4. Матюшкин В. Лояльность к брендам в эпоху постмодерна // Реклама: теория и практика. № 3, 2005.
5. Котлер Ф. Основы маркетинга // Пер. с англ.; Общ. ред. и вступ. ст. Е.М. Пеньковой. М.: Прогресс, 2001. 672 с.
6. Рекламные идеи Сальвадора Дали. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dali-genius.ru/commercial.html/ (дата обращения: 16.06.2017).
7. Траут Д., Ривкин С. Новое позиционирование // Пер. с англ. С-П.: «Питер», 2006. 190 с.
8. Kapferer J-N. Strategic Brand Management, London: Kogan Page, 1999. 189 с.
9. Keller J. «Born to Buy: A Day in the Life of a Buyer», The Costco Connection, November 2004, P. 10-11.
10. Porter Michael E. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. New York. The Free Press, 2006. 494 с.
СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ В ТОРГОВЛЕ РОССИИ И КИТАЯ
Тарасова С.Ю.
Тарасова Светлана Юрьевна - магистрант, направление: мировая экономика, департамент мировой экономики и мировых финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: в статье анализируется структура экспорта и импорта в торговле России и Китая, рассматриваются позиции России и Китая как торговых партнеров, характеризуются изменения в структуре взаимной торговли.
Ключевые слова: экспорт, импорт, структурный сдвиг, торговый партнер, товарооборот, динамика, объем поставок, сотрудничество, развитие.
Для России Китай является одним из важнейших торговых партнеров, в 2016 году товарооборот между странами увеличился на 4% по сравнению с предыдущим годом, также важное место среди торговых партнеров Китая занимают страны ЕС, в частности, Германия, Нидерланды, Италия, Франция и Польша.
Согласно данным ФТС России, совокупный товарооборот Российской Федерации в 2016 году составил 470410,0 млрд долл., товарооборот России с Китаем в 2016 г. составил 66108,2 млрд долл. (+4%), в т.ч. экспорт России в КНР - 28021,3 млрд долл., импорт из КНР - 38087,0 млрд долл. Отмечается положительная динамика экспорта, по сравнению с 2015 годом (+9%), динамика импорта является отрицательной (-2,0%). Анализируя статистические данные за январь 2016 - 2017 годов, отмечается положительная динамика товарооборота между странами.
Китай Германия Нидерланды США Италия Японя Турция Южная Корея Франция Польша Другие страны
14,00%
9,00% 7,00% I 4,00% 4,00% 4,00% 3,00% 3,00% 3,00% 3,00%
46,00%
Рис. 1. Структура внешней торговли России с основными странами дальнего зарубежья, 2016 г.
Лидирующую позицию среди стран дальнего зарубежья занимает Китай - на него приходится 14% всего объема поставок (28,3 млрд долларов). На волне действующих санкций и продовольственного эмбарго Россия делает ставку именно на развитие торгового и инвестиционного сотрудничества с ним.
На второй и третьей строчке по объемам торговли со странами дальнего зарубежья оказались Германия - 18,2 млрд долларов (78,5%) и Нидерланды - 15,5 млрд долларов (64,9%). Большинство стран, которые входят в десятку крупнейших партнеров также показали спад -Италия - 9,2 млрд долларов (-55,8%), США - 8,8 млрд долларов (-19,2%), Турция - 7,4 млрд долларов (-40,1%). Однако есть и те государства, которые вопреки всему нарастили объемы торговли с Россией. Так, внешнеторговый оборот с Ираном вырос на 80% в основном за счет роста поставок углеводородов и сельскохозяйственной продукции, на 59% увеличилась торговля с Кубой за счет роста поставок масложировой продукции, металлов и различного оборудования, на 18,5% вырос внешнеторговый оборот с Грузией. Нарастили объемы торговли и страны - офшоры. Так, например, Папуа Новая Гвинея увеличила внешнеторговый оборот более чем в 4,5 раза, а Люксембург - на 11,5%.
Из-за действующих санкций вектор развития внешнеторговых отношений постепенно меняется, и Россия все больше «разворачивается на восток». В то время, как доля стран ЕС в структуре внешней торговли сократилась за прошедший год с 46,8% до 43,1%, доля стран АТЭС выросла с 27,5% до 29,1%.
Товарооборот со странами ЕС показывает отрицательную динамику в 2016 году. Исключением, является Франция, внешнеторговый оборот с которой вырос на 14% до 13,3 млрд долларов за счет роста поставок российского газа и зерновых [1]. Объем торговли с Турцией упал на 32%, по причинам политической напряженности. Заметно сократились поставки турецких фруктов и текстиля. Одним из важных событий в сфере внешней торговли в 2016 стало вступление в силу Соглашения о создании зоны свободной торговли ЕАЭС с Вьетнамом, согласно которому около 60% тарифных линий могут торговаться беспошлинно.
В товарной структуре российского экспорта по-прежнему преобладает сырьевая составляющая. Однако на фоне девальвации и падения цен на углеводороды и металлы в ней наметились свои изменения.
Основу российского экспорта в страны дальнего зарубежья составляли топливно-энергетические товары. Стоимостной объем экспорта данных товаров упал на 35,5%, в то время как физический возрос на 1,6%. Чтобы сократить возможные убытки от низких цен, российские нефтяные компании продолжают поставлять всё больше сырья на мировой рынок. По итогам полугодия физические объемы экспорта сырой нефти выросли на 6,1%, природного газа на 14,6%, каменного угля на 9,3%. Ориентация нефтяных компаний на экспорт в совокупности с новым действующим налоговым маневром, отрицательно сказалась на нефтепереработке. В результате объемы поставок продуктов нефтепереработки на мировой рынок снизились на 13,3%
Аналогичная ситуация наблюдается в экспортных поставках металлов - при снижении стоимостных объёмов экспорта на 24,4%, физические - выросли. Так, объем поставок полуфабрикатов из железа и нелегированной стали вырос на 2,6%, алюминия на 4,3%, чугуна на 3,7%. Товарная структура Российского экспорта представлена на рисунке 2.
Положительную динамику по объемам экспорта показала продукция машиностроения. Из-за девальвации рубля российская техника, которая стала поставляться по сниженным ценам на мировой рынок, стала более конкурентоспособной и востребованной у иностранных покупателей. По итогам полугодия при снижении стоимостных объемов на 16,4%, физические объемы экспорта возросли: электрического оборудования - на 37,8%, оптических аппаратов и инструментов на 30,3%, средств наземного транспорта на 37,8%. При этом, темпы роста экспорта многих товаров заметно опережали рост их производства.
Минеральные продукты Продукция химической промышленности, каучук Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье Машины, оборудование и транспортные средства Металлы и изделия из них Драгоценные камни и изделия из них Текстиль, текстильные изделия и обувь Древесина и целлюлозно-бумажные изделия Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них
51,00%
20,00%
■ 4,00% ^^В 8,00% ^^В 8,00%
■ 3,00%
■ 3,00% 3,00%
0,10%
Рис. 2. Товарная структура экспорта России в страны дальнего зарубежья, 2016 г. [1]
Как показано на рисунке 3, в импорте товаров из стран дальнего зарубежья основную долю занимают машины и оборудование - на них приходится 44%. Стоимостной объем ввоза товаров данной группы сократился на 8,2%, при этом наибольший спад коснулся легковых и грузовых автомобилей - физические объемы их ввоза сократились на 31% и 23,2% соответственно. Падение экспорта техники наблюдается уже второй год подряд. С одной стороны это связано с переносом их производства непосредственно на территорию России, а с другой падением спроса из-за роста цен и сокращения покупательной способности населения.
Снижение показала и вторая по величине категория российского импорта - продукция химической промышленности, на которую приходится 20,2%. В частности сократились физические объемы поставок пластмасс - на 2,5%, фармацевтической продукции на 3,6% и медикаментов на 4,6%. В то же время Россия увеличила закупки удобрений для нужд сельскохозяйственной отрасли.
Машины, оборудование и транспортные средства Продукция химической промышленности, каучук Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье Текстиль, текстильные изделия и обувь Металлы и изделия из них Древесина, целлюлозно-бумажные изделия Минеральные продукты Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них
42,00%
0,13% 0,06% 0,06% 2,00% 1,00%
6,00%
24,00%
Рис. 3. Товарная структура импорта России из стран дальнего зарубежья, 2016 г. [2]
Из-за действия продовольственного эмбарго снизился импорт продуктов питания. Несмотря на то, что многие отечественные компании нашли альтернативных поставщиков, физические объемы поставок говядины сократились на 23,4%, рыбы на 9,6%, сыров и творога на26,2%. В отличие от стран дальнего зарубежья, в товарной структуре экспорта в страны СНГ, российские поставки большинства товаров показали снижение, в том числе углеводородов. И стоимостные, и физические объемы экспорта топливно-энергетических товаров сократились на 36,1% и 0,9% соответственно. Физические объемы экспорта нефтепродуктов упали на 4%, природного газа на 18,3%, электроэнергии на 45%. При этом сокращение поставок наблюдается уже третий год подряд и, в основном связано с ранее достигнутыми договоренностями между Россией, Белоруссией и другими странами. Снизились стоимостные и физические объемы поставок металлов на 17,8% и 11,2% соответственно. Экспорт черных металлов сократился на 11,8%, полуфабрикатов из железа на 26,9%. Положительных результатов удалось достичь в рамках экспорта продовольствия. На 23,6% увеличились поставки рыбы, в 2,3 раза вырос экспорт молока и сливок, на 5,1% сыров и творога.
Для Китайской стороны Россия также является крупным торговым партнером. В 2016 году Россия в рейтинге 20 основных торговых партнеров Китая заняла 15-ю позицию (рисунок 4).
62
Основными торговыми партнерами Китая в 2016 стали: США, Гонконг, Япония, Южная Корея, Германия, Вьетнам, Индия, Нидерланды, Великобритания, Сингапур, Тайвань, Малайзия, Таиланд, Австралия, Россия (Таблица 1) [1].
Рис. 4. Рейтинг торговых партнеров Китая, 2016 г. Итак, можно сделать ряд выводов:
• КНР - это главный торговый партнер РФ;
• Товарооборот между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой с каждым годом растет и единственный спад был связан с Глобальным экономическим кризисом;
• Более 10% товарооборота Российской Федерации приходится на Китайскую Народную Республику.
Список литературы
1. Федеральная Таможенная Служба РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.customs.ru/ (дата обращения: 05.06.2017).
2. Worlds Top Exports. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.worldstopexports.com/chinas-top-import-partners/ (дата обращения: 05.06.2017).
ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Заглумонин С.А.
Заглумонин Сергей Александрович - магистрант, направление подготовки: государственное и муниципальное управление, Университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород
Аннотация: в статье раскрываются сущность и роль малого и среднего предпринимательства в развитии экономики страны, повышении благосостояния населения. Приводятся основные показатели развития малого и среднего предпринимательства на территории Нижегородской области.
Ключевые слова: предпринимательство, механизм поддержки предпринимательства, развитие предпринимательства, роль предпринимательства в развитии Нижегородской области.
Распад Советского Союза и, как следствие, трансформация экономики, имеющей в своем составе в основном крупные предприятия, объединения и промышленные комплексы, дали толчок развитию предпринимательства. Роль предпринимательских структур в настоящее