Сер. 6. 2007> Вып. 2. Ч. I
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
А.К Борзунова
СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ СВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ГРУППЫ
В современной теории личности понятие психологической защиты является основополагающим. Представления о ней не только привлекаются для объяснения эмпирически выделяемых феноменов в практике психотерапии (В.М. Воловик, В.Д. Вид, Р.А. Зачепицкий, А.Б. Добрович), но и теоретически вводятся в контекст общепсихологических концепций установки (Ф.В. Бассин1, В.Е. Рожнов, М.Е. Бурно), отношений личности (Б.Д. Карвасарский2, В.А. Ташлыков3), переживания (Ф.Е. Василюк), самооценки (В.В. Столин); также дается семиотическая (В.Н. Цапкин4), психофизиологическая (B.C. Ротенберг5) и гендерная (В.Г. Каменская6) интерпретация защиты.
Большинство практикующих психологов и психотерапевтов твердо убеждены, что феномен психологической защиты является мощным фактором как в общем процессе развития личности, так и в процессе психотерапии.
Понимание специфики внутреннего мира личности невозможно без пристального изучения неосознаваемых явлений психики, лежащих в основе формирования мотивов, характерных способов реагирования и решения ситуационных задач, скрытой проблематики личности.
В обычной жизни любого человека возникают те или иные эмоционально напряженные и негативные ситуации, переживание которых приводит к различного рода личностным нарушениям, неприятностям, отрицательным аффектам. Когда желания, интересы, потребности человека не могут быть удовлетворены, несмотря на значительные усилия, возникают состояния эмоционального напряжения - стрессы и фрустрации. Во многих случаях снятие напряжения происходит с помощью психологических защит.
Теоретический анализ литературы показал, что как в зарубежной, так и в отечественной науке накоплен обширный теоретический и эмпирический материал, иллюстрирующий многомерность этого явления. Однако на сегодняшний день нет единого подхода к данному вопросу Существует множество определений самого понятия психологической защиты. Большинство из них рассматривают ее только как часть каких-либо других психических феноменов: деятельности, установки, отношений личности, компенсации и др.
В связи с этим мы проанализировали развитие понятия психологической защиты, начиная с его появления в рамках психоанализа. В дальнейшем другие ученые также включали его в свои концепции личности. По-разному оценивалось значение защиты для личности, описывались различные механизмы возникновения и действия защиты. Высказывались различные точки зрения на развитие структуры психологической защиты в процессе онтогенеза человека.
Можно подчеркнуть общие для всех рассмотренных нами теорий представления о понятии психологической защиты и ее структуре.
Во-первых, защита является одной из функций Я, направленных против Оно, а также против неприятных представлений и аффектов;
©А.К. Борзунова, 2006
во-вторых, мотивами защиты являются страх или неудовольствие; в-третьих, защитные меры служат укреплению границ Я.
Можно выделить, на наш взгляд, ряд понятий, являющихся важными в определении психологической защиты: самооценка, образ Я, образ мира, социальные нормы и цели, инстинкты, угроза, тревога (дискомфорт), конфликт. Это, в свою очередь, позволяет структурировать психологическую защиту следующим образом (рис. 1):
Рис. 1. Структура психологической защиты
Я-образ, социальные цели, социальные нормы присутствуют в сознании человека. Инстинктивные цели и переживание, угрожающее нарушить существующий образ Я, попадая в сознание, вступают в конфликт с выше перечисленными компонентами (черными стрелками на схеме обозначены возникающие противоречия). При этом человек ощущает тревогу, дискомфорт, которые и провоцируют включение психологической защиты. Она, в свою очередь, действует на неосознаваемые компоненты с целью не допустить их в сознание или трансформировать в приемлемую форму.
Следует отметить отсутствие единого мнения относительно общего числа защитных механизмов и содержания применяемых терминов. Предлагались различные определения механизмов защиты и их классификации, опиравшиеся на разные критерии. Наиболее авторитетными считаются классификации, предложенные А. Фрейд7, Р. Плутчиком и Г. Келлерманом8, Е.С. Романовой и Л.Р. Гребенниковым9. Р. Плутчик с соавторами внес большой вклад в разработку методов оценки роли каждого механизма в обеспечении защиты личности. Разработанный им опросник основан на представлениях об основных формах эмоционального и поведенческого реагирования лиц с различными личностными особенностями.
Важным является вопрос о том, от каких факторов зависит выбор человеком того или иного защитного механизма и система психологической защиты в целом. Различные ученые по-разному отвечали на него. В известной литературе не встречаются описания того, как особенности психологического климата в группе взаимосвязаны с системой
Психологическая защита
Восприятие группы
Совместимость
Групповые нормы
КЛИМАТ
Групповая активность
Сплоченность
психологической защиты личности, включенной в эту группу Эта проблема представляется важной и актуальной, т. к. человек на протяжении всей жизни принадлежит к той или иной социальной группе: семье, учебной группе, производственному коллективу и т. д. Социально-психологический климат группы определяет самочувствие ее членов, их психологическое благополучие, производительность коллектива. В то же время, он зависит от множества факторов, один из которых индивидуально-психологические особенности членов группы. Сквозь призму особенностей личности преломляется все влияние на группу со стороны внешней среды. Психологическая защита - важное личностное образование. Поэтому зная, как соотносятся структура психологической защиты членов группы с особенностями психологического климата в ней, мы сможем воздействовать на него с целью его оптимизации.
Общепризнанным является следующее определение психологического климата группы - это состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы, это сплав эмоционального и интеллектуального - установок, настроений, чувств, мнений членов группы как отдельных элементов социально-психологического климата. Одним из элементов климата является восприятие членами группы своей группы и взаимоотношений в ней.
Социально-психологический климат группы - это всегда субъективное, отраженное, в отличие от объективного - отражаемой действительности. Они не тождественны, однако находятся в тесной взаимосвязи. К важным объективным факторам, влияющим на климат, относятся индивидуально-психологические особенности членов группы, уровень их психологической совместимости, сплоченности, ценностно-ориентационное единство группы
(ЦОЕ)10, групповая активность в двух ее аспектах: групповое взаимодействие и групповые взаимоотношения.
Жизнедеятельность человека в группе требует от него адаптации к данной группе. С помощью социально-п с ихо л о ги ческой адаптации ослабляются или
Адаптация
Индивид, особенности
устраняются внутреннее психическое напряжение, беспокойство, тревожные состояния, возникающие у человека при взаимодействии его с другими людьми, обществом в целом. Средствами адаптации выступают механизмы психологической защиты.
Модель взаимосвязи защитных механизмов и психологического климата в группе Рис. 2. Взаимосвязь защитных механизмов и психологического представлена на рисунке 2. климата в группе. г
Модель показывает, что на социально-психологический климат группы влияют такие факторы, как совместимость ее членов, ЦОЕ, сплоченность группы, групповая активность, групповые нормы, уровень адаптации членов группы, их индивидуально-психологические особенности и восприятие ими своей группы. В то же время, единство ценностей и целей, активное взаимодействие и интенсивность коммуникаций в группе способствуют ее сплоченности, совместимость предполагает ценностно-ориентационное единство и совместимость темпераментов, характеров и других индивидуальных особенностей членов группы. Одной из таких особенностей является структура психологической защиты личности, которая, в свою очередь, влияет на восприятие человеком окружающей действительности, в частности, отношений в группе. Адекватность функционирования защитной системы человека определяет успешность его социальной адаптации.
Таким образом, очевидно, что одним из факторов, связанных с социально-психологическим климатом группы, является психологическая защита ее членов.
Это определило цель настоящего исследования - проследить взаимосвязь между психологическим климатом группы и особенностями психологической защиты его членов.
Было проведено пилотажное исследование, в котором участвовала группа студентов третьего курса, обучающихся в Великолукской государственной академии физической культуры и спорта (ВЛГАФКиС) на специальности «Педагогика и психология». В исследовании принимали участие 26 человек: 21 девушка и 5 юношей в возрасте от 19 до 21 года.
Исследование частоты использования основных восьми защит велось с помощью опросника Нлутчика-Келлермана-Конте (Life Style Index)11 в условиях группового тестирования. Данный опросник включает девяносто два утверждения, описывающих чувства, поведение и реакции людей в определенных жизненных ситуациях.
При обработке данных, полученных с помощью тестирования, выявлялась выраженность каждого из восьми эго-защитных процессов (вытеснение, регрессия, замещение, отрицание, проекция, компенсация, гиперкомпенсация, рационализация) в процентах, а также показатель общей напряженности психологических защит (ОНЗ),
Для изучения психологического климата в группе использовалась «Шкала Ф. Фид-лера» в адаптации Ю.Л. Ханина. Данная методика содержит десять противоположных по смыслу пар слов, которые образуют биполярные шкалы отношений. Ответы по всем шкалам оцениваются от 1 до 8 баллов. Итоговый показатель психологического климата находится в диапазоне от 10 (самый благоприятный климат) до 80 (самый неблагоприятный). Определив средние значения оценок по каждой паре слов, можно получить средне-групповые показатели. Сопоставление общегрупповых показателей с индивидуальными позволяет выделить тех испытуемых, которые дают заниженные или завышенные оценки по всем показателям. Заниженные оценки рассматриваются как свидетельство неудовлетворенности положением в группе.
Полученные при тестировании данные были подвергнуты сравнительному и корреляционному анализу для определения степени взаимосвязи между механизмами психологической защиты, которые чаще всего использует индивид, и его оценкой психологического климата в группе. Вычисление корреляции по Пирсону проводилось с помощью компьютерной программы «SPSS 12.0 for Windows».
Исследование механизмов психологической защиты у студентов позволило выявить степень выраженности каждого из восьми видов защиты в процентах, а также общую напряженность всех защит. В соответствии с частотой использования каждый диагностируемый механизм занимает определенный ранг в структуре психологической защиты
личности. Так, в среднем по группе наиболее используемыми механизмами являются проекция (55,1%) и рационализация (54,4%), третье и четвертое места в структуре занимают соответственно компенсация (50,5%) и отрицание (49,3%). Далее, в порядке убывания интенсивности следуют регрессия (37,8%), гиперкомпенсация (33,8%), вытеснение (33,3%) и замещение (23,3%). Общая напряженность защит составляет в среднем по группе 42,5%, что соответствует возрастной норме.
Среднегрупповая общая оценка психологического климата в группе составляет 42,5 балла. Этот показатель говорит об умеренной удовлетворенности студентов существующим в коллективе климатом. При этом отмечается успешность (3,2 балла) и продуктивность (3,3 балла) группы. Однако, согласно оценкам студентов, в коллективе наблюдается равнодушие (4,5 балла) и холодность (4,5 балла), а также некоторая враждебность (4,4 балла) и несогласие (4,4 балла).
В результате обработки данных исследования были установлены взаимосвязи между использованием личностью того или иного механизма психологической защиты и тем, как ею оценивается психологический климат в группе.
Показатели психологического климата в группе тесно связаны с механизмом отрицания. Обнаружена положительная корреляция отрицания со следующими показателями: психологический климат (г = 0,435), теплота/холодность (г=0,461), сотрудничество/отсутствие сотрудничества (г = 0,541), взаимная поддержка/недоброжелательность (г = 0,465).
Такие оценки испытуемым своей группы говорят о его неблагоприятном положении в ней. Мы видим, что человек не получает необходимой поддержки, не чувствует теплоты, доброжелательности, отмечает недостаток сотрудничества с другими членами группы. Неблагоприятная обстановка, чувство дискомфорта при нахождении в группе, отчужденность - вот то, что чувствует человек, в структуре психологической защиты которого доминирует отрицание. Логично предположить, что этот защитный механизм не способствует успешной социализации и может являться одной из причин социальной дезадаптации.
Выявлена отрицательная взаимосвязь показателя компенсации и некоторых характеристик психологического климата в коллективе, а именно: удовлетворенность/неудовлетворенность (г = - 0,564), увлеченность/равнодушие (г = - 0,525) и теплота/холодность (г = -0,466).
Эти данные свидетельствуют о том, что человек, использующий защиту по типу компенсации, чувствует удовлетворенность группой, отмечает увлеченность жизнью коллектива и теплоту в отношениях. Помня, что компенсация - это интенсивные попытки исправить или как-то восполнить собственную реальную или воображаемую физическую или психическую неполноценность, можно предположить, что в поведении это проявится активностью, включенностью в жизнь группы, увлеченностью совместной деятельностью. Все это способствует более успешной адаптации личности в группе, благоприятному положению в ней и, как следствие, вызывает ее положительное восприятие и оценку.
Связь остальных шести механизмов защиты с восприятием психологического климата группы не обнаружена. Таким образом, наибольшее значение для социальной адаптации личности играют механизмы отрицания и компенсации. Причем, роль компенсации в этом процессе явно положительная, в то время как чрезмерная защита по типу отрицания может стать причиной негативного отношения личности к группе, отчужденности, дезадаптации.
Некоторые защитные механизмы, как показало исследование, тесно связаны между собой. Взаимосвязи механизмов психологической защиты условно изображены на рисунке 3.
Вытеснена
Рис. 3. Взаимосвязи механизмов психологической защиты.
Итак, выявлено, что существует тесная взаимосвязь между использованием механизмов регрессии, замещения и гиперкомпенсации, также есть связь проекции с замещением, гиперкомпенсацией и компенсацией. Из перечисленных отношений самой тесной является корреляция замещения с механизмом регрессии (г = 0,601) и гиперкомпенсации (г = 0,601).
Выявленные взаимосвязи между различными защитными механизмами позволяют предположить, что взаимосвязанные механизмы действуют одновременно и могут реализоваться в одном и том же поведенческом или мыслительном акте.
Так, например, связь проекции, замещения и гиперкомпенсации может проявиться в том, что человек перестает осознавать свои реальные желания и заменяет их противоположными в результате действия гиперкомпенсации и замещения. Далее уже неосознаваемые собственные чувства он приписывает другим людям, т. е. проецирует их.
Корреляция гиперкомпенсации и замещения с регрессией также закономерна. Непринятие своих истинных проявлений приводит к повышению внутренней напряженности личности, которая должна быть снята с помощью других защитных механизмов. Поскольку гиперкомпенсация и замещение направлены, прежде всего, на предотвращение проявления неприемлемых эмоций, то дальнейшая защита личности от них также должна быть на поведенческом уровне. Действие регрессии за счет возврата к детским моделям поведения позволяет предотвратить проявление неприемлемых желаний (как правило, сексуальных или агрессивных) и тем самым снижает внутреннюю напряженность.
Проекция, обнаруживая связь с компенсацией (г = 0,498), может действовать как одно из ее проявлений. Как говорилось ранее, компенсация - это интенсивные попытки исправить или как-то восполнить собственную реальную или воображаемую неполноценность. Когда человек не осознает собственные качества, которые он оценивает как отрицательные, и приписывает их окружающим, он, таким образом, на их фоне становится более полноценным в собственных глазах. С другой стороны, положительная оценка своей группы личностью с преобладанием компенсации может быть связана и с действием проекции. Индивид проецирует на группу в целом собственные положительные качества - активность, увлеченность, общительность.
Обращает на себя внимание то, что некоторые защитные механизмы не обнаружили связи с другими. Это вытеснение, отрицание и рационализация. Можно предположить, что это обусловлено особенностями перечисленных механизмов, а именно тем, что действие этих защит связано не с поведенческими проявлениями, а с интеллектуальными и эмоциональными процессами, происходящими внутри самой личности. Защита личностной целостности происходит путем удаления из сознания (при вытеснении), неприятия в сознание (при отрицании) и рациональной интерпретации (при рационализации) тревожащих переживаний.
Таким образом, наше исследование позволило определить, каким образом особенности психологической защиты личности связаны с психологическим климатом группы и восприятием его ее членами, а также взаимосвязи между самими механизмами защиты. Негативное восприятие личностью психологического климата в группе коррелирует с преобладанием отрицания в структуре ее психологической защиты. Напротив, частое использование защиты по типу компенсации связано с положительной оценкой климата и, соответственно, с благоприятным положением личности в коллективе. Следовательно, выраженность компенсации в структуре психологической защиты личности является важным фактором успешной социальной адаптации.
1 Бассин Ф.В. О силе Я и психологической защите // Вопросы философии. 1969. № 2; Бассин Ф.В., Бурлакова М.К., Волков В.ff. Проблема психологической защиты // Психологический журнал. 1988. № 3 ; Бассин Ф.В., Прангишвили А. С., Шерозия А.Е. Заключение //Бессознательное: В 4 т. Тбилиси, 1978. Т. 3.
2 Карвасарский Б,Д. Медицинская психология. М., 1982.
3 Тагилыков В.А. Психологическая защита у больных с неврозами и с психосоматическими расстройствами. СПб., 1992; Тагилыков В.А. Психология лечебного процесса. Л., 1984.
4 Цапкин В.Н. Личность как группа - группа как личность // Московский психотерапевтический журнал. 1994. № 4.
5 Михайлов А. ff., Ротенберг B.C. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях // Вопросы психологии. 1990. № 5.
6 Каменская ВТ., Зверева C.B. Возрастные и тендерные особенности системы психологических защит (на примере подростково-юношеской выборки) // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 4.
7 Фрейд А. Эго и механизмы защиты. М., 2003.
8 Plutchik R. Kelîerman H.Conte H.R. A structural theory of ego defenses and emotions // Emotions in personality and psychopathology / Ed. C.E. Izard. N.Y., 1979.
9 Романова E.C., Гребенников Л P. Механизмы психологической защиты. Мытищи, 1996.
10 Петровский A.B. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. М., 1984; Его же. Личность, деятельность, коллектив. М., 1982; Его же. Некоторые аспекты разработки стратометрических концепций групп и коллективов // Вопросы психологии. 1976. № 3; Его же. Психологическая теория коллектива. М., 1979; Петровский A.B., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. М., 1978.
11 Plutchik R„ Kelîerman Я, Conte H. R. Op. cit.
Статья принята к печати 22 ноября 2006 г.