Научная статья на тему 'Структурные модели личных имен антропонимической системы Коломенского района в ХХ — начале ХХI века'

Структурные модели личных имен антропонимической системы Коломенского района в ХХ — начале ХХI века Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
130
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОНИМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЛИЧНОЕ ИМЯ / ИМЕННИК / СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ИМЕНИ / ФИНАЛЬ / ANTHROPONYMIC SYSTEM / PERSONAL NAMES / STRUCTURAL MODEL OF PERSONAL NAMES / FINAL / IMENNIK

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ионова Наталия Петровна

В статье рассматриваются структурные модели личных имен антропонимической системы Подмосковья. Объектом исследования являются личные имена Коломенского района в ХХ — начале ХХI века. Основное внимание в статье уделяется изучению влияния экстралингвистических факторов на распространение имен различных структурных моделей в данный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ионова Наталия Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural Model of Personal Names of the Anthroponymic System of the Kolomna region in XX — the beginnings the XXI century

The article examines the structural model of personal names of the anthroponymic system of Moscow region. Object of research are personal names of the Kolomna region in XX — the beginnings the XXI century. It focuses on studying the influence of extralinguistic factors on the distribution of the names of various structural models during this period.

Текст научной работы на тему «Структурные модели личных имен антропонимической системы Коломенского района в ХХ — начале ХХI века»



SCIENCE TIME

ФОРМИРОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОСНОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Мурзин Антон Дмитриевич, Южный федеральный университет,

г. Ростов-на-Дону

E-mail: [email protected]

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования нормативно-правовых основ стратегического планирования социально-экономического устойчивого развития территорий муниципальных образований. На основе подробного анализа существующей законодательной базы разработаны требования к локальным подзаконным актам, цели и задачи разрабатываемых стратегий, принципы планирования и приоритетные направления устойчивого развития муниципальных территорий.

Ключевые слова: устойчивое развитие, муниципальные образования, урбанизированные территории, нормативно-правовые основы, государственное регулирование

На настоящий момент в нормативно-правовом поле Российской Федерации присутствует единственный недавно принятый законодательный акт, определяющий общие требования к структуре, содержанию и порядку утверждения документов, определяющих стратегическое социально-экономическое развитие территорий муниципальных образований [1]. Это результат многолетней работы Министерства экономического развития РФ, начатой еще в 2009 году с общественного обсуждения законопроекта N 1439126, который на протяжении 5 лет не принимался к рассмотрению Государственной Думой из-за обширной критикой содержательной части.

Вместе с тем, следует признать, что эффективная система государственного регулирования стратегического планирования развития отдельных урбанизированных территорий не может быть основана на одном нормативно -правовом акте, который для муниципальных образований устанавливает лишь рамочную возможность таких документов, прямо не определяя необходимость такой работы (п. 2 ст. 39). В этой связи, очевидно, требуется принятие дополнительных регламентирующих документов в области социально-

экономического планирования направлений регионально-муниципальной политики.

Между тем, отдельные методические аспекты прогнозирования социально-экономического развития первоначально получили частичное отражение еще в законе «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (утратил силу) [2]. Некоторые положения в области территориального зонирования также регламентируются главой 3 ГрК РФ [3].

Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4] вопросы планирования и развития территорий напрямую относит к полномочиям городского округа. Кроме того, данный закон в область компетенций органов местного самоуправления включает утверждение и реализацию планов и программ комплексного социально-экономического развития территориальных образований, организацию статистического анализа и учета показателей, характеризующих динамику экономической и социальной сферы.

Среди подзаконных нормативно-правовых актов, определяющих концепцию перехода страны к устойчивому развитию, можно выделить распоряжение Правительства РФ «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» [5] и указ Президента РФ «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» [6]. Данные документы на федеральном уровне закрепили принципиальные положения по планированию социально-экономического развития территориальных систем.

Эффективность деятельности органов местного самоуправления в настоящее время оценивается на основе специального указа Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» [7] и принятого в целях его реализации постановления Правительства РФ «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607» [8]. Отдельные вопросы методологии планирования социально-экономического развития регионов и субъектов РФ закреплены приказом Министерства регионального развития РФ [9].

Однако применение программ комплексного социально-экономического развития в качестве инструмента стратегического и бюджетного планирования осложняется радом противоречий. Так нормативно-правовые акты субъектов РФ, преимущественно, не содержат четкие требования к структуре и содержанию документов стратегического планирования социально-экономического развития отдельных муниципальных образований и территорий.

Отсутствие единых законодательных норм применения стратегического

планирования, рекомендуемых для органов местного самоуправления, препятствует динамичному развитию и приводит к различиям в толковании основных терминов стратегического управления и сложностям согласования территориально-региональных стратегий и федеральных стратегических приоритетов.

Действующие нормативно-правовые документы муниципального уровня устанавливают лишь общие правила применения целевых программ стратегического социально-экономического развития отельных территорий и муниципальных районов. В этой связи для эффективного стратегического управления развитием урбанизированных территорий необходимо законодательное закрепление основных требований, регламентирующих:

а) порядок осуществления планирования на основе стратегии;

б) процедуры управления на основе стратегических целей и задач;

в) взаимодействие участников реализации стратегии развития;

г) механизм согласования документов социально-экономического, территориального и бюджетного планирования;

Для обеспечения согласованности действий федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления при формировании и реализации стратегического развития урбанизированных территорий необходима организация четкой иерархии целей и задач стратегического планирования, содержащихся в нормативно-правовых актах государственного уровня:

а) на федеральном уровне - государственная стратегия социально-экономического развития и концепция экологической безопасности страны;

б) на региональном уровне - региональные стратегии социально-экономического развития и концепции экологической безопасности регионов;

в) на муниципальном уровне - муниципальные комплексные программы развития урбанизированных территорий.

Разработка региональных и территориальных стратегий должна быть основана на целях и принципах стратегического планирования.

Цели стратегического планирования взаимообусловлены общепринятой терминологией понятия, согласно которой стратегия развития территории представляет собой общее направление действий в долгосрочной перспективе, осуществляемых сообществом для достижения желаемых в обозримом будущем результатов. Основной целью разработки стратегии социально-экономического развития выступает последовательное повышение определяющих показателей экономической, экологической и социальной сферы за счет рационального использования социо-природно-хозяйственного потенциала.

Задачами разработки комплексной стратегии развития являются:

- оценка текущего состояния социально-экономической и экологической

сферы, выявление проблем и приоритетов развития производственно -хозяйственного потенциала с учетом имеющихся и доступных ресурсов;

- оценка приоритетных стратегических направлений социально-экономического развития региона;

- определение механизма реализации выбранной стратегии развития;

- оценка последствий реализации выбранной стратегии развития.

В стратегии определяется перспективное состояние городских территорий, которое будет достигнуто вследствие реализации определенных целей и задач развития. Реализация стратегии развития урбанизированных территорий требует следующих действий:

- определение задач среднесрочного и оперативного планирования на основе стратегических приоритетов;

- организация деятельности органов местного самоуправления в рамках общих стратегических задач;

- формирование периодического плана действий органов местного самоуправления и организация бюджетного планирования;

- формирование инвестиционной политики, определяющей приоритеты развития инфраструктуры, создания условий развития предпринимательства, способствующих снижению рисков.

Стратегия социально-экономического развития урбанизированных территорий разрабатывается на основе следующих принципов планирования:

- принцип взаимосвязанности - определяет взаимосвязь документов стратегического социально-экономического развития и документов градостроительного проектирования и тактического территориального планирования;

- принцип преемственности - определяет обязательность исполнения на планируемой к развитию территории стратегических решений, утвержденных решениями городской Думы, закрепленных муниципальными правовыми актами;

- принцип наращивания усилий - определяет необходимость воспроизводства ресурсов в процессе реализации стратегии развития, а также возможность последовательного использования на этапах развития имеющихся ресурсов;

- принцип воздействия среды - определяет направленность стратегии на формирование социально-экономических условий решения выявленных проблем территории;

- принцип обеспеченности инфраструктуры - определяет необходимость эффективного обеспечения урбанизированных территорий инфраструктурными объектами;

- принцип актуальности - определяет допустимость изменения как

внутренних, так и внешних факторов воздействия в процессе реализации планов стратегического развития;

- принцип информационной прозрачности - определяет необходимость предоставления объективной информации о содержании стратегии и ходе ее реализации всем заинтересованным субъектам;

- принцип баланса интересов и стратегического партнерства - определяет необходимость обеспечения согласования позиций и действий стратегических партнеров и участников процесса развития урбанизированных территорий;

- принцип ответственности - определяет необходимость принятия стратегии развития в виде муниципального правового акта, распределяющего ответственность между участниками процесса.

Процесс стратегического планирования развития урбанизированных территорий на начальном этапе требует изучения условий и ограничений. Выполнение подобного анализа затрудненно ввиду отсутствия общепринятой научной базы. На практике подготовительный этап стратегического планирования развития урбанизированной среды города зачастую проводится формально и содержит лишь постановку целей развития и предложения по их достижению. Результаты проводимых аналитических работ не позволяют выявить весь спектр социально-экономических проблем развития, и, следовательно, формируемые стратегии не могут носить комплексный характер.

Развитие городской среды происходит неравномерно с волнообразным прохождением через кризисные ситуации. При этом система города реагирует на происходящие изменения структурных элементов, используя собственные адаптационные возможности, сохраняя первоначальную целостность (эволюционный путь). В случае нехватки адаптационного потенциала система города, преодолев некоторый критический порог, переходит к новой траектории развития (революционный путь).

Масштабность и важность проблемы сохранения стабильного развития городской системы обусловливают необходимость определения комплекса показателей безопасности, характеризующих возможность деструктивных процессов в социально-экономическом развитии.

Обобщение степени влияния существующей городской структуры на основные характеристики комплексного социально-экономического развития на первоначальном этапе может быть произведено по трем ключевым направлениям:

- социальные факторы (состояние здоровье, продолжительность, уровень и образ жизни);

- экологические факторы (состояние атмосферы, водной среды, электромагнитного, радиационного, шумового фона, санитарной очистки территории);

SCIENCE TIME

- экономические факторы (финансовые ресурсы, промышленное производство, баланс топливно-энергетических ресурсов).

В дальнейшем, на основе стратегии комплексного развития городских территорий осуществляется определение целей градостроительного развития, согласованных со стратегическими целями социально-экономического развития города, финансово инвестиционного планирования и межтерриториального взаимодействия.

Таким образом, планирование социально-экономического развития урбанизированных территорий города является комплексной управленческой задачей, обеспечивающей системный подход к решению многих проблем муниципального менеджмента. В этой связи четкое распределение функций и полномочий органов местного самоуправления выступает обуславливающим фактором устойчивого функционирования муниципальных образований и должно быть однозначно закреплено федеральным законодательством.

Литература:

1. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»

2. Федеральный закон от 20.07.1995 N 115-ФЗ (с изм. от 09.07.1999) «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»

3. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 01.04.2015)

4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.03.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

5. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»

6. Указ Президента РФ от 01.04.1996 N 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»

7. Указ Президента РФ от 28.04.2008 N 607 (ред. от 14.10.2012) «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»

8. Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 N 1317 (ред. от 26.12.2014) «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607»

9. Приказ Минрегиона РФ от 27.02.2007 N 14 «Об утверждении Требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.