УДК 574:338.24 ББК 20.1+60.55 М-91
Мурзин Антон Дмитриевич, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры Экономики и управления в строительстве Ростовского государственного строительного университета, e-mail: [email protected];
Ашинов Юрий Казбекович, старший преподаватель кафедры строительных и общепрофессиональных дисциплин Майкопского государственного технологического университета;
Чиназиров Юрий Асланович, старший преподаватель кафедры строительных и общепрофессиональных дисциплин Майкопского государственного технологического университета.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ УРБАНИЗОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ
(рецензирована)
Статья посвящена проблеме методического обоснования процесса стратегического муниципального планирования. Изложены основы прогнозно-аналитических работ, последовательность и организация разработки плана комплексного развития урбанизированных территорий на основе предложенной логической последовательности стратегического планирования. Рассмотрены возможности анализа исходной социально-экономической ситуации и факторного анализа стратегии развития на примере г. Ростова-на-Дону. Даны рекомендации относительно требований к вариантам стратегии развития урбанизированных территорий города.
Ключевые слова: методические основы, стратегическое планирование, комплексное развитие, урбанизированные территории, социо-эколого-экономический.
Murzin Anton Dmitrievich, Candidate of Economics, associate professor of the Department of Economics and Management in Construction, Rostov State University of Civil Engineering, e-mail: [email protected];
Ashinov Yuri Kazbekovich, senior lecturer of the Department of Construction and General Professional Disciplines, Maikop State Technological University;
Chinazirov Yuri Aslanovich, senior lecturer of the Department of Construction and General Professional Disciplines, Maikop State Technological University.
METHODOLOGICAL FRAMEWORK FOR THE DEVELOPMENT OF THE STRATEGIC PLAN
FOR URBAN AREAS (Reviewed)
The article deals with the methodical study of strategic municipal planning. The foundations of forecasting and analytical work, sequence and organization of the development plan for the integrated development of urban areas on the basis of the proposed logical strategic planning have been revealed. The possibilities of the original analysis of the socio-economic situation and factor analysis of the development strategy on the example of the city of Rostov-on-Don have been considered. Recommendations on the requirements for strategy options of urban areas of the city have been given.
Keywords: methodological foundations, strategic planning, integrated development, urban area, social, ecological and economic.
В современных условиях имеет место насущная необходимость выработки новых подходов к управлению, нацеленных на расширение возможностей территориальной системы городов к самостоятельному развитию и повышению качества жизни населения. Наиболее эффективным инструментом муниципального управления является стратегическое планирование комплексного развития урбанизированных территорий [1].
Обоснование приоритетных функций урбанизированных территорий, которые намечаются к реализации в перспективе, предполагает комплекс работ прогнозно-аналитического характера. В этой связи возникают вопросы определения последовательности и организации их проведения.
Может быть предложена следующая укрупненная логическая схема прогнозно-аналитических работ при выборе стратегии развития урбанизированных территорий (рис. 1).
Рис. 1. Логическая последовательность (схема) разработки стратегии развития урбанизированных территорий [2]
В блоке 1 логической схемы ведется ретроспективный анализ внутренних закономерностей развития урбанизированных территорий [3]. Здесь определяются исторические предпосылки возникновения данного города, традиционных функций, выполняемых им, исследуется градообразующее ядро - комплекс отраслевых специализаций, экономических связей городского поселения и т.п. Результатом таких аналитических работ должно стать осмысление причинноследственных связей, обусловивших существующую траекторию социо-эколого-экономи-ческого развития определенных урбанизированных территорий.
В блоке 2 оцениваются и анализируются стартовые условий социо-эколого-экономи-ческого развития урбанизированных территорий, среди которых, в первую очередь, предлагается учитывать качество жизни населения, величину и эффективность использования местного потенциала, экологическую обстановку, экономическую ситуацию, систему управления. Важность изучения качества жизни населения вытекает из предметов ведения местного самоуправления, которые связаны с вопросами обеспечения жизнедеятельности населения.
В блоке 3 анализируются внешние факторы, влияющие на перспективное социальноэкономическое развитие урбанизированных территорий. Для удобства анализа они могут быть разделены на несколько иерархических уровней управления: межмуницилальный; региональный (уровень субъекта РФ); межрегиональный; окружной (уровень федерального округа); федеральный.
Применительно к выбору стратегии развития урбанизированных территорий факторы внешней среды являются исходными ограничениями условий перспективной реализации намеченных приоритетных функций (видов деятельности). Анализ данных факторов предполагает определение стратегических интересов межсубъектных взаимоотношений различных уровней, роли данной урбанизированной территории в системе муниципальной кооперации и разделения труда, а также изучение степени влияния формируемой геополитической и геоэкономической ситуации на комплексное социо-эколого-экономическое развитие территории города.
В блоке 5 осуществляется интегральная оценка исходной социально-экономической ситуации [4]. При этом может быть использован методический прием последовательного сжатия первичной информации, характеризующей исходную социально-экономическую ситуацию. Для этого предлагается построить сводную матрицу (табл. 1) основных факторов, определяющих текущий отраслевой потенциал и социально-экономические условия качества городского пространства жизнедеятельности, набор которых может быть уточнен и детализирован.
На основе результатов исследований блоков 1, 3, 5, в рамках которых изучается генезис и анализируются закономерности функционирования урбанизированных территорий, влияние внутренних и внешних факторов на выбор стратегии развития, в блоке 7 выявляются и систематизируются предпосылки и ограничения, связанные с изменением сложившейся траектории развития, формированием нового комплекса функций, которые будут реализовываться в перспективе.
Важным фактором, инициирующим разработку и принятие новой стратегии развития, являются подготовка предложений по системе стратегических целей социального развития города, которые должны разрабатываться с учетом действующей системы государственных и региональных социально-экологических стандартов. Муниципальные территориальные стандарты
качества жизни выступают стимулом формирования варианта стратегического развития городской среды, а также определяющим критерием его рационального обоснования. Именно в опережающей разработке целей социального развития реализуется приоритетность социальной сферы города по сравнению с другими отраслями и сферами его жизнедеятельности.
На базе государственных (блок 4) и региональных (блок 6) минимальных социальноэкологических стандартов производится формирование системы территориальных стандартов качества жизни населения (блок 8), являющихся основой определения системы экономических целей, определяющих достижение плановых социально-экономических показателей (блок 9), которые в свою очередь дают возможность перейти к генерации вариантов стратегии развития города (блок 11). Еще одним важным фактором генерации вариантов стратегии выступают результаты обоснования «полюсов» экономического развития (блок 10).
Предложенные варианты стратегии развития города подвергаются всесторонней оценке с учетом фактора риска, обусловленного принятием той или иной альтернативы (блок 12).
При проведении комплексной оценки функций целесообразно осуществить факторный анализ каждой из них, оценив благоприятные и неблагоприятные условия для реализации ими стратегических целей. В этих целях следует принимать во внимание весь период стратегического планирования городского развития. В качестве критериальных могут выступать как внутренние, так и внешние факторы, определяющие специфические условия, результаты и последствия развития.
Таблица 1 - Оценка исходной социально-экономической ситуации для определения стратегии развития
Ростова-на-Дону
Наименование факторов Оценка
1. Качество жизни населения
1.1. Продолжительность жизни 7
1.2. Уровень жизни населения 3
1.3. Образ жизни 4
2. Экологическая ситуация
2.1. Атмосферный воздух 4
2.2. Водная среда 5
2.3. Радиоактивное загрязнение 2
2.4. Шумовое загрязнение 4
3. Базовый ресурсный потенциал развития
3.1. Экономико-географический 6
3.2. Природно-ресурсный 7
3.3. Демографический 6
4. Обеспечивающий потенциал развития
4.1. Человеческий 9
4.2. Производственный 8
4.3. Научно-инновационный 9
4.4. Инфраструктурный 7
4.5. Финансовый 7
4.6. Инвестиционный 5
4.7. Экспортно-импортный 4
5. Потенциал готовности к преобразованиям 7
6. Управление территориями 3
Примечание. Оценка производится по 10-балльной шкале
Каждый критериальный фактор и вероятность его реализации подвергается экспертному анализу, что дает возможность произвести интегральную оценку и количественное сопоставление полученных результатов (табл. 2).
Таблица 2 - Факторный анализ стратегии развития Ростова-на-Дону
Фактор-функция Значимость Вероятность Риск
1. Рост конкурентоспособности экономики и вхождение в пятерку мегаполисов страны 9 0,6 5,4
2. Оптимизация территориальной структуры городского пространства и сбалансированность каркаса территории 6 0,4 2,4
3. Устойчивый рост благосостояния, снижение социального неравенства населения, качественное развитие человеческого капитала 5 0,5 2,5
4. Качественное улучшение состояния транспортной, жилищно-коммунальной и энергетической инфраструктуры 3 0,3 0,9
Интегральная оценка риска - - 10,7
Примечание. Оценка значимости производится по 10-балльной шкале.
От того, насколько полный набор факторов будет выявлен и насколько точно они будут сформулированы, зависит не только результат обоснования стратегии развития, но и механизм ее реализации.
Выбранный вариант стратегии развития городских урбанизированных территорий должен отвечать следующим требованиям [5]:
- обеспечивать соблюдение территориальных стандартов качества жизни населения через достижение определенного уровня экономического развития;
- обеспечивать устойчивое экономическое развитие, способствующее полноценной реализации муниципального самоуправления;
- соответствовать нормам общеэкономической эффективности, т.е. обеспечивать баланс положительных и отрицательных финансовых потоков при реализации стратегических целей развития города;
- обеспечивать реализацию стратегии развития с минимальными рисками (социальными, экологическими, политическими и проч.).
Как следует из логической схемы, раскрывающей последовательность действий по формированию стратегии развития города, для проведения комплекса аналитических работ необходим значительный объем исходной информации, которой владеют в той или иной степени структуры городского самоуправления. В целях совершенствования информационной системы прогнозно-аналитических исследований целесообразно осуществление информационного запроса определяющего требования к уровню и объему исходной информации.
Таким образом, формирование комплексной стратегии социо-эколого-экономического устойчивого развития урбанизированных территорий муниципальных образований является важнейшим условием достижения высоких экономических результатов и повышения качественного уровня жизни населения, что в свою очередь служит основой долгосрочного эффективного функционирования города в целом.
Литература:
1. Рохчин В.Е., Жилкин С.Ф., Знаменская К.Н. Стратегическое планирование развития городов России: монография. Изд. 2-е, перераб. и доп. Тольятти: ТГУ, 2010. 444 с.
2. Мурзин А.Д. Алгоритм формирования стратегии социально-экономического развития территории города // Экономическое развития страны: материалы IV междунар. науч.-практ. конф. (Таганрог, 27 октября 2011 г.). М.: Спутник+, 2011. С. 16-19.
3. Шеина С.Г., Матвейко Р.Б. Комплексная оценка как основа территориального планирования субъекта российской федерации // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавк. регион. Технические науки. 2010. №4. С. 69-72.
4. Мурзин А.Д. Емкость региональной социально-эколого-экономической среды как основа стратегии устойчивого развития урбанизированных территорий // Экономика и финансы организаций и государства. 2011. Вып. 2. Т. 2. С. 18-23.
5. Анопченко Т.Ю., Мурзин А.Д. Нормативно-правовые основы формирования стратегии устойчивого социо-эколого-экономического развития урбанизированных территорий // Инженерный вестник Дона [Электронный ресурс]. 2012. №4. URL: http: //www .ivdon.ru
References:
1. Rokhchin V.E., Zhilkin S.F., Znamenskaya K.N. Strategic planning of the development of cities in Russia: monograph. 2d ed., rev. and add. Togliatti: TSU, 2010. 444 p.
2. Murzin A.D. The algorithm for generating the socio-economic development of the city // Economic developmentof the country: proceedings of the IV International Scientific Conference (Taganrog, October 27, 2011). M.: Satellite +, 2011. P. 16-19.
3. Sheina S.G., Matveiko R.B. Integrated assessment as a basis for spatial planning of the Russian Federation / / Proceedings of higher educational institutions. North-Caucasian region. Engineering. 2010. № 4. P. 69-72.
4. Murzin A.D. Capacity of the regional socio-ecological-economic environment as a basis for the strategy of sustainable development of urban areas // Economy and finance of the organizations and the state. 2011. Issue 2. V.2. P. 18-23.
5. Anopchenko T., Murzin A.D. Regulatory and legal framework for the formation the strategy for sustainable social, ecological and economic development of urban areas / / Engineering Journal of the Don. 2012. № 4. URL: http://www.ivdon.