И.А.ИЛЬЧЕНКО
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Изучены основные составляющие качества жиз- основные направления муниципальной социальной ни населения г.Таганрога. Проведено социологичес- политики в области обеспечения устойчивого эко-кое исследование мнений таганрожцев о качестве комического развития города и повышения качест-их жизни и проранжированы социальные, экономи- ва жизни горожан. ческие и другие проблемы г. Таганрога. Предложены
Качество жизни, социологическое исследование, ранжирование городских социально-экономических показателей, социальная политика муниципалитета, устойчивое развитие.
Обеспечение приемлемого качества жизни населения является важной задачей государства, т.к. в Российской Федерации ориентация на качество жизни обеспечивается конституционно: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1]. Вместе с тем недостаточная разработанность научных основ изучения этой категории и низкая эффективность существующей системы социально-экономического мониторинга затрудняют процесс принятия грамотных и обоснованных управленческих решений в этой области.
Цель данной работы - изучение направлений повышения качества жизни населения среднего промышленного города (на примере г.Таганрога). Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить особенности качества жизни как социально-экономической категории; проанализировать социально-экономическое состояние г.Таганрога и установить основные проблемы, которые необходимо решить в ближайшее время муниципалитету; провести социологическое исследование мнения таганрожцев о социально-экономической ситуации в городе и предложить направления повышения качества жизни населения данного муниципального образования. Объектом исследования являются показатели качества жизни населения г.Таганрога, предметом исследования - пути повышения качества жизни таганрожцев.
В настоящее время существуют разные мнения относительно трактовки термина «качество жизни населения» [2]. АПСубетто определяет качество жизни как систему духовных, материальных, социокультурных, экологических и демографических компонентов жизни [3]. Зарубежные исследователи предлагают более широкую трактовку оценки условий жизни населения, включая в рассмотрение такие факторы, как свобода выбора, основные права и свободы, политическая и социальная стабильность и безопасность. В то же время И.В.Бестужев-Лада считает, что качество жизни наряду с уровнем жизни, стилем жизни и ее укладом [4] образуют категорию «образ жизни». Аналогичную позицию занимают и другие российские ученые, которые полагают, что понятие «образ жизни», кроме качества жизни, включает такие компоненты, как условия жизни, условия жизнедеятельности, а также уровень жизни и социаль-
ное поведение [2-4]. Другими словами, категория «образ жизни» носит более обобщенный характер по отношению к понятиям «качество жизни», «уровень жизни» и т.п. Большинство ученых отмечают следующую закономерность: чем выше уровень жизни, т.е. чем выше жизненный ритм, тем ниже качество жизни, и наоборот [5-6].
Трудность определения качества жизни объясняет использование частичного аналога индекса качества жизни, получившего к настоящему времени распространение и признание, - индекса человеческого развития (ИЧР), или индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), применяемого ООН с 1990г., который отражает достижения каждой страны в обеспечении трех важнейших аспектов человеческого благополучия:
1) здоровья и долголетия, которые характеризуются ожидаемой продолжительностью жизни;
2) образования, определяемого комбинацией двух показателей - грамотности взрослого населения и охвата населения тремя ступенями образования (начальным, средним и высшим);
3) материального уровня жизни, оцениваемого пос-редством величины реального ВВП на душу населения, переведенной в доллары на основании паритета покупательной способности национальной валюты (ППС)[3].
Достижения в каждой из этих трех областей сначала оцениваются в процентах от некой идеальной, ни в одной стране еще не достигнутой ситуации:
- ожидаемой продолжительности жизни, равной 85 годам;
- грамотности и охвата населения образованием всех трех ступеней на уровне 100%;
- реального ВВП на душу населения на уровне 40000 долл.
Российская Федерация в настоящее время занимает 67-е место среди всех стран мира, представивших данные о своем социально-экономическом развитии в ООН [3,6]. Для нее значение ИРЧП составляет 0,763 и складывается из следующих составляющих: величины душевого ВРП, ППС (6,747 долл. США), индекса дохода (0,703), ожидаемой продолжительности жизни (65,3 года), индекса долголетия (0,671), доли учащихся среди возрастов от 6 до 23 лет (75%), индекса образования (0,913). На первом месте в стране находится г.Москва (ИРЧП равен 0,864), второе место занимает Тюменская область (ИРЧП составляет
0,840), третье место принадлежит Татарстану (10,871), четвертое - Башкортостану (7,664), пятое - г.С-Петер-бургу (5,693), а последнее 56-е место занимает Рес-публика Тыва (1,795). Таганрог расположен в Ростовской области, которая находится на 29-м месте, и характеризуется средним для страны значением ИРЧП (0,748). Для нее величина душевого ВРП, ППС составляет 4,346 долл. США, индекс дохода - 0,630, ожидаемая продолжительность жизни - 66,4 лет, индекс долголетия - 0,689, доля учащихся среди возрас -тов от 6 до 23 лет - 78,4%, индекс образования -
0,925. Следовательно, выбор г. Таганрога как типичного среднего города для изучения качества жизни населения и разработки направлений его повышения является вполне обоснованным.
Анализ показателей социально-экономического состояния муниципального образования г.Таганрог за последние пять лет показывает [7], что состояние городской экономики характеризуется ростом фонда заработной платы, увеличением среднемесячной заработной платы и среднесписочной численности работников, а также отсутствием задолженностей по выплате заработной платы, несмотря на начало кризиса в стране в 2008-2009 гг. Численность занятых в экономике города на предприятиях различных форм собственности распределялась в 2008 г. следующим образом: частный сектор (56,2%); государственная и муниципальная собственность (28,9%); смешанная форма собственности (14%); на предприятиях с иностранным участием (0,7%); прочие (0,2%). При этом уровень регистрируемой безработицы обнаруживает тенденцию к росту (1,0% в 2008 г. против 0,9% в 2007 г.), т.к. вследствие экономического кризиса увеличилось число уволенных с предприятий и из организаций города и уменьшилось количество вакантных рабочих мест. Наблюдается увеличение в общем числе вакансий доли вакансий для специалистов рабочих профес-сий: темп роста этих вакансий в 2008 г. в сравнении с
2007 г. составил 106,6%. Предприятиями, предоставляющими наибольшее количество вакансий, являются ООО «ТагАз», ОАО «Тагмет», ОАО «ТКЗ «Красный котельщик», ОАО ТАНТК им.Бериева, МУП ТТУ, ФГУП Почта России, ООО «Тамек», ООО «Пено-плэкс-Юг» [8].
В последние годы отмечается улучшение демографической ситуации в городе вследствие увеличения рождаемости, однако муниципальные дошкольные образовательные учреждения характеризуются степенью переуплотнения - 21,6%, поэтому для полноценного функционирования и развития системы до -школьного образования необходимо увеличить число этих учреждений. Актуальными проблемами муници-
пального здравоохранения являются оптимизация коечной сети в лечебных учреждениях, осуществление государственной социальной помощи по дополнительному лекарственному обеспечению, а также необходимость повышения квалификации врачей, среднего и младшего медицинского персонала, обновление и замена устаревшего диагностического и лечебного оборудования.
Органы социальной защиты населения в г.Таганроге обеспечивают своевременное и полное исполнение всех полномочий по предоставлению льгот и выплате компенсаций гражданам различных кате го -рий. Однако в 2008г. на обеспечение мер социальной поддержки и обслуживания граждан города было направлено 541,9 млн руб., что ниже уровня 2007 г. на 8,2%, в связи с чем следует предусмотреть выделение необходимых финансовых средств для полного удовлетворения всех нуждающихся в социальной помощи. Для укрепления популяционного здоровья населения, выступающего важным компонентом качества жизни, нужно повышать эффективность спортивно-массовой работы, ориентируя ее на развитие массового спорта, активизацию работы с детьми и подростками по месту жительства; развитие и укрепление инфраструктуры спортивных объектов; пропаганду здорового образа жизни и спорта.
Для изучения мнения горожан о качестве жизни и социально-экономической обстановке в городе в марте-мае 2009 г. было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие 102 жителя нашего города. Характеристики выборки: а) мужчины
- 41,9%, женщины - 58,1%; б) одинокие люди -37,1%, семьи без детей - 12,9%, семьи с 1-2 детьми -44,4%, семьи с 3 и более детьми - 5,6%; в) рабочие (32,3%), служащие (30,7%), учащиеся и студенты (24,2%), пенсионеры и домохозяйки (4,8%), безработные (8,0%); г) с доходом менее 1,5 тыс. руб. в месяц на 1 чел. - 14,5%, от 1,5 до 3 тыс. руб. - 22,6%, от 3 до
5 тыс. руб. - 32,3%, более 5 тыс. руб. - 30,6%. Разработка анкеты, проведение социологического опроса и обработка полученных данных были выполнены в соответствии с традиционными методиками [9].
Оказалось, что качество жизни большинство респондентов отождествляют с материальным благосостоянием (90,2%), на втором по значимости месте находится профессиональная квалификация, влияющая на благосостояние (40,2%). Часть опрошенных ассоциирует его с желаемым образом будущего (19,6%), и только незначительная часть людей (-2%) не связывает эту категорию с социально-экономичес-ким развитием города (рш. 1).
100,00
90.00 80, 00
70.00
60.00 50, 00
40.00
30.00
20.00 10,00
0,00
’
19,61
1 96 0,00
1 1
■&
5
С
° и
о £ ф £ ^ I
І & ^ со
Варианты ответов
Рис. 1. Мнение горожан относительно содержания понятия «качество жизни»
Проблемы и процессы в городе и в жизни, вызывающие у людей тревогу и беспокойство, по степени значимости располагаются в следующем порядке: 1) низкий уровень зарплат и пенсий (74,51%); 2) рост цен на продукты и товары первой необходимости (64,71%); 3) повышение цен на услуги ЖКХ (64,90%); 4) безработица (53,92%); 5) спад экономики (50,98%); 6) качество медицинского обслуживания (44,12%); 7) пьянство и алкоголизм (31,37%); 8) качество услуг ЖКХ (28,43%); 9-11) несвоевременная выплата зарплаты, коррупция, обеспеченность жильем (27,45%); 12) качество образования (26,47%); 13) произвол милиции, ГАИ (23,53%); 14) работа пассажирского транспорта (19,61%); 15-16) кризи: морали и нравственности, наркомания (18,63%); 17) отношения между людьми (16,67%); 18) рост преступное ти (15,69%); 19) благоустройство города (12,75%); 20-21) экологическая ситуация в городе, отношение горожан к сохранности жилья и городских территорий (8,82%). Такое ранжирование в целом коррелируете проводившимися ранее исследованиями в г.Таганроге [10] и имеющимися данными по России [3-5]. Действительно, качество жизни предполагает чистую окружающую среду, личную и национальную безопасность, политические и экономические свободы, удовлетворение основных человеческих потребностей (в труде, отдыхе, поддержании здоровья и т.п.) и другие условия человеческого благополучия, трудно поддающиеся количественному измерению. Качество жизни не тождественно уровню жизни, поскольку различные экономические показатели дохода выступают только одним из многих критериев качества жизни. В количественную характеристику качества жизни включаются такие ее показатели, как степень удовлетворения потребностей, материальные, энергетические, трудовые и финансовые затраты на удовлетворение каждого вида из совокупности объективных потребностей [3, 10]. Совокупность объективных свойств включает следующие условия существования человека: материальную базу, политические, экономические, нравственные условия в обществе и др.
Высказывая свое мнение о качестве жизни таганрожцев, респонденты оценили размеры негативно настроенной части населения: 56,86% считают, что
это большинство горожан, 18,63% - более половины, 10,78% - примерно половина, 5,88% - менее половины, около 1% - небольшая часть, а 6,86% затруднились ответить. Следовательно, основная часть городского населения оценивает социально-экономическую ситуацию в городе как неблагоприятную.
Для оценки различных сфер жизни города респондентам было предложено дать им качественные характеристики. Так, здоровье таганрожцев очень хорошим считают 9,80% респондентов, удовлетворительным - 42,16%, оценку «плохо» дают 34,31% , а 8,86% считают его неудовлетворительным и 8,86% хорошим. Демографическую ситуацию в городе считают удовлетворительной 60,78% анкетируемых, хорошей
- 17,65%, плохой - 16,67%. Материальное благосостояние оценивают хорошо 4,90% опрошенных, удовлетворительно - 42,16%, а примерно 50% выразили свою неудовлетворенность этим показателем жизни. Обеспеченность жильем получила такие оценки: хорошая - 10,8%, удовлетворительная - 37,25%, плохая - 36,27%, неудовлетворительная - 13,73%, хорошая - 10,78%. Качество питания хорошим считают 13,73% опрошенных, удовлетворительным - 40,2%, плохим - 38,24%, неудовлетворительным - 4,90%. Возможность удовлетворять свои материальные и другие потребности тесно связана с развитием экономики и наличием рабочих мест на предприятиях и в организациях: обеспеченность трудоспособного населения рабочими местами хорошей находят 4,90% граждан, удовлетворительной - 43,14%, плохой -35,29%, неудовлетворительной - 14,71%. 13,73% населения относятся к действующей городской власти хорошо, 37,325% - удовлетворительно, 35,29% - плохо, 7,84% недовольны ею. Доступность образования и здравоохранения в основном характеризуется удовлетворительно (соответственно, 41,18% и 45,10%), аналогичную оценку безопасности жизни в городе, экологической обстановке, духовности и нравственности горожан дали 54,90, 50,0 и 41,18% опрошенных. Таким образом, распределение характера ответов по составляющим качества жизни таганрожцев показывает, что доминирует удовлетворительная оценка всех без исключения показателей.
35.00
30.00
25.00
20.00
15.00
10.00 5,00 0,00
Финанс овы е
Орган изац ионные
□ 1 балл □ 2 балл а п3 балл а □ 4 балл а
Кадровы е Интеллектуальны е
Виды ресурсов
5 балл ов □ 6 балл ов п7 балл ов п8 балл 01
Информац ионны е
] 9 балл ов □ 10 баллов
Рис. 2. Оценка муниципальных ресурсов, способных улучшить качество жизни населения
Для обеспечения приемлемого качества жизни необходимо наличие ряда ресурсов, частью которых располагает муниципалитет, а недостающее количество может быть получено из регионального или государственного бюджета. Таганрог - средний промышленный города Юга России, получающий относительно небольшие дотации из бюджетов высших уровней, и его социально-экономическое развитие поддерживается в основном муниципальными ресурсами. Рес-пондентам предложили дать оценку имеющимся в муниципалитете ресурсам по 10-балльной шкале (рис. 2) и интерпретировали полученные результаты следующим образом: значение показателя в интервале 8-10 баллов следует рассматривать как высокую обеспеченность соответствующим ресурсом, в интервале 4-7 баллов - как среднюю обеспеченность, а 1-3 балла -как низкую обеспеченность. Анализ данных, предс-тав ленных на рис. 2, показывает, что на муниципальном уровне имеется средняя обеспеченность всеми видами ресурсов. Такого мнения относительно финансовых ресурсов придерживаются 72,55% опрошенных,
об организационных - 72,56%, о кадровых - 59,81%, об интеллектуальных - 70,58%, об информационных -47,07%. Высокую оценку финансовым ресурсам дали только 6,86% респондентов, организационным -7,84%, кадровым - 19,6%, интеллектуальным - 20,88%, информационным - 45,1%. Высокая обеспеченность информационными ресурсами обусловлена возможностью не только получать необходимые сведения из СМИ, но и иметь свободный доступ на сайт городской администрации [7], городского центра занятости населения [8], администрации Ростовской области и т.п. Низкую оценку финансовым ресурсам дали 20,59% респондентов, организационным - 19,6%, кадровым -20,59%, интеллектуальным - 8,54%, информационным - 7,83%. Полученные данные в целом свидетельствуют об ограниченности ресурсов муниципалитета для решения проблем повышения качества жизни таганрожцев.
Поскольку местное самоуправление занимается всеми вопросами социальной, экономической и других сторон жизни города, то его основной задачей является благоприятное во всех отношениях существование горожан. Оказалось, что основная масса анкетируемых (55,88%) считает городское самоуправление способным решать задачи повышения качества
жизни населения, но делает поправки на ограниченные размеры местного бюджета, треть опрошенных (34,31%) не уверены в этом, 6,86% всецело полагаются на местную власть и 2,94% ее не воспринимают всерьез в данном вопросе.
Демократическое государство, каким является Россия, предоставляет всем гражданам право участвовать в управлении как делами государства в целом, так и делами регионов и муниципальных образований, поэтому представляло интерес выяснить причины низкой активности таганрожцев в решении вопросов городской жизни. Оказалось, что основными факторами низкой активности населения являются индивидуализм (41,18%), безразличие к общим проблемам (40,20%), упование на других (34,31%), неверие в оказание влияния на решения муниципалитета (32,35%), недостаток знаний (31,37%), отсутствие организации (20,41%) и др. Другими словами, пассивная жизненная позиция - главный фактор, препятствующий учас -тию населения в процессах улучшения своей жизни в городе. В то же время городское общественное самоуправление является силой, способной помогать муниципалитету решать многие проблемы городской жизни как в плане их постановки, так и, собственно, в решении. Однако, по мнению респондентов, в Таганроге территориальное общественное самоуправление развито недостаточно (81,37%), что, собственно, и предопределяет низкую активность жителей в решении городских проблем.
Изучение характера ответов на вопросы анкеты в зависимости от социального статуса респондентов показало, что главной составляющей качества жизни для всех категорий является материальное благосостояние (рис. 3) - от 88,24 до 94,12%. Дальнейшее распределение показателей качества жизни не обнаруживает такой согласованности мнений: второе по значимости место три категории опрошенных (служащие, студенты и пенсионеры) оставляют за профессиональной квалификацией человека - от 52,9 до 70,6%, такое же ранговое место этому показателю отводят рабочие (11,7%). Затем ответы распределяются следующим образом: отождествляют качество жизни с желаемым образом будущего жителей города и отводят третье место 11,8% рабочих и пенсионеров, 17,7% служащих, 23,5% домохозяек, 35,3% безработных. Как инструмент управления воспринимают качество
жизни служащие (17,7%), студенты (29,4%) и домохозяйки (11,8%). Только отдельные представители рабочего класса (11,8%) не признают зависимости качества жизни горожан от социально-экономического развития их города.
Для выработки направлений улучшения качества жизни была использована диаграмма Парето как инструмент, позволяющий распределить усилия для разрешения возникающих проблем и выявить основные причины, с устранения которых нужно начинать все действия [11]. Для построения диаграммы были ис -пользованы результаты социологического опроса таганрожцев на вопрос анкеты относительно социальноэкономических проблем, наиболее их беспокоящих. Особенность полученной диаграммы (рис.4) заключается в том, что все проблемы имеют сравнительно небольшой удельный вес (от 11,1 до 1%), максимальный вклад приходится на такие показатели, как низкий уровень зарплат и пенсий (11,1%), рост цен на продукты и товары первой необходимости (9,7%), повышение цен на услуги ЖКХ (8,2%), безработицу и угрозу потерять работу (8,1%), что в сумме дает 37,1%. В то же время к наиболее важным проблемам, требующим первоочередного решения, относятся те, которые в совокупности составляют около 70% от общего количества. Кроме указанных четырех, в эту группу входят такие факторы, как падение производства и развал экономики, медицинское обслуживание, качество жилищно-коммунальных услуг, несвоевременность выплат заработной платы, пенсий, пособий, обеспеченность жильем, пьянство и алкоголизм, коррупция. Во вторую очередь следует решать проблемы образования, работы милиции и ГАИ, функционирования пассажирского транспорта, морали и нравственности, наркомании и наркоторговли, роста преступности. К проблемам менее значимым, общий вклад которых составляет около 10%, относятся отношения между людьми, благоустройство города (состояние дорог, тротуаров, зеленых насаждений и т.п.), экологическая обстановка, отношение горожан к сохранности жилья и городских территорий, ограниченные возможности для культурного развития и досуга, уве-
личение числа нищих, бродяг и беспризорных детей. Эти проблемы можно решать позже.
В настоящее время институты муниципального самоуправления являются субъектами социальной политики, поэтому их роль заключается не только в нахождении финансовых средств для ее осуществления, но и в определении направлений ее совершенствования, выработке плана действий и его реализации. Для повышения качества жизни населения как главного показателя эффективности социальной политики в г.Таган-роге можно рекомендовать два основных направления:
1) создание благоприятного климата для бизнеса;
2) улучшение социальной среды.
При разработке программы достижения поставленных целей следует учитывать преимущества г.Таган-рога, к которым относятся удобное географическое положение (морской порт, железно- и автодорожное сообщение с городами России и ближнего зарубежья (Украины), относительно невысокая стоимость аренды и продажи объектов недвижимости, земельных участков (их стоимость ниже, чем в Ростове-на-Дону и других крупных промышленных городах южного региона), благоприятный климат и наличие удобных мест для отдыха, туризма, развития садоводства и огородничества. В экономической сфере следует уделять внимание таким приоритетным направлениям, как развитие имеющихся производств, привлечение в город новых производств; создание новых высокооплачиваемых рабочих мест, поддержка и развитие предпринимательской деятельности, развитие нематериального производства, развитие инвестиционной и внешнеэкономической деятельности и др. В социально-культурной сфере следует уделять больше внимания развитию образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта.
Для обеспечения благоприятной среды обитания и условий для туризма и отдыха на берегу Азовского моря необходимы, с одной стороны, разработка и внедрение ресурсосберегающих технологий на предприятиях, а с другой - подготовка и реализация программы уменьшения вредных выбросов в окружающую среду.
90.00
80.00
70.00
60.00
50.00
40.00
30.00
20.00 10,00
0,00
Рабочее
Служащее
Учащлеся/студенты Домохозяйки
Пенсионеры
Безработные
Социальные группы
□ 1- материальное благосостояние
■ 2-профессиональная квалификация
□ 3-желаемый об раз будущего жителей нашего города
□ 4-инструмент управления
I 5-категория, независящая от социально-экономического развития города
□ 6-затрудняюсь ответить
100,00
Рис. 3. Мнение горожан о составляющих понятия «качество жизни»
Рис. 4. Диаграмма Парето по причинам, определяющим качество жизни таганрожцев
Для улучшения материальной обеспеченности горожан путем развития производства и создания рабочих мест муниципалитету необходимо запланировать и обеспечить решение следующих задач:
1) развитие рынков труда, недвижимости, земли;
2) создание эффективной системы подготовки и переподготовки кадров;
3) составление реестров недвижимости и земельных участков;
4) повышение доходности от использования муниципальной собственности.
Для создания общих благоприятных условий для бизнеса необходимы развитие дорожной сети (реконструкция существующих автомагистралей и строительство новых дорог); развитие связи и телекоммуникационных систем, улучшение транспортного обслуживания (приобретение и использование современных комфортабельных транспортных средств); реконструкция старых и строительство новых комфортабельных гостиниц.
При разработке мероприятий для улучшения экологической ситуации следует учитывать, что г.Таганрог находится на берегу Азовского моря в степной зоне, имеющей оздоровительное, рекреационное, научное, историческое, культурное и эстетическое значение, поэтому в основе стратегии повышения качества жизни населения г.Таганрога должен быть баланс интересов человека, городской окружающей среды и природы морского побережья в целом, а целью стратегии - создание оптимальной экологичес-кой среды обитания для каждого жителя города путем выработки условий для активного участия населения в предлагаемых программах.
Важнейшими направлениями муниципальной со -циальной политики, реализация которых обеспечивает необходимые предпосылки устойчивого экономического развития города и повышения качества жизни горожан, являются:
1)
2)
3)
4)
5)
развитие экономики и создание нэвых рабочих мест; совершенствование сферы здравоохранения путем улучшения обеспеченности медицинских учреждений квалифицированными специалистами, лечебным и диагностическим оборудованием; модернизация системы образования и повышение квалификации, в частности, путём расширения сети образовательных учреждений, готовящих специалистов рабочих профессий; развитие сети детских дошкольных учреждений; развитие жилищно-коммунальной сферы, включая совершенствование форм управления многоквартирными домами.
При реализации этих направлений следует опираться на внедрение достижений науки и техники, практический опыт в области охраны окружающей среды, а в качестве финансово-материальной базы намеченной стратегии можно использовать бюджетные средства, а также привлеченные инвестиции и средства населения. Важным фактором успешного продвижения в данном направлении является стимулирование активности горожан во всех сторонах городской жизни (развитие территориального общественного управления в г.Таганроге и вовлечение горожан в решение проблем городской жизни и оказание помощи муниципалитету).
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1. Качество жизни населения выступает интегральной характеристикой, дающей представление о жизнедеятельности человека и общества, поэтому повышение качес тва жизни является главной задачей и критерием деятельности муниципальных и региональных органов власти.
2. Анализ показателей социально-экономического развития г. Таганрога за 2008-2009 гг. показывает, что состояние городской экономики в условиях начавшегося кризиса характеризуется ростом фонда заработной платы, среднемесячной заработной платы, среднесписочной численности работников и отсутствием задолженностей по выплате заработной платы. Уровень регистрируемой безработицы в
2008 г. обнаружил тенденцию к росту (1%), но увеличилась и доля вакансий для специалистов рабочих профессий (6%), что создает возможности для переобучения и последующего трудоустройства безработных граждан по рабочим специальностям.
3. Согласно данным проведенного социологического исследования, основная часть городского населения (около 75%) оценивает социально-экономическую ситуацию в городе как неблагоприятную и дает удовлетворительную оценку всем ее состав -ляющим. Низкую активность населения в решении социально-экономических проблем респонденты объясняют индивидуализмом (41,18%), безразличием к общим проблемам (40,20%), упованием на других (34,31%), неверием в оказание влияния на решения муниципалитета (32,35%), недостатком знаний (31,37%), отсутствием организации (20,41%) и др. Именно недостаточным развитием местного территориального общественного самоуправления (81,37%) обусловлена низкая активность жителей в решении городских проблем.
4. Основными направлениями повышения качества жизни населения г.Таганрога являются:
- проведение мероприятий по обеспечению экономического роста и стабильного развития производственной сферы;
- стимулирование активности горожан во всех сторонах городской жизни;
- развитие территориального общественного управления в г.Таганроге;
- усиление роли территориального общественного самоуправления в решении проблем городской жизни и оказание помощи муниципалитету;
- поиск необходимых финансовых и других ресурсов для улучшения социально-экономической ситуации в городе, в частности, путем использования целевых комплексных программ, которые в соответствии с существующим законодательством призваны обеспечить экономический рост, конкурентоспособность продукции, новые рабочие места, решение социальных проблем;
- любые программы улучшения качества жизни населения следует в первую очередь связывать с развитием городской экономики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция РФ. М.: Проспект, 2002.
2. Агажанов РА. Социально-экономический мониторинг качества жизни населения городов // Вестник Удмуртского университета. Сер. Экономика. 2006. №2.
3. Субетто А.И. Управление качеством жизни и выживаемость человечества//Стандарты и качество. 1994. №1.
4. Бестужев-Лада И. В. Современные концепции уровня, качества и образа жизни. М.: ИСИ АН СССР, 1978.
5. Волгина Н. А. Социальная политика как системная социальная технология/ Под общ. ред. М., 2002.
6. Исаев И.И., Нечкин Б.В. Качество жизни и серти-фикация//Стандарты и качество. 1994. №12.
7. www .taganrog.ru
8. www.tgcn.ru
9. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (введение). М.: NOTA BENE, 1999.
10. Янкина И.А. Стратегии адаптации населения провинциального города в условиях формирования конкурентоспособной России: реалии, ретроспектива и перспективы (опыт социологической экс -пертизы городской среды). Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008.
11. Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник для вузов. М.: Экономика, 1998.