное развитие тех сельских территорий, которые специализируются на производстве продукции сельского хозяйства в хозяйствах населения (Косихинский, Красноще-ковский, Солонешенский, Заринский, Ельцов-ский, Курьинский, Новичихинский, Баевский, Быстроистокский, Бурлинский, Чарышский, Шипуновский, Солтонский, Усть-

Пристанский, Крутихинский районы Алтай-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.