Научная статья на тему 'СТРУВЕ, RETRACTATIONES'

СТРУВЕ, RETRACTATIONES Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
61
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социологическое обозрение
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тесля Андрей

Колеров М. А. (2020). Петр Струве: революционер без масс, 1870-1918. Приложение: Новое собрание сочинений П. Б. Струве (1903-1917). М.: Книжный магазин «Циолковский». 464 с. ISBN 978-5-6043673-3-9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUVE, RETRACTATIONES

Book review: Modest Kolerov, Pyotr Struve: revoljucioner bez mass [Pyotr Struve: Revolutioner without Masses] (Moscow: Tsiolkovsky Book Store, 2020) (in Russia).

Текст научной работы на тему «СТРУВЕ, RETRACTATIONES»

DOI: 10.17323/1728-192X-2020-2-418-421

Струве, retractationes*

КОЛЕРОВ м. А. (2020). ПЕТР СТРУВЕ: РЕВОЛЮЦИОНЕР БЕЗ МАСС, 1870-1918. ПРИЛОЖЕНИЕ: НОВОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ П. Б. СТРУВЕ (1903-1917). М.: книжный МАГАЗИН «ЦИОЛКОВСКИЙ». 464 с. iSBN 978-5-6043673-3-9

Андрей Тесля

Кандидат философских наук, старший научный сотрудник, научный руководитель (директор) Центра исследований русской мысли, Институт гуманитарных наук, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта Адрес: ул. Чернышевского, д. 56, г. Калининград, Российская Федерация 236016 E-mail: mestr81@gmail.com

«Новая биография П. Б. Струве. 1870-1918», как озаглавлена первая часть книги М. А. Колерова \ уже потому заслуживает пристального интереса, что подводит итог более чем тридцатилетней работе автора над этой темой. Биография Струве, написанная Колеровым, содержит массу частных находок, деталей, уточнений известного — и ценный свод предшествующих исследований, в первую очередь публиковавшихся в «Ежегоднике по истории русской мысли». При этом множество любопытнейшей информации, как библиографического, так и содержательного плана, отнесено в примечания — так, например, примечание 9 к гл. 3-й (с. 451) является кратким очерком истории понятия «усложнение жизни» в работах Струве и завершается отсылкой к соответствующему понятию в «Государстве и революции» Ленина.

Однако основная ценность данной работы, придающая отдельным находкам и наблюдениям смысл, далеко выходящий за сугубо историографический, — в критической переоценке расхожих схем и интерпретаций русской интеллектуальной истории 1890-1910-х годов. Как отмечает сам автор в предпосланном его труду историографическом введении, основные схемы интерпретации были созданы самими героями или их младшими современниками: масштабные исторические труды, такие как «История русской философии» В. В. Зеньковского (1-е изд.: 1948-1950) или Н. О. Лосского (1-е англ. изд.: 1951, рус.: 1991), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1-е англ. изд.: 1937, рус.: 1955) и «Русская идея» (1946) Н. А. Бер-

* Работа выполнена в рамках гранта РНФ (№ 18-18-00442) «Механизмы смыслообразования и тек-стуализации в социальных нарративных и перформативных дискурсах и практиках» в Балтийском федеральном университете имени И. Канта.

1. Вторая часть книги представляет собой собрание ранее не переиздававшихся текстов Струве, в том числе написанных им до сборника «Patriótica» (1911), но по тем или иным причинам не включенным в него — и представляющим потому особенный интерес, как характеризующие его интеллектуальные поиски 1900-х годов, в конце концов сочтенные им самим неверными или неактуальными к 1911 года.

418

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ. 2020. Т. 19. № 2

КШБТАМ БОСЮЬООГСАЬ REVIEW. 2020. УОЬ. 19. N0 2

419

дяева, «Пути русского богословия» Г. В. Флоровского (1938)2 — создают «общепринятый рукотворный образ русской философии» (с. 8). Распространенная интерпретация интеллектуальной биографии Струве, по справедливой оценке исследователя, предстает в первую очередь воспроизводством осуществленного им самим «историософского „пересоздания" своей жизни» (Там же), в свою очередь, бережно сохраненного и систематизированного в биографии-мемуаре, написанном С. Л. Франком3, на протяжении десятилетий одного из ближайших к Струве людей.

Так, обращаясь к первой половине 1890-х, Колеров подробно раскрывает смысл полемики, связанной с «Критическими заметками...» Струве (1894), — не как спор между марксистами и народниками, а заключающийся в переинтерпретации марксизма применительно к России, поскольку с 1870-х годов марксизм вполне усвоен народничеством. Это, отметим попутно, ставит вопрос о настоятельной необходимости «другой» истории русского марксизма в рамках интеллектуальной истории — где марксизм как русского народничества, так и неонародничества будет осмыслен уже не как маргинальная ветвь по отношению к линии, ведущей от группы «Освобождение труда» к социал-демократическим кружкам 1890-х и далее к РСДРП.

В контекстуализации, отказе от ретроспективного взгляда (когда известны дальнейшие линии эволюции, известны результаты, к которым придут конкретные персонажи, а также какие из идей и их интерпретаций возобладают в дальнейшем) — состоит исследовательский метод Колерова. Так, если не только социал-демократические оппоненты Струве, но и сам Струве в дальнейшем были склонны пользоваться понятием «легального марксизма» (для социал-демократических оппонентов, в частности Ленина, это был инструмент дискредитации оппонента в глазах радикальной общественности, для Струве в рамках той все более «правеющей» системы взглядов, которая становилась ему присущей с 1905 года — как инструмент обоснования своего раннего отхода, дистанцирования от русской социал-демократии), то в исследовательской оптике Колерова это не только понятие позднейшего, по отношению к обозначаемым им процессам, происхождения, но и само по себе является орудием политической борьбы. Лишь затемняющим реальные интеллектуальные процессы, протекавшие в последние годы 1890-х и в начале 1900-х годов, когда ни для тех, кто в дальнейшем обозначался как «легальные марксисты» (их участие в легальных изданиях не означало отказа от иных форм политической борьбы), ни для тех, кто обозначал себя в дальнейшем от обратного, не означало отказа от любых возможных форм легальной деятельности. Еще в рамках подготовки II (Лондонского) съезда РСДРП в 1903 году предполагается приглашение в числе участников и Струве. До установления партий-

2. Как и «Краткий курс истории ВКП(б)» (1938).

3. Франк С. Л. (2001). Воспоминания о П. Б. Струве // Франк С. Л. Непрочитанное. Статья, письма, воспоминания / Сост. А. А. Гапоненкова, Ю. П. Сенокосова. М.: Московская школа политических исследований.

420

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ. 2020. Т. 19. № 2

ной ортодоксии и выстраивания жестких границ еще достаточно далеко и Струве не воспринимается как принципиально находящийся за пределами партии, в это время в рамках «Освобождения» выстраивающей широкую коалицию социалистов и либералов против существующего режима.

Еще более значимым является детальное реконструирование деятельности Струве по возвращении из эмиграции в 1905 году, когда Колеров демонстрирует существенную роль социал-демократического наследия в его взглядах 1906 года. В дальнейшем, в первую очередь в эмиграции, существенно поправев и сделавшись, в частности, монархистом, Струве будет «выпрямлять» свой интеллектуальный путь, стараясь игнорировать длинный след социалистических идей, но обращение к текстам и издательским проектам Струве второй половины 1900-х демонстрирует, что разрыв не был радикален (что вполне предсказуемо, в том числе и с учетом во многом социалистической программы конституционно-демократической партии4. Напомним, что и само «идеалистическое» направление в русской мысли начала 1900-х («Проблемы идеализма», 1902), лидером которого был Струве, стремилось найти новые философские основания для социал-демокра-тии5. Последующее движение «к церкви», представляющее этот путь целостным, является существенно более поздней ретроспекцией. Аналогично в ретроспективе окажется практически забытым противостояние 1907-1914 годов Струве с Мережковским и его кругом, часть которого — история «Вех», в понимании Струве противостоящих программе, выраженной в сборнике Мережсковского, Гиппиус и Философова «Царь и революция» (1907)6. Если для круга Мережковского речь идет о революционном потенциале христианства — возможности нового религиозного движения (Третьего Завета), то Струве, в отличие от целого ряда близких к нему интеллектуалов (напр., С. Н. Булгакова), в эти годы утверждает религиозный индивидуализм как описание фактического положения дел, уход религии как фактора общественной мобилизации7.

Из числа же вызывающих сомнения моментов в работе Колерова отметим констатацию «полного разочарования [Струве в 1914 г.] в германской социал-демократии, поддержавшей германский милитаризм» (с. 250, ср.: с. 234-237). По крайней мере приводимые самим исследователем сведения не дают, на наш взгляд, возможности для столь радикального вывода — что в этом Струве подвел «итог своему идейному социализму как отражению и применению в России его германского образца» (с. 237), поскольку основанием для этого вывода служит публицистика

4. См., в частности: Гайда Ф. А. (2016). Власть и общественность в России: диалог о пути политического развития (1910-1917). М.: Русский фонд содействия образованию и науке.

5. Колеров М. А. (2002). Idealismus militans: история и общественный смысл сборника «Проблемы идеализма» // Проблемы идеализма. Сборник статей [1902] / Под ред. М. А. Колерова, подгот. текста Н. В. Самовер. М.: Модест Колеров и «Три квадрата». С. 61-224.

6. Колеров М. А. (1996). Не мир, но меч: русская религиозно-философская печать от «Проблем идеализма» до «Вех». 1902-1909. СПб.: Алетейя.

7. См., в частности: Teslya A. (2019). The Protestant Ethic in the Russian Context: Peter Struve and Sergey Bulgakov Read Max Weber (1907-1909) // Russian Sociological Review. Vol. 18. № 2. P. 107-119.

RUSSIAN SOCIOLOGICAL REVIEW. 2020. VOL. 19. NO 2

421

Струве осени 1914 — весны 1915 года, в частности, напр., такое суждение: «Если германская социал-демократия из слепой ненависти к России готова поддерживать прусский милитаризм в его продиктованной безграничным самомнением мировой авантюре, если эта готовность налицо, она означает идейную смерть и духовное разложение германского социализма» (Биржевые Ведомости. 2 изд., № 206, 27.VIII.1914 — цит. по: с. 237).

Вряд ли возможно публицистику первых военных месяцев, где главным аргументом против немецкой социал-демократии оказывается продемонстрированное ею преобладание национальной лояльности над интернациональной классовой солидарностью, рассматривать как глубокое теоретическое суждение. В особенности со стороны национал-либерала, каковым к этому времени стал Струве и для которого, напротив, патриотическая реакция значительной части российской социал-демократии выступала отрадным примером. Другое дело, что в событиях 1917 года и позднее Струве все более политически сдвигался «вправо», но основанием его позднейших оценок немецкой социал-демократии и связанных с этим вопросов никак не могли стать споры по поводу позиции, занятой СДПГ в августе 1914 года.

В целом же приходится сказать, что «новая биография» Струве от Колерова собственно целостной биографией Струве не является — выступая ценнейшим рядом наблюдений и заметок, предполагающих в основании хорошее знакомство читателя с основными жизнеописаниями персонажа8. В ней не найти и «портрета» Струве — хотя, если иметь перед глазами его образ, составленный из других источников, книга Колерова даст множество ценных штрихов и новых линий, существенно его меняющих. Так что в итоге приходится пожалеть, что замысел написать именно биографию Струве, пусть и ограниченную 1917 годом, остался нереализованным. Перед нами в итоге retractationes к уже существующему биографическому нарративу, где новую биографию и новый образ Струве предоставляется собирать для себя каждому хорошо информированному читателю самому.

Struve, Retractationes

Andrey Teslya

Candidate of Philosophical Sciences, Senior Research Fellow, Scientific Director of the Research Center for Russian Thought, Institute for Humanities, Immanuel Kant Baltic Federal University Address: Chernyshevsky str., 56, Kaliningrad, Russian Federation 236022 E-mail: mestr81@gmail.com

Book review: Modest Kolerov, PyotrStruve:revoljucioner bezmass [Pyotr Struve: Revolutioner without Masses] (Moscow: Tsiolkovsky Book Store, 2020) (in Russia).

8. ПайпсР. (2001 [1970]). Струве: биография. Т. 1: Струве — левый либерал. 1870-1905 / Пер. с англ. А. Цуканова, А. Захарова. М.: Московская школа политических исследований; Пайпс Р. (2001 [1980]). Струве: биография. Т. 2: Струве — правый либерал. 1905-1944 / Пер. с англ. А. Цуканова, А. Захарова. М.: Московская школа политических исследований; Франк. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.