№ 1 (42) ЯНВАРЬ 2014
ДИСКУССИЯ !
журнал научных публикаций
Т. В. Петрова, доктор экон. наук, профессор, Е. Я. Франк, аспирант, кафедра экономики и управления горным производством,
Сибирский государственный индустриальный
университет,
г. Новокузнецк, Россия,
ptrvt@mail.ru,
ele-frank@yandex.ru
СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТ
ПО РЕКУЛЬТИВАЦИИ В РЕСУРСОДОБЫВАЮЩИХ РЕГИОНАХ
В процессе производственной деятельности по добыче полезных ископаемых разрезы, шахты и рудники оказывают деструктивное воздействие на окружающую среду, в частности нарушают значительные площади земной поверхности ресурсодобывающих районов России. Обязательства по восстановлению окружающей среды регламентируются большим количеством законов, актов и постановлений, принятых государственными органами как федерального, так и регионального уровня. Например, в Кемеровской области вопросы рекультивации регулируются совокупностью нормативно-правовых документов, представленных на рисунке 1. Несмотря на это, темпы проведения работ по рекультивации в стране и регионе ниже темпов нарушения земель.
Поэтому государство, регионы, а также предприятия горнодобывающих отраслей в последнее время выделяют вопросы по восстановлению нарушенных земель в одно из приоритетных направлений по охране окружающей среды. Основным сдерживающим фактором выполнения рекультивационных работ является отсутствие финансовых средств В связи с этим актуальным является создание системы финансового обеспечения обя-
Процесс рекультивации достаточ но сложен и затратен и в финансовом плане требует отдельного централизованного подхода,
то есть все поступающие финансовые средства должны «стекаться» в единый фонд.
зательств недропользователей по рекультивации нарушенных территорий.
Современный механизм финансового обеспечения работ по рекультивации представлен на рисунке 2. Затраты на текущую рекультивацию относятся на себестоимость (материальные затраты, прочие затраты). Формирование источника для финансирования рекультивации территорий после закрытия предприятий не осуществляется.
В настоящее время государственные органы власти находятся в поиске эффективного финансового механизма осуществления рекультивации нарушенных земель. В качестве одного из вариантов финансового обеспечения работ по восстановлению земель предлагается принять положение о создании ликвидационных фондов, формируемых компаниями-недропользователями для финансирования мероприятий, обеспечивающих консервацию и ликвидацию горных выработок, восстановление природной среды, рекультивацию земель и благоустройство территорий 1.
Однако данная инициатива пока не нашла поддержки у собственников предприятий, которые считают, что «предложения Минприроды увеличат нагрузку на горнорудные компа-
! ДИСКУССИЯ
* журнал научных публикаций
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Государственная власть 1. Закон о недрах 2. Земельный кодекс РФ 3. Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы Муниципальная власть 1. Долгосрочная муниципальная целевая программа «Рекультивация нарушенных, восстановление деградированных земель и защита территории города Новокузнецка от неблагоприятных природных и техногенных процессов на период 2012-2017 гг.
Правовая основа
рекультивации
I
Региональная власть
1. Закон Кемеровской области № 11-ОЗ «Об устранении последствий негативного воздействия хозяйственной деятельности предприятий
на окружающую среду при их ликвидации»
2. Рекомендации депутатских слушаний по вопросам «Рекультивация
нарушенных земель Кемеровской области. Законодательное обеспечение деятельности по обращению с отходами производства»
Рис. 1. Правовая основа рекультивации земель в Кемеровской области
нии, из-за чего им, возможно, придется отказываться от создания новых производств, а то и закрывать предприятия, разрабатывающие месторождения с истощающимися запасами».2
На наш взгляд, процесс рекультивации достаточно сложен и затратен и в финансовом плане требует отдельного централизованного подхода, то есть все поступающие финансовые средства должны «стекаться» в единый фонд. Поэтому здесь необходимо разработать и реализовать отдельный (конкретный) механизм финансового обеспечения.
Еще в 2006 году в Кемеровской области «было предложено создание фонда рекультивации земель»3, модель некоммерческого фонда рекультивации нарушенных земель была разработана также Институтом экологии человека СО РАН 4 (рис. 3).
Несмотря на то что отдельные аспекты создания некоммерческого фонда достаточно проработаны, из предложенной модели не видно, чему будет равен и из каких финансовых источников будет формироваться целевой взнос в фонд.
Поэтому необходимо создать систему финансирования и распределения финансовых средств, предназначенных для про-
Предприятия ежемесячно отчисляют деньги в фонд, а по окончании работы передают
земельные участки на баланс территориального образования.
ведения работ по рекультивации. Авторами статьи предлагается следующий состав системы: предприятия-недропользователи, фонд рекультивации земель, региональные и местные органы власти, социум, подрядные организации. Рассмотрим функции каждого участника системы. Предприятия ежемесячно отчисляют деньги в фонд, а по окончании работы передают земельные участки на баланс территориального образования. Фонд выявляет приоритеты в очередности рекультивации отдельных территорий, проводит тендеры с привлечением подрядных организаций и финансирует работы. Органы власти — так же, как и фонд, участвуют в обосновании расходования средств и выполняют контрольную функцию в части обязательности выплаты денежных отчислений от предприятий в фонд. Функции общества заключаются в частичном финансировании работ по рекульти-- вации посредством добровольных взносов и пожертвований и выявлении направлений использования рекультивированного участка. Роль подрядных организаций заключается в выполнении работ по рекультивации в соответствии с договором подряда.
Система состоит из двух подсистем: система формирования финансовых средств
№ 1 (42) ЯНВАРЬ 2014
дискуссия
журнал научных публикаций
Предприятие I
Себестоимость продукции
Рис. 2. Современный механизм финансового обеспечения работ по рекультивации
Специализированные предприятия по рекультивации
Рис. 3. Модель некоммерческого фонда рекультивации земель
фонда (СФФСФ) и система распределения финансовых средств фонда (СРФСФ). В настоящей работе рассматривается только система формирования финансовых средств фонда (рис. 4). В базу данных системы поступает информация об объемах нарушений, о проектных затратах на рекультива-
цию, о средних затратах на биологическую и техническую рекультивацию 1 га (в том случае, если собственник намеренно не указал затраты на рекультивацию в проекте). Далее, на основе имеющихся данных, с помощью экономико-математического моделирования проводится обоснование выбора
®
дискуссия
журнал научных публикаций
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СФФСФ
X
Сбор данных
Постановка задач
1
Экономико-математическое моделирование
Обоснование вариантов источников для формирование финансовых средств фонда
Определение ежегодных отчислений в фонд
Корректировка величины отчислений
СРФСФ
Аккумулирование средств фонда
X
Распределение средств фонда
Финансирование Капитализация рекультивации
Рис. 4. Система финансирования и распределения финансовых средств для проведения работ по рекультивации
источников для формирования финансовых средств фонда (себестоимость и/или чистая прибыль). Затем, после выбора оптимального источника (такого источника, который обеспечит наименьшее снижение показателей эффективности работы предприятия — прибыль и рентабельность), осуществляется переход к определению ежегодных денежных отчислений предприятий в фонд. Определение их величины базируется на информации о масштабах нарушения по факту отработки угольного участка ьпредприятием и необходимых затратах на рекультивацию. Величина ежегодных отчислений в фонд зависит от текущих средних затрат на рекультивацию 1 га территории, нарушенной данным предприятием, и площади нарушенных им земель.
Денежные средства станут поступать в фонд рекультивации, деятельность которого должна базироваться на следующих принципах:
— целевое использование средств фонда только на работы по восстановлению нарушенных земель;
— обязательность осуществления работ по рекультивации в установленные сроки;
— взаимовыгодное сотрудничество недропользователей — фонда — государственных органов власти.
Таким образом, создание системы финансирования и распределения финансовых средств, необходимых для рекультивации,
позволит решить задачу восстановления нарушенных земель в регионе.
В последующих периодах возможна адаптация разработанной системы финансирования работ по рекультивации для регионов, в которых нарушение земель осуществляется предприятиями как добывающих, так и других отраслей промышленности. V
1. Энергетическая стратегия России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.worldenergy.ru/ pdiyES2030.pdf (дата обращения: 23.10.2013).
2. Кириллов А. Один процент — многовато будет? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. kuzrab.ru/rubriki/ekonomika/odin-protsent-mnogova-to-budet/(дата обращения: 05.11.2013).
3. Манаков Ю.А. Нарушенные земли Кузбасса. Путь решения проблемы — фонд рекультивации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ineca. ru/?dr=bulletin/arhiv/0129&pg=013 (дата обращения: 05.11.2013).
4. Некоммерческий фонд рекультивации нарушенных земель. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sicenter.ru/catalog/Nauka/kemerovo / Tehnologii_i_razrabotki_SO_RAN/ecolchel (дата обращения: 30.10.2013).