Научная статья на тему 'Структурные основы речевого акта'

Структурные основы речевого акта Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
181
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурные основы речевого акта»

описание""!! ПР°СЬба’ КаЛамбт пантомимическое описание, преувеличение И др. Даже пеапьныр

^~Х’ ПОДОбНО диккенсовск™ персонажам, выглядят так, словно «играют на зритеад»

Показателем «олитературивав» частного

письма является И то, что некоторые из непре-

местТ ЭПИСТ0ЛЯрных элементов в нем (дата

са с™ГГ™"’ °браЩеШе’ П0Д™СЬ) У Д™-’ ЧяпГ п ПреДМетом паР°Дпи: «Остаюсь Ваш в С“№С- т завтУшки не хватило места -

П а Р3\к0гда ^ писать Вам, пририсую ее» (Д. Форстеру, 3 ноября 1837 г. - т 29 с 35)

иеснмГ^3 ДиККенса 1833-1841 гг. дают инте-Г;аТерИТ понимания творческой личности Великого Неподражаемого, его взаимоотношении с литературной традицией и социокуль-

турной ситуацией XIX в„ его оценок и самооце-К, его становления как писателя. В раннем эпи столярном наследии Диккенса можно обнаружить характерные приметы мировидения, спевдфиче-е приемы создания образа, особенности авторской речи, которые получат развитие в художес? венной прозе писателя. Письма Диккенса, являясь Д кумешальным свидетельством эпохи’ выпол няют роль промежуточного звена между тради ционнои эпистолярной литературой правдами художественной прозы XIX в жанрами

I- Письма Ч. Диккенса 1833-1841 гг. „ит по- Пик кенс I Собр. соч.: В 30 т. М., 1963. С постелю Лим указанием тома и страницы в скобках.

СТРУКТУРНЫЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВОГО АКТА

Н.Б, Ершова

Изучение языковой системы, ее структуры законов построения и развития вплоть до середи-■ X в. составляло доминантный проблемный комплекс языкознания. Однако уже с середин,!

■ гг. центр внимания лингвистов переносится на амоивалентную сторону- - на речевую деятельность, ее продукт - связный текст. Концептуальные основы речеобразования содержатся в лингвистических концепциях В. Гумбольдта, К. Бю-Э' Бе™ениста и дР. Наиболее полное освещение этот круг проблем получил в рамках лингвистически философии, сформированной под влиянием идеи Л. Витгенштейна. Основной его тезис репродуцируется в заявлении о множественности назначений языка и их неотделимости от форм жизни (Витгенштейн).

Лингвистическая философия, зародившаяся в университетах Оксфорда и Кембриджа, сконцентрировалась в рамках направления важнейших исследований по речевой деятельности, теории речевых актов (Дж.Э. Мур, Л. Витгенштейн Дж. Остин, Дж. Урмсон, Д. Серль и др.). Перечисленные авторы занимались проблемами производства, репрезентации речевых актов (РА) рассматривали и изучали речь в действии, как действие, и включали в исследовательское поле такие аспекты речи, как пропозициональные отношения, ситуативные условия, цели коммуникации. Результатом активной научной деятельности стала теория РА, основоположниками которой принято считать Дж. Остина, Дж. Серля. Теория способствовала исследованию языка в его функционировании и воздействии на партнера по коммуникации.

Основным стержнем теории РА является понятие иллокутивное™, которое способствует реа-

тит РАе"Г° ДеЙСТВИЯ И С03дает определен-

чпопози-Г ">Н С0ДерЖИТ иллокУтивную силу И ппо,1сзиц(,и,-га_тьное содержание.

УкагНв!.еМарКецЫ ИЛЛ0Кутивных сил предложения L : „м ВаНЛервекен- °™ечая, ™ под мар-

та « ?ьл',ок>'гивных сил следУет понимать слова , .ругне Черты предложения, значение КОТО-

испо~'°з«'°ВЛИВаеТСЯ ТеМ; К0ГЛа и как говорящий ИСПОл оЗу СI их в определенном контексте, напри-

мчл предложение с одинаковыми маркерами иллокутивных сил «Кошт hierher!», «Sei nett!» выражают в одинаковом контексте одинаковую ит-локутивную силу. Маркер иллокутивной силы состоит в некотором выражении дополнительных слов или синтаксических черт, значение которых ожет служить для указания специфических осо-оенностеи иллокутивных сил, например, с семантической точки зрения в большинстве декларативных и императивных предложений индикативное наклонение и другие сопровождающие средства пунктуации служат выражением иллокутивного смысла высказывания. Наречия и другие вспомогательные средства, которые могут ыть использованы в предложениях с одинаковым пропозициональным содержанием, приобретают различную иллокутивную силу, отражая специфические черты производства высказыва-ия. «Please do it, whether you like it or not, do it» Слово «please» служит для выражения того что говорящий дает выбор (возможность) отказа слушающему в попытке совершения действия.

Главным параметром РА большинство исследователей считают иллокутивную силу высказывания, компонентом которой является иллокутивная цель высказывания. Под иллокутивной целью понимают то, что говорящий пытается со-

вершить, осу шести мой целью утверж определенного '.оя о го в дискурс г. в-Змот особых СГ-... пример, РА опрл.-сгавления неко: г voio ((такта, но и

в ПОЛЬЗ) : > =

Ярким пгу 7> полнения род и ■ ЖИТЬ СЛеДУ У - '

- Ich V. . - :

hast; da- - '•

Wan:- -- :±-‘

, P \ :;2:ггнмег. клг.ок>тив--н;;= яя.иетс* представление ^.-..,-4 -с.-! ш зействктель-v Некоторые силы тре-

_ . ? i-ocrяження -ели Нг-

г^есмс: ве просто ггре.*.--говесжеята >-Г*ерЖЛ2е-. -эгние рати коитргргч «енг уэсгс

:с:-:лгм РА оправдания к вы-—т^-ч^скталки может с.ту-т •'х-гг

-г. \»С-З. da3 си е:г.е 1ocr.ter IV-er. \or. T.eir.er Freunc.n. -

" с л i:

L^i5 lit S.:

Це.тьч сата. О;в» Waise» те ния. Про: понентом согласия с

„ язляется обвинение адре-

-■ ■ действие t< Sie ist eine

... e- опровержение заблужде-

- . . 'ровным семантическим ком-\ -пгаздания служит выражение не-Гэссждением говорящего, то именно в заключи"стьной реплике «Das ist alles» повышается \ бедительность возражающей аргументации. Просодически эта аргументация находит свое проявление в увеличении параметров тональных перепадов слогов. Данный РА оправдания (юсгификатив) эмоционально насыщен, иллокутивная сила достигается посредством просодии.

М. Бирвнш считает, что все существующие способы представлены взаимоотношениями иллокутивной силы и семантической структуры высказывания. Эти взаимоотношения он представляет как отношение иллокутивной силы I А к его коммуникативному смыслу, следовательно, к уровню социальной интеракшш. Немаловажным является то, что интеракция не относится к семантической структуре предложения. Поскольку показателей иллокутивной силы в строгом смысле не существует, то в качестве такового следует считать те элементы высказывания, которые оказывают более или менее непосредственное влияние на коммуникативный смысл высказывания. К ним можно отнести, например, эксплицитные выражения и пропозициональные типы. Эксплицитные высказывания являются семантическим отношением обычных предложений, отличаю щихся лишь обращенностью на самих себя; пропозициональные типы дифференцируют различные типы значения высказывания, систематически соотносящихся с различными типами иллокутивных сил. Семантические компоненты, с помощью которых различаются пропозициональные типы, являются стержнем установки говорящего в том смысле, что они определяют основные ког-ииптвные отношения к конкретному положению тел. в процессе коммуникации коммуниканты совершают последовательно идушие РА. После- 1«чтетыюсть РА может быть проанализирована "Глобальном уровне (единый макроречевой „ | Одной, из важнейших функций понимания

РА. является то. что говорящий и слушающий на основе выполнения функций в отношении макро-речезого акта могут устанавливать связь между высказываниям',-.. Для выяснения приемлемости РА необходимо учитывать контекст как компо-нен' понимания РА в делом, который включает самоанализ со стороны слушающего. Условия \ спешного осуществления РА отмечаются многими авторами. Так. Д. Вандервекен указывает на то. что говорящий успешно выполняет РА в некотором контексте употребления языка только в юм случае, если ему удается в другом (последующем) контексте достичь иллокутивную цель РА. используя необходимые средства, степень иллокутивной силы речевого действия для достижения цели. ^ ^

Осуществляя РА, говорящий в процессе 00-щения с другими лицами должен учитывать намерение говорящего. ^

Обеспечение понимания иллокутивной силы, как указывает Дж. Остин, является существенным элементом успешного осуществления РА. Участники коммуникации несут определенную ответственность "за репрезентацию речевого действия. Для того, чтобы РА был возможен, должны существовать или говорящий должен найти средства для явного выражения намерения. Иногда при произнесении определенного высказывания говорящий намеревается не только совершить речевое действие, но и оказать воздействие на партнера

по коммуникации. ^

Существует положение о том, что для обеспечения понимания одного из важнейших компонентов осуществления РА - иллокутивной силы, необходимо соблюдать условие: при произнесении высказывания говорящий должен добиться того, чтобы слушающий осознал наличие у него намерения определенного вида.

Одним из основных компонентов РА является «иллокутивный смысл» выказывания. В современной лингвистике нет четкого понятия «иллокутивного смысла» высказывания, но очевидно, что это есть функция РА, которая обеспечивает успешное осуществление РА и помогает определить логические отношения между основными компонентами речевого действия. «Иллокутивный смысл» - функция высказывания, которая показывает отношение говорящего к реальному миру, т. е. если говорящий осуществляет Р просьбы, то «иллокутивный смысл» состой 1 в том, чтобы передать от говорящего в определенной степени информацию слушающему, непо Средственно связанному с действительностью. Поскольку, рассматривая РА, исследуются высказывания, а не предложения, то именно эта функция показывает отличие между высказыванием и предложением. Оно состоит в том, что высказывание помимо структурно-семантической схемы содержит модально-коммупикативиыи аспект, который проявляется посредством просодии и членения предложения.

Некоторые западные исследователи считают минимальной единицей языка не предложение, а РА, который совершается с помощью языковых средств. Теоретическая база, на которую опирались данные исследователи, в частности Дж. Серль, Д. Вандервекен, включают следующие допущения: 1) высказывание производится в определенной ситуации и представляет собой действие; 2) тип высказывания может быть выявлен с помощью анализа языковых средств, которые служат для обозначения иллокутивных сил высказывания; 3) в каждом языке существует бесконечное множество РА.

Хотя теория РА способствовала исследованию языка в его функционировании и воздействии на участников коммуникации, основным ее недостатком явилось то, что в данной теории не было четкого разграничения языка и речевой коммуникации. Несмотря на то, что язык является основным средством общения между людьми, а общение - основной целью употребления языка, они должны быть разграничены в силу следующих причин:

1. наличие невербальных средств коммуникации;

2. обусловленность языковых и коммуникативных аспектов различными и во многом независимыми принципами и правилами.

Согласно Кларку, язык и коммуникация основываются на разных системах знаний. В связи с этим при некоторых условиях возможно понять говорящего без осознания того, что он сказал. РА превращают высказывание в понимание коммуникативного смысла, которое относится к области социальной интеракции. Д. Вандервекен тем самым определяет коммуникативный акт как осмысленную деятельность, которая приписывается некоторым коммуникативным смыслам в определенном окружении. Говорящие при осуществлении РА используют высказывания для выражения мыслей, идей, посредством языковых средств. Очевидно, именно поэтому, исследуя речевую деятельность в целом, РА, необходимо учитывать дихотомию языка и речи, важно помнить, что, произнося что-то, говорящий осуществляет речевое действие, которое содержит определенную структуру и выполняет различные функции, направленные на достижение определенного результата. Именно поэтому проблемы РА и по сей день привлекают внимание лингвистов.

О КОНЦЕПТЕ «ПРОСТРАНСТВО» В ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА

Н.А. Ветрова

Мир, познаваемый человеком, осознается им как целостность, единство, среда, пространство, включающее в себя множество объектов, в том числе и самого человека. По мере познания себя и окружающей среды человек задавался вопросом о том, что есть пространство, какова его сущность, какое место в нем занимает сам человек и окружающие его предметы. Рассуждения о сущности пространства мы находим, прежде всего, в философии.

Пространство как философская категория определяется как всеобщая форма существования материи, форма существования материальных объектов и явлений, обладающая количественной и качественной бесконечностью. Протяженность и единство прерывности и непрерывности - всеобщие свойства пространства.

Согласно современным представлениям, пространство трехмерно, время же имеет только одно измерение. Вместе они составляют четырехмерный континуум. Течение времени необратимо. Это означает, что всякий материальный процесс развивается только в одном направлении -от прошлого к будущему.

Философская и математическая концепции пространства, хотя и отражают в какой-то мере значение его для конкретной науки, но не дают

представления об истоках этого понятия, не раскрывают того, как человек воспринимает данность вокруг себя, как видит и ощущает пространство. В этой связи часто ньютоновское понимание пространства противопоставляется пространству по Лейбницу [1-4]. Согласно последнему, пространство является не просто вместилищем объектов, а создается, конструируется ими, т. е. пространство вторично по отношению к объектам. Пространство есть нечто, «определяемое порядком сосуществования вещей» [1, с. 228]. Оно трактуется, прочитывается человеком. Пространство Лейбница относится к области человеческого представления о мире, в отличие от ньютоновского понимания пространства, относящегося к области физики и геометрии и отвлеченного от факта восприятия пространства человеком.

Непосредственное представление человека о пространстве, о реальном физическом мире отражается в языке. Оно должно отражать простейшую понятийную основу - концептуальную структуру, которая формируется в процессе восприятия мира, во взаимодействии человека с окружающей действительностью и ее осознанием [5].

Человеческие представления о пространстве не только индивидуальны для каждого отдельного человека, но и подвержены трансформациям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.