Научная статья на тему 'В поисках философской истины (из истории идейно-философской эволюции русской либеральной интеллигенции на рубеже XIX–XX вв. )'

В поисках философской истины (из истории идейно-философской эволюции русской либеральной интеллигенции на рубеже XIX–XX вв. ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
230
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ" / "LEGAL MARXISM" / РЕВОЛЮЦИОННЫЙ МАРКСИЗМ / REVOLUTIONARY MARXISM / ЛИБЕРАЛИЗМ / LIBERALISM / ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / LIBERATION WORLD VIEW / СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / SOCIAL REVOLUTION / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ / ECONOMIC MATERIALISM / МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ / MATERIALIST CONCEPTION OF HISTORY / ЭТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ / ETHICAL IDEALISM / РЕЛИГИОЗНАЯ МЕТАФИЗИКА / RELIGIOUS METAPHYSICS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кошарный Валерий Павлович

В статье рассматривается философская и политическая эволюция русских философов конца XIX — начала XX в. (Н. Бердяева, С. Булгакова, П. Струве, С. Франка и др.), выделяются основные этапы этой эволюции: от увлечения социально-философскими идеями марксизма к этическому идеализму и далее к религиозной философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In search of philosophical truth (from history of ideological and philosophical evolution of the Russian liberal intelligentsia at the turn of the XIX–XX centuries

The author considers philosophical and political evolution of Russian philosophers of the late XIX — early XX century (N. Berdyaev, S. Bulgakov, P. Struve, S. Frank, etc.), describes the main stages of this evolution: from being keen on socio-philosophic ideas of Marxism towards ethical idealism and further towards religious philosophy.

Текст научной работы на тему «В поисках философской истины (из истории идейно-философской эволюции русской либеральной интеллигенции на рубеже XIX–XX вв. )»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2013. № 6

В.П. Кошарный*

В ПОИСКАХ ФИЛОСОФСКОЙ ИСТИНЫ

(из истории идейно-философской эволюции русской

либеральной интеллигенции на рубеже XIX—XX вв.)

В статье рассматривается философская и политическая эволюция русских философов конца XIX — начала XX в. (Н. Бердяева, С. Булгакова, П. Струве, С. Франка и др.), выделяются основные этапы этой эволюции: от увлечения социально-философскими идеями марксизма к этическому идеализму и далее к религиозной философии.

Ключевые слова: «легальный марксизм», революционный марксизм, либерализм, освободительное мировоззрение, социальная революция, экономический материализм, материалистическое понимание истории, этический идеализм, религиозная метафизика.

V.P. K o s h a r n y. In search of philosophical truth (from history of ideological and philosophical evolution of the Russian liberal intelligentsia at the turn of the XIX-XX centuries)

The author considers philosophical and political evolution of Russian philosophers of the late XIX — early XX century (N. Berdyaev, S. Bulgakov, P. Struve, S. Frank, etc.), describes the main stages of this evolution: from being keen on socio-philosophic ideas of Marxism towards ethical idealism and further towards religious philosophy.

Key words: "legal Marxism", revolutionary Marxism, liberalism, liberation world view, social revolution, economic materialism, materialist conception of history, ethical idealism, religious metaphysics.

Заметным явлением в идейной жизни России 1890-х гг. стал так называемый «легальный марксизм» — одна из форм проявления либеральной идеологии на российской почве. Марксизм же в целом привлекал молодых российских интеллектуалов философско-историческим размахом, строгим научным детерминизмом, преодолевшим «субъективный метод» народничества, стремлением опереться на объективные законы развития общества, развернутой экономической теорией, ну и, конечно, своим европейским обликом. «Марксизм конца 90-х годов, — вспоминал Н.А. Бердяев, — был, несомненно, процессом европеизации русской интеллигенции, приобщением к западным течениям, выходом на больший простор» [Н.А. Бердяев, 1990, с. 108]. С помощью марксизма молодая

* Кошарный Валерий Павлович — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Пензенского государственного университета, тел.: (8412)36-84-23; e-mail: val_kosh@mail.ru

русская интеллигенция надеялась реализовать свою мечту о свободе — свободе слова и печати, свободе собраний, свободе ставить общественные и политические вопросы. С идеей свободы связывалась и надежда на большую роль интеллигенции в политической жизни страны. Немаловажным фактором, привлекавшим внимание к марксизму, было стремление удовлетворить чаяния о благополучной жизни, без чего невозможна никакая свобода. Название «легальный марксизм» было в известной степени условным, так как все марксисты 1890-х гг. стремились публиковать свои произведения легально, в том числе марксисты революционные, или «ортодоксальные». С другой стороны, те, кого обычно относят к движению «легальных марксистов», в начале своей деятельности из-за цензурных ограничений печатались в немецких журналах. Сами себя «легальные марксисты» именовали марксистами «критическими» и всячески подчеркивали свое отличие от марксизма «ортодоксального», к которому относили Г.В. Плеханова, В.И. Ленина и других единомышленников Маркса в России.

Выступив в качестве союзников в борьбе с народниками, марксисты «легальные» и марксисты «ортодоксальные» вскоре разошлись по принципиальным философско-мировоззренческим и политическим вопросам и начали жестокую идейно-теоретическую борьбу друг с другом. Ее ход и содержание широко известны [История философии в СССР, 1988, с. 92-107; А.Д. Косичев, Б.М. Кедров, С.Т. Кал-тахчян, 1987, с. 55-103; Н.И. Бочкарев, 1973, с. 4-96]. Укажем лишь на главные моменты, обусловившие невозможность идейного единства. С точки зрения марксистов революционных, а их позиции в России наиболее ярко выразил В.И. Ленин, «легальные марксисты» подлинными марксистами никогда и не были, их мировоззрение оставалось в пределах буржуазного либерализма. В.И. Ленин писал: «Народническая теория г. Николая... она, а впоследствии либерально-буржуазная теория гг. Струве, Тугана-Барановского и К начинала с "почти" полного признания Маркса, развивая свои взгляды, проводя свой либерализм под оболочкой "дальнейшего критического развития" марксизма» [В.И. Ленин, 1973, т. 20, с. 163]. П. Струве, С. Булгаков, Н. Бердяев, М. Туган-Барановский, С. Франк заявляли о признании экономической теории Маркса, но одновременно отрицали его учение о классовой борьбе и революции, диктатуре пролетариата, подчеркивали философскую необоснованность социологической и экономической теории и предлагали совместить марксизм с философией неокантианства. П. Струве прямо говорил о своем желании применить философию неокантианства для дальнейшего развития марксизма. Таким образом, изначально в основе предпринятой «легальными марксистами» по-

пытки подправить марксизм лежало несогласие с его базовыми философскими принципами.

Революционному марксизму молодые российские интеллектуалы противопоставили его новое прочтение как эволюционного историко-социологического учения. Примечательно, что основания для такой трактовки марксизма усматривались в самой доктрине Маркса. Так, П. Струве в глубинах марксистской концепции социального детерминизма кроме революционного элемента, идеи насильственной революции, учения о диктатуре пролетариата видел и элемент эволюционный, и даже консервативный, восходящий в теоретическом плане к Ж. де Местру (через Сен-Симона и его учеников), с одной стороны, а с другой — к исторической школе права (Г. Гуго, Ф. фон Савиньи и Г. Пухта) [Р. Struve, 1934, р. 75].

Наиболее «революционным» из всех «легальных марксистов», по его собственному признанию, оказался Н. Бердяев. В книге «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии» (1901), пытаясь объединить марксизм с философией Канта и Фихте, Бердяев выстроил теорию «мессианства пролетариата». Согласно его учению, такие фундаментальные для человека ценности, как истина, добро и красота, определяются не социальной средой, а трансцендентальным сознанием. Пролетариат же, свободный от греха эксплуатации кого-либо, имеет самые благоприятные условия для проникновенности идеями истины и справедливости, у него происходит максимальное сближение психологических и трансцендентальных элементов сознания, что и определяет его важную роль в обществе. Эти выкладки Бердяев позднее назвал «философским обоснованием революционного социализма» [Н. Бердяев, 1990, с. 112].

Идеи «легальных марксистов» получили широкое распространение. Осуществленная ими трансформация социальной философии марксизма, из которой следовало отрицание всех революционных выводов, предвосхитила все основные направления ревизии этого учения К. Шмидтом и Э. Бернштейном и вызвала резкую реакцию в стане российской революционной социал-демократии. Наиболее непримиримыми критиками «легального марксизма» были В.И. Ленин и Г.В. Плеханов. Последний, правда, подключился к критическим выступлениям несколько позднее, о чем впоследствии высказывал сожаление [Г.В. Плеханов, 1956, т. II, с. 784].

После выхода в свет книги П. Струве «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России» (1894), где были изложены основные идеи новой версии марксизма, Ленин опубликовал почти такую же по объему работу «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве» (1895), в которой развернул систему аргументов против Струве и всего «легального

марксизма». В дальнейшем Ленин не раз обращался к этой теме. Двадцать лет спустя после выхода в свет «Критических заметок» Струве Ленин так обобщил свою многолетнюю полемику с «легальным марксизмом» и его философскими и политическими следствиями: «Струвизм, — писал он, — есть не только русское, а, как показывают особенно наглядно последние события, международное стремление теоретиков буржуазии убить марксизм "посредством мягкости", удушить посредством объятий, путем якобы признания "всех" "истинно научных" сторон и элементов марксизма, кроме "агитаторской", "демагогической", "бланкистски-утопической" стороны его. Другими словами: взять из марксизма все, что приемлемо для либеральной буржуазии, вплоть до борьбы за реформы, вплоть до классовой борьбы (без диктатуры пролетариата), вплоть до общего признания "социалистических идеалов" и смены капитализма "новым строем", и отбросить "только" живую душу марксизма, "только" его революционность» [В.И. Ленин, 1969, т. 26, с. 227]. Г.В. Плеханов посвятил П. Струве и его единомышленникам серию статей, опубликованных в 1901 г. в марксистском теоретическом журнале «Заря» (Женева), а затем изданных отдельной книгой под названием «Критика наших критиков» (1906). Поводом для выступления Плеханова послужила опубликованная в немецком журнале в 1899 г. статья Струве «Марксова теория социального развития» (в 1905 г. в Киеве вышел русский перевод этой статьи в виде отдельной брошюры), который Струве охарактеризовал как «никуда не годный», сделанный без его разрешения [П.Б. Струве, 1911, с. 578], где главное внимание было сосредоточено на критике марксистского учения о социальной революции. Понятие социальной революции как теоретическое понятие не только лишено значения и бесцельно, но прямо-таки ложно. Согласно Струве, если «социальная революция должна обозначать полный переворот социального порядка, то она не может быть в наше время мыслима иначе, как в форме продолжительного, непрерывного процесса социальных преобразований... социальная революция есть только другое имя для социальной эволюции и ее результатов, а вовсе не новое понятие» [П.Б. Струве, 1905, с. 22]. Если способ производства определяет социальную, политическую и духовную жизнь, то, как утверждал Струве, противоречия между ними не могут доходить до такой степени, чтобы потребовался революционный переворот для приведения их в соответствие друг с другом. Марксова теория социальной революции, по мнению Струве, противоречит материалистическому пониманию истории [там же, с. 27].

То, что Ленин, Плеханов, а затем и исследователи советского периода считали недостатками или преднамеренной дезинформа-

цией общественности относительно подлинного содержания социально-философских позиций, социальными мифами, «легальные марксисты» рассматривали как свои достоинства, а в ряде случаев прямо говорили о превосходстве российской версии либерализма над его западноевропейскими вариантами. Если западный либерализм, по Булгакову, оказался недемократическим, несоциалистическим и даже нелиберальным в подлинном смысле слова, то в России между либерализмом и социализмом существует тесная связь [С.Н. Булгаков, 1904, № 11, с. 270].

Вопрос, однако, состоял в том, что Ленин и его сторонники, с одной стороны, и Струве, Булгаков, Бердяев, Франк — с другой, по-разному толковали саму природу социалистического идеала и соответственно способы его достижения. Струве, Булгаков, Бердяев, Франк, Туган-Барановский видели общность социалистических и либеральных воззрений в том, что в основе тех и других лежат идеалы свободы личности, освобождения ее от политического и социального подавления. Марксизму же, считали они, присуще чрезмерное внимание к коллективу и недостаточное — к личности. Отсюда вытекало и разное понимание способов социального действия. Социализм, трактуемый как ликвидация частной собственности, а именно такое, исключительно экономическое, понимание социализма они связывали с марксизмом, достигается путем революции.

Систематическое выражение либеральная платформа получила в так называемом «освобожденстве» — либеральном движении, в котором П. Струве попытался объединить бывших «легальных марксистов» с либеральным земством и либеральными конституционалистами. В 1902-1905 гг. в Штутгарте и Париже под редакцией Струве издавался журнал «Освобождение», ставивший перед собой задачу объединить все общественные силы страны вокруг идеалов свободы. Были опубликованы также два сборника статей под этим же названием (книга I: Штутгарт, 1903; книга II: Париж, 1904). «Культурное и политическое освобождение, писал Струве в первом номере журнала, не может быть ни исключительно, ни преимущественно делом одного класса, одной партии, одного учения. Оно должно стать делом национальным или общенародным, на которое откликалось бы каждое сердце...» [П. Струве, 1902, № 1, с. 2].

В условиях нарастающей революционности общества либеральная интеллигенция, группировавшаяся вокруг «Освобождения» (в 1904 г. был создан «Союз освобождения»), высказывалась даже за прекращение вражды с революционными течениями освободительного движения. «Искренний и последовательный либерализм, — писал все тот же Струве, — должен сознавать и признавать свою солидарность с так называемыми "революционными" направле-

ниями в их политических задачах, поскольку они сводятся к утверждению в России правого порядка... "революционеры" должны, отрешаясь от нетерпимости, которая есть плод доктрины и политического недомыслия, признать либерализм своим союзником в достижении политической свободы, т.е. задачи, которая составляет истинную и живую сущность русской революции» [там же, № 7, с. 105].

Апогеем объединительных настроений либералов — «освобож-денцев» стал январь 1905 г. Буквально через несколько дней после «кровавого воскресенья» Струве выступил со статьей «Палач народа», где выразил возмущение действиями царского правительства. «Сегодня у русского освободительного движения должно быть едино тело и един дух, одна двуединая мысль: возмездие и свобода во чтобы то ни стало... Против учиненных злодеяний, совершенных по приказу царя на улицах Петербурга, должны восстать все, в ком есть простая человеческая совесть» [П.Струве, 1905, № 64, с. 233].

Попытки объединить под эгидой «освобожденческой» идеологии различные течения российского освободительного движения определялись, скорее всего, надеждой Струве и его соратников на введение революции в цивилизованное русло, предотвращение стихийного бунта масс, ограничение разрушительных тенденций массовых народных выступлений.

В исследовательской литературе эти объединительные устремления чаще всего оцениваются как политическая тактика [/. Scherer, 1973, p. 75]. Уже после того, как «легальные марксисты» окончательно разошлись с марксистами революционными по философ-ско-теоретическим вопросам, в самом начале 1900-х гг. Струве выступил вновь за сотрудничество социал-демократов и либералов в совместном журнале «Современное обозрение», который должен был выходить в качестве приложения к журналу «Заря». Только после того, как этот проект окончился неудачей, Струве приступил к изданию «Освобождения», но и там он продолжал высказываться за сотрудничество, и лишь в 1903 г. последовал окончательный разрыв [P. Struve, 1934, p. 82].

Тактические повороты Струве, Булгакова и других бывших «легальных марксистов» были связаны, конечно, с особой исторической ситуацией в России, где либеральное движение коренилось в основном в земстве. Неоднородность социальной базы либерализма, выдвижение на первый план, в зависимости от социально-политической ситуации то одних, то других задач, порождали колебания либералов то к левому, то к правому крылу политического спектра российского общества. Но желание сотрудничать с социал-демократами, либералами-земцами и т.д. имело и мировоззренческое обоснование. Струве в это время полагал, что фундаментальные ценности и принципы либерализма не зависят от социально-по-

литических обстоятельств и социально-классовой принадлежности, так как основываются на идее естественных прав человека, которая лежит в основе понятия личности и, будучи внеклассовой, является мерилом всех позитивных прав человека [П.Б. Струве, 1902, с. 239]. В свете сказанного представляется верным вывод Р. Пайпса, который отметил, что для Струве открытая солидарность с либералами-конституционалистами в начале 1900-х гг. не требовала глубокой внутренней перестройки. «Он был либералом и конституционалистом уже с пятнадцатилетнего возраста, и если он первоначально связал свою судьбу с социал-демократией, то только потому, что между 1885 и 1890 гг. в России не было эффективного либерального движения» [Л. Pipes, 1970, p. 292].

И все же изменения в политических ориентациях «легальных марксистов», проделавших путь «от марксизма к либерализму» сопровождались и философским поворотом «от марксизма к идеализму» — именно так назывался сборник статей С.Н. Булгакова, отразивший его собственную эволюцию, что с равным правом можно отнести и к другим бывшим «легальным марксистам». Политическая эволюция не могла быть осуществлена без разрешения философских проблем, связанных с политической теорией либерализма, представители которого исходили из существования абсолютных нравственных норм. Абсолютные, внеклассовые, общечеловеческие нравственные нормы нельзя было вывести из эмпирической очевидности, служившей критерием истинности для материалистических и позитивистских учений. Решение «легальными марксистами» гносеологических и этических вопросов сформировалось в ходе дискуссий с отстаивавшими «субъективный метод в социологии» народниками и пересмотра философских основ марксизма с позиций неокантианства. Предмет интереса постепенно перемещался с экономической проблематики в сферу культуры, индивидуальной и общественной этики. Н. Бердяев писал, что после краткого периода единства критических и ортодоксальных марксистов они стали противниками, началась «борьба за идеализм» [Н. Бердяев, 1907, с. 51].

С середины 1890-х гг. сторонники этого течения от попыток соединить «экономический материализм» с философским идеализмом эволюционировали к «этическому идеализму» и почти сразу же заявили о своей приверженности религиозной метафизике. Начало поворота можно обнаружить в целом ряде работ раннего периода. Так, в статье «Свобода и историческая необходимость» (1897), опубликованной журналом «Вопросы философии и психологии», Струве пытался вывести понятие социального идеала за пределы научно-детерминистского подхода и называл идеалистическую метафизику единственным выходом из противоречия между

свободой и необходимостью [П.Б. Струве, 1905, с. 488]. Обоснование объективности нравственного миропорядка, независимости его от субъективного сознания, выдвижение на первый план человеческой личности и утверждение нравственно-религиозного характера ее сущности становятся главной задачей Струве, Бердяева, Булгакова, Франка. Об этом свидетельствует обширное предисловие, написанное Струве к книге Н. Бердяева «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии» (1901). Вскоре и Н. Бердяев заявляет о том, что становится «метафизическим идеалистом» [Н. Бердяев, 1907, с. 18]. Очень быстро поиски фундаментальных оснований человеческого существования приводят Струве, Бердяева, Булгакова к переоценке неокантианских увлечений и к замене их религиозной метафизикой. Религиозная вера теперь рассматривается как необходимое условие убеждения в существовании абсолютных нравственных ценностей. Так философия бывших «легальных марксистов» соединилась с религией и превратилась в религиозную философию.

Движение Струве, Булгакова, Бердяева и их соратников к религиозной философии определялось не только задачами этического характера, но и стремлением отыскать новые основания для теории познания, для самого разума, который должен опираться на что-то, отличное от него самого. Такой опорой называлась опять-таки религия. «Возьмем ли мы исходным пунктом форму познания или материю, — писал С.Н. Булгаков, — философия рационализма, как и философия эмпиризма, ведет нас к противоречию. Есть ли выход из того тупика, в который приводит новейшее развитие философской мысли? Возможно ли познание, есть ли истина как объект этого познания, есть ли вообще что-нибудь, внешний мир, другие люди, мы сами? Вот вопрос, который ставил себе Декарт, основатель новейшей философии, и этот же вопрос повторяет эта философия, совершив полный цикл развития. Очевидно, что вопрос этот может быть решен лишь с помощью третьего источника познания, помимо эмпиризма и рационализма, и источник этот есть умственная интуиция или вера» [С.Н. Булгаков, 1903, с. 203]. Булгаков приветствовал призыв В. Соловьева соединить в единое целое мистическое, научное и философское знание, создать «свободную теософию».

Философия В. Соловьева стала для Булгакова, Струве, Франка и других представителей течения, хотя и в различной степени, путеводной звездой в их философской эволюции. «В сумерках бытия мы принимаем за источник еле брезжащего света то те, то другие предметы, только сильнее его отражающие. С ясновидением пророка Соловьев прозревал истинный его источник, свет немеркнущий, невечерний. Он сам всю жизнь шел навстречу этому свету

и звал к нему. Пойдем за ним!», — призывал С. Булгаков в программной статье «Что дает современному сознанию философия Владимира Соловьева?» [там же, с. 262].

Путь Булгакова к идеализму проходил через критику экономической теории марксизма, в особенности аграрной экономической теории. Ценным в марксизме он считал только социальный идеал, да и тот, по его мнению, дается не наукой, а жизнью, является, стало быть, «вненаучным или ненаучным». Постепенно решение вопроса о социальном идеале Булгаков переводил из плоскости марксистской социологии в плоскость религиозно-метафизическую [там же, с. XVI].

К 1902 г. для Струве, Булгакова, Бердяева, Франка христианские ценности становятся высшим критерием оценки всех проблем, которые ставит жизнь, а религиозно-мистическая философия выдвигается в качестве важнейшего средства раскрытия сущности исторического процесса.

В конце 1902 г. вышел в свет сборник «Проблемы идеализма», в котором вместе с бывшими «легальными марксистами» С.Н. Булгаковым, Н.А. Бердяевым, П.Б. Струве, С.Л. Франком приняли участие либеральные представители академической философии — П.И. Новгородцев, С.Н. и Е.Н. Трубецкие, С.А. Аскольдов (Алексеев), также включившиеся в интенсивный поиск метафизических основ бытия, а также либерально настроенные юристы и социологи Б.А. Кистяковский, А.С. Лаппо-Данилевский, Ф. Ольденбург и Д.Е. Жуковский. Этот сборник имел этапное значение для развития историко-философского процесса в России начала ХХ в. В нем впервые бывшие «легальные марксисты» открыто выступили под флагом идеализма. Больше того, сборник дает вполне определенное представление о механизме перехода от трансцендентального идеализма и экономического материализма (у С.Н. Булгакова социального) к религиозной метафизике. «Проблемы идеализма» знаменовали собой укрепление и расширение союза между идеализмом философским и идеализмом практически-политическим, начало которому положил своей блестящей публицистической деятельностью Владимир Соловьев.

Поиск новых духовных принципов, «новых заповедей», выдвижение на первый план этической проблематики, опора на философский идеализм в понимании истории — все это объединило занимавших в общем-то неодинаковые позиции авторов, но единых в вере в то, что только идеализм может дать правильное понимание свободы, обосновать социальный идеал, а идеалистическое понимание истории способно выразить суть освободительного мировоззрения. С новой философской позицией связывалась возможность бескорыстного и благородного взгляда на мир, чистых, 64

идеальных, не отягощенных материальными интересами стремлений и помыслов, а стало быть, и свободы от классовой ограниченности.

Понимание истории с позиций этического идеализма, оформившегося в русской философской мысли в начале ХХ в. и связанного с требованием освящения всех временных социальных проблем, с точки зрения вечных нравственных ценностей получило в статьях авторов сборника развернутое выражение и дальнейшую конкретизацию. Непосредственно перед революцией 1905 г. Струве, Бердяев, Булгаков, Франк, Аскольдов были убеждены, что идеалы свободы, справедливости, равенства, которыми должно руководствоваться освободительное движение, могут быть обоснованы только религиозно. С выходом в свет сборника «Проблемы идеализма» начался новый этап в эволюции мировоззрения либеральной интеллигенции. Поиски ею новых ценностей, усилившийся интерес к религии привели многих ее представителей к участию в религиозно-философских собраниях, организованных в 1901 г. в Петербурге Д.С. Мережковским [/. Scherer, 1973].

На заседаниях собраний (с момента открытия 29 ноября 1901 г. до 5 апреля 1903 г., когда собрания были запрещены, было проведено 22 заседания), а также на встречах по воскресеньям на квартире В.В. Розанова обсуждались пути религиозного возрождения, ставился вопрос об освобождении религии церкви от контроля со стороны государства, дискутировались проблемы соотношения духа и плоти, потустороннего и земного, брака и монашества и т.д. Ведущую роль со стороны светской интеллигенции в них играли Д.С. Мережковский, В.В. Розанов, активное участие принимали З.С. Гиппиус, Н.М. Минский. Протоколы собраний и выступления участников печатались в журнале «Новый путь», первый номер которого вышел в январе 1903 г.

Усилия группы Мережковского по соединению христианства с непосредственной жизнью и культурой оказались с помощью привлеченных к сотрудничеству С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, а затем и С.Л. Франка, Н.О. Лосского. П.И. Новогородцева дополненными гносеологическим и этическим оправданием религиозного мировоззрения. Впрочем, последнее как раз не встретило понимания со стороны старых членов редакции «Нового пути», полагавших, что религия не нуждается в оправдании. С.Н. Булгаков, считваший, что в эпоху господства рационализма «самая пламенная религиозная вера должна получить философское оправдание и закалиться в горниле философских сомнений», видевший в философском идеализме «необходимый путь к религии» [С. Булгаков, 1904, № 73, с. 382], начал публикацию серии статей под общим названием «Без плана», где поставил в центр внимания религиозно-философскую проблематику и аграрные вопросы.

С января 1905 г. журнал стал выходить под названием «Вопросы жизни», он продолжил линию, начатую с приходом туда бывших «легальных марксистов». На первый план теперь вышли темы христианской политики, религии как единственного исторического базиса реального политического действия и социального мировоззрения. С. Булгаков выступал против марксистского понимания социализма как науки. Социализм для него — идеал, в основе которого лежат вечные и абсолютные представления о Боге, укоренившиеся в душе человека. Он ставил задачу сделать философский идеализм инструментом высвобождения в социальном знании элементов сверхнаучного, что, в свою очередь, должно было способствовать прояснению задач собственно научной социологии. Аналогичные или близкие мнения высказывались и Бердяевым, Франком, Новгородцевым, Аскольдовым. Все они считали, что принципы социальной морали и социального действия должны быть первоначально обоснованы религиозно, а затем уже могут быть подкреплены научно-социологически.

Утверждение в качестве главной задачи философии анализа отношений между человеком и Богом стало лейтмотивом всех статей Булгакова, Бердяева, Франка и их единомышленников в данный период. Очень важное значение придавалось соединению религиозно-философского движения с общественным процессом и структурами. Христианская политика нацеливалась на раскрепощение, экономическое возрождение, культурный Ренессанс и религиозную реформацию. Для осуществления этой программы С. Булгаков предлагал создать «Союз христианской политики», идея которого в общем виде была сформулирована на страницах журнала. Социальная программа авторов журнала в центр внимания ставила вопросы прав человека, приоритета личности по отношению к государству. Н. Бердяев позже вспоминал, что журнал в политическом, нравственном и социальном отношениях ориентирован на программу левого крыла «Союза освобождения» [Н. Бердяев, 1935, № 49, с. 10]. Многие темы «Освобождения» действительно совпадали с тематикой «Вопросов жизни». Но это и не удивительно, так как Булгаков, Бердяев, Франк, Кистяковский печатались и в «Освобождении», правда, в основном под псевдонимами. И там и здесь постоянно подчеркивалась необходимость опираться в освободительном движении на религиозно и метафизически понятую и обоснованную идею прав человека. Решительно звучали требования церковной реформы.

Начало революционных событий 1905 г. религиозно ориентированная либеральная интеллигенция приветствовала как наступление новой эпохи — эпохи, где будет положен конец автократии

и начнется подлинное культурно-религиозное возрождение общества. Однако революционная действительность, обнаружившая разрушительные начала в действиях возбужденных масс, проявления нетерпимости, ненависти, агрессивности, заставила усомниться в возможности реализации идеала свободной личности, духовного расцвета через революционное насилие. В разгуле человеческих страстей, превращении средств революционных преобразований в цели, утверждении относительных ценностей вместо абсолютных усматривалась опасность оскудения духовной культуры, одичания общества и, в конечном счете, социальной катастрофы. Компромиссный тип сознания русской либеральной религиозно-философской интеллигенции органически не принимал неизбежного экстремизма революционных массовых действий. Революция 1905—1907 гг. вновь активизировала размышления о соотношении внутренней и внешней революции, духовных и социально-экономических, политических преобразований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бердяев Н. Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные (1900-1906 гг.). СПб., 1907.

Бердяев Н. Русский духовный Ренессанс начала XX века и журнал «Путь»: К десятилетию «Пути» // Путь. Париж, 1935. № 49.

Бердяев Н. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М., 1990.

Бочкарев Н.И. В.И. Ленин и буржуазная социология в России. М., 1973.

Булгаков С.Н. От марксизма к идеализму. СПб., 1903.

Булгаков С. О реалистическом мировоззрении // Вопросы философии и психологии. 1904. Кн. 73.

Булгаков С.Н. Без плана // Новый Путь. 1904. № 11.

История философии в СССР: В 5 т. М., 1988. Т. 5. Ч. 2.

Косичев А.Д., Кедров Б.М., Калтахчян С. Т. История марксистско-ленинской философии. М., 1987.

Ленин В.И. Крах II Интернационала // Ленин В.И. Полн. собр. соч.: В 55 т. М., 1969. Т. 26.

Ленин В.И. По поводу юбилея // Ленин В.И. Полн. собр. соч.: В 55 т. М., 1973. Т. 20.

ПлехановГ.В. Избр. филос. произв.: В 5 т. М., 1956. Т. II.

Струве П.Б. На разные темы (1893-1901): Сб. статей. СПб., 1902.

Струве П. От редакции // Освобождение. Штутгарт, 1902. № 1.

Струве П. Либерализм и т.н. революционные направления // Освобождение. Штуттгарт, 1902. № 7.

Струве П. Не в очередь // Освобождение / Под ред. П. Струве. Штутгарт, 1903. Кн. I .

Струве П.Б. Марксовская теория социального развития / Изд. Б. Яко-венко, М. Власенко / Пер. с нем. Б. Яковенко. Киев, 1905.

Струве П. Палач народа // Освобождение. Париж, 1905. № 64.

Струве П.Б. Patriotika. Политика, культура, религия: Сб. статей за пять лет (1905-1910 гг.). СПб., 1911.

Христианский социализм: С.Н. Булгаков: Споры о судьбах России / Ред.-сост. В.А. Акулинин. Новосибирск, 1991.

Pipes R. Struve: Liberal on the Left. 1870-1905. Cambridge (Mass.), 1970.

Scherrer J. Die Petersburger religios-philosophishen Vereinigungen. DieEnt-wicklung des religiosen Selbstverstandnisses ihrer Intelligencija-Mietglieder (1901-1917). Berlin; Wiesbaden, 1973.

Struve P. My contacts and conflicts with Lenin // The Slavonic and East European Review. 1934. April. Vol. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.