Научная статья на тему 'Мониторинг социальной сферы города в целях планирования устойчивого социально-экономического развития урбанизированных территорий'

Мониторинг социальной сферы города в целях планирования устойчивого социально-экономического развития урбанизированных территорий Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1103
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economic Consultant
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / УРБАНИЗИРОВАННЫЕ ТЕРРИТОРИИ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / МИНИМАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / SOCIAL POLICY / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / URBAN TERRITORIES / QUALITY OF LIFE / MINIMUM STANDARDS / STRATEGIC GOALS / TERRITORIAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мурзин Антон Дмитриевич

Статья посвящена проблеме анализа текущего состояния и направлений реформирования социальной сферы как важнейшего стратегического фактора устойчивого социально-экономического развития города. В процессе детализации и рассмотрения отдельных аспектов исследуемой проблемы автором приводятся методические рекомендации по определению отдельных социальных показателей. В результате исследования разработана схема определения направлений социального развития территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring the social sphere of the city for planning sustainable socio-economic development of urban areas

The article is devoted to analysis of current state and directions of reforming of social sphere as the most important strategic factor of sustainable socio-economic development of the city. In the process of detail and discussion of specific aspects of the problem researched by the author provides methodical recommendations on determination of individual social indicators. The study developed a scheme for determining the trends of social development of territories.

Текст научной работы на тему «Мониторинг социальной сферы города в целях планирования устойчивого социально-экономического развития урбанизированных территорий»

Антон Дмитриевич МУРЗИН

Доцент,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Высшей школы бизнеса Южного федерального университета

E-mail: [email protected]

УДК 332.14 ББК 65.9

А.Д.Мурзин

Мониторинг социальной сферы города в целях планирования устойчивого социальноэкономического развития урбанизированных территорий

Статья посвящена проблеме анализа текущего состояния и направлений реформирования социальной сферы как важнейшего стратегического фактора устойчивого социальноэкономического развития города. В процессе детализации и рассмотрения отдельных аспектов исследуемой проблемы автором приводятся методические рекомендации по определению отдельных социальных показателей. В результате исследования разработана схема определения направлений социального развития территорий.

Ключевые слова: социальная сфера, устойчивое развитие, урбанизированные территории, качество жизни, минимальные стандарты, стратегические цели, территориальная система.

A.D.Murzin

Monitoring the social sphere of the city for planning sustainable socio-economic development of urban areas

The article is devoted to analysis of current state and directions of reforming of social sphere as the most important strategic factor of sustainable socio-economic development of the city. In the process of detail and discussion of specific aspects of the problem researched by the author provides methodical recommendations on determination of individual social indicators. The study developed a scheme for determining the trends of social development of territories.

Keywords: social policy, sustainable development, urban territories, quality of life, minimum standards, strategic goals, territorial system.

современном обществе понятие «социальная сфера» практически полностью вытеснило используемый в советской науке термин «непроизводственная сфера», и прочно закрепилось в практике муниципального управления. Между тем единого подхода к толкованию понятия «социальная сфера» до сих пор не выработано. Так, например, отдельные ученые предлагают отождествлять данное понятие с комплексом социально-культурных отраслей экономики [3, с. 108]. В некоторых случаях данное понятие сужается до определенной совокупности работ и услуг, продуцируемых социально-инфраструктурными объектами, либо характеризует некий территориальноотраслевой комплекс, включающий социальную инфраструктуру и сферу социального обслуживания [1, с. 69].

Принимая во внимание необходимость повышения качества жизни как важнейшего целевого ориентира развития современного общества, можно связать социальную сферу города, во-первых, с направленным повышением человеческого потенциала, а во-вторых,

- с обеспечением требуемой для нормального функционирования экономики социальной стабильности. Другими словами, социальная сфера, в основном концентрируемая в условиях города, проявляется в социальной инфраструктуре, включающей соответствующие отрасли, а также в социальном пространстве, представляющем собой области деятельности населения, их взаимосвязями и взаимодействием. В этой связи социальную сферу города можно характеризовать, прежде всего, специфическими условиями и формами жизнедеятельности во всей их протяженности и структуре [4, с. 43].

Наряду с традиционными факторами развития городской среды в современных условиях все больший вес приобретают новые предпосылки, дополняя, а и иногда и замещая их. В их числе можно отметить: уровень развития человеческого капитала, культуры городского сообщества, коммуникационной инфраструктуры, инновационного потенциала. Данные обстоятельства обязывают при заработке стратегических планов развития принимать во внимание не только экономические аспекты, но и рассматривать возможности модернизации систем жизнеобеспечения, образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Таким образом, приоритетной целью социального развития общества является повышение качества жизни городского населения. Понятие «качество жизни» является интегральным, что позволяет неоднозначно его трактовать, придавая больший вес в его структуре в различных случаях благосостоянию, свободе, социальному или духов-

ному развитию человека, и используют для его определения другие близкие, но, на наш взгляд, нетождественные понятия (уровень жизни, степень благосостояния и др.).

Целесообразным, по нашему мнению, является использование понятия «качества жизни», общепринятого в зарубежной научной литературе и позволяющего проводить межстрановые сопоставления. Основными структурными составляющими качества жизни могут выступать преимущественно взаимосвязанные элементы: показатели здоровья, продолжительности жизни, уровень среднедушевого дохода, образ жизни, преобладающие сферы жизнедеятельности и др.

Вместе с тем действующее законодательство [5] несколько усложняет анализ городской социальной сферы, в частности ст. 16 Федерального закона № 131-Ф3 к числу вопросов местного значения, решаемых в социальной сфере города, относит:

- электро-, тепло-, газо-, водоснабжение и водоотведение, снабжение населения топливом;

- обеспечение нуждающихся малоимущих граждан жилыми помещениями;

- создание условий и организация транспортного обслуживания населения;

- дорожная деятельность в отношении дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения;

- организация охраны окружающей среды;

- организация сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов;

- организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального, основного, среднего общего образования;

- создание условий для оказания медицинской помощи населению;

- организация обеспечения населения услугами связи, общественного питания, бытового обслуживания и торговли;

- содействие организации мероприятий досуга и культуры;

- создание условий массового отдыха и обустройство мест отдыха населения и т.п.

В совокупности обозначенные вопросы местного значения, несомненно, не отражают комплексный уровень качества жизни в определенном городе, т.к. многие определяющие данный уровень вопросы не относятся непосредственно к ведению городской администрации. Однако данный закон четко определяет сферу полномочий городского самоуправления, в которую входит и комплексное социально-экономическое развитие городских территорий.

Подробный анализ качества жизни в определенной городской среде, несомненно, должен включать изучение состояния здоровья

населения. В научной литературе можно встретить множество подходов к определению понятия «здоровье», охватывающих те или иные аспекты данного многообразного феномена. Наиболее конструктивным, на наш взгляд, является подход [2], характеризующий уровень здоровья как определенное состояние структурных, функциональных и адаптационных параметров человека, которые обеспечивают ему текущее качество жизни в данный момент времени и в нынешних условиях окружающей среды.

Задачи анализа и сопоставления параметров здоровья населения как определяющего критерия качества жизни обуславливает необходимость их количественной оценки. Можно выделить два подхода к ее осуществлению.

Первый подход является наиболее распространенным и реализуется в форме диспансеризации, которая предполагает непосредственное измерение значимых структурных, функциональных и адаптационных параметров и резервов человека, и сопоставление их с установленными нормами, а также их субъективную интегральную интерпретацию по шкале: «здоров», «практически здоров», «находится в группе риска» и «требует наблюдения и/или лечения». Для интерпретации параметров организма человека могут использоваться и другие градации, уточняющие его количественные и качественные характеристики. Главный недостаток такого подхода заключается в трудоемкости адекватной интеграции большого количества малосопоставимых показателей и заболеваний. В сущности, при реализации данного подхода производится оценка отклонения определенных параметров от установленной нормы оптимального состояния здоровья. Однако выявленный уровень здоровья не постоянен, можно выделить множество факторов его динамики во времени и в условиях внешней среды.

Второй подход основывается на оценке состояния здоровья по конечным социальнозначимым показателям, среди которых выделяют: усредненную продолжительность жизни, скорость репродукции населения, уровень морально-психологической комфортности, самочувствия и др. Данные показатели уже содержат интегральные оценки изменения структурных, функциональных и адаптационных параметров человека.

Следует отметить, что данный подход в настоящее время недостаточно отработан и применяется с определенными ограничениями, что является сдерживающим фактором к его использованию для решения поставленных задач анализа. Вместе с тем, создание предпосылок и привлечение развитого аппарата квалиметрии в целях интегральной количественной оценки состояния здоровья насе-

ления весьма перспективно. В качестве ведущих обобщающих индикаторов состояния здоровья населения могут использоваться параметры продолжительности жизни, уровня заболеваемости, смертности среди различных групп населения и др.

Управление здоровьем населения возможно через воздействие на основные группы определяющих его уровень факторов. По мнению медицинского научного сообщества к главным факторам, определяющим уровень здоровья человека, относятся: генофонд популяции, состояние окружающей среды и социально-экономические критерии [2]. Последняя группа является интегральной и включает критерии условий проживания, питания, физической культуры, рекреации, досуга, здравоохранения и др. На основании перечисленных факторов можно определить направления аналитических работ по оценке состояния здоровья населения.

В настоящее время не вызывает сомнения факт взаимосвязи средней продолжительности жизни и других ведущих показателей здоровья человека с уровнем загрязнения окружающей среды его жизнедеятельности. Поэтому большое значение в контексте социальных последствий имеет мониторинг экологической ситуации в городах, как центрах жизнедеятельности человека. Такой анализ включает оценку и сопоставление показателей качества природной среды с установленными нормативами, определение зон высокой экологической напряженности, проведение специализированных медико-экологических исследований в целях выявления факторов окружающей среды, оказывающих наибольшее негативное влияние на здоровье населения.

Вместе с тем нужно понимать, что состояние окружающей среды, несмотря на оказываемое им высокое влияние на здоровье населения, является далеко не единственным значимым фактором. Общеизвестно, что улучшению состояния здоровья может способствовать положительная динамика социально-экономических процессов в обществе и их последствия. Так, например, эффективный рост экономики позволяет повышать качество медицинского обслуживания, жилищных условий, питания, отдыха и т.п. В этой связи в процессе анализа состояния здоровья населения следует уделять большое внимание развитию сферы его обслуживания, инфраструктуры.

Уровень медицинского обслуживания населения может определяться степенью соответствия требованиям оснащения существующих лечебно-профилактических учреждений медицинской техникой и оборудованием, их кадровой обеспеченности и квалификацией

<^№/

медицинского персонала, наличием соответствующего спектра медикаментов, структурой контролируемых заболеваний, доступностью дополнительных (платных) медицинских услуг, объемом и охватом медицинского страхования. Анализ заболеваемости различных групп населения помимо оценки структуры и динамики должен включать рассмотрение особенностей и предпосылок ухудшения здоровья среди различных возрастных и профессиональных групп, частоту и продолжительность временной утраты трудоспособности, основные причины постоянной частичной или полной нетрудоспособности (инвалидности). Общая оценка уровня медицинского обслуживания населения должна включать критерии обеспеченности амбулаторно-поликлиническими учреждениями, больнично-стационарной сетью, современным диагностическим оборудованием, соответствия нормативам по численности и загруженности медицинского персонала, наличием и доступностью лекарственных средств и жизненно важных медикаментов.

Существенным фактором состояния здоровья населения является качество питания. В мировой практике обобщающим показателем качества питания выступает среднесуточное количество килокалорий, а также объем потребления животного и растительного белка на душу населения. В этой связи одним из направлений аналитические работы должно быть установление уровня потребления по основным группам продуктов питания: мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов, рыбы и рыбопродуктов, яиц, сахара, растительных масел, картофеля, овощей и бахчевых, хлебопродуктов. Помимо уровня потребления необходимо установить степень насыщенности ассортимента продуктов питания на местном рынке, определить качество продовольственных товаров, выявить уровень влияния здоровья различных групп населения и фактически потребляемых ими продуктов.

Ведущим фактором состояния здоровья населения выступает обеспеченность благоустроенным жильем, а также сопутствующие параметры: характер заселения, соответствие жилых помещений современным гигиеническим и планировочным нормам.

Возможности и условия занятий физической культурой и спортом, а также организация досуга населения также выступают важными направлениями аналитических работ по определению уровня здоровья населения. Данное направление анализа целесообразно осуществлять в аспекте определения объема предоставляемых услуг в области физической культуры, наличия соответствующих условий для занятий и их доступности, определения состояния спортивных сооружений и их за-

груженности. В этом же блоке исследуется состояние досуговых услуг, изучается уровень и тенденции развития рекреационных зон, мест массового отдыха, их доступность для различных социальных групп.

Результаты анализа уровня жизни городского населения должны быть удобными для сопоставления с принятыми стандартами качества жизни и отслеживания динамики, поэтому их рекомендуется формировать по основным социальным группам населения города в разрезе общегородского уровня и его территориально-административных единиц с разбивкой на категории:

- объем и источники доходов;

- объем расходов и уровень потребления, в т.ч. непродовольственного;

- уровень денежных сбережений и объем накопленного имущества;

- обеспеченность объектами торговли, просвещения, культуры, искусства;

- состояние жилищно-коммунальной сферы и обслуживания;

- уровень транспортной инфраструктуры, средств связи, бытового и сервисного обслуживания;

- защищенность социально уязвимых групп населения и др.

Анализ уровня жизни населения может строиться на основе различных индикаторов. Обобщенные сведения об уровне жизни могут быть получены путем построения индекса потребительских цен, характеризующего динамику цен установленного на основе фактической структуры потребительских расходов набора товаров и услуг по периодам.

Анализ доходов населения включает оценку реальных совокупных доходов, личных доходов, денежных доходов, средних доходов и среднего уровня заработной платы. Объем совокупных доходов населения определяется суммой личных доходов и бесплатных (льготных) товаров и услуг с учетом изменения потребительских цен.

К личным доходам относятся все виды личных и натуральных доходов, вознаграждение за наемную работу, продукция личных подсобных хозяйств, доход индивидуального труда, дотации общественных фондов и др. Для определения личных располагаемых доходов из полученной суммы следует исключить налоги, обязательные платежи и добровольные взносы в фонды общественных организаций.

Объем совокупных денежных доходов населения представляет собой сумму всех финансовых поступлений от различных предприятий и организаций; безналичных перечислений; средств, удерживаемых в уплату налогов и обязательных платежей; стоимости предоставляемых населению продуктов и услуг в счет будущих денежных доходов.

Средний доход и средняя заработная плата определяется суммарным объемом средств, направляемых на потребление в расчете на одного работающего. К этой категории доходов относятся различные формы денежных и натуральных выплат: оплата труда, премии и поощрения, дивиденды, проценты по акциям и др. Средняя заработная плата определяется на основе персонального фонда заработной платы, премий по итогам работы, единовременных стимулирующих выплат и поощрений.

Уровень потребления и расходов населения складывается из общего объема потребления материальных благ и услуг, денежных и потребительских расходов, а также реальной покупательной способности заработной платы. Совокупный объем потребления материальных и нематериальных товаров оценивается на основе полной стоимости платных, льготных и бесплатных благ и услуг, полученных за счет трудовых доходов, дотаций и материальной помощи из бюджета, а также из средств общественных фондов.

Денежные расходы населения принято рассчитывать исходя из суммы всех расходов, связанных с оплатой материальных и нематериальных благ, предоставляемых различными предприятиями и организациями. Часть денежных расходов, используемая для приобретения потребительских товаров и услуг, представляет собой объем потребительских расходов.

Определение покупательной способности средней заработной платы производится на основе объема основных продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, которые могут быть приобретены за счет средней заработной платы. Данный показатель следует рассчитывать по основным социальным группам населения в разрезе районов города для последующего сопоставления средней стоимости потребительской корзины и средней заработной платы жителей. Стоимость средней потребительской корзины включает все расходы на нормативное потребление основных групп продуктов питания и учитывает фактический уровень средних затрат на приобретение непродовольственных товаров и услуг, оплату налогов и выплату обязательных платежей.

Оценка объема денежных сбережений населения включает учет наличных денег, имеющихся в распоряжении граждан, денежных вкладов в банках, ценных бумаг, в том числе облигаций, векселей, акций и др.

Наглядно характеризует уровень жизни населения накопленное личное (домашнее) имущество, оценку которого следует производить исходя из того, что оно является частью национального богатства, которое находится

у граждан на праве собственности и используется для удовлетворения их различных потребностей. Личное имущество подразделяется на производственное и потребительское. Количество и качество предметов длительного пользования, находящихся в собственности населения, может служить основанием для их определения как насущно необходимых или избыточных.

Уровень развития городской сферы культуры и искусства определяется наличием объектов и объемами предоставляемых услуг детскими дошкольными учреждениями, средними образовательными школами, клубами, музеями, выставочными залами, театрами, библиотеками и проч.

Состояние коммунального хозяйства города может определяться объемами услуг, предоставляемыми коммунальными службами, включая водоснабжение, водоотведение и энергоснабжение. Анализ развития водопроводно-канализационной сети сводится к определению объемов потребления питьевой воды и отведения сточных вод, а также сопоставлению уровня водопотребления и водоотведения с установленными нормативами. Надежность существующей системы водоснабжения и водоотведения определяется степенью бесперебойного снабжения потребителей водными ресурсами и отведением сточных вод в установленных действующими стандартами объемах. Данный анализ также включает определение потребности водопроводных и канализационных сетей и сооружений в капитальном ремонте и реконструкции. В процессе анализа объемов требуемых работ изучается целесообразность замены или строительства новых сооружений, определяется необходимость и потребность в наращивании объемов водоснабжения и водоотведения, возможности увеличения надежности инженерных сетей и их модернизации.

Аналогичным образом производится анализ степени развития коммунальной энергетической сети. В этой связи изучается текущий уровень потребления электроэнергии, газа, тепла и определяется степень удовлетворения потребностей города в данных видах ресурсов, а также оценивается состояние и надежность сооружений и магистралей энергосетей.

Обеспеченность населения бытовыми услугами определяется на основе объемов реализации каждого вида бытовых услуг в расчете на одного жителя. В этих целях определяются объемы ремонта и пошива на заказ обуви, меховых и текстильных изделий, их химической чистки и прачечных услуг, ремонта бытовой техники и приборов, сервисного обслуживания транспортных средств, услуг фотоателье и парикмахерских, изготов-

ления и ремонта мебели, прокатных пунктов, ритуальных агентств. Также исследуется доступность, в том числе финансовая, данных услуг по группам городского населения.

Обеспеченность населения транспортными услугами определяется на основе анализа индикаторов насыщенности городской транспортной сети, ее видовой структуры (метрополитен, автобус, троллейбус, трамвай), объема пассажирский перевозок, удельного веса перевозок каждым видом общественного транспорта, наполняемости и регулярности движения городского транспорта.

Обеспеченность услугами связи оценивается на основе анализа емкости и загруженности существующих телекоммуникационных сетей (телефон, интернет, спутниковая связь).

Важным вопросом анализа уровня жизни населения в современных условиях выступает оценка уровня защищенности социально уязвимых групп, к которым традиционно относятся инвалиды, пенсионеры, студенчество, члены молодых, неполноценных и многодетных семей и т.д. Подобный анализ может быть проведен на основе сопоставления их совокупных доходов (пенсий, пособий, стипендий) и обеспечиваемой ими реальной покупательной способности. Средняя величина пенсионных выплат определяется на основе суммарных выплат работающим пенсионерам, пенсионерам по старости, инвалидам, при потере кормильца, за выслугу лет, социальной помощи, в т.ч. единовременные и регулярные выплаты. Средняя величина пособия определяется суммарным объемом выплат многодетным и одиноким матерям, на период беременности и родов, на рождение детей в малообеспеченных семьях, также с учетом единовременных и регулярных платежей. Средний размер стипендии определяется с учетом всех видов выплат за счет средств государственного бюджета, отдельных предприятий и организаций учащимся высших и средне-специальных учебных заведений, курсантам, аспирантам и др.

В настоящее время выделяется федеральный, региональный, муниципальный и локальный (для членов производственного коллектива) уровень социальной защиты граждан. Вместе с тем наиболее значимым и актуальным в условиях становления местного самоуправления выступает именно муниципальный уровень социальной защиты, реализуемый органами городской власти за счет муниципальных ресурсов, т.к. именно на данном уровне формируются наиболее благоприятные и объективные условия осуществления адресной помощи социально уязвимым группам населения.

Во многом такая ситуация обусловлена усреднением решений по социальной защите

отдельных групп населения на федеральном и региональном уровне. Однако такой подход, несомненно, имеющий разумные предпосылки, все же не всегда учитывает индивидуальный уровень качества жизни пенсионеров, инвалидов и других социально уязвимых групп, которое определяется не только размерами государственной поддержки, но и, например, состоянием здоровья, желанием и возможностью трудится, наличием семьи и родственников, состоянием жилищных условий, социальной активностью и интересами, возможностью самостоятельного бытового обслуживания и ведения домашнего хозяйства, и т.п. В этой связи целесообразным является оценка и анализ социальной сферы как в целом по городу, так и для каждой конкретной социально незащищенной группы городского населения и даже отдельных граждан.

Образ жизни, являясь важным элементом структуры качества жизни населения, представляет собой характеристику ценностных установок и особенностей их реализации в быту, трудовой деятельности, организации свободного времени и досуга, удовлетворении духовных потребностей. Образ жизни необходимо анализировать по основным социальным группам населения. В современных экономических условиях прослеживается глубокое взаимовлияние образа жизни населения и уровня занятости, организацией и обеспечением общественного порядка, личной безопасностью, социально-психологическим климатом в обществе, процессом формирования ценностных ориентиров молодежи, общечеловеческими нравственными нормами и т.п.

Уровень занятости определяется не только количественными и качественными показателями рынка труда, характеризующими количество вакансий, в т.ч. на общественных работах, уровень безработицы, половозрастную и социально-профессиональную структуру безработных граждан, но и динамику занятости по сферам экономики, а также тенденции перераспределения рабочей силы по отраслям материального производства, в т.ч. высвобождение трудовых ресурсов оборонно-промышленного комплекса, градообразующих предприятий и производств. В рамках подобного анализа следует определять возможности создания новых рабочих мест, создания условий профессиональной переподготовки и дополнительного обучения смежным профессиям.

Состояние городской сферы правопорядка и безопасности граждан может оцениваться на основе определения уровня и характера противоправных действий, их динамики, в зависимости от реализуемых правоохранительных мероприятий и их эффективности.

Социально-психологический климат в городском сообществе следует анализировать

на основе оценки населением уровня своего материального благополучия, состояния здоровья, личной безопасности, условий модернизации экономики, преобразований нравственных ценностей и идей, готовности и способности к адаптации в новых условиях жизнедеятельности, социальной напряженности и политической свободы.

Научная школа Кембриджского университета [7] выработала количественный подход к анализу состояния социального благополучия, реализуемый при оценке отношения населения к свободе. К числу анализируемых индикаторов, которые, по мнению исследователей, должны учитываться наравне с материальными доходами населения, необходимо относить: недопустимость обыска в жилом помещении без официальной санкции; неправомерность ареста, задержания и содержания в тюрьме без предъявления обвинения; свобода вероисповедания; право публиковать, издавать и читать книги любого содержания; право неограниченного доступа к информации; свобода пропаганды идей; свобода от политической цензуры; свобода передвижения в пределах собственной страны; свобода радио и телевидения от государственного контроля; равноправие рас и полов.

Степень политической свободы авторами предлагается оценивать по семибалльной шкале. Один балл предлагается присваивать политическим системам, в которых преобладает большинство граждан и семей, имеющих права и возможности участвовать в выборах, а политические партии могут свободно создаваться для борьбы за власть. Двумя балами предлагается оценивать системы, где политические свободы реализуются не всегда ввиду низкого материального достатка населения, феодального режима, социальной нестабильности или подобных ограничений. Тремя баллами характеризуются системы, в которых существует возможность свободного выбора политических лидеров или органов власти, но имеется высокая вероятность государственного переворота, масштабных вмешательств в демократический выбор граждан, частых недемократических действий. Четыре балла присваиваются системам, характеризующимся конституционным блокированием всеобщих демократических выборов или их незначительной роли в распределении властных полномочий. В пять баллов оцениваются системы, выборные процессы в которых полностью контролируются или ограничиваются властью, а их результаты имеют небольшое значение. В шесть балов предлагается оценивать ситуацию отсутствия выборов или участие в них единственного кандидата, а сущность всенародного выбора заключается в демонстрации поддержки существующей

системы гражданами. Семь баллов присваивается условиям диктатуры, когда политическая система навязывается извне.

Авторами представленной методики предлагается аналогично оценивать наличие у населения гражданских прав. Одним баллом предлагается оценивать положение утвержденной законности, свободы выражения мнения, в т.ч. средствами массовой информации. Двумя баллами - стремление к реализации определенного уровня гражданских прав, ограничивающегося общественными противоречиями, неготовностью населения, слабым развитием, низкой доступностью или ограничением деятельности средств массовой информации. Три балла предлагается присваивать условиям формальной реализации гражданских свобод при расположенности власти к диалогу и наличии возможности выражения недоверия власти (импичмент), но с высокой вероятностью решения политических проблем силовыми методами, жестким ограничением свободы (политического ареста), введением военного положения. Четырьмя баллами могут характеризоваться условия наличия широкого спектра гражданских свобод при нелегальном положении оппозиционных партий и организаций. Пять баллов присваивается условиям частой безосновательной отмены гражданских прав, их несоблюдением и слабыми гарантиями, наличия зависимых средств массовой информации, деятельность которых регулируется правительством и подвергается жесткой цензуре. Шесть баллов характеризуют полное несоблюдение гражданских прав при декларировании их наличия и приоритета, возможность критики власти строго ограниченна. Семью баллами предлагается оценивать абсолютно закрытые от внешнего мира политические системы, критика власти в которых невозможна и граждане которых не имеют законных прав и свобод.

Важнейшей структурной составляющей образа жизни населения следует считать социальную напряженность в обществе, мониторинг которой приобретает особую актуальность на современном этапе политических и экономических трансформаций. Социальная напряженность может характеризоваться различными понятиями: наличием противоречий, конфликтов, неудовлетворенности, столкновениями, противостояниями, недоверием в обществе и др. На данном этапе единое мнение о факторах, механизмах, формах проявления и развития социального напряжения в научных кругах еще не выработано. Однако можно использовать для анализа и оценки уровня социальной напряженности рекомендации некоторых ученых [6], предлагающих использовать следующие индикаторы: уро-

вень осознания обществом собственных потребностей; возможность удовлетворения доступными способами существующих потребностей и распределения благ, величина потребности в дополнительных благах; эффективность деятельности социальных и государственных институтов, регулирующих удовлетворение потребностей и реализацию интересов населения; потребность в модернизации способов удовлетворения потребностей и распределения благ каждой социальной группы и всего общества в целом со стороны государственных институтов.

Таким образом, все рассмотренные критерии позволяют оценить степень удовлетворения населением своих потребностей и защиты интересов со стороны социальных институтов. Данная оценка сопровождается определенным набором настроений и социальных тенденций, которые также должны учитываться в процессе анализа социальной напряженности городского сообщества. К подобным настроениям и отношению населения может быть отнесена оценка населения:

- удовлетворенности основных потребностей и защита интересов;

- способов удовлетворения потребностей и распределения благ;

- институтов реализации потребностей и защиты интересов.

В качестве дополнительных показателей социальной напряженности рекомендуется проводить анализ готовности населения защищать свои потребности и отстаивать свои интересы. При этом степень готовности может оцениваться на основе формирования поведенческих установок в каждой социальной группе к активным действиям, и, прежде всего, в отношении к государственным институтам. Именно данная форма готовности защиты собственных интересов может провоцировать наиболее опасные для социальной стабильности в обществе ситуации.

Важным направлением аналитических работ является определение эффективности социальной политики, реализуемой местными органами власти. Федеральное законодательство [5] четко определяет вопросы, относящиеся к компетенции местных органов власти, за решение которых ответственно городское самоуправление. Такое положение создает предпосылки формирования количественных параметров оценки состоятельности социальной политики, проводимой городской администрацией.

Социальная безопасность городской среды может анализироваться с позиции определения соответствующего порогового уровня определенных показателей, отражающих состояние социальной сферы города. В этой связи можно считать целесообразными сле-

дующие подходы к определению пороговых значений показателей развития городской социальной сферы.

Первый подход характеризуется применением требований к биологическому существованию человека: минимальные требования к продуктам питания, состоянию окружающей среды, здоровью и т.д.

Второй подход основан на социальном развитии личности и предполагает формирование минимальных требований к уровню образования, социальной защиты и др., которые зависят от возможностей городской администрации, а также региональной и федеральной власти. Предполагается, что пороговые значения данных параметров должны расти со временем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важным направлением аналитических работ выступает изучение степени взаимовлияния экономической, экологической и социальной сферы городских территорий. Очевидно, что на развитие экономики города влияет социальная сфера, степень влияния которой определяется параметрами социальных составляющих. Вместе с тем, экономические преобразования: либерализация торговли, выход на внешние рынки, приватизация - выступают предпосылками для проявления новых социальных явлений и процессов. Вследствие данного взаимного влияния социальной и экономической сферы во многих российских городах проявляется необходимость сокращения социальных расходов и поддержания социальной сферы, обусловленная потерей надежных источников доходной части городского бюджета.

Аналогичные взаимовлияния проявляются в экологической и социальной сфере города, выражающиеся в уровне качества жизни населения. Многие различающиеся между собой подходы к определению качества жизни имеют в своей основе определенный набор факторов, выступающих предопределением существующих проблем. В основном к данным факторам относятся параметры экологической сферы и демографии. В силу своего многогранного характера все экологические компоненты городской среды следует рассматривать в тесной взаимосвязи с экономическим и социальным развитием городских территорий.

Однако в отечественных и зарубежных литературных источниках вопрос о влиянии качества жизни как комплекса материального, духовного, демографического, социокультурного и экологического аспекта на окружающую природную среду практически не рассматривается. Имеет место рассмотрение лишь обратных взаимосвязей - влияния окружающей среды на качество жизни, но современные условия формируют общественную

среду обитания, в которой влияние качества жизни как следствия эволюции и прогресса на окружающую среду приобретает решающее значение.

Таким образом, на основе изложенных соображений можно сделать следующие выводы.

Во-первых, положительное решение рассмотренных вопросов на уровне отдельных территорий в своей совокупности еще не может обеспечить комплексное развитие социальной сферы, т.к. многие важные аспекты качества жизни населения не могут быть обеспеченны на уровне местных органов власти. Между тем, к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ отнесены вопросы принятия и организации исполнения планов и реализация программ комплексного социально-экономического развития территорий, а также задачи сбора статистической информации, характеризующей социальную сферу. Следовательно, комплексное решение стратегических задач развития социальной сферы обуславливает необходимость выходы за рамки установленного перечня вопросов местного значения. Другими словами, разработке мероприятий комплексного развития социальной сферы должно предшествовать формирование соответствующей совокупности стратегических социальных целей.

По нашему мнению, плодотворной можно считать идею разработки и реализации на государственном уровне минимальных стандартов качества жизни [8], которые позволили бы более эффективно решать задачи целеполага-ния в области развития социальной сферы отдельных территорий.

Во-вторых, методика определения государственных и региональных социальных стандартов, на которую имеется ссылка в ст. 19 Федерального закона №131-Ф3 [5], до настоящего момента не разработана. По нашему мнению, данное обстоятельство обусловлено отсутствием возможности государства гарантировать гражданам выполнение каких-либо социальных обязательств в равной степени на территории всей страны. К тому же, существуют тенденции пересмотра и отказа от исполнения некоторых социальных обязательств вызванные перераспределением полномочий и реформированием межбюджетных отношений в правительстве РФ. В этой связи, масштабное обсуждение вопросов минимальных социальных стандартов качества жизни и их решение на государственном уровне в ближайшем будущем нам представляется маловероятным.

В-третьих, целый ряд вопросов регионального и местного значения могут найти практическое решение только в разрезе реализации глобальных социальных реформ в стране, что, в частности, обуславливает применение в целях анализа развития соци-

альной сферы совершенно других факторов, имеющих внешний по отношению к территории характер. Прежде всего, к ним относятся решения государственного уровня власти, т.к. именно в компетенции федерального центра находятся проблемы социального реформирования.

В целях детализации направлений стратегического развития социальной сферы и социальных реформ следует учитывать последствия глубоких социальных деформаций последних десятилетий. Наиболее иллюстративным показателем таких изменений является динамика обобщенного индекса социального развития, учитывающего реальные доходы, среднюю продолжительность жизни и уровень образования населения, и отражающего снижение международного рейтинга России до позиций стран пятого десятка [6].

Результаты исследований Института социально-экономических проблем народонаселения РАН [6] свидетельствуют о том, что около 15% населения страны аккумулирует до 85% всех финансовых ресурсов банковского сектора, до 57% совокупных денежных доходов, до 92% доходов от собственности и до 96% всех валютных расходов. При этом доля заработной платы в ВВП России примерно в 2,5 раза ниже уровня развитых западных стран, производительность труда в 5-6 раз ниже, чем в США, а уровень оплаты труда отличается от стран Европы более чем в 15 раз. Однако на единицу часовой заработной платы работники реального сектора экономики России производят в 3-5 раз больший ВВП, чем трудящиеся Европы и США. Такая высокая эксплуатация наемного труда не отмечается ни в одной развитой экономике мира.

Несмотря на то, что единая утвержденная система минимальных государственных социальных стандартов в нашей стране в настоящее время отсутствует, по нашему мнению, это не создает формальные препятствия к разработке и принятию стандартов качества жизни на региональном и муниципальном уровне, которые бы учитывали местные особенности и цели развития отдельной территории. Главная задача таких стандартов заключается в декларировании и реализации обязательств органов власти по обеспечению минимально комфортных условий жизнедеятельности населения. Величина показателей данных стандартов может варьироваться исходя из возможностей и условий территории в определенном сегменте социальной сферы.

По результатам проведенных исследований [9], нами предлагается следующая принципиальная схема определения стратегических целей развития социальной сферы территориальных систем (рис. 1).

Рис. 1. Механизм определения направлений социального развития территорий

Сущность предлагаемого механизма за- циальной сферы, исходными данными для

ключается в следующем. которого выступают, помимо приоритетных

Блоки 1 и 2 предназначены для выявления социальных проблем, минимальные государи прогнозирования проблем социального раз- ственные социальные стандарты (блок 4),

вития, связанных с эффективностью решения при их утверждении, а также принятые феде-

вопросов местного значения, а также форми- ральные и региональные установки и целевые

рующих предпосылки комплексного развития ориентиры социальных реформ (блок 6).

социальной сферы. Таким образом, на наш взгляд, первооче-

Блок 3 позволяет сформировать обобщен- редной задачей разработки стратегического

ный массив проблем социального развития, плана развития городских территории являет-

из которых в дальнейшем предполагается вы- ся формирование нормативно-правовой базы,

брать наиболее приоритетные (блок 5), а так- регламентирующей приоритетность создания

же уточнить их качественные и количествен- социальных основ экономического развития,

ные характеристики. во внимании к которым особенно остро нуж-

Блок 7 направлен на формирование ком- даются муниципальные образования нашей

плекса стратегических целей развития со- страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахмедуев А.Ш., Рабаданова А.А. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона.

- Москва: Экономика, 2013. - 306 с.

2. Комаров Г.Д. Научное обоснование системы донозологической гигиенической диагностики в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения: авт. дис. ... д-ра мед. наук: 14.00.07. - М, 2002.

3. Ерохина Л.И. Социально-экономические аспекты развития региональной экономики: монография / [Ерохина Л.И. и др.]; под общ. ред. Ерохиной Л.И. - Москва, 2013 - 316 с.

4. Небога В.С. Городской муниципалитет в социально-экономическом пространстве региона: тенденции и реальные практики взаимодействия: дисс. ... канд. соц. наук: 22.00.03. - Саратов, 2012. - 172 с.

5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

6. Фещенко П.Н. Социальная напряженность как аспект национальной безопасности: монография. - Москва: Юрист, 2006. - 167 с.

7. Schouteten Roeland Leonardus Joseph. Balances in well-being at work measurements, determinants, and improvements of the quality of working life. Groningen: Capelle a/d Ijssel, Labyrint, 2001. 191 p.

8. Мурзин А.Д. Количественный анализ и оценка уровня социального развития территорий // Казанская наука.

- 2011. - №11. - С.131-134.

9. Мурзин А.Д. Социально-экономическое развитие территорий и хозяйственных комплексов в России и за рубежом: коллективная монография / [А.Д. Мурзин и др.]; Научный ред. С.В. Галачиева. - М.: Перо, 2012. -204 с.

REFERENCES

1. Akhmeduev A.Sh., Rabadanova A.A. Strategicheskoe upravlenie sotsial'no-ekonomicheskim razvitiem regiona [Strategic management of socio-economic development of the region]. Moscow, Ekonomika, 2013. 306 p.

2. Komarov G.D. Nauchnoe obosnovanie sistemy donozologicheskoi gigienicheskoi diagnostiki v obespechenii sanitarno-epidemiologicheskogo blagopoluchiia naseleniia: avt. dis. ... d-ra med. nauk: 14.00.07 [Scientific substantiation of the system of psycho-physiological hygienic diagnostics in ensuring sanitary and epidemiological welfare of the population: abstract diss. ... Dr. Med. Sciences: 14.00.07]. Moscow, 2002.

<^№/

3. Erokhina L.I. Sotsial’no-ekonomicheskie aspekty razvitiia regional'noi ekonomiki: monografiia [Socio-economic aspects of regional economic development: monograph]. Moscow, 2013. 316 p.

4. Neboga V.S. Gorodskoi munitsipalitet v sotsial'no-ekonomicheskom prostranstve regiona: tendentsii i real'nye praktiki vzaimodeistviia: diss. ... kand. sots. nauk: 22.00.03 [The city municipality in the socio-economic space of the region: trends and real practices of interaction: Diss. ... Cand. Soc. Sciences: 22.00.03]. Saratov, 2012. 172 p.

5. Federal law of 06.10.2003 № 131-FZ 28.12.2013) "On General principles of organization of local government in Russian Federation".

6. Feshchenko P.N. Sotsial’naia napriazhennost' kak aspekt natsional'noi bezopasnosti: monografiia [Social tensions as an aspect of national security: monograph]. Moscow, Iurist, 2006. 167 p.

7. Schouteten Roeland Leonardus Joseph. Balances in well-being at work measurements, determinants, and improvements of the quality of working life. Groningen: Capelle a/d Ijssel, Labyrint, 2001. 191 p.

8. Murzin A.D. Quantitative analysis and assessment of the level of social development. Kazanskaia nauka - Kazan science, 2011, no.11, pp.131-134 (in Russian).

9. Murzin A.D. Sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie territorii i khoziaistvennykh kompleksov v Rossii i za rubezhom: kollektivnaia monografiia [Socio-economic development of the regions and economic systems in Russia and abroad: collective monograph]. Moscow, Pero, 2012. 204 p.

Информация об авторе:

Мурзин Антон Дмитриевич

(Россия, Ростов-на-Дону)

Information about the author:

Murzin Anton Dmitrievich

(Russia, Rostov-on-don)

Доцент, кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономики

Associate Professor, PhD in Economics Associate Professor of the Department of Economics

Высшая школа бизнеса

Graduate School of Business, Southern Federal University E-mail: [email protected]

Южного федерального университета

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.