DOI: 10.24411/2686-9497-2020-10010
В. А. Есипова
Сборник старообрядческий смешанного состава из фондов Якутского епархиального управления
Аннотация
В статье рассмотрен старообрядческий сборник, поступивший в редкий фонд Якутской епархии в составе дара профессора Н. Г. Самсонова. Установлен состав сборника, проанализирована его структура, выявлены старообрядческие сочинения в составе сборника. Выдвинуто предположение, что сборник создавался в среде старообрядцев-странников. Показаны структурные особенности, позволяющие гипотетически реконструировать историю создания, а также предположить использование составителем устойчивых циклов памятников письменности. Охарактеризован состав текстов сборника, из которого видно, что составитель обладал широким кругозором и использовал для работы труды как отцов Церкви, так и старообрядческих писателей, а также богослужебные тексты и печатные издания. В целом сборник представляет собой традиционную для старообрядческой книжной культуры «библиотеку в одном переплете», включающую тексты, необходимые как для повседневной жизни (молитвы, четьи), так и для нужд полемики (тексты эсхатологического содержания). Ключевые слова: палеография, история Сибири, старообрядчество, сборники
Рукописные фонды провинциальных отечественных библиотек до настоящего времени описаны не полностью, на что есть целый ряд причин: отсутствие необходимого количества специалистов-палеографов, недостаточное внимание к проблеме со стороны властей и т. д. Поэтому введение в научный оборот данных о рукописных коллекциях в самых удаленных точках страны продолжает оставаться важной и насущной задачей.
Целью настоящей статьи является введение в научный оборот рукописного старообрядческого сборника смешанного состава из редкого фонда Якутского епархиального управления, который был обнаружен в составе собрания профессора Н. Г. Самсонова в 2012 г. [16]. Краткий обзор этого собрания в целом уже публиковался [7].
Сборник представляет собой рукопись форматом в 80. Выполнен он на бумаге со штемпелями фабрик А. С. Сумкина, А. Е. Рязанцева и У. Говарда [8, № 202, 175, 43], что позволяет датировать его 1960-1980-ми гг. Всего в сборнике на настоящий момент 381 лист, однако не все они были
пронумерованы писцом: лицевая пагинация в правом нижнем углу имеется только на первых 95 листах, далее она отсутствует.
Рукопись выполнена одним и тем же почерком: это поздний полуустав, достаточно профессиональный. Украшений в рукописи немного: отдельные заголовки написаны киноварью, имеются орнаментированные инициалы красного и черного цветов.
Отдельно отметим и такое украшение, как игра текстом на л. 90об. На полях рукописи имеются владельческие маргиналии, пометы, выполненные простым карандашом и шариковой ручкой.
При поступлении книги в библиотеку сохранность ее была не вполне удовлетворительной. Блок был практически расшит, часть листов отделялась от него. Были утрачены л. 1, лист между лл. 380 и 381, а также не менее одной тетради в конце блока. Книга была приведена в порядок реставраторами научной библиотеки Томского государственного университета в 2014-2016 гг.
Содержание рукописи типично для старообрядческих сборников смешанного содержания: это и полемические тексты, и выписки из житий (то есть она включает тексты преимущественно четьего характера). Кроме того, представлены и богослужебные тексты: выписки из Требника, из чина исповедания и т. д. Рассмотрим содержание рукописи более подробно (см. Приложение 1).
В сборнике представлены выписки из произведений отцов Церкви и церковных писателей, традиционно привлекающих внимание старообрядцев: Иоанна Дамаскина (л. 280-280об [18, л. 360]), Иоанна Златоуста (л. 294), Кирилла Иерусалимского (л. 321об-346), Ефрема Сирина (л. 321, 360об-381об [6, л. 271, 295-305об, 305об]), Ипполита, папы римского (л. 238-275 [18, л. 120-140]).
Также довольно многочисленны выписки из таких авторитетных для старообрядцев изданий, как «из Веры книги» (л. 113-121об, 280), «от книги Пчелы» (л. 121об-124об), «от Старчества» (л. 125-127, 279об-280). Привлекают внимание составителя сборника и такие труды, как Хрисмологион в переводе Николая Спафария (л. 125-127 [2, 22]), тексты Иосифа Волоцко-го (л. 275-276об, 294), Лаврентия Зизания (л. 288-294 [11, л. 21-24об]), Максима Грека (л. 349-349об).
Отдельно отметим наличие в составе сборника целого ряда повестей, таких как «Повесть о Удоне, епископе Магдебургском» из «Великого Зерцала» (л. 94-107 [4, с. 350-356]), «Повесть о царице и львице» (л. 144-181об [19; 21]), «Повесть о сыне крестном» (л. 206-232 [17, с. 61-62]). Представлены и выписки из отдельных житий, например блаженной Клеопатры (л. 281 [14, стлб. 101, л. 650]) и Антония Римлянина (л. 348об [13, вып. 1, с. 263-270; 12, с. 255-257]).
Присутствуют в рукописи также выписки из богослужебных текстов: чин исповедания (л. 127-144) и многочисленные выписки из Требника (л. 181об-203об). Характерно, что эти выписки включают в основном тексты молитв, связанных с повседневными нуждами («об избавлении от громов и молнии», «в путь идущим», «на рать идущим», «над солию», «от скверны», «над обуреваемыми от духов нечистых, егда мучит человека» и т. д.), то есть это тексты, входящие во вторую часть Требника. Из состава же первой части, включающей последования таинств, традиционно совершаемых священником, не представлен ни один текст.
Старообрядческие сочинения также присутствуют в составе сборника. Так, рукопись открывается списком старообрядческого сочинения эсхатологического характера. К сожалению, из-за отсутствия первого листа невозможно сказать, какое заглавие надписал писец. Начало текста почти дословно воспроизводит предисловие к известному сочинению старца Евфимия «Книга о случаех последнаго времене Титин, потрясет велми 666 число». Однако уже с третьего-четвертого листа начинаются существенные разночтения. Вероятно, здесь мы имеем дело либо с переработкой, либо с особой редакцией сочинения Евфимия, и указанный текст требует дальнейшего более детального исследования.
На настоящий момент сложно сказать, выполнил ли составитель переработку сочинения Евфимия самостоятельно, либо же в его распоряжении было уже переработанное сочинение, которое он лишь воспроизвел. Судя по богатому содержанию сборника, составленного и переписанного одним лицом, более вероятным все же представляется первый вариант. Общий уровень образованности составителя говорит о том, что он вполне был способен выполнить такую работу.
Также в середине сборника представлены списки двух писем авторства протопопа Аввакума (л. 276об-277об [20, т. 1, с. 63-65] и 277об-279об [1]). Фактически первое из этих писем является пятым посланием диакона Федора из Пустозерска в Москву, однако известно, что текст был действительно согласован с Аввакумом. Первая выписка — о священниках, «поставленных от Никона», вторая — о возможности чтения молитв мирянами, например «над роженицей».
Авторство еще одного текста — «Мучение некиих старец Петра и Евдокима» (л. 107-113 [5, с. 276-277, № 14; 20, т. IV, с. 302-309; 10]) — приписывалось ранее диакону Федору, однако в настоящее время вопрос об авторстве считается открытым. Имена в тексте сборника указаны только в заглавии. Окончание также сокращено: после текста молитвы, которую читают посаженные в котел старцы, следует всего одна фраза: «И целы бысть в котле, и не згореша, тогда царь отпусти их», тогда как в опубликованном списке содержится еще описание огня, падшего на землю во время
мучения старцев, при этом котел распался — только после этого царь устрашился и отпустил пленников.
Еще одно сочинение действительно принадлежит перу диакона Федора Иванова. Это «Прение священнодиакона Феодора с митрополитом Афанасием Иконийским о сложении перст в знамении крестном, сие же бысть в лето [176]е» (л. 349об-360 [5, с. 272-273, № 4; 20, т. VI, с. 49-59]). В тексте описан действительно имевший место спор, произошедший в 1668 г. в Москве, в Богоявленском монастыре.
Состав старообрядческих сочинений сборника имеет параллели со знаменитым Сборником, изданным в Супрасле около 1789 г. [15; 9, № 323]: в его состав также входит ряд сочинений Федора Иванова («Прение с митрополитом Афанасием», «Повесть о Петре и Евдокиме», Повесть о протопопе Аввакуме, Лазаре и преподобном Епифании»; причем «Повесть о Петре и Евдокиме» была опубликована в составе этого сборника впервые).
Часть текстов, имеющихся в составе рассматриваемого сборника, также публиковалась, причем многие — неоднократно. В первую очередь это относится к выпискам из слов 105 и 106 из «Поучений Ефрема Сирина» — Паренесис был напечатан в Москве, на Печатном дворе, в 1647 г. и пользовался большим авторитетом в старообрядческой среде. Также в XVII в. публиковались «Кириллова книга» (в сборнике воспроизведен фрагмент девятого послания). Также выходили из печати такие тексты, как «Соборник»; из текстов, опубликованных в его составе, цитируются «Слово Иоанна Дамас-кина "О поклонянии на восток"» (л. 280-280об) и «Слово Ипполита, папы римского, "О скончании мира"» (л. 238-275). Также использовались составителем тексты, печатавшиеся в составе «Книги о вере» (л. 113-121об) и фрагмент Катехизиса Лаврентия Зизания (л. 288-294). Сейчас сложно сказать, использовал ли составитель издания или те же тексты в рукописной традиции.
Интересно композиционное решение сборника. Представляется, что центральным произведением составитель считал старообрядческое сочинение, написанное по материалам книги «Титин»: оно не только размещено в сборнике первым, но также это единственный текст, окончание которого оформлено нестандартно для сборника: на л. 91 присутствует так называемая «игра текстом», то есть длина строки постепенно уменьшается, текст как бы иссякает, заканчиваясь. После окончания этого сочинения мы видим несколько пустых листов (л. 91об-93об). Важным также представляется тот факт, что только на этих листах (до л. 95) была проставлена писцовая пагинация в правом нижнем углу, начиная с номера 2 до номера 95, то есть она проставлялась, скорее всего, заранее, до того как текст был переписан. Аналогичные пропуски в виде пустых листов присутствуют и далее: после выписок из Требника (л. 204-205об), а также после повестей «О крестном сыне» и «О последних летех» (л. 237об). Нельзя с уверенностью
сказать, что пропусками составитель обозначал смысловые блоки текстов; возможно, для такого положения имелись простые технические причины. Так, все перечисленные пропуски совпадают с окончаниями тетрадей, при этом остальные тексты расположены таким образом, что переходят из тетради в тетрадь без перерывов. Обращает на себя внимание и тот факт, что тетради в сборнике преимущественно состоят из 8 листов, однако есть и меньшие, а также большие по объему тетради. Так, именно с окончанием первого текста совпадает наличие двух неравных по размеру тетрадей: 12 (из 6 листов) и 13 (из 10 листов), что позволяет предполагать «подгонку» листового объема под конкретный текст. Аналогичные явления наблюдаются также в конце каждого из отмеченных выше текстовых блоков. Возможно, для окончания блоков размер тетрадей подбирался специально, и переписывались они, скорее всего, отдельно, хотя изначально предполагалось, что из них будет составлен единый блок.
Исследователи неоднократно обращали внимание на такую структурную особенность старообрядческих сборников, как включение в их состав фрагментов более ранних сборников относительно устойчивого состава, собранных, в частности, из трудов ранних старообрядческих писателей. Пример подобного сборника исследовала И. М. Грицевская, опираясь на материалы Нижегородской областной библиотеки [3]. Можно предположить, что указанные текстовые блоки в рассматриваемом сборнике представляют собой как раз следы бытования более ранних сборников устойчивого состава.
Таким образом, из перечня указанных выше текстов можно заключить, что составитель сборника придерживался взглядов, близких к взглядам старообрядцев-странников. Рассматриваемый сборник представляет собой традиционную для старообрядцев «библиотеку в одном переплете», в состав которой включены полемические, богословские, служебные и четьи тексты. Сборник позволяет судить о высоком уровне эрудиции и образованности составителя: круг его чтения, довольно традиционный для старообрядцев-странников, был весьма широк.
Источники и литература
1. Бударагин, В. П. О новых списках сочинений Аввакума в Древлехранилище Пушкинского дома / В. П. Бударагин // ТОДРЛ*. Л., 1985. Т. 39. С. 417-422.
2. Галишев, С. А. Сочинения и переводы Николая Спафария в рукописном собрании Уральского университета / С. А. Галишев // ТОДРЛ. 1993. Т. 46. С. 518-524.
3. Грицевская, И. М. Структура старообрядческих сборников: Соловецкий и Пусто-зерский циклы в сборнике из Нижегородской областной библиотеки / И. М. Грицевская // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Филология. Искусствоведение. 2009. № 4. С. 288-294.
* Труды Отдела древнерусской литературы.
4. Державина, О. А. «Великое зерцало» и его судьба на русской почве / О. А. Державина. М., 1965.
5. Дружинин, В. Г. Писания русских старообрядцев. Перечень списков, составленный по печатным описаниям рукописных собраний / В. Г. Дружинин. СПб., 1912.
6. Ефрем Сирин. Поучения / Ефрем Сирин. М., 1647.
7. Захарова, Т. В. Дар профессора Н. Г. Самсонова в редкий фонд Якутского епархиального управления / Т. В. Захарова // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. Якутск, 2016. Вып. 3. С. 134-140.
8. Клепиков, С. А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII-XXвв. / С. А. Клепиков. М., 1959.
9. Книга Белоруссии. 1517-1917: сводный каталог. Минск, 1986.
10. Кузнецова, В. С. Историко-литературный комментарий к Повести о Петре и Евдокиме / В. С. Кузнецова // Археография и источниковедение Сибири. Новосибирск,
1987. С. 206-215.
11. Лаврентий Зизаний (Тустановский). Катехизис большой / Лаврентий Зизаний (Ту-становский). Гродно, 1783.
12. Литературный сборникXVII в. Пролог. М., 1978.
13. Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Ку-шелевым-Безбородко. СПб., 1860-1862. Вып. 1-4.
14. Подробное оглавление Великих Миней Четьих всероссийского митрополита Ма-кария: огл. месяцы сентябрь — февраль. Стлб. 1-532.
15. Сборник. Супрасль, ок. 1789.
16. Сборник старообрядческий смешанного состава. XIX в. (60-80-е гг.) / Редкий фонд Якутского епархиального управления, инв. номер 281.
17. Словарь-указатель сюжетов и мотивов русской литературы. Экспериментальное издание / под ред. Е. К. Ромодановской. Новосибирск, 2003.
18. Соборник из 71 слова. Почаев, 1782.
19. Соколова, Л. В. Повесть о цесаре Оттоне и Олунде / Л. В. Соколова / ТОДРЛ. Л.,
1988. Т. 41. С. 101-104.
20. Субботин, Н. И. Материалы для истории раскола за первое время его существования / Н. И. Субботин. М., 1875-1887. Т. 1-6.
21. Чалкова, Т. Ф. О структуре и жанровой специфике Повести о царице и львице / Т. Ф. Чалкова // Памятники литературы и общественной мысли эпохи феодализма. Новосибирск, 1985. С. 98-113.
22. Чеснокова, Н. П. Об источниках русской версии «Хрисмологиона» / Н. П. Чесноко-ва // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2011. № 3(45). С. 131-132.
References
1. Budaragin V. P. O novykh spiskakh sochinenii Avvakuma v Drevlekhranilishche Pushkin-skogo doma [About the New Lists of Avvakuirfs Works in the Storage of the Pushkin House]. Trudy otdela drevnerusskoi literatury — Proceedings of the Department of Old Russian Literature. 1985. No. 39. P. 417-422.
2. Galishev S. A. SochineniiaiperevodyNikolaiaSpafariia vrukopisnomsobraniiUral'skogo universiteta [Works and Translations of Nikolai Spafariy in the Manuscript Collection of the Ural University]. Trudy otdela drevnerusskoi literatury — Proceedings of the Department of Old Russian Literature, 1993. No. 46. P. 518-524.
3. Gritsevskaia I. M. Strukturastaroobriadcheskikhsbornikov:SolovetskiiiPustozerskiitsikly v sbornike iz Nizhegorodskoi oblastnoi biblioteki [The Structure of Old Believers Colletions: Solovetsky and Pustozersky Cycles in a Collection from the Nyzhny Novgorod Regional Library]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Filologiia. Iskusstvovedenie — Bulletin of the Nyzhny Novgorod University. Phylology. Arts. 2009. No. 4. P. 288-294.
4. Derzhavina O. A. «Velikoe zertsalo» i ego sud'ba na russkoi pochve [The Great Mirror and its Fate on the Russian Land]. Moscow, 1965.
5. Druzhinin V. G. Pisaniia russkikh staroobriadtsev. Perechen' spiskov, sostavlennyi po pechatnym opisaniiam rukopisnykh sobranii [Scriptures of Russian Old Believers. The List of Copies Compiled From Printed Descriptions of Manuscript Collections]. St. Petersburg, 1912.
6. Efrem Sirin. Poucheniia [Homily]. Moscow, 1647.
7. Zakharova T. V. Darprofessora N. G. Samsonova v redkiifond lakutskogo Eparkhial'nogo upravleniia [Gift of the Professor N. G. Samsonov to the Rare Fund of the Yakut Diocesan Administration]. Sbornik trudov lakutskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of Yakutsk Theological Seminary, 2016. No. 3. P. 134-140.
8. Klepikov S. A. Filigrani i shtempeli na bumage russkogo i inostrannogo proizvodstva XVII-XXvv. [Watermarks and Stamps on Paper of Russian and Foreign Production of the XVII-XX Centuries]. Moscow, 1959.
9. Kniga Belorussii. 1517-1917. Svodnyi katalog [The Book of Belarus. 1517-1917. Joint Catalogue]. Minsk, 1986.
10. Kuznetsova V. S. Istoriko-literaturnyikommentariikPovestio Petre iEvdokime [Historical and Literary Commentary on the Tale of Peter and Eudocimus] // Arkheografiia i istoch-nikovedenie Sibiri — Archeography and Source Study of Siberia. Novosibirsk, 1987. P. 206-215.
11. Lavrentii Zizanii (Tustanovskii). Katekhizis bol'shoi [Great Catechism]. Grodno, 1783.
12. LiteraturnyisbornikXVII v. Prolog [Literary Collection of XVII Century. Prologue]. Moscow, 1978.
13. Pamiatnikistarinnoirusskoiliteratury, izdavaemye grafom Grigoriem Kushelevym-Bezbo-rodko [Monuments of Ancient Russian Literature Published by Count Grigory Kushelev-Bezborodko]. St. Petersburg, 1860-1862. Is. 1-4.
14. Podrobnoe oglavlenie Velikikh Minei Chet'ikh vserossiiskogo mitropolita Makariia: Oglav-lenie. Mesiatsy sentiabr' — fevral' [A Detailed Table of Contents of the Great Mineas of the Four All-Russian Metropolitan Macarius: Table of Content. September — February]. Moscow, 1892.
15. Sbornikstaroobriadcheskiismeshannogo sostava. XIX v. (60-80-e gg.) [Old Believer Collection of Mixed Composition. XIX century (60-80.)]. Redkii fond Iakutskogo eparkhial'nogo upravleniia [Rare Fund of Yakutsk Diocesian Administration]. N 281.
16. Sbornik [Collection]. Suprasl, appr. 1789.
17. Slovar'-ukazatel' siuzhetov i motivov russkoi literatury. Eksperimental'noe izdanie [Dictionary-index of Plots and Motives of Russain Literature. Experimental Edition] / ed. E. K. Romodanovskaya. Novosibirsk, 2003.
18. Sobornikiz 71 slova [Collection of 71 Words]. Pochaev, 1782.
19. Sokolova L.V. Povest' o tsesare Ottone i Olunde [The Tale of Caesar Otton and Olund]. Trudy otdela drevnerusskoi literatury — Proceedings of the Department of Old Russian Literature. 1988. No. 41. P. 101-104.
20. Subbotin N. I. Materialy dlia istorii raskola za pervoe vremia ego sushchestvovaniia [Materials for the History of the Schism During the First Time of Its Existence]. Moscow, 1875-1887. Vol. 1-6.
21. Chesnokova N. P. Ob istochnikakh russkoi versii «Khrismologiona» [On the Sources of the Russian Version of "Chrismologist"]. Drevniaia Rus'. Voprosy medievistiki — Ansient Russia. Questions of Medieval Studies, 2011. No. 3(45). P. 131-132.
22. Chalkova T. F. Ostrukture izhanrovoispetsifike Povestio tsaritseil'vitse [On the Structure and Genre Specifics of the Tale of the Queen and Lioness]. Pamiatniki literatury i ob-shchestvennoi mysli epokhi feodalizma — Monuments of Literature and Social Thought of the Era of Feudalism. Novosibirsk, 1985, P. 98-113.
V. A. Esipova
Sbornik staroobriadcheskii smeshannogo sostava iz fondov Iakutskogo eparkhial'nogo upravleniia [Old Believers Collection of Mixed Composition from the Rare Book Storage of Yakut Diocesan Administration]
Abstract
The article is devoted to the Old Believers' collection of XIX century, which entered the rare fund of the Yakut diocese as a part of the gift of professor N. Samsonov. The composition of the collection is established, its structure is analyzed, the Old Believer works in the collection are revealed. It has been suggested that the collection was created among the Old Believers- wanderers. The structural features of the collection were shown, which allows hypothetically reconstruct the history of its creation, as well as suggest the use of sustainable text cycles by the compiler. The composition of the texts of the collection was characterized, which allows to see, that the compiler had a broad outlook and involved both the works of the church fathers and Old Believers writers, as well as liturgical texts. Print editions also were used by the compiler. In general, the collection under study is a "one-binding library', traditional for Old Believer book culture, including texts necessary for everyday life (prayers, texts for reading) and for the needs of polemics (texts of escha-tological content).
Keywords: paleography, history of Siberia, Old Believers, manuscript collections
Приложение
Сборник старообрядческий смешанного состава. XIX в. (60-80-е гг.). 80. Размер блока 18,0x10,8 см. Листов: 14+3, 28 - 118, 126, 1310, 148 - 168, 176, 188, 194, 208 - 238, 246, 258 - 298, 3010, 318 - 498 = 381. Пагинация лицевая, славянская, в правом нижнем углу: 2-95, далее нн.; постраничная арабская пагинация в середине верхнего поля, проставлена шариковой ручкой: 1 нн., 3-450, далее нн. Разлиновка графьей. Колонтитулы (не везде).
Штемпели:
«Фабрики / наследников / Сумкина / №6» (прямоугольник гнутый). Клепиков I, №202. - 1869, 1909 гг. (лл. 1-15, 32-93, 162-205, 238-381);
«Косинской фабрики Рязанцевых (по овалу) / №6 К (в овале)». Клепиков I, №175. -1887 г. (лл. 16-31, 94-161);
«Фабрики / №6 / Говард и К0» (прямоугольник со срезанными углами). Клепиков I, №43. - 1867, 1868 гг. (лл. 206-237).
Почерк: поздний каллиграфический полуустав.
Орнаментика и украшения: некоторые заголовки, инициалы красным. Орнаментированные инициалы в одну краску (красную или черную), пером на лл. 94, 107, 113, 121об, 127, 136об, 139, 140об, 141об, 144, 181об, 183, 183об, 184, 186об, 187об, 188об, 197об, 200об, 201, 206, 214, 217, 217об, 222, 222об, 223, 223об, 224, 225, 227, 228, 228об, 229, 232, 238, 278, 283, 321, 349об, 360об, 381об. Игра текстом на л. 90об.
Записи и ярлыки: писцовые маргиналии на полях; владельческие записи на полях карандашом, шариковой ручкой, скорописью XIX и XX в.
Состояние неудовлетворительное. Утрачен л. 1, лист между лл. 380 и 381, а также не менее одной тетради в конце. Блок расшит, часть листов отделяется от блока. Листы загрязнены, поражены плесенью, местами миграция чернил, края листов ветхие. Переплет утрачен.
Источник поступления: 17.12.2012 г. в составе собрания проф. Н. Г. Самсонова.
Содержание:
Лл. 1-91. [Старообрядческое сочинение эсхатологического характера]. Нач.: «,..спас...и ной... их же. дней тогда. аще речет вам се зде Христос или он де не имете веры.» (текст начала сочинения почти дословно воспроизводит текст: Старец Евфимий. «Книга о случаех последнаго времене Титин, потрясет велми 666 число». Ср.: Мальцев. В описываемой рукописи воспроизведена почти дословно часть предисловия, но далее начинаются серьезные разночтения. Вероятно, текст представляет собой нечто вроде конспекта или особой редакции сочинения Евфимия);
Лл. 91об-93об пусты;
Лл. 94-107. «Повесть о Удоне, епископе Магдебургском, ему случився страшная смерть. Глава 113. Книга «Великое зерцало». Колонтитул: «О Удоне епископе». Нач.: «В лета от воплощения слова Божия 985 году при Антоне, третием царе.» (Державина. С. 350-356. Гл. 190);
Лл. 107-113. «Мучение некиих старец Петра и Евдокима». Нач.: «В лето 7177, месяца февраля в 17 день на память святаго мученика Феодора Тирона.» (Сочинение, приписываемое дьякону Федору Иванову. См.: Дружинин. Писания. С. 276-277, № 14. Изд.: Субботин. Материалы. Т. VI. С. 302-309; Кузнецова. С. 206-215);
Лл. 113-121об. «От святаго писания из Веры книги». Нач.: «Господь и Бог и спас наш Исус Христос в пресвятем своем Евангелие, соблюдая правоверных, так глаголет.»;
Лл. 121об-124об. «Выписано от книги Пчелы». Нач.: «Вопрос. Что есть человеку умному тяжеле всего работать. Ответ. А тяжеле всего работати.»;
Лл. 124об-125. «От Старчества». Нач.: «Красота воину — оружие, кораблю — парусы, а человеку — добродетели, а иноком — почитание книжное.»;
Лл. 125-127. «Из греческия книги Хрисъмологиона». Нач.: «На конец убо последняго времени пред антихристом чернец некий ересеначальный.» (воспроизведение полного текста (по рукописи фундаментальной библиотеки МДА): http://old.stsl.
ш/manuscripts/medшm.php?col=5&manuscript=025&pagef¡le=025-0001 (дата обращения: 12.05.2014); о тексте Хрисмологиона см.: Чеснокова. С. 131-132; Галишев. С. 518-524);
Лл. 127-144. «Таже чти исповедание». Нач.: «Исповедаюся аз многогрешный имярек, Господу Богу вседержителю и пречистей его матери...» (чин исповедания);
Лл. 144-181об. «Повесть древняя ис книги летописца, зело душеполезна, о некоем благочестивом царе и о жене его, царице благочестивой». Колонтитул: «Повесть о царе и царице». Нач.: «Бе некий царь благочестивый в Палестинских странах, в велицем граде Ерихоне царствуя.» (Повесть о царице и львице. См.: Соколова. С. 101-104; Чалкова. С. 98-113);
Лл. 181об-203об. Требник (выписки). Включает в себя:
Лл. 181об-183. «Молитва об избавлении от громов и молнии. Глава 32». Нач.: «Паки твоего, Господи человеколюбче, владыко, память наказания, паки раб твоих.»; Лл. 183-183об. «Молитва о приносящих начатки всякаго снедна». Нач.: «Владыка
Господи Боже наш, иже твоя от твоих приносити тебе по предложению.»; Лл. 183об-184. «В путь идущим. Глава 33». Нач.: «Господи Боже наш, истинный
и живый путь спутьшествовавый угоднику.»; Лл. 184-186об. «Молитва Исуса, сына Сирахова». Нач.: «Исповемся тебе, Господи
царю, и восхваляю тебе Бога спаса моего, исповедаюся имени твоему.»; Лл. 186об-187об. «Молитва во всех скорбех. Глава 34». Нач.: «Господи Боже вечный
и всемогий, претихий и невидимый, видиши вся.»; Лл. 187об-188. «Молитва на рать идущим». На полях: Глава 34». Нач.: «Владыко
Господи Боже отец наших, тя просим, тебе ся мили деем.»; Л. 188об. «Молитва над солию». Нач.: «Господи Боже наш, тебе жертву хваления
и возносим вышнему молитвы наша.»; Лл. 188об-189об. «Молитва от скверны». Нач.: «Господи Боже наш, един благ и человеколюбец, един суть, и на святых почиваяй.»; Лл. 189об-190об. «Молитвы запрещалныя над обуреваемыми от духов нечистых, егда мучит человека». На полях: «Глава 29». Нач.: «Боже вечный, избавлей нас от пленения дияволя, изми раба своего имярек.»; Лл. 190об-191. «Молитва 2я о том же». Нач.: «Услыши ны, Господи Боже, спасителю наш, еже во утеснении зовущих к тебе.»; Лл. 191-192. «Молитвы запрещалныя святаго Василия о избавлении от духа лука-ваго, егда мучит человека». Нач.: «Боже богом и Господь господем, огненных чинов творец и безплотных сил хитрец.»; Лл. 192-197об. «Молитва тому же святаго Василия». Нач.: «Заклинаю тя, злоначаль-
ниче хульный, начальниче отверженный, самодетелниче лукавству.»; Лл. 197-200об. «Псалом 67». Нач.: «Да воскреснет Бог, и разыдутся врази его, и да бе-
жат от лица его ненавидящии его.»; Лл. 200об-201. «Молитва». Нач.: «Боже вечный, отче Господа нашего Исуса Христа,
пред его же лицем небеса разстают.»; Лл. 201-202. «Евангелие воскресно 3 от Марка, зачало 71, утрение». Нач.: «Во время оно воскрес Исус заутра в первую суботу, явися прежде Марии Магдалыни.»; Лл. 202-203об. «Молитва дому, в нем же дух лукавый начнет жити». На полях: «Глава 31». Нач.: «Господи Боже наш, иже над всякою властию и державою великий и страшный.»;
Лл. 204-205об пусты;
Лл. 206-232. «В лета 6409-го бысть сие преславное чюдо на восточней стране, во едином из великих градов, в нем же бысть християнство, бе же граду имя Вевулия. Книги сея Вечерия вечера». Колонтитул: «О крестном сыне». Нач.: «Бяше некий юноша добророден и благочестив, остажеся от родителей своих еще детищи мало.» (Повесть о сыне крестном, како Господь крестил младенца убогаго человека. См.: Словарь-указатель. С. 61-62);
Лл. 232-237. «Аще хощеши мудр быти, преже смотри жития его, аще Бога боится и ближ-няго любит. Повесть о последних летех и о антихристове царствеи, еже будет в последняя времена, при втором пришествии». Колонтитул: «О последних летех». Нач.: «Егда же будет в последняя времена, по седмотысящных летех, людем Израилеви...»;
Л. 237об пуст;
Лл. 238-275. «Блаженнаго Ипполита, папы Римскаго и мученика, слово в неделю мясопустную о скончании мира, и о антихристе, и о втором пришествии Господа нашего Исуса Христа. Слово 3». Колонтитул: Слово Ипполита». Нач.: «Понеже убо блаженнии пророцы очи нам быша, сокровенных видений нам являюще...» (Со-борник из 71 слова. 29.VI.1647 (1.III.29.VI.7155). Алексей; Иосиф (Переизд.: Почаев, 1782). Глава 8. Блаженнаго Ипполита Папы Римскаго и мученика слово в неделю мясопустную о скончании мира и антихристе, и о втором пришествии Господа нашего Исуса Христа. Лл. 120-140. Воспроизведение: Соборник. URL: http://sobornik. ru/text/sobornik/sobornik08.htm (дата обращения: 12.05.2014));
Лл. 275-276об. «Иосифа Волоцкаго, от слова 15, ниже». Нач.: «Отступницы бо злеи суть не точию еретиков, но еллин и жидов. Но и отступницы не равны суть.»;
Лл. 276об-277об. «Отец Аввакум страдалец пишет о нынешних властех сице». Нач.: «Аще которыя попы от Никона отступника ставлены и от никониян после мору, паче же от 174 году.» (Диакон Федор. 5-е послание в Москву из Пустозерска // Субботин. Т. 6. С. 63-65. Письмо было прочитано и согласовано с Аввакумом);
Лл. 277об-279об. «Страдалец священнопротопоп Аввакум пишет в послании своем схимнику Авраамию и всем християном сице. С подлиннаго писма его руки». Нач.: «Молитвы роженицам по нужде и простолюдин говорит, и кадит, и водою кропит, всяко лучше отступника и богохулца.» (см.: Бударагин. С. 417-422);
Лл. 279об-280. «Из Старчества». Нач.: «Вопрос. Егда молюся или пою, не ощущаю силу глаголемых словес жесткости ради сердца.»;
Л. 280. «Из Веры, лист 147. Иоанна Златоуста». Нач.: «Якоже тело сие наше, аще несть в нем души, воистину мертво есть и смрадно.»;
Л. 280. «Ис книги преподобнаго Никона, от слова 28го Златооуст». Нач.: «Не языка доброту ищет Бог, ниже, глаголом сложение, но душевную быстрость.»;
Лл. 280-280об. «Соборник, лист 360. В неделю 1 поста. Иоанна Дамаскина о покланя-нии на восток». Нач.: «Сего убо ждуще к востоку покланяема, не просто же, но егда не имамы честнаго.» (Глава 27. От книги глаголемыя Небеса, преподобнаго отца нашего Иоанна Дамаскина, о поклонянии на восток и о кланяющихся на восток (фрагмент) // Соборник из 71 слова. Почаев, 1782. Л. 360. Воспроизведение: Соборник. Собрание книг кириллической печати. URL: http://sobornik.ru/text/ sobornik/sobornik27.htm (дата обращения: 13.05.2014);
Лл. 280об-281. «В неделю мироносиц. Похвала Иосифу, лист 773». Нач.: «Святителем ли тя, старейшину, прозову, тем бо образ своея службы предал еси.»;
Л. 281. «Месяца октября 19 день. Блаженныя Клеопатры». Нач.: «Она же цело мощи святаго Иуара положи е в дедне гробе, и по вся дни кадяше...» (ср.: ВМЧ. Огл. Стлб. 101. Л. 650);
Лл. 281-288. «Еже есть крестное знамение, коль есть велико и страшно таиньство». Нач.: «Видел ли еси празднечную Минею, в ней есть служба на Воздвижение чест-наго креста.» (старообрядческое сочинение);
Лл. 288-294. Нач.: «Вопрос. Чесо ради нарицаем православную истинную веру. Ответ. Православная вера християнская есть.» (Лаврентий Зизаний (Тустановский). Катехизис большой. Гродно, 1783. Лл. 21-24об);
Л. 294. «Книга Корис. Лист 60. 41». Нач.: «Яко мало нечто уклоняется от православной веры, яко еретик есть.»;
Л. 294. «Благовестник Иоанна Златоустаго». Нач.: «Не по писанию верующей вси ере-тицы суть, аще мнятся быти християне.»;
Л. 294. «Книга Иосифа Волокаламскаго, слово 15 надесять (sic!)». Нач.: «Отступницы бо злейши не точию еретиков, но и ельнин, и жидов» (текст обрывается);
Лл. 294-320об. «Книга Апокалепсис седмитолковой, напечатан повелением государя царя Иоанна Васильевича. Глава 401. О рождении антихриста и о царствии его. Иоанн Богослов толкует». Нач.: «Глаголет Иоанн: будет вождь лукавый, человек греха, сын погибельный, антихрист, от колена Данова.»;
Л. 321. «Слово Ефрема Сирина 105». Нач.: «И тогда и умрут младенцы на онех матерних, и умрут матери верху отрочат.» (Ефрем Сирин. Поучения. Слово 105. Об антихристе (фрагмент). М.: Печатный двор, 1647. Л. 271);
Л. 321. «Вонми Апокалепсис толковой. Глава 8 и 7». Нач.: «Воньми же сице. Диявол бо чрез сласть развращенным и горьким напояет человеки.»;
Лл. 321-321об. «Анастасия глава 75». Нач.: «Отец убо есть, еже ум сказуется в челове-цех, мати же нарицается душа.»;
Л. 321об. «Евангелие недельное, слово 11». Нач.: «И еже не будет кто погребаяй тогда, погребение бо толкуется исповедание.»;
Лл. 321об-346. «Кирила Иерусалимскаго, глава 37, лист 305». Колонтитул: «Кирила Иерусалимскаго». Нач.: «Тем же всякому подобает всею силою держатися церков-наго предания от божественных апостол.» (и др. выписки оттуда же);
Лл. 346об-348об. «Девятое послание Милития патриарха». Колонтитул: «Послание Милитиево 5». Нач.: «Всем благочестивым христоименитым людем, единыя пра-выя веры сопричастником.» (Ср.: Глава 45. Девятое. Послание князя Константина. Кириллова книга. М.: Печатный двор, 1644. Лл. 494-500об. Послание князя Константина Острожского; обычно публикуется и переписывается в составе подборки посланий Мелетия Пигаса, патриарха Александрийского);
Л. 348об. «Месяца августа в 3 день в житии преподобнаго Антония Римлянина сице пишет». Нач.: «Яко ради новшеств папежеских и нарушении святоотеческих преданий священницы и диякони.» (фрагмент. Ср.: ПЛ. Ч. 1. С. 263-270; Пролог 1978. С. 255-257);
Лл. 349-349об. «Максима Грека от слова 61го». Нач.: «Веждь, яко сквернятся гради правоверных и содержимая в них святая, егда живущии в них.»;
Лл. 349об-360. «Прение священнодиакона Феодора с митрополитом Афанасием Ико-нийским о сложении перст в знамении крестном, сие же бысть в лето [176] е». Нач.: «Митрополиту живущу на Москве, в Богоявленском монастыре, что за Ветошным
рядом, а диякону прислану.» (Диакон Федор Иванов. См.: Дружинин. С. 272-273, № 4. Изд.: Субботин. Материалы. Т. 6. С. 49-59);
Лл. 360об-381об. «Того же святаго и премудраго отца нашего Ефрема о антихристе». На полях: «Слово 105». Колонтитул: «Слово 105. О антихристе». Нач.: «Како аз, грешный Ефрем, исполнин сый неведения, возмогу изрещи болшая мене.» (Ефрем Сирин. Поучения. Слово 105. Об антихристе. М.: Печатный двор, 1647. Лл. 295-305об);
Л. 381об. «Того же святаго и преподобнаго отца нашего Ефрема о покаянии и о спасении души, в неделю мясопустную». На полях: «Слово 106». Нач.: «Отречение, еже в персвятем крещении творим, мало убо является глаголемое.». До слов: «... отрицается не едного или двоего или десяти, но всякого зла.» (фрагмент. Ср.: Ефрем Сирин. Поучения. Слово 106. О покаянии. М.: Печатный двор, 1647. Л. 305об).