Научная статья на тему 'Структурные изменения в управлении устойчивым развитием в сфере здравоохранения'

Структурные изменения в управлении устойчивым развитием в сфере здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
223
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / МЕДИЦИНСКАЯ УСЛУГА / ИНСТРУМЕНТЫ / КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / СТРУКТУРИРОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / РЫНОК / HEALTH CARE / MEDICAL SERVICE / TOOLS / QUALITY OF MEDICAL CARE / FINANCING OF MEDICAL CARE / STRUCTURING OF MEDICAL CARE / MARKET

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Швец Ю.Ю.

В статье обоснована многовекторность развития системы здравоохранения Российской Федерации. Функционирование медицинских организаций, взаимодействие спроса и предложения на рынке медицинских услуг, мотивационные рычаги к оказанию качественной медицинской помощи определяются в системе векторов взаимодействия основных факторов и механизмов здравоохранения. Процессы и стратегии, влияющие на здоровье отдельных людей, включают не только те, которые относятся непосредственно к здравоохранению, но и социальные, фискальные (налогово-бюджетные), торговые и экологические стратегии государства. Обоснованы основные направления, задачи развития Национальной системы здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Швец Ю.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL CHANGES IN THE MANAGEMENT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF HEALTH CARE SPHERE

Structural changes in the health care system and the creation of a socially-oriented market-based integrated system of medical care. The article substantiates the multi-vector development of the healthcare sector of the Russian Federation. The functioning of medical institutions, the interaction of supply and demand in the market of medical services, motivational levers for the provision of quality medical care are defined in the system of vectors of interaction of the main factors and mechanisms of health care. Processes and strategies that affect the health of individuals include not only those that relate directly to health, but also social, fiscal (fiscal), trade and environmental policies of the state. The main directions, tasks of development of the National Health System are substantiated.

Текст научной работы на тему «Структурные изменения в управлении устойчивым развитием в сфере здравоохранения»

18. Горидько, Н.П. Точки роста региональной экономики и регрессионная оценка отраслевых инвестиционных мультипликаторов / Горидько Н.П., Нижегородцев Р.М. // Экономика региона. — 2018. — Т. 14, вып. 1. — С. 29-42.

19. Швец, И.Ю. Управление пространственным развитием региона: Монография / Швец И.Ю., Швец Ю.Ю. - М.: Онтопринт, 2016. - 402 с.

REGIONAL DIFFERENTIATION OF INVESTMENT AND INTEGRATION PROCESSES -

MULTIPLICATION EFFECTS

Shvets I.Yu.12

1 Institute of Control Sciences. V.A. Trapeznikova Russian Academy of Sciences, Moscow 2 Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Moscow,

Annotation. The article considers the regional differentiation of investment and integration processes, including multiplicative effects that arise due to positive or negative regional integration. From a geographical point of view, the spatial characteristics of multiplicative effects are of particular interest. They include the geographical range of multiplicative effects on a local or regional scale, as well as the factors that determine this range. In addition to the differences arising from the nature of economic activity, characteristics unique to a given city or region also play an important role. Such characteristics determine the region's ability to capture multiplier effects, while meeting new demand. This ability tends to grow with the size of the region. Also the position of the city in the urban hierarchy is also an important factor. Developed regions have a more diversified economy, which allows to increase the multiplier effect. The spread of multiplicative effects outside the region is inversely proportional to the size of the region. The smaller the region, the greater the multiplier effects in the local economy. Keywords: region, regional differentiation, investment and integration processes, multiplication effects.

УДК 338.4(075)

СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В УПРАВЛЕНИИ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ В

СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Швец Ю.Ю.1,2

1 Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова Российская академия наук, 117997, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 65 2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 125993, г. Москва, Ленинградский пр-т, 49-55

Аннотация. В статье обоснована многовекторность развития системы здравоохранения Российской Федерации. Функционирование медицинских организаций, взаимодействие спроса и предложения на рынке медицинских услуг, мотивационные рычаги к оказанию качественной медицинской помощи определяются в системе векторов взаимодействия основных факторов и механизмов здравоохранения. Процессы и стратегии, влияющие на здоровье отдельных людей, включают не только те, которые относятся непосредственно к здравоохранению, но и социальные, фискальные (налогово-бюджетные), торговые и экологические стратегии государства. Обоснованы основные направления, задачи развития Национальной системы здравоохранения.

Ключевые слова: здравоохранение, медицинская услуга, инструменты, качество медицинской помощи, финансирование медицинской помощи, структурирование медицинской помощи, рынок.

ВВЕДЕНИЕ

В российской системе здравоохранения произошли серьезные изменения за последние годы, которые направлены на повышение качества медицинских услуг, переход к одноканальной модели финансирования медицины, а также регулирование деятельности общественно-значимых организаций и др. Реализация вышеперечисленных изменений на практике, требует пересмотра

концепции государственного регулирования в сфере здравоохранения, а сохранение здоровья нации является стратегическим ориентиром для государственной политики.

АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ; МАТЕРИАЛОВ, МЕТОДОВ

Рынок медицинских услуг имеет огромный потенциал роста. Среди российских авторов, изучающих экономические аспекты здравоохранения, следует отметить: Н.С. Григорьеву [1], И.М. Шеймана [2], C.B. Шишикина [3] и др. В ряде исследований этих авторов представлено освещение отдельных вопросов, отражающих наиболее существенные проблемы развития и реформирования национальных систем здравоохранения. В работах М.А. Губина [4], Н.С. Григорьева [1], И.А. Омаров [5], Ю.Ю. Швец [6, 7] большое внимание вопросам развития рынка медицинских услуг России. В исследованиях этих авторов значительное внимание уделяется сравнительным сопоставлениям основных индикаторов развития здравоохранения. Вопросы развития лечебно-оздоровительных услуг в России рассмотрены в работах следующих авторов: С.В. Шишкин, Е.Г. Потапчик, Е.В .Селезнева [8], Сасковец А.А. [9], П.А. Герасимов [10] и др.

ЦЕЛЬ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель статьи является провести анализ структурных изменений в системе здравоохранения и создания социально-ориентированной рыночной интегрированной системы оказания медицинской помощи.

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

Основным законом регулирующим сферу здравоохранения является Ф3-323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Согласно Ф3-323, охрана здоровья граждан -это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи [11 (Пункт 2 статьи 2)].

Под здравоохранением понимаются социальные, экономические и медицинские мероприятия, которые направлены на сохранение и повышение здоровья граждан, а система здравоохранения представляет собой совокупность лиц, органов власти и местного самоуправления, которые имеют права на осуществление деятельности в области здравоохранения в соответствии с законами и иными нормативно-правовыми актами РФ с целью сохранения здоровья и оказания медицинской помощи. Государственное регулирование рассматривается как система мер, применяемых государством для управления системой здравоохранения и ее модернизацией.

Главным регулирующим органом в сфере здравоохранения является Министерство здравоохранения РФ и субъектов, управления при администрациях муниципалитетов, принимающие участие в реализации и разработке государственной политики по данному направлению.

Рассмотрим структуру департаментов Министерства здравоохранения на рисунке 1.

Согласно сп. 2 ст. 41 Конституции РФ, статей 12, 13 и 14 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, в РФ выделяют три системы здравоохранения: государственную, муниципальную; частную.

К государственной системе относятся федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья граждан и их территориальные органы, например, Российская академия наук, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья граждан, а также подведомственные им медицинские и фармацевтические организации.

Муниципальная система здравоохранения включает в себя органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья граждан, а также подведомственные им медицинские и фармацевтические организации.

Рис. 1. Структура департаментов Министерства здравоохранения*

*Источник: составлено на основании Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 декабря 2013 г. № 1160 "Об утверждении структуры Министерства здравоохранения Российской Федерации"

Можно объединить государственную и муниципальную системы здравоохранения в «общественную систему здравоохранения», а к частной системе относят все медицинские и фармацевтические организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья граждан, которые были созданы юридическими или физическими лицами.

Рассмотрим организационную структуру системы здравоохранения (рис. 2).

Рис. 2. Организационная структура здравоохранения*

*Источник: [12]

Субъекты частной системы здравоохранения вправе наряду с государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения участвовать в реализации государственной политики в сфере здравоохранения, формирования рынка медицинских услуг, решении задачи обеспечения граждан квалифицированной медицинской помощью. Деятельность частных организаций здравоохранения основывается на принципах применения единых в сфере

здравоохранения нормативных правовых актов, стандартов медицинской помощи и этических норм.

Выделять государственную, муниципальную и частную системы можно достаточно условно, правильнее считать систему здравоохранения единой в Российской Федерации в рамках которой существуют три сектора, подчиненные решению комплекса задач по сохранению и укреплению здоровья граждан.

Сегодня в России последовательно реализуется государственная политика в сфере здравоохранения, что подтверждается принятием новых нормативно - правовых актов, являющихся важной правовой основой усиления роли государства в решении проблем охраны здоровья населения. К нормативно - правовым актам, регулирующим отдельные направления медицинской деятельности, можно отнести:

1. Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», который устанавливает правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней.

Основные направления деятельности государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней представлены на рисунке 3.

Гарантии гражданам

доступность профилактических прививок бесплатное проведение профилактических прививок государственный контроль качества и эффективности медицинских препаратов использование иммунобиологических препаратов Права граждан

Обязанности граждан

получение полной информации получение бесплатных прививок прохождение медицинского обследования соц проддержка при осложнения вызванных вакцинацией

выполнять предписания медицинских работников подтверждать отказ от профилактических прививок в письменной форме

Рис. 3. Государственная политика в области иммунопрофилактики*

*Источник:[ 13]

Финансовое обеспечение противоэпидемических мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней, а также проведение профилактических прививок, включенных в Национальный календарь профилактических прививок, является расходным обязательством Российской Федерации.

Практическое осуществление иммунопрофилактики обязаны обеспечивать Федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, а также органы управления здравоохранением субъектов РФ.

К профилактическим прививкам, включенным в Национальный календарь, относятся прививки против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита и гриппа. В государственных, муниципальных или частных учреждениях (организациях) здравоохранения, при наличии лицензий на медицинскую деятельность проводятся профилактические прививки гражданам.

Медицинские иммунобиологические препараты, используемые для иммунопрофилактики, подлежат обязательной сертификации.

2. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», направленный на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду [14].

3. Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», устанавливающий правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав человека и гражданина, общедоступности при оказании противотуберкулезной помощи больным туберкулезом и лицам, находящимся в контакте с больным туберкулезом. Нуждающиеся в противотуберкулезной помощи получают ее в медицинских противотуберкулезных организациях, имеющих соответствующие лицензии.

4. Продолжительность жизни населения России значительно меньше, чем в большинстве развитых странах и это связано в первую очередь с нарушением полноценного, рационального питания. Как известно, питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье население. Правительство Российской Федерации утвердило Постановление № 917 от 10 августа 1998 года. «Концепция государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 г.», в котором обозначена государственная политика в области здорового питания как «комплекс мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей различных групп населения в рациональном, здоровом питании с учетом их традиций, привычек и экономического положения, в соответствии с требованиями медицинской науки». В данной Концепции были определены цели, задачи, принципы, основные направления и механизм реализации государственной политики в области здорового питания, а также утвержден план мероприятий реализации концепции.

В исполнении п. 4 Плана мероприятий 02 января 2000 г. был принят Федеральный закон № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Данный закон регулирует отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека. Согласно ст. 10 Закона № 29-ФЗ новые пищевые продукты, материалы и изделия, изготовленные в РФ подлежат государственной регистрации.

Рассмотрим основные моменты действующей Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации на долгосрочный период с 2015 по 2030 гг.

Принципами стратегии является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение прав государственный гарантий, связанных с правами, приоритетами является охрана здоровья детей, профилактика, а также открытость и доступность медицины, и ее инновационное развитие.

Цели здравоохранения, согласно Концепции, является достижение максимального уровня развития здравоохранения с рациональным использованием ресурсов страны и формированием национальной системы, объединяющей все медицинские службы разных форм собственности и принадлежности в рамках единого правового регулирования и единых требований к доступности и качеству медицинской помощи, квалификации сотрудников и государственного контроля.

Основные направление развития Национальной системы здравоохранения:

1. Программа государственных гарантий и ее совершенствование

2. Развитие системы ОМС, на основе страховых принципов и социального равенства.

3. Развитие помимо обязательного медицинского страхования, дополнительного страхования для тех, кто не подходит по программе госгарантий оказания бесплатной медпомощи.

4. Развитие ГПЧ в области здравоохранения (государственно-частное партнерство).

5. Развитие некоммерческих профорганизаций по территориальным и профессиональным профильным принципам.

6. Аккредитация медработников (обязательная).

7. Вертикальная система надзора и контроля.

8. Развитие информатизации здравоохранения.

9. Развитие обеспечения медпрепаратами и его совершенствование.

10. Инновационное развитие на основе последний технологий в биомедицине и фармакологии.

11. Развитие системы общественного контроля и диалога с обществом.

12. Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья и повышение роли России в глобальном здравоохранении.

Для достижения вышеперечисленных целей в области здравоохранения, поставлены 12 задач, решение которых позволит достичь максимального уровня развития здравоохранения [15].

Рассмотрим задачи развития национальной системы здравоохранения:

1. Совершенствование государственных гарантий.

Необходимо четкое определение понятий медицинской помощи, ее видов и условий, конкретизация ее оказания и доступности, с учетом приоритета по профилактике и развитием передвижных форм предоставления мед. услуг. К профилактическим мерам можно отнести популяризацию здорового образа жизни, для сохранения активности населения и долголетия жизни.

Реализация формирования ЗОЖ включает:

• информирование населения, в том числе молодежи и детей о правилах ЗОЖ, последствиях употребления наркотических, табачных и алкогольных веществ;

• проведение исследований о последствиях приема вредных веществ для обоснования и совершенствования законодательных актов;

• установка методов испытаний и измерения состава изделий табака и их соответствие нормам ВОЗ,

• совершенствование контроля и нормативов по содержанию токсических веществ;

• создание системы отслеживания распределения табачных продуктов;

• обеспечение здорового и безопасного питания для всех возрастных групп и обучение населения по правильному питанию, в том числе с применением специальных организаций;

• меры по развитию двигательной активности, стимулированию к спорту, как направление гимнастики на производстве, так и развитие лечебной физической культуры.

Требуется усиление контроля о состоянии рабочих мест, их соответствие нормам и профилактике профессиональных заболеваний. Индивидуальная профилактика включает наблюдение женщин во время беременности, а также после рождения, диспансеризацию населения по наиболее рискованным группам, хроническим болезням и др., иммунизацию населения в рамках профилактики инфекций.

Диспансеризация, введенная в 2013 году будет продолжена и распространена на все возрастные группы, а ежегодно будет осмотрено не менее 23% от населения, в результате будут назначение лечебные мероприятия.

В рамках развития первой помощи будет внедрено протоколы наблюдения, выездные патронажные службы с портативными устройствами диагностики и оборудованием. В дневных стационарах будет распределено объем пациентов по дополнительным обследованиям из круглосуточного пребывания для снятия избыточной нагрузки при оказании медицинской помощи.

Информационное развитие с применением служб навигации ГЛОНАСС, позволит более оптимально распределять нагрузку и ускорить доставку больных в стационары, с учетом «временных окон» и сократить время их транспортировки.

При поступлении больных в чрезвычайном положении необходимо оказывать сортировку по тяжести и состоянию пациентов для оказания наибольшему числу одновременно. С 2015 года финансовое обеспечение скорой медицинской помощи будет осуществляться полностью из базовой программы ОМС. Особое внимание уделяется ВМП (высокотехнологической) помощи, объемы которой к 2017 году увеличатся до 750 тысяч человек в год. Финансирование ВМП будет осуществляться частично из средства ОМС, только 459 методов, а остальное за счет программы федерального бюджета и распределения между региональными учреждениями. Предполагается увеличением методов в базовой программе ОМС, а также исследовательские деятельность и новые схемы лечения и диагностики заболеваний.

2. Развитие ОМС предполагает:

- единый норматив финансирования на подушевого норматива для сбалансированного регионов и устранения диспропорций каждого из субъектов;

- способы оплаты медицинской помощи по результатам деятельности, для повышения эффективности;

- единая тарифная политика с ОМС определит оптимальные расходы на оказание помощи в разрезе групп заболеваний;

- совершенствование механизмов контроля использования средств ОМС для усиления ответственности руководителей за результаты деятельности и установка вертикального режима управления, включая согласование назначения на должность и увольнения;

- усиление ответственности должно включать меры за нецелевое использование, нарушение сроков и обязанностей, а также другие грубые нарушения в сфере здравоохранения;

- внедрение финансово-экономических менеджеров, прошедших подготовку в области экономики здравоохранения, для взаимодействия с главврачами и органами управления;

- механизмом регулирования станет зависимость зарплаты от результатов деятельности медицинского фонда;

- аккредитация экспертов по качеству, для снятия барьеров между медицинскими организациями и экспертами;

- повышение среди пациентов мотивации к экономному использованию медуслуг с целью рационального использования путем оплаты через механизмы добровольного медицинского страхования;

- развитие принципов страхования для повышения ответственности за эффективность расходов и переход от административных платежей по факту услуг, к частичному возложению рисков по оплате на страховые медицинские организации.

В целях совершенствования распределения средств по результатам объемов, сроков и качества медицинских услуг, предусмотрено: перераспределение 50% средств за санкции и нарушения в резервных фонд предупредительных мер ОМС, а также расширение расходов за счет страхового запаса на предотвращение и ликвидацию причин некачественных услуг. За счет резерва будет проведены повышение квалификации персонала, получение сертификатов и развитие материальной базы медицинских учреждений. Повышение уставного капитала в страховых компаниях с 60 до 120 миллионов рублей позволит добиться финансовой устойчивости компаний, а также развитие так называемых «участковых» страховых агентов - сотрудников страховой медицинской организации с закрепленным контингентом застрахованных лиц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Развитие добровольного медицинского страхования, дополнительного к ОМС (ОМС+).

Данная мера предусматривает разделение платных и бесплатных услуг, для лиц, не входящих

в базовую программу ОМС, а организациям в сфере ОМС будет запрещено заниматься платными видами услуг. Для повышения привлекательность для граждан будет осуществляться налоговый вычет путем уменьшения налоговой базы по объему страхования. Причем стоимость страхования будет начисляться в зависимости от здоровья граждан, вредных привычек, прохождения диспансеризации и т.д. Программа позволит легализовать платежи населения за дополнительные медицинские услуги и перейти к более цивилизованному способу взаимодействия в сферах обязательного и добровольного страхования. Для населения появится возможность выбора услуг, которые не включены в программу, а также привлечь дополнительные денежные средства в программу здравоохранения.

4. Развитие ГПЧ (государственно-частного партнерства).

Ключевые направлениями по внедрению являются: принятие закона, разработка механизмов окупаемости, мер государственной поддержки, финансового обеспечения долгосрочных проектов ГПЧ, сопровождение органами местного самоуправления от идеи до осуществления проекта, запуск пилотных проектов развития инфраструктуры, подготовка предложений необходимых к рассмотрению по совершенствованию развития здравоохранения с привлечением внебюджетного финансирования на принципах партнерства.

5. Развитие некоммерческих организаций и создание вертикальных медицинских систем.

С целью развития здравоохранения, предполагается содействие медицинским НКО в формировании по территориальному и профильному признаку, создание необходимых условий деятельности, обеспечения квалификации и аккредитации, создания вертикально интегрированных систем на всех уровнях, с привлечением специалистов власти и медицинских

научно-практических центров, введения принципов саморегулирования профессиональной деятельности медицинских работников.

6. Введение обязательной аккредитации медицинских работников.

Аккредитация предполагает оценку профессиональных знаний посредством тестирования, а также компетенции в условиях аттестационного центра, а решение будет принято национальным центром в сопровождении экспертов с участием профессиональных некоммерческих организаций и представителей работодателей.

Таким образом, специалист-медик, с высшим медицинским образованием должен работать 3 года в организации первой помощи, далее по окончании продолжать в качестве врача-специалиста свою профессиональную деятельность и получить свидетельство об аккредитации.

7. Выстраивание вертикальной системы контроля и надзора в сфере здравоохранения предусматривает:

• системный подход, создание центрального контроля за качеством медицинской работы, внедрение СМК (системы менеджмента качества) и безопасности медицинских услуг, а также разработку рисков при осуществлении деятельности;

• с целью надзорной деятельности и управления рисками, создать классификацию опасности, примерять в зависимости от класса такие режимы регулирования, периодичность проверок и отсутствие проверок в наименее опасных объектах, внедрение системы управления рисками и принципов прозрачности деятельности контрольных и надзорных органов;

• в единой правовой системе конкретизировать состав правонарушений, уголовную ответственность, а также ответственность при нарушении оказания медицинской помощи,

• обеспечить открытость информации;

• развить кадровый потенциал с помощью непрерывного образования и повышения мотивации медицинских работников.

8. Создание единой государственной электронной информационной системы:

• обеспечение информационного воздействия на основе современных технологий;

• информация для пациентов и медработников с целью повышения качества, а специалистов для повышения эффективности работы и использования ресурсов;

• внедрение электронных медицинских карт, интеграция информационных систем;

• исключить дублирование информации;

• обеспечить связь между медиками для удаленного консультирования врачей;

• создание единой системы диспетчеризации.

9. Обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

С целью повышения качества и доступности лекарств и мед. изделий, необходимо совершенствование:

• нормативно-правового регулирования;

• стандартизации качества на основе государственной фармакопеи;

• мер госконтроля в сфере обращения лекарств;

• регулирования цен;

• обеспечение рационального использования препаратов и изделий;

• формирования перечня лекарственных препаратов;

• обеспечения больных лекарствами по программе «7 нозологий» на базе регистров.

10. Ускорение инновационного развития отечественного здравоохранения.

На основе результатов биоинноваций и фармакологических исследований, будет реализован комплекс мер по созданию новых технологий и инновационных продуктов, внедренных в систему здравоохранения. Планируется создание федеральных научных центров с функциями координации, руководства и организации медицинских инноваций в рамках новых методов профилактики, диагностики и лечения в медицинских организациях и координации подготовки и повышения квалификации медицинских работников соответствующего профиля.

В медицине будет осуществлена взаимосвязь инновационных циклов, система интеграции исследований и инноваций, оказание высокотехнологической медицинской помощи и включение инноваций в практику здравоохранения.

11. Расширение открытого диалога с гражданским обществом, развитие общественного контроля.

С целью открытого диалога госвласти с потребителями медицинских услуг, необходимо обсуждение решений в сфере охраны здоровья путем создания советов, экспертных и консультативных органов, системы независимой оценки качества работы мед. организаций в рамках оказания бесплатной медицинской помощи.

12. Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья и повышение роли России в глобальном здравоохранении.

ВЫВОДЫ

Реформа здравоохранения, развитие медицинских технологий, появление новых угроз способствуют тому, что понятие качества из года в год набирает все большего значения. В частности, сектор здравоохранения очень чувствителен к вопросам качества. Когда речь идет о жизни и здоровье человека, высокое качество медицинских услуг должно быть бесспорным и обязательным. Поэтому нельзя пренебрегать требованиями к качеству здания медицинского учреждения, имеющемуся медицинскому оборудованию и аппаратуре или к используемым современным технологиям и изделиям медицинского назначения. Кроме того, следует обратить особое внимание на квалификацию персонала, а также факторы, которые в наибольшей степени могут повлиять на качество предоставляемых услуг, такие как неблагоприятные события, внутрибольничные инфекции или медицинские ошибки.

Важным направлением развития является формирование международных отношений со странами СНГ, Евразийского экономического союза, а также Азиатско-тихоокеанского региона, Латинской Америки и стран Африки. Нужно повысить роль РФ в сфере охраны здоровья, продвигать медицинские продукты на мировой рынок, разрабатывать предложения по совершенствованию услуг, поддерживать отношения с другими странами и вести координированные действия российских ведомств, участвующих в международных отношениях в сфере охраны здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. 1. Григорьева, Н.С. Политика государства в области здравоохранения: международный опыт и Россия. / Автореф. дис. ... доктора политических наук: 23.00.02. - М., 1999. - 49 с.

2. Шейман, И.М. Зарубежный опыт интеграционных процессов в здравоохранении / И.М. Шейман // Менеджер здравоохранения. - 2012. - № 8. - С. 19-25.

3. Шишкин, С. Частный сектор здравоохранения в России: состояние и перспективы развития / Шишкин С., Потапчик Е., Селезнева Е. // Вопросы экономики. - 2013. - №4. - С. 96-102.

4. Губина, М.А. Развитие здравоохранения в условиях глобализации: мировой опыт. Автореф. дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.14 / Губина М.А. - С.-Пб., 2009. - 22 с.

5. Омаров, И.А. Рынок добровольного медицинского страхования развитых зарубежных стран. Опыт России. - М.: Научная книга, 2008. - 188 с.

6. Швец, Ю.Ю. Актуальные проблемы развития системы здравоохранения на региональном уровне // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Экономика. -2017. - №1 (11). - С. 55-63.

7. Швец, Ю.Ю. Анализ процессов модернизации системы здравоохранения в России и результаты их влияния на качество медицинских услуг // Путеводитель предпринимателя. - 2017. - № 34. - С. 322-332.

8. Шишкин, С.В. Роль частных медицинских организаций в российской системе здравоохранения / Шишкин С.В., Потапчик Е.Г., Селезнева Е.В.// XIII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. / Отв. ред.: Е.Г. Ясин. - Кн. 3. - М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. - С. 238-247.

9. Сасковец, А.А. Современные формы финансирования здравоохранения: опыт зарубежных стран и России. Автореф. дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.14 / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - М., 2006. - 28 с.

10. Герасимов, П.А. К вопросу о конкурентоспособности отечественного рынка медицинских услуг в мировом масштабе. Россия и медицинский туризм // Независимое отраслевое информационно-аналитическое издание для профессионалов здравоохранения Ремедиум, 2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://viperson.ru/articles/pavel-gerasimov-rossiya-i-

meditsinskiy-turizm-konkurentosposobnost-otechestvennogo-zdravoohraneniya-v-mezhdunarodnom-та88Ы;аЬе.

11. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016) с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi7req =doc;base=MED;n=44531#07683417405003927.

12. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / О.П. Щепин, В.А. Медик. - М.: Гэотар Медиа, 2011. - 592 с.

13. Об иммунопрофилактике инфекционных болезней. Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20315/.

14. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22481/.

15. Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015 - 2030 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ucgb. org/documents/Strategij a%20razvitij a%20zdravoohranenija%202015 -2030.pdf.

16. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/71848440/.

STRUCTURAL CHANGES IN THE MANAGEMENT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

OF HEALTH CARE SPHERE

Shvets Y.Y.1'2

1 Institute of Control Sciences. V.A. Trapeznikova Russian Academy of Sciences, Moscow 2 Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Moscow,

Annotation. Structural changes in the health care system and the creation of a socially-oriented market-based integrated system of medical care. The article substantiates the multi-vector development of the healthcare sector of the Russian Federation. The functioning of medical institutions, the interaction of supply and demand in the market of medical services, motivational levers for the provision of quality medical care are defined in the system of vectors of interaction of the main factors and mechanisms of health care. Processes and strategies that affect the health of individuals include not only those that relate directly to health, but also social, fiscal (fiscal), trade and environmental policies of the state. The main directions, tasks of development of the National Health System are substantiated.

Keywords: health care, medical service, tools, quality of medical care, financing of medical care, structuring of medical care, market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.