Научная статья на тему 'СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРООБРЯДЧЕСКОГО СБОРНИКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА ИЗ СОБРАНИЯ БИЙСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ ИМ. В.В. БИАНКИ'

СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРООБРЯДЧЕСКОГО СБОРНИКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА ИЗ СОБРАНИЯ БИЙСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ ИМ. В.В. БИАНКИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
29
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ СБОРНИК / АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ / СТРУКТУРА / АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / СБОРНИК-КОНВОЛЮТ / БИЙСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ИМ. В.В. БИАНКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Семенякина Инесса Юрьевна

Цель рассмотрены особенности структуры рукописного сборника-конволюта, хранящегося в Бийском краеведческом музее им. В.В. Бианки под шифром оф. 15282. В статье представлен анализ состава бийской рукописи, датируемой второй половиной XIX в., указаны источники, использованные при создании сборника, описана специфика работы с ними автора-составителя. Подробно анализируется композиция рукописи, определяется общая тематика сборника. Сделан вывод о том, что автором-составителем были привлечены тексты эсхатологического характера, а также включены отрывки нравоучительного содержания; сборник имеет продуманную авторскую концепцию и четкую композицию, состоящую из вступления и двух основных частей, предваряемых цитатами из Ветхого и Нового Заветов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURAL FEATURES OF THE LATE 19TH CENTURY OLD-BELIEVER MANUSCRIPT FROM THE COLLECTION OF THE BIANKI REGIONAL MUSEUM OF BIYSK BIANKI

The aim of the article is to study the structural features of the convolute manuscript collection kept in the Bianki Regional Museum in the city of Biysk, exhibit number 15282. The article contains the analysis of the structure of the manuscript which dates back to the second half of the 19th century, shows the sources used by its author and describes the specific features of the compiler's work with them. The manuscript composition is analysed in detail and its general subjects are defined. Finally, the conclusion is made that the manuscript creator used some eschatological texts and included some edifying extracts. The manuscript in itself has an elaborate concept and a distinct composition including an introduction and two basic parts preceded by Old and New Testament quotations.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРООБРЯДЧЕСКОГО СБОРНИКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА ИЗ СОБРАНИЯ БИЙСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ ИМ. В.В. БИАНКИ»

И.Ю. Семенякина* СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

СТАРООБРЯДЧЕСКОГО СБОРНИКА

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА ИЗ СОБРАНИЯ

БИЙСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ ИМ. В.В. БИАНКИ**

doi:10.31518/2618-9100-2023-2-12 Выходные данные для цитирования:

УДК 821.161.1 Семенякина И.Ю. Структурные особенности старообрядческого сборника

второй половины XIX века из собрания Бийского краеведческого музея им. В.В. Бианки // Исторический курьер. 2023. № 2 (28). С. 142-150. URL: http://istkurier.ru/data/2023/ISTKURIER-2023-2-12.pdf

I.Yu. Semenyakina* THE STRUCTURAL FEATURES

OF THE LATE 19th CENTURY OLD-BELIEVER

MANUSCRIPT FROM THE COLLECTION

OF THE BIANKI REGIONAL MUSEUM OF BIYSK BIANKI**

doi:10.31518/2618-9100-2023-2-12 How to cite:

Semenyakina I.Yu. The Structural Features of the Late 19th Century Old-Believer Manuscript from the Collection of the Bianki Regional Museum of Biysk // Historical Courier, 2023, No. 2 (28), pp. 142-150. [Available online: http://istkurier.ru/data/2023/ISTKURIER-2023-2-12.pdf]

Abstract. The aim of the article is to study the structural features of the convolute manuscript collection kept in the Bianki Regional Museum in the city of Biysk, exhibit number 15282. The article contains the analysis of the structure of the manuscript which dates back to the second half of the 19th century, shows the sources used by its author and describes the specific features of the compiler's work with them. The manuscript composition is analysed in detail and its general subjects are defined. Finally, the conclusion is made that the manuscript creator used some eschatological texts and included some edifying extracts. The manuscript in itself has an elaborate concept and a distinct composition including an introduction and two basic parts preceded by Old and New Testament quotations.

Keywords: Old-Believer collection, author-complier, structure,

author's concept, convolute collection, Biysk manuscript.

The article has been received by the editor on 11.01.2023.

Full text of the article in Russian and references in English are

available below.

Аннотация. Цель рассмотрены особенности структуры рукописного сборника-конволюта, хранящегося в Бийском краеведческом музее им. В.В. Бианки под шифром оф. 15282. В статье представлен анализ состава бийской рукописи, датируемой второй половиной XIX в., указаны источники, использованные при создании сборника, описана специфика работы с ними автора-составителя. Подробно анализируется композиция рукописи, определяется общая тематика сборника. Сделан вывод о том, что автором-составителем были привлечены тексты эсхатологического характера, а также

* Инесса Юрьевна Семенякина, стажер-исследователь, Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия, e-mail: [email protected]

Inessa Yur'evna Semenyakina, Research Assistant, Institute of History of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, Russia, e-mail: [email protected]

** Статья выполнена по теме госзадания «Память о прошлом в письменных источниках XVI-XX вв.: актуализация событий, трансляция культурных традиций, исследовательские практики» (FWZM-2021-0005). The article was made on the topic of the state assignment "Memory of the Past in Written Sources of the 16th-20th Centuries: Updating Events, Broadcasting Cultural Traditions, Research Practices" (FWZM-2021-0005).

включены отрывки нравоучительного содержания; сборник имеет продуманную авторскую концепцию и четкую композицию, состоящую из вступления и двух основных частей, предваряемых цитатами из Ветхого и Нового Заветов.

Ключевые слова: старообрядческий сборник, автор-составитель, структура, авторская концепция, сборник-конволют, Бий-ский краеведческий музей им. В.В. Бианки.

Статья поступила в редакцию 11.01.2023 г.

В работах современных исследователей существенное внимание уделяется изучению старообрядческих сборников поздней рукописной традиции, обусловленное во многом уникальностью каждой подобной рукописи. Описания особенностей структуры старообрядческих сборников представлены в статьях Н.С. Гурьяновой, Н.Д. Зольниковой, В.А. Есиповой, Е.М. Юхименко1, А.Ю. Бородихина2 и др. Так, например, несколько работ Н.С. Гурьяновой посвящено изучению сборников, составленных и использованных староверами для обоснования своих позиций в полемике с представителями официальной церкви3. Н.Д. Зольникова в одной из своих работ описывает иллюстрированный нравоучительный сборник непостоянного состава Х1Х-ХХ вв. из собрания Института истории СО РАН, фокусируя свое внимание на Слове Палладия мниха, отражающем основной идейный и тематический комплекс сборника4. В.А. Есипова же представляет разбор старообрядческого сборника смешанного состава из фонда Якутского епархиального управления, в котором не только описывает состав изучаемого экземпляра, но и разбирает его содержание5. В данной статье также будут рассмотрены особенности структуры рукописи, ранее не становившейся предметом отдельного исследования. Сборник из собрания Бийского краеведческого музея им. В.В. Бианки под шифром оф. 15282 (далее - БКМ, оф. 15282) практически не изучался, единственное упоминание о рукописи содержится в статье И.А. Шиловой и В.В. Подопригоры6.

В БКМ, оф. 15282 можно выделить два почерка, представляющих собой поздние образцы старообрядческого полуустава второй половины XIX в., благодаря которым и определилось время написания рукописи. Одним (более ранним) написано Житие Василия Нового (далее - первый почерк), вторым - все остальные тексты сборника (далее - второй почерк). Второй почерк отличается весьма заметным наклоном вправо, тогда как первый наклона не имеет. Интересно также, что выделения красными чернилами встречаются в сборнике только в тексте, написанном первым почерком, в текстах же второго используются фиолетовые чернила. Кроме того, иллюстрации Жития Василия Нового и Толкования

1 Памятники книжной старины Русского Севера: коллекции рукописей Х^ХХ вв. в государственных хранилищах Республики Карелия. СПб., 2010. С. 414.

2 Бородихин А.Ю. Кадес - старообрядческий сборник бегунского согласия // Культурное наследие средневековой Руси в традициях урало-сибирского старообрядчества. Новосибирск, 1999. С. 120-147.

3 Гурьянова Н.С. Старообрядческие сборники и книжные традиции Древней Руси // Гуманитарные науки в Сибири. 2015. № 3. С. 10-14; Гурьянова Н.С. О сборниках подготовительных материалов к «Дьяконовым ответам» // Тексты источников по истории России и национальная культурная традиция. Новосибирск, 2014. С. 23-41; и др.

4 Зольникова Н.Д. Старообрядческий нравоучительный сборник непостоянного состава конца Х1Х-ХХ века из собрания Института истории СО РАН // Исторические источники и литературные памятники XVI-XX вв.: Развитие традиций. Новосибирск, 2004. С. 178-203.

5 Есипова В.А. Сборник старообрядческий смешанного состава из фондов Якутского епархиального управления // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. 2020. № 7. С. 88-100.

6 Подопригора В.В., Шилова И.А. Итоги археографической работы в Бийске (2019 г.) // Наука, технологии и информация в библиотеках (Libway-2019): тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф. (Иркутск, 17-19 сентября 2019 г.). Новосибирск, 2019. С. 168. Важно отметить, что в 2007 г. в Бийске сборник был зафиксирован А.Ю. Бородихиным и В.Н. Алексеевым в ходе камеральной археографической работы, среди участников которой была также кандидат искусствоведения Т.Г. Казанцева; краткая характеристика рукописи вошла в состав ежегодного отчета об археографической работе ГПНТБ и НГУ.

на Апокалипсис Андрея Кесарийского (относятся к текстам второго почерка) выполнены в разных стилях. Миниатюры различаются изображением фигур и цветовой палитрой.

Из всего вышесказанного можно заключить, что именно обладатель второго почерка делал выборку источников для создания сборника. Скорее всего, он составил сборник-конволют из двух частей: тексты, написанные им, и Житие Василия Нового, написанное обладателем первого почерка.

Действительно, сборник-конволют имеет весьма интересную подборку текстов. В состав БКМ, оф. 15282 входят выписки из Псалтири с восследованием, Толкового Евангелия, Ветхого и Нового Завета, Катехизиса Лаврентия Зизания, Жития Василия Нового, Поучений Ефрема Сирина, Соборника из 71 слова, Толкования на Апокалипсис Андрея Кесарийского и Маргарита. При этом сборник имеет интересную структуру, которая хорошо просматривается на диаграмме.

Псалтирь с восследованием

Отрывок из Толкового Евангелия

Библия. Предисловие

Цитаты из Ветхого Завета

Катехизис

Цитаты из Нового Завета

Житие Василия Нового

Поучения Ефрема Сирина

Соборник из 71 слова

Толкование на Апокалипсис Андрея

Кесарийского

Маргарит

1,9__0,3

0,3 0,3

46,2

Структура подборки текстов в сборнике-конволюте

Рассмотрев диаграмму, можно смело выделить в качестве структурного стержня сборника два текста: Толкование на Апокалипсис Андрея Кесарийского и Житие Василия Нового. Интересно, что данные сочинения предваряются цитатами из Ветхого и Нового Заветов. Если отдельно обратить внимание на книги, цитируемые из Библии (Третья книга Ездры, Книга пророка Исаии, Книга пророка Амоса и т.д.), можно выделить три основные темы: апокалиптическое содержание; вавилонское пленение; о зле, горестях, наказаниях Божиих и бедствиях. Интересно, что автор-составитель не всегда переписывал цитаты целиком. В сборнике можно найти немало сокращений «и прочая», а также стихи, взятые из середины какой-либо главы. Например, на л. 174: Пророк Исая. Глава 31. Начало: «Обрати-теся совЪщавающьй глубок совЪт безаконен, яко в тои день отверъгутся человецы от кумир своих сребреных и златых, яже суть сътворили руки их». Конец: «Се глаголет Господь: блажен, иже имать племя в СионЪ и ужики в ИерлимЪ» [Книга пророка Исаи 31:6-9]. Такие особенности в очередной раз подтверждают наличие авторской концепции в рассматриваемом сборнике, составитель которого делал тщательный отбор не только тем, но и определенных фрагментов текста, подчеркивающих общую идею сборника.

БКМ, оф. 15282 открывается двумя предисловиями. Первое было взято автором-составителем из Псалтири с восследованием (л. 1-19 об.; Послание святого Афанасия Александрийского Маркелину о толковании псалмов. Начало: «Похваляю твою еже о ХристЬ волю преволюблене, Маркелине...»). В ходе исследования установлено, что составитель пользовался либо изданием Псалтири 1649 г., в котором впервые опубликовано Послание Маркелину о толковании псалмов7, либо его дальнейшими перепечатками конца XVIII -начала XIX в. (Емельянова8, № 56 [Гродно, 1781], № 191 [Клинцы, 1788], № 188 [Клинцы, 1787], № 192 [Клинцы, после 1788], № 101 [Почаев, 1784], № 148 [Супрасль, после 1791], № 274 [Клинцы, после 1804], № 337 [Клинцы, после 1822]). Пример сравнения рукописи с источником представлен в таблице9.

Таблица

Сравнение БКМ, оф. 15282 с Псалтирью с восследованием, Супрасль, после 1791 г.

БКМ, оф. 15282. Л. 1

Псалтирь с восследованием, после 1791 г. ГПНТБ СО РАН, FK.I.349. Л. 1

Иже во святых отца нашего Афанасия архиепископа Александрийскаго, к Маркелинну о толковании псалмов послание. Нач.: Похваляю твою еже о ХристЬ волю преволюблене, Маркелине: ибо и настоящую напасть, в ней же премногая пострадал еси добрЬ терпиши и о поучании и благочестии попечение имаши.

Иже во святых отца нашего Афанасия архиепископа Александрийскаго, к Маркелинну о толковании псалмов послание. Нач.: Похваляю твою еже о ХристЬ волю преволюбление, Маркелине: ибо и настоящую напасть, в ней же премногая пострадал еси добрЬ терпиши и о поучении и благочестии попечение имаши.

Отрывок, взятый составителем из Псалтири с восследованием, представляет собой своеобразное введение, в котором рассказывается о собранных в ней текстах и о пользе чтения в целом. Предисловие начинается с традиционной формулы о том, как автор «пострадал» при создании данной книги, для того чтобы читатель мог упражняться в божественных

7 Вознесенский А.В. К истории славянской печатной Псалтири. Московская традиция XVI-XVП вв. Простая Псалтирь. М.; СПб., 2010. С. 154, прим. 57.

8 Емельянова Е.А Старообрядческие издания кирилловского шрифта конца XVIII - начала XIX в.: каталог. М., 2010. 640 с.

9 Подробнее об источниках сборника см.: Гончарова (Семенякина) И.Ю. Старообрядческий сборник второй половины XIX в. из собрания Бийского краеведческого музея: структура и источники: выпускная квалификационная работа бакалавра. Новосибирск, 2021 (машинопись).

писаниях и постигать суть каждого текста. Далее речь идет непосредственно о пользе чтения псалмов. Кажется, что неслучайно автор-составитель бийской рукописи предваряет собранные им тексты теми словами, которые сказаны о душеспасительной силе чтения псалмов. Тем самым он как бы приспосабливает смысл фраз о пользе чтения псалмов ко всем сочине -ниям своего сборника: «Кияждо убо книги свойственую и приискреную историю имеют» (л. 1 об.), «Яко сия чтущии изятым о Христе и о языцех пророчествиям своя си словеса во своей вещи чести мнится, и койждо сице вопиет, аки бы о себе сия певаемая написашася» (л. 6), «Всяко убо божественое писание учително есть добродетели и благочестия» (7 об.) и др. В заключительном фрагменте читается важная цитата из первого послания апостола Павла Тимофею: «В сих поучайся, в сих пребывай, в сих разумЪвай» (л. 17). Предваряя сборник текстом из Псалтири с восследованием, содержащим рассуждения о пользе чтения, автор-составитель, с одной стороны, следует древнерусской книжной традиции, а с другой -формирует структуру создаваемого им сборника.

Вслед за текстом из Псалтири с восследованием располагается отрывок, взятый из Толкования на Евангелие от Матфея (8:16), в котором повествуется об изгнании бесов, а также присутствуют просьбы об исцелении недугов, овладевающих людьми после согрешений. Далее следует второе предисловие сборника, текст которого взят автором-составителем из Библии (л. 19-19 об. Начало: «Сия три кормилца корабля Христова о благочистивыи читателю, пускающеся на море неисслЪдимыя пучины Божественых и все свЪтлых обоего завЪта писании»). Оно метафорично и также представляет собой обращение к читателю, сравниваемому с корабельным кормчим, отправляющимся в неисследованные пучины моря божественных Писаний.

За предисловием БКМ, оф. 15282 следует основной текст, который начинается с библейских цитат. Благодаря проделанному сравнению состава и некоторых печатных особенностей удалось установить, что источником цитат стала Острожская Библия 1581 г. (автор-составитель переписывает некоторые фрагменты именно из этого издания).

Библейские цитаты предваряют часть с Житием Василия Нового, после которой следуют Поучения Ефрема Сирина. Как удалось выяснить, их источником стало издание или переиздания Поучений Ефрема Сирина 1647 г. (Зернова10, № 198 или 202; Емельянова, № 9). Также известны переиздания Поучений Ефрема Сирина вместе с поучениями аввы Дорофея 1652 г. (Зернова, № 237), которые указаны, например, в каталоге Е.А. Емельяновой: № 13, 38 (Вильно, 1802), № 161, 170 (Клинцы, 1787), № 134 (Супрасль, 1789) и т.д. Но все же, скорее всего, составитель использовал старообрядческое издание Поучений Ефрема Сирина, включающее в себя поучения аввы Дорофея. На листах 142 об. - 144 находятся выписки из двенадцати разных слов, в основном о грехах (о не имеющих страха Божия, о безгневии, лукавстве, зависти и ревности, а также о не имеющих их и о кротости) и одного поучения аввы Дорофея. Полностью автор-составитель процитировал слова небольшого содержания, например слово 9, 59 и 87. Но в большинстве случаев создатель сборника заимствует лишь небольшие фрагменты текста. Так, из 43-го слова он выбирает буквально несколько предложений.

Далее автор-составитель выписывает отрывок из Соборника из 71 слова. Как удалось установить, источником текста стало издание 1647 г. или его дальнейшие перепечатки (Емельянова: № 209 (Львов, 1793), № 89 (Почаев, 1782), № 105 (Почаев, 1787), № 149, 150 (Суп-расль, 1791)).

Значительную часть содержания Соборника из 71 слова занимают сочинения церковного красноречия. В него входят труды известных отцов церкви: например, поучительные слова Иоанна Дамаскина, Кирилла Александрийского, Иоанна Златоуста, Василия Великого и др. Значительную часть содержания Соборника занимают толкования евангельских сюжетов. В нашем случае автор-составитель бийской рукописи выписывает лишь фрагмент сочинения (120-134 об. - листы отрывка текста, взятого из издания 1647 г.), а именно - фрагмент

10 Зернова А.С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI-XVII вв. Сводный каталог. М., 1958. С. 65-66.

третьего слова. Интересно, что создатель сборника продолжает придерживаться эсхатологической тематики, выбирая из Соборника слово об антихристе.

После фрагмента третьего слова, взятого автором-составителем из Соборника, снова следуют поучения Ефрема Сирина. Затем появляется второй комплекс цитат, взятый из Библии и предваряющий Толкование на Апокалипсис Андрея Кесарийского, источником которого стало издание 1625 г. (Киев: Киево-Печерская лавра, 1625; Каменева, Гусева11, 44) или его дальнейшие перепечатки.

При сравнении состава двух экземпляров было обнаружено, что совпадают фрагменты всех слов, а также автором-составителем скопирован заголовок титульного листа киевского издания (без рамки). При этом фрагменты слов не всегда следуют в правильном порядке: так, например, после 8-го слова идет 10-е, а после - 8-е, 9-е, 7-е, 8-е, 18-е, 9-е, далее порядок восстанавливается.

Интересно, что автор-составитель, переписывая текст, не заимствует из Толкования на Апокалипсис Андрея Кесарийского следующие фрагменты:

1) «Написанная к аггелу Ефесския церкве» (с. 9-10);

2) «Како книжицу от аггела Евангелист приять» (с. 46-48);

3) «Слово дванадесятое. От брани аггелов и бЬсов, и низпадении сатанинЬ» (с. 45-47);

4) «Яко чрез третию фиалу рЬки в кровь превращаютъся» (с. 72-73);

5) «Яко пятою язвою царево звЬрево помрачается» (с. 74-76);

6) «Слово двадесятое. Яко на бЬлом кони Христа видЬ Евангелист с аггельскими силами» (с. 92-94);

7) «Слово двадесятьпервое. О уготованных престолах съхраншым Христово исповедание неотмЬнное» (с. 97-99);

8) «Слово двадесятьвторое. О сЬдящем на престоле и общем воскресении [и о судЬ]» (с. 102-104);

9) «О сих яже рече сЬдяи на престолЬ» (с. 105-106);

10) отсутствует окончание книги: слово 23, 24, слово Ефрема Сирина на преображение и слово Иоанна Златоуста на Великую Пятидесятницу.

Чем вызвана такая «выборка», пока сказать трудно (данный вопрос требует отдельного изучения).

Далее следуют выписки из Маргарита, источником которых предположительно стало издание 1641 г. (Москва: Печатный двор, 1.XI.1641 (18.XI.7149-1.XI.7150). Михаил. Иоасаф I. Зернова, № 157) или его старообрядческие перепечатки. Из данного источника автором-составителем были взяты фрагменты 1-го, 2-го, 3-го «Слов на иудея», а также отрывок из «Слова о лжеучителях». Весьма интересен тот факт, что текст первого слова, взятого составителем сборника, совпадает с текстом первоначального источника, однако автор-составитель БКМ, оф. 15282 пропускает одно предложение, присутствующее в печатном издании Маргарита 1641 г.: «О сем бо в мимошедшия недЬли, многая она и долгая сотвори-хом словеса». Скорее всего, данная фраза была удалена, так как в тексте Маргарита она отсылала читателя к предыдущим гомилиям и в бийском сборнике оказалась бы неуместной.

Примечательно, что автор-составитель, работая с изданием Маргарита 1641 г., так же как и в случае с Острожской Библией 1581 г., пытается копировать оформление текста, ставя на полях маргиналии («Псалом 136», «Даниил 3») и выделяя соответствующие части текста фиолетовыми чернилами.

В завершающей части сборника находятся фрагменты текста, взятые из Катехизиса (издание 1783 г. или его дальнейшие перепечатки), из которого составитель заимствует фрагменты трех глав: четвертой, одиннадцатой и семнадцатой. При этом некоторые ответы на вопросы записаны полностью, некоторые взяты частично. Кроме того, автор пытается копировать оформление - выделяет цветными чернилами те же части текста, что выделены в Катехизисе. Также делает ссылку на лист и главу (л. 377 - конец 17 главы).

11 Украинские книги кирилловской печати XVI-XVШ вв.: каталог изд., хранящихся в Гос. б-ке СССР им. В.И. Ленина. Вып. I. 1574 г. - I половина XVII в. М., 1976 (вых. дан. 1977).

Взятые автором-составителем из Катехизиса фрагменты текста повествуют об истинности христианской православной веры и об искажающих ее еретиках. Составитель выписанными отрывками сочинения пытается донести до нас мысль о том, что православная вера -неоспоримый закон святых отцов, учения же еретиков - ни что иное, как ложь, грех и заблуждение, смущающие истинно верующих христиан. Вот что он выписывает о еретиках из Катехизиса, цитируя апостола Павла: «Еретика человека по первом и втором наказаний отрицайся, вЪдыи, яко развратился таковыи и согрешает, и есть самоосужден» (л. 379). Также составитель пишет, что еретики «истинныя и правыя вЪры Христовы не имЪют» (л. 379 об.). Далее, после подробного повествования о невозможности исповедования еретиками истинной веры, следуют наставления о том, как уберечься от пагубного влияния «лжеучителей»: «искати и учитися Царствия и Бога нашего любити, и держатися вЪры православным, быти и пребывати сыну купили духовныя» (л. 380 об.). Таким образом, выписанные автором-составителем из Катехизиса фрагменты текста носят нравоучительный характер, призывая читателя к истинной православной вере. Это подтверждает также фрагмент 10-го стиха Катехизиса, находящийся в начале БКМ, оф. 15282 (л. 34 - 34 об.) и повествующий о крещении, благодаря которому не только укрепляется вера, но и прощаются бывшие прегрешения.

Автор-составитель подробно продумывает структуру сборника. Вначале помещается предисловие, состоящее из двух частей: выписки из Псалтири с восследованием и отрывок из предисловия к Острожской Библии, между которыми находится фрагмент из Толкового Евангелия. В целом в бийской рукописи можно выделить смысловое ядро, которое представляют два сочинения, ключевой темой которых является «малая» и «большая» эсхатология -Житие Василия Нового и Толкование на Апокалипсис Андрея Кесарийского. Оба текста в составе сборника предваряются библейскими цитатами; кроме того, каждая смысловая часть включает в себя сочинения дидактического содержания (выписки из Ефрема Сирина, Собор-ника из 71 слова, Маргарита и Катехизиса Лаврентия Зизания). Кратко обозначить структуру сборника можно следующим образом:

[Предисловие]

1. Псалтирь с восследованием, фрагмент («Иже во святых отца нашего Афанасия архиепископа Александрийскаго к Маркелинну о толковании псалмов послание»). Л. 1-17 об.

2. Выписка из Толкового Евангелия (Начало: «Вечеру же бывшу, приведоша ему бЪснуюшихся множество...»). Л. 18.

3. Библия, предисловие к изданию 1581 г. Л. 19-19 об.

[1 часть]

4. Цитаты из Ветхого Завета. Л. 20-33.

5. Катехизис, фрагменты глав 29, 2. Л. 34-34 об.

6. Цитаты из Нового Завета. Л. 35-36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Житие Василия Нового. Л. 38-117 об.

8. Поучения Ефрема Сирина («о блаженных», «наказание к новоначалным мнихом», «наказание, к кому слово речено бысть, лучше женитися и посягать, нежели ражди-затися», «Об антихристе», «О неимущих страха Божия» и др.). Л. 118 об. - 144.

9. Соборник из 71 слова («о скончании мира и о антихристах, и о втором пришествии Господа нашего Исуса Христа»). Л. 145-152 об.

10. Поучения Ефрема Сирина («о лжеучителех»). Л. 153-157 об.

[2 часть]

11. Цитаты из Ветхого Завета. Л. 158-195 об.

12. Толкование на Апокалипсис Андрея Кесарийского. Л. 196-367 об.

13. Маргарит, фрагменты 1-го, 2-го, 3-го «Слов на иудея», отрывок из «Слова о лжеучителях». Л. 368-376 об.

14. Выписки из Катехизиса. Л. 377-382 об.

По итогам изучения бийской рукописи можно сделать вывод о скрупулезной работе автора-составителя сборника с источниками. Он не только делает тематическую выборку текстов, но и выписывает конкретные фрагменты сочинений и даже отдельные цитаты, сокращая их при необходимости. Кроме того, автор-составитель пытается повторить оформление, копируемое им из привлеченных изданий, выделяя соответствующие части текста фиолетовыми чернилами и проставляя на полях маргиналии. Авторская концепция видна и в четко продуманной структуре сборника, смысловую основу которого составляют сочинения эсхатологического содержания (Житие Василия Нового и Толкование на Апокалипсис Андрея Кесарийского), сопровождаемые библейскими цитатами и выписками из текстов дидактического характера.

Литература

Бородихин А.Ю. Кадес - старообрядческий сборник бегунского согласия // Культурное наследие средневековой Руси в традициях урало-сибирского старообрядчества: материалы Всерос. науч. конф. (Новосибирск, 17-19 мая 1999 г.). Новосибирск, 1999. С. 120-147.

Вознесенский А.В. К истории славянской печатной Псалтири. Московская традиция XVI-XVII вв. Простая Псалтирь. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2010. 679 с.

Гурьянова Н.С. О сборниках подготовительных материалов к «Дьяконовым ответам» // Тексты источников по истории России и национальная культурная традиция. Новосибирск, 2014. С. 23-41.

Гурьянова Н.С. Старообрядческие сборники и книжные традиции Древней Руси // Гуманитарные науки в Сибири. 2015. № 3. С. 10-14.

Емельянова Е.А Старообрядческие издания кирилловского шрифта конца XVIII -начала XIX в.: каталог. М.: Пашков дом, 2010. 640 с.

Есипова В.А. Сборник старообрядческий смешанного состава из фондов Якутского епархиального управления // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. 2020. № 7. С.88-100.

Зернова А.С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI-XVII вв. Сводный каталог. М.: Изд. Гос. Ордена Ленина библиотеки СССР им. В.И. Ленина, 1958. 152 с.

Зольникова Н.Д. Старообрядческий нравоучительный сборник непостоянного состава конца XIX - XX в. из собрания Института истории СО РАН // Исторические источники и литературные памятники XVI-XX вв.: Развитие традиций. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. С. 178-203.

Памятники книжной старины Русского Севера: коллекции рукописей XV-XX вв. в государственных хранилищах Республики Карелия / сост. А.В. Пигин. СПб.: Дмитрий Буланин, 2010. 608 с.

Подопригора В.В., Шилова И.А Итоги археографической работы в Бийске (2019 г.) // Наука, технологии и информация в библиотеках (Libway-2019): тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. (Иркутск, 17-19 сент. 2019 г.). Новосибирск, 2019. С. 166-169.

Украинские книги кирилловской печати XVI-XVIII вв.: каталог изд., хранящихся в Гос. б-ке СССР им. В.И. Ленина: вып. I. 1574 г. - I половина XVII в. / сост. Т.Н. Каменева, А.А. Гусева. М.: Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина, 1976 (вых. дан. 1977). 448 с.

References

Borodikhin, A.Yu. (1999). Kades - staroobryadcheskiy sbornik begunskogo soglasiya [Kades - the Old Believers' Collection of Begunsky Consent]. In Kulturnoe nasledie sredne-vekovoy Rusi v traditsiyakh uralo-sibirskogo staroobryadchestva: materialy Vserossiyskoy nauch-noy konferentsii. Novosibirsk, pp. 120-147.

Emelyanova, E.A. (2010). Staroobryadcheskie izdaniya kirillovskogo shrifta kontsa XVIII -nachala XIX v.: katalog [Old Believer Editions of the Cyrillic Font of the Late 18th - Early 19th Centuries: Catalog]. Moscow, Pashkov dom. 640 p.

Esipova,V.A. (2020). Sbornik staroobryadcheskiy smeshannogo sostava iz fondov Yakut-skogo eparkhealnogo upravleniya [Collection of Old Believers of Mixed Composition from the Fonds of the Yakut Diocesan Administration]. In Sbornik trudov Yakutskoy dukhovnoy seminarii. No. 7, pp. 88-100.

Guryanova, N.S. (2014). O sbornikakh podgotovitelnykh materialov k "Dyakonovym otve-tam" [About Collections of Preparatory Materials for "Deacon's Answers"]. In Texty istochnikov po istorii Rossii i natsionalnaya kulturnaya traditsiya. Novosibirsk, pp. 23-41.

Guryanova, N.S. (2015). Staroobryadcheskie sborniki i knizhnye traditsii Drevney Rusi [Old Believer Collections and Book Traditions of Ancient Russia]. In Gumanitarnye nauki v Sibiri. No. 3, pp. 10-14.

Kameneva, T.N., Guseva, A.A. (Comp.). (1976). Ukrainskie knigi kirillovskoy pechati XVI-XVIII vv.: katalog izd., khranyashchikhsya v Gos. b-ke SSSR im. V.I. Lenina: vyp. I. 1574 g. -I polovina XVII [Ukrainian Books of the Cyrillic Press of the 16th-18th Centuries: Catalog of Publications Stored in the State Library of the USSR named after V.I. Lenin: Iss. I. 1574 - I half of the 17th]. Moscow, Gosudarstvennaya biblioteka SSSR imeni V.I. Lenina. 448 p.

Pigin, A.V. (Comp.). (2010). Pamyatniki knizhnoy stariny Russkogo Severa: kollektsii rukopisey XV-XX vv. v gosudarstvennykh khranilishchakh Respubliki Kareliya [Monuments of the Book Antiquity of the Russian North: Collections of Manuscripts of the 15th-20th Centuries in the State Repositories of the Republic of Karelia]. St. Petersburg, Dmitriy Bulanin. 608 p.

Podoprigora, V.V., Shilova, I.A. (2019). Itogi arkheograficheskoy raboty v Biyske (2019 g.) [Results of Archeographic Work in Biysk (2019)]. In Nauka, tekhnologii i informatsiya v bib-liotekakh (Libway-2019): tezisy dokladov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Novosibirsk, pp. 166-169.

Voznesenskiy, A.V. (2010). K istorii slavyanskoy pechatnoy Psaltiri. Moskovskaya traditsiya XVI-XVII vv. Prostaya Psaltir [On the History of the Slavic Printed Psalter. The Moscow Tradition of the 16th-17th Centuries. A Simple Psalter]. Moscow, St. Petersburg, Al'yans-Arkheo. 679 p.

Zernova, A.S. (1958). Knigi kirillovskoy pechati, izdannye v Moskve v XVI-XVII vv. Svodnyy katalog [Books of the Cyrillic Press Published in Moscow in the 16th-17th Centuries. Summary Catalog]. Moscow, Izdatel'stvo Gosudarstvennoy Ordena Lenina biblioteki SSSR imeni V.I. Lenina. 152 p.

Zolnikova, N.D. (2004). Staroobryadcheskiy nravouchitelnyy sbornik nepostoyannogo sostava kontsa XIX - XX v. iz sobraniya Instituta istorii SO RAN [Old Believer Moral Collection of Non-Permanent Composition of the Late 19th-20th Century from the Collection of the Institute of History SO RAN]. In Istoricheskie istochniki i literaturnye pamyatniki XVI-XX vv.: Razvitie tra-ditsiy. Novosibirsk, pp. 178-203.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.