Научная статья на тему 'Нормативно-правовые основы формирования стратегии устойчивого социо-эколого-экономического развития урбанизированных территорий'

Нормативно-правовые основы формирования стратегии устойчивого социо-эколого-экономического развития урбанизированных территорий Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1974
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / УРБАНИЗИРОВАННЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / STANDARD AND LEGAL DOCUMENTS / STRATEGYOF A SUSTAINABLE DEVELOPMENT / THE SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT / THE URBANIZED TERRITORIES / THE PRIORITY DIRECTIONS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мурзин Антон Дмитриевич, Анопченко Татьяна Юрьевна

Статья посвящена анализу нормативно-правовых документов, определяющих стратегию устойчивого развития на уровне территорий, регионов и государства. Особый акцент сделан на выявление противоречий Концепции устойчивого социально-экономического развития России и целевых программ регионально-территориального уровня. Определены задачи и принципы разработки стратегии комплексного развития территориальных систем, даны рекомендации относительно приоритетных направлений планирования устойчивого социо-эколого-экономического развития урбанизированных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Мурзин Антон Дмитриевич, Анопченко Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Normative-legal bases of formation strategy of sustainable socialecologicaleconomic development of the urbanized territories

Article is devoted to the analysis of the standard and legal documents defining strategy of a sustainable development at level of territories, regions and the state. The special accent is made on identification of contradictions of the Concept of sustainable social and economic development of Russia and target programs of regional and territorial level. Tasks and principles of development of strategy of the integrateddevelopment of territorial systems are defined, recommendations of rather priority directions of planning of sustainable social ecological economic development of the urbanized territories are given.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовые основы формирования стратегии устойчивого социо-эколого-экономического развития урбанизированных территорий»

Нормативно-правовые основы формирования стратегии устойчивого социо-эколого-экономического развития урбанизированных территорий

А.Д. Мурзин, Т.Ю. Анопченко Ростовский государственный строительный университет, г. Ростов-на-Дону

На настоящий момент в нормативно-правовом поле Российской Федерации отсутствует законодательный акт, регламентирующий общие требования к структуре, содержанию и порядку утверждения документов, определяющих стратегическое социо-эколого-экономическое развитиетерриторий муниципальных образований. Проект федерального закона «О государственном стратегическом планировании» [1], подготовленный Министерством экономического развития РФ, готов к представлению на рассмотрение в Государственную Думу РФ. Однако этот документ на протяжении нескольких лет не регистрируется в качестве законопроекта, что обусловлено обширной критикой содержательной части.

Эффективная система государственного регулирования стратегического планирования развития урбанизированных территорий не может быть основана на одном нормативно-правовом акте и требует принятия дополнительных регламентирующих документов в области социо-эколого-экономического планирования направлений регионально-муниципальной политики.

Между тем, отдельные методические аспекты прогнозирования социальноэкономического развития находят частичное отражение в законе «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» [2].Некоторые положения в области территориального зонирования регламентируются главой 3 ГрК РФ [3].

Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4] вопросы планирования и развитиятерриторий напрямую относит к полномочиямгородского округа.Кроме того, данный закон вобласть компетенцийорганов местного самоуправления включает утверждение и реализацию планов и программ комплексного социально-экономического развития территориальных образований, организацию статистического анализа и учета показателей, характеризующих динамику экономической и социальной сферы.

Среди подзаконных нормативно-правовых актов выделяется распоряжение Правительства РФ [5] и указ Президента РФ [6], определяющиеконцепцию перехода страны к устойчивому развитию. Данные документына федеральном уровне закрепляют принципиальные положения в области планирования социально-экономического развития территориальных систем.

Эффективность деятельности органов местного самоуправления оценивается на основе специальногоуказа Президента РФ [7] и принятого в целях его реализации распоряжения Правительства РФ [8]. Отдельные вопросы методологии планирования социально-экономического развития регионов и субъектов РФ закреплены приказом Министерства регионального развития РФ [9].

Однако применение программ комплексного социо-эколого-экономического развития в качестве инструмента стратегического и бюджетного планирования осложняется радом противоречий. Так нормативно-правовые актысубъектов РФ, как правило, не содержат четкие требования к структуре и содержанию документов стратегического планирования социально-экономического развития отдельных муниципальных образований и территорий.

Отсутствие единых законодательных норм применения стратегического планирования, рекомендуемых для органов местного самоуправления, препятствует динамичному развитию и приводит к различиям в толковании основных терминов стратегического управления и сложностям согласования территориально-региональных стратегий и федеральных стратегических приоритетов.

Действующие нормативно-правовые документы муниципального уровня устанавливают лишь общие правила применения целевых программ стратегического социально-экономического развития отельных территорий и муниципальных районов. В этой связи для эффективного стратегического управления развитием урбанизированных территорий необходимо законодательное закрепление основных требований, регламентирую щих:

1) порядок осуществления планирования на основе стратегии;

2) процедуры управления на основе стратегических целей и задач;

3) взаимодействие участников реализации стратегии развития.

4) согласование документов социально-экономического,территориального и бюджетного планирования;

Для обеспечения согласованности действий федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления при формировании и реализации стратегического развития урбанизированных территорийнеобходимаорганизация четкой иерархии целей и задач стратегического планирования, содержащихся в нормативно-правовых актахгосударственного уровня[10]:

1) на федеральном уровне - государственная стратегия социально-экономического развития и концепция экологической безопасности страны;

2) на региональном уровне -региональные стратегии социально-экономического развития и концепции экологической безопасности регионов;

3) на муниципальном уровне -муниципальные комплексные программы развития урбанизированных территорий.

Разработка региональных и территориальных стратегий должна быть основана на целях и принципах стратегического планирования.

Цели стратегического планирования взаимообусловлены общепринятой терминологией понятия, согласно которой стратегия развития территории представляет собой общее направление действий в долгосрочной перспективе, осуществляемых сообществом для достижения желаемых в обозримом будущем результатов.Основной целью разработки стратегии социо-эколого-экономического развития выступает последовательное повышение определяющих показателей экономической, экологической и социальной сферы за счет рационального использования социо-природно-хозяйственного потенциала.

Задачами разработки комплексной стратегии развития являются:

1 )оценка текущего состояния социально-экономической и экологической сферы, выявление проблем и приоритетов развития производственно-хозяйственного потенциала с учетом имеющихся и доступных ресурсов;

2)оценка приоритетных стратегических направлений социо-эколого-экономического развития региона;

3 ) определение механизма реализации выбранной стратегии развития;

4)оценка последствий реализации выбранной стратегии развития.

В стратегии определяется перспективное состояние городских территорий, которое будет достигнуто вследствие реализации определенных целей и задач развития. Реализация стратегии развития урбанизированных территорий требует следующих действий:

1) определение задач среднесрочного и оперативного планирования на основе стратегических приоритетов;

2) организация деятельности органов местного самоуправления в рамках общих стратегических задач;

3) формирование периодического плана действий органов местного самоуправления и организация бюджетного планирования;

4) формирование инвестиционной политики, определяющей приоритеты развития инфраструктуры, создания условий развития предпринимательства, способствующих снижению рисков [11].

Стратегия социально-экономического развития урбанизированных территорий разрабатывается на основе следующих принципов планирования[12]:

1. Принцип взаимосвязанности-определяет взаимосвязь документов стратегического социально-экономического развитияи документовградостроительного проектирования итактического территориального планирования.

2. Принцип преемственности- определяет обязательность исполнения на планируемой к развитию территориистратегических решений, утвержденных решениями городской Думы, закрепленных муниципальными правовыми актами.

3. Принцип наращивания усилий-определяет необходимость воспроизводства ресурсов в процессе реализации стратегии развития, а также возможность последовательного использования на этапах развитияимеющихся ресурсов.

4. Принцип воздействия среды - определяет направленность стратегии на формирование социально-экономических условий решения выявленных проблем территории.

5. Принцип обеспеченности инфраструктуры -определяет необходимость эффективного обеспечения урбанизированных территорий инфраструктурными объектами.

6. Принцип актуальности-определяет допустимость изменения как внутренних, так и внешних факторов воздействияв процессе реализации планов стратегического развития.

7. Принцип информационной прозрачности -определяет необходимость предоставления объективной информации о содержании стратегии и ходе ее реализации всем заинтересованным субъектам.

8. Принцип баланса интересов и стратегического партнерства -определяет необходимость обеспечения согласования позиций и действий стратегических партнеров и участников процесса развития урбанизированных территорий.

9. Принцип ответственности -определяет необходимость принятия стратегии развития в виде муниципального правового акта, распределяющего ответственность между участниками процесса.

Процесс стратегического планирования развития урбанизированных территорий на начальном этапе требует изучения условий и ограничений. Выполнение подобного анализа затрудненно ввиду отсутствия общепринятой научной базы. На практике подготовительный этап стратегического планирования развития урбанизированной среды города зачастую проводится формально и содержит лишь постановку целей развития и предложения по их достижению. Результаты проводимых аналитических работ не позволяют выявить весь спектр социо-эколого-экономических проблем развития, и, следовательно, формируемые стратегии не могут носить комплексный характер.

Развитие городской среды происходит неравномерно с волнообразным прохождением через кризисные ситуации. При этом система города реагирует на происходящие изменения структурных элементов, используя собственные адаптационные возможности, сохраняя первоначальную целостность (эволюционный путь). В случае нехватки адаптационного потенциала система города, преодолев некоторый критический порог, переходит к новой траектории развития (революционный путь).

Масштабность и важность проблемы сохранения стабильного развития городской системы обусловливают необходимость определения комплекса показателей безопасности, характеризующих возможность деструктивных процессов в социально-экономическом развитии.

Обобщение степени влияния существующей городской структуры на основные характеристики комплексного социо-эколого-экономического развития на первоначальном этапе может быть произведено по трем ключевым направлениям:

1. Социальные факторы (состояние здоровье, продолжительность, уровень и образ жизни).

2. Экологические факторы (состояние атмосферы, водной среды, электромагнитного, радиационного, шумового фона, санитарной очистки территории).

3. Экономические факторы (финансовые ресурсы, промышленное производство, баланс топливно-энергетических ресурсов).

В дальнейшем, на основе стратегии комплексного развития городских территорий осуществляется определение целей градостроительного развития, согласованных со стратегическими целями социально-экономического развития города, финансово инвестиционного планирования и межтерриториального взаимодействия.

Таким образом, планирование социо-эколого-экономического развития урбанизированных территорий города является комплексной управленческой задачей, обеспечивающей системный подход к решению многих проблем муниципального менеджмента.

Литература

1. Общественное обсуждение проекта федерального закона «О государственном

стратегическом планировании»,

http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicplanning/regulation/doc125673 9311504

2. Федеральный закон от 20.07.1995 N 115-ФЗ (с изм. от 09.07.1999) «О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации»

3. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 19.07.2011, с изм. от 01.09.2011)

4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 (ред. от 25.07.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

5. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»

6. Указ Президента РФ от 01.04.1996 N 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»

7. Указ Президента РФ от 28.04.2008 N 607 (ред. от 13.05.2010) «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»

8. Распоряжение Правительства РФ от 11.09.2008 N 1313-р (ред. от 14.06.2011) «О реализации Указа Президента РФ от 28.04.2008 N 607»

9. Приказ Минрегиона РФ от 27.02.2007 N 14 «Об утверждении Требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации»

10. Овчинникова Н.Г. Организационно-территориальные аспекты использования земельных ресурсов // Инженерный вестник Дона. - 2011. - Т.17. - № 3. - С. 236-240.

11. Шеина С.Г., Гиря Л.В. Организационно-технологические основы управления экологическим риском при реконструкции городской застройки // Известия высших учебных заведений. Строительство. - 2008. - № 8. - С. 75-79.

12. Мурзин А.Д. Принципы моделирования принятия решений по управлению социо-эколого-экономическими рисками развития городских территорий [Электронный ресурс]// Инженерный вестник Дона. - 2012. - Т. 21. - № 3. - ЦКЬ: http://www.ivdon.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.