ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
УДК 330:622
Т.В. Петрова, Е.Я. Франк
Сибирский государственный индустриальный университет
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АККУМУЛИРОВНИЮ СРЕДСТВ ЦЕЛЕВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ФОНДА РЕКУЛЬТИВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ
Постоянный рост антропогенного воздействия на окружающую среду и большие затраты на природоохранные мероприятия выявляют необходимость создания механизма устранения сложившейся негативной ситуации. В частности, обстановка в части нарушения земель обусловливает актуальность рассмотрения нерешенных вопросов финансирования работ по рекультивации земель. Для их решения согласно теории и практике управления организационными системами [1, 2] необходима разработка организационно-экономического механизма, обеспечивающего процесс аккумулирования денежных средств для проведения масштабных работ по рекультивации. За рубежом успешно применяются несколько способов финансовых гарантий выполнения крупных проектов: кредитное письмо, облигации с гарантией, страхование, самостоятельное гарантирование, целевые фонды. Согласно ГК РФ существуют шесть способов обеспечения исполнения обязательств: обеспечительный
платеж, залог, поручительство, независимая гарантия, неустойка, задаток.
Анализ печатных изданий и электронных материалов по рассматриваемой теме показал, что в условиях Российской Федерации наиболее приемлемым способом обеспечения финансовых гарантий рекультивации земель является создание фонда.
В институте энергетических исследований РАН рассматривается вариант возможности финансирования работ по рекультивации через механизм формирования ликвидационного фонда, создаваемого в угольных организациях с целью проведения соответствующих работ [3]. Указанный вариант, на наш взгляд, с учетом острой необходимости рекультивации земель считается не достаточно приемлемым.
Другим вариантом является создание некоммерческого фонда рекультивации нарушенных земель как региональной общественной организации. «Сотрудничество фонда с горнодобывающими предприятиями строится на взаимовыгодной основе. Фонд освобождает
предприятия от необходимости заниматься несвойственной им рекультивацией и за перечисленные деньги через субподрядные организации самостоятельно выполняет весь объем работы» [4]. Работа фонда возможна на условиях получения лицензии на эксплуатацию месторождения только при внесении залогового платежа в фонд. Предлагается осуществлять залоговый взнос за каждый гектар нарушенных земель.
В варианте финансирования рекультиваци-онных работ в рамках фонда ликвидации подробно определены источники и размеры денежных отчислений на ликвидационные работы. Во втором варианте источники и механизм накопления денежных средств не описаны, не учтены и различия в нарушении ландшафта, и, следовательно, - в величине затрат на его восстановление.
Предлагается следующий вариант создания целевого регионального фонда рекультивации земель (рис. 1). Денежные средства будут поступать в фонд от предприятий-недропользователей, потенциальных пользователей рекультивированных территорий и от общества как добровольные взносы и пожертвования.
Денежные средства предприятий-недрополь-зователей будут поступать в виде периодических отчислений на время работы угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий с проектной мощностью и аккумулироваться.
Источник «платежи потенциальных пользователей рекультивированных территорий» предполагает использование денежных средств юридических и физических лиц, заинтересованных в рекультивации земли. При этом возможны варианты предоставления территорий в пользование согласно имеющимся планам стратегического развития территорий на тендерной основе, а также продажи с обязательствами проведения рекультивации на территориях уже нефункционирующих предприятий.
Структурные (процессуальные) компоненты любой деятельности состоят из идентификации потребности, цели, задачи, технологии,
По заявкам предприятий -недропользователей
Участки
«экологического
долга»
Рис. 1. Схема функционирования целевого регионального фонда рекультивации земель
действия и результата [1, 2]. Применительно к управлению созданием механизма, обеспечивающего процесс аккумулирования денежных средств, нужда в проведении качественной своевременной рекультивации определяется как потребность, необходимая для государства и общества в целом. Цель деятельности по достижению конечного результата (накопленные достаточные средства на проведение рекультивации) определяется самим субъектом управления (исполнительные органы государственной власти).
С учетом условий, требований и норм цель конкретизируется в набор задач. Задачей выступает создание регионального фонда рекультивации земель. Далее согласно данным работ [1, 2] определяется технология, посредством которой будет получен необходимый результат: накопленная сумма, необходимая для рекультивации, величина периодических отчислений и источник отчислений для аккумулирования финансовых средств фонда. Накопленная сумма по окончанию функционирования предприятия должна быть равна сумме на рекультивацию работ, определенную в проекте рекультивации на первом этапе жизненного цикла предприятия с учетом инфляционных изменений. Величина отчислений определяется исходя из накопленной суммы и срока работы предприятия с проектной мощностью. Источником отчислений выступает себестоимость добычи или переработки угля. Выполнение действия, а именно постоянное аккумулирование денежных средств, обеспечит необходимый результат деятельности. Основные
структурные компоненты деятельности по аккумулированию средств для рекультивации показаны на рис. 2.
Оценить деятельность по аккумулированию средств можно на основе использования крите-
Рис. 2. Структурные (процессуальные) компоненты деятельности по накоплению достаточной суммы, необходимой для рекультивации
риев оценки соответствия результата поставленной цели. Если результат носит положительный характер (да) и удовлетворяет субъекта, то деятельность по достижению цели считается законченной. Если результат носит отрицательный характер (нет), то есть не удовлетворяет субъекта, то идет процесс коррекции путем изменения характеристик таких структурных компонентов деятельности по достижению цели, как «технология» и «действие». Результатом деятельности является накопленная достаточная сумма денежных средств на проведение рекультивационных работ на территориях, где в настоящее время ведутся работы по добыче угля, а также по ликвидации «экологического долга».
Выводы. Решена задача определения структурных компонентов деятельности по аккумулированию денежных средств в целевом региональном фонде рекультивации земель.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Б у р к о в В.Н. Введение в теорию управления организационными системами / Под.
ред. Д.А. Новикова. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 264 с.
2. Н о в и к о в Д.А. Структура теории управления социально-экономическими системами [Электронный ресурс] Управление большими системами: сборник трудов -
2009. № 24: Режим доступа : http : //cyber-leninka.ru/article/n/struktura-teorii-up-ravleniya-sotsialno-ekonomicheskimi-siste-mami. Загл. с экрана (дата обращения 15.08.2013).
3. В о с к о б о й н и к о в М.П. Механизм финансирования ликвидационных работ угледобывающих организаций // Уголь.
2010. № 1. С. 11 - 16.
4. Некоммерческий фонд рекультивации нарушенных земель [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sicenter. ru/cata-log/Nauka/kemerovo/Tehnologii_i_razrabotki _SO_RAN/ecolchel (2001 - 2013). Загл. с экрана (дата обращения 10.07.2013).
О 2013 г. Т.В. Петрова, Е.Я. Франк Поступила 28 августа 2013 г.