Научная статья на тему 'Сценарии динамики показателей развития туризма Калининградской области'

Сценарии динамики показателей развития туризма Калининградской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
604
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЙ ПОТОК / ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Каурова О.В., Юманова О.С.

В статье выражено мнение авторов относительно изменения туристских потоков в Калининградскую область путем построения сценариев их динамики. Приведен прогноз общей численности занятого населения Калининградской области, на основании чего построены прогнозные модели динамики изменения занятости населения в туристско-рекреационном комплексе Калининградской до 2024 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сценарии динамики показателей развития туризма Калининградской области»

34 (172) - 2013

Потенциал региона

УДК 338.5

СЦЕНАРИИ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

О. В. КАУРОВА,

доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и налогообложения Е-mail: atosik2006@mail.ru

О. С. ЮМАНОВА,

заместитель заведующего кафедрой бухгалтерского учета и налогообложения E-mail: olga123488@mail.ru Российский государственный университет

туризма и сервиса

В статье выражено мнение авторов относительно изменения туристских потоков в Калининградскую область путем построения сценариев их динамики. Приведен прогноз общей численности занятого населения Калининградской области, на основании чего построены прогнозные модели динамики изменения занятости населения в туристско-рекреационном комплексе Калининградской области до 2024 г.

Ключевые слова: туристский поток, воздушный транспорт, железнодорожный транспорт, занятость населения, трудовые ресурсы, Калининградская область.

Создание в регионе современной транспортной инфраструктуры - задача первостепенной важности. Решение этой проблемы особенно важно для Калининграда - активно развивающегося города со своеобразной планировочной структурой и высоким уровнем автомобилизации. При этом необходимо создать оптимальный вариант развития транспортной инфраструктуры, учитывающий максимальные возможности при сложившихся условиях и не нарушающий историческую среду города.

Разрешение транспортных проблем возможно лишь при комплексном подходе, который сочетает тактичную реконструкцию сети в исторических районах с решительными мероприятиями в отдельных узловых точках.

Динамика туристских потоков в Калининградскую область представлена в табл. 1.

Прогноз количества туристов, прибывающих железнодорожным и воздушным транспортом, построен исходя из консервативного сценария развития Калининградской области (рис. 1).

Аэропорт «Храброво» относится к региональным аэропортам федерального значения, открытым для международных рейсов. Возможности аэропорта по приему и выпуску воздушных судов составляют до 18 ед. ч, а возможности терминального комплекса по обеспечению авиаперевозок - до 1,5 млн чел./г. Ежесуточно осуществляется прием и выпуск до 28 воздушных судов, из них до 24 - выполняющих рейсы по расписанию. Прогноз количества туристов, прибывающих воздушным транспортом, представлен на рис. 2.

В междугороднем сообщении железнодорожным транспортом в Калининградской области перевозится

Таблица 1

Динамика туристских потоков в Калининградскую область в 2005-2011 гг., тыс. чел.

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Количество туристов, перевозимых железнодорожным транспортом 650 720 740 640 570 600 540

Количество туристов, перевозимых воздушным транспортом 660 730 1 100 1 900 1 160 1 024 1 229

2 500-

2 000-

1 500-

1 000-

:шшшш

и

и

ш

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. I I Воздушный транспорт ^И Железнодорожный транспорт

Рис. 1. Прогноз туристских потоков в Калининградскую область, тыс. чел.

3 500

3 000

2 500

2 000

1 500

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2024 г.

Инновационный сценарий НИН Консервативный сценарий

Рис. 2. Прогноз количества туристов, прибывающих в Калининградскую область воздушным транспортом, тыс. чел.

около 87 % туристов. Железнодорожный транспорт Плотность железнодорожных путей общего пользова-

представлен густой сетью путей, большим количес- ния составляет 48 км на 1 000 км2 общей территории,

твом станций и обслуживающих сооружений (локо- что почти в 10 раз выше среднероссийской. мотивные и вагонные депо). Протяженность желез- Совершенствование железнодорожных перево-

нодорожных путей области составляет более 750 км. зок предполагается по нескольким направлениям:

- развитие подъездных железнодорожных путей и строительство портовых станций;

- реконструкция действующих железных дорог;

- автоматизация производственной деятельности и управления;

- обновление подвижного состава;

- реконструкция главного вокзала «Калининград -Южный».

Главным направлением будет создание альтернативных железнодорожных коридоров через Литву, Польшу, Белоруссию и Украину, создание современных авиалиний, развитие надежной паромной линии в направлении Балтийск - Усть-Луга - Санкт-Петербург, строительство верфи в пос. Взморье.

В то же время в любых сценарных вариантах прослеживается тенденция к снижению туристов, прибывающих железнодорожным транспортом, и увеличение при этом доли воздушного и морского транспорта (рис. 3, табл. 2).

По амбициозному прогнозу, Калининградскую область в 2024 г. могут посетить 1 500 тыс. туристов (рис. 4). Исходя из сценария демографического состояния административно-территориальных образований Калининградской области, разработанного и представленного учеными Балтийского федераль-

600

ного университета им. И. Канта [5], количество туристов может составить 1 558 128 чел.

В постановлении правительства Калининградской области от 02.08.2012 № 583 «О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу» прогнозируется увеличение числа туристов до 7 млн чел. Однако такой быстрый приток туристов не может быть поддержан туристско-рекреационным комплексом, так как для обеспечения трех туристов необходимо создать одно рабочее место в экономике региона.

Факторами, влияющими на развитие амбициозного сценария изменения туристских потоков в Калининградскую область к 2024 г., являются:

- увеличение объема привлеченных внебюджетных средств на развитие туризма с 2,5 до 6 руб. на 1 руб. бюджетных средств;

- увеличение объема привлеченных средств федерального бюджета не менее чем на 2,4 млрд руб.;

- расширение перечня туристических услуг и увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывающих их на территории Калининградской области, не менее чем на 250 %;

— Инновационный сценарий НИН Консервативный сценарий

Рис. 3. Прогноз туристских потоков в Калининградскую область железнодорожным транспортом, тыс. чел.

Таблица 2

Туристские потоки в Калининградской области, тыс. чел.

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Количество туристов, посещающих Калининградскую область, всего 333,1 356,4 397,0 520,0 390,0 420,0 450,0

В том числе: - российские туристы - иностранные туристы 256,6 76,4 274,6 81,7 341,4 55,58 447,2 72,8 312,0 78,0 367,1 52,9 394,5 55,5

550 500 450 400 350 300 250 200

1 600 1 400 1 200 1 000 800 600 400 200

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г.

■ Амбициозный сценарий НИН Инновационный сценарий Консервативный сценарий

Рис. 4. Прогноз туристских потоков в Калининградскую область, тыс. чел.

- увеличение туристического потока до 1 500 тыс. чел./г.;

- реализация проекта проведения этапа чемпионата мира по футболу в 2018 г.;

- рост налоговых поступлений предприятий сферы туризма Калининградской области (туристические фирмы, гостиницы) не менее чем на 360 %. Факторами, влияющими на развитие инновационного сценария изменения туристских потоков в Калининградскую область, будут являться:

- увеличение пропускной способности основных транспортных коммуникаций в результате строительства новых и реконструкции существующих путей сообщения; создание туристско-рекреационной зоны в Полесском районе с включением ее в международный водный маршрут Е-70; развитие бальнеологического курорта регионального значения в г. Славске; совершенствование существующих и создание новых туристических предложений преимущественно внесезонного характера, в том числе в рамках функционирования особых экономических зон туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ);

- разработка, поддержка и продвижение трансграничных туристических продуктов, формирование трансграничных туристических зон;

- позиционирование Калининградской области как привлекательного туристического направления. Формирование туристского кластера в Калининградской области планируется по следующим направлениям:

1) проект «Янтарное побережье России» (российское побережье Балтики);

2) проект «Культурно-историческое наследие Калининградской области» (г. Калининград и туристические кластеры внутренних районов области).

Факторами, влияющими на развитие консервативного сценария изменения туристских потоков в

Калининградскую область, будут являться:

- реализация постановления правительства Калининградской области от 16.02.2009 № 69 «О целевой программе Калининградской области «Развитие Калининградской области как туристического центра на 2007-2014 годы»;

- продолжение формирования комплекса мер по развитию народного творчества, стимулирующего интерес жителей области к занятиям в досуговой сфере;

- сохранение достигнутого уровня охраны культурного и архитектурно-строительного наследия, дальнейшая реставрация и восстановление исторических, культурных и архитектурных памятников, восстановление исторической части городов и сельских населенных пунктов;

- дальнейшая поддержка активно работающих региональных профессиональных ассоциаций предприятий туриндустрии (Ассоциация предприятий индустрии туризма Калининградской области, НП «Клуб гостеприимства», Ассоциация рестораторов и отельеров Калининградской области, Ассоциация гидов-переводчиков, Торгово-промышленная палата Калининградской области и т. п.).

Развитие транспортного комплекса Калининградской области должно идти по следующим направлениям:

- обеспечение беспрепятственного перемещения грузов и пассажиров между Калининградской областью и остальной территорией России;

- рациональная специализация в рамках участия области в процессе транспортных перевозок России, СНГ и стран ЕС;

- устойчивое регулярное внутриобластное сообщение между населенными пунктами;

- улучшение функционирования городских транспортных систем перевозки пассажиров. Для реализации выделенных направлений необходимо реализовать комплексные мероприятия.

1. Калининградская область должна быть готова участвовать в перемещении не только грузов и пассажиров из России и в Россию, но и в страны Европы и между ними. Для этого необходимо продолжать работы по модернизации существующих транспортных магистралей и пунктов пропуска через государственную границу для увеличения пропускной способности и качества обслуживания. Для успешного развития транспортного комплекса области и торгово-экономических связей между Российской Федерацией и странами Евросоюза необходимо продолжить обустройство основных пунктов пропуска через госграницу.

Необходимо провести реконструкцию предпор-товой железнодорожной станции, так как, по оценке экспертов, при увеличении грузопотока на порты и терминалы маневровый район не будет справляться со своими функциями по подаче/уборке вагонов, что значительно затруднит работу портов.

В связи с планируемым строительством глубоководного порта в п. Восточный в районе г. Балтийска требуется провести работы по реконструкции железной дороги Калининград - Балтийск, построить припортовую станцию в г. Балтийске.

2. Большое количество населенных пунктов области до сих пор не имеет устойчивого пассажирского сообщения. Особенно тяжелое положение сложилось в тех районах, населенные пункты которых не обслуживаются автобусными маршрутами из г. Калининграда.

В бюджетах муниципальных образований необходимо предусмотреть средства для создания и содержания муниципальных автопредприятий, а там, где они есть, - для обновления автопарка. Каждое муниципальное образование должно быть в со-

стоянии организовать транспортное обслуживание населения на подведомственной территории. Другим видом транспорта, выполняющим социальную функцию, является пригородный железнодорожный транспорт. С учетом особенностей региона целесообразна разработка комплексной региональной программы с включением в нее разделов по автомобильному и пригородному железнодорожному транспорту, по системе учета перевозок льготной категории пассажиров, обновлению основных фондов и обеспечению перевозок как между муниципальными образованиями, так и в их пределах.

Целесообразно создание специализированного акционерного общества по осуществлению пассажирских внутриобластных перевозок автомобильным и железнодорожным транспортом. Объединение нескольких видов транспорта в едином управленческом цикле позволит координировать их деятельность и своевременно реагировать на изменяющийся спрос на перевозки на тех или иных направлениях.

3. Муниципальный транспорт городов Калининградской области нуждается в модернизации. Она должна коснуться как подвижного состава, так и транспортных путей. Для этого возможна подготовка и реализация спектра муниципальных программ, предусматривающих мероприятия по обновлению подвижного состава, созданию новых и изменению существующих маршрутов, координации между видами транспорта, особенно в г. Калининграде.

Для обслуживания пассажиров в крупных городах области возможно создание единых муниципальных предприятий. Это приведет к повышению безопасности перевозок, единому техническому контролю за транспортными средствами, более продуктивному обслуживанию маршрутов и в результате - к улучшению качества обслуживания.

4. Для преодоления проблемы автомобильных дорог необходимо создание скоростного автомобильного маршрута. Скоростной автомобильный маршрут - будущая магистраль туризма. Реализация данного проекта обеспечит развитие Приморской рекреационной зоны (ПРЗ) и использование ее потенциала в экономическом развитии области.

Маршрут соединит между собой реконструируемый международный аэропорт «Храброво», курорты федерального значения Светлогорск - Отрадное и Зеленоградск, международный пункт пропуска между Россией и Литвой на Куршской косе, морские порты в г. Пионерске и г. Балтийске, янтарное производство в г. Янтарном.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время разработано обоснование инвестиций в строительство кольцевого маршрута в районе ПРЗ и реконструкцию северного и южного обходов г. Калининграда. Предлагается дальнейшее развитие радиально-кольцевой структуры магистральной улично-дорожной сети с организацией двух перспективных транспортных магистралей общегородского значения с непрерывным движением «север - юг» и «восток - запад».

Магистральная сеть города решена с учетом сложившейся застройки и намеченного плана освоения новых территорий.

Для обеспечения транспортного обслуживания предлагается система мероприятий по развитию системы общественного пассажирского транспорта (трамвая, автобуса и троллейбуса), которая должна обеспечить потребности жителей в поездках с наименьшими затратами времени и достаточным комфортом. Построение схемы общественного транспорта базировалось на расчетных пассажиропотоках в соответствии с намеченным территориальным развитием города. Предлагается развитие автобусного сообщения во всех районах города, в том числе и на территориях нового строительства. Развитие линий трамвая намечено в северном и южном районах нового жилищного строительства. Предлагается также развитие троллейбусной сети в направлении восточного жилого района.

Согласно данным [2], по состоянию на 01.01.2012 в регионе постоянно проживали 941,5 тыс. граждан, из них в трудоспособном возрасте - 588,9 тыс. чел. К экономически активному населению относятся 526,4 тыс. чел., в экономике области занято 475,2 тыс. чел. (табл. 3). За 2011 г. произошло увеличение численности экономически активного населения с 522,6 до 526,4 тыс. чел. и численности граждан, занятых в экономике области, с 471,8 до 475,2 тыс. чел.

Анализ рынка труда показывает, что существуют резервы собственных региональных трудовых ресурсов и развитие туризма может быть обеспечено за их счет, поскольку в сферу туризма чаще всего идет работать молодежь. К работе в сфере туриндустрии могут быть привлечены женщины, особенно с детьми,

поскольку они являются маломобильной группой населения. Сельское население является трудовым резервом для развития сельского туризма. С развитием туризма г. Калининграду в 2025 г. потребуется до 48 тыс. высококвалифицированных специалистов в сфере гостиничного обслуживания.

Численность трудовых ресурсов Калининградской области с 2006 г. стабильно увеличивалась и в 2008 г. достигла своего максимального значения -651,5 тыс. чел., или 69,5 % от общей численности населения. Однако за 2008-2010 гг. она сократилась на 15,4 тыс. чел. (на 2,4 %) и составила 636,1 тыс. чел. (67,6 % от общей численности населения области). При этом к концу 2011 г. численность экономически активного населения возросла и приблизилась к уровню 2008 г. (526,4 тыс. чел.), а среднегодовая численность занятых в экономике даже превысила значение 2007 г. (483,2 тыс. чел).

По-прежнему высока (хотя быстро сокращается) доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, что представляет угрозу для социальной стабильности и может являться косвенным признаком высокой доли теневой экономики.

Численность общей безработицы (по методике Международной организации труда) на конец 2011 г. составила 49 тыс. чел., а ее уровень - 9,2 % от экономически активного населения.

Численность безработных граждан, зарегистрированных в государственных казенных учреждениях Калининградской области (центрах занятости населения), по сравнению с началом 2011 г. уменьшилась на 16,2 % (на 1 января 2011 г. - 10,6 тыс. чел.) и составила 8,7 тыс. чел.

По гендерному составу среди безработных граждан преобладают женщины - 5,2 тыс. чел. (58,4 %). По профессионально-квалификационному составу среди безработных граждан большинство составляют рабочие - 5,1 тыс. чел. (57,3 %).

Уровень регистрируемой безработицы в Калининградской области с начала 2011 г. снизился с 2 до 1,7 % от экономически активного населения. В Российской Федерации этот показатель равен 1,7 %, в Северо-Западном федеральном округе - 1,2 % (табл. 4).

Таблица 3

Занятость населения в экономике Калининградской области в 2006-2011 гг., тыс. чел.

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Численность экономически активного населения 516,0 507,0 536,0 535,2 522,6 526,4

Среднегодовая численность занятых в экономике 464,8 475,9 475,8 458,6 471,4 483,2

Таблица 4

Показатели безработицы в Калининградской области в 2006-2011 гг. (на конец года)

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Уровень зарегистрированной безработицы, % 1,4 1,3 1,6 2,9 2,0 1,7

Численность незанятого населения в расчете на одну заявленную вакансию (коэффициент напряженности рабочей силы на регистрируемом рынке труда) 0,8 0,8 2,5 6,9 2,5 1,3

Средний коэффициент напряженности рабочей силы на регистрируемом рынке труда (соотношение численности незанятых граждан в трудоспособном возрасте, зарегистрированных в центрах занятости населения, в расчете на одну заявленную вакансию) по сравнению с началом 2011 г. снизился с 2,5 до 1,3 (в Российской Федерации - 1,1, в Северо-Западном федеральном округе - 0,7).

Таким образом, приведенные данные позволяют построить прогнозные модели динамики изменения занятости населения в туристско-рекреационном комплексе Калининградской области.

Численность занятых в туристско-рекреацион-ном комплексе представлена в табл. 5.

По инновационному сценарию занятость сотрудников на предприятиях гостиничного и ресторанного бизнеса, транспорта и связи к 2024 г. может составить 22 тыс. чел., а по консервативному - до 20 тыс. чел. (рис. 5).

Исходя из данных [4] и прогнозных значений демографического состояния административно-территориальных образований Калининградской области, разработанных и представленных учеными [5], построен прогноз общей численности

Таблица 5

Среднегодовая численность занятых в экономике Калининградской области по видам экономической деятельности в 2005-2010 гг., тыс. чел. [4]

Показатель По выполняемому виду деятельности По основному виду деятельности

2005 2006 2007 2008 2009 2009 2010

Численность занятых в экономике, всего 446,8 464,8 475,9 475,8 485,0 485,0 471,4

В том числе:

- в гостиницах и ресторанах 10,3 9,5 9,4 9,5 9,3 10,0 9,7

- в сфере транспорта и связи 46,8 42,2 42,8 43,0 42,3 43,0 40,9

—О— Инновационный сценарий —□— Консервативный сценарий

Рис. 5. Прогноз занятости населения в туристско-рекреационном комплексе Калининградской области (гостиницы, рестораны, предприятия транспорта и связи), тыс. чел.

занятого населения Калининградской области до 2024 г. (рис. 6).

На развитие инновационного сценария занятости населения в туристско-рекреационном комплексе Калининградской области влияют следующие факторы:

- увеличение доли контрольных цифр приема по востребованным укрупненным группам специальностей в учреждениях профессионального образования с 77 до 100 %; увеличение доли лиц, принятых на программы профессионального образования по востребованным профессиям/специальностям, с 70,6 до 91,5 %;

увеличение доли выпускников учреждений профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии/специальности в первые три года после окончания учебного заведения, с 69,2 до 90 %; реализация комплекса мероприятий по созданию постоянно действующего механизма планирования модернизации региональной системы профессионального образования на основе прогноза кадровых потребностей в соответствии с постановлением правительства Калининградской области от 23.11.2011 № 890 «Целевая программа Калининградской области «Развитие профессионального образования на 2012-2016 годы»;

- создание областного центра мониторинга профессионального образования, задачей которого будет являться организация мониторингов соответствия структуры подготовки кадров прогнозу потребности региона в трудовых ресурсах и трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования;

590 580 570 560 550 540 530 520 510

- строительство современного многофункционального комплекса со стадионом на 45 тыс. зрителей в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу в 2018 г.

Факторами, влияющими на развитие консервативного сценария занятости населения в турист-ско-рекреационном комплексе Калининградской области, являются:

- создание благоприятных условий для обучения и профессионального становления молодежи;

- вовлечение молодежи в эффективные социальные практики (общественно значимые, учебные, трудовые, семейные);

- проведение мероприятий по усилению социальной защищенности работников культуры, повышению заработной платы до средней по области;

- создание вертикальной и горизонтальной систем управления отраслью для повышения ответственности органов местного самоуправления за исполнение полномочий в сфере культуры, формирование муниципальных органов управления культурой, заключение межпоселенческих соглашений в целях концентрации ресурсов (в том числе финансовых) и координации деятельности муниципальных учреждений культуры;

- содействие переселению в регион участников утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, востребованных экономикой региона по параметрам их профессионально-квалификационного потенциала в туристской индустрии и способности к самореализации;

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 Рис. 6. Прогноз занятости населения Калининградской области на 2012-2024 гг., тыс. чел.

- создание условий, позволяющих оптимизировать миграционные процессы с учетом региональных экономических потребностей, а также потребности в работниках, обладающих требуемыми профессиями и квалификациями;

- преодоление негативных демографических тенденций, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, повышение качества жизни населения;

- формирование условий для устойчивого повышения заработной платы, соответствующего темпам роста производительности труда и качеству рабочей силы;

- создание эффективных механизмов регулирования рынка труда, обеспечивающих сочетание конкуренции с партнерскими отношениями работников, работодателей и государства, в том числе путем установления по договоренности с социальными партнерами регионального минимума заработной платы выше федерального уровня. Потребность в кадрах рассчитывается как отклонение численности (изменение численности в отчетном (фактическом) периоде по сравнению с предшествующим (базисным) периодом) от численности согласно штатному расписанию.

Относительное отклонение определяется по формуле [3]

= Ч - Ч^ где 00 - относительное отклонение;

Ч1, Ч - среднесписочная численность отчетного и базисного периодов соответственно;

- индекс объема деятельности. Потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест в Калининградской области в 2008 г. составляла 5,1 тыс. чел. (2,9 % общего числа рабочих мест в области), а в 2010 г. - 2,2 тыс. чел. (1,5 %).

Факторами, влияющими на развитие инновационного сценария изменений потребности в кадрах туристско-рекреационного комплекса Калининградской области, являются:

- обеспечение появления туристических объектов и мероприятий (возрождение и создание знаковых якорных объектов, таких как «Старый город», регулярные фестивали);

- создание условий для формирования индустрии отдыха (отелей и ресторанов), обеспечение строительства до 45 тыс. новых гостиничных номеров, до 1 600 новых ресторанов, 6 крупных конференц-залов;

- привлечение международных образовательных учреждений в сфере индустрии гостеприимства для самообеспечения специалистами и создания кластера образовательных учреждений в сфере гостеприимства для России. Факторами, влияющими на развитие консервативного сценария изменения потребности в кадрах туристско-рекреационного комплекса Калининградской области, являются:

- решение инфраструктурных проблем, прежде всего модернизация аэропорта, дорог, улучшение внешнего вида городов;

- внедрение новых стандартов качества обслуживания туристов, разработка и внедрение программы обучения гидов. Немаловажным фактором, определяющим характер и специфику дальнейшего развития туризма в регионе, является попытка прогнозирования числа туристов, которых способна единовременно принять Калининградская область. Вопрос не в том, сколько туристов захотят посетить Калининградскую область, а сколько можно будет обеспечить набором различных услуг. Согласно исследованиям Всемирной туристской организации UNWTO, для обеспечения трех туристов необходимо создать одно рабочее место в экономике региона. Речь идет обо всех секторах экономики, а не только о сфере услуг. Ведь для удовлетворения требований туристов необходимы не только повара, официанты или служащие гостиниц. Нужны водители, служащие банков, специалисты клиринговых служб, производители различной продукции массового потребления и т. д.

Список литературы

1. Карманова Т.Е., Каурова О. В., Малолетко А. Н. Статистика туризма. М.: КноРус, 2012.

2. Отчет о деятельности Агентства по обеспечению занятости населения Калининградской области за 2011 год. URL: http://lib.znate.ru/docs/index-251716.html.

3. Толпегина О. А. Экономический анализ. URL: http://www. e-college. ru/xbooks/xbook137/book/index/index. html?go=part-012*page. htm.

4. Труд и занятость в России. URL: http://www. gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/doc_1139916801766.

5. Экономико-демографическая дифференциация муниципальных образований Калининградской области и специфика территориального планирования развития экономики// Исследования Балтийского региона. 2009. № 4. С. 34-39.

6. Юманова О. С. Туристская индустрия: факторы эффективности/ Проблемы теории и практики управления. 2011. № 6. С. 114-120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.