№ 1/2015
Вестник Таганрогского института управления и экономики
И.А. Ильченко
КАЧЕСТВО СРЕДЫ ОБИТАНИЯ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ В КОНТЕКСТЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучены факторы, влияющие на качество среды обитания г. Таганрога, проанализированы имеющиеся возможности и проблемы его улучшения и
предложены пути обеспечения экологического развития города. Показана взаимосвязь качества среды обитания и качества жизни горожан.
Качество среды обитания, качество жизни, экологическое развитие.
Качество среды обитания оказывает существенное влияние на здоровье и продолжительность жизни населения и косвенно влияет на социально-экономические процессы в обществе. Согласно ст.8 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [1], граждане нашей страны «имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека». Кроме того, в стране «...поощряется деятельность, способствующая ... экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию» (Конституция РФ, ст.41), и «кащдый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью экологическим правонарушением» (Конституция РФ, ст.42) [2]. Качество жизни наряду с материальными компонентами включает комплекс духовных, материальных, социокультурных, экологических и демографических компонентов жизни [3; 4]. Общепринятыми критериями качества жизни, действующими в России и за рубежом, являются: 1) макроэкономические показатели (динамика промышленного производства, уровень инфляции, уровень заработной платы занятого населения); 2) жилье, социальная инфраструктура;
3) состояние здоровья населения; 4) состояние окружающей среды; 5) социальные аномалии (преступность, наркомания и т.д.). Следовательно, качество окружающей среды является составной частью качества жизни людей, и обеспечение последнего невозможно без поддержания необходимого качества среды обитания и поступательного экологического развития отдельных муниципальных образований, регионов и страны в целом.
Целью данного исследования является анализ проекта экологического развития муниципального образования (на примере г. Таганрога). Объектом исследования является качество среды г. Таганрога, а предметом - взаимосвязь экологического развития города и повышения качества жизни таганрожцев.
На рисунке представлены результаты изучения взаимосвязи факторов, оказывающих влияние на формирование и поддержание качества среды обитания г. Таганрога, из которой следует, что все выделенные факторы были разделены на четыре группы:
1) природная среда, 2) организационно-управленческая среда, 3) техногенная среда, 4) социальная среда. Весовые коэффициенты отдельных факторов были получены путем обработки мнения экспертов, выра-
женного в 5-балльной шкале. Природная составляющая городской системы характеризуется весовым коэффициентом 0,406 (или 40,6%) и включает следующие факторы: 1) качество морской воды (в Таганрогском заливе) - 0,034; 2) качество водопроводной воды - 0,041; 3) качество городских пляжей -0,048; 4) качество атмосферного воздуха - 0,075; 5) качество тишины на улицах - 0,064; 6) качество зеленых насаждений - 0,079; 7) качество городских почв - 0,065. Городская биота вносит свой вклад благодаря жизнедеятельности растений, животных, людей и микроорганизмов. Наиболее значительна роль растительной составляющей городской экосистемы, которая выполняет средоформирующие функции (создание микроклимата, поддержание газового баланса в воздухе, рекреация и т.д.). Кроме того, в урбоэкосистемах листовое поглощение многих загрязнителей превышает корневое из-за кислого характера городских почв, низкого содержания гумуса, фосфора и др. факторов, препятствующих усвоению корнями тяжелых металлов и др. поллютантов, что способствует процессам очищения воздуха от загрязнителей. Качество воды в рекреационном водоеме -Таганрогском заливе Азовского моря - зависит от ряда причин: от процессов загрязнения, обусловленных поступлением в залив сточных вод городских предприятий, от интенсивности оползневых процессов береговой линии, от поступления в залив стоков с сельскохозяйственных угодий, от интенсивности судоходства, от поступления нефтепродуктов в результате их погрузки в морском порту и др.
Организационно-управленческая составляющая города получила общий весовой коэффициент 0,123, в величину которого вносят свой вклад городские и федеральные управляющие органы: 1) Администрация г. Таганрога - 0,063; 2) ФГУ «Комитет по охране природы г. Таганрога» - 0,015; 3) ФГУЗ «Центр эпидемиологии и гигиены в г. Таганроге» - 0,015; 4) ФГУ «Азовморинформцентр» - 0,010; 5) Городской экологический фонд - 0,010; 6) городские СМИ - 0,010.
Техногенная среда городской системы набрала суммарный вес 0,396, при этом деятельность отдельных предприятий характеризуется следующими весовыми коэффициентами: 1) МУП «Зеленый мир» -0,077 (озеленение и благоустройство); 2) МУП «Южный город» - 0,076 (уборка улиц); 3) МУП «Спецавтохозяйство» - 0,071 (вывоз мусора); 4) МУП «Водоканал» - 0,058 (обеспечение водопотребления и водоотведения); 5) транспортные предприятия города -0,058; 6) промышленные предприятия города - 0,056.
107
№ 1/2015
Вестник Таганрогского института управления и экономики
Природная среда 0,406
Социальная среда
0,075
Причинно-следственная диаграмма «Влияние составляющих окружающей среды на качество среды обитания г. Таганрога»
Социальная среда получила наименьший вес (0,075) и включает только один фактор - экологическое поведение населения, которое в свою очередь определяется сформированным у них экологическим сознанием, экологическим мышлением и культурой [5] и проявляется в активном и пассивном участии в поддержании качества городской среды обитания.
Анализ полученных данных показывает: наибольший вклад в качество городской среды обитания г. Таганрога вносят природная и техногенная среда, общий вклад которых составляет 0,802 (80,2%), поэтому в соответствии с принципом В.Парето деятельность по обеспечению качества городской
окружающей среды нужно начинать с проведения мероприятий по улучшению качества отдельных факторов природной среды и совершенствования деятельности конкретных предприятий, входящих в техногенную среду. Следует отметить, что среди факторов природной среды существенный вклад (-20% из данной группы) приходится на факторы сезонного характера - вода Таганрогского залива и городские пляжи, поэтому данные факторы можно отнести в этой группе к второстепенным. Тогда в число первостепенных факторов войдут качество воздуха, качество почв, качество зеленых насаждений, качество тишины (т.е. борьба с шумом),
108
№ 1/2015
Вестник Таганрогского института управления и экономики
поэтому проведение мероприятий по обеспечению качества этих факторов будет являться приоритетным. Учитывая, что для очистки питьевой воды можно успешно применять локальные системы очистки или использовать бутилированную воду, то мероприятия по улучшению качества водопроводной воды можно отложить на второй план. Поскольку для водоснабжения г. Таганрога в настоящее время используется вода трех водоисточников - реки Дон, реки Миус и артезианских скважин, расположенных на территории города, - среди которых наиболее экологически опасными являются подземные воды [6; 7], то исключение этого водоисточника из системы водоснабжения и увеличение подачи более чистой донской воды будет способствовать повышению качества водопроводной воды.
Результаты проведенной комплексной оценки качества окружающей среды г. Таганрога и поиска перспектив его улучшения позволяют рекомендовать следующие направления обеспечения экологического развития города:
1) разработка и реализация программы превращения
города в экологически чистый город;
2) развитие рекреационных зон города;
3) развитие исторического и культурного туризма.
Для одновременной реализации этих направлений можно предложить проект развития г. Таганрога как города-курорта. Осуществление этого проекта будет способствовать и экономическому развитию города, т.к. имевшее место в последние годы сокращение деятельности градообразующих предприятий привело к снижению доходов работников этих предприятий, ухудшению финансового благополучия их семей и к росту безработицы, что в целом негативно отразилось на качестве жизни значительной доли таганрожцев. В то же время развитие культурно-оздоровительного и туристического сервиса предполагает создание новых рабочих мест и улучшение макроэкономических показателей муниципального образования. В табл.1 приведены результаты качественного SWOT-анализа проекта развития города как города-курорта, проведенного по методике [8; 9].
Действительно, благоприятное географическое положение города (комфортный теплый климат, морское побережье и т.д.), развитая транспортная инфра-
структура (наличие железнодорожного и морского вокзалов, автовокзала, аэродрома), наличие мест отдыха, культурных и исторических памятников (парк им. М.Горького, Пушкинская набережная, Приморский парк, дом-музей А.ПЧехова и др.) в городе и его окрестностях (музей-заповедник «Танаис», достопримечательности г. Старочеркасска, г. Новочеркасска, ст. Вешенской и др.), а также наличие лечебных и лечебно-оздоровительных учреждений являются сильными сторонами и создают предпосылки для смены имиджа Таганрога как исключительно промышленного города на имидж города-курорта. К важным внутренним сильным сторонам для реализации проекта развития курортно-оздоровительной и туристической деятельности в г. Таганроге можно причислить и наличие необходимого количества трудовых ресурсов, высвободившихся в связи с сокращением деятельности градообразующих предприятий, а также имеющиеся в городе три высших учебных заведения и несколько филиалов вузов, способных обеспечить подготовку и переподготовку необходимых кадров. Следовательно, одним из важных последствий реализации данного проекта наряду с улучшением качества среды обитания и, соответственно, экологической составляющей качества жизни таганрожцев можно считать и положительное влияние на экономическую составляющую - создание рабочих мест и улучшение благосостояния населения.
К внутренним слабым сторонам экосистемы города следует отнести: 1) загрязнение компонентов городской окружающей среды (воздуха, почв, морской воды и др.); 2) большое количество промышленных предприятий в центральной части города без санитарно-защитных зон; 3) большое количество единиц автотранспорта и отсутствие парковок; 4) недостаточное озеленение улиц; 5) низкое качество водопроводной воды и изношенность водопроводных сетей, а также отсутствие переработки бытовых и промышленных отходов [10]. При осуществлении программы превращения г. Таганрога в экологически чистый город-курорт необходимо активно использовать такие возможности, как: 1) фитомелиорация городских улиц, скверов, жилых массивов и т.д.; 2) создание санитарно-защитных зон вокруг заводов; 3) развитие экологически безопасного электротранспорта.
Таблица 1
SWOT-анализ реализации проекта развития г.Таганрога как города-курорта
Сильные стороны: 1) благоприятное географическое положение города (S1), 2) развитая транспортная инфраструктура (S2), 3) наличие мест отдыха (S3); 4) наличие культурных и исторических памятников в городе и его окрестностях (S4); 5) наличие лечебных и лечебно-оздоровительных учреждений (S5) Возможности: 1) расширение рынка предоставления услуг туризма и отдыха (O1); 2) расширение рынка медицинских услуг (O2); 3) сокращение доли рынка крупных конкурентов (O3); 4) расширение диапазона возможных видов отдыха (O4); 5) возможность привлечения инвесторов, включая государство (O5)
Слабые стороны: 1) загрязнение компонентов городской окружающей среды (W1); 2) большое количество промышленных предприятий в центральной части города (W2); 3) большое количество единиц автотранспорта и отсутствие парковок (W3); 4) недостаточное озеленение улиц (W4); 5) низкое качество водопроводной воды (W5) Угрозы: 1) нестабильная экономическая ситуация в стране (T1); 2) невысокие доходы населения в регионах (T2); 3) усиление позиций конкурентов (T3); 4) падение спроса на услуги в сфере охраны здоровья, туризма и отдыха (T4); 5) нестабильная геополитическая обстановка (T5)
109
№ 1/2015
Вестник Таганрогского института управления и экономики
В числе внешних возможностей реализации природоохранных программ и получения статуса города-курорта следует отметить: 1) расширение рынка предоставления услуг туризма и отдыха, а также проведение культурных мероприятий регионального и федерального значения; 2) расширение рынка медицинских услуг; 3) сокращение доли рынка крупных конкурентов (вследствие инфляции, геополитических проблем и т.п.); 4) расширение диапазона возможных видов отдыха; 5) возможность привлечения инвесторов, включая государство. В этой связи следует отметить наличие у муниципалитета и городских учреждений культуры опыта проведения ежегодных чеховских театральных фестивалей, ежегодных кинофестивалей, книжных ярмарок и др. и необходимых коммуникаций. В то же время нельзя недооценивать и имеющиеся серьезные внешние угрозы для реализации рассматриваемого проекта, в частности, нестабильную экономическую ситуацию в стране, обусловленную экономическим спадом; невысокие доходы населения в регионах; усиление позиций конкурентов - предприятий этой отрасли в других регионах (например, курортов Краснодарского края, Грузии, Турции и др.); падение спроса на услуги в сфере охраны здоровья, туризма и отдыха; нестабильную геополитическую обстановку (политическая ситуация в соседней Украине).
Несвоевременное устранение существующих слабых сторон вызовет, во-первых, ухудшение качества городской окружающей среды вследствие загрязнения и невыполнение экологических критериев, предусмотренных для курортных районов и зон. Так, согласно действующему законодательству [11], концентрации загрязнителей в воздухе курортных мест не должны превышать 0,8 ПДК, тогда как в настоящее время в г. Таганроге систематически наблюдаются существенные превышения данного критерия [10]. Такое положение дел, в свою очередь, неизбежно приведет к ухудшению здоровья городского населения и будет серьезным препятствием для превращения Таганрога в экологически чистый город. При осуществлении данного проекта могут возникнуть серьезные трудности, обусловленные недостаточным финансированием природоохранных программ, отсутствием сплоченных и координированных действий всех участников природоохранных мероприятий. Для преодоления этих препятствий необходимо проведение следующих мероприятий: 1) внедрение современных технологий очистки промышленных сточных вод; 2) строительство эффективных сооружений по очистке промышленных выбросов в атмосферу; 3) строительство эффективных очистных сооружений в порту; 4) строительство предприятия по переработке твердых отходов.
Следовательно, достижение хорошего состояния окружающей среды г. Таганрога предполагает разработку и активное выполнение природоохранных программ, которые разработаны с учетом ранга основных факторов, влияющих на качество городской среды обитания, а также координацию и сплоченность действий всех участников.
Для более полного выяснения и учета взаимосвязей и взаимного влияния сильных и слабых сто-
рон на возможности и угрозы реализации намечаемых программ экологического развития города был проведен количественный SWOT-анализ по методике [8; 9]. Для оценки вероятности появления конкретных возможностей и угроз Pj была использована шкала значений в интервале от 0 до 1: низкой вероятности соответствовало числовое значение в диапазоне 0,1-0,3; средней вероятности - 0,4-0,6; высокой вероятности - 0,7-0,9; очень высокой вероятности - 1. Значение коэффициента влияния Kj, характеризующего влияние на деятельность организации конкретных возможностей и угроз, определялось по той же шкале, что и значение коэффициента Pj, но в случае отсутствия влияния принималось Kj=0, a Kj=1 соответствовало ситуации, когда имеют место исключительно благоприятные новые возможности для деятельности или же, наоборот, реализация угрозы может привести к полному прекращению деятельности.
Интенсивность сильных и слабых сторон деятельности Ai определялась по 5-балльной шкале: 5 баллов - высокая интенсивность, 3-4 балла - средняя интенсивность, 1-2 балла - незначительная интенсивность. Для сильных сторон использовалось положительное значение, а для слабых - отрицательное значение.
Величина aу характеризовала способность сильных сторон содействовать реализации возможностей и противостоять угрозам, а в случае слабых сторон -способность ослабить воздействие возможностей и усилить угрозы. Для процесса оценки была использована 5-балльная шкала: 5 баллов - полная возможность использовать благоприятные события или предотвратить отрицательные последствия угроз; 4-3 балла - значительное использование благоприятных возможностей или существенная защита от угроз; 2-1 балл - незначительное влияние на использование благоприятных возможностей или на защиту от угроз. Оценка a^ выставлялась без учета реальной интенсивности фактора, поскольку интенсивность была учтена в A,-. Результаты экспертной оценки приведены в табл. 2.
Для учета взаимосвязей и взаимного влияния сильных и слабых сторон на возможности и угрозы исходная матрица (табл. 2) была преобразована по формуле:
Aij - Ai ' Kj ' Pj ' aij ,
где Aij - значения преобразованной матрицы.
Далее было проведено суммирование полученных оценок по строкам и столбцам матрицы и сделаны выводы и рекомендации (табл.3).
Анализ полученных данных (табл.3) позволяет сделать следующие выводы:
1) наиболее сильными сторонами деятельности муниципалитета и др. структур, которые будут способствовать реализации имеющихся возможностей, являются высокое благоприятное географическое положение города S1 (21,64) и развитая транспортная инфраструктура S2 (9,32);
2) единственной сильной стороной деятельности, которая поможет защититься от угроз, является развитая транспортная инфраструктура S2 (9,28);
110
№ 1/2015
Вестник Таганрогского института управления и экономики
Таблица 2
Результаты экспертной оценки сильных и слабых сторон, возможностей и угроз проекта _______
Ai Возможности Угрозы Итого
O1 O2 O3 O4 O5 Итого Т1 Т2 Т3 Т4 Т5
Вероятность появления (Pj) 0,5 0,3 0,3 0,5 0,6 0,6 0,7 0,4 0,3 0,5
Коэффициент влияния (Kj) 0,7 0,4 0,5 0,4 0,7 0,8 0,9 0,5 0,3 0,4
Сильные стороны
S1 4 5 3 4 3 5 0 0 0 0 0
S2 4 4 1 0 2 3 2 2 0 0 1
S3 2 1 0 0 1 0 0 0 0 0 0
S4 4 3 0 0 1 1 0 0 0 0 0
S5 3 3 4 0 0 3 0 1 0 1 0
Итого
Слабые стороны
W1 -5 3 0 0 1 2 0 0 3 2 0
W2 -5 3 0 0 0 1 0 0 1 1 0
W3 -5 3 1 0 1 0 0 0 0 0 0
W4 -3 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0
W5 -2 1 0 0 1 0 0 0 2 0 0
Итого
Таблица 3
Результаты экспертной оценки взаимосвязей и взаимного влияния сильных и слабых сторон на возможности и угрозы реализации проекта
Ai Возможности Угрозы Итого
O1 O2 O3 O4 O5 Итого Т1 Т2 Т3 Т4 Т5
Вероятность появления (Pj) 0,5 0,3 0,3 0,5 0,6 0,6 0,7 0,4 0,3 0,5
Коэффициент влияния (Kj) 0,7 0,4 0,5 0,4 0,7 0,8 0,9 0,5 0,3 0,4
Сильные стороны
S1 4 7,0 1,44 2,4 2,4 8,4 21,64 0 0 0 0 0 0
S2 4 5,6 0,48 0 1,6 2,04 9,32 3,84 5,04 0 0 0,4 9,28
S3 2 0,7 0 0 0,4 0 1,1 0 0 0 0 0 0
S4 4 4,2 0 0 0,8 1,68 6,68 0 0 0 0 0 0
S5 3 3,15 1,44 0 0 3,78 8,37 0 1,89 0 0,27 0 2,16
Итого 20,65 3,36 2,4 5,2 15,9 47,51 3,84 6,93 0 0,27 0,4 11,44
Слабые стороны
W1 -5 -5,25 0 0 -1,0 -4,2 -10,45 0 0 -3,0 -0,9 0 -3,9
W2 -5 -5,25 0 0 0 -2,1 -7,35 0 0 -1,0 -0,45 0 -1,45
W3 -5 -5,25 -0,6 0 -1,0 0 -6,85 0 0 0 0 0 0
W4 -3 0 0 0 -0,6 0 -0,6 0 0 0 0 0 0
W5 -2 -0,7 0 0 -0,4 0 -1,1 0 0 -0,8 0 0 -0,8
Итого -16,45 -0,6 0 -3,0 -6,3 -26,35 0 0 -4,8 -1,35 0 -5,15
3) самыми важными возможностями для проектменеджеров, которыми можно воспользоваться при помощи сильных сторон, являются расширение рынка предоставления услуг туризма и отдыха O1 (20,65) и возможность привлечения государственных и негосударственных инвесторов O5 (15,9). Однако эти же возможности оказываются наиболее уязвимыми из-за наличия слабых сторон. Так, для возможности 01 суммарный балл составляет - 16,45, а для возможности 05, соответственно, - 6,3;
4) самой слабой стороной можно считать загрязнение компонентов городской окружающей среды W1 (суммарный балл -16,45) и низкое качество водопроводной воды W5 (-6,3). Более всего сильные стороны помогут защититься от угрозы невысоких доходов населения T2 (6,93), т.к. клиенты могут
воспользоваться предлагаемыми услугами укрепления здоровья, туризма и отдыха одновременно. Однако сильные стороны не защищают от угрозы усиления позиций конкурентов T3 (0);
5) такие слабые стороны городской экосистемы, как загрязнение компонентов городской окружающей среды и большое количество промышленных предприятий в центральной части города, более всего усугубляют угрозы усиления позиций конкурентов T3 (-4,8) и падения спроса на услуги в сфере охраны здоровья, туризма и отдыха T4 (-1,35). Нестабильная экономическая ситуация в стране T1, невысокие доходы населения в регионах T2 и нестабильная геополитическая обстановка T5 не подвержены влиянию этих слабых сторон (0).
111
№ 1/2015
Вестник Таганрогского института управления и экономики
Таким образом, современные критерии качества жизни наряду с экономическими, социальными и культурными показателями включают показатели состояния окружающей среды, обусловливающего уровень здоровья, продолжительность жизни человека и комфортность экологических факторов жизни.
Наибольший вклад в качество городской среды обитания г. Таганрога вносят природная и техногенная среда, суммарный вклад которых составляет 80,2%, а деятельность по обеспечению качества городской окружающей среды нужно начинать с проведения мероприятий по улучшению качества воздуха, почв, зеленых насаждений, борьбы с шумом.
Природные, географические и культурно-исторические особенности г. Таганрога позволяют рассматривать в качестве одного из перспективных направлений его экологического развития как города-курорта. Главными возможностями для проект-менеджеров, которыми следует воспользоваться благодаря сильным сторонам, являются расширение рынка предоставления услуг туризма и отдыха и возможность привлечения государственных и негосударственных инвесторов. Самой слабой стороной можно считать загрязнение компонентов городской окружающей среды и низкое качество водопроводной воды. Потенциальные клиенты могут воспользоваться предлагаемыми услугами укрепления здоровья, туризма и отдыха одновременно. Однако сильные стороны не защищают от угрозы усиления позиций конкурентов, а такие слабые стороны городской экосистемы, как загрязнение компонентов городской окружающей среды и большое количество промышленных предприятий в центральной части города, более всего усугубляют угрозы усиления позиций конкурентов и падения спроса на услуги в сфере охраны здоровья, туризма и отдыха. Реализация данного проекта экологического и экономического развития города благоприятно отразится на качестве жизни таганрожцев улучшением как экологической, так и экономической составляющей их жизни - снижением уровня безработицы, появлением новых рабочих мест на создаваемых предприятиях индустрии здоровьеукрепляющих технологий, туризма и сервиса и улучшением финансирования социальных программ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ (в ред. от 1.07.2002).
2. Конституция РФ (принята на референдуме 12.12.93).
3. Янкина И.А. Качество жизни населения как критерий эффективности управления городской средой // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2009. № 5. С. 133-137.
4. Ильченко И.А. Качество жизни населения среднего промышленного города: социологические аспекты // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2010. № 2. С. 63-69.
5. Ильченко И.А. Экологическая культура человека: проблемы формирования и оценки // Культура и образование. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/11/2482 (дата обращения: 03.11.2014).
6. Ильченко И.А. Система водообеспечения г. Таганрога: проблемы функционирования и направления совершенствования // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2011. №2 (14). С.89-95.
7. Ильченко И.А. Сравнительный анализ безопасности источников хозяйственно-питьевого водоснабжения // Фундаментальные и прикладные аспекты создания биосферосовместимых систем: материалы 2-й Международной научно-технической интернет-конференции. Орел: Г осуниверситет-УНПК, 2015. С.98-102.
8. Басовский Л.Е. Современный стратегический анализ. М.: ИНФРА-М, 2013. 256 с.
9. Плучевская Э.В., Кондратьева А.А. Применение методики SWOT-анализа в отношении отраслевых рынков // Российское предпринимательство. 2011. № 12. Вып. 2 (198). С. 131-136.
10.0 состоянии окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области в 2013 году. Экологический вестник Дона / под общ. ред. В.Н.Васи-ленко, Г.АУрбана, АГ.Куренкова, С.В.Толчее-вой, С.Ю.Покуля. Ростов н/Д: ООО «Синтез технологий», 2014. 378 с.
11. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. от 29.12.2014).
112