Научная статья на тему 'Разработка системы финансирования работ по рекультивации'

Разработка системы финансирования работ по рекультивации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
383
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ / LAND RECLAMATION / НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ / SUBSOIL USE / ПРЕДПРИЯТИЯ УГЛЕДОБЫВАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА / OPENCAST AND UNDERGROUND COAL MINES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Франк Е.Я.

В течение всего срока эксплуатации недр недропользователи практически не осуществляют мероприятий по рекультивации нарушенных земель, так как все природоохранные мероприятия требуют больших инвестиций. В настоящее время существующий механизм организации работ по рекультивации не обеспечивает проведение качественных и своевременных работ по восстановлению нарушенных земель. В статье рассмотрен вариант образования системы финансирования работ по рекультивации. В качестве механизма финансовых гарантий обеспечения выполнения масштабных работ по рекультивации предлагается формирование целевого регионального фонда финансирования работ по рекультивации земель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECLAMATION SUPPORT SYSTEM DEVELOPMENT

All the usage period long, subsoil users never set about the mined-land reclamation for the environment-oriented activity requires high investments. Currently existing land reclamation procedures fail to effect quality and timeliness reclamation of disturbed lands. The article discusses a reclamation financing scenario where it is suggested to establish a regional target financing fund as the financial guarantee of enforcement of mined-land reclamation in a big way.

Текст научной работы на тему «Разработка системы финансирования работ по рекультивации»

© Е.Я. Франк, 2013

УДК 622: 330.131 Е.Я. Франк

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАБОТ ПО РЕКУЛЬТИВАЦИИ

В течение всего срока эксплуатации недр недропользователи практически не осуществляют мероприятий по рекультивации нарушенных земель, так как все природоохранные мероприятия требуют больших инвестиций. В настоящее время существующий механизм организации работ по рекультивации не обеспечивает проведение качественных и своевременных работ по восстановлению нарушенных земель. В статье рассмотрен вариант образования системы финансирования работ по рекультивации. В качестве механизма финансовых гарантий обеспечения выполнения масштабных работ по рекультивации предлагается формирование целевого регионального фонда финансирования работ по рекультивации земель. Ключевые слова: рекультивация земель, недропользование, предприятия угледобывающего комплекса.

В настоящее время вопросы экологии занимают все более важное место в системе мировых приоритетов. Масштабные работы по изменению природы во благо человека стали приводить к негативным последствиям, как на вовлеченных в использование, так и на прилегающих к ним территориях. Это привело к неблагополучному состоянию окружающей среды и серьезным экологическим проблемам, к числу которых относится проблема нарушенных земель.

Способом обеспечения сохранности и восстановления нарушенных земель выступает рекультивация, которая в современном мире - в период рыночных отношений и стремлении получить максимальную прибыль, не относится к числу приоритетных направлений деятельности предприятий.

Кемеровская область является центром угледобычи России, и поэтому наиболее остро ощущает на себе несоответствие объемов нарушения и восстановления земель, то есть нарастание «экологического долга» [1].

В настоящее время механизм процесса рекультивации на предприятиях угледобывающего комплекса можно представить следующим образом (рис. 1).

Согласно Закона о недрах, в лицензионном соглашении содержатся порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель. Один из пунктов этого документа оговаривает обязательность завершения рекультивации нарушенных участков, приведение их в состояние, пригодное для дальнейшего использования в соответствие с ландшафтными и рекреационными особенностями. Также в лицензионном соглашении указывается период, когда обеспечивается достижение производственной мощности.

В «Основных положениях о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», прописаны общие требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель. Эти требования являются

Закон о недрах

Л

Постоянная

комиссия

\/

Во.сст'Оир б леииае земли /у' участка

Рис. 1. Современный механизм организации работ по рекультивации

обязательными для использования всеми юридическими, должностными и физическими лицами. Там же прописаны цели и этапы рекультивации, земли, подлежащие рекультивации;

порядок приемки и передачи рекультивированных земель, их учет; контроль за рекультивацией земель и ответственность за невыполнение обязанностей по рекультивации [2]. На

основании этих положений во всех муниципальных образованиях созданы решением органов местного самоуправления Постоянные Комиссии для организации приемки (передачи) рекультивированных земель. По результатам работы Постоянной Комиссии оформляется Акт приемки-сдачи рекультивированных земель, который является фактом принятия земель на баланс города [3].

Все предприятия - недропользователи, в том числе и угледобывающие, составляют проект рекультивации, в котором прописываются краткая характеристика участка, подлежащего рекультивации, этапы рекультивации, сметная стоимость работ и т.д. Стоит сказать, что в данный момент, затраты на рекультивацию согласно «Инструкции по планированию, учёту и калькулированию себестоимости добычи и обогащения угля (сланца)» [4] относятся к текущим природоохранным затратам. И отражаются в элементе «Материальные затраты», как стоимость природного сырья ( на рекультивацию земель). Фактически многие угледобывающие предприятия включают затраты на рекультивацию в элемент себестоимости «Прочие затраты».

Как правило, проект рекультивации предусматривает минимальные затраты, что не обеспечивает соответствия новых ландшафтных и рекреационных характеристик рекультивированных территорий тем характеристикам, которыми они обладали до начала их эксплуатации. Зачастую, мероприятия по рекультивации сводятся к посадке наиболее неприхотливого растения - облепихи. Основным сдерживающим фактором осуществления полноценной рекультивации является нежелание собственников угледобывающих предприятий нести большие финансовые затраты на реа-

лизацию качественных мероприятий по рекультивации на завершающем этапе жизненного цикла работы предприятия.

В настоящее время за рубежом применяются различные механизмы финансовых гарантий обеспечения выполнения рекультивации (облигации с гарантией, кредитное письмо, целевые фонды, страхование). Согласно исследованиям зарубежных и отечественных ученых [5, 6] оптимальным механизмом финансовых гарантий рекультивации территорий является целевой фонд. Но вопрос о том, какие средства должны быть направлены на формирование такого фонда остается открытым, также как и вопрос о величине этих средств.

Для финансирования масштабных работ по рекультивации в конце жизненного цикла предприятия предлагается формирование целевого регионального фонда финансирования работ по рекультивации земель, о возможности работы которого в Кузбассе говорится уже давно.

Предлагаемая система финансирования работ по рекультивации представлена на рис. 2. В специализированный фонд будут поступать денежные средства предприятий углепромышленного комплекса, которые достигли своей производственной мощности Рпр на этапе V (рис.3) по истечении пятого этапа жизненного цикла Суммарная величина отчислений денежных средств каждым предприятием в фонд рекультивации должна быть достаточной для покрытия затрат на работы по рекультивации земель, нарушенных этим предприятием.

Возможно создание такого механизма финансирования фонда, при котором также будет осуществляться частичная рекультивация земель, нарушенных ранее ликвидированными

Координационный орган \!

Рис. 2. Предлагаемая система финансирования работ по рекультивации

ЛодычаД

Рис. 3. Этапы жизненного цикла угледобывающего предприятия

предприятиями. Для этого необходимо предусмотреть увеличение величины денежных отчислений работающими предприятиями на 2-3 % больше величины денежных средств, достаточной для рекультивации нарушенных ими участков. Это решение позволит сократить разницу в величине площадей нарушенных и рекультивированных земель и уменьшить «экологический долг».

В дальнейшем возможно использование фондов добровольных пожертвований юридических и физических лиц, а также потенциальных пользователей территорий. Банк заявок на проведение рекультивации формируется за счёт предприятий-недрополь-

1. Мекуш Г.Е. Кемеровская область. Устойчивое развитие: опыт, проблемы, перспективы. — М.: Институт устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации/Центр экологической политики России, 2011. — 62 с.

2. Приказ от 22.12.1995 г. «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», утверждены Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. N 525/67 -Режим доступа: http://poisk-zakona.ru/219221.

ЫтНдата обращения 10.07.2013).

3. Малахов С.М. Полномочия федерального экологического контроля за рекультивацией. ЭКО - бюллетень ИнЭкА - 2008. - №4 (129) - Режим доступа: http://ineca.ru/ /?аг=ЬиЫт/агЫу/0129&рд=011 - (2001 -2013). Загл. с экрана.

зователей после отработки ими всех запасов угля лицензионных участков, а также за счёт других организаций.

Координирующая функция государственных органов власти проявится в совместной с фондом деятельности по определению очередности участков на рекультивацию. Контролирующая функция - в мониторинге деятельности по рекультивации и организации работ по выявлению дальнейшего направления использования рекультивированного участка.

Создание и работа единого регионального фонда рекультивации будет способствовать оздоровлению окружающей среды и улучшению качества жизни региона.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

4. «Инструкции по планированию, учёту и калькулированию себестоимости добычи и обогащения угля (сланца)» - Режим доступа:

http://docs.cntd.ru/document/901738717-(д ата обращения 10.07.2013).

5. Робинсон П. Варианты механизмов финансовых гарантий соблюдения стандартов рекультивации на горнодобывающих предприятиях. Общественный информационный ресурс о горнодобывающей отрасли России. Режим доступа: http://www.miningwatch.ru/content/view/22

1/101/ - 2007. - Загл. с экрана.

6. Воскобойников М.П. Механизм финансирования ликвидационных работ угледобывающих организаций / М.П. Воско-

бойников // Уголь. - 2010. - №1. -С.11-16. ЕШ

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -

Франк Е.Я. - аспирант кафедры экономики и управления горным производством, Сибирский государственный индустриальный университет, rector@sibsiu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.