Институт Государственного управления, Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов
права и инновационных технологий (ИГУПИТ) тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800)
Мурзин Антон Дмитриевич
Murzin Anton Dmitrievich Ростовский государственный строительный университет Rostov State University of Civil Engineering Доцент кафедры Экономики и управления в строительстве Associate professor of chair of Economy and management in construction
канд. экон. наук, доцент E-Mail: [email protected]
08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством
Методологические основы комплексного анализа условий развития урбанизированных территорий в процессе стратегического градостроительного планирования
The methodological basis of a comprehensive analysis of the conditions for the urban areas development in the strategic urban planning
Аннотация: Статья посвящена проблеме научного обоснования механизма анализа исходных условий и стратегических направлений, определяющих комплексное развитие территории крупного города. Автором изучена проблематика и нормативно-методические основы подобного анализа, рассмотрены его основные задачи и элементы, выявлены приоритетные требования к формированию стратегии градостроительной урбанизации. Научным результатом исследования являются предложения по алгоритмизации и подробное описание этапов аналитических работ в процессе интегральной оценки стартовых условий, предпосылок и ограничений, обуславливающих комплексное развитие территории крупного города.
The Abstract: The article is devoted to the scientific justification the mechanism analysis of the initial conditions and strategic directions, defining a complex development of the large city territory. The issues, regulatory and methodological basis of the similar analysis are studied by the author, its main tasks and elements are considered, priority requirements for the formation of urban planning strategy of urbanization are identified. Scientific research result includes proposals on algorithms and a detailed description of the analytical works stages in the integrated assessment of initial conditions, prerequisites and restrictions leading to the complex development of the large city territory.
Ключевые слова: Методология, анализ, комплексное развитие, урбанизированные территории, крупный город, алгоритмизация, интегральная оценка.
Keywords: Methodology, analysis, integrated development, urbanized territories, large city, algorithmization, integrated assessment.
***
Стратегическое планирование развития любых сложных социально-экономических систем, к которым, несомненно, относятся и территории крупного города, предполагает на начальном этапе выполнение анализа и оценки исходных условий, ретроспективных предпосылок и текущих ограничений возможных стратегических направлений. Однако в отношении урбанизированных территорий подобный анализ весьма затруднен, что, в первую очередь, обусловлено отсутствием соответствующих научно-методических инструментов.
В практической деятельности градостроительного планирования очень часто имеет
Институт Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ)
Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru
место пренебрежение в отношении анализа исходных условий развития, во многом вызванное необходимостью экономии временных и финансовых ресурсов, а также не понимаем роли его результатов в постановке целей стратегического развития и разработке механизмов их реализации. Следствием данной ситуации является формально-декларативный характер аналитических работ, которые, по своей сути, не являются комплексными, не позволяющий учесть весь спектр проблем социально-экономической сферы города, слабая обоснованность формулируемых целей развития.
Проблема формирования научно-методической базы комплексного анализа развития урбанизированных территорий особенно актуальны в крупных городах и агломерациях, это обусловлено несколькими принципиальными причинами.
1. В настоящее время использование только традиционных методик анализа, показывающих достоверные результаты в условиях относительной социально-экономической стабильности, не оправданно.
Большинство городов нашей страны образовано в политико-экономических условиях, существенно отличающихся от нынешних. Предпосылки и цели их образования к текущему моменту оказываются слабо актуальными и нередко выступают сдерживающим фактором комплексного социально-экономического развития отдельных урбанизированных территорий и города в целом на стратегическую перспективу.
Кроме того, местное самоуправление, как третий уровень законодательноисполнительной власти Российской Федерации, находится на этапе реформирования и становления, что также влияет на процесс постановки стратегических целей и определения задач анализа развития города. Например, законодательством в некоторых случаях предусмотрено изменение границ муниципального образования [7], что обуславливает необходимость анализа возможностей развития новообразованных территорий. Данный анализ должен включать относительно новые задачи, такие как планирование жилищнокоммунальной инфраструктуры, транспортно-коммуникационной системы, объектов общегородского хозяйства и управления собственностью [4].
2. Потребность в комплексном научно-обоснованном обеспечении социальноэкономического анализа обусловлено традиционным превалированием экономических задач стратегического планирования городского развития и низким вниманием к социальноэкологическим аспектам формирования благоприятной природно-антропогенной среды жизнедеятельности человека. Большинство используемых в практике стратегического планирования индикаторов социально-экономического развития муниципальных образований разработаны для оценки направлений развития производственных предприятия, и не способны в полной мере учесть особенности социально-экономической системы современного города.
3. Обеспечение комплексности проводимого анализа для оценки направлений развития территории города недостаточно, важным условием его эффективности является стратегический характер. Данное обстоятельство предполагает выявление управляющих и хозяйствующих субъектов, заинтересованных в развитии города, но функционирующих во внешней по отношению к городу среде.
Таким образом, предметом комплексного анализа направлений развития урбанизированных территорий, по нашему мнению, выступает весь спектр взаимообусловленных социально-экономических процессов, протекающих в городской среде, как сложной целостной социоэколого-экономической системе.
Анализ исходный условий и предпосылок при формировании градостроительного плана развития городских территорий, прежде всего, предполагает комплексную оценку
Институт Государственного управления, Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов
права и инновационных технологий (ИГУПИТ) тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800)
сложившихся социально-экономических взаимосвязей, определение ведущих направлений развития, выявление взаимообусловленных факторов, характеризующих текущую ситуацию, систематизацию наиболее актуальных текущих и перспективных проблем города. Другими словами, на данном этапе аналитических работ необходимо собрать и обобщить всю доступную информацию, которая может повлиять на результаты разработки стратегического плана комплексного развития отдельных урбанизированных территорий или города в целом.
Среди прочих задач данного этапа аналитических работ можно отметить:
• изучение внутренних факторов и тенденций развития города;
• ретроспективный анализ исходных условий комплексного стратегического развития городских территорий;
• оценку влияния на перспективы развития города внешних факторов;
• определение предпосылок и ограничений комплексного стратегического развития города;
• определение интегрального показателя, характеризующего стартовые условия, предпосылки и ограничения комплексного стратегического социальноэкономического развития городских территорий.
Анализ исходных условий, ретроспективных предпосылок и текущих ограничений, влияющих на комплексное развитие городских территорий, должен проводиться с учетом системы научных принципов, среди которых наиболее важными являются принцип целенаправленности, последовательности, системности, комплексности и эффективности [3].
Кроме того, стратегия комплексного социально-экономического развития должна соответствовать определенным требованиям [5]:
• результаты развития социальной сферы города должны быть запланированы с учетом государственных минимальных стандартов;
• совокупные критерии комплексного развития города должны соответствовать требованиям безопасного устойчивого развития;
• градостроительная стратегия должна обеспечивать сбалансированное развитие, показатели развития структурных элементов городского хозяйства должны быть взаимоувязаны.
Первые попытки стандартизации показателей качества жизни на государственном уровне были предприняты еще в 1995 г. с принятием Федерального закона № 154-ФЗ от 28.08.1995 закрепившем понятие «минимальные социальные стандарты» [7]. Однако уже в следующем году были выявлены недостатки в методологической базе данных стандартов, которые до сих пор не преодолены. Так, например, в Федеральном законе от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» [6] социальная сфера вообще не рассматривается в качестве объекта стандартизации и нормирования.
В научной литературе и нормативных документах также отсутствует единое мнение относительно трактовки понятий «социальный стандарт» [1, 2]. Так, в проекте Федерального закона N 209727-3 социальный стандарт понимается как государственно установленная единая система минимальных социальных норм и нормативов, отражающая важнейшие потребности человека в материальных благах и услугах [1].
Процедура оценки сбалансированного комплексного развития территории города должна строиться на основе декомпозиции целостной системы городских территорий на социальные, экологические, управленческие и экономическая составляющие, которые характеризуются определенным набором индикаторов. В этой связи должны быть обеспеченны непротиворечивые связи количественных критериев, отсутствие которых может
Институт Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №3 2013
Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru
вызвать структурные несоответствия.
В контексте методологической проблемы поиска рациональной последовательности аналитических работ в рамках комплексного анализа направлений развития территорий может быть предложен принципиальный алгоритм, реализующий описанные принципы (рис.).
1. Анализ внутренних 2. Комплексный анализ 3. Комплексный анализ
закономерностей местных стартовых внешних факторов
развития города условий развития города развития города
4. Анализ безопасности развития города
5. Оценка баланса развития города
і
6. Оценка эффективности развития города
7. Выявление предпосылок и ограничений комплексного развития города
8. Интегральная оценка стартовых условий, предпосылок и ограничений комплексного развития города
Рис. Алгоритм интегральной оценки стартовых условий, предпосылок и ограничений, обуславливающих комплексное развитие территории города
В блоке 1 проводится ретроспективный анализ системы внутренних факторов, определяющих направления развития городских территорий. В данном блоке осуществляется выяснение причин существования нынешних границ городской агломерации, а также определение функций, выполняемых городом в системе региональных и межтерриториальных взаимосвязей. В результате работ первого блока должна быть структурирована вся последовательность причинно-следственных взаимосвязей, определивших текущий уровень социально-экономического развития города.
Блок 2 аналитических работ предполагает проведение анализа факторов местного (территориального) уровня определяющих «стартовые» условия перспективного комплексного развития городских территорий. К данной группе факторов могут быть отнесены:
• уровень качества жизни населения;
• текущая экологическая ситуация;
• степень использования социально-экономического потенциала;
• финансово-экономическое положение;
• квалификация управленческих кадров городской администрации.
Блок 3 включает аналитические работы по определению внешних факторов, влияющих на комплексное развитие городских территорий. Необходимость проведения такого анализа
Институт Государственного управления, Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов
права и инновационных технологий (ИГУПИТ) тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800)
обусловлена стратегическими целями комплексного развития. Общеизвестно, что городские территории зачастую оказываться объектом интересов множества управляющих и хозяйствующих субъектов отношений различного уровня: федерального, регионального и местного. Следовательно, анализ влияния данных субъектов на процесс комплексного развития города является обязательным элементом стратегического планирования. Он может осуществляться на базе выявления и оценки текущих и перспективных потребностей данных субъектов.
Блоки 4, 5 и 6 представленной схемы призваны определить степень безопасности, сбалансированности и эффективности стратегического плана городского развития. Блок 7 позволяет выявить предпосылки и ограничения планируемых направлений развития. На завершающем этапе аналитических работ (блок 8) продуцируется интегральный оценочный критерий стартовых условий, исходных предпосылок и текущих ограничений выбранного направления комплексного стратегического развития урбанизированных территорий или города в целом.
Таким образом, представленный принципиальный алгоритм интегральной оценки стартовых условий, предпосылок и ограничений, обуславливающих комплексное развитие территории города, формирует научно-методическую базу проведения аналитических работ и позволяет системно учесть весь спектр стратегических задач эффективного
градостроительного планирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Проект Федерального закона N 209727-3 «О минимальных государственных социальных стандартах»
2. Социальные стандарты качества жизни: сборник статей / под общ. ред. А.В.Очировой, В.Н.Бобкова, Н.С.Григорьевой. - М.: МАКС Пресс, 2008. - 230 с.
3. Мурзин А.Д. Принципы моделирования принятия решений по управлению социо-эколого-экономическими рисками развития городских территорий [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона. - 2012. - №3. - С. 626-629. - Режим доступа: http://www.ivdon.ru
4. Зеленцов Л.Б., Камнева П.И. Анализ проблем жилищно-коммунального
хозяйства региона (на примере Ростовской области) // Интернет-журнал Науковедение. - 2012. - № 3. - С. 92. - Режим доступа:
http://www.naukovedenie.ru
5. Миргородская Е.О., Шеина С.Г. Зонирование экономического развития региона: методологические и методические подходы к анализу территории // Тегга Economicus. - 2012. - Т.10. - № 4-3. - С. 173-178.
6. Федеральный закон от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании»
7. Федеральный закон от № 154-ФЗ от 28.08.1995, от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Рецензент: Зеленцов Леонид Борисович, заведующий кафедрой Экономики и управления в строительстве Ростовского государственного строительного университета, доктор технических наук, профессор.