рынок изобразительного
искусства
структурный анализ субъектов и объектов арт-рынка
в контексте современных реалий
_Аннотация
Охарактеризованы субъекты и объекты достаточно нового с точки зрения объекта исследования в экономическом контексте понятия «арт-рынок». В нашей стране до сих пор многие институции функционируют без четкого представления структуры арт-рынка и его компонентов. Раскрывается сущность полуфункцианализма арт-рынка, значение и функционал основных участников процесса от музейных институций до художников и арт-дилеров. Также выведены основные определения арт-рынка как общие художественные тенденции и предпочтения, распространенные в определенном временном отрезке с одной стороны, и отрасль экономики, способная формировать национальную идентичность - с другой.
Ключевые слова: арт-рынок, инвестиции, искусство, первичный и вторичный рынок, субъекты и объекты рынка искусства, инвестиции, маркетинг, брэндинг, средства продвижения товара, конкурентоспособность _
Арт-рынок - это один из наиболее привлекательных предметов междисциплинарного исследования, но чаще его других его анализируют экономисты. У него достаточно большая история и очень бурное современное развитие. Что касается нашей страны, то этот феномен до последнего времени мало кем изучался, хотя аспектов и подходов можно назвать много. В российской действительности арт-рынок находится в стадии становления, но его потенциал достаточно велик. Известно, что русское искусство многие десятилетия было и остается конкурентоспособным в мировом культурном пространстве. Самые известные аукционные дома мира считают за честь выставлять на торги работы русских мастеров, весьма часто приносящие им баснословные прибыли. Рынок изобразительного искусства капиталоемкий рынок, а искусство сегодня представляется одной из заман-
Ветрова Алена Андреевна
аспирантка факультета экономики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ [email protected]
инвеа
арт-рынок
представляет
художественных
мировом
и национальном _уровне
чивых форм инвестирования. Эта экономика состоит из первичного рынка, где произведения продаются в первый раз, и вторичного (аукционов), где произведения продаются во второй или любой другой раз [1]. Ниже будет приведен структурный анализ всех важнейших составных компонентов арт-рынка.
Рыночный эстетизм
Чтобы понять, как работает арт-рынок, необходимо выявить его основные функции и субъекты деятельности. С момента институализации арт-рынка многое модифицировалось, но его суть мало изменилась. Арт-рынок выполняет информационные, посреднические, ценообразующие, стимулирующие, регулирующие и художественно-эстетические функции. Последняя функция более понятна, поэтому остановимся подробнее на остальных. Современный арт-рынок - явление полифункциональное. Если акцентировать его дожественную сторону, то на первое место выхо эстетическая ценность произведение иску если экономическую, то это рыночная стоимость произведения искусства. Арт-рынок представляет собой оборот художественных ценностей на мировом и национальном уровне [5]. Особенность арт-рынка в его интегрированной природе, возникающей на пересечении духовно-художественной (нематериальной, прагматически незаинтересованной) и материальной (экономически и прагматически значимой) сфер общественной жизни. В связи с этим можно дать несколько определений арт-рынка:
1. это общие художественные тенденции и предпочтения, распространенные в определенном временном отрезке, система, направленная на формирование вкусов и предпочтений, то есть культурный феномен, отражающий актуальные состояния общества, в которых задействованы, художник, экспертное сообщество, знающая публика и простые почитатели искусства;
2. это характер и уровень развития института посредничества, или система взаимоотношений между художниками, дилерами, аукционными домами, ассоциациями и коллекционерами, заключающаяся в товарном обращении предметов искусства;
креативная экономика, 2013, № 2
3. это отрасль экономики, способная во многом формировать национальную идентичность, и прямым образом влиять на ВВП страны, если рассматривать его с позиций территориального брэндинга и маркетинга.
Таким образом арт-рынок - это сложное многоуровневое явление, в нем интегрируются большое количество субъектов, которые осуществляют все процессы его актуализации. Основными субъектами арт-рынка являются производители, (художники) и потребители (коллекционеры) [7]. Между главными субъектами в разное культурно-историческое время существовала группа посредников, которые к сегодняшнему дню максимально дифференцировались.
К пониманию процессов
Чтобы раскрыть сущность арт-рынка, рассмотрим его основные функции, которые, реализуясь, объединяют и основные субъекты арт-рынка. В первую очередь первых стоит выделить информационную функцию. В широком смысле это информирование общества о творчестве художника, информационное поле, которое складывается вокруг художника, а именно совокупность упоминаний о художнике в художественной критике, биографических текстах и жизнеописаниях, церковных, исторических документах. В современных условиях особую роль занимают профессиональные печатные и электронные СМИ. Расширению информационного поля способствуют наличие каталогов, монографий о творчестве художника, которые являются традиционными формами оповещения заинтересованных лиц. Информационная функция арт-рынка -это одна из самых старых его функций [2]. Большую роль в информировании общества об аксиологической ценности творчества художника играет экспертное сообщество. Экспертное сообщество - это объединение критиков и искусствоведов, которые анализируют, интерпретирует, разъясняют и транслируют обществу свои оценки художественного творчества в целом или отдельных произведений. Их деятельность, безусловно, формирует репутацию художника.
Сегодня арт-критики, искусствоведы - это специалисты по оценке произведений искусства. Обычно они дают развернутые письменные анализы в ста-
в современных
условиях особую
профессиональные печатные и электронные СМИ
стиции
когда люди
_хотят покупать
_произведения
_искусства,
но у них нет времени
_их изучать,
_арт-консультант
_является
_фигурой
арт-рынка
тьях и обзорах, публикуемые в различных профильных СМИ, монографических работах, коллективных научных исследованиях, теоретических докладах, в современных условиях на некоторых известных интернет-ресурсах, в социальных сетях. Авторитетное мнение экспертного сообщества прямым образом влияет на активность коллекционеров и меценатов, во многом определяя цену художественного произведения и авторитет художника. В то же время исторический опыт показывает, что многие сегодня признанные художники в свое когда-то не были поняты критиками, поскольку часто их искусство значительным образом опережало общественные вкусы, а следовательно, не оценено современниками по достоинству.
Отдельно стоит сказать об арт-консультантах. Арт-консультант (англ.Adviser - консультант) - это субъект арт-рынка, занимающий промежуточную пози-между теоретиками искусства и арт-дилерами Первоначально функции консультанта выполняли лица, приближенные к властным особам. Они могли занимать различные должности от кардинала до подрядчиков королевских работ, то есть их посредничество в данной связи не было профессиональным. Сегодня, когда многие коллекционеры рассматривают искусство только с точки зрения инвестиций, профессия консультанта оказалась весьма востребована. В условиях, когда люди хотят покупать произведения искусства, но у них нет времени их изучать, арт-консультант является востребованной фигурой арт-рынка. Консультант ничего не продает, он, как правило, выполняет функции советчика. Иногда эта функция дополняется приобретением конкретной работы по решению заказчика. В отличие от критика или искусствоведа консультант не обязательно является общепризнанным экспертом по искусству. В силу этого он не относится к экспертному сообществу, хотя для заказчика он, безусловно, выступает экспертом. Особое значение среди субъектов рынка имеют художественные музеи как государственные, так и частные. Музеи, приобретая произведение художника, возвышают его имя, повышают рейтинг его произведений, а следовательно, и их стоимость. Попав в музей, произведение автоматически становится работой более значимого масштаба. Чем извест-
, 2013, № 2
нее музей, тем большую отдачу получает художник, живущий или давно ушедший. Более того, коллекции музеев представляют собой национальное достояние конкретной страны, оберегаются государством, в том числе во время войн и катаклизмов. Общеизвестно, что многие талантливые художники или их работы остаются неизвестными, будучи затерянными в истории. Работы, попавшие в музеи, гарантированно будут представлены публике последующих поколений.
Следующим важным моментом можно выделить тот факт, что, будучи музейным экспонатом, работа перестает быть представленной на рынке. Другими словами, находясь в частной коллекции, произведение искусства еще может попасть на рынок, когда владелец или наследник захочет его перепродать. Музейные работы, за редким исключением, изымаются из рыночного оборота. Музеи в современном обществе имеют репутацию безусловных авторитетов. Тем не менее, следует сказать, что коллекции большинства современных музеев, таких как МОМА или Метрополитен в Нью-Йорке, центр Жоржа Помпиду в Париже и так далее, были сформированы крупными коллекционерами, такими как, например семья Рокфеллеров, передававшими свои коллекции в дар музеям [4]. Во временном континууме эти коллекции обретают значимость в историко-культурной перспективе.
В русском языке с недавнего времени появляется термин «актуальное искусство», который во многом схож, но не тождественен по смыслу термину «современное искусство». Под актуальным искусством участники художественного процесса в России подразумевают новаторское современное искусство (в плане идей и/или технических средств) [6].
Выводы
Произведения искусства - это гипертовары, они могут обращаться весьма интенсивно, прежде чем «успокоиться», осесть в музеях или других хранилищах. Рынок произведений искусства развивается весьма стремительно как в России, так и за ее пределами. Это весьма перспективное явление привлекает инвесторов как возможными высокими доходами, так и нематериальными выгодами вроде статуса и значимости коллекции.
Литература
1. Бак Луиза, Грир Джудит. Искусство в собственность [Текст]. - М.: ЗАО «Фэйс Фэшн», 2008--
2. Бенаму-Юэ Жюдит. Цена искусства [Текст]. -М.: Артмедиа групп, 2008.
3. Денисов Б.С. Нетра-
Очерки для непосвященных [Текст]. - М.: Российский экономический журнал, Фонд «За экономическую грамотность», 1997--
4. Меликян С. Art+Auction [Текст]. - декабрь-январь 2009/2010.
5. Оганов АА., Хангельдиева И.Г. Теория Искусства
университет в Москве, 2008.
инвес
стиции
Литература
6. Тульчинский Г.Л., Герасимов С.В., Лохина Т.Е. Менеджмент специальных событий в сфере культуры. [Текст]. - М.: Планета Музыки, 2010.
7. Фейген Ричард. Мемуары арт-дилера. [Текст]. - М.: Художественный фонд RuArts, 2004
8. http://www.artbusiness. com [Электронный ресурс]_
9. http://www.artin-vestment.ru [Электронный ресурс]
Начинающим инвесторам, обратившим свое внимание на этот рынок, стоит тщательно изучить предметную область, заручиться консультационной поддержкой специалистов и начинать приобретать предметы искусства через специализированные галереи. Для уменьшения риска лучше диверсифицировать капитал, приобретая несколько предметов, относящихся к разным направлениям искусства. В этом случае снижение стоимости одного произведения будет компенсироваться ростом стоимости других, позволяя избежать значительных потерь. В настоящее время инвесторы всего мира пристально наблюдают за состоянием дел на аукционах, так как на фоне общемирового кризиса фондовых рынков необходимо найти альтернативные и эффективные инструменты вложений и долгосрочных инвестиций.
Alena A. Vetrova
Postgraduate Student of the Chair of Economics, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Structural Analysis of Subject and Objects of Art-Market in the Context of Modern Realias
_Abstract
Subjects and objects of a fairly new term "art-market" from the point of view of a research object in the economic context are characterized. Up to now in our country many institutes are functioning without clear idea of the art-market structure and its components. A subject-matter of semi-functioning of the art-market, meaning and functionality of main participants of a process from museum institutes to artists and art-dealers are represented. Also main terms of the art-market as general art trends and preferences, widespread in a specific time line, on the one hand, and an economic sector, capable of forming of national identity - on the other hand- are given.
Key words: art-market, investments, art, primary and secondary market, subjects and objects of art-market, investments, marketing, branding, means of product promotion, competitive ability
креативная экономика, 2013, № 2